Аннотация: История бронепоезда "Железняков" в обороне Севастополя 1941-1942 годов и судьба бронепоезда после его гибели.
Окрестности Севастополя - скалы, изрезанные балками, крутые склоны, узкие долины. Во время обороны города в 1941-1942 годах весь этот клочок земли простреливался десятками батарей немецкой тяжелой и сверхтяжелой артиллерии и подвергался ударам элитной воздушной армии. По свидетельствам севастопольцев, авиация противника охотилась за каждой машиной, за каждой группой солдат. Но на этом простреливаемом клочке земли 234 дня и ночи сражался, нанося противнику немалый урон, бронепоезд "Железняков", названный немецкими солдатами "Зеленым призраком". Подобно призраку ему, единственному из бронированных поездов в мире, было суждено быть погребенному со своей командой под землей, вновь явился из подземной могилы и закончить свой путь недалеко от места первой гибели.
РОЖДЕНИЕ СУХОПУТНЫХ БРОНЕНОСЦЕВ
Интересно, что идея использования поездов для боевых действий впервые возникла именно в связи с обороной Севастополя. Во время Крымской войны 1853-1856 годов русский купец Н. Репин представил управляющему военным министерством "Проект о движении батарей паровозами на рельсах". Но в это время в районе боевых действий - Крыму, еще не имелось ни одной железной дороги, поэтому военное ведомство положило проект "под сукно".
Через год после окончания Крымской войны появился новый проект военного инженера подполковника П. Лебедева "Применение железных дорог к защите материка".
Но первый импровизированный бронепоезд вступил в бой все же за океаном. Во время войны Севера и Юга в Америке 29 июня 1862 года под Ричмондом 32-фунтовая пушка на железнодорожной платформе, влекомой паровозом, рассеяла отряд южан, отдыхавший у железнодорожной насыпи.
Во время франко-прусской войны пушки, установленные немецкими артиллеристами на железнодорожные платформы, вели обстрел осажденного Парижа, перемещаясь по его периметру, и нанося внезапные удары с разных направлений.
В ходе англо-бурской войны, пытаясь обезопасить свои железнодорожные коммуникации от коммандос буров, англичане стали создавать блокгаузы на колесах - хорошо вооруженные и имеющие надежные укрытия для личного состава вагоны. На железнодорожных платформах устанавливались не только артиллерийские орудия и пулеметы, но и устраивались укрепления из мешков с песком, шпал, и тому подобных материалов, для солдат. Вскоре британцы развернули строительство уже типовых бронированных вагонов и поездов.
ЭПОХА БРОНЕПОЕЗДОВ
В первые военные дни августа 1914 года в России завершилось строительство первого бронепоезда в составе бронепаровоза и четырех бронеплощадок, каждая из которых была вооружена 76,2-миллиметровым орудием и двумя пулеметами. К концу года на Восточном фронте действовало уже 15 бронепоездов - по одному на Северном и Западном, восемь на Юго-Западном, четыре на Кавказском фронте и один в Финляндии. Строились они на знаменитом Путиловском заводе в Петрограде.
Гражданская война в России стала эпохой расцвета бронепоездов, как самого мобильного и мощного в то время оружия. Сухопутные броненосцы массово использовались с обеих сторон. Во время боев под Петроградом бронепоезд впервые сошелся в бою со своим новым противником и конкурентом - танком. Танк армии Северо-Западной генерала Юденича протаранил бронированный вагон красного бронепоезда, повредив его и заставив отступить.
Бронепоезда использовались и в ходе нападения Советского Союза на Финляндию и Польшу в 1939 году. Показательно, что большая часть их находилась не на вооружении армии, а в составе дивизий и бригад НКВД.
Советские бронепоезда вступили в бой уже с первых дней германского вторжения в СССР в июне 1941 года. Ведя борьбу с немецкими танками и самолетами, оказывая артиллерийскую поддержку пехоте, прикрывая отход своих войск, бронепоезда отходили на восток. Немалая их часть погибла в Белоруссии под бомбовыми ударами германской авиации или была взорвана своими экипажами.
