Аннотация: Повествование о жизни и деятельности Августина де Бетанкура в эпоху Просвещения, определявшего техническое развитие Европы. Его жизнь выпала на время войны Наполеона с Александром 1. Каждый из них хотел привлечь его на свою сторону.
АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ
ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18.12.2006 г. Љ 230 - ФЗ
Р.А. Рухлич
Дочери моей Асе Рухлич (Cohen)
с благодарностью посвящается.
А Т Л А Н Т И Д А
(Повествование о двух поколениях дворянского рода Betancourt)
КНИГА 2
""СЕВЕРНЫЙ СВИНКС"" АВГУСТИНА ДЕ БЕТАНКУРА
г. Нижний Новгород
2010 год
Памятная монета Банка России с портретом
А. Бетанкура, серебро-золото, 25 рублей, 2008 г.
Почтовая марка России к 250-летию со дня рождения
Августина Бетанкура (ЦФА (ИТЦ "Марка") #1220).
Он был ученым:
• Академии Изящных исскуств Мадрида.
• Экономического общества Испании.
• Академии наук Мюнхена.
• Общества земледелия Лондона.
• Национального Института Франции.
• Основателем двух инженерных ВУЗов в Испании и России.
• При жизни его почитали"промышленным шпионом".
Многие страницы его жизни и деятельности до сего времени остаются тайной.
Его полное имя АвгустинХосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina)В России его звали Августин Августинович Бетанкур.
Книга 2 Северный свинкс Августина де Бетанкура.
Глава 1 Эпоха Просвещения.
Глава 2 У истоков истории.
Часть 1 Страницы испанской истории.
Часть 2 Искусство во время родиться.
Часть 3 В начале пути.
Часть 4 Королевский кабинет машин.
Часть 5 Школа дорог и каналов.
Часть 6 Курс построения машин.
Часть 7 Страницы российской истории.
Часть 8 Эпоха Петра I ( конец XVII в. - первая четверть XVIII в. ).
Часть 9 Женское правление Российской империей в XVIII в. (1725 - 1801 гг. )
Часть 10 Ночь императора Павла I.
Часть 11 Александр I.
Часть 12 Страницы французской истории.
Часть 13 Корсика. Наполеон. Франция.
Часть 14 Дерзайте Бонапарте.
Часть 15 Александр 1 против Наполеона I.
Часть 16 Тильзитский мир.
Часть 17 Участь последнего из Бурбонов Франции.
Часть 18 Государь, брат мой.
Часть 19 Sher she la fam.
Глава 3. На русской службе.
Часть 1 Чиновник по особым поручениям.
Часть 2 Институт Комитета инженеров путей сообщений.
Часть 3 1812 год.
Часть 4 Строитель Санкт - Петербурга.
Часть 5 Нижегородская ярмарка.
Часть 6 Главный управляющий путями сообщения России.
Часть 7 Санкт - Петербург - Нижний - Новгород.
Часть 8 Строитель Нижегородской ярмарки.
Часть 9 Судоходная система России.
Часть 10 Отставка.
Часть 11 Каролина.
Часть 12 Послесловие.
Часть 13 Эпилог
Часть 14 Плеяда. Ученики, единомышленники и последователи.
Хронология и библиография.
Примечания.
Приложения.
Список примененной литературы
Предисловие.
Поводом для написания Повествования об Августине Августиновиче Бетанкуре и его далеком пращуре Жане де Бетанкуре послужила история, которая началась весной 1995г., когда, выйдя из дома, я случайно встретил двух нижегородских ученых:
Ольгу Семеновну и Юлия Романовича Сапожниковых, которых интересовало, где сейчас находится ранее существовавшая в районе бывшей Нижегородской ярмарки улица ""Бетанкуровская"".*
(* Сапожникова Ольга Семеновна - профессор, заведующая кафедрой французского языка Нижегородского Лингвистического Университета.
(* Сапожников Юлий Романычев - профессор, заведующий кафедрой физ.воспитания Нижегородского Политехнического Университета.
Они объяснили, что этим интересуется госпожа Хосефина Итурраран - историк, кавалер ордена короля Испании ""За заслуги"", полученной ей за установление испано-российских культурных связей.
