Зачем искать тайну?
Сказку читать интересней, чем комментарии к ней. Разве что... а вдруг в переплетениях сюжета, как в волшебном замке, спрятана невидимая дверца, и, за ней, в священном для Автора уголке, хранится его мечта, его тайна?
- Ну и пусть хранится, не тревожьте чужие секреты! - слышу недовольные голоса.
- Боже мой! Ведь Автор для того и прятал, чтобы поняли тайну. Иначе - зачем скрывать? Тем более - найти может только любящий сказки.
"Дюймовочка" вряд ли кого оставит равнодушным. Её герои ещё не раз напомнят об Авторе, о любви и о справедливости. Сменились поколения, но очарование маленькой героиней не увядает. Чем околдовал нас Король Сказок? Где секретные ходы в незатейливой, на первый взгляд, истории, самой любимой Г. Х. Андерсеном?
Соотечественники признали талант Андерсена чуть ли не последними. Что им мешало?
Пронзительна история Дюймовочки: её приключения обыденны, но и волшебны одновременно. Ни одного чуда с девочкой не происходит, все её поступки - вынуждены и естественны. Каждый раз, в момент выбора, у неё почти нет надежды на удачу - трудная судьба, как и у Автора.
Убежать от жабы в неизвестность? отвергнуть крота? улететь с ласточкой в лес - а что потом? При любом исходе - на счастье надежд мало.
А выбор героев, он что - случаен? Замените жабу ящерицей или змеёй, майского жука - стрекозой или кузнечиком, и сюжет поломается - не так-то всё просто.
Вопросов много, раздолья для путешествий внутри сказки хватает. Андерсен компактно описывает свои миры, но какие они живые и многоцветные! Опять скажете, что нет секретов?
Кто она такая, Дюймовочка? С кого списан её портрет?
От почитателей Шекспира узнал: астрологи помогли определить день рождения Джульетты Капулетти (16 сентября 1284 года). Вот тогда всё и сошлось! А если взять сказочных персонажей? Разумеется, открыть нечто похожее - трудно, ведь Дюймовочка в реальности не существовала. А если попробовать?
- Но такое интересно только фанатам или гороскопистам!
- Надеюсь, не только. Это сказочное исследование, оно само - сказка. Так что пусть решает читатель.
Для кого написана сказка?
А впрямь, для кого сочинена "Дюймовочка"? Что не только для детей - не новость. Акселерация перевела сказки Андерсена в разряд детских, но позже. А всё-таки, какого читателя представлял себе Автор?
"Дюймовочка" - городская сказка. Хотя почти всё действие происходит вне города, она больше рассчитана на горожан. Как так?
Проведём несложный эксперимент. Расположим персонажи в порядке, обратном их появлению на пути девочки. О женщине, колдунье и мастере-сказочнике поговорим чуть позже.
Задумаемся над нашим отношением к героям, и сравним с тем, что почувствуют разные читатели. Например, городские и сельские жители. Не забудем отметить позицию Автора.
Почему наоборот? Потерпите немного, скоро объясню - в этом суть опыта. Всё, написанное далее, до слов "эксперимент закончен", собственно тест.
Итак, начали:
Король эльфов - |
Очевидно положительное отношение к нему всех групп населения. Автор всесторонне одобряет и восхищается эльфом. |
Ласточка - |
Отношение к птице так же благосклонно, как и к эльфу. Разумеется, ласточку не возвеличивают.
|
Крот - |
Городскому жителю настоящий крот покажется забавным - если вообще покажется ему. Где увидишь в городе крота? В зоопарке?
А фермеры его специально заводят. Иногда. В сказке отношение спокойное - но лучше бы крот отстал с брачными планами. А так, вообще, приличный господин, хорошая партия для супружества.
Но героине не подходит - скучный, как говорит Автор.
Владельцам садов и огородов принять однозначно кротовский образ трудно.
- Ну и что, что скучный? Зато полезный. Зря его таким выставили.
У прочих граждан животное никаких, мешающих ассоциаций, не вызовет.
|
Мышь - |
Вред реальных грызунов известен всем. Но в истории мышь - спасительница! Двойственное отношение - не давила бы с замужеством, была бы старуха "что надо". Угроза куснуть белым зубом (последним, надо думать), положительный образ не разрушает, а напротив, делает живее.
- Что она понимает, эта девчонка? Ей такого жениха бесплатно сватают, а она выкобенивается!
Можно встретить и негативное отношение к мыши - среди девушек. Так подождём немного - до их свадеб, а потом спросим.
Большинство читателей старуху воспримут схоже: диссонанс положительного литературного образа с животным-вредителем почувствуют одинаково.
|
Майский жук - |
Горожанин насекомому радуется, как живой игрушке. А сельчанин вспомнит, скольких он уничтожил, и сколько предстоит.
Изображён интересным, заводным. Автор в оценке, пожалуй, колеблется: ведь майский жук бросил девочку. Всё же он - её любовь, а, значит, не может быть плохим.
В сельском хозяйстве такое отношение трудно принять: ущерб от него не меньше, чем от колорадского жука. Придётся вспоминать, что всё - сказка, иначе послание Автора цели не достигнет.
|
Мотылёк - |
Настоящих бабочек оценивают аналогично майским жукам. Но в сказке мотылёк - непонятно за что пострадавший добровольный помощник. Жители села, наверное, с трудом примирялись с необычным разворотом фантазии.
|
Жаба - |
Брезгливое отношение городских, и явно положительное - сельских. Жаба - это полезное животное. А в сказке - сугубо отрицательная роль. Опять деревенским голову морочат?
- За что? - подумает крестьянский ребёнок, - за что над жабой насмехаетесь? |
Эксперимент закончен. Результаты пробного опроса сведены в таблицу 1.
Автор начинает с отрицательных героев, и переходит к всё более приятным. Обратим внимание на отличие оценок - автора и читателей. Не заметили тенденцию? Чем дальше в сказку, тем меньше отклонений во мнениях города и села, всё точнее воспринимают позицию автора. Но сельчане замысел постигают труднее.
Таблица 1. Оценка персонажей
Автором и читателями
Герои |
Оценки |
Автор |
Город |
дисгармония |
Село |
дисгармония |
Жаба |
1 |
2 |
100% |
4 |
300% |
Мотылёк |
5 |
4+ |
-10% |
3 |
-40% |
Жук |
4+ |
5 |
10% |
3 |
-30% |
Мышь |
4 |
4 |
0 |
3 |
-25% |
Крот |
3 |
3+ |
10% |
4- |
25% |
Ласточка |
5 |
5 |
0 |
5+ |
10% |
Эльф |
5+ |
5+ |
0 |
5+ |
0 |
Выходит, в сельской местности "Дюймовочка" менее понятна? Героев воспринимают не так, как хотел Автор? Не потому ли Г. Х. Андерсена долго не признавали в Дании? А в Европе сказочник стал популярным намного раньше, чем дома. Иной читатель?
Теперь - о перечислении героев в обратном порядке. Сравните впечатления от персонажей при чтении истории, и возникшие при обзоре списка. Если заметили раздражение - то эксперимент удался.
Логика подсказывает: надо постепенно вводить читателя в созданный мир. Но у Андерсена каждый следующий герой воспринимается всё легче и легче, от читателя всё меньше требуется усилий. Оказывается, Автор знакомит нас с героями истории, уменьшая дисгармонию с прототипами.
Может, это секрет Короля Сказки?
