Руалев : другие произведения.

Махабалипурам и каменные тени великого прошлого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Кто создал памятники Махабалипурама? Одна из исторических загадок...


   Махабалипурам и каменные тени великого прошлого
  
   Махабалипурам вместе с мегаполисом Ченнаи и Канчипурамом, древней столицей царства Паллавов, образует на Коромандельском побережье так называемый "золотой туристический треугольник". И это как раз тот случай, когда сначала лучше внимательно послушать, а уж потом увидеть.
   Городок Махабалипурам, что неподалёку от Ченнаи, был хорошо известен древним мореходам. В древности у греков были особые книги -- периплы, предшественники современных путеводителей. В своей навигацкой книге "Перипл Эритрейского моря" греки описали побережья Аденского залива, Красного и Аравийского морей, вдоль которых пролегали торговые пути в первом веке нашей эры. Перипл Эритрейского моря содержит немало уникальной информации и в науке считается ценным источником. Среди прочего там упоминается индийский морской порт -- Сопатма. Установлено, что Сопатма располагался на месте нынешнего Махабалипурама. Первый век! Ещё через сто лет в своей "Географии" об этой торговой гавани упоминает Клавдий Птолемей, а во времена Марко Поло это место было известно как "берег семи пагод".
   Теперь перенесёмся в седьмой век. Для лучшего понимания того, о чём речь, кратко освежим историческую картину. На туманном британском острове четыре кельтских королевства ведут выматывающую борьбу за гегемонию. Они ещё даже не христианские. Византию терзают гражданские войны на порядок более разрушительные, ибо есть что рушить. В центре Европы стараниями Меровингов худо-бедно существует государство франков. Именно так -- худо и бедно. На нашем северо-востоке Европы -- ещё даже не государство, а бескрайние дремучие леса, лишь кое-где вдоль рек ютятся людские поселения, некая прото-Гардарика, которую позже назовут Русью. Про Америку миру и вовсе ничего ещё не известно.
   И в это самое время на Юге Индии процветает государство Анандадеша под управлением династии Паллавов. Возникшее в четвёртом веке, государство Паллавов в седьмом веке находится в зените своего могущества. Из великой гавани в Махабалипураме успешно прошло вторжение Паллавов на остров Цейлон. Отсюда отплывают во все стороны торговые экспедиции, которые вместе с ценным товаром несут в далёкие края джайнизм, буддизм и индуизм и возвращаются с богатейшими грузами. Как сказано в поэме великого древнетамильского поэта Тхирумангаи Альвара, "корабли бросают якоря в гавани и едва не черпают бортами воду -- столь обильно нагружены они слонами и горами драгоценных камней девяти видов". В археологических раскопах учёные постоянно находят здесь также римские монеты.
   По одной из версий, название Махабалипурам на тамильском языке означает "Город великого воина". Пожалуй, так оно и было. Государства создавались, прежде всего, воинами.
   Когда государство раздирается распрями, оно нищает, и музы молчат. А когда торгует и процветает, настаёт время творцов -- художников, скульпторов, архитекторов. В седьмом веке царство Паллавов процветало. Здешний правитель Махендраварман I (600-625 гг. н. э.) слыл большим ценителем искусств. И даже сам был поэтом и музыкантом. Его наследники Нарасимхварман II и Раджасимха разделяли его страсть и также известны как покровители изящной архитектуры. И из скал на Коромандельском берегу Индийского океана в Махабалипураме поднялись причудливые строения древних резчиков по камню.
   Кроме того, в Махабалипураме родился один из трёх главных вишнуитских святых -- Мудал Альвар Мувар. Это обстоятельство также способствовало бурному культурному развитию региона -- Махабалипурам, помимо того что являлся важным коммерческим центром, стал ещё и местом паломничества.
   Главными достопримечательностями Махабалипурама являются: пещерные храмы, комплекс "Пять колесниц" (каменные изваяния, напоминающие своим видом эпические колесницы), наскальный барельеф "Покаяние Арджуны" и прибрежный индуистский храм.
  
