Аннотация: Философская рабоьа о Настоящем человеке и его взглядах.
Александр Рухваров
ruhvarov@mail.ru
Так думал Заратустра
(книга не для всех)
Хотел бы надеяться, что великий дух
Фридриха Ницше меня не осудит.
Зачем я написал эту книгу? Много книг написано людьми за их историю. В них достаточно мудрости, только осваивай. Есть, в конце концов "Так говорил Заратустра". Что-то не заметно, чтобы книжная мудрость предотвращала социальные катаклизмы и личные конфликты, они с успехом продолжаются. Может быть, еще одна книга не принесет людям ничего, кроме лишней пыли на полках? Может быть, но есть надежда на другую ее судьбу, надежда на судьбу капли, долбящей камень.
В отличие от Ницше, хотелось бы сказать о Сверхчеловеке более доступно, без излишней образности, приводящей к большой неоднозначности понимания, либо вообще к непониманию. Мне кажется, что нужна азбука Сверхчеловека и азбука пути к нему. Ни у кого ведь не вызывает сомнений необходимость каждому научиться читать и писать. Освоив Сверхчеловека хотя бы на уровне знания, человек лучше поймет себя и получит Цель, если не для себя, то для потомков. Разумеется, это цель не для всех, если иметь в виду руководство к действию, но как идеал - это цель всеобщая.
Я стремился к простоте, но невозможно объяснить каждый образ, разжевать каждый тезис. Да если и разжевать - невозможно донести до души то, что ей не принадлежит.
Оглавление
1. Введение в тему
2. По ту сторону разума
3. По ту сторону истины и лжи
4. По ту сторону веры и неверия
5. О религии
6. По ту сторону добра и зла
7. О мудрости
8. О философии
9. По ту сторону времени
10. Об учёных
11. Об интеллектуалах
12. Об образовании и воспитании
13. О черни
14. Маленький человек в большом обществе
(патриотический уклон)
15. О спорте
16. Окончание
17. Заключение
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
"Чем выдает себя знатный человек, по каким
признакам можно узнать его под этим темным,
зловещим небом начинающегося господства черни"*.
*Цитаты без указания автора принадлежат Фридриху Ницше
Заманчивое это звание - "Сверхчеловек". Много желающих примерить его на себя. Всякий мундир, получив власть, начинает тешить себя высоким званием Сверхчеловека. Черный и коричневый мундиры тешат себя даже без подчиненных, только благодаря принадлежности к умопомрачительной "сверхчеловеческой" организации. Всякий интеллектуал, начитавшись книжек, решая задачки лучше соседа по парте, вливается в ряды "сверхчеловеков для себя". Оставьте надежду - это не про вас.
"Чтобы только понять что-либо в моем Заратустре, надо, быть может, находиться в тех же условиях, что и я, - одной ногой стоять по ту сторону жизни".
"Нелегко понять чужую кровь: я ненавижу читающих из праздности".
"Если долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреться в тебя".
"И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. "Смотри, - говорила она, - я всегда должна преодолевать самое себя".
Сверхчеловеком может быть каждый. Каждый, кто обладает великой душой. Великой, то есть целостной, страстной душой, включающей доброту, честность, развитый интеллект и потребность в свободе. Каждый, чья доброта неподдельна, но которому хватает мужества не размениваться по мелочам. Каждый, чья честность высшей пробы, так как он способен не лгать самому себе. Каждый, чей интеллект осваивает высшие проявления человеческого разума. Каждый, чья потребность в свободе - это потребность идти своим собственным путем, идти к себе, к истине. Страсть неудовлетворенности приводит доброту, честность, интеллект и потребность в свободе в движение - в движение к Вершине. Вершина для Сверхчеловека - его дело. Его дело не сделает никто другой.
Дело Сверхчеловека - принимать роды будущего, помогать тем, кто рождает это будущее, помогать превращению человека в Сверхчеловека. Это смысл жизни Сверхчеловека, так же как смысл и цель всего общества, который не могут найти философы. Не могут найти потому, что в них самих нет смысла.
Сверхчеловек не разменивается по мелочам, они могут затянуть в свои сети. Он не подает нищим - нищим духом. Заботиться о духовно бедных, - это значит продлевать их убогое существование. Сверхчеловек помогает духовно богатым, тем, кто сам идет к Сверхчеловеку. Сверхчеловек создает аристократию общества - нет большей пользы и ценности для общества. Он знает, зачем живет, поэтому он знает с кем и с чем ему по пути, а также - до какого поворота по пути.
