Начну с первой группы, потом плавно перейду ко 2-ой, 3-ей... Если настроения хватит. :)
1. Власов И.Е. Зима
Это не литература, а дневниковая запись, выполненная бесстрастным языком: на какой рейс главгер сел, какие носки забыл
надеть... Ни единой эмоции, ни единой живой фразы. Просто потокольный перессказ событий. Общее впечатление: так себе.
2. Леонидов О.П. Счастливчики
Интересная, по сюжету, история - почти Шукшинская. :) Но чего-то мне в ней не хватило. Пожалуй, языковой и эмоциональной
сочности. Серый язык и куцие эмоции главгероини, может, и достоверны, но - для литпроизведения этого мало. Резюме: скучновато.
3. Кантор Т. Петеас-лгун
А в этом рассказе - наоборот: избыток, переизбыток ярких эмоций и красивых фраз. Но... картинка не складывается. Слишком
уж много словесных осколков, рассыпанных по тексту просто так, ради красоты. Например: "Руки скользили, заплутав в седеющем
лунном свете, и сплетали легенду...". Красиво? Да. Смысл есть? Нет. Где (или по чему) руки скользили? Почему скольжение
рук (а не языка, например) сплетает легенду? Потому что кто-то пишет - двумя руками сразу? Ночью при луне? И так весь
рассказ. Масса вопросов: почему от первой части рассказа пахнет не Древней Грецией, а каким-то затерто-обобщенным
фэнтезийным мирком. Где был главгер на протяжении нескольких тысяч лет? Он что, за это время только двух женщин любил,
только двум открылся? И т.д., и т.п. Короче, общее впечатление, как от очень сырой вещи - накидано много красивых
образов, авось вывезет. Кого как, а меня это не впечатлило. :(
4. Бодри Л. Возвращение
Начинался рассказ хорошо. Я все гадал, какая же яркая и интересная житейская история с убедитильно прописанной
главгероиней приключится?
А потом рассказ скатился на рельсы откровенного разухабистого фарса, и интерес к нему пропал. Нет, фарс-то, сам по себе,
не плохая вещь - но всему свое место. В этом рассказе с этим началом он мне показался инородным.
З.Ы. Мелкие корявинки: "неуд" в школе не ставят, в школе 5-балльная система оценок. А заноза "свербить" (правильно -
"свербЕть", т.е. зудеть, щекотать, раздражать) вряд ли может.
5. Матыцына П.А. Гость Королевы Мэб
(Ужасное оформление). Фэнтезийная притча. Написано аккуратным языком, но не более того. Весь текст можно перессказать
буквально одной фразой: "Главный герой скучал в своем мире, потом попал в сказочный мир, там ему тоже стало скучно, и он
вернулся обратно". Точка. Ни образов, ни описаний, ни свежих мыслей... Читается с зевотой.
6. Северная Н. Сказка о принце Сенмуте
И снова притча. На этот раз, почти все законы притчевого жанра соблюдены. И мысль, которую Автор хотела донести
до читателя, вроде бы, просматривается: никого не слушай, делай по-своему, иди своей дорогой. Безотносительно
от конкретной интерпретации: относится ли это к человеку или к какому-нибудь народу. По крайней мере, главгер весь
рассказ мечется, повинуясь мнениям и понуканиям других, в итоге умирает "ни богу свечка, ни черту кочерга".
Но. Меня не покидает ощущение, что что-то с этим рассказом не в порядке.
Я понимаю, что на то и притча, чтобы не обращать внимание на достоверность и реализм. На то в текст и вплетен Конфуций,
чтобы не обращать внимание на логику. Но душа просит чего-нибудь попонятней. :)
Масса недоговоренностей и несуразностей: то принц - царский сын, то приемный сын, то он в царе отвергает "свою кровь".