   Пещерные алтари и святилища
  
   У исследователей до сих остаётся немало вопросов к комплексу святилищ в Махабалипураме. Некоторые историки считают, что сходство пещер Махабалипурама с пещерами Аджанты и Элоры не случайно -- якобы их могли создать одни и те же мастера, доставшиеся Паллавам в качестве военного трофея. Скальные святилища Махабалипурама не столь великолепны, как пещерные храмы Аджанты и Элоры, однако сцены из мифологических сюжетов на их стенах имеют свою ценность.
   В рукотворной скальной пещере Адивараха изображён бог Вишну в облике кабана (Адивараха -- название одной из его 24 аватар), спасающий мать-землю из пучины космического океана. На противоположной стене -- три знаменитых шага Вишну. Легенда гласит, что Вишну принял облик мальчика и, явившись пред владыкой мира Махабали, попросил у того земли размером в три шага. Получив согласие, он одним шагом отмерил всю землю, вторым шагом -- небеса, пробив при этом скорлупу вселенной, откуда просочилась капля Причинного океана, превратившаяся на земле в священную реку Ганг. Третий шаг сделать было некуда, и Махабали подставил для этого свою голову. В награду Вишну позволил ему быть владыкой Паталы (низшей из планетных систем). От прикосновения божественной стопы тот проникся благоговением к Вишну, и с тех пор его почитают одним из великих святых. Утверждается, будто у Махабали было сто сыновей... но это же совсем другая история. Там же, в пещере Вишну Адивараха, имеется барельеф с изображением богини богатства, процветания, удачи и изобилия Лакшми, совершающей омовение со слонами, а также -- изображение богини-воительницы Дурги. Это единственная пещера в Махабалипураме, где потолок украшен растительным узором.
   Барельеф пещеры Дурги изображает сцену расправы с демоном-оборотнем, принявшим облик буйвола. Здесь же изображён бог Кришна, поднимающий холм Говардхану. Впрочем, это сейчас Говардхана холм близь города Вриндавана (штат Уттар-Прадеш), а пять тысяч лет тому назад, как гласит предание, это была вполне себе немаленькая гора высотой в чуть ли не в две Джомолунгмы. Шалунишка Кришна (тот же Вишну, только в другой инкарнации) подбил местных жителей поклоняться не владыке небес Индре, а этой самой горе. Мстительный Индра в порыве гнева устроил всем эпический ливень. Чтобы спасти людей и животных, Кришна поднял гору мизинцем левой руки, и все обитатели Вриндавана смогли укрыться от дождя. В конце концов, незадачливый Индра признал своё поражение и, вознеся хвалы Кришне, удалился в свою небесную обитель -- на планету Индралоку. А Говардхана прославилась во всех трёх мирах, и каждый год вишнуиты устраивают в этот день праздник Говардхана-пуджа. Впрочем, мы отвлеклись.
   На заднем панно святилища, называемого Махишасурамардини, изображён Шива в каноническом виде с супругой и сыном. На левой стороне -- Вишну, возлежащий на глади молочного океана до сотворения мира. А на правой -- опять же воительница Дурга, расправляющаяся с демоном Махиши. Хотите знать, как было дело? Извольте.
   Махиша уродился злым. Однажды его богиня-мать попросила у демиурга Брахмы бессмертия для любимого сына, на что тот ответил: "Невозможно. Кто рождён, должен умереть". Тогда Махиша скромно попросил: "Сделай хотя бы так, чтобы меня могла убить только женщина", и это было ему обещано. Махиша тут же потерял всякий страх, собрал армию демонов и направился громить столицу небес и жилище богов. Индра, владыка небес, попытался было противостоять полчищам Махиши, но после тысячи лет жесточайшей битвы небеса были повержены. В мире наступил хаос. В отчаянии небожители обратились к Брахме, и тот признался, что дал злодею Махише практически бессмертие, так как убить его может только женщина. Небожители кинулись к владыке Шиве и к богу Вишну. Когда Шива и Вишну узнали о фиаско Индры, гнев их был ужасен. Этот гнев выплеснул божественную энергию, из которой родилась женщина, тело которой сияло, как тысячи солнц. Так родилась Дурга. Каждый из великих богов дал ей своё именное оружие -- трезубец, диск, меч, топор, жезл, верёвку, лук и стрелы, а также -- свирепого тигра, чтобы было на чём ездить. И многорукая Дурга, вооружённая могуществом всех богов, отправилась в горы Виндхья, нашла Махишу, тут же прельстившегося её красотой, и сказала: "Мерзкий Махиша, ты хотел погибнуть от рук женщины? Я твоя смерть. Готовься!" После чего началась страшная и долгая битва. У Махиши был секрет -- он мог превращаться то в бешеного буйвола, то в свирепого льва, то в слона. Но ему это не помогло. Дурга изловчилась, заарканила буйвола и прикончила трезубцем.
   Как видим, есть отважные женщины не только в русских селеньях.
   Святилище Яли, или Пещера тигров -- расположена в четырёх километрах к северу от Махабалипурама. Там, в нише небольшой скалы, изображены головы мифических существ яли. Чаще всего они выглядят как забавные львы с выпученными глазами. Однако в иных местах встречаются изображения, на которых у яли присутствуют черты слона, лошади, а то и птиц. В общем, яли -- это своеобразный персонаж, характерный для южноиндийской культуры.
  