На первый взгляд для меня это оказался очень простой вопрос. На доме, в котором я жил сохранился указатель: ""ул. Бетанкуровская"".
На этом история могла бы быть законченной. На самом деле все оказалось гораздо запутанней и сложней...
Улица Бетанкуровская, о которой свидетельствовал указатель, несколько лет назад была застроена многоэтажными домами и получила новое название ""бульвар Мира"".
Начались поиски пропавшей улицы.
К этому времени в результате переписки с госпожой Х. Итурраран нам было сообщено о желании посольства Испании ""оказать содействие всему, что будет полезным"" для увековечения имени Бетанкура. Вслед за этим я был приглашен в посольство Испании в Москве. Встреча в посольстве стала определенным осознанием того, что без реальных свидетельств уважения к историческим личностям - носителям общечеловеческих ценностей, вряд ли можно рассчитывать на понимание со стороны общественности и деловых кругов Испании. Тем более, что это дипломатическое замечание имело право быть, так как в Мадриде есть музей А.С. Пушкина. В Испании великий русский писатель почитается как всемирное достояние.
Было очень стыдно.
Теперь делом чести стало вернуть имя создателя Нижегородской ярмарки (1817 - 1822 гг.), получившей в народе меткое название ""Карман России""; инженера - градостроителя, предначертавшего генеральный план Нижнего Новгорода, на долгие годы определившего и до настоящего времени определяющего концепцию его современной застройки.
В мае 1998г. мной был создан ""Общественный фонд популяризации жизни и деятельности А.А. Бетанкура"", в который вошли ученые-краеведы г. Нижнего Новгорода.
Главной задачей Фонда было и до настоящего времени остается создание архитектурного ансамбля -""Мемориал А.А. Бетанкура"".
Для воссоздания его исторической достоверности студенты под руководством ученых Нижегородского Государственного Университета архитектуры и градостроительства в творческом сотрудничестве с Фондом создали ряд курсовых, бакалаврских и дипломных проектов, которые были приняты в качестве основной архитектурно-строительной версии ""Мемориала А.А. Бетанкура"" для исторической реконструкции Нижегородской ярмарки.
""Мемориал А.А. Бетанкура "" рассматривается нами как центр общественного, культурного, образовательного и делового сотрудничества с городами России и странами Европы (Испанией, Францией, Англией...), где проявилась творческая, созидательная роль ученого - механика, архитектора-градостроителя, генерала-педагога, государственного деятеля Испании и России Августина Августиновича Бетанкура.
При их поддержке Фонд, как юридическое лицо, получил возможность обращения в административные структуры города и области. Было обнаружено, что новое расположение ул. Бетанкуровская определено проектом застройки микрорайона ""Мещерский"" в историческом месте, имеющем прямое отношение к Мещерскому озеру - источнику водонаполнения Бетанкуровского канала, окаймляющего Нижегородскую ярмарку и нанесена в проектном положении на маршрутную карту города. Казалось бы, ничего не может изменить устройства улицы в указанном месте.
Однако, вопреки логике, на адресных указателях, установленных на построенных здесь домах была обозначена ул. Керченская, не имеющей отношение ни к маршрутной схеме города, ни, тем более, к истории Нижегородской ярмарки.
Такое же название улицы принадлежит историческому месту, где находились и поныне еще существуют лабазы для хранения поставляемой на ярмарку воблы и другой сушеной рыбы из Керчи.
Итак, в Нижнем Новгороде стало две улицы с одним и тем же названием. Сомнений не было - допущена оплошность. Со своим недоумением я обратился в районную, а затем городскую администрации. Только после неоднократных доказательств в статьях, опубликованных в СМИ, переговорах на различных административных уровнях, удалось убедить в необходимости восстановления названия улицы ""Бетанкуровская"".
Более того эпицентру Нижегородской ярмарки между Спасским (ярморочным) собором и Главным ярмарочным домом законодательно было присвоено название
"" Сквер Августина Бетанкура"", а на фасаде Главного ярмарочного дома установлена мемориальная доска о том, что создателем архитектурного комплекса Нижегородской ярмарки является А.А. Бетанкур ( Augustyn de Betancourt y Molina).