Пройденные испытания, надеюсь, достаточно закалили. Войдём в мир истинной сказки, и поищем в нём тайные дорожки.
- Да зачем? - спрашивают меня. - Зачем там что-то искать? Сказка тем и хороша, что в ней логика не обязательна! Это не детектив!
- Сказки разные бывают. И потом, мы же хотим узнать секреты Андерсена? Нет, чертить схему "Дюймовочки", создавая ещё одну теорию сказок, не станем. Нас не интересует алгоритм синтеза героев - сами будем участниками. Не смущайтесь - мы осторожно пойдём, нечего не сломаем.
Появление Дюймовочки
Женщине "хотелось иметь ребёночка" - говорит Автор. Тут же приводит обращение к колдунье от имени этой женщины - "не скажешь ли ты, где мне его взять?"
Ладно бы только эта, отдельно взятая женщина, не знала - откуда берутся дети. Но еще и колдунья? Или она, из моральных соображений, не хочет разрушать целомудренных представлений заказчицы? Тогда почему героиня названа "женщиной"?
Сильный приём! Так Автор вводит читателя в сказочный мир. Первая строчка - и мы уже за бортом реальности, хотя ничего волшебного не произошло.
Что означает уплата двенадцати шиллингов? Колдунья, безусловно, разбирается в архетипах и астрологии. Брать деньги за результат волшбы - опасно, можно пострадать, а вот за что-то, соответствующее процессу - пожалуй. Например, за число месяцев, требуемых для сотворения дитя, или за месяц, когда возникла Дюймовочка.
Но не в декабре же та появилась! Иначе, откуда цветы и так скоро пришедшая жаба? Запомним число двенадцать, оно неслучайно.
- Но ребёнок рождается через девять месяцев, а не двенадцать!
- Но это искусственная девочка, к тому же в пробирке всё сложнее и дольше. И, потом: мы ещё не определили смысл числа двенадцать, так что не будем спорить. Просто обратили внимание, и записали: его надо объяснить. В хороших произведениях всё имеет значение, любая деталь.
А пока взглянем на цветок, создавший Дюймовочку - он "вдруг" вырос из ячменного зерна - большой и чудесный. Мы еще встретимся с этим важным представителем злаковых.
Напротив - на инициацию малютки поцелуем "красивых пестрых лепестков", с символичным щелчком "чего-то" - обращать внимания не будем, чтобы не провоцировать циничных ассоциаций.
А даже наоборот - поддерживая идею целомудрия (в меру сил, разумеется), воздержимся от упоминания о "рождениях". Следуя духу источника, говорим здесь о появлениях или возникновениях. Подражать можно только духу, ведь Автор никак само явление не обозначил.
Хватит иронизировать - на самом деле это тоже литературный приём. Так создан мир, где господствуют идеалы чистой и возвышенной любви, где нет и тени упоминаний о чём-то земном, из-за чего получаются дети.
Жаба
Условия жизни Дюймовочки в начальный период картинно чудесны: она лишь развлекает зрителей. Неуказанно, однако, как питалась Дюймовочка. Из дальнейшего ясно, что она получала в достатке все средства питания, обычные для нее. Как-то: воду, крошки грецкого ореха, цветочную пыльцу. Из чего следует, что детский труд не эксплуатировался, и принуждение голодом исключалось.
А вот услаждение слушателей прекрасным голоском навлекло беду: других причин для появления жабы - мокрой и безобразной охотницы - в тексте не обнаруживаем. А за кем та охотится? За невестами? - Ну-ну...
Судя по всему, жаба, до момента встречи с Дюймовочкой, о ней даже не подозревала. Слова: "Вот жена моему сыну!" - выдают неожиданность ситуации.
Смотрите: если жаба знала, что в помещении находится "жена сыну", она не стала бы формулировать, какое именно "вот" увидела. Скорее всего, животная оценила бы в своём восклицании качества "жены", или попыталась добиться сотрудничества с Дюймовочкой. Конечно, после одной, первой фразы, амфибия поняла, что объект спит.
Поспешность действий (из-за неготовности к происходящему), не оставила времени для общения. Всё, что жаба могла успеть - нейтрализовать опасность сопротивления.
Как? Проще не бывает - предъявляет главный женский пароль всех времен и народов: у меня есть сын, и ты станешь его женой. Компактно, прямо скажем - "Вот жена моему сыну!" - и всё. Зато доходчиво.
Может кандидатка оказаться против? Может. Но не на столько, чтоб рисковать жизнью. А тут выяснилось, что девица спит, и больше ничего говорить не надо.
Остается вопрос - почему жабу заинтересовали песни Дюймовочки?
Качество пения девочки характеризуется:
- как прекрасное - "такого раньше не слышали",
- в прошедшем времени: "могла", "не слышали". Будто малютка разок-другой спела, а потом что-то случилось, и больше она этого не делала.
Кто-то предупредил о нежелательности музицирования?
Уж не приняла ли жаба Дюймовочку за добычу в каком-то другом, так сказать, гастрономическом смысле? Обратим внимание, как земноводная добирается до Дюймовочки. Ведь и то: лазать мягкотелому в окно - опасно. Можно и не вернуться - заблудишься, или вляпаешься во что-то непредвиденное. А на большой риск животная могла решиться, будучи совершенно уверена в заведомой выгодности предприятия. Что, однако, бесхвостая понимала в вокале?
Остается предполагать, что жаба слышала прежде нечто, обещающее солидное пополнение запасов. Ну, чем она питается обычно, представляем, сейчас определимся с размерами.
Стало бы взрослое, опытное животное рисковать из-за ерунды какой-нибудь? Например, из-за комара или мухи? Думается, вряд ли. Стала бы она прыгать за невесть чем? Тоже вряд ли. Стала бы она лезть за невестой - в нашем случае - за Дюймовочкой? Мы определенно должны ответить - нет! Жаба не могла знать, что такое явление природы, Дюймовочка - существует, вся история указывает на исключительность ситуации.
Значит, жаба явилась за пищей - пищей привычной, знакомой, желанной. Мошки? Комары? Мухи? Нет! Слишком мало для прыжка в неизвестность. А что тогда? А то! Она лезла за тем, что представлялось значимым - например: очень много мошек, или туча комаров, или рой мух.
Это уж потом, увидев, что слух обманул ее, и пищевая масса добычи - легче лебединого пуха - не оправдывает цель экспедиции, жаба меняет решение - теперь она морочит голову сыну женитьбой. Конечно, маменькин сынок и не думает возражать.
Что случилось у женщины, много лет жившей и в одиночестве, и в спокойствии, и без мокрых гостей? А тут, не прошло и месяца - нате вам! Посетитель!
Допелись...
А почему месяца, кстати? Да потому, что венок из цветов не успел завянуть, ведь о его замене ничего не сказано. Венок положили чуть ли не в день появления Дюймовочки. Голубые фиалки (бывшие матрацем), лепесток розы (одеяльце) - всё говорит о наступлении лета. Значит, самое ранее, когда сделали венок - начало апреля. Ну и апрель, ну и что? Принесла женщина растения с созревшими бутонами, положила в воду, они и расцвели. Ничего особенного. Запомним, что Дюймовочка прожила у женщины около месяца, а, сколько точно - выясним позже.
Кто не желает чуть более мягкой зимы и ранней весны? Разве не эти явления природы настраивают на поэтичный, а то и сказочный лад?
