Аннотация: К 61-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию кафедры Оперативного искусства
11апреля 2006 года исполнилось 70 лет со дня образования родной кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно на этой кафедре проведены лучшие годы моей 33-летней службы в Вооруженных Силах. Вольно или невольно память возвращает в эти годы, прокручивая, как ленту фильма, все события того периода вновь и вновь. Кроме памяти остались еще многочисленные фотографии дорогих и любимых сослуживцев, наставников, отцов-командиров, многих уже из которых нет на этом белом свете. С огромной теплотой и любовью вспоминаю этих людей, оставивших неизгладимый след в моей военной судьбе.
А она распорядилась таким образом, что мне, 35-летнему подполковнику, командованием Группы Советских войск в Германии было предложено поступить в Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова. Предложение было столь заманчивым, что отказаться от него не представлялось возможным и равносильно было служебному самоубийству. Учиться в ВАГШ являлось великой честью для любого офицера, мечтающего о военной карьере и повышении своего уровня знаний до рамок специалиста в области высшего военного и государственного управления.
В тот период экзаменов в академию не сдавали и кандидаты проходили тщательный отбор в Центральном аппарате, видах ВС и военных округах. Непосредственно в академии проводилось собеседование. Кандидатов на зачисление запускали в огромный зал небольшими группами, после чего начинался перекрестный допрос маститыми военными учеными, командирами и начальниками в больших чинах и званиях на предмет наличия знаний в наших, к тому времени достаточно молодых головах. Молодых-то молодых, но за плечами каждого из нас уже было по два высших образования, 15-18 лет службы в войсках и предстояло получить третье, да такое, что никаким империалистам и во сне не снилось. Не давали такого образования ни в одной стране мира, да и сейчас, вероятно, не дают. Шел тогда 1984 год.
Чтобы было понятно читателю, в данном рассказе речь пойдет об истории Военной академии Генерального штаба и ее ведущей кафедре - кафедре оперативного искусства. Приурочено данное повествование к 70-летию кафедры и 61-ой годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Военная академия Генерального штаба - это уникальное высшее военно-учебное заведение, военно-теоретический центр по исследованию проблем военной науки, военной политики, обеспечения безопасности страны, имеющее замечательную историю, традиции, прекрасную учебно-материальную базу и талантливо подобранный профессорско-преподавательский состав, большая часть которого является докторами и кандидатами военных и иных наук, академиками, профессорами и доцентами, заслуженными людьми не только в системе военного образования, но и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Выпускники академии назначаются на командные, штабные и другие руководящие должности в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, в управления Министерства обороны, главные штабы и объединения видов Вооруженных Сил, объединения родов войск Вооруженных Сил, а также занимают различные должности в государственных структурах.
Академия Генерального штаба, ставшая первым в России высшим военно-учебным заведением, была основана в 1832 году и названа Императорской военной академией. Впервые мысль о создании Военной академии Генерального штаба была высказана в 1826 году генерал-адьютантом бароном Антуаном Анри Жомини в докладной записке и "Проекте Указа об учреждении центральной школы стратегии и высшей тактики" на имя Императора Николая I.В записке высказывалась целесообразность преподавания в военно-учебных заведениях комплекса научных дисциплин, имеющих отношение к ведению "большой войны". При этом А.А. Жомини особое внимание императора аргументировано обращал на важность изучения военной истории, высшей тактики и стратегии.
Однако сбыться этому проекту было не суждено. Летом 1826 года под влиянием фанатически настроенной воинственной группы шахского двора Ирана, поощряемой Англией и Турцией, иранские войска без объявления войны вторглись на территории Кавказа, контролируемые Русской армией под командованием А.П. Ермолова. Началась русско-иранская война 1826 -1828 г.г., отвлекшая внимание российского императора от планов по созданию высшей военной школы.
Окончательное решение о создании в России военной академии было принято 4 октября 1830 года, когда на представленном императору проекте ее устава появилась лаконичная резолюция: "Быть по сему. Николай". Академии, как высшему государственному учебному заведению по военной части, было присвоено наименование Императорской.
26 ноября (8 декабря по новому стилю) 1832 года в день кавалергардского праздника - дня Святого великомученика и Победоносца Георгия состоялась торжественная церемония открытия Императорской военной академии (Приказом Министра обороны РФ 1997года N 297 8 декабря установлен днем годового праздника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
Первым учебным днем в академии стало 29 ноября (11 декабря н.ст.) 1832 года. Требования к знаниям слушателей были весьма высокие. С первых лет основания в академии установились четыре вида экзаменов: приемный, текущие, переводные (с первого на второй курс) и выпускные. Знания слушателей на экзаменах оценивались по пяти разрядам: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "посредственно" и "слабо".
Вот выдержки из "ПОЛОЖЕНИЯ для постоянного определения или оценки успехов в науках "Высочайше утверждено" 8 декабря 1834 года".
1-я степень (Успехи слабые).
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
2-я степень (Успехи посредственные).
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, , особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и праздности влекут за собой то же последствие.
3-я степень (Успехи удовлетворительные).
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгою или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предусмотренных на тот конец, чтоб он сблизил между собою отдаленнейшие точки; даже выученное он применяет не иначе как с трудом и напряжением.
На сей то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случаях надобности. При том и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы.
4-я степень (Успехи хорошие).
Ученик отчетливо знает преподанное ученье, он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям.
Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за черту которой при всех напряжениях перейти невозможно.
5-я степень (Успехи отличные).
Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью, довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самодеятельности и что размышление при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, нежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания.
За первые 20 лет своего существования академия подготовила более 300 высокообразованных офицеров, из которых почти половина в ходе последующей службы удостоились высших военных чинов. В 1836 году ее окончил будущий Военный министр-реформатор генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин, удостоенный за успехи в учебе малой серебряной медали.
Взошедший на российский престол в феврале 1855 года Александр II, инициировал проведение ряда важных реформ, в том числе и в военной области. Во исполнение указа императора Александра II от 30 августа 1855 года Императорская военная академия, Николаевское инженерное и Михайловское артиллерийское училище были объединены в одно высшее военно-учебное заведение. Указом предписывалось Императорскую военную академию переименовать в Николаевскую академию Генерального штаба, а офицерские отделения Николаевского инженерного и Михайловского артиллерийского училищ - в Николаевскую инженерную и Михайловскую артиллерийскую академии. Все эти три специальные академии должны были составить одну объединенную Императорскую военную академию.