Таким образом, Фонд вернул имя Августина Августиновича Бетанкура в город Нижний Новгород. Честь города была спасена.
Вся эта многолетняя работа сопровождалась сбором материалов и исследованием жизни и деятельности А.А. Бетанкура в Испании, Европе и России. В основу Повествования легли созданные историко-документальные книги академиков Н.А Боголюбова ""Августин Августинович Бетанкур"", Н.Ф. Филатова ""Августин Августинович Бетанкур в Нижнем Новгороде""; совместной книги В.Е. Павлова, Н.А. Боголюбова, Н.Ф. Филатова ""Августин Бетанкур ( 1758 - 1824 гг. ). Ученый, инженер, архитектор, градостроитель""; которые стали основой для написания первого в европейской истории литературного произведения, где автор попытался описать жизнь и судьбу двух поколений: пращура Жана де Бетанкура - конкистадора, первого завоевателя Канарских островов и его далекого потомка - Августина де Бетанкура, принесшего славу на берега земли обетованной его предками.
Глава 1. Эпоха Просвещения
Часть 1. Основоположники эпохи ""Просвещения"".
В человеческой истории мало, какая эпоха сравнится по значению с той, что началась с законов Кеплера и завершилась трактатом ""Математические начала натуральной философии"" Исаака Ньютона. Между 1600 - 1650 гг. последовало время исторического осмысления, вызревания нового мышления.
В 1620-х годах эпоха нового времени вобрала в себя пять гениальных имен:
-- Галилей - в области динамики и физики,
-- Кеплер - в области астрономии,
-- Декарт - в области математики,
-- Лейбниц - в области исчисления бесконечно малых величин,
-- Ньютон - в области унификации всей земной и небесной физики.
Их труды заложили основы дальнейших исследований новым поколением ученых:
Виет - вводит понятие неизвестного в алгебраических выражениях;
Ферма - построение аналитической геометрии и теории чисел;
Непер - логарифмическое исчисление;
Ферма и Гюйгенс стали предшественниками революционных открытий математиков
Х1Х века: Гаусса, Лобачевского, Эйлера, Д"Аламбера, Г. Монжа, которые своими открытиями в области дифференциального, интегрального исчислений, начертательной геометрии создали математический инструментарий и, тем самым, подготовили критическую массу для радикального сдвига к новому миропониманию, изменили мировой научный климат. Галилей и Декарт, в своем трактате "" Рассуждение о методе"" ( 1637 г.) делают попытку описания природы языком математики, которая достигает кульминации в ""Математических началах натуральной философии ""Ньютона ( 1687 г.).
Галилео Галилей ( 1564 - 1642 гг.) в ""Saggiatore"" (""Пробирщик"") в 1623 г. выдвинул невероятную формулу: ""Природа написана на математическом языке"".
Познание природы с необходимостью требовало объективных показаний.
В начале XV11 в. были изобретены измерительные инструменты: зрительные трубы, зеркала большого диаметра, телескопы, измерители угловых и линейных величин с помощью фиксированных и подвижных алидад, которые сделали возможным измерить расстояние от Земли до Солнца, нанести триангуляцию земель, заменить точным изображением линии рек, высоту гор. Потребность в точном определении одного из главных параметров вселенной - температуры и давления, без которых невозможно было иметь представление о климате, нашли свое воплощение в изобретении Форенгейтом термометра ( 1641 г. ) и барометра Торричелли ( 1643 г. ), а затем Паскаля ( 1647 г. ).
Решающий шаг в отношении точности приходится на 60 - 80 годы XVII столетия. Овладев пространством, научный мир принялся за время. Часовая техника относится к числу старинных . Она восходит к XIII - XIV вв. Но до XVII столетия небыло ничего окончательного, единообразного, практичного, не считая нескольких хитроумных диковин для увеселения двора. Христиану Гюйгенсу принадлежит изобретение маятника
( 1650 - 1657 гг.) и регулирующей спирали, которая позволяет передавать в плоскость часов равномерные колебания маятника ( 1675 г. ). До этого движение было слепо.