Соблазнительно представить свой мир так, будто тепло пришло раньше - это добавит света. Примем сокращение холодного периода - пусть Дюймовочка появилась в марте, хотя в Дании это - лишь конец зимы. А самый поздний момент? Ну, никак не позже мая: иначе - откуда взялся наплыв соискателей руки весеннего созыва?! Тем более что уж у майского жука выбор невест был. Да он в тот же день, на том же листе и женился - как только расстался с Дюймовочкой!
Жаба украшает жильё, откровенно рассказывает о своих планах, стремится замять конфликт. Не хочет вести тайную политику, или обманывать. Актёр - по структурному гороскопу?
А вот Дюймовочка - да, идёт на противостояние, не раскрывая отношения к "оппоненту". Не Актёр?
Что такое структурный гороскоп? Сейчас увидим.
Структурный гороскоп
Прежде, чем идти дальше, туда, где Дюймовочка переживает незабываемые приключения, возьмём в руки инструмент, метод нашего исследования - структурный гороскоп Григория Кваши (СГ).
В отличие от астрологии, СГ компактнее и логичнее. Семь предназначенных судьбой имиджей (виртуальных знаков), пять типов брачных союзов. И многочисленные приложения, выводимые из правил векторных отношений (хозяин - слуга), между родившимися в определённые годы. Цепочка соседних векторных пар образует замкнутое кольцо (Крыса-Лошадь-Кабан-Дракон-Кот-Петух-Собака-Бык-Тигр-Коза-Змея-Обезьяна-Крыса). Оказавшись в нём, люди часто переживают необычные ощущения.
Конечно, как и в астрологии, основа у СГ - эмпирическая, взятая из наблюдений.
Совмещение желаний и способностей человека определяет в СГ подходящий, родной для каждого виртуальный образ. Шесть имиджей названиями подсказывают их содержание: Шут, Вождь, Рыцарь, Актёр, Профессор, Король.
Вектор - седьмой тип сочетания - отражает идею структурного гороскопа: подчинение разных начал. В СГ определены года рождения и Зодиаки (аналогичные тем самым, векторным парам), сталкивающие противостоящие силы. Реакция понятна: вся непредсказуемость борющихся векторных стихий вскипает внутри одного образа.
Можно ли гороскопическое предназначение одолеть? В чём-то - да. Не потому ли так популярны ролевые игры? А теперь, с распространением интернета - ещё больше.
Писатели, давние участники виртуальных превращений, не только отражали себя в героях, но и часто трансформировали собственные образы. По сути - перебирались в другой сектор гороскопа, обзаводились новыми имиджами.
Наверно, без потерь такая модификация не обходится.
Можно вести себя, подобно Вектору, являясь по виртуальному гороскопу Королём. Запрограммировать себя на супер-активность, вместо равновесия. Но с мутированным, трансгороскопическим имиджем, недолго пройти мимо успеха и в карьере, и в личной жизни.
А попытки устроить брак, не глядя на тип взаимодействия в паре? Невеста может мечтать о романтическом союзе, жених - о духовном. А если гороскоп предписывает равный? Диктат предназначения или оттолкнет их (окажутся говорящими на разных языках), или, если брак заключён, быстро разочарует в случившемся.
Но выбирает каждый сам.
В биографии Г. Х. Андерсена негативные последствия смены предназначения заметны - потеря любви, насмешки, непризнание. А позже - слава, но за то, что он сам ценил не слишком высоко.
Что пишут о творчестве Андерсена? Глубочайшее погружение в созданные миры, неразрывность реального и сказочного; рыцарь идеальной, возвышенной любви. Его истории не вызывают подозрений в нарушении естественности: заговорившая жаба никого не удивляет.
- А причём тут гороскоп, в сказке?
- Так откуда, по-вашему, сказки берутся? Уверены, что в них всё выдумано? Правда в том, что ничего подобного. Сказочник подсматривает отношения и характеры в жизни, и переправляет в свой мир.
- Но это дискредитация гороскопических методов! - продолжают возражать, - нельзя для сказочного жука определять характер, как для человека.
- Нельзя, это верно. Но есть гипотеза, что всё живое - и жуки тоже - подчиняются тем же ритмам. А вообще - это сказка-исследование. Можно, я просто продолжу свою сказку?
Сказку о сказке, и об её Авторе.
Бегство из болота -
от патриархального брака
Жабёнок появился той же весной, что и девочка. Каким бы этот год не оказался, приговор структурного гороскопа безапелляционен: патриархальный брак. Обсуждать нечего. Но всё же присмотримся: изучая жаб, больше узнаем о Дюймовочке.
Жаба в одиночку, только своими силами, доставила малютку (спящую в постельке из ореховой скорлупы), к реке. А вот устанавливать кроватку в спальне невесты самостоятельно и пробовать не стала. Почему-то мамаша и сын тащат скорлупу - и уже без Дюймовочки - вдвоем.
Три момента хочется отметить:
Первый. Дом жабы в это время убран и разукрашен - тростником и желтыми кувшинками, всё готово к торжеству - к прибытию невесты.
Второй: Старая жаба крайне вежливо (во всяком случае - церемонно), объявила суть происходящего. Во-первых, "очень низко присела в воде перед девочкой". Во-вторых, сказала: "Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживете с ним у нас в тине".
Сынок? А что сынок? Женихи часто теряются в матримониальных ситуациях, поэтому даже его, ставшее классическим, шутливое "Коакс, коакс, брекке-ке-кекс!" - не так уж и скудно. Это кваканье нам пригодится - для расшифровки кое-чего.
Третий момент. При транспортировке скорлупы героиня осталась на листе кувшинки "одна-одинешенька".
Итак: семейство жабы ведёт открытую, честную политику в отношении Дюймовочки. Если и можно что-либо вменить жабам, как недостойное, так это насилие: малютка взята в плен и удерживается против её воли. Земноводным немудрено быть честными - они превосходят числом и мощью.
В применении силы взрослыми особями сказывается извечная тирания в отношении класса невест. Для старших любая из них представляет ценность благодаря её фертильным качествам. Террор возглавляет и осуществляет представительница женского пола, но сути это не меняет. Операция идёт в интересах мужского члена семейства, прежде всего. И уже во вторую очередь - в интересах рода. Почему так? Да потому, что жених не может провести акцию - он практически беспомощен - в силу неопытности (ему, вообще-то, ещё очень рано жениться). Всё исполняется в интересах класса мужчин, как и вообще всё зло.
Идеологически очень современная, нужная сказка.
Чем же может Дюймовочка защитить себя? Благоразумием и честностью, конечно. Мы не знаем мыслей героини, но видим её поведение: девочка не плачет при жабах, но и не отвечает им, не унижает себя ложью - ни прямой, ни косвенной. За всем наблюдают рыбки, и проникаются сочувствием к пленнице.
Жаба-мамаша, уверенная в беспомощности Дюймовочки, не требует от нее ответа. Так девочка получает шанс. Хотя, и мы это понимаем, случай представился не только из-за несогласия Дюймовочки и уверенности в силе жабы, но и благодаря стремлению амфибии соблюсти приличия, выполнить подобающие церемонии.
Следование патриархальным обычаям - сила и слабость старшего поколения. Сила - когда они соблюдают обычаи сами. Слабость - как видим здесь - когда взрослые автоматически ожидают того же от молодежи. Удайся всё жабе, как планировала, то, в последствии, она допекала бы жену сына тем, что бракосочетание устроили по хорошим правилам.
А вот не получилось! Молчаливое неподчинение Дюймовочки вызвало сочувствие рыб, а позже - их помощь.