То принц военначальник, то великий архитектор, то великий врач, то путешественник. На каждое из этих занятий можно
жизнь положить, а в рассказе, похоже, принц становится везде и всюду Великим за несколько месяцев или лет и сразу же
меняет стезю. Далее, в рассказе неявно, но противопоставляются "люди", которые с благодарностью принимают от Принца
его деяния, и "простолюдины", которым Принц посвящает свою жизнь и которые втихаря издеваются над ним. Последние,
вообще, странные существа - во время войны они открывают врагу ворота и, видимо, гибнут. Или уходят вместе с врагом?
Что ж это за люмпены-маргиналы такие? Очень бы хотелось, чтобы Автор именно их прописал почетче, ибо, как ни крути,
они незаметно, но властно становятся главгером рассказа. По крайней мере, именно они являются пружиной, которая толкает
сюжет, а не Принц, который сам не знает, чего хочет. Далее, Царь умирает, Принц живет на болотах - кто правит
государством? Шут?
Честно говоря, я устал считать несуразности и логические проколы. Похоже, Автор слишком много внимания уделила
Принцу, а вся окружающая среда выглядит плохо продуманным набором внешних обстоятельств, которые
нужны Автору только для того, чтобы толкать и тянуть Принца по сюжету. Даже для притчи такое положение, на мой взгляд,
неприемлемо. :(
7. Скляров В.Н. Мечтатель
Неплохой перевертыш, забавный. Но, имхо, либо его надо было сделать гораздо короче, буквально в пару-тройку абзацев.
Либо расписать судьбы, ввести в жизнь земного человека всякие странности, спонтанные проявления инопланетной
сущности, потом закончить все ярким финалом. Как у Кира Булычева. А пока, имхо, выглядит, словно
неоправданно растянутый на 9 кб анекдот.
8. Атлас Асур
Хороший рассказ сильного (и смутно знакомого) Автора. Мне понравилось. Хотя темой конкурса даже и не пахнет. :)
9. Шеду И. Нет начала...нет конца
Житейская история - увиденная глазами двух людей. Первая часть
истории, расказанная мучающейся от ощущения теряемой любви героиней, кажется яркой, достоверной и убедительной.
Вторая же часть - поток сознания наркомана (?), который предал свою любовь ради своего смертоносного пристрастия,
и не заметил даже, что сделал это - выглядит довольно схематичной и ненатуральной, бесполой и бесхарактерной.
Мне кажется, вторую часть можно было бы прописать посочней и поубедительней. А задумка замечательная.
10. Гурьев В. Мастер иллюзий
Замечательный, очень веселый и смешной (не стебный, не юморной, не сатирический!) рассказ. Единственный глюк,
который можно бы вменить Автору, это все-таки смешение возрастов. Поиски кладов - это лет 9-10, танцы на
дискотеке (да еще и медленные!) - это после 13, а вот "купюропечатанье" - это как раз 11-12 лет. Впрочем,
некоторая идеализация детского мира (в стиле, пожалуй, Анатолия Алексина) вполне простительна. Понравилось.
З.Ы. Да, а где ж тема конкурса? :(
11. Key K. Про_руби
Читабельно. Интригующе. И ни фига не понятно. :) Похоже, это первая глава какой-то повести? Да, и где ж тема?
Впрочем, Автору респект и уважуха за несколько увлекательных минут, потраченных на чтение. А остальное (то, например,
что на конкурсе тексту мало что светит) не важно.
З.Ы. Полез на страничку к Кори, искать продолжение. :)
12. Nikrodis A. Голос извне
Рассказ о том, как заработавшийся человек сходит с ума. Да, чувствуется Авторский посыл... чувствуется нерв...
примерно понятно, что Автор хотел сказать. Но, на мой взгляд, совсем не получилось. Имеем довольно унылый пересказ
цепочки снов главгера
серым, скучным, очень корявым языком: "Я целился и запасами оружия дорожил", "в свете мелькания кадров, реклам
и тому подобное", "она закрылась в ванне" и т.п. Увы. :(
13. Горохов С.Д. Профессия позволяет
И снова "увы". Может, так и задумано, может на речевую характеристику героя Автором возложена важная миссия -
лепить и живописать, как говорится, яркий образ. Но, честно говоря, заумно-глубокомысленные словоизлияния главгера,
приправленные потугами на юмор, оставляют тягостное впечатление. "Сосед сверху, у кого руки золотые, в рабочий для
всех день, когда большинство соседей на работе начал, долбить перфоратором свою квартиру". И подобные "перлы"
почти в каждом абзаце, сопровождаемые пляской запятых, сомнительными оборотами типа "туда суда" и пр. :(
Я верю, что в теплой компашке, да под пиво с воблой, подобные тексты идут "на ура". Но с литературой это
имеет мало общего. :( Имхо, конечно.