Основная причина развития Сверхчеловека - его вечная неудовлетворенность. Неудовлетворенность не только окружающим (как у обычного человека), а самим собой, которая оказывается психологическим условием вечного самопреодоления. Постепенно само движение самопреодоления показывает условность, временность, ограниченность всех наших представлений, знаний и даже фактов. В конце концов, индивидуум уже не может остановиться в своих представлениях о себе и мире. Он не навязывает себе саморазвитие искусственно - оно естественный продукт свободы, честности, мужества, неудовлетворенности.
То, что мыслители замечают, прежде всего, в развитии человечества, концентрируется в одном Сверхчеловеке. В развивающемся сознании все обычные ценности рушатся, приобретая противоположную окраску, а на их месте вырастают новые, развивающиеся ценности - ценности Сверхчеловека. Лавинообразное движение происходит благодаря разрушению Сверхчеловеком своего внутреннего, подсознательного защитного фильтра. Внутренний цензор уничтожается, и информация начинает поступать и перерабатываться неискаженно. В Сверхчеловеке происходит то же, что и с обществом, у которого снята цензура: общество получает противоположную, противоречивую информацию и не прячет от нее голову в песок, а перерабатывая, начинает развиваться.
Поэтому сверхчеловек гораздо более нормален, гораздо ближе к человеческой природе, да и к самой природе, чем обычный человек. Только в сверхчеловеке полноценно реализуется человеческая природа, а сверхчеловек он только по отношению к обычному, профильтрованному, убогому человеку.
"Остережемся быть более бедными, чем сама природа!"
Движение сверхчеловека - это движение к себе, к обществу и к своему делу.
Истинное развитие ведет к сущности общества и к делу сверхчеловека в обществе - существенному делу. У каждого сверхчеловека свое дело и свой путь. Но дело это - не профессия. В искусстве сверхчеловек так же редок (возможно, еще более редок), как и в жизни, и хорошо показан лишь в "фантастическом" фильме "Сталкер" Тарковского.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком". - Шефер.
"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти,.. высший человек, в котором дремлет решение известной проблемы..."
"Безошибочным чутьем он улавливает запах ханжеской морали, церковного ладана, неискренности, патриотической фразы, всего, что одурманивает совесть: он обладает исключительно тонким обонянием, исключительной чуткостью к тлетворным, гнилостным, нездоровым запахам, к запаху духовной нищеты; ясность, чистота, чистоплотность - такие же необходимые условия для его интеллекта, как чистый воздух... для его тела". - С. Цвейг.
"Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви".
"Все, что он нынче делает, - честно и заурядно, - и все-таки его мучит при этом совесть. Ибо незаурядное - его задача".
"Я давно не стремлюсь к счастью, я стремлюсь к своему делу".
"Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему драгоценному, ибо ненасытна ваша душа в желании дарить".
"Быть свободным от счастья рабов, избавленным от богов и поклонения им, бесстрашным и наводящим страх, великим и одиноким: такова воля правдивого".
"Это были ступени для меня, я поднялся выше их - для этого я должен был пройти по ним. Они же думали, что я хотел сесть на них для отдыха".
"Кто из толпы, тот хочет жить даром; мы же, другие, кому дана жизнь, - мы постоянно размышляем, что могли бы мы дать лучшего в обмен за нее!"
"Кто, общаясь с людьми, не отливает при случае всеми цветами злополучия, зеленея и серея от отвращения, пресыщения, сочувствия, сумрачности, уединенности, тот наверняка не человек с высшими вкусами".
ПО ТУ СТОРОНУ РАЗУМА
(происхождение маленького человека)
"Ты принадлежишь к боящимся света... Теперь ты
должен с каждым днем все глубже засовывать
голову во тьму и смрад!"
По ту сторону разума находится фильтр. Он отфильтровывает информацию, делает ее чистой, чистой от всего, что может помешать крепкому сну души, оттого, что противоречит сложившимся представлениям.
Отбор фильтра определяется страхом. Каждый человек сам для себя центр вселенной, поэтому фильтр закрывает доступ в сознание той информации, которая ставит под сомнение самого человека, требует самоотрицания, требует движения в бесконечность Вселенной, в которой теряется эгоистический центр.
