Аннотация: Все майданы на постсоветском пространстве - это отголоски и повторения майдана 1991 года, случившегося в Москве
Причина всех майданов (цветных революций) на постсоветском пространстве, как и проблема, тоже одна.
И причина эта - вы наверное удивитесь - вовсе не желание госдепа менять власть в разных республиках бывшего СССР в ущерб России. Госдеп - просто соучастник переворотов, спонсор и поставщик технологии, но никак не главная движущая сила и не исполнитель.
Движущая сила у майданов двойная.
Одна часть силы - это рвущиеся к власти дельцы, представители элиты, которым недостаточно той власти, которую они имеют в домайданный момент.
Другая часть силы - это часть общества, которая устала ждать улучшений своей жизни от прежней власти, недовольна прежней политикой и хочет круто изменить жизнь страны, а заодно и свою жизнь. Или наоборот - свою жизнь, а заодно и жизнь страны.
Две указанных силы объединяет одно - острое желание сделать сальто и оказаться...
Первые (элита, дельцы) хотят оказаться верхом на золотых унитазах, с которых будут скинуты предшественники.
Вторые (часть народа) хотят оказаться в красивых иномарках, в кружевных трусах, с баблом и шенгенской визой в кармане. Детализация желаний, разумеется, может меняться.
Как уже было показано в предыдущем тексте, первые (дельцы) обычно добиваются своих целей (хотя и не все поголовно), а вторые (народ) очередной раз оказываются у разбитого корыта, в лучшем случае возвращаются к своему прежнему положению, а в худшем меняют прописку на кладбище, а квартиры на гробы.
А госдеп...
Госдеп выступает поставщиком технологии переворота, консультантом, соучастником, инвестором. И получает за свои услуги положенные ему дивиденды. Очень хорошие дивиденды.
Но при этом госдеп сам по себе никакую революцию устроить не может. Если народ и часть элиты не хотят совершать головокружительный прыжок с кровати на позолоченый горшок, то никакой госдеп их не заставит.
Именно поэтому госдеп ничего не может поделать с Северной Кореей, Ираном, Сирией и множеством других стран. И с Ираком никакого переворота не выходило. Думаете Вашингтону так нравится посылать войска и бомбить города? Война - очень затратное дело. Цветная революция гораздо дешевле и рентабельнее. Тот же результат с меньшими усилиями. И, что немаловажно, с меньшими потерями для имиджа. Но... не везде удается устроить цветную революцию в обозримые сроки. Потому что не везде находится часть элиты и общества, которая готова ставить головокружительные политические эксперименты в своей стране.
Дело в том, что двух-трех человек в элите и двух-трех процентов поддержки идей майдана в обществе недостаточно. Если переворот начнет делать абсолютное меньшинство при категорическом неприятии большинства, то меньшинство просто затопчут. Разгонят по углам. Березовского вышлют подальше, Ходорковского посадят, Касьянов будет как дурачок болтаться в проруби, а на Болотной соберется жалкая толпа и ее быстро разгонят.
Чтобы цветная революция состоялась, ее должна хотеть значительная часть элиты, совокупная мощность которой сопоставима с мощностью тех, кто находится у власти в данный конкретный момент. Тогда технологической и финансовой помощи Вашингтона становится достаточно чтобы создать решительный перевес и майдан победил.
И существенная часть общества тоже должна поддерживать идею переворота. При молчаливом согласии остальных.
А теперь мы приходим к самому важному вопросу:
Почему в одних странах часть элиты и общества поддерживает перевороты, а в других нет?
И почему именно на постсоветском пространстве так много стран, в которых народ и элита поддерживают майдан?
Почему элита, желающая устроить переворот, не довольствуется текущим положением? Ведь это обычно высокое положение. Майдан организуют совсем не бедные люди, у них есть заводы, загородные дома, банки, другой бизнес.
И почему часть общества поддерживает майдан? Почему не могут просто устроиться на работу и заработать себе на ту же самую машину и поездки в Европу безо всяких революций?
Вот тут мы и приходим к пониманию причин:
Не могут!
Не могут жить по-старому, хотят жить по-новому!
Почти классическая революционная ситуация, как ее описывал Ленин. Только не одни низы к ней приходят, а низы вместе с частью верхов, частью элиты.
