Новая охота на весело ржущего зверя, или Лукошкосказок для Чёрного Джека
Поэт мудро сказал: "Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу...". Когда приходит очередной Блэк Джек, каждый выбирает, на чём сосредоточить своё внимание, ибо нормальный человек не может всерьёз рассчитывать на то, чтобы объять необъятное. Кое-кто из породы не знающих меры сетевых фанатиков тут же суетно хватается за всё разом. Некоторые особо проворные умудряются-таки понадкусывать абсолютно всё, однако ведь и ежу понятно, что вынесенное таким образом мнение редко когда бывает чем-либо значимо. Не наш это метод, брат читатель! Следует реально оценить свои возможности в треугольнике любопытство-терпение-время. Иначе несварение и аллергия обеспечены на всю оставшуюся жизнь. А нам с тобой хочется дожить в добром здравии хотя бы до Бд-100, верно?
В прошлый раз предметом нашего исследования стали внеконкурсные тексты. Не будем тривиально предсказуемыми, не станем повторяться. Да и уж больно велик нынче внеконкурсный каравай на банкете Бд-8. Понадеемся, что с ним сладит кто-то другой. А мы, окинув придирчивым взором богатую конкурсную экспозицию, смахнём в ладонь кое-какие крошки: присмотримся к текстам, обозначенным заманчивым ярлыком "сказка". Их в меню Чёрного Джека, включая внеконкурсный десерт, тридцать восем. Перед тысячей и одной я, признаюсь честно, оробел бы и спасовал. А тридцать восемь - это, братцы, нам по силам! Самое что ни на есть подходящее для сказок число! Ну, а кто знает о Заповеднике Сказок, тот поймёт, что наш выбор вовсе как бы и не случаен...
Ну, где же ты прячешься в этом сезоне, весело ржущий сказочный зверь?
Автор обещал сказку и... обманул. Да не сказать, чтобы сюжет тупиковый. Но вот, подишь ты, взял и завис. И не то, чтобы на самом интересном месте, а просто самым банальным образом завис. Автор настаивает, что это у него такой модный открытый финал. Ой ли? Гладко сказка сказывается, да быстро выдыхается. Хотелось автору старый сюжет под новым углом развернуть, да не вышло. Очаровательной повествовательной манере срочно требуется богатое воображение. Вот тогда-то и польются сказочки, одна другой затейливее. И родится новая Шахерезада...
PS: Чем всяких одичавших принцесс из заточения выпускать, дали бы лучше волю фантазии!
Долгоживучести глухой бабки посвящено столько чернил - а она возьми в следующей же фразе да помри! Сглазил автор старушку... Вот чего, чего, а вызвать улыбку этот текст может. Особо смешливые читатели от авторского озорства могут даже до колик расхохотаться. А вот сказкой текст зря назвали. Царь, спору нет, существо мифическое, но это ещё не значит, что его наличие сразу превращает текст в сказку. Что удивительно: пародией текст тоже не назовёшь. Байка - не байка? Текст неизвестной породы! Псевдосказочный стёб а ля наив.
PS: Вот если бы это умение весело и непринуждённо рассказывать приложить к хорошо продуманному литературному сюжету, между прочим, вполне мог бы получиться эффект не хуже, чем у Коваля или Шергина.
Начинаю догадываться, что любая игра слов теперь сказкой зовётся. Кстати, здесь игра слов очень даже симпатичная. При желании, в ней можно даже какой-нибудь смысл отыскать. На свой вкус и размер. Не известно, правда, рассчитывал ли на это сам автор...
Литературно оформленный студенческий фольклор. Если бы этому сюжету чуть больше динамики и гротеска, да полегковесней слог, да щепотку гусарской бравады, да толику абитуриентской непосредственности, да погуще мистики, да... Могла бы получиться сказка.
А тут я скажу автору: "Браво!" Вот он, новый взгляд на старый сюжет! Глубокое знание классики, хорошее знание жизни, хороший слог, смачные детали, оригинальный поворот сюжета. Всё к месту, всё в меру, без пошлых вольностей. Сказка! Да ещё и со смыслом...