Вспомнив опыт гражданской войны, на железнодорожных заводах спешно вооружались импровизированные бронированные составы. Киев успел дать фронту 3 бронепоезда. Еще три собрала в железнодорожных мастерских осажденная Одесса.
НА КРЫМСКИХ РУБЕЖАХ
Когда части 11-й армии генерала Манштейна ворвались на просторы Крыма, нехватка бронетехники заставила советское командование на полуострове приступить к массовому строительству бронепоездов. По сообщениям различных историков в строй успели вступить 7 составов, созданных в железнодорожных мастерских и на судостроительных заводах из запасов корабельной брони и морского вооружения. Три их них родились в Керчи, два - в Севастополе.
Судьба большинства крымских бронепоездов была недолгой. В один только день 28 октября 1941 года были уничтожены два бронепоезда. Немецким саперам удалось заминировать железнодорожное полотно и подорвать бронепоезд "Орджоникидзевец" недалеко от станции Курманы. Другой бронепоезд - "Войковец" взорвал экипаж после того, как пути были разбиты немецкими бомбардировщиками. Погибли в боях на крымских железных дорогах бронепоезда "Смерть фашизму!", "Горняк" и Љ 74.
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ БРОНЕПОЕЗД
4 ноября в осажденном уже Севастополе закончилась постройка бронепоезда Љ5 Береговой обороны Главной базы ЧФ "Железняков", которому суждено было войти в историю как "Зеленый призрак". Рабочие Севастопольского морского завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони). На бронеплощадках установили пять 76-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза составу был придан мощный локомотив. Командиром бронепоезда был назначен капитан Саакян.
Значение, которое придавалось бронепоезду, подчеркивает тот факт, что на церемонию открытия прибыл командующий Черноморским флотом с членами военного Совета.
7 ноября 1941 года "Железняков" вышел на первое боевое задание.
Выдвинувшись за Камышловский мост, бронепоезд обстрелял скопление вражеской пехоты у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое), подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины.
На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог "выжить" только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд "Железнякова" тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей. После стремительного артиллерийского и минометного удара по целям, заранее разведанным разведчиками морской пехоты, состав быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали поднять на его подавление авиацию. По данным разведки, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд "зеленым призраком".
Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко.
17 декабря 1941 года начался второй штурм Севастополя. "Железняков" поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил буквально навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми 12 пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.
К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнем противника восстанавливали поврежденный железнодорожное полотно.
"ЗЕЛЕНЫЙ ПРИЗРАК"
"Бронепоезд все время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах", - вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Н.И. Александров.
"Железняков" действовал не только в районе Мекензиевых гор, но и выходил на Балаклавскую железнодорожную ветку, где немецкие войска рвались к Сапун-горе.
Командование Севастопольского оборонительного района очень ценило "Желязняков". Когда во время отхода состава с боевой позиции был разбит путь, и бронепоезд оказался под ударом немецкой артиллерии, которая наводилась самолетом-корректировшиком, на выручку ему было выслано звено советских истребителей.
В конце 1941 года бронепоезд был отправлен в тыл на ремонт. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками. Вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три полковых 130-миллиметровых. Установили и 3 новых пулемета.
22 декабря, когда немецкие войска захватили поселок и станцию Мекензиевы горы, бронепоезд ворвался прямо на станцию и в упор открыл огонь по скоплению солдат и техники противника.
"Железняков" прикрывал и дерзкую операцию по доставке новых стволов орудий на легендарную 30-ю батарею.
"Как ненавидели этот бронепоезд немцы, и сколько добрых, полных благодарности слов говорилось в его адрес нашими бойцами и командирами, - писал впоследствии участник обороны Севастополя полковник И. Ф. Хомич. - На бронепоезде работали моряки. Отвага черноморцев давно вошла в поговорки. Бронепоезд и в самом деле налетал на противника и вел огонь с такой стремительной неожиданностью, словно бегал не по рельсам, а прямо по неровной земле полуострова".