За период с 1832 по 1918 годы квалифицированную подготовку в Николаевской академии Генерального штаба прошли свыше 4, 5 тысяч офицеров Русской армии и несколько офицеров болгарской и сербской армий. Многие выпускники академии проявили себя как видные военачальники. В их числе боевые генералы М.И. Драгомиров, А.П. Куропаткин, Д.А.Милютин, Н.Н. Обручев, Ф.Ф.Радецкий, М.Д. Скобелев и другие.Бывшие слушатели академии М.Д. Бонч-Бруевич, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, А.К.Климович, А.И.Корк, Б.М.Шапошников после революции 1917 года являлись активными участниками строительства Вооруженных Сил, стали крупными советскими военачальниками. Кстати, организаторами и руководителями "белого" движения в годы гражданской войны также были в основном выпускники академии, и в их числе генералы: М.В. Алексеев, П.Н. Врангель, А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич. Многие видные представители русского военного зарубежья также являлись выпускниками академии.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года и образования в России Советского государства стала очевидна необходимость его вооруженной защиты от агрессии коалиции империалистических государств. Для решения этой задачи нужна была массовая армия нового типа. Все, что можно было использовать из царской армии, Советское правительство постаралось задействовать.
Подтверждением этого может служить указание В.И. Ленина о сохранении бывшей Николаевской военной академии и преобразовании ее в новую советскую академию. 7 октября 1918 года был подписан приказ Реввоенсовета Республики N 47, которым предписывалось открыть Академию Генерального штаба не позже 1 ноября 1918 года. Перед академией ставилась задача подготовки командных кадров, которые получали бы не только военное, но и широкое общее образование. Официальное открытие академии состоялось 8 декабря 1918 года.
Опуская подробности о деятельности академии в течение последующих трех лет, следует заметить, что репрессии того периода не обошли ее стороной. В 1921 году партийная организация академии подверглась основательной "чистке" - лишилась 11,5% своих членов.
В апреле, а затем и в июле 1921 года состояние внутренней жизни и деятельности академии подверглось всесторонней проверке Реввоенсоветом Республики. Было установлено, что обучение и воспитание офицерского состава в академии не отвечает новым требованиям. Итогом явился приказ Реввоенсовета Республики N 1675 от 5 августа 1921 года о реорганизации Академии Генерального штаба РККА в общевойсковую Военную академию РККА и усилении ее преподавательского состава активными участниками Гражданской войны. Начальником Военной академии РККА был назначен командующий Западным фронтом М.Н. Тухачевский.
Решение о реорганизации академии, как показали последующие события, не было дальновидным. В течение 15 лет высший и старший комсостав Красной Армии вынужден был готовиться на различных курсах, что в дальнейшем не могло не сказаться на качестве и количестве подготовленных военных руководителей соответствующего уровня.
8 августа 1921 года Реввоенсовет Республики издал приказ о создании при Военной академии РККА Высших военно-академических курсов (ВВАК) старшего командного состава РККА с 9-месячным сроком обучения. Таким образом, на месте прежней академии стало существовать по сути две - Академия Генерального штаба в виде Высших курсов и Общевойсковая академия. Естественно, что там и там преподавали одни и те же преподаватели.
Параллельно с учебой и научной работой продолжалась "чистка" состава академии, которая коснулась как переменного, так и постоянного состава. Из 734 слушателей академии и курсов было отчислено 260 (35%) "как недостойных быть в стенах Академии по своему политико-моральному состоянию. Не менее жесткой была "чистка" среди преподавательского состава. Она осуществлялась на основании характеристик, даваемых им слушателями. В три приема было "отсеяно" свыше 50% преподавателей. На место выбывших назначались выпускники-коммунисты.
Заметные перемены в деятельности ВВАК начались с назначением 19 апреля 1924 года начальником академии видного деятеля советского государства, выдающегося полководца и военного теоретика Михаила Васильевича Фрунзе. Важным явлением к этому времени в учебном процессе и научной деятельности академии было выделение курса оперативного искусства в самостоятельную дисциплину. Для ее разработки и преподавания в 1924 году была создана кафедра "Ведение операций", послужившая прообразом в последующем кафедры оперативного искусства. Кафедру "Ведение операций" возглавил заместитель начальника Штаба РККА В.К. Триандафилов. Таким образом, основными предметами в курсе обучения слушателей ВВАК утвердились стратегия, оперативное искусство, тактика, социально-экономические дисциплины, история войн и военного искусства, иностранные языки.
В 1925 году военно-политическое руководство страны посчитало, что ВВАК свою задачу выполнил и Председатель Реввоенсовета Союза СССР и Нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе дал указание о преобразовании ВВАК в самостоятельные Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНС).
К началу 1930-х годов Курсы подготовили сотни военачальников, которые проявили себя в последующие, особенно военные годы и стали хорошо известны в стране. Среди них: Н.А. Веревкин-Рохальский, Л. А. Говоров, А.В. Горбатов, Г.К. Жуков, Г.С. Иссерсон, И.С. Конев, Г.К. Маландин, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, П.С. Рыбалко, В.Д. Соколовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин и многие другие.
С начала 1930-х годов заметно обострилась международная обстановка. Вследствие этого повысились требования к обороноспособности государства.
В августе 1931 года Реввоенсовет СССР утвердил положение об оперативном факультете, разработанное комиссией под руководством назначенного начальником Штаба РККА А.И. Егорова. В нем указывалось, что основная задача оперативного факультета с одногодичным сроком обучения - подготовка работников в оперативные органы корпусов, армий, фронтов (округов) и Штаба РККА. Факультет должен был комплектоваться слушателями с высшим военным образованием, окончившими Военную академию им. М.В. Фрунзе, командные факультеты других академий, а также не окончившими академий, но хорошо знающими тактику и имеющими практический опыт работы в войсках. Первый набор слушателей состоял из 30 человек.
В течение почти пятилетнего функционирования оперативный факультет подготовил сотни старших и высших командиров РККА. Успешно его окончили А.И. Антонов, Л.А. Говоров, М.В. Захаров, ставшие впоследствии видными военачальниками.