Современный раскованный слог на грани жёсткого стёба. Сказка наотмашь для быстро взрослеющих подростков, уже понявших, что Деда Мороза нет, но ещё верящих в волшебство феи-крёстной.
Старый Никон рассказывает - будто эльфийский талмуд читает. Нет, сказка вполне себе неплоха. Сюжет только явно эклектичен. В других обзорах автора уже пожурили за излишние красивости, но после того, что мы, брат читатель, успели отведать тут, на банкете у Чёрного Джека, этот изъян мы автору легко простим.
Пусть меня назовут ужасно мерзким созданием из воды и даже земляным червяком, но это не заливная рыба. То есть, это не сказка. Это, в лучшем случае, этюд в обрамлении словесных арабесок в формате бессодержательного диалога двух подростков. Хотя сказка была так возможна!
Это тоже не сказка. Это мантра. То ли из сборника "Иносказательность для маньериста. Первый отжим", то ли из "Практического руководства по эзотерическому позитивизму".
В оценке этой сказочки мы с воинствующими блюстителями чистой фантастики и незамутнённого фэнтези категорически разошлись. Категорически. Им подавай звездолёты в полный рост, машину времени, квантовый телепортатор и всякие магические кристаллы гроздьями. Ни на что другое они радикально не согласные и, соответственно, ничего другого в текстах заметить не способны. Меж тем, за живыми диалогами отчётливо видны очень даже симпатичные характеры, включая дезертировавшую в дымоход кошку. И смысл тоже имеется. Тот самый, который добрым молодцам урок. Привет фэндомской инквизиции. Руки прочь от хорошей сказки!
Впрочем, по композиции, это всё же скорее этюд, а по теме - сказочный парафраз. Но всё равно очень мило.
С этой сказочкой я давно знаком. Ещё со времени проекта "День Чудесной Девочки" в Заповеднике Сказок [http://rualev.livejournal.com/270677.html]. Очень позитивная, жизнеутверждающая сказка. Эх, где бы взять на всех пишущих тётенек мудрых солнечных фокусников?
Коктейль из псевдовосточной метафизики, романтических мотивов Ричарда Баха и юношеской гордыни, бросающей вызов старым богам. Дерзкая заявка на новую мифологию. Контекст её, видимо, известен лишь самому автору, увлечённому философией дзэн.
Видимо, автор сам не верит в реальность своего сюжета, если посчитал необходимым незатейливую историю простого, в сущности, человеческого милосердия записать в категорию сказок.
Если принять небесспорные условности, скрупулёзно обозначенные автором, то вроде бы сказка. Но вся какая-то нескладная, угловатая, что тебе подросток-акселерат. Внятного сюжета, как такового, нет. Повествовательный стиль небезупречен, но, между прочим, не так уж и плох. Текст читается довольно легко.
PS: Не удивительно, что человечество так медленно усваивает азбуку добра и зла, если ангелы-хранители и бесы-искусители на поверку оказываются настолько инфантильными.
Забавная миниатюра. Интересный взгляд на драконов. Или драконы тут ни при чём, просто мимо пролетали? В общем, сказочный взгляд у автора имеется. Хорошо, но мало.
Лукавит автор: мол, это у испорченного читателя мысли чёрные, а на самом деле - сказка невинна и чиста, как слеза младенца. Меж строк этой якобы игрушечной сказки бродит тень дедушки Фрейда и своим незримым присутствием всё портит. Это, брат читатель, я говорю уже с поправкой на авторские разъяснения в комментариях. По первому впечатлению, собирался высказаться менее лицеприятно, несмотря на некоторые стилистические достоинства текста.
Кто жил в общежитии, тому трудно поверить в такую сказку. Однако в этой истории всё так складно, и так всё на редкость по-доброму, что начинаешь искренне сопереживать обитателям заброшенного дачного домика. Никогда бы не подумал, что для меня люди и кошки окажутся по другую сторону баррикад, и я буду волноваться за судьбу мышей и тараканов. Вот что значит волшебная сила слова! Над вымыслом слезами обольюсь. Есть, есть сказочники в русских селеньях.
