Аннотация: Надеюсь, невозможно обидеть, не называя имён.
"Давайте жить дружно!" - кот Леопольд)
Анонимный обзор первой группы и др. рассказов конкурса "Домашние питомцы"
Свои мысли по поводу выставленных на конкурс рассказов я назвала анонимными не потому, что скрываю своё лицо, а потому, что обозреваю рассказы, не называя ни имён авторов, ни самих рассказов. Возникает заслуженный вопрос - почему я так делаю? Отвечаю:
...опыт наблюдения за реакцией на чужие обзоры показал, что обозреваемые не очень, а вернее очень не... любят любую (даже маленькую) критику. Но особенно остро это проявилось именно на конкурсе рассказов о "Домащних питомцах". И я, думаю, знаю, почему так случилось.
Дело в том, что большинство авторов откровенно, не скрывая намерений, описали своих собственных (не придуманных) питомцев, любимых, нет, даже обожаемых и обожествляемых самими авторами. К рассказам присовокуплялись снимки, чтобы мы, читатели, могли воочию убедиться, что... этот кот (хомяк, черепаха, коза и т.д.) самый лучший кот (хомяк, черепаха, коза и т.д.) на свете. Влюблённые авторы тщательно выписывали длину усов своих любимцев, с восторгом рассказавали нам об их шалостях, искренне считая, что все вокруг должны разделить эти восторги, и эту любовь. Поэтому когда авторы рассказов о своих "родных" питомцах, сталкивались хотя бы с малейшим непониманием их чувств, они... обижались. Это равнозначно тому, как если бы вы поругали чьего-то ребёнка... кому это понравилось бы? Правильно! НИКОМУ! Так и тут. На показ выставлены портреты любимцев и не смейте их трогать своими грязными руками. Но восклицания: "А вы только посмотрите, какая замечательная кошечка, ути-пуси, у меня!" - не достаточно, чтобы нам эта кошечка понравилась. Это вам, гражданка Икс или гражданин Игрек, она нравится. Потому что спит она с вами и есть из ваших рук. Но нам, стороннему читателю, требуется ДОКАЗАТЬ, что ваше животное действительно заслуживает интереса. Надо сказать, что сделать это удалось далеко не многим. Но об этом чуть позже... а пока начнём с подведения статистической картинки.
Стастика. Почти голая...
Прежде чем начать перечислять всякие точности и неточности, скажу - в основном речь идёт о 44 рассказах первой группы, которые изучены мною тщательно. Но после выборочного просмотра рассказов по другим группам, выяснилось, что мои выводы являются среднестатистическими по всем группам рассказов. Итак...
...в первой группе участвовало 30 авторов, выставивших 44 рассказа. Несколько человек решили предъявить на суд жюри и рядовых читателей по два, три, а некоторые даже по четыре рассказа. Тут стоит отметить, что это дело лишнее. И только мешающее процессу оценки. Объясняю почему. Те, кто пишет слабо, пишет все три-четыре-пять и т.д. рассказов одинаково слабо. Ну, не было случая, чтобы три рассказа были бы слабые, а четвёртый, этого же творца, оказывался классным. Нет и всё! Тоже самое и по хорошим авторам. Если вещь на уровне, то и вторая, третья и т.д. на том же уровне. И вот тут трудность для оценивающего - глаза разбегаются, выбрать не можешь. Вывод первый - от количества рассказов, выставленных одним автором, суть его качества не менялась.
Кроме этого, хотелось бы дать характеристику по половому признаку, я имею в виду, конечно, не описанных животных, а самих авторов. Дело в том, что в начале думалось, что участниками на этом конкурсе будут в основном женщины. Ну, как-то они мягче, эмоциональнее, чувственнее. А именно такими ожидалось увидеть рассказы о домашних питомцах. Трудно было представить мучжину, описывающего котёнка, который лижит молочко с блюдечка, устроившись на животе хозяина. Такая милая сценка и мужчина... не вязалось. Но результат оказался, можно сказать, ошеломляющим.