В результате разразившегося в конце 1929 года мирового экономического кризиса резко обострились противоречия между основными капиталистическими странами за передел мира, рынки сбыта и сферы влияния. Назревала угроза возникновения войны, многократно возросшая после прихода в январе 1933 года к власти в Германии фашизма, провозгласившего курс на завоевание мирового господства, расширения "жизненного пространства" для Германии путем насильственного захвата прежде всего славянских земель. В блоке с германским империализмом выступили фашистская Италия и милитаристская Япония.
Одним из важнейших в этот период стал вопрос о подготовке высшего командного состава, который бы хорошо знал боевые и оперативные возможности соединений и крупных объединений видов Вооруженных Сил, родов войск, владел искусством их применения в операциях, кампаниях и войне в целом, умел твердо управлять ими в сложных условиях военных действий.
В апреле 1936 года ЦК ВКПБ(б) и Советское правительство, рассмотрев ходатайство Наркомата обороны и учитывая возросшую необходимость дальнейшего расширения и совершенствования подготовки руководящих командных кадров для Вооруженных Сил, приняли решение "создать в Москве Академию Генерального штаба РККА". На основании этого решения Нарком обороны СССР Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов издал 11 апреля 1936 года приказ N 058 о формировании Академии Генерального штаба РККА, подчинив ее непосредственно начальнику Генерального штаба.
Было определено количество слушателей (250 человек), срок обучения (полтора года). Академии было выделено два больших здания - дом N 16 и дом N 18 по Большому Трубецкому (ныне Хользунову) переулку (где ваш покорный слуга и учился в 1984 - 1986 г.г.).
Официальное открытие Академии и начало занятий состоялось 1ноября 1936 года.
Ведущей кафедрой в академии была кафедра армейских операций. Кафедрой охватывалось изучение широкого круга вопросов оперативного искусства и стратегии, в частности - армейских операций, основ фронтовых операций, самостоятельных операций объединений ВВС, организации взаимодействия общевойсковых армий с ВМФ, теории военной стратегии.Кроме того, были кафедры тактики высших соединений; организации и мобилизации; военной истории. Проведение занятий по общественным наукам возлагалось на работников отдела политической пропаганды академии. На кафедре иностранных языков велось обучение немецкому, английскому и французскому языкам.
Задачи перед кафедрами стояли ответственные, но, как показали первые полгода работы, в полном объеме практически невыполнимые. Поэтим и некоторым другим причинам, связанным с недостаточным повседневным руководством, в академии был проведен ряд организационных мероприятий. Так, к сентябрю 1937 года были дополнительно созданы кафедры стратегии и социально-экономических наук, кафедра армейских операций реорганизована в кафедру оперативного искусства, а кафедра организации и мобилизации стала кафедрой подготовки страны к обороне. Военно-исторический факультет был упразднен, а слушатели переведены на основной.
Непростое было время. Резко обострилась внутриполитическая обстановка в стране. Усилились репрессии в Вооруженных Силах, особенно после февральско-мартовского (1937г.) Пленума ЦК ВКПБ(б) , на котором В.М. Молотов в своем заключительном слове дал по существу установку на необходимость вскрыть шпионскую и диверсионную деятельность троцкистов в армии "Если у нас во всех отраслях хозяйства есть вредители, можем ли мы себе представить, что только там нет вредителей".
Органами НКВД было раздуто сфабрикованное дело о "заговоре" в Красной Армии, послужившее формальным основанием массовых арестов военнослужащих и судилища над его "руководителями", которыми, по убеждению И.В. Сталина, являлись М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Корк, Р.П. Эйдеман, я.Б. Гамарник. 12 июня 1937 года все они, кроме Я.Б. Гамарника, были расстреляны. Я.Б. Гамарник 31 мая 1937 года покончил жизнь самоубийством.
За 1937-1938 годы в армии было репрессировано более 40 тысяч человек. Среди них оказались 8 начальников академий, институтов и школ, 26 профессоров и преподавателей.
Не миновал участи репрессий и коллектив Академии Генерального штаба. Были арестованы начальник академии Д.А. Кучинский, многие начальники кафедр, профессора, преподаватели, слушатели. Коллектив академии понес огромные потери. Была проведена радикальная "чистка" библиотеки академии от "политически вредной" литературы. Под эту категорию попали труды и теоретические разработки М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И. Э. Якира, В.К. Триандафилова и других военных теоретиков, положения которых лежали в основе обучения слушателей. Все надо было начинать сначала в условиях всеобщего недоверия, подозрительности, страхом перед будущим. Все рассматривалось через призму классовой борьбы.
С 1936 по 1941 годы в академии состоялись пять выпусков - около 430 высокообразованных командиров и работников штаба для высшего звена управления.
Накануне Великой Отечественной войны академия в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 года стала именоваться Военной академией Генерального штаба РККА имени К.Е. Ворошилова.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года прервало мирный созидательный труд советских людей. Началась Великая Отечественная война советского народа против германского агрессора.
В ноябре 1941 года академия передислоцировалась в Уфу. Ей было выделено одно из лучших зданий - Уфимский авиационный техникум, где имелись лекционные залы, комнаты для групповых занятий, общежитие для слушателей. В Уфе акдемия находилась в течение года и к 17 ноября 1942 года была передислоцирована в Москву и разместилась на Кропоткинской улице в доме N 19. Возвращение в Москву положительно сказалось на учебе слушателей. Непосредственная связь академии с Генеральным штабом, центральными управлениями Наркомата обороны, с действующей армией позволила существенно уточнить учебные программы и шире использовать боевой опыт в учебной и военно-научной работе.
Значительным вкладом академии в общую победу над германским фашизмом и японским милитаризмом явилась подготовка высококвалифицированных военных кадров руководящего звена. Именно выпускники академии, занимая ответственные посты в Генеральном штабе, в центральном аппарате Наркомата обороны, в оперативных штабах, реализовывали свои знания и умения в планировании и организации важнейших операций Великой Отечественной войны, в руководстве их практическим осуществлением. Немалый вклад академия внесла и в развитие советского военного искусства в годы войны.