Не получилось - и намеренно церемониальное, обрядовое перемещение кроватки дорого обошлось домогателям: они лишились предмета устремлений.
Кто упорнее всех сопротивляется вступлению в патриархальную семью? Ответ известен - тот, кому прописан исключительно другой тип брака. Рыцарь, конечно (иными словами - Раба Любви). Аристократ, Шут и Вождь не очень-то хороши для семьи, где единственная цель - вырастить детей. Но всё-таки они так жить могут. А кому совсем невмоготу - так это Рыцарю.
И как это по-рыцарски - не лгать врагу! Плача, Дюймовочка всё же не теряет надежды, и готова использовать шанс. И следует ему, когда тот возник - слезами взывает о помощи, но сохраняет достоинство.
Плакать - один из сильных женских приемов, когда есть перед кем. Утром, обнаружив себя на реке, Дюймовочка просто "горько плакала". Конечно, она заметила маленьких рыбок, но, увидев вернувшихся захватчиков, останавливает слёзы.
Выслушать требования похитителей самой, и дать расслышать их претензии свидетелям - разумный поступок. Что будет дальше - ещё неизвестно, но прозорливость восхищает. Не у всякой хватит выдержки - остановить плачь ввиду близкой опасности.
- Да ладно! Она просто от испуга замолчала. Не было у Дюймовочки никаких планов.
- Бывает. Один от страха белеет и замирает. А у другого кровь приливает к лицу, и он готовится к бою - всеми доступными средствами. Нет средств? Тогда, видимо, и заревёт со всей мочи - от злости, от отчаянья, от обиды и безысходности.
Вот и девочка, оставшись на листе кувшинки одна, вновь плачет, но уже - "горько-горько". Результаты: получение добровольной помощи, освобождение, бегство. Необычность происходящего завораживает всех: птицы щебечут: "Какая хорошенькая девочка!", мотылек соглашается привязать себя к листу. Причина? Все просто: Дюймовочка "ужасно радовалась". А источаемые положительные эмоции передаются, они заразительны, и провоцирует окружающих на благородные поступки.
Мотылёк -
векторная трагедия?
Поступок мотылька выдаёт природу его связи с Дюймовочкой: господин и слуга. После бегства от болотного, патриархального брака, девочка попадает в самый непредсказуемый вариант отношений.
Где можно увидеть столь жертвенное служение, в каком союзе? Один, дабы полнее ощутить свою значимость, "разгоняет", когда всё и так движется быстро. И сам же даёт пристегнуть себя к возу. А второй слепо, без необходимости, привязывает.
Служение? Если кто-то запряжён, то - подчинён? Так ли всё однозначно? Не ослепляет ли нас стереотип понимания запряжённого - как слуги? А если мотылёк, на следующем повороте реки, потащит лист в тихую заводь, то чем Дюймовочка помешает?
Да, он её везёт. Зато везёт так, как хочет, и туда, куда хочет.
Ещё кое-что. Допустим, ускорение листика сюжета не меняет - тогда зачём мотылёк прилетел в сказку? Конечно неслучайно, не просто так. Не сядь он на лист, непонятным бы оказалось, почему майский жук заявился. Непонятно, чего непонятно? Сейчас разберём подробно.
Г. Х. Андерсен, профессионал высшего класса, не позволит себе легковесной выходки. Как говорится - не "вытащит рояль из кустов". Всё у него неожиданно, но обусловлено.
Автор демонстрирует чудный приём. Мотылек появляется, когда героиня "попала за границу", и жаба нестрашна. Как дополнительный источник движения он не нужен - просто мимо пролетал. И чего ему над берегом не пархалось? Зато, раз показано регулярное присутствие в воздушном пространстве над Дюймовочкой летающих объектов, то прибытие ещё одного пилота не выглядит странным - с точки зрения появления вообще чего-либо летающего. Конкретно майского жука читатель не вычислит, но то, что вообще кто-то постоянно крутится в воздухе, становится привычным.
Вот для этого мотылёк и прилетал - открыть дорогу жуку. Так сказать, опробовать площадку, приучить зрителей. Всё остальное - всего лишь способ устранения мотылька, чтоб не мешал развитию действия. Заодно, пока его устраняют, герои высвечивают характеры.
Финал: мотылек погибнет - так случается, к сожалению, с привязанными к векторному кольцу.
Жуку до мотылька "и горя было мало", а Дюймовочке - "особенно жаль". Она ещё раз показывает рыцарство, чего жук явно лишён. Его, после такой жестокости, уже не отнесёшь ни к Королям, ни к Профессорам, ни к Актёрам. Дюймовочка остаётся в образе: есть некоторая горячность, торопливость - ну, так она не Профессор. Её поступок не очень разумен, но объясним: стремится закрепить успех бегства. Хотя Автор давно и ясно указал: попала за границу.
Романтический вариант
с Вождём
Почему отношения Дюймовочки и майского жука считаем романтическими? Ведь и другие претенденты видят в девочке много прелестных, до чудесности, свойств. Все ею восторгались, но лишь с майским жуком произошло разрушение образа красавицы - она ему разонравилась.
И случилось сиё несчастье благодаря мнению общества. Ведь известно - опасно в романтической связи внимать критике, что бы ни говорили! Послушал соседок майский жук - и разлюбил. Так-то вот. Типичная ошибка романтического брака: демонстрировать его - можно и нужно, а принимать что-то, кроме восхищения - нельзя. Фильтровать надо, знаете ли, посетителей.
То, что недавно вызывало желанность ("совсем непохожа на майского жука"), служило возникновению поэтичных отношений, то же самое явилось причиной расставания: "вдруг и он нашёл, что она безобразна". Дальнейшее очевидно.
Андерсен демонстрирует "плачь Дюймовочки", не достигающий никакой цели. Что это: провоцирование ожидания событий, аналогичных бегству от жаб? Похоже на то - ведь женщину, приёмную мать Дюймовочки, мы тоже не видим после кражи девочки.
Странно, да? Кто из наших современников рискнет так построить сюжет - повесить ружьё, и не стрельнуть из него? А зачем не стрельнул Г. Х. Андерсен? Это пример того, как хорошо иногда не знать классиков. (Шутка). Андерсен, разумеется, не читал А. П. Чехова, но он и не боялся нарушать литературные правила. Тем более - в сказках.
Думается, безрезультатный плач (как и исчезновение из повествования женщины), добавляет интриги: ведь читателю неизвестно, куда дальше события развернутся. А что-то в памяти останется, и будет свербеть: "а как же Дюймовочка вернётся домой? Ведь её там ждут..."
А никак. Замуж выходят, и не возвращаются - таковы нравы. И подобные отвлечения Андерсен использует, как видим, не раз.
Жук делает то, чего раньше никто не делал, и делает сходу, ни с кем не советуясь. Хотя это и неразумно. Готов конфликтовать с обществом из-за своего поступка, но, встретив полное непонимание, всё-таки уступает. Идет на разрыв с невестой - но это личное дело, а не борьба с обществом.
Уточним виртуальный образ майского жука. По поводу девочки сомнений нет, она Рыцарь. А для жениха остаются три варианта из семи, предлагаемых структурным гороскопом: Шут, Вождь и Вектор.
Что-то на Шута он не тянет: так ни разу и не сострил. Другого героя - крота - Автор называет скучным. Но у того, в отличие от жука, есть ирония или чёрный юмор - назовите, как больше нравиться. Кротовское: "Небось, не свистит больше!" - единственная шутка во всей истории, если не считать жабёнковского кваканья.