Это самозащита, но она оказывается самозащитой от истины. Страх и фильтр не могут допустить себя на уровень сознания, и они пробиваются туда, облачившись в одеяние веры. Вера - замаскированный страх. Остановка мышления перед ужасом самоотрицания.
Страх воистину преобразователь мира - мира отраженного в сознании и самого сознания. Преобразователь мышления в инструмент доказательства, науки в теологию.
Развитие маленького человека, если оно вообще имеет место, это количественное увеличение знаний и умений, но оно не затрагивает сферу потребностей, ориентиров, которые защищает фильтр подсознания, вера. Поэтому, несмотря на новые знания, человек не меняется, а новые знания только укрепляют старые представления, укрепляют духовный железный занавес. Человек получает возможность тешить себя тем, что развивается, но это всего лишь раздувание. Убогий человек - убогое развитие.
Фильтр маленького человека работает на полную катушку, поэтому не работает разум, ведь мысль - это искра, высекаемая противоречивой информацией, но вот информации, противоречащей сложившимся представлениям, как раз и не поступает. Разум имеет жесткие границы, определяемые страхом подсознания и верой на уровне сознания.
Фильтр хорошо себя зарекомендовал у всех людей, независимо от уровня их интеллекта.
Самооправдание - главная функция фильтра. В этом деле самый глупый всегда достигает полного успеха, а самый умный, по сути, не отличается от самого глупого.
Отфильтровывая разрушительную информацию, нетрудно считать себя культурным, интеллигентом, ученым, великим... да хоть Римским Папой... Социально-психологическая болезнь налицо - болезнь всего человечества!
Народы безумны, но это не приводит их к гибели только благодаря противоположным интересам, благодаря тому, что они двигаются к пропасти не строем, а хаотически перемещаясь, не могут упасть все разом. Хотя находится немало горячих и даже блестящих, но профильтрованных голов, предлагающих стройными рядами двинуть к единой цели.
Люди строят памятники богам и героям; за пределами их разума остается величайшее явление, определяющее жизнь человечества - ГЛУПОСТЬ, и она достойна более величественного памятника, чем статуя Свободы в Нью-Йорке.
Глупость - это главное свойство ума.
Глупость человека проявляется в мыслях, а глупость природы в человеке.
Если ты не замечаешь собственной глупости, то это не значит, что у тебя ее нет, это означает, что тебе недостает разума.
"В старании не познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и хитрости, чем утонченнейшие мыслители в их противоположном старании - познать себя".
"Безумие единиц - исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен - правило".
Только разум сверхчеловека понимает, что на пятки ему всегда наступает глупость.
ПО ТУ СТОРОНУ ИСТИНЫ И ЛЖИ
"Истина - не застывшая "чистая" форма, а
пламенная воля к ее достижению".
"Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь". - Гегель
"Пламенная и бескорыстная любовь к истине составляет исключительное достояние очень немногих избранных и богато одаренных личностей. Любить истину и переносить ее ослепительное сияние может только тот человек, для которого святые и великие умственные наслаждения стоят выше всех остальных житейских радостей". - Писарев
Истина и ложь имеют для человека и сверхчеловека противоположный смысл.
Для человека истина то, что в области идей соответствует реальности, Очень уютная, доступная для понимания профессоров философии формула. Можно приниматься за строительство своей философской системы, вместе с которой придет любовь к мудрости... к своей мудрости.
Душа сверхчеловека постоянно движется, развивается, разрушает в самой себе то, что мешает или не соответствует этому движению, и тому новому, что несет жизнь. Для него истина это само развитие, то, что способствует развитию, что разрушает барьеры на пути развития. Это не изобретение сверхчеловека - это сама его душа. Истина в таком виде не может быть принята чуждой душой, душой застывшего в своем развитии человека. В лучшем случае она отложится в памяти, но ни при каких условиях не может быть использована в деятельности.
Этим объясняется догматизм профессиональных философов, несмотря на знание ими гегелевской диалектики. Должность не позволяет им пройти мимо диалектики, и они, опошлив диалектику, выдрав из ее живого организма одну кость, один метод, ну скажем, метод поляризации, успокаивают себя этим: все нормально, Гегель не забыт, диалектика в действии. Для сверхчеловека дело не в Гегеле и его диалектике, ее можно даже не знать, как не знал ее Сократ, дело в диалектике самой жизни.