С 1 февраля 1946 года академия была переведена на двухгодичный курс обучения и новую структуру: два основных курса (первый и второй) и Высшие академические курсы (ВАК) со сроком обучения 9 месяцев. Основными дисциплинами в этот период стали: военная стратегия, оперативное искусство, и тактика высших соединений. Начато изучение ядерного оружия, особенностей его применения в бою и операции.
Постановлением Совета Министров СССр N 317 от 17.3.1960г. на основе валюнтаристского решения Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева академия была преобразована в оперативный факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе с сокращением 50% личного состава и высвобождением занимаемого комплекса зданий по 5-му Донскому проезду. С июня 1960 года академия была переведена в здание Военной академии им. М.В. Фрунзе (Проезд Девичьего поля, дом N 4). Этим самым ВАГШ и Вооруженным Силам в целом был нанесен тяжелый удар, последствия которого академия залечивала долгое время. Была утрачена учебно-материальная база, наполовину опустошена уникальная библиотека, академия лишилась медицинской части, клуба, спортивных сооружений, столовой. Только благодаря активным, настойчивым и убедительным доводам начальника Генерального штаба ВС СССР Маршала Советского Союза М.В. Захарова, других авторитетных военачальников данное непродуманное решение было отменено и постановлением Совета Министров СССР N 358 от 24.4. 1961г. "О сохранении в Вооруженных Силах Вагш" академия была возрождена и постепенно, до 1977г., обустраивалась на новом месте - в переулке Хользунова, д. 14, 16.
Коренной перестройке в этот период подвергся учебный процесс, особенно на кафедре оперативного искусства (родной для меня кафедре). Кафедрой в этот период руководил генерал-лейтенант Н.Я. Приходько, а затем генерал-полковник И.С. Глебов. Программа была значительно расширена. Если слушатели раньше изучали только основы фронтовых операций, то теперь им вменялось в обязанность знание всех вопросов их подготовки и ведения, а также овладение методической разработки оперативных командно-штабных учений с участием войск в условиях применения ядерного оружия. В интересах концентрации обучения слушателей на оперативном искусстве из программ был исключен раздел тактики.
В последующие годы (до 1986г.) важнейшим направлением деятельности академии было повышение качества подготовки и переподготовки военных кадров, дальнейшее развитие военной науки и внедрение ее положений в практику войск и штабов.
Надо сказать, что именно в этот период мне посчастливилось учиться в академии и закончить ее в 1986 году. Имея на руках красный диплом об окончании академии Генерального штаба, возраст в 37 лет и звание полковника, открывались великолепные перспективы служебного роста в войсках. Проведены основные собеседования, на которых было предложено, как минимум, три-четыре должности и дано время поразмышлять, чтобы определиться. И, кажется, определился уже, выбрав Забайкальский военный округ, где прошла вся моя молодость. Но военная судьба всегда столь переменчива и непредсказуема, что быть уверенным в том, что было верно вчера, сегодня будет по-прежнему незыблемо, не приходилось. Получилось совсем все не так, как вчера еще виделось.
Я был приглашен на очередную беседу к замечательному педагогу, начальнику кафедры оперативного искусства генерал-полковнику Безхребтому Михаилу Ивановичу, где получил предложение остаться в академии Генерального штаба на преподавательской работе, поскольку прежняя должность работы в крупных штабах, отличная учеба, возраст и звание позволяли, по мнению руководства академии и кафедры, продолжить службу на преподавательской стезе, передавая знания слушателям и совершенствуясь в научном плане.
После недолгих размышлений предложение было принято и вся моя дальнейшая служба (еще 13 лет) проходила в творческой атмосфере преподавания дисциплины с красивым названием "Оперативное искусство". К этому мы еще вернемся в повествовании, равно как и к кафедре оперативного искусства, 70-летию которой и посвящены эти воспоминания с небольшой исторической справкой. А пока завершим разговор об академии в новых условиях ее существования в период с 1986 года по настоящее время.
В феврале 1988 года академия переехала в новый учебно-административный и хозяйственный комплекс, возведенный на Юго-Западе Москвы. Автор проекта - главный архитектор Москвы народный архитектор СССР М.В. Посохин. Основу учебной базы, оборудованной в новом комплексе, составили: автоматизированные пункты управления объединений видов Вооруженных Сил и родов войск, центр оперативной подготовки, информационно-вычислительный центр, лекционные залы, учебные аудитории слушателей, учебно-методические кабинеты кафедр, объединенный учебный автоматизированный командный пункт, телевизионный центр, лингафонные кабинеты и студии звукозаписи.
Наличие автоматизированных пунктов управления, центра оперативной подготовки и информационно-вычислительного центра, оснащенных современными техническими средствами обучения, позволили проводить широкий спектр занятий прикладного курса, а также все виды командно-штабных учений и военных игр в звеньях оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровней.
Именно для этих звеньев и готовится выпускник академии Генерального штаба. Он предназначается для прохождения службы в оперативно-тактических, оперативных, оперативно-стратегических и стратегических органах управления Вооруженных Сил и других войск (сил) Российской Федерации на командных, штабных и других должностях, а также для работы в органах государственной власти и управления Российской Федерацией в области обороны и обеспечения военной безопасности.
Сферой деятельности выпускников академии определено военное и государственное управление, объектами деятельности - соединения и объединения Вооруженных Сил и других войск (сил) Российской Федерации, органы военного и государственного управления, видами деятельности - управленческая, научно-исследовательская, и педагогическая.
Такова вкратце история создания и существования Военной ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова I степени академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, вся деятельность которой со дня основания и до настоящего времени была подчинена интересам обеспечения обороноспособности Российского государства. Академия была и остается кузницей руководящих военных кадров и военно-теоретическим центром по исследованию и развитию проблем военной безопасности, военной науки и военного искусства.
Как уже отмечалось, одной из ведущих кафедр академии является кафедра оперативного искусства. По ходу повествования достаточно было упоминаний о важности этой кафедры в учебном процессе академии. С первого дня образования кафедры (кафедра армейских операций) ее возглавил Г.С. Иссерсон - автор работ по теории военного искусства, видный ученый. В последующем начальниками кафедры были столь же сведущие в теории и практике оперативного искусства замечательные педагоги комбриги К.Д. Голубев, Г.К. Маландин и Е.А. Шиловский. Большим уважением слушателей пользовался старший преподаватель кафедры Д.М. Карбышев, преподававший на кафедре инженерное дело.