Вектор? Тогда чего же он отступил перед трудностями семейной жизни? Отношения-то уже завязались: он её, снявшую пояс, уже "обхватывал лапкой за тонкую талию", они уже праздновали знакомство: "напоил сладким цветочным соком" на "самом большом зелёном листе".
А ведь парочка в этот момент на дереве... где он взял цветочный сок? Что-то, припасённое для особого случая? И он уже объяснялся ей в высоких чувствах.
"Потом к ним пришли с визитом другие". Ох уж мне это - "потом"! Вспоминаются многозначительные обороты из описаний свиданий: "... а потом они пили вино..." Или, ещё: "...чая они потом не пили...". И всем всё ясно.
Обвинять молодёжь не стоит: дело понятное. Указал на это для уяснения: отношения, и как минимум, почти близкие, к моменту осуждения Дюймовочки, существовали. Так-то вот. И чего же наш "Вектор", майский жук? Да ничего он, значит, и не Вектор. Грош цена ему, как Вектору - не исполнил предназначения брачного доктора.
Натиск у него есть, стремление добиться признания в обществе - демонстрирует. Вождь он, и больше никто. И все ужимки у него вождинные.
Он "не захотел больше держать её у себя". Конечно! "Не захотел" - ага. Да она ему просто надоела! Сказано же: Вождю в романтическом браке - скучно.
Как у них всё происходит - символично и романтично! Сладкий напиток любви, экзальтирующий текст объяснения, возвышение предмета обожания (на дерево). На равный союз не похоже - нет и следа попытки уровнять с собой партнёршу. Духовный брак? Да они же и не пытаются разговаривать! Дюймовочка только слушает, отвечать и не пробует.
Патриархальный брак сомнителен: нет ни слова о потомстве, хозяйстве или о чём-либо, из атрибутов патриархальности.
В сватовстве крота, как знаем, материальным вопросам уделялось внимание. Но там было много, и очень, кое-чего другого. А здесь - с жуком - только признание в любви, наслаждение и выход в общество.
Типичный романтический союз, разваленный неумным поведением жениха.
Подошло время выполнить расчёты - набралось достаточно сведений. Воспользуемся теорией структурного гороскопа, где нужные зависимости давно установлены.
Дюймовочка - виртуальный Рыцарь, возникла в один из Зодиаков: Рыбы, Овен, Телец. Последний, конечно, взят для перестраховки. Вдруг гипотеза о короткой зиме - ошибка?
Из сочетаний годов и Зодиаков, создающих имидж Рыцарь, Дюймовочке подходят годы: Петуха, Собаки, Кабана, Быка, Тигра, Кота. Смотрим таблицу 2 - выписку из структурного гороскопа.
Таблица 2. Дюймовочка.
Сочетания годов и Зодиаков,
создающие имидж "Рыцарь".
Годы |
Зодиаки |
Рыбы* |
Овен |
Телец |
Петух |
Рыцарь |
|
|
Собака |
|
Рыцарь |
|
Кабан |
|
|
Рыцарь |
Бык* |
Рыцарь* |
|
|
Тигр |
|
Рыцарь |
|
Кот |
|
|
Рыцарь |
Майский жук - гороскопический Вождь, появиться мог под Зодиаками: Овен, Телец. Но, в прошлом, лето могло наступить позже - добавим Близнецов, на всякий случай.
Для Вождя, соответственно, выявляем года: Петух, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна - таблица 3. Для её составления опять воспользовались структурным гороскопом.
Таблица 3. Майский жук.
Сочетания годов и Зодиаков,
создающие имидж "Вождь".
Годы |
Зодиаки |
Овен* |
Телец |
Близнецы |
Петух |
|
|
Вождь |
Змея |
Вождь |
|
|
Лошадь |
|
Вождь |
|
Коза* |
Вождь* |
|
|
Обезьяна |
|
Вождь |
|
С типом связи в паре мы определились. Сейчас выберем, совмещая варианты годов появления Дюймовочки и жука, те, когда возникает романтический брак. В таблице 4 отмечены подходящие комбинации. А если в какой-то клеточке пусто, то, хотя чувства и называют, по привычке, романтическими, взаимодействие в паре таковым не будет. Любовь - да не та. Она же разная случается, любовь - как давно известно.
Числа в таблице показывают - на сколько лет жених старше невесты.
Цикл развития майского жука таков (биология): если летает, то ему не менее четырёх лет. Может быть и пять, в крайнем случае - даже шесть, а больше - нет. Чтоб он оказался старше девочки на десять лет - невероятно. Иначе странно: почему до сих пор одинокий? Ведь для того самцы майских жуков и выходят из-под земли на неделю позже самок, чтобы тут же найти пару.
Вышел жук на поверхность и сразу - жениться. Нет у него времени на длительные смотрины: не успеешь, останешься ни с чем (в смысле - ни с кем). Потому, как озамужненная жучиха тут же в землю зароется, и - всё. Биология, знаете ли. Извините за подробности, но на этом даже методы борьбы с хрущами построены. А у нашего, из сказки, были соседки, и, значит, холостым он мог оказаться лишь в одном случае - если вылез из земли в тот самый день, когда встретил девочку.
Число вариантов сократилось: осталось три подходящих, в таблице они выделены.
Таблица 4. Дюймовочка и майский жук.
Сочетания годов, определяющие романтический брак.
Майский жук |
Дюймовочка |
Петух |
Собака |
Кабан |
Бык* |
Тигр |
Кот |
Петух |
|
|
+2 |
|
|
|
Змея |
|
|
+6 |
|
|
+10 |
Лошадь |
|
|
|
|
|
|
Коза* |
+2 |
|
|
+6 |
|
|
Обезьяна |
|
+2 |
|
|
+6 |
|
Разглядев таблицу 4, оставляем для Дюймовочки такие года: Кабан, Бык и Тигр. Прочие можно исключить.
Духовное убежище
с Шутом
Из опробованных Дюймовочкой союзов духовный идентифицируется проще всего. Первое указание: фон. Душевный кризис: слёзы - из-за неудачи в романтическом варианте. Она поёт песенки: "Майский жук, лети, лети" - вспоминает любимого, "Бродит по лугам монах" - это о себе, как никому ненужном одиночестве. Никому? Да нет же. Ненужной тому, кто нужен ей - любимому!
Темнота подземелий, сказки - кои требуется рассказывать. Солидность крота - прямое указание на его возраст, плюс - сильно различающиеся идеалы. Несовпадение отношений к темноте, солнцу и птицам - разве этого недостаточно для бесконечных споров?
Материальная база важна, иначе будет не до сказок. Крот тянет время - но для духовного брака это хорошо - полезно убедиться во взаимной исключительности и в различии мировоззрений.
Есть ли общение в этой паре? Прямо не указано, но крот устроил осмотр галереи. На экскурсии Дюймовочка видит ласточку - центр развития дальнейших событий. Вот и ответ: у крота есть то, что заинтересовало девочку однажды. Нечто подобное может увлечь и в будущем.
А кто крот по виртуальному гороскопу?
Он не пытается выяснить мнение невесты - полюбит ли она его. Нет жалости к живому. Не Рыцарь.
Любит ли землерой красоту и общество? Непохоже. И дело не только в зрении - он и не пробует в этом разобраться. В гости ходит редко, а к себе вообще не приглашает. Не Актёр.
Особо энергичным не кажется - тянет со свадьбой чуть ли ни год. Не Вектор.
