Аннотация: статья опубликована в газете "Ситуация", #8, март '2005.
Как говорится в известной русской поговорке, постоянных бед у России две - дороги и дураки. Поговорка, конечно, горькая, в чем-то даже русофобская, однако в целом верная. Но статья эта не о дураках и уж тем более не о дорогах, а о том, какие мифы и грезы выдумывает себе наша, казалось бы, не глупая интеллигенция: всякие там политологи, социологи, журналисты, актеры и писатели.
Одна такая дурная страсть нашей "интеллектуальной элиты" - споры о современной национальной идее. Активные поиски идеи этой начались еще в ранних 90-х с того, как Боря Ельцин заявил о том, что стране нужна собственная государственная доктрина. Ельцинские бояре думали-думали, но на гора выдать ничего приличного не удалось. В то же время на рассуждениях о национальной идее и предложениях своих "единственно верных" путей единения общества и государства сумела неплохо подзаработать и прославиться целая плеяда плешивых и бородатых философов и конспирологов вроде Александра Дугина (лидер виртуальной партии "Евразия") и Станислава Белковского (руководитель Института национальной стратегии). Бизнес оказался выгодным, и вот уже почти пятнадцать лет в газетах, журналах, на телевидении и в сети Интернет идут разговоры о той неповторимой и величайшей, которая спасет нас грешных.
Чего только не пытались и не пытаются выдать ученые мужи за национальный проект - и евразийское единство, и построение некой "либеральной империи", и воссоздание Советского Союза, только с сохранением рыночной экономики, и национализацию отдельных производственных отраслей, и даже интеграцию в Европейский Союз.
С приходом Путина появилась новая idee fixe - удвоение ВВП. Идею эту тут же взяли на вооружение кремлевские политтехнологи и президентские холопы из "Единой России". Правда, валовой продукт удваиваться что-то не хочет, зато с удвоением и утроением образов главы государства план даже перевыполнен. Партия "Родина" и Дмитрий Рогозин призывают олигархов "делиться", а министры-капиталисты РФ видят спасение в росте цен на сырье - нефть, газ, лес и прочие природные ресурсы, готовую продукцию из которых русский рабочий дядя Ваня покупает втридорога, но уже под импортной маркой.
Патриотическими и имперскими бреднями изыскания российских интеллектуалов не ограничиваются. Либералы воинственно и гордо начертили на своих знаменах лозунги "Гражданское общество" и "Права человека" и идут с ними в бой. С ними Сахаров, Лихачев и Солженицын. И опять же - на тебе! - ничего не получается. Почему?
Всем неудачам есть рациональное объяснение. Помимо того, что тема национальной идеи помогала и помогает жить многим "работникам умственного труда", ни за что не отвечающим и ничего не делающим полезного, у нее просто нет решения в том виде, в котором ее пытаются нам подсунуть. Это хороший бизнес, дающий заработок многочисленным трепачам и продажной прессе, но национальной идеи, связывающей все классы, чины и сословия современного российского общества, просто не может сегодня возникнуть. Появление такой идеи - скорее исключение из правил, редчайший случай, который может представиться в наиболее кризисные моменты жизни, когда безопасности и укладу всей страны, всего общества угрожает одна большая беда. Примерно такая ситуация была в годы ВОВ. Сейчас такой проект нереален. Он невозможен и его не надо.
Если обратиться к марксистскому объяснению мира, воспринятому во многом всеми леворадикальными группами, в т.ч. и "Автономным Действием" (хотя АД не является марксистской организацией), мы поймем: у каждого класса, у каждой социальной группы есть свой интерес. У крупной буржуазии - это одно, у мелкой - другое, у трудящихся - третье. Потому невозможно представить ситуацию, при которой интересы одних не сталкивались бы с интересами других, не противоречили бы им. Невозможно угодить всем сразу. Российское общество состоит из множества различных социальных групп - более или менее крупных. Рецепты, которые могут быть представлены в качестве общенациональных, выражают определенные интересы. Чьи это интересы? Уж точно не трудящихся. Интересы более крупного или более мелкого капитала, интересы глобального рынка или национального производителя. Так или иначе, такие проекты не могут иметь ничего общего с тем, что действительно желает средний российский рабочий, преподаватель, врач, инженер.