С самого начала своего существования профессура кафедры оперативного искусства принимала активное участие в разработке и внедрении в практику войск выдающегося достижения советской военно-теоретической мысли - теории глубокой наступательной операции. Сущность глубокой наступательной операции состояла в одновременном подавлении обороны противника средствами поражения на всю ее глубину, прорыве ее тактической зоны на направлении главного удара с последующим стремительным развитием тактического успеха в оперативный путем ввода в сражение эшелона развития успеха (танков, мотопехоты, конницы) и высадки воздушных десантов для скорейшего достижения поставленной цели. Важнейшие положения теории глубокой наступательной операции были официально закреплены во Временном Полевом уставе РККА, проектов Полевых уставов 1939-1941 годов.
Особым периодом в истории кафедры стало время Великой Отечественной войны. По мере изучения и обобщения боевого опыта шло дальнейшее совершенствование программы и методики обучения слушателей. Опыт битв под Москвой и Сталинградом, наступательных операций советских войск в зимней кампании 1942/1943 годов нашел отражение в лекционном курсе и на практических занятиях. Больше внимания стало уделяться подготовке и осуществлению прорыва сильной, глубоко эшелонированной обороны противника, вводу в сражение подвижных соединений и объединений, вторых эшелонов и резервов, развитию наступления в глубину в высоких темпах с форсированием рек, ведению операций на окружение противника, вопросам обеспечения непрерывного управления, восстановления нарушенного взаимодействия. Отрабатывались также задачи по действиям армии в окружении с последующим выходом из него.
Дальнейшее улучшение обстановки на фронтах позволило в 1944 году пополнить преподавательский состав кафедры оперативного искусства генералами и офицерами, получившими богатый оперативный опыт непосредственно на фронтах. В конце года участники войны составляли более половины преподавателей. В 1945 году назначение на кафедру получили генералы и офицеры, имевшие опыт командования армиями и корпусами, а также возглавлявшие штабы и управления штабов фронтов и армий.
Широкое развитие в этот период на кафедре приобрела военно-научная работа. С первого же года боевых действий на фронтах началась разработка военно-теоретических трудов. В 1941-1943 годах по кафедре оперативного искусства были изданы работы: Г.А. Маландина - "Основы армейских наступательных операций", Е. А. Шиловского - "Основы оперативного прорыва" и "Оборонительные операции армии". В 1944 году был переработан курс по наступательным операциям армии и издан труд в семи выпусках под редакцией В.М. Злобина. Пособие А.Г. Ярчевского и М.Ф. Сочилова "Основы оборонительной операции армии" по указанию Начальника Генерального штаба А.М. Василевского было размножено и выслано во все военные организации.
В 1944-1945 годах издаются работы по фронтовым наступательным операциям в различных условиях. Одной из крупнейших работ был труд Е.А. Шиловского " Прорыв фронта". Это научное исследование явилось крупным шагом вперед в теоретической разработке наиболее сложного и ответственного этапа наступательной операции, каким всегда являлся оперативный прорыв глубокоэшелонированной обороны противника. Труд получил признание не только в академии, но и среди широкого круга генералов и офицеров Вооруженных Сил.
В послевоенные годы, начиная с 1946 года, академия начала готовить руководящие кадры оперативно-стратегического звена и роль кафедры оперативного искусства, в связи с этим, неизмеримо возросла. Оперативное искусство становится профилирующей дисциплиной. Значительно расширяется учебная программа по изучению оперативного искусства. Если раньше слушатели изучали только основы фронтовых операций, то теперь им вменяется в обязанность знание всех вопросов их подготовки и ведения и овладение методикой разработки оперативного командно-штабного учения в условиях применения ядерного оружия.
В 1957-1959 годах на кафедре был разработан капитальный труд - Курс оперативного искусства в четырех томах. В первых двух томах рассматривались действия общевойсковой армии, в третьем и четвертом - действия крупных оперативных объединений в условиях применения оружия массового поражения. Это был первый труд по оперативному искусству, разработанный с учетом применения новых средств ведения вооруженной борьбы. В течение ряда лет труд служил в качестве учебника для слушателей академии и использовался в Вооруженных Силах для оперативной подготовки генералов и офицеров.
К началу 1964-1965 учебного года был разработан новый курс оперативного искусства и издан новый труд по вопросам подготовки и ведения операций оперативных объединений в условиях применения оружия массового поражения. В нем подробно и глубоко вскрывались роль и место видов Вооруженных Сил в операциях и, особенно, в начальный период войны. Важное место отводилось рассмотрению вопросов управления войсками. Эта книга долгие годы являлась основным пособием в оперативной подготовке генералов и офицеров.
Таким образом, в конце 1950-х - начале 1960-х годов кафедра оперативного искусства, реализуя планы научных исследований, выполнила обширный объем научных работ по самым актуальным и сложнейшим проблемам оперативного искусства. Труды кафедры получили положительную оценку и признание командного состава Вооруженных Сил СССР и братских армий. В 1960 - 1961 годах произошло значительное обновление преподавательского состава кафедры. На смену опытным педагогам пришли генералы и офицеры из войск, Генерального штаба, центральных управлений Министерства обороны. Вместе с тем бережно сохранялись и наиболее опытные кадры.
С увольнением из Вооруженных Сил генерал-полковника Глебова И.С., в марте 1969 года кафедру возглавил генерал-полковник Гайворонский Федот Филиппович, прибывший с должности начальника оперативного управления ГОУ Генерального штаба. Федот Филиппович родился в 1918 году 7 июня в Кировоградской области. В 1939 году окончил Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Принимал участие в боевых действиях на реке Халхин - Гол в 1939 году, затем с боями прошел через всю Великую Отечественную войну и завершил ее в должности начальника оперативного отдела - заместителя начальника штаба стрелкового корпуса. Трижды ранен. В дальнейшем окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба, проходил службу в крупных оперативно-стратегических штабах и в Генеральном штабе.