Вождя из него не выходит - предпочитает действовать через посредницу.
Профессор? Тогда чего "отзывался о них очень дурно" - это о солнце и цветах - "он ведь никогда не видел их"? Слишком злой - пнул ласточку.
Ей "...пришлось петь...", и "...крот совсем в нее влюбился", "но он не сказал ни слова". Многозначительное молчание - это не для Профессора. "Очень богат и учен" - со слов полевой мыши, Андерсен с её мнением не солидаризируется. А ум и изобретательность крот проявляет.
Единственный во всей сказке, кто пошутил. Суетится: показывая галерею, берёт в рот гнилушку (для освещения). А проще отдать дамам - им фонарь и нужнее, и сподручнее держать. Он "пошел вперед". И что они видели, если крот заградил свет?
Издевается над пострадавшей ласточкой.
Считается, что Профессор один из скучных имиджей. Да ну? Нет скучнее Шута, изо всей мочи пыжащегося быть серьёзным - проверено.
Окончательный диагноз: тёмный, злой Шут.
Дюймовочка, даже в стеснённых обстоятельствах, демонстрирует рыцарство. И не только в истории спасения ласточки - тут всё очевидно. Есть и другие признаки.
- Тайный характер операции "ласточка". Актёру скрытность и длительное противостояние несвойственны.
- Первое ласточкино предложение - улететь в лес - девочка отвергает: не хотела бросить полевую мышь: старуха огорчится.
- Во второй раз предлагается больше: "улетим в теплые края". Трудности серьёзней, но это - решение проблем. Да и жизнь зашла в тупик, стоит рискнуть.
- Прощается с красным солнышком, просит маленький цветочек кланяться ласточке. Это символы. Цветы здесь не разговаривают, хотя кажется, что вот-вот начнут. Приверженность к ритуалам - рыцарство.
Духовный союз разрушить непросто, но Дюймовочке выход облегчает внешний (ласточка) фактор.
Продолжим расчеты.
Крот мог оказаться Тельцом, Близнецом или Раком (биология, во-первых, и, смотря какая весна, во-вторых: ранняя или поздняя). Когда возникает имидж Шут? - справляемся в структурном гороскопе. В таблице 5 показаны нужные сочетания, и, в результате, получаем варианты годов появления крота: Крыса, Тигр, Кот.
Таблица 5. Крот.
Сочетания годов и Зодиаков,
создающие имидж "Шут".
Годы |
Зодиаки |
Телец* |
Близнецы |
Рак |
Крыса* |
Шут* |
|
|
Тигр |
|
|
Шут |
Кот |
|
Шут |
|
В таблице 6 приведены комбинации, назначающие духовный брак. Для Дюймовочки взяты Кабан, Бык и Тигр, оставшиеся после анализа её романтического варианта. Для крота - только что найденные - Крыса, Тигр, Кот. Числа указывают: на сколько лет жених старше невесты (минимально).
Таблица 6. Дюймовочка и крот.
Сочетания годов, определяющие духовный брак.
Крот |
Дюймовочка |
Кабан |
Бык* |
Тигр |
Крыса* |
|
+1 |
|
Тигр |
+9 |
|
|
Кот |
|
|
+11 |
Случай, когда крот старше героини на год, предпочтительнее: настоящие живут до пяти лет. Другие, девять и одиннадцать лет, мало реальны.
Теперь окончательно ясен расклад героев - решение найдено!
Есть лишь один год, соответствующий нашим условиям - год Быка. Его теперь и считаем годом появления Дюймовочки.
Получаем:
Дюймовочка
|
Рыцарь (Бык, Рыбы) |
Из таблиц 6 и 2 |
Крот |
Шут (Крыса, Телец) |
Из таблиц 6 и 5 |
Майский жук
|
Вождь (Коза, Овен) |
Из таблиц 6, 4 и 3 |
Для удобства читателя нужные столбцы и строчки в таблицах отмечены.
Перезимовав с мышью, Дюймовочка вступила в свой антикармический год. То, чего не удалось добиться в прошлом, сейчас можно получить одним рывком. В год Тигра у Быков есть шанс догнать удачу - для них это время исполнения желаний.
Полёт с ласточкой доставил героиню к личному чуду.
Равный брак и
Королевское достоинство
Вот мы и прилетели к эльфу. А он сразу испугался ласточки. Но посмотрел, что грозная птица дружит с Дюймовочкой, и мгновенно принял решение о выгодном союзе. Знакомо! Ох, как это знакомо! Король вступает в равный брак для спасения жизни, свободы или карьеры. Всё очень серьёзно - ласточка (огромное страшилище), один раз клюнет - и шлите письма.
Очевидные различия с незнакомкой тут же устраняются - дарятся крылья и корона. Собственная, заметьте! Символ власти! Кто может так не бояться за своё положение, как не истинный Король? Король от рождения, Король, властвующий благодаря предназначению - гороскопический Король - он уверен в судьбе, и, не колеблясь, дарит корону.
Для равного союза неважно, кто начал (если женщина, то это хороший предвестник равных отношений). Эльф сначала дарит корону, а потом делает предложение. Дюймовочка первая призналась, что он ей нравится.
- Да?
- Да!
Да, она сказала об этом не ему, а ласточке. Но эльф - он что, совсем глупый? Трудно догадаться, о чём секретничает дама? Взгляды-то были, и тут же - шепчется с птицей.
Меняется имя новобрачной - оно должно соответствовать принятому у эльфов стилю. Нам его не демонстрируют - имена эльфов не указаны. Но разве мнения истинного Короля недостаточно? Сказал Майя, значит - Майя.
Крылья дарит не он, а подданные. Нет ни армии, ни других сил безопасности. Явные признаки не просто власти, а властвования. Все его безусловно воспринимают как положительного героя.
Есть только один-единственный вариант у Дюймовочки, как и у всех - из года Быка - оказаться в равном браке. Это - с появившимися в год Лошади. Значит, таков он и есть: двойной Король, Король эльфов: год Лошади, Весы.
Жених минимум на семь лет старше её. Приятное соотношение - у дамы меньше соблазнов в чём-то превзойти мужчину. А все "женские штучки", так свойственные, в полном разнообразии, Зодиаку Рыб, Королю давно известны и не должны помешать брачному сотрудничеству. У невесты серьёзный опыт пускать слёзы для достижения целей. Не всегда помогало, но она искусство отточит - энергии и выносливости ей не занимать - Бык.
Ну, кто ещё, как не Король Лошадей (Весы), сменит имя у партнёрши? Ведь это - равносильно изменению судьбы! Он такое умеет, это - по их, по лошадиному - взять и дать всему новое значение.
Загадки и расшифровки
Ещё два героя могут быть идентифицированы - мотылёк и жабёнок.
Мотылёк похож на векторного хозяина девочки. Он мог появиться в год Собаки и пролежать в земле три года, вместо одного-двух. Такое бывает.
Риборг Войгт (Riborg Voigt, 1806-1883, родилась в год Тигра), в конце 1930 года (Тигра), ответила Андерсену взаимностью. Но ему их отношения показались чрезмерно мощными: "...мне пришлось изведать чувство, над которым я до сих пор столько смеялся. Теперь оно отомстило за себя!" В сюжете Автор поменял местами векторного хозяина и слугу, зато отразил абсурд бегства от спокойного течения жизни.
Для определения сына жабы разберёмся со сроками подробнее. Итак: девочка - из знака Рыб, двенадцатый, по счёту Зодиака, месяц.