Золотая муха - это почти золотая рыба. Только у неё разбитое корыто другой системы. Юмор для тех, кто понимает, ху-из-ху на просторах Великой Сети. Однако же сказка, как ни крути.
Чего скрывать, садистские мотивы, несмотря на их строго отмеренное гомеопатическое вкрапление, где-то отталкивают, но оптимистическая развязка, в конечном счёте, убеждает, что автор очень даже благонамерен, а вовсе не кровожаден, как можно было по ходу сюжета предположить. Вообще же, когда видишь то, что придумывает Лойт, от иронического настроя не остаётся и следа. Пока другие перекраивают в своих парафразах старые сказочные сюжеты, Лойт создаёт свои собственные. Да так, что зачитаешься. Поправь меня, брат читатель, если сильно перехваливаю автора. Ведь обмануть меня не сложно. Только вот мало кому это настолько удаётся.
Киберсказка. Нет, не про роботов - а про то, что в век цифровой реальности и постмодернистских наворотов новые герои будут неизбывно чувствовать разлуку так же, как когда-то Тристан и Изольда, как Ромео и Джульетта, как Петрарка и Лаура, как Абеляр и Элоиза. Автору удалось затронуть чувствительную лирическую струну. Остаётся неуловимая нота щемящей потери. Та самая, сказочная...
Может, какой-нибудь ушлый критик и найдёт, к чему придраться, но этот текст я просто читал, не отрываясь. Жутковатая история. Местами заставляет вспомнить мрачные сказки Гофмана, местами веет атмосферой романтических повестей Грина. Чего у автора не отнимешь, так это умение искусно прятать в тексте ключевые детали, которые в решающий момент выстреливают, как пресловутое чеховское ружьё.
PS: Что я тебе говорил, брат читатель! Даже зомби в мире Лойт не такие, как у всех.
Натуральная русская народная сказка. Пару моментов приметились, где автор чуток выбился из стиля, поозорничал, посвоевольничал. Да ещё в одном месте помахал ручкой Шергину. Хоть и молод автор, а старой борозды русской народной сказки не испортил.
Коль фантазии достанет, на богатом материале русских волшебных сказок автор много ещё чего сможет напридумывать. Есть, где развернуться. А мы почитаем!
Вот сказка, по всем статьям сказка. Вот где чувствуется глубокое знание предмета! По классическому канону сложена. В ней и связь с русской народной сказочной традицией, и абсолютно органичная актуальность современности. А если в ней со временем заменить геометрию на астронавигацию, а физику на биокибернетику, то она ещё и через сто лет не потеряет своей злободневности. Сказка на все времена!
И это у них сказкой зовётся? Полагаю, это не литература, это из области психиатрии. Сначала подумалось, что автору не дают покоя лавры Хармса, Остера и Доджсона-Кэрролла. Но затем закралось другое подозрение: думаю, это такой предумышленный морок, чтобы сбивать легковерных читателей с толку. Это специальный проект такой - тест на адекватность. Посмотрит иной читатель на рейтинг, почитает восторженные панегирики в комментариях - и у него сразу сносит крышу, плывёт система координат, расширяется сознание похлеще, чем от сушёных мухоморов. И приходит прозрение: этот автор круче всех! И по углам начинает мерещиться Масонский Заговор, и на хи-хи пробивает.
Какую бы оценку вы ни поставили этому тексту, на счётчике всегда будет на десятку больше. Вот, где сказка! Вот, где чудеса...
Сказки бывают разные. Есть сказки, которыми можно развлечь. Есть такие, которыми можно удивить. Или взбодрить. Есть, которыми можно научить. А есть такие, как эта, над которыми хочется поразмышлять. Не знаю, что потеряла сказка после радикального сокращения, дабы втиснуться в прокрустово ложе БД-8, но, думаю, лирическую атмосферу, благородный дух самоотверженности она сохранила. И тревожную грустинку.