В мою бытность на кафедре оперативного искусства Федот Филиппофич исполнял обязанности Заместителя начальника академии по научной работе. Удивительно добрый, тактичный, грамотный генерал. И сегодня Федот Филиппович работает профессором в академии.
В 1970 году кафедра издала еще несколько важных военно-теоретических трудов. Примечательно, что подготовка и ведение операций рассматривались в условиях ядерной войны.
Много внимания уделялось преподаванию на Высших академических курсах. Надо сказать, что по тому времени на курсах действительно обучались высшие руководители Вооруженных Сил Советского Союза и дружественных армий. В их числе были министры обороны Гофман, Джуров, Дзур, Ярузельский и другие, начальники генеральных штабов и главных управлений, командующие и начальники штабов объединений и другие категории.
Для проведения занятий на ВАКе привлекались опытные преподаватели генералы Агейчик П.С., Аксанычев В.М., Браткин Л.А., Голованов М.П., Чигогидзе Н.И. и многие другие.
Среди преподавателей основного и специального факультетов особым уважением пользовались мастера своего дела генералы Боковиков Е.А., Манойлов И.И., Орловский М.А., Тетекин Н.С., Усольцев Н.Г., Пелех В.Ф. и другие офицеры.
Качественный прорыв в развитии обычных видов вооружения в 1970 - 1980-е годы, возрастание угрозы внезапного нападения вероятного противника заставили коллектив кафедры коренным образом пересмотреть программы подготовки слушателей по вопросам боевой и мобилизационной готовности применительно к отражению агрессии, откуда бы она не исходила. Результатом исследования этих вопросов явилась разработка ряда военно-теоретических трудов учеными кафедры генералами Безхребтым М.И., Гайворонским Ф.Ф, Поповым Н.Г., Пелехом В.Ф., Лютовым И.С., Яновским П.Г., Орловским М.А., Скачко П.Г., Курковым А.П., Рачком И.Ф. и многими другими.
Настоящей школой творческого и методического мастерства для слушателей была разработка и защита дипломных задач и тем. Главным организатором и умелым координатором работы всех кафедр академии на этом направлении в течение многих лет являлся заместитель начальника кафедры оперативного искусства генерал-лейтенант Тетекин Н.С.
Научной работой в этот период на кафедре успешно руководил генерал-лейтенант Пелех В.Ф
К великому сожалению, эти замечательные люди уже ушли из жизни и мне довелось вместе с другими проводить их в последний путь. Мои учителя, наставники, командиры, как же благодарен Вам за труд, который вложили в меня, за знания, которые дали, за умения, которым научили.
После их увольнения из рядов Вооруженных Сил, на должность заместителя начальника кафедры по учебной работе был назначен кандидат военных наук, доцент (в последующем - профессор), генерал-майор (в последующем - генерал-лейтенант) Гаврилин А.И; на должность заместителя начальника кафедры по научной работе - кандидат военных наук, доцент (в последующем - профессор), полковник (в последующем - генерал-майор) Коротченко Е.Г.
Начиная, примерно с этого периода, а точнее с августа 1986 и по ноябрь 1999 года я был свидетелем всех событий, свершившихся и в академии, и на кафедре. С этого момента мое повествование о кафедре, надеюсь, будет более точным, отражающим не только исторические вехи, но и мои личные впечатления (Ниже - фото автора в военной форме одежды).
Пригласил меня для прохождения дальнейшей службы в академию Генерального штаба начальник кафедры оперативного искусства генерал-полковник Безхребтый Михаил Иванович. Большой талант и умница, кандидат военных наук, профессор, прекрасный организатор, великолепный педагог, честный и справедливый человек.
Михаил Иванович был назначен начальником кафедры в 1976 году с должности начальника штаба Дальневосточного военного округа и возглавлял ее более пятнадцати лет. Отечественную войну Михаил Иванович прошел от командира минометного расчета до начальника штаба танкового батальона. В 1951 году окончил полный курс Военной академии бронетанковых и механизированных войск Советской армии, а в 1967 г. - Военную академию Генерального штаба. Под его руководством на кафедре была проделана огромная работа по совершенствованию учебного процесса, разработке новых учебных материалов, учебников, развернуты научно-исследовательские работы по ряду фундаментальных проблем оперативного искусства. Кафедра под его руководством была основным генератором оперативных идей. Сложившийся на кафедре сплоченный работоспособный коллектив напряженно, с большой отдачей трудился над решением сложных учебных программ, научных проблем и задач. Замечательные люди в ту пору были на кафедре. Богатый жизненный и войсковой опыт, многие - участники Отечественной войны, практически все в званиях "генерал-майор", "генерал-лейтенант", кладезь ума, доброты и порядочности. Все прекрасно понимали, что преподавательские кадры необходимо обновлять, опытные педагоги должны передавать свой опыт вновь пришедшим офицерам и генералам и поэтому буквально в течение нескольких лет коллектив кафедры обновился более, чем на половину. Уходили последние участники Великой Отечественной войны.
Невозможно не назвать фамилии некоторых преподавателей того периода, которые внесли значительный вклад в обучение слушателей и развитие теории оперативного искусства. Это заместители начальника кафедры генералы М.П. Голованов, В.Ф. Пелех, А.А. Соколов, Н.С. Тетекин, педагоги генералы П.С. Агейчик, В.М. Аксанычев, Е.А. Боковиков, Л. А. Браткин, Н.М. Борисов М.И. Кривошеев, А.П. Курков, И.С. Лютов, И.И. Манойлов, Ф.Т. Олейников, М.А. Орловский, И.Ф. Рачок, А.П Сапрыкин, П.Г. Скачко, Н.Г. Усольцев, П.П. Фалынсков, П.Г. Яновский, полковники М.Л. Гришин, А.О.Хачатрян.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в научной и учебной работе главное внимание было сосредоточено на решении проблем оперативного искусства, вызванных резким сокращением боевого состава группировок войск и объединений и развертыванием их на национальной территории. Много размышлений было на этот счет по тому времени. Все приходилось переосмысливать и перерабатывать. Военные поймут, что кроется за этими словами, какой огромный объем работы был выполнен и в научных исследованиях, и в учебном процессе, и реально на практике.