14. Хабибулин Ю.Д. Фуршет на лётном поле
Неплохой рассказ... наверное, мог бы получиться. Если убрать из него почти всю "политграмоту" и посочней
нарисовать "картинку". Создалось впечатление, что Автор неплохо разбирается в психологических нюансах своих героев
и обстановки, в которую он их поставил, но у него почему-то не получается донести все это до читателя - художественно.
Вместо художественной литературы получилась лекция по психологии: как, что и почему герои думают именно так, а
не иначе. На мой взгляд, рассказу очень повередило "объяснялово".
15. Акинфеев А.М. Когда сон возвращает домой
Написано неплохо, ровно и грамотно. Основная претензия: неинтересно. Тема и без того изъезжена до невозможности,
да еще и не наблюдается ни малейшей попытки как-то соригинальничать, выскочить за рамки традиционности.
16. Вдовин А.Н. Вражье семя
Ну вот, наконец-то реально неплохой рассказ. Конечно, и к нему претензий немало. Прежде всего смущает та легкость,
с которой "решилась" многовековая проблема вражды между индейскими племенами. Посовещались, подумали - и о-па. Тем не менее,
рассказ оставил неплохое впечатление.
17. Добрый Тварь дрожащая
Не ново, конечно... Но забавно. Пожалуй, напугать меня, читателя, Автору не удалось. Не удалось заставить меня,
читателя, сжиться с главгером. Почему? Ну, вот лично меня корябнул пародийно-графоманский язык, которым "творил"
главгер - сотрудник издательства, между прочим. Не тронули эмоции главгера - слишком уж они "описательны". Тут бы
словами поиграть - на нервах у читателя... Ну ладно, и без того неплохо. Впечатление: слабый "пазитифф".
18. Габдулганиева М. Спаси меня
Неплохой рассказ. Но... как-то не цепляет. Нет, прочитав слово "мистика" я не жду каких-то кошмаров и не готовлюсь
подпрыгивать от возбуждения на стуле. Но этот рассказ... в нем очень много личного, да? Для Автора он, видимо,
значит больше, чем для читателя. Ему, читателю, могли и "более вещие" сны сниться. Резюме: какого-то особенного впечатления
рассказ, увы, не оставил. :(
19. Бекер В.Э. Халявщик
Читал этот рассказ раньше. Уже высказывал свое мнение по нему. Но. На этот раз - иной финал. Конкретный.
Теперь вопрос стоит - лучше этот финал прошлого? Пожалуй, да. Но и он меня не удовлетворил. Теперь - слишком уж
все стало разжевано. Слишком, на мой вкус, стало грубо и однозначно. Что бы я посоветовал? Это не Блэк Джек, здесь
ограничения на размер - другие. Пусть главгер возвращается домой и _постепенно_, замечая разные мелкие странности,
начинает догадываться.
20. Luchina Е. Северный ветер
Традиционная такая н/ф, в стиле 1970-х. Именно тогда были популярны темы о исследователях, поселяющихся среди
аборигенов с других планет. Так же традиционно исследователи
"случайно забывают" о правилах Контакта, и в связи с этим возникают разные забавные... и не очень... приключения.
На тот раз исследователи "просто работали", а оборигены им "просто подражали", впитав при этом их образ действия,
предрассудки, менталитет и т.п. И выяснилось, что слепое копирование всего этого может привести только к трагическому финалу...
впрочем, и в рассказах 1970-х ни к чему иному подобные ситуации не приводили. Резюме: избито и изъезжено, конечно,
но общее впечатление - слабый позитив.