С овладением временем вслед за овладением пространством стало возможным с помощью хронометра поймать время всех процессов, происходящих в природе Земли и Вселенной. Теперь с помощью навигации и картографии стало реальностью нахождение любого объекта на Земле. Познание пространства и времени - такова в общих чертах научная революция XV11 века. Процессы, происходящие в науке, изменили представление не только о мире, но глубоко затронули философию мышления. Нарождающаяся мысль XVII в. встретила ожесточенное сопротивление инквизиции, первой жертвой которой стал Джордано Бруно.
1687 г. обозначил конец великих духовных исканий и начало натуральной философии.
Во главе мыслящей Европы эпохи ""Начал"" до середины XVIII в. с 1715 по 1750 гг., обозначился кризис сознания и переход к первым робким проблескам ""Просвещения"". Противоречивый XVIII век ослабил рационализм в момент его полной силы, когда Спиноза предложил в своей великой ""Этике"" тотальную математизацию морали Вселенной.
Спиноза* сформулировал все, что XVIII век невнятно проговаривал. Он радикально отточил все его идеи.
(* Борух Спиноза - родился в Амстердаме. С 1639 по 1650 гг. его учителя: либерал Манассе Бен - Израэль и ярый традиционалист Саул Мортейра. Он стал посещать латинскую школу бывших иезуитов. На слиянии двух родов рационализма, философия Спинозы кристаллизовала и объединяла все эти идеи. Он умер от туберкулеза 21.02.1677 г. в Гааге).
Наследие его велико: ""Принципы философии Декарта"" с последующей ""Метафизика мысли"" и особенно ""Tractatus theologico - politocus", которая не просто вмещает, но превосходит весь XV111 век. В чем сила философии Спинозы? Прежде всего, в том, что он преодолел ""apriori"" дуализм Декарта. Спиноза постиг философский дух геометрии, изложенный им в пяти книгах:
-- О Боге.
-- О происхождении духа.
-- О происхождении и природе чувств
-- О человеческом рабстве и силах чувств.
-- О силе разума или о человеческой свободе.
-- Этика
Когда его вопрошают: Как вы можете знать, хороша ли ваша философия?! Покайтесь! Признайте свое мудрое безрассудство, свою безрассудную мудрость. Он отвечает: ""Я не претендую на то, что моя философия наилучшая, но знаю, что постиг истину "". Бесспорно, что Спиноза в своих рассуждениях в отличии от других великих (Декарта, Лейбница, Ньютона) с своей верой в геометрическое мышление вписывается в объективный порядок, проникает во внутрь и меняет его смысл. Бог у этого отца атеизма означает: ""Бог - значит Природа"" (""Deus sive Natura""). Бог - это глубокая, но рациональная природа вещей.
Истина - это Вечная Жизнь, Душа - идея Тела исчезает вместе с ним, но мысль остается. Драма Спинозы в его уходе от своего времени. Он был впереди столетия по полету мысли. И, тем не менее, он вполне принадлежит XVIII веку.
В первой половине XVIII в. все только начиналось. И, спустя три с половиной столетия, мир все еще, по-прежнему, далек от полного усвоения чуда 1620-х годов. Ибо, чудо этого
времени - стремительный рост власти человека. Итогом этого процесса стала промышленная революция. Но, вместе с тем, человечество все более и более возжелало духовной полноты. В таких противоречиях и военных конфликтах Европа, вступала в эпоху ""Просвещения"", определившей основные вехи ее технического и духовного развития.
Часть 2. Европа XVII - XVIII веков.
Государства Европы представляли собой скорее множественное разнообразие, чем единство. Много времени было потрачено в поисках равновесного состояния духовных сил. В центре исторических событий стояла Испания.
31.03.1621 г. умер Филипп III. Бездарная и алчная камарилья с восшествием на престол
16 - летнего Филиппа IV уступила место группировке графа - герцога Оливареса
( дон Гаспар Гусман и Пименталь Рибера и Веласко де Товар де Оливарос ). Могущественная испанская империя, опиравшаяся на сокровища Америки в Севильи, казалось, обретала вторую молодость. Тем более, что 30-ти летняя война, развязанная в империи протестантской партией, предоставил Олеваресу случай начать реконкисту протестантской Европы в тот момент, когда средиземноморье готово было подняться на штурм северной Европы.
