"В наше время тот, у кого нет веры, не выживет" - эти слова мне довелось услышать из уст приходского священника, отца Владимира, которого я подвозил с очередного богослужения.
Наш диалог начался еще до того, как мы сели в автомобиль.
- Батюшка, я как-то прочел книгу одного знаменитого датского философа, я бы даже сказал - теософа. Фамилия его Кьеркегор, Серен Кьеркегор. Так вот он утверждает, что проявление истинной веры должно осуществляться силой абсурда, что вера не может быть непосредственным движением сердца, а является парадоксом наличного существования, таким ужасным парадоксом, который способен превратить убийство в священное и богоугодное деяние. В качестве примера для своих выводов он использует ветхозаветное предание об Аврааме, чья вера была настолько абсурдна, а, следовательно, и абсолютна, что он был готов по велению Господа принести на вершине горы Мориа в жертву своего сына, Исаака, поправ тем самым любые этические законы и свою отеческую любовь (Быт. 22:13). Могу я у Вас спросить - насколько согласны Вы с такой точкой зрения?
Ответ отца Владимира, чей приход состоял из нескольких немногочисленных деревень в нашем районе, поразил меня своей лаконичностью и простотой.
- Вранье - это все. Аврааму святой Дух внушил, что он должен так поступить, на то была Воля Божья. Как он мог ей противиться?
- То есть у него не было возможности выбора?
- Нет, не было. Этот философ по вере кто?
- Христианин. Протестант.
- Ну и понятно. Протестанты - одни из главных врагов христианской веры, потому как Священное Писание трактуют вольно, по их необходимости. И вера их внешняя.
- А что это значит?
- Есть вера внутренняя, а есть - внешняя. Вот человек приходит в храм, молится, совершает все церковные обряды, а в миру ведет себя не как христианин, не чтит заповеди Господни. Это внешняя вера, для окружающих. А если человек изнутри себя, от сердца эту веру взрастил и в миру, и в церкви живет во Христе, то это уже внутренняя вера. Этот человек спасется.
Краткий, отсекающий все лишнее как бритва Оккама, ответ. Нам часто кажется, что в простых ответах скрывается недосказанность, ограниченность или хитрость. Что они не способны раскрыть всей сути вопроса и содержат в себе поверхностное суждение либо всего-навсего отговорку некомпетентного человека. Но часто основой краткости являются жизненный опыт и мудрость, а осознание и смысл приходит лишь с самой крайней формой лаконичности - молчанием.
Кьеркегор отвел своему рыцарю веры (Troens Ridder) роль свидетеля, и никогда - учителя, утверждая, что в этом то и заключена глубокая человечность, которая значит намного больше, чем пошлое сочувствие к человеческим радостям и огорчениям, заслужившее почет под названием "сострадание", которое на деле является не чем иным, как тщеславием. Сострадание, по мнению Кьеркегора, возвышает того, кто его оказывает и унижает того, кто в нем нуждается. При этом он полагает, что парадокс веры в том, что единичный индивид определяет свое отношение ко всеобщему через свое отношение к абсолюту, а не свое отношение к абсолюту через свое отношение ко всеобщему.
Эта парадигма очень подходит для современного мироустройства, ориентированного на бесконечное воспроизводство и потребление материальных благ, во многом бесполезной информации и продукта, извергающего из себя массовой культурой. Мира, в котором акт сострадания мгновенно превращается в продуманную до мелочей PR-компанию и становится по сути своей проявлением тщеславия, а не любви к ближнему. В таком мире каждый может определять СВОЕ отношение ко всеобщему через СВОЕ отношение к абсолюту.
Авраам - это рыцарь абстрактной абсолютной веры, готовый на заклание собственного сына во имя объекта этой веры или оружие в руках Господа? Оружие для испытания другого участника "эксперимента" - Исаака.
Исаак, несущий поленья для жертвенного костра, и Иисус, восходящий на Голгофу и согнувшийся под крестом, на котором его и распяли. Исаак, смиренно принявший Божью Волю и волю своего отца, и Христос, смиренно принявший Волю Отца Небесного.
"Авраам рад был увидеть день Мой" (Ин. 8:56) - говорил Христос.
Истинные христиане не приносят кровавые жертвы. Они чтут заповеди Господни, среди которых одна из самых главных - "не убий".
Рыцарь Веры, гарцующий на коне именем "Тщеславие" - не он ли и есть символ нашей эпохи? Рыцарь Веры, скачущий во весь опор в царство Абсурда и всеобщего признания, к иллюзии вечной жизни.
Разум и добротолюбие - не они ли отличают человека от животного? И не их ли безо всякого зазрения совести перескакивает на своем коне Рыцарь Веры?
Получив разум, человек обрел тяжелую ношу, вынести которую ему подчас не под силу - осознание конечности своего существования.
Стремглав убегая от этих мыслей в политику, бизнес, кинотеатр, магазин, социальные сети, бордель, человек пытается заглушить все то, о чем ему говорит не только разум, но и душа. Вот тут-то и приходит на помощь Рыцарь Веры, оправдывая все абсурдные по сути своей поступки силой абстрактной и абсолютной веры. Веры в собственную непогрешимость и бессмертие.
Адреналин, гормональные всплески, слава - вот самый сильные наркотики, перед которым почти никто не в силах устоять. Ревущая в экстазе толпа на рок-концерте или футбольном матче, скандирующие манифестанты, набирающие рейтинг политики, журналисты, раскопавшие очередную сенсацию, приобретающие очередной актив олигархи, мальчики и девочки, собирающие в дебрях интернета сотни и тысячи лайков - мы все рабы Рыцаря Веры, такой сладкой и такой удобной веры в собственное бессмертие.
Каждый из нас готов в любой момент совершить жертвоприношение, но никто не готов принести себя в жертву. Так, как это сделал Христос, и так, как был готов поступить Исаак, сын Авраама.
Каждый в этом мире волен делать свой выбор в том, во что он верит.