Из 30 авторов первой группы было 12 мужчин и 17 женщин (пол одного человека не установлен в связи с неопределённость его Ника, но подозреваю, что он Мужчина). То есть, хотя небольшое преобладание слабого пола и наблюдается, всё же присутствие мужчин чувствительно.
Но самым удивительным тут было другое. Мужчинами было написано немало тонких и тёплых рассказов, а вот самые драматичные и даже откровенно... хм... садистские вышли из под пера чувственных особ женского пола. Прочитав некоторые рассказы, приходила в ужас. "Как такое можно писать ДЛЯ детей! Точно мужик писал, да ещё бездетный..." - думала я и видела женскую фамилию автора. Скажу честно, этот факт меня удивил сильно.
Определившись по полу авторов, стоит перейти к породам любимцев. Естественно, кошечки и собачки - самые популярные животные и именно они ожидались в числе доминирующих главных героев. Эти предположения оправдали себя. В моей группе я насчитала: 22 кошки и 7 собак. Причём это соотношение удивило. Думалось, что будет приблизительно пополам. Но, во всяком случае, в нашей группе... любимцем публики оказалась кошка!
Помимо этих традиционных типов домашних питомцев, в рассказах дважды героями были свиньи (извините, если обидела, может лучше - свинок?), дважды описывались хомяки и дважды любимыми домашними питомцами были птички. Особенно оригинальными стали животные, попавшие в рассказ всего по разу - это коза, черепаха, ёжик.
Не могу не отметить двух совершенно неожиданных героев - это некто зверёк Борька, идентифицировать которого не удалось и Птичья клетка, что не только привело в восторг по задумке, но и оказалось совершенно снонсшибательным по исполнению. Браво автору!
Теперь дальше...
Итак, прежде чем сказать своё "ФИ" или выразить восторги, стоит, наверное, объяснить мой подход к оцениваемому рассказу. Сто процентов, у каждого свой критерий, свой взгляд на питомцев и на литературу. Но так как я делюсь своим мнением, то и опишу свой подход. Короче говоря, скажу - что именно оценивалось мною в рассказе.
Первое - речь, граматика, стиль. То есть литературность.
Второе - сюжетность, интрига, мораль. Извините, мы говорим о рассказе, а эти компоненты, будучи составными... не могут отсутствовать.
Третье - интерес при чтении.
Ну, что сказать?
При определении своей семёрки, которую оценила и выставила в финал... у меня не было проблем. Она, семёрка, практически однозначно вырисовалась. Так как остальные... извините, надо подсчитать... 44 рассказа всего, вышли в финал 7, то есть 36... хм... никуда не пошли. И это было видно однозначно и издалека.
Сразу хочу предупредить, что среди НЕ оценённых мною 36 рассказов есть ещё 7, которые может быть, даже лучше оценённых. Но они не проходили в категорию детский рассказ даже при дальнем чтении. В одном сексуальные игры, в другом кастрация, в третьем подробное описание операции... Ну куда это? Или совершенно потрясающий рассказ о том, как кот подглядывал за сексом своего хозяина. Или ещё лучше... кролик пристраивается сзади к коту и... кот вынужден лечиться у психоаналитика. Повторяю - эти рассказы, практически ВСЕ - заслуживают высших баллов. Но не тут. Жаль...
Попутно предлагаю издателям собрать сборник рассказов о животных ДЛЯ взрослых. Готова по новому пройтись по рассказам и сделать переоценку ценностей. И выставить оценки по новой с учётом взрослой аудитории.