С 1571 по 1683 гг. турецкий исламский мир и европейский христианский мир находились в равновесии. Однако, внешние обстоятельства продолжали складываться в пользу
турецкой империи и, в первую очередь в демографическом и территориальном отношении. Однако, конфессиональная карта Европы показывает, что Испания легко могла вести войну одновременно на границе как христианского, мира, так и католицизма.
Выбор Мадрида совпадает с выбором Вены. Турки не двинуться с места во время
30-летней войны.
С 1610 до 1660 гг. на восточной границе Европы было разжато кольцо окружения: граница католицизма на 50 лет взяла вверх на границах христианства.
В XV1 в. Польша и Скандинавия являли собой восточный и северный пределы
( finisterrae ) христианского мира.
С конца XV1 в. медленно, почти незаметно, вступает в конфессиональную игру Московия.
В XV11 в. Швеция и Польша оттеснили на восток русских, ослабленных смутным временем. В 1610 г. поляки контролировали Москву и пытались посадить на трон подкупленного царя.
В 1611 г. русский народ скинул польское владычество, освободив Москву, но оставил в руках поляков Смоленск.
Столбровский мир 1617 г. и Деулинское перемирие 1618 г. обозначили разгром Московии, оставившей Балтику Швеции, а западную Россию польско - литовской унии. Польша была сильным государством. Она противостояла во время Смоленской войны
( 1632 - 1634 гг. ) двойному натиску Швеции и Турции. Своими действиями Турция стремилась прикрыть Крымское ханство, оказавшееся в затруднительном положении в северном Причерноморье под ударами казаков Дона и Днепра. Россия вернула только
200 тысяч км2 из той огромной территории, которая стала расплатой за смутное время. В начале XVII в. Швеция и Польша сократили европейское пространство, на столетие, исключив из него застрявшую на одном месте Россию.
К 1620 - 1630 гг. рубежи Европы обозначились более отчетливо: турецкий натиск ослаб, Франция вышла из большой политики. Все внимание было приковано к Испании, которая приобрела монолитность. Плюрализм остался позади, что избавляло ее от расколов и рецидивов религиозных войн, которые поразили Европу с первых десятилетий XVII века.
Фактическим властителем Испании был Оливарос, без которого Филипп IV не мог ни жить, ни править. Будучи у власти Оливарос знал, где расположить объединенный центр империи - на оси рынков старой Кастилии, Толедо, Севильи и Америки.
Но, после 1625 г. Испания исчерпала себя в бесконечных и бесплодных попытках реконкисты протестантской Германии, в борьбе с Данией. Кризис американской торговли в Севильи
1629 - 1631 гг. поставил Испанию в критическое положение. Пока Испания была сосредоточена на титанической реконкисте северной Германии, Франция двинула свои войска и в 1633 г. конфисковала Лотарингию.
В 1633 - 1634 гг. занятые шведами протестанские города, перешли под французское управление.
С 1636 по 1640 гг. Испания вела войну с Францией. Каждая из воюющих сторон, истощая свои ресурсы, ждала бунта в стране противника. Франция при Людовике XII находилась на дне нищеты и необузданного насилия.
В 1639 г. Францию охватило восстание ""босоногих"", обнажившее глубокую болезнь Нормандии, считавшейся богатой провинцией. Разразившаяся чума довершила причины экономического падения.
Что касается Испании, то при Оливаресе трагическое расхождение между потребностями и ресурсами дало трещину по всей империи, что привело в 1640 году к мощному крестьянскому восстанию в Каталонии, докатившегося до Мадрида. Начавшаяся в 1640 году 14-летняя война сначала принесла успех испанцам, которые затем в 1641 г. потерпели сокрушительное поражение под Барселоной от каталонцев при поддержке Франции. Война, сопровождающаяся восстаниями, четко обозначила конец великой империи...