В 1991 году кафедру возглавил генерал-лейтенант Черников А.Н., назначенный с должности начальника штаба Главного командования войск Дальнего Востока. Период командования кафедрой Анатолием Николаевичем - особый период в плане пересмотра не только положений теории оперативного искусства, но и в методике преподавания его в связи с новыми возможностями учебно-материальной базы академии и экономии государства даже на обучении слушателей военной академии Генерального штаба. Непростое было время. Престиж армейской службы резко упал, военным было сложно появляться в гражданской среде в военной форме одежды, дивизии названы "кормушками", а генералы стали чем-то нарицательным в нашем обществе. Мне, как и другим моим коллегам, до сих пор стыдно, что был такой период в истории нашей страны - период тотального неуважения народа к своим защитникам. И все это с подачи самого неуважаемого мной правителя страны господина Горбачева М.С., продавшего ее за понюшку табака в угоду Западу. Впрочем, и пришедший к власти в России следующий правитель в лице ее первого Президента господина Ельцина Б.Н., вызывает не меньшее неуважение. Эти два человека со своими командами (один - с марионеточной партийной, второй - с продажной демо-кланово-семейной) смогли сделать то, что за долгие годы не смогли сделать самые реакционные силы Запада. Они разрушили до основания то, что с таким трудом создавалось в течение многих десятилетий.
В связи с коренными изменениями обстановки в мире и стране коллективу кафедры пришлось решать много внезапно возникших задач. Вместо выездов в войска для проведения командно-штабных учений стала использоваться имеющаяся учебно-материальная база академии, более широко применяться военные игры, появились новые важные темы, отражающие реалии ведения вооруженной борьбы, в том числе и на собственной территории с различными силами и бандформированиями и т.д. Уклон в подготовке слушателей медленно стал крениться от изучения применения крупных военных группировок в крупномасштабной войне в сторону локальных конфликтов различного уровня, ведения боевых действий с террористическими группировками. И это в Академии Генерального штаба! Одним словом, с моей точки зрения, это был явный перекос в учебной программе, который, к сожалению имеет место быть и сегодня. Это проблема глубокого теоретического исследования и в рамках настоящего очерка не вижу смысла ее развивать. Мое мнение и так сформулировано довольно четко.
В 1993 году кафедру возглавил генерал-лейтенант Юдин А.А. Удивительно приятный генерал, мудрый и чуткий человек. Пожалуй, это один из немногих руководителей, стиль руководства которого вызывает уважение, прежде всего, направленностью в область заботы о подчиненных, членов их семей, не говоря уже о профессиональных вопросах. Александр Александрович много внимания уделял становлению преподавательского состава, повышению служебного роста и научного потенциала кафедры.
Настоящими мастерами на педагогическом поприще на кафедре стали генералы: Вахрушев В.А., Захаров А.Н., Подкорытов Б.В., ЦарьковГ.Н., КозаченкоВ.И, Рыбак М.А., Корниенко В.Т, Яблочников В.В., Мелехин А.П. Яровой Н.А., Кряжев П.Н., Лепешкин Ю.Н, Якимов А.Ф., Семенов Е.А., Смирнов Н.Н., Вязовецкий СН..,Копытко В.К. Шмырин А.С. Стрельник Н.И. Гусев Г.В.,и др., полковники: Артемьев В.П., Волков Г.Н., Любаев Н.Н.,Куцань А.Н., Велесов С.Л., Чичкан А.Ф. Савин Ю.П. Бойков Л.В., Веревкин В.М. Романченко Л.Н., Фуфаев А.Н. и др. Многие, по-прежнему, преподают на кафедре, однако значительная часть генералов и офицеров уволилась и бывает на кафедре в качестве приглашенных уважаемых людей, в основном, по праздникам. Многие, к сожалению, ушли в мир иной. Царство небесное. Пусть земля будет пухом. Спасибо, дорогие мои коллеги, за науку жить, быть Человеком, за то, что посчастливилось в этой жизни учиться у каждого из Вас чему-то и реализовывать это на практике.
Направления учебной и научной работы на кафедре ведут заместители начальника кафедры.С 1987 года по 1994 год заместителем начальника кафедры по учебной работе был генерал-лейтенант Гаврилин А.И. Прекрасный генерал, преданный Родине человек, обладающий великолепными организаторскими способностями, аналитическим мышлением и прекрасными педагогическими качествами. Алексей Иванович потомственный военный, сын офицера-танкиста и сам танкист. До академии Генерального штаба занимал различные командные должности и прошел суровую армейскую службу от командира танкового взвода до командира танковой дивизии. После окончания академии Генерального штаба в 1981 году был назначен на преподавательскую должность на кафедру оперативного искусства, имея звание "генерал-майор". В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1988 году получил ученое звание "доцент", а в 1992 году - "профессор". Работает на кафедре профессором и по сей день, передавая свой богатый опыт молодому поколению преподавателей новой волны, пришедших на кафедру в последние годы.
Много добрых слов заслуживает этот седой генерал. Знают его по всей матушке-России, на постсоветском пространстве и далеко за пределами рубежей нашей страны. Такие люди не забываются. Вот уж кто, по-справедливости, - ум, честь и совесть нашего генералитета. Горжусь тем, что многие годы был не только знаком с Алексеем Ивановичем, но и тем, что мы были дружны, вместе организовывали многие мероприятия, совместно отдыхали и всячески пропагандировали родную кафедру и военную службу. Дружны и по сей день. Здоровья и удачи Вам, уважаемй Алесей Иванович!
Заместителем начальника кафедры, отвечающим за науку на кафедре с 1988 по 1996 год был генерал-майор Коротченко Е.Г., кандидат военных наук, профессор, академик Международной академии информатизации. До назначнения на преподавательскую работу в академию Генерального штаба Евгений Григорьевич прошел великолепную школу преподавательской и организаторской работы на кафедре оперативно-тактической подготовки Воено-политической академии имени В.И. Ленина, службы в крупных штабах.
Величайший трудоголик, влюбленный в свое дело человек, Евгений Григорьевич являлся основным разработчиком многих научных концепций, являющихся по тому времени прорывными в области не только оперативного, но и военного искусства в целом. Среди них концепции создания и применения Мобильных сил, информационно-психологического противоборства и новой концепции огневого поражения в современных операциях и на перспективу.