Именно поэтому и получается не классическая социалистическая революция по Ленину, а цветная революция по Госдепу.
Часть низов и часть верхов (элиты) объединяются в общей борьбе за обновление власти, при этом верхи (элита) банально эксплуатируют желание низов изменить жизнь к лучшему, пользуются этим, а когда получают власть... быстро забывают о своих обещаниях народу и пользуются полученной властью как это делали предшественники.
Получается прыжок с переворотом на месте, замена рыл у корыта, бурление говн в верхах и все возвращается на круги своя.
Но почему?
Почему не могут жить и работать, делать бизнес?
Почему обязательно нужно устраивать переворот?
Потому что:
Усевшиеся во власти кабаны, победившие в ходе предыдущего переворота, никак не могут нажраться и не пускают к власти других. Обсели страну одной семьей и не дают остальным пробиться к самым лакомым кускам.
Формируется обиженная часть элиты - она не бедная по народным меркам, но в сравнении с теми, кто находится у власти, она представляет собой второй сорт. Выше определенного уровня ей подняться уже не дают. Держат на удалении.
А вторым сортом не хочет быть никто. Особенно крупные бизнесмены, амбициозные люди. А быть вечным вторым сортом они тем более не хотят. Но они понимают, что если ничего не менять, то так и останутся вторыми. И никогда обсевшие страну, опередившие их кабаны, не нажрутся и не пустят к корыту добровольно.
У отдаленной от власти части элиты возникает острое чувство несправедливости.
То же самое испытывает общество, которое наблюдает за жирующими кабанами, обсевшими страну. В обществе тоже возникает острое чувство несправедливости. И это чувство тем острее, чем хуже социальное обеспечение, чем меньше возможностей найти хорошую работу, чем больше социальное неравенство.
И вот это чувство острой несправедливости объединяет часть общества и часть элиты, обделенной властью. Низы видят среди элиты понимающих их людей - это понимание действительно есть, понимание несправедливости, общая обида на усевшихся во власти, общее желание изменить ситуацию.
Правда понимание и общность эта очень кратковременная, только в момент майдана. Потом, когда переворот случается, организаторы получают власть, а народ получает кукиш и пути их быстро расходятся.
Но в момент майдана понимание есть.
Понимание и чувство несправедливости.
Причина возникновения этого чувства - недействующие или неэффективно действующие социальные лифты в обществе, из-за отсутствия которых общество не видит перспектив, реальных возможностей социального роста. И элита делится на тех, кто успел запрыгнуть на престол, оттолкнув лесенку, по которой могут подняться остальные, и тех самых остальных, которые тоже хотят, но по лесенке уже не могут.
Но почему такая ситуация возникает на постсоветском пространстве, а в Европе ее нет?
Потому что на Западе общественно-политическая система формировалась десятилетиями и даже веками. Западное общество постепенно пришло к справедливому для себя устройству. Именно для себя! Западное общество выстроило систему, соответствующую своей культуре и традициям. Другой системы оно не знает, не представляет, да и не хочет знать.
Много поколений на Западе родилось и выросло при нынешнем общественно-политическом устройстве и они с этим устройством согласны. Они с ним живут. Оно их устраивает. Оно для них является справедливым.
А общественно-политическое устройство в странах бывшего СССР было наспех скопировано с Запада, скопировано грубо, а главное - в момент перехода на западную систему, то есть в 1991 году, первая очередь кабанов запрыгнула во власть и оттолкнула остальных. И тем самым была заложена традиция. И создана проблема.
И усугубляется эта проблема тем, что наше общество не привыкло на протяжении длительного времени к западной общественно-политической системе. Да и не соответствует эта система нашей культуре и традициям. Эта система не является справедливой для нас.
Система, справедливая для западного общества, не является справедливой для постсоветского.
Итого:
Причина всех майданов (цветных революций) на постсоветском пространстве заключается в ущербном, грубо скопированном в 1991 году с Запада общественно-политическом устройстве, которое регулярно порождает в республиках бывшего СССР ситуацию острой социальной несправедливости как в обществе, так и в элите, не в последнюю очередь из-за неэффективной работы социальных лифтов.
Если совсем коротко -
Все майданы на постсоветском пространстве - это отголоски и повторения майдана 1991 года, случившегося в Москве.