Ложью для сверхчеловека является именно то, что является истиной для человека: застывшие в своем развитии знания, знания, не замечающие своей ограниченности. Для сверхчеловека знаний, соответствующих реальности, быть не может, нельзя знать бесконечность, но может быть движение познания в бесконечности. Сверхчеловек имеет мужество посмотреть в лицо вселенной и сказать: "Я не понимаю тебя, я понимаю, что понять тебя невозможно, но несмотря на это я стремлюсь понять".
"Для того чтобы мы не погибли от ледяного дыхания бесконечности, от истины, нам дано искусство".
"Что требует самых основательных, самых упорных доказательств, так это очевидность. Ибо слишком многим недостаёт глаз, чтобы видеть её. Но доќкаќзаќтельства так скучны!"
"Никогда еще истина не держалась за руку безусловного".
"Ужасно смотреть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды".
"Они даже не подозревают, как далеко философская правда отстоит от правды газетной".
Очевидно, что претендовать на истину можно только тогда, когда ее не имеешь.
Человек, который не ищет истину, существует в мире лжи, - ему ничего не остается кроме лжи, - лжи в форме откровенного вранья и в образе безмозглой правды.
Чаще прав не тот, кто умнее, а тот, кто добрее.
"Пламенная и бескорыстная любовь к истине составляет исключительное досќтояние очень немногих избранных и богато одарённых личностей. Любить истину и переносить её ослепительнее сияние может только тот человек, для которого святые и великие умственные наслаждения стоят выше всех остальных житейски радостей." - Писарев
"Истина любит критику, от неё она только выигрывает, ложь боится криќтики, ибо проигрывает от неё". - Дидро
Глубина и тщательность анализа не гарантируют правильных выводов. Истина лежит совсем в другой области - в области свободы.
Истина не познается из книг, она лежит на поверхности (как и в глубине) и открывается свободным.
"Истина - не застывшая "чистая" форќма, а пламенная воля к её достижению". - С. Цвейг /о Ницше/
ПО ТУ СТОРОНУ ВЕРЫ И НЕВЕРИЯ
Вера - крышка на ящике Пандоры.
"Человеческое ничтожество слишком велико, чтобы обходиться без веры". - Гейне
Верующий представляет объект веры, представление закрывает реальность и верующий начинает принимать свое представление за объективную реальность.
Вера - экран, на экране - образ веры, за экраном - объективная реальность.
Вера - любимое кино. Уютно, надежно, приятно.
Вера - хозяин рабской души.
Бесполезно предлагать человеку отказаться от веры. Вера - естественное состояние человека, одно из фундаментальных его свойств, и он не может от нее просто так освободиться. Так же как не может вдруг стать честным и свободным. Этот груз слишком велик для человека, и поднять его может только история.
Развитие цивилизации разрушает культуру Табу и открывает путь к культуре свободы. Верующим же кажется, что гибнет сама КУЛЬТУРА, ибо культура Табу - их культура.
Сверхчеловек не верит ни в бога, ни в черта. Он вообще ни во что не верит. Он не умеет верить. Он разучился верить. Его развивающийся дух говорит, что не существует абсолютно достоверной информации, есть лишь этапы на пути движения. ПО ТУ СТОРОНУ - понятия "веры" и "неверия" не приемлемы. Здесь область "доверия" и "недоверия" - область диалектических понятий, несущих в себе свою противоположность. Любая информация воспринимается с той или иной степенью доверия или недоверия, но ничего не отвергается и не принимается как абсолют. И это не метод - это требование души.
Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто в свою культуру, кто в величие народа, кто в профессорское право вещать истину, кто в гадание на кофейной гуще, но все смачно хрюкают каждый у своего корыта. Аргументы ученого неоспоримы: У меня факты. Даже хоровод фактов!
Убеждения - заповедник дурака. Если кто спросит: "Что же, по-твоему, не надо иметь убеждений?" Тем, кто это спросит - надо иметь.
"Чему толпа научилась верить без оснований, кто мог бы у неё это опроќвергнуть основаниями?"
"Убеждения - суть более опасные враги истины, чем ложь".
"Заблуждение (вера в идеал) не есть слепота, заблуждение есть трусость..."
Нельзя доверять тому, во что предлагают верить.
Приобретая свободу, сверхчеловек теряет веру, а вместе с ней и некоторые потенциальные возможности. Он, например, не сможет пройти босиком по углям.
О РЕЛИГИИ
Миром правит Бог - его имя Абсурд.
"Религия - дело черни".
Детям и маленьким людям необходима вера в Деда Мороза.