   Барельеф
  
   Наскальный барельеф "Покаяние Арджуны" имеет также второе название "Сошествие Ганга на землю". Это наиболее впечатляющая достопримечательность Махабалипурама. Длина двух каменных глыб, на которых высечен барельеф, составляет 30 метров, высота -- 15 метров. Барельеф представляет собой панораму, заполненную фигурами людей, слонов, змей, кошек, аскетов-отшельников и алтарей. По особым случаям, когда Махабалипурам посещали особы царской крови или важные иностранные гости, здесь будто бы устраивалось представление: из специального резервуара на вершине скалы вниз по природной расщелине между глыбами струилась вода, символизируя реку Ганг, и барельеф как бы оживал. Одни специалисты говорят, что в центральной части барельефа изображён святой отшельник -- мудрец Бхагиратха молит Шиву о сошествии Ганга на землю. Другие считают, что это -- кающийся царевич Арджуна, герой Пандавов. Он молит о том, чтобы Шива дал ему оружие богов для победы над Кауравами. Можно домыслить также, что это каменное панно несёт в себе и более глубокие философские смыслы, как то кармическую идею иерархии мира от нижнего уровня животных (слоны, обезьяны и пр.) -- к людям, и выше -- к существам космического плана. А то, что неподалёку есть также незавершённый барельеф со схожими мотивами, только ещё больше будоражит воображение.
   Рядом с барельефом кающегося Арджуны находится каменный павильон с колоннами, это место для публичных ритуалов. В павильоне -- барельеф с изображением вереницы мужчин, женщин, пастухов и коровьих стад, а также -- Кришны, вздымающего одной рукой Говардхану. Всё это искусно высечено из некогда стоявшей здесь скалы. Вишнуиты создали этот павильон в 16 веке, чтобы отправлять в нём свои обряды.
  
   "Пять колесниц"
  
   В Махабалипураме находятся девять храмов, часть которых расположена компактно на южной окраине и называется "Пять колесниц". Эти пять каменных сооружений символизируют небесные колесницы богов. Отличаясь друг от друга размерами и формой, они образуют некий комплекс. В народе считается, что они посвящены четырём братьям Пандавам (один из них Арджуна) и их общей жене Драупади. Однако учёные этого не подтверждают -- в массовом индийском сознании Махабхарата сидит настолько глубоко, что любая группа из пяти всегда ассоциируется у индийцев с пятёркой Пандавов.
   Наружные стены этих каменных изваяний украшены мифологическими сюжетами.
  
   Колесница Драупади высечена из небольшой скалы, судя по отделке, она посвящена Дурге, чьё изображение имеется на задней стене. Изваяние напоминает деревянную хижину под тростниковой крышей. На входе в этот маленький храм стоит каменный лев. Специалисты считают, что это строение имеет чисто декоративное предназначение и никогда не использовалось в ритуальных целях.
   Колесница Бхимы вытянута в длину и имеет как бы бочкообразную крышу. Судя по не завершённому интерьеру, в этом храме должно было быть изображение Возлежащего Вишну.
   Колесница Арджуны, в целом, представляет собой правильный образец дравидийского индуистского храма. Навершие имеет форму скруглённой ступы. Находящееся рядом каменное изваяние быка указывает на то, что это, вероятно, храм Шивы. Однако расположение быка не соответствует религиозному канону, что также исключает использование строения в ритуальных целях.
   Колесница Дхармараджи больше соответствует концепции дравидийского храма. Она имеет квадратное основание и крытый портик с колоннами, в основании которых сидят каменные львы. На южной стене изображён древний правитель Нарасимхаварман I. Конструкция храма даёт представление о том, как именно обрабатывался гранитный валун -- резьба велась сверху вниз.
  
   Колесница братьев-близнецов Накулы и Сахадевы имеет в основании эллипс. Древние мастера-резчики не завершили её. Рядом с ней стоит каменное изваяние слона. Исследователи считают, что это сооружение посвящалось то ли Индре, то ли местному тамильскому богу Айянару. Однако и в этом случае расположение слона указывает на то, что храм не предназначался для отправления ритуалов.
  