В начале XVIII в. в Европе сложилось политическое и территориальное равновесие. Между европейскими державами были подписаны 14 конвенций, которыми на всем
протяжении XVIII в. обеспечивали, в основном, мирное сосуществование. Утрехтский договор определил сферы влияния: Франции на суше, Англии на море. Между Францией
и Испанией состоялась торжественная процедура самоотречений и разделения двух корон, Филиппу V достались Индия и Пиренейский полуостров за исключением Гибралтара и Менорки; французскому императору - Нидерланды и испанская Италия, за исключением Сицилии.
По голландской концепции, обобщенной и преображенной англичанами, система барьеров была установлена от Северного моря до Апеннин в зонах пересечения интересов Бурбонов и Габсбургов: Нидерланды, Италия, рейнские земли. Урегулирование в северной Америке касались лишь деталей: Гудзонов залив и Гудзонов пролив, Ньюфаунленд, Сент - Кристофер, многонаселенная Америка, Канарские острова остались Испанскими. Англия, не без сопротивления, раньше Франции добилась привилегий от Испании. Торговая Англия стала морской державой.
С 1715 по 1770 гг. три державы значительно потеснили Испанию в экономической эксплуатации кастильских Индий и, первая здесь - Франция опережала Англию главным образом в Кадисе. Третьей была Голландия. При всем раскладе сил Англия и Франция должны были считаться друг с другом.
XV111 век определился целиком и полностью англо - французским соперничеством. Утрехтский мир привел даже к курьезной франко - английской коалиции. Династические резоны ее были очевидны. Регент боялся Филиппа V, единственное препятствие, которое отделяло его от трона - это возможная смерть юного Людовика XV.
Регент тем активнее защищал свое status quo, поскольку знал, что Франция истощена, и что Утрехтский договор отстранял герцога Анжуйского от французской короны.
Для Филиппа V, подталкиваемого его второй женой Елизаветой Фарнезе первоочередной задачей было вернуть Италию в сферу испанского влияния.
Эта мечта одновременно преследовала цели восстановить целостность западного Средиземноморья. Но, как только Испания вводит свои военные силы в Сицилийский пролив ее флот уничтожается при Писсаро адмиралом Бингом (11.08. 1718 г.). Тройственный альянс принуждает испанскую корону вступить четвертым членом в их союз и, тем самым, ограничить ее в самостоятельности. Конгресс в Кашере вновь умиротворил Европу: Франция сохранила союз с Англией и консолидировала династический союз с Испанией. Инфанта Анна - Мария - дочь Филиппа V и Елизавета Фарнезе, воспитанная в Версале, стали хрупким звеном искусной комбинации. После смерти регента, по соображениям внутренней политики герцог Бурбонский женил Людовика XV на Марии Лещинской, уже взрослой дочери марионеточного короля Польши, что послужило укреплению франко - испанских отношений. Борьба за польское наследство позволила Франции приобрести Лотарингию, не спровоцировав английского вмешательства. Но это произошло в последний раз. Впредь коммерческое и колониальное франко - английское соперничество будет определять политику дворов.
После 1730 г. темпы экономического роста Франции встревожили Лондон тем более, что кризис 1739 - 1740 гг., поразивший английскую экономику, поставил некогда сильное островное государство в тяжелое положение. Англия вернула Франции остров
Кап - Бретон в обмен на Мадрас. Франко - испанские связи были ослаблены. На континенте шел поиск новой системы союзов.
Напряжение столь продолжительной драмы 1739 - 1740 гг. равновесного состояния прошло свой пароксизм. Осознавая угрозу потерять мир, Англия в 1755 г. нанесла двойной удар по Ньюфаулендской банке и от форта Дюкен по Монангелю. В несколько недель ноября 1755 г. были захвачены триста французских торговых судов на всех морях. Все это завершилось безраздельной гегемонией Англии на морях.
В начале 60-х годов XV111столетия период спада закончился. Европа готовилась к выходу за свои пределы. Она готовилась стать единой великой цивилизацией. Эти процессы распространились до самых окраин Испании и достигли Канарских островов.
Время существование эпохи ""Просвещения"" XVIII - XIX в. было существенной необходимостью построения общества на гуманистических принципах. Ее истоки и главнейшие этапы - английский парламентаризм, французская Декларация прав человека были направлены на ослабление насилия в жизни народа и преобразование государства из самодержавно - полицейского преимущественно в демократическое.