Начнём с того, что Черепановы, если автор имел в виду живших в XIX веке русских механиков демидовских крепостных Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича, изобрёвших паровоз, братьями могли быть только во Христе, а по жизни они были отец и сын. Оно, конечно, наша история - ещё тот бурлеск. Пищи для острослова в ней - с избытком и на много поколений вперёд. Однако бурлеск бурлеском, буффонада буффонадой, а родную историю поточнее знать надо! Образ блохи, колющей микроскопом орехи, мне понравился. Всё остальное литературное-историческое амикошёнство - не очень. Хотя и язык у автора бойкий, и мысль смелая. В целом получился забавный винегрет из расхожих анекдотов. С горчинкой. Это хорошо, что народ расстаётся со своим мрачным прошлым, смеясь. Но как-то оно выглядит слишком утрированно и смахивает на исступлённое пинание мёртвого льва...
Не знаю, какими красками рисовал пейзаж художник, однако от этой сказки остаётся ощущение, как от акварели: мило, легко и неброско. Однако же и без особой лирики.
Стилизованная под тонкую пародию на фэнтези даосская сказка о единстве и борьбе противоположностей. Хорошая работа. Каждая деталь аккуратно взвешена и отмерена. Колоритный язык, добрый юмор. Способна и наша земля своих терри-праттчеттов рождать!
Жемчужина на изюмине. В смысле, очень симпатичный текст. Лёгкий, приятный слог, тонкий юмор. А вот сказка ли? Наверное, всё же сказка! Скорее да, чем нет. Но уж очень правдоподобная. Магический соцреализм для офисных работников. Мораль: веди строгий учёт своим желаниям и всегда будь готов к их осуществлению.
Вот уже и про то, как от армии косить, сказочки пошли. Наша армия, разумеется, сама виновата, что про неё все, кому не лень, стебаются. Какая армия - такие и сказки. А хотелось бы, чтобы и то, и другое было умнее. Но это, видимо, уже по ведомству фантастики.
Много штампов. Собственно, они в этом тексте начинаются прямо с названия и репьями цепляются почти за каждую фразу. Да и сам сюжет процентов на девяносто представляет собой нагромождение штампов. В общем, не будем стрелять в пианиста - он сам признался: это всего лишь экспромт. Вот только надо ли так легкомысленно относиться к своему участию в культовом конкурсе? О чём история? Да всё о том же: о вездесущей борьбе добра и зла, будь она неладна.
Эта Шахерезада Степановна меня сильно притомила своей неуёмной болтовнёй на протяжении доброй половины текста. Не стану даже спорить с автором: отличное средство от бессонницы! Но как же я сочувствую Шахрияру Автандиловичу Шахову! Это же надо было столько ночей терпеть всю эту крамольную непочтительность. Теперь о самой сказке. Остроумно, но - не для всех. Читать её нашему брату - всё одно, что ирландцу с англичанином внимать густоинтеллектуальным опусам Джеймса Джойса. Настоящий лингво-страноведческий пир для эрудированого русского гурмэ, если таковые ещё в природе имеются.
PS: Что характерно, Ильич стремительно теряет былую сусальность и прочно утверждается в образе сказочного героя.
Всемогущий Зевс! Прояви милосердие, прости автору, льющему воду на мельницу мирового невежества! Про авторское небрежение грамматикой русского языка я промолчу. А вот о небрежности по отношению к древним мифам молчать никак не могу. Потому как обидно за старину Зевса, над которым автор, можно сказать, глумливо надругался. Если божество устаревшее, то значит можно не только страх, но и последнее уважение потерять? Я так считаю: уж если берёшься сочинять мифоложки, изучи матчасть! Каждый уважающий себя сказочник знает, что Зевс и Юпитер - это одно то же лицо олимпийской национальности! Какой, спрашивается, после этого ещё может быть сюжет у так называемой сказки? Разумеется, только про несокрушимую силу любви и бытового секса под аккомпанемент грозовых раскатов. А вы как думали?
Перепев библейского мотива о женском коварстве в виде кибер-байки. Однако не всё, что имеет аллюзии с библейским сюжетом, обязательно сказка. Гильотина тоже ловко справляется с проблемами отдельно взятой головы, однако же не помню, чтобы кто-то относил её к сказочным артефактам. Понятно, что термины условны и между жанрами нет, как прежде, чётких границ. Но всё же это ни разу не сказка.