Для чего же все эти потуги на изобретение велосипеда с квадратными колесами? Очень просто. Подобными проектами безответственная власть пытается затуманить людям мозги. Попутно с мнимыми поисками общенародного проекта создается образ врага - вредных олигархов, "оборотней в погонах", правозащитников и левых экстремистов, якобы мешающих Правительству и президенту проводить политику в интересах всех граждан и не дающих стране развиваться экономически. При этом чаще всего в таких случаях фигура самого главы государства остается незапятнанной.
Вторая причина - попытка выдать желаемое за действительное. В условиях резких социальных контрастов и сильного имущественного расслоения общества мифы о национальной идее, сплачивающей весь народ в единое целое, играют роль инструментов, срезающих острые углы и противоречия общественного строя.
Наконец, третий пункт - власть и ее адвокаты особо заинтересованы в представлении единства государства и его граждан. Таким образом строители песочных замков пытаются снять противоречия между управляющими и управляемыми, снять социальное напряжение и недовольство этой самой властью. В условиях роста протестных настроений простых людей такие мифы жизненно необходимы власть имущим.
Оговоримся, классически либеральные представления о национальном проекте можно объяснить с таких же позиций только отчасти (как мы это делаем в отношении патриотически-державных концепций национальной идеи). Они также пытаются отождествлять интересы самых разных слоев населения, однако характерной ошибкой их представлений является не это, а то, что классические либералы возлагают слишком большие надежды на малореальные явления - "общечеловеческие права и свободы", "гражданское общество", "демократию". Ими не учитываются ни особенности действительности той или иной страны (перенесение реалий Западной Европы в Россию и страны "третьего мира"), ни классовая сущность государства. Такие представления показали свою ущербность и безуспешность.
Итак, бумажные тигры и мечты о национальной идее играют важную социальную функцию защиты интересов и безопасности правительства и господствующего класса. В них также заинтересованы различные национал- и социал-популисты, имеющие власти меньше, чем им бы хотелось. И никак в этих мифах не заинтересованы угнетенные.
Но было бы глупо критиковать, не давая взамен. Нас спрашивают: "Неужели народ может обойтись без национальной идеи? Неужели вам нечего предложить?" Нам есть что предложить, но предложить это мы можем далеко не всем. Из нашей концепции определенно вычеркнуты чиновники и буржуа. Мы не стесняемся и не скрываем того, что этих классов не будет существовать при том строе, к которому мы стремимся.
Что же нужно современному россиянину, не состоящему на государственной должности и не имеющему штат наемных работников? Совсем немногое. Здоровье, здоровая окружающая среда, нормальные условия труда, достойная жизнь, справедливое распоряжение тем, что он сам создает, возможность участия в управлении делами общества. Все эти нужды и желания ежедневно сталкиваются с капканами, расставленными властью и акулами капитализма. Для того чтобы иметь возможность реализовать эти блага, нужно избавиться от препятствий. Чтобы обезвредить капканы и тех, кто их ставит, нужна социальная революция. Революция, которая реализует в каждом из нас пассионарность и жажду нового. Революция, результатом которой станет создание развитой системы общественного самоуправления, а также социально- и экологически ориентированной экономики. Более подробно картина предлагаемого нами мира будет представлена в последующих номерах газеты.
Сейчас у нас всех есть единая идея и цель - бороться! Бороться за наши права. Постепенно, начиная с малого. Стихийно и пока не совсем осознанно эта мысль овладевает страной. Люди убедились в действенности "уличной демократии" и ее способности оказывать давление на власть и капитал. Перед тем, как перевернуть этот мир, мы выбьем табуретку из-под ног государственной идеологии, на шее которой уже сегодня маячит петля.