Однако эпоха ""Просвещения"" имела и свою противоположность. Своими научными и техническими достижениями она спровоцировала возникновение сил, стремящихся навязать человечеству свою власть, ввергая мир в пучину войн и тираний. К сожалению, сознательно или бессознательно, предчувствуя или прогнозируя развитие событий, она, движимая гуманистической идеей демократических свобод либо ищет спасение в нейтралитете, либо под политическим давлением власти сама вступает на ее путь.
Эпоха не позаботилась или не смогла утвердить себя в том, чтобы защитить свою мораль этическим контролем над государством. Поэтому не существует гарантий, что во главе государства не окажется честолюбец и наука послужит ему верой и правдой, как орудие для превращения в чудовищную машину мучительства и духовного колечения. Что касается религиозных концессий, то если вглядеться глубже, обнаружится, что религии, отстаивающие моральные принципы и идеалы, на самом деле служат той идеологии, которую потребует от нее государство.
Таким образом, и наука, и религия превращаются государством в послушную и надежную служанку. Трагедия коренится в том, что ни научная деятельность, ни вероисповедание с самого начала не взяли на себя миссию глубокого этического воспитания. К их деятельности допускались все, независимо от их уровня нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и техники обращался против подлинных интересов народов, ударяя по живой плоти человечества.
Эпоха ""Просвещения"" явилась эпохой расцвета великих искусств: литературы и музыки, философии; науки и техники. Область социально - политического действия
вовлекает в себя - и чем дальше, тем определенней - наиболее духовных представителей.
Возникает вопрос: имеется ли возможность сочетать творческую мысль с религиозными догмами и, способны ли они, стать таким мировоззрением, которое позволит осмыслить
перспективы жизни новой эпохи и возможно ли действенное и прогрессивное взаимное влиянии религии и науки? Это вопрос: способны ли они, в качестве цели, всесторонне развивать заложенные в человеке природой творческие способности, порождающие гегемонию такого режима, когда инакомыслие не только ли не будет преследоваться, а станет необходимостью для выработки консенсуса, прежде всего экономических и на их основе политических решений.
Религия, отягощенная философскими догмами, не способна содействовать творческому развитию личности, загоняя ее в прокрустово ложе устоявшихся понятий и, потому будет навязывать свои доктрины науке и искусству. Таким образом, религия не способна ответить на насущные вопросы времени, тем более разрешить их.
Существует ли Первопричина, Творец, Бог? Неизвестно. Существует ли Душа или что-либо подобное ей, и бессмертна ли она? Сомнительно. Ее ценность парадоксально заключается в том, что наука , всякий раз преодолевая религиозный мистицизм, доказывает приоритет материального мира. Уже близка разгадка того, что такое Материя, Время, Пространство, Энергия. Ожидает своей очереди разгадка: вечно ли и бесконечно Мироздание. Разумеется, что такого рода достижения науки могут быть построены не на основе, так называемого, научного мировоззрения ( такового в сущности и не существует ), а на приобщении к общечеловеческим духовным ценностям: разума, нравственности и совести во всех сферах жизни.
В XVIII веке пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующая преодоления. Но религия не сумела, если не сказать, не захотела, этим воспользоваться, не пожелала возглавить процесс социального преобразования, и именно в этой косности, в этой умственной лени, в этой идейной закостенелости и узости мышления - их тягчайшая вина. Религия дискредитировала себя не только своей вековой беспомощностью в этом отношении, но и запятнала себя кровавыми религиозными войнами и истреблением как отдельных личностей, представляющих цвет науки, так и целых народов. В этой связи, на религию падает в значительной степени ответственность за глубину последующей псевдорелигиозности, переходящей в вульгарный атеизм миллионов людских душ. Преобразование же общества чисто научно - механическими способами и средствами могло бы, при полном отказе от духовной стороны того же процесса, нести в себе опасность потрясений, каких не видел мир. Масштабом жертв, которые невозможно представить, будучи в здравом уме, представляется мрачным итогом эпохи ""Просвещения"".