Немецкая авиация постоянно охотилась за последним крымским бронепоездом, доставлявшим им столько проблем.
В ночь с 28 на 29 декабря 1941 года экипаж отведенного на отдых бронепоезда поставил состав не в тоннель, а под отвесную скалу на станции Инкерман, подогнав между скалой и бронепоездом пассажирские вагоны для отдыха. Этим воспользовались немцы, нанеся авиаудар, стоивший жизни многим "железняковцам".
Но в бою 18 пулеметов бронепоезда были серьезным противником и для авиации. Так, только в первый день 1942 года пулеметные расчеты "Железнякова" сбили два немецких истребителя, решивших обстрелять остановившийся состав.
Во время боев за Мекензиевы горы немецкой тяжелой артиллерии удалось разбить железнодорожный путь перед движущимся бронепоездом. Под откос полетели балластные платформы, сошла с рельсов бронеплощадка. Осколки очередного снаряда вывели из строя магистральный локомотив, а мощности второго бронированного паровоза не хватало для того, чтобы поднять бронеплощадку на рельсы. Бронепоезд спас помощник машиниста Евгений Матюш. Для ремонта локомотива он забрался в забросанную сырым углем топку. Вода, которой поливали смельчака, тут же испарялась. Закончив работу, Матюш еле успел выбраться наружу и потерял сознание от ожогов. Благодаря его подвигу удалось ввести в строй паровоз, поднять на рельсы бронеплощадку и вывести состав из-под удара тяжелых батарей противника.
Вскоре в Севастополе подошли к концу запасы угля. Несколько раз "железняковцам" удавалось вывезти уголь буквально из-под носа у противника - со станции Мекензиевы горы, которая переходила из рук в руки. Когда закончился и этот уголь, машинист Галинин предложил изготовлять специальные брикеты из угольной пыли и гудрона.
В 1941-1942 годах бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Только с 7 января до 1 марта 1942 года "Железняков", по данным командования Севастопольским оборонительным районам, уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.
15 июня 1942 года "Железняков" вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.
В КАМЕННОЙ МОГИЛЕ
21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. "Железняков" обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.
Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.
Второй выход из тоннеля оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Погребенный под толщей скалы "Зеленый призрак" нанес свой последний удар.
На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС.
30 июня остатки экипажа были блокированы в полузасыпанном тоннеле. Немцы, выслав парламентера, предложили покинуть тоннель скрывавшимся здесь от бомбежек мирным жителям. С ними отправили медсестер бронепоезда. "Железняковцы" держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен.
ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ "ЗЕЛЕНОГО ПРИЗРАКА"
Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Восстановив часть бронеплощадок "Железнякова", немцы создали из них бронесостав "Ойген", вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами с переоборудованными лафетами. Вместе с бронепоездом "Михель" германского производства, вооруженным, 88-мм зенитными орудиями, "Ойген" участвовал в боевых действиях в районе Перекопа, а также на Ишуньских позициях.
Когда советские войска прорвали немецкую оборону Севастополя на Сапун-горе бронесостав "Ойген" был взорван своим экипажем. Так закончилась судьба самого известного крымского бронепоезда.
В 70-е годы возле Севастопольского железнодорожного вокзала был установлен паровоз типа "ОВ" - однотипный паровозу "Железнякова", на котором воспроизвели надпись "Смерть фашизму", украшавшую борта бронепоезда. К сожалению, на локомотив не стали наносить камуфляжную раскраску, давшее "Железнякову" имя "Зеленого призрака", выкрасив его черным лаком.
В начале 90-х годов рядом с паровозом разместили крупнокалиберное орудие на железнодорожной платформе послевоенной постройки, которое несведущие в истории туристы, принимают теперь за одну из бронеплощадок легендарного бронепоезда.