А! вот что значит сумма, переданная колдунье (двенадцать шиллингов).
Зодиак жука ничего не подскажет - его возникновение, как особи, произошло за шесть лет до событий.
Весна, таки, наступила раньше обычного: иначе - откуда цветочный венок в тарелке? Майский жук вылетел через три недели от начала роста цветов (биология).
Дюймовочка ела цветочную пыльцу - значит, растения проснулись до того, как малютку впервые увидели. Дадим на созревание цветов семь дней. Получается: девочка встретилась с жабёнком, мотыльком и жуком максимум через две недели после своего появления. А раньше? Нет, не реально.
- А какая разница, когда встретились? Что нам за дело до жука, мотылька и жабёнка? Мы же хотим понять, как Автор делает сказку?
- Правильно. Сами эти три героя не столь важны - но их встреча поможет вычислить момент появления Дюймовочки. А ведь просто так главное действующее лицо не создашь - его "списывают" с кого-то, часто - с себя. Так что имеет смысл "копать".
Мотыльки вылетают в любой день, когда температура больше плюс 15, тут ничего не отыщем.
Последний день знака Рыб по структурному гороскопу - 22 марта: позже, чем в традиционном, западном. Если встреча состоялась через две недели, то получается 5 апреля. Для майского жука возможно только при короткой зиме. А для жаб - почти невероятно, они заканчивают метаморфозу позже. Чтоб успеть к первой декаде апреля, им не просто весну быстрей подавай, но и теплую зиму - обязательно.
В середине лета свидание в принципе не могло случиться. Конечно, майский жук иногда живёт долго. Но есть указание на соседок, и тут ничего другого не попишешь: вылет состоялся только что. Иначе жучихи не в гости ходят, а под землёй сидят. А, коли встретилась Дюймовочка с холостым жуком и самками, то появление малютки определяем последними числами знака Рыб.
- А жабёнок?
- Да! чуть не забыл. При теплой зиме ему, для развития, нужно около 70 дней. Значит - Вектор (Бык-Водолей).
- Вот! теперь ясно, почему мамаша стремилась женить его раньше времени - он просто замотал её своей энергией.
- А зачем всё это нужно?
- А как же! Прототипы героев не с неба валятся, Автор берёт их из жизни. Поэтому есть и применения.
Создание иллюстраций и экранизаций: зная года, можно вернее изобразить героев - по их типичным чертам. Или: лучше сыграть характеры при озвучивании - подбирая соответствующих актёров. В итоге, усиливая правдоподобность, точнее передать замысел.
Многое теперь объяснимо. Посмотрим указания на то, о чём Андерсен не рассказал, оставил за кадром.
Двенадцать шиллингов - |
Месяц появления Дюймовочки:
по Зодиаку - Рыбы |
Ячмень -
|
Подсказка:
год появления Дюймовочки (Бык) |
Белый конский волос -
(вёсла) |
Первый намёк на будущего мужа:
год Лошади, "беленький и прозрачный" |
Катание на лепестке тюльпана в тарелке -
|
Большое путешествие по реке |
Рыбы (летающие в воде),
и другие пилоты - |
Символ всего лучшего и счастливого |
Мотылёк -
|
Сглаживание сюжета,
приучение читателя к прилёту гостей |
Полёт с жуком - |
Полёт с ласточкой |
Белый цвет мотылька -
|
Второй намёк на будущего мужа:
беленький и летающий |
Цветочный сок - |
Опьянение любовью, исключительность ситуации |
Поцелуй и прощание
с замерзшей ласточкой
|
Ритуальность |
Гнилушка (свечка) - |
Нелепость и суетливость крота |
Четыре паука-прядильщика -
|
Высокое качество приданого |
Высокие, густые колосья - |
Безвыходность положения |
Единственный
(последний) зуб
у мыши -
|
Знак судьбы: возможность её изменения |
Обращение к маленькому красному цветочку - |
Приверженность ритуалу |
Три больших куска мрамора вокруг крупных белых цветов -
|
Архетипический символ защищённости резиденции эльфийского короля |
Шепот Дюймовочки - |
Замаскированное признание |
Дарение короны -
|
Начало равных отношений,
демонстрация истинного Королевского достоинства |
Дарение крыльев подданными - |
Всеобщее почитание Короля эльфов |
Изучая сказку изнутри, приоткрываем секреты творчества писателя. Но ответы на многие вопросы, без точного прочтения текста, не удаётся найти.
Колдунья и женщина о деле (о ребёночке) не говорят напрямую. "Не скажешь ли ты" и "вопрос решим" - выражения, позволяющие колдунье уклониться от ответственности. Что это, свидетельство выверенных традиций общения с магией? Вряд ли такое положение существовало в момент написания произведения - скорее это отражение легенд о прошлом. Или это - всего лишь формулы вежливости?
Определить характеры участниц первого диалога точно не получается - и сведений мало, и язык источника недоступен. То же с мышью и ласточкой.
- А примерно?
- Приблизительно - можно.
Мышь.
Очень старая. Когда приютила Дюймовочку, ей больше года - а ведь даже рекордсменкам Фонда Мафусаила меньше 5 лет. В природе живут до двух, поэтому, как и крот, из года Крысы. Кроту подчиняется: он - мистик, она - реалист. Дюймовочка (волевичка) её, мышь (реалистку), слушается. Стремится всё украшать - Актёр, надо думать. Значит - Рак: в год Крысы Актёрами ещё могут быть Козероги, но для полевой мыши, в реальности - невозможно: холодно.
Теперь понятна трогательность отношений Дюймовочки и мыши: Рыбы и Раки хорошо совмещаются: особенно, когда Рыбами командуют - что мы и наблюдаем.
Ласточка.
Обе "Крысы" (мышь и крот), птицу не трогают, а могли бы полакомиться... Подозрительно? Уж не от года ли Обезьяны неприкосновенность? Если да, то понятен страх "Крыс" перед векторным хозяином.
В таком случае ласточке, к моменту встречи с Автором, шесть лет - многовато, но возможно. Существуют документальные свидетельства о восьмилетних.
Выглядит энергично, поступает очень разумно. Проявляет самостоятельность - летит на юг вне стаи. Но ласточки в одиночку не перелетают! Нет, это не рыцарство - полёт совершается с наездницей, и общество вряд ли потерпит нарушение традиций: вспомним эпизод с майским жуком. Не лезет на рожон, против обычаев. Умно! Не Вождь?
В сложных ситуациях ведёт себя вменяемо, легко воспринимает мнение подруги - когда девочка отказывается перебраться в лес, не спорит. Но от своего не отступает, при случае продолжает уговаривать.
Не стремится к одиночеству, везде находит друзей, но не вмешивается в их личные дела - даже и не пытается сватать Дюймовочку. Не Рыцарь?
Для Актёра - недостаёт мягкости: обзывает крота гадким, создаёт угрозу эльфу. Зато всё солидно, без погрешностей.
В теплое время года Обезьяны остаётся вариант: Профессор. Значит - Лев.
Гадать о чём-то большем - трудно: всё равно, что заново сказку переписать. Слишком многое придётся балансировать там, где полно неясностей.
Перечислим некоторые.
"У королевы нет такой чёрной бархатной шубки" - сомнительно, что просто фигура речи. Скорее - свидетельство о прошлом, когда не все королевы могли позволить себе настоящую роскошь.
Пауков четверо - почему?
Что за неожиданность - вдруг Дюймовочку положили спать на стол? Обычно там она играла днём. Намёк на что?