   Прибрежные храмы
  
   Комплекс прибрежных построек состоит из трёх каменных храмов грубой блочной конструкции и нескольких изваяний из гранита. Главный прибрежный храм возведён при правителе Раджасимхе. Храм посвящён богу Вишну. По бокам к нему примыкают два святилища бога Шивы. Все постройки подверглись эрозии от морского ветра, и, если бы не насыпной гранитный волнорез, этот храм уже был бы смыт водами Бенгальского залива -- под натиском океана береговая линия из года в год постоянно отступает.
   Вдоль боковых стен внутри главного храма установлены скульптуры из истории Паллавов и жизни Кришны. В стихах придворного поэта времён правителя Раджасимхи говорится, что храм Возлежащего Вишну был важным местом паломничества. В святилище Шивы, что на восточной стороне, установлен алтарь с 16-гранным лингамом. А в том приделе, что на западной стороне, -- алтарь со скульптурным изображением Шивы с супругой и сыном.
   Периметр стены, ограждающей храмовый комплекс, изначально венчался рядами каменных изваяний быка Нанди -- непременного привратника всех обителей Шивы.
   В декабре 2004 года гигантская волна цунами полностью разрушила все прибрежные конструкции. Археологическое управление Индии восстановило всё в прежнем виде.
  
   Предание о семи "пагодах"
  
   О череде храмов, уходящих в океан, подобно рифам, упоминал в своих заметках об Индии в 1772 году лондонский архитектор Уильям Чеймберс. Ему об этом рассказал местный брамин, якобы слышавший от своего прадеда, что некогда в водах океана были видны позолоченные верхушки затопленных древних храмов. Каких-либо других письменных свидетельств истрики не знают. Однако в ходе подводного исследования после цунами 2004 года обнаружились признаки того, что это предание не лишено оснований.
  
   Маяк
  
   Отдельного упоминания заслуживает смотровая площадка на вершине массивной скалы над пещерой Махишисурамардини. По легенде, она служила древним мореходам маяком. К ней ведут гранитные ступени, высеченные в скале. Здесь по ночам и в непогоду якобы жглись костры, служившие рыбакам и торговым судам в море спасительным ориентиром.
  
   Спор о создателях
  
   Кто создал памятники Махабалипурама? Это одна из исторических загадок. Достоверно известно, что они созданы в эпоху Паллавов. Был ли это гений одного человека, или же это придумали и создали разные люди в ходе целого столетия с 630 г. н. э. по 728 г. н. э. -- единого мнения на этот счёт у учёных нет. Разнообразие стилей говорит в пользу второй версии -- в разное время у разных правителей могли быть разные вкусы и предпочтения.
  
   Внезапный упадок
  
   Ещё больше вопросов у учёных вызывает внезапный упадок Махабалипурама, случившийся в восьмом веке. Что стало причиной того, что после кончины правителя Раджасимхи процветающий город вдруг опустел? Почему некоторые объекты так и остались незавершёнными? Был ли Махабалипурам всего лишь местом обучения камнерезчиков?
  
   Масляный шар Кришны
  
   Есть в Махабалирупаме одна достопримечательность, не относящаяся к объектам архитектуры, но вызывающая интерес у туристов едва ли не больше, чем храмы -- так называемый "Масляный шарик Кришны". Он представляет собой колоссальную гранитную глыбу на склоне гранитного утёса. Необычный природный объект получил это название в туристическом путеводителе 1969 г., приуроченном к визиту в Махабалипурам Индиры Ганди, в ту пору премьер-министра страны. Исконное же тамильское название -- "Камень небесного бога". Интересно, кто этот бог?
   Гранитная глыба стоит в этом месте, по меньшей мере, двенадцать столетий, попирая не только гранит под собой, но и ньютоновские законы физики. Всё это время у людей вызывает недоумение, каким образом она держится на скользком гранитном склоне. Учитывая, с какой скоростью погружаются в землю гранитные скалы вокруг Махабалипурама, можно предположить, что когда-то утёс под "масляным комом Кришны" возвышался над морем на триста метров. Каким образом на его вершине оказался этот валун -- большая загадка.
   Городская легенда гласит, что в 1908 году губернатор Мадраса сэр Артур Лоули, в чьём ведении был Махабалипурам, лично осмотрев громадину, посчитал, что камень представляет для города опасность, и приказал убрать его от греха подальше. Однако упряжка из семи слонов не смогла справиться. Камень, площадь опоры которого составляет едва ли треть квадратного метра, не сдвинулся ни на дюйм, он словно прирос к утёсу. Что столь прочно удерживает его в таком, казалось бы, неустойчивом положении, остаётся тайной.
  
   В заключение нужно сказать, что с 1984 года исторический комплекс Махабалипурама получил статус памятника мировой культуры и входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
  
   Обзорное видео достопримечательностей Махабалипурама
   https://youtu.be/vF6xK5CrwJs
   https://youtu.be/b-U89tR7jwc
  
   ---
  
  
   * Опубликовано на golos.io [ https://golos.io/magic-india/@vp-magic-india/makhabalipuram-i-kamennye-teni-velikogo-proshlogo ]


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"