Генерал-майор в отставке Коротченко Е.Г. и по сегодняшний день трудится в академии.
На снимке внизу - заместители начальника кафедры в разное время: профессор генерал-майор Коротченко Е.Г., профессор генерал-майор Копытко В.К., доцент генерал-лейтенант Тетекин Н.С, профессор генерал-майор Вахрушев В.А., профессор генерал-лейтенант Гаврилин А.И.
В последующие годы, как и положено, менялись начальники, их заместители, увольнялись по возрасту опытные педагоги и им на смену приходили новые генералы и офицеры, не имеющие опыта Великой Отечественной войны, крупных оперативно-тактических и командно-штабных учений, которые регулярно проводились в Вооруженных Силах Советского Союза. Однако появились педагоги с другим опытом - опытом боевых действий в локальных конфликтах, в том числе и на территории России.
Многие генералы, преподававшие на кафедре, получили повышение и убыли к местам новой службы в Генеральный штаб, в войска, другие силовые структуры. Кафедра по праву гордится своими воспитанниками, известными сегодня людьми в нашей стране.
Многие из уволенных в различные годы, ушли в мир иной. Так уж получается, что по нашим законам в последний путь военного человека провожают те коллективы, в которых они находились в последние годы своей службы. Память об этих людях навсегда останется на кафедре и в наших сердцах.
Нет сегодня Тетекина Н.С, Пелеха В.Ф., Черникова А.Н., Сапрыкина А.П., Усольцева Н.Г., Лысова П.Ф., Хачатряна А.О. Ширнина А.Г, Казака А.Д., Киселева А.Г., Кожевникова В.П., Козаченко В.И., Любаева Н.Н., Гусева Г.В., Манжурина И.Н., Чередниченко Г.И., Мазирко В.Д., , Собко Н.Н., Корниенко В.Т. и многих других, ушедших в еще более ранний период.
Надо сказать, что коллектив кафедры всегда отличало чуткое и внимательное отношение к ветеранам, ушедшим в разные годы на заслуженный отдых. И сегодня сохранились прекрасные традиции, заложенные бывалыми педагогами, начальниками, их заместителями. Особую лепту в становление традиций кафедры внес заместитель начальника кафедры генерал-лейтенант А.И. Гаврилин. Благодаря, во многом, его усилиям, на кафедре сложилось офицерское братство. Никто и никогда не делил офицеров на высших и старших. И генералы, и полковники, и гражданский персонал - все мы выполняли одну задачу - готовили высоквалифицированных специалистов для Вооруженных Сил РФ.
На кафедре регулярно проводятся встречи с ветеранами по определенным государственным, академическим и кафедральным праздникам. К тем, кто уже не может приехать в академию, выезжают группы педагогов на дом, поздравляют, вручают подарки, беседуют, рассказывают о жизни академии и кафедры, отвечают на интересующие людей вопросы, помогают в решении возникающих проблем. Такое чуткое отношение к пожилым людям, отдавшим всю свою жизнь без остатка Вооруженным Силам, дорогого стоит.
Кафедра принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых в академии, будь это культурная программа, спортивные соревнования или организация и прведение всевозможных встреч с государственными, политическими российскими или зарубежными деятелями.
До недавнего времени, в бытность начальником академии генерала армии Родионова И.Н., в академии регулярно проводились общеакадемические офицерские балы. Была возрождена одна из прекрасных традиций русского офицерства. Как же было интересно на этих балах! И не удивительно, что на такие балы собирались известные в стране уважаемые люди: высокопоставленные военные, космонавты, представители Правительства России и Москвы, депутаты, зарубежные гости, артисты различных жанров и, конечно, творческие коллективы. Офицеры и генералы с семьями, непременно в парадной форме одежды. Тосты, классическая и эстрадная музыка, песни, танцы, показательные выступления представителей бальной школы танцев - все это было. Затрудняюсь сказать, есть ли это сейчас. Скорее всего, нет, поскольку многое зависит от начальника академии. А Игорь Николаевич Родионов знал в этом деле толк. Умел не только спросить с подчиненных, но и организовать для них незабываемые минуты радости.
11 апреля этого года кафедра в очередной раз пригласила к себе ветеранов, чтобы вместе с ними отметить свое 70-летие. Да, немного пришло участников войны. Еще несколько лет тому назад, на 65-летие кафедры их было значительно больше. На фотографиях, вошедших в этот очерк, читатели смогут воочию увидеть замечательные и добрые лица ветеранов, их боевые награды и светлые улыбки.
Ветеранами стали уже и мы, уволившиеся из Вооруженных Сил за последние 5-7 лет. Таких оказалось большинство из приглашенных. Все было просто великолепно. Встреча и экскурсия по кафедре, академии, просмотр видеороликов о жизни кафедры, знакомство с руководством и преподавателями кафедры, общее фотографирование в том самом зале парадных построений, где осуществляется выпуск из академии, и проводятся всевозможные торжественные мероприятия. Затем обед, множество тостов, беседы, разговоры, песни под баян и даже танцы с девчатами кафедры.
На одном из снимков можно увидеть в окружении наших педагогов известную оперную диву Любовь Казарновскую, которая давала сольный концерт на прошлом юбилее кафедры. Ее папа когда-то преподавал на нашей кафедре и Любовь с удовольствием пела для коллектива преподавателей на 65-летие кафедры. Затем торжественно была провозглашена дочерью кафедры.
Много и других снимков прилагаются к очерку. Особенно запоминающимися были мероприятия, которые кафедра организовывала непосредственно на природе, в палатках, у костерка, с солдатской кашей. И все это было в честь Дня Победы и было не единожды. Незабываемые мгновения из жизни кафедры.
При написании данного очерка использованы открытые источники:
-военно-исторический труд "Академия Генерального штаба. 170 лет" под редакцией генерал-полковника Чечеватова В.С. Издание 2002 года;
-историко-библиографический сборник кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ "Кафедра - судьба моя". Книга первая, издание 1997 года;
-историко-библиографический сборник кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ "Кафедра - судьба моя". Книга вторая, издание 2006 года;
-фотоархивы кафедры оперативного искусства, фотографии генерал-лейтенанта Гаврилина А.И., собственные фотоархивы автора.