Что ещё стоит отметить? Ну, например, то, что некоторые авторы считают своим долгом если не заставить ребёнка разрыдаться, то хотя бы выдавить слезу. Животные будто созданы, чтобы над ними издевались, а дети для того, чтобы плакать и жалеть этих несчастных. На комментарии по сему поводу у этих авторов, получала ответ. Типа, а как же воспитывать в детях сочувствие? Неплохо! Давайте будем писать страшилки, читать их перед сном детям... пусть воспитываются тонкими и жалистными. А о том, что будет сниться нашим детям после прочтения таких историй, никого не интересует. Как и о том, что у детей (я имею в виду маленьких) может случиться депрессуха или истерия. Считаю преступлением давать на прочтения дошколят и младших школьников такие вещи, как "Муму". Там жалость душит так, что даже взрослый начинает рыдать, а что говорить о детях? Да что там "Муму", это действительно трагедия... мне рассказала одна женщина, что её дочка не могла притронуться без слёз к учебнику литературы, после того, как прочитала безобидный рассказик, в котором лисёнок лизнул раскалённые угли... и ему стало больно. Лично у меня, взрослой и закалённой книгами с пытками времён второй мировой... и то мороз по коже от этой картины.
Но наши авторы решили не оригинальничать. И взяли примеры из классики. Не могу сказать с точностью, но добрая половина рассказов на конкурсе, если не откровенно трагичных, то просто печальных. Но один рассказ превзошёл все рамки... Это я о том, где мама-кошка наблюдала через окошко за тем, как злой-монстр ветеринар "лечит" её единственную дочь. А потом она видит, как это чудовище в белом халате раскладывает по склянкам внутренности её дочери. Хороша сказка. Для детей...
Попутно скажу, что среди этих историй, есть несколько очень достойных. Просто я считаю их не для детей. Я люблю животных. Но детей я люблю ещё больше. Мне их просто жаль.
Не понятно, почему не воспитывать в детях доброе, светлое... какими-то другими способами? Почему не приходит в голову написать приключенские истории с животными? Такой у нас на конкурсе, по-моему, нет НИ ОДНОЙ. Пусть меня исправят, кто читал нечто подобное. Весёлых, жизнеутверждающих рассказов... раз-два и обчёлся. Жаль. Очень жаль.
Что ещё? Да... литература. Я так понимаю, мы всё-таки прежде всего на литературном конкурсе, коль его объявило издательство и речь идёт о книге. Но литературу как таковую, встретить было нелегко. В первой группе... хм... максимум пять-шесть, боюсь, что не все из семёрки лучших могут претендовать на гордое звание литературного произведения.
Скажу честно, отдавала предпочтение именно таким рассказам. Ведь мы должны не только узнать о том, как играет, как кушает или как спит ваша кошка. Мы должны донести всё это в красивой, литературной форме, чтобы, кроме каких-то чувств, в ребёнке зародить ещё и интерес к чтению, к русской словесности, привить у него умение красиво выражать свои мысли. Ещё раз жаль... таких работ единицы!
Общая масса история представляет собой написанные (в лучшей или худшей форме) мемуары из собственной практики, под девизом: "А вот у меня была собака! Дед её любил... она спёрла кусок..." и т.д.
Почти после каждого рассказа есть комментарии. Часть их написана родными, близкими и друзьями. "Ах, как здорово! Какая кошечка у вас. А нельзя ли её погладить?!" Но проскакивают и другие отзывы: "О чём ЭТО? Что вы хотели сказать?" ИМЕННО! Что вы хотели сказать, кроме того, что у вас хорошая кошечка. Или преданная собачка. Или шустрый хомяк. Или хитрая черепаха. ЧТО? - возмущается такой автор, а к чему морализаторство? У меня не рассказ, а зарисовка... Часть большой будущей работы. Трёхтомник пишу. А это часть. Глава... Ах, вот как... тогда, ой!