"Свалилась верхушка одной колонны и разбилась" - почему одной-то? И почему - только верхушка?
Чем короче сообщение, тем его понимание труднее даётся. К тому же необходимо учитывать реалии момента создания текста, но это задача других исследований.
Историю рассказала ласточка - таковы последние слова. Что это? Писатель работает в стиле: герои управляют сюжетом? Глубокое погружение в создаваемый мир вообще-то характерно для появившихся в год Быка (Г. Х. Андерсен - именно таков). Поэтому многозначительное утверждение об авторстве ласточки стоит расшифровать.
Методики стимулирования фантазии рекомендуют вживаться в образ героев настолько, чтоб они управляли действием. Правда, ждать вызова психиатров на дом долго не придётся - как говорят скептики.
Что ж - каждый решает сам.
Сказка настолько плотно насыщена символами, ритуалами и знаками судьбы, будто её записали со слов Дюймовочки.
А если так, то: что занавесил Автор, сославшись на ласточку? Не за этой ли шторой скрыт тайник?
Проверим?
Кто и когда?
Кто составил описание приключений? Ласточка или Дюймовочка? Когда происходит действие?
Птица общается с Автором - они встречаются в его времени. Приметы быта (шиллинги, тарелка, стул, поясок, стол, приданое) указывают: да, мир в сказке обычный для Автора.
А как же "старая колдунья"? Значит: они есть, и занимаются свободной практикой. В христианской стране? Отличавшийся набожностью Г. Х. Андерсен вряд ли мыслил будущее с разгуливающими по городу колдуньями. Не по закону это - ни потом, ни сейчас (это о времени Автора говорим).
А тут, в сказке - всего два раза поминают, всуе, Бога (крот и мышь). Мало Автор конфликтовал с церковными иерархами? Ладно, хоть колдунья старая. Мол, скоро вымрут все, и станет как надо, как теперь. Хуже было б, окажись молодая.
В тёплых краях видим кипение деревенской жизни, бегающих и играющих детишек. Старинный белый мраморный дворец обитаем (или, по крайней мере, был недавно таковым). Почему знаем? Хотя "верхушка одной колонны свалилась", "виноградные лозы обвивали его высокие колонны". Но! Только колонны, не весь дворец: значит - было, кому следить.
Насколько дальнее прошлое может ассоциироваться с большим мраморным дворцом? Провал времени, думается, лет триста-четыреста, не меньше.
Отсутствуют приметы заселённости мира - при взгляде с высоты полёта. Нет кораблей, мостов, городов, дорог. О "большом мастере рассказывать сказки" знает только птица. Иначе - зачем указывать адрес?
Прибыв из сказочного прошлого, ласточка передаёт слово в слово рассказ девочки. Обещание ничего не менять - исполнено. На чём основана уверенность?
Вспомним: ласточка перед Дюймовочкой в должниках (за спасение жизни). Можно ли всю зиму обойтись без еды? Вопрос риторический, а настоящий - вот: почему о снабжении продуктами ничего не сообщается? Выгораживает спасительницу, кравшую пищу?
Проверим момент, равнозначный подписи героини истории. Это - любовь к майскому жуку. Все приметы большого чувства наличествуют, а прямого указания - нет!
Если текст редактировался, вставили бы оценку романтической истории. Но объяснение отсутствует - тут видна твёрдая рука Дюймовочки (точнее: ручка - Королевы Майи).
О снабжении провиантом рассказали бы обязательно, возвеличивая подвиг благодетельницы. Но не посмели ослушаться. Королева продиктовала множество подробностей о способах утепления птицы, даже больше, чем надо - трижды. Зато отсутствие важного, но некрасивого момента - не столь заметно.
- Надо же, какая верная подруга!
- Удивляетесь? Что, от щебечущих птичек трудно ожидать, как от женщин, верность слову? Зря. Послушайте внимательно пение.
- Как?
- Что - "как?"?
- Как послушать?
- Как положено - вдумчиво послушать. Обратить внимание на: "она пела".
- ?!
- Хорошо. Вот - подсказка: ласточки - не поют. Поют самцы ласточек.
Ещё соображение - по поводу, не слишком красящему Дюймовочку.
Весь сюжет построен на насилии: героиню крадут из дома, но она бежит из плена. Тут же, второй раз, её силой захватывают. Девочка не устроила нового хозяина, и тот выбрасывает её на произвол судьбы. Малютку спасли от голода, пристроили к хорошему соседу. По сути - опять принуждение, деваться-то ей некуда. Эти бесконечные жестокости - ещё одно указание на прошлое.
Ценность свободного чувства воспета среди насилия, где любовь бесправна, и где её топчут - кто и когда хочет. Наконец, в финале, героиня радуется счастью, и её выбор свободен.
У неё - да.
А у Короля эльфов? Так ли свободен его выбор?
Что это - слепота рассказчицы, убеждённой: если она чувствует свободу, то и все свободны?
- Зря Вы, Ваше Величество, Королева Майя, отводите взгляд: ничего плохого не думаем. Хотели лишь удостоверить подлинность рукописи.
(- а ещё отпечатки королевских пальчиков есть?
- есть!)
Расхваливая Короля эльфов, Королева Майя перечисляет бывших женихов, снабдив характеристики весьма нелестными эпитетами. Указала на гадкого сына жабы, и на крота в бархатной шубе, и на... А?!
А где упоминание майского жука? Нет? Он что, по-прежнему - желанен? Даже рядом с двойным Королём - не стал хуже?
Что поделаешь! любовь не проходит. Замуж, конечно, надо. И влюбиться в Короля эльфов - поступок благородный. А сердцу не прикажешь.
- Но мы, собственно, не за тем, нам только почерк заверить...
Бух!
Вот она, печать: "Подпись Королевы Эльфов Майи верна".
Трансгороскопический
Рыцарь
Что это за дата такая - год Быка, последние дни зодиакального месяца Рыб? Когда появилась Дюймовочка, виртуальный Рыцарь структурного гороскопа?
Ганс Христиан Андерсен (Hans Christian Andersen) родился 2 апреля (Овен), в 1805 году. В такой же, что и у Дюймовочки, год Быка. По структурному гороскопу он - Шут. И шутовское в нём было, и насмехались над сказочником вдосталь. Но что-то настораживает в его биографии.
Исследователи творчества Андерсена удивляются: как вообще он стал писателем? Конечно, он, как никто, боролся за осуществление мечты, за выход из заколдованного круга нищеты, безграмотности, презрения к его происхождению. Рыцарем чистейшей и возвышеннейшей любви является он читателю. Мысль о преодолении Андерсеном туннеля предназначения, об ощущении кем-то другим, из собственной сказки - вряд ли покажется необычной.
А как же гороскоп? Не велика ли цена трансгороскопического перехода? Риск немал - потеря личного счастья и понимания окружающими. Что ж! Король Сказок заплатил свою цену.
Сколько бы литератор не старался, он описывает себя. Но которого? Того, что есть, или каким себя представляет? Уж не думал ли он о себе, как о рождённом в другое время?
Дания перешла на григорианский календарь в 1700 году. Г. Х. Андерсен, создавая свои истории, менял, возможно, календарь - на старый, юлианский. Ведь это так естественно - поселить сказку в прошлом. И себя тоже. Посмотрим-ка внимательней, что получается: дата его рождения, пересчитанная на старый стиль - 21 марта (весеннее равноденствие).
День рождения Дюймовочки.
|