Однако, XVIII - XIX вв. в истории европейской цивилизации был периодом осмысления культурных ценностей, подготовивших во всех проявлениях новое качество интеллектуального, гуманистического и технического развития; открыла дорогу быстрому становлению промышленного производства.
Европа с благодарностью чтит память о Великих Просветителях, Великих
Гуманистах, Великих Ученых, создавших свойственную ей культуру мышления и
тем, прославивших свою эпоху - эпоху "" Просвещения "".
Часть 3. Россия. От эпохи Возрождения к эпохе Просвещения
В Россию эпоха ""Просвещения ""пришла с началом правления Петра I, который пригласил ""на русскую службу "" иностранных ученых,
В истории России есть период, который с полным правом можно назвать эпохой
""Возрождения"", наступившей, с приходом к власти Петра Великого после нескольких
веков варварства, невежества, ханжества, бесправия и тупой жестокости,. Петр 1 понимал, что веками укоренившееся положение, приведшее к технической отсталости российской жизни, исправить можно было только заимствованием знаний у более прогрессивных народов. Какие бы противоположные мнения не высказывались о Петре I, никто не будет возражать , что он приложил все возможные усилия к тому, чтобы не только приобщить широкие круги русского
общества к европейской культуре, но и положить ее в основу создаваемого им, его соратниками и последователями светского российского образования и просвещения.
В это время впервые появились светские школы, открылась Российская Академия Наук и Художеств. Народ стал приобщаться к гуманистическим идеям.
На первых порах членами Петровской Академии наук были исключительно иностранцы. Это обстоятельство вполне закономерно, если учитывать тот уровень научных и практических знаний, который был необходим, чтобы Россия преодолела отставание от наиболее развитых стран, соседствующих с ней в Европе. Сам Петр I не стеснялся учиться у голландских корабелов, постигать науки навигации и привлекать иностранных ученых в Академию. Совершенно справедливо писал исследователь истории императорской Академии наук в Петербурге Н. Пекарский: "Нет ничего странного, ни оскорбительного для народного самолюбия в том, что в стране, где не только просвещение, но и грамотность была развита в ничтожной степени не явилось при первом востребовании нескольких десятков первоклассных ученых"". Такие выдающиеся ученые, как математик Бернулли, физик и астроном Делиль, историки Байер и Мюллер и другие своей добросовестной работой принесли большую пользу России. Петровские реформы, несмотря на активное сопротивление, которое оказывали им ревнители старины: бояре и духовенство, дали положительные плоды при Елизавете Петровне и Екатерине II, считавших себя, пусть ради собственного тщеславия, наследницами и продолжательницами петровских преобразований.
В их правлении в области внутренней политики приоритетным было отношение к науке и образованию, стремление к европейской культуре. Активизировалась деятельность Академии наук , открылся Российский императорский университет в Москве. Становлению и развитию русского литературного языка, возникновению русской художественной литературы и поэзии всячески способствовало созданная при Екатерине II Российская академия русского языка, директором которой впервые была назначена женщина - княгиня Дашкова.
Расцвет просвещенного абсолютизма в России нашел отражение в достижениях русской культуры XVII - XVIIIвв. Важнейшими чертами ее являлись утверждение и распространение идей рационализма, составивших главное содержание эпохи ""Просвещения"". Открытие гимназий , частных учебных заведений ( в том числе и женских ) были направлены и дали хорошие результаты в формировании системы российского национального образования и просвещения. И опять также как и в период правления ПетраI немалый вклад в развитие Российской науки и культуры внесли видные просветители Европы: Жан Жак Руссо, Лагарп и многие другие.
Продолжателем политики Екатерины II считал себя Александр I. Его приход к власти ознаменовался желанием воплотить в жизнь, создав демократические условия государственного правлениям, многие начинания своих выдающихся предшественников. Он придавал огромное значение техническому образованию. Побывав во многих европейских столицах, он стремился придать Санкт - Петербургу и другим крупным городам России лучшие образцы архитектуры с учетом национальных традиций российского зодчества.
И вновь Россия было открыта для выдающихся иностранных ученых, архитекторов, строителей, инженеров, подготовивших целую плеяду славных русских имен, прославивших отечественную науку и культуру.