Вы не наблюдали, как молодые мамаши выставляют своих малышей на показ и взахлёб расхваливают их: "Вы только посмотрите, какой мой красивый!". Окружающие смотрят и думают: "Надо ж, не повезло тётке... такого уродца родила!". А она дальше распаляется: "А какой он умный. Ему всего три года, а он уже "мама" говорит". "Ха,- думаете вы, мой в два уже складывал до десяти... у этой только "мама"... настоящий дебил!". Потом мамаша начинает смаковать, как он, её наилучший сын, сегодня пописил, покакал (извините, за натурализм), кашку покушал и три раза чихнул. ЕЙ интересно всё это. Очень! Но интересно ли другим? Уверяю, ни одна мама не задумывается об этом. Но стоит ей попасть в число тех, кто стоит рядом с такой шальной мамашей, она видит всё другими глазами. Возможно, пример несколько экстремален. Но мне очень напомнили рассказы большинства авторов эту ситуацию...
Но нельзя же так! Нужно же писать художественную вещь! Немного напрячь воображение. Нет! Наши авторы кричат - ТАК было! И точка. Но вы же не сводку пишите, не констатацию фактов... как одна восторженная хозяйка собаки... умудрилась просто по пунктам перечислить заслуги своей питомицы. Осталось проставить точные даты и часы происшествий и... в семейный альбом в качестве подписей под фотографиями: "Это Мурзик, когда нашёл первую мышку", "Это Аркан, когда отнял кост у соседа"...
ПРОЗА подразумевает художественный вымысел. Без этого литературы не получится! Если вы пишите хронику событий, то так и отметьте - хроника. Но вы же все без исключения претендуете на звание писателя, рассказы вывешиваете под грифом проза. Так и попытайтесь её написать... а не переписать свою историю, незамысловато начав её - "моей дочери на день рождения подарили собаку..." или "у моего друга жил кот..."
Не могу удержаться, приведу в пример то, как, на мой взгляд, должно начинаться ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение:
Давным-давно, когда ночи были теплыми, а в воздухе носились запахи леса и ночные насекомые, у дома хозяина играл огромный пес.
И итоги...
Первое место с огромным отрывом от остальных отдано не этому рассказу, первую фразу которого я привела в пример...
Есть на нашем конкурсе два человека. Которые активно слоняются по гостевым - пишут обзоры, учат жить, вернее, писать. Оба этих человека достаточно критичны и даже несколько вызывающи. Оба, похоже, считают себя настоящими знатоками дела. Оба выставили свои рассказы на конкурсе. Прочитала их с осторожностью. К таким людям, не скрою, отношение предвзятое. Один из этих людей не оправдал свои заявки (во всяком случае, я так посчитала). А вот второй... ОБА его рассказа, попавшие в мою группу, привели меня в кошачий восторг! Ни минуты не колеблясь, дала одному из его рассказов сотку (хотя достойны оба его рассказа).
Второе месте отдала самому литературному рассказу. С великолепной речью и стилистикой. Как опять-таки мне лично показалось.
С третьего по седьмое... рассказы не имеют разрыва, как впрочем, и по очкам - одно очко в разрыве это ничтожное число. То есть пять рассказов практически одного уровня. Прошу седьмому не обижаться, что он не третий. Я не могла решить, как их расставить и буквально тыкнула пальцем в цифры наугад.
Что интересно... несмотря на многочисленность кошачьего населения в рассказах, среди моих победителей были, пожалуй, все представители...
Котята, собака, естественно... и ёжик, птичка, свинья, вернее, свиньи))) и хомяк!
На сём заканчиваю свою речь, в надежде, что никого не выдала, ни продала и, ГЛАВНОЕ, не обидела.
КАЖДЫЙ из НАС описал своего любимца. КАЖДЫЙ выложил свою душу. От каждого рассказа идёт тепло. Даже от самого зарисовочного, от самого неумело выстроенного, от самого безграммотного... а ЭТО ГЛАВНОЕ!!! Мы не зря все тут поработали. Написали. Прочитали. Поделились своими мыслями. Своими чувствами. Давайте вспомним известного домашнего питомца, кота Леопольда (роскошного и неподражаемого) и его призыв: "Давайте жить дружно!" Ура!!! Миру-мир. Нет - войне! И т.д.