Ронский Андрей Павлович : другие произведения.

Любовь и Истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Втором Послании Апостола Иоанна. Взаимосвязь истины и любви в христианском общении. Любовь как средство защиты от лжеучений

   Свидетельство о регистрации авторского права Љ 07N-4Q-19
  
  
  
   О ВТОРОМ ПОСЛАНИИ АПОСТОЛА ИОАННА
  
  "Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь".
  
  
   Приступая к изучению Послания, необходимо, прежде всего, учесть то, что познание истины само по себе не является выуживанием из библейского текста "засекреченной" информации, но имеет своей целью постичь то, что хотел сказать верующим в своем письме Апостол. Послание не было адресовано богословам, а значит и для любого из нас оно должно быть вполне понятным. Если человек искренне стремится познавать Бога и Его волю в отношении себя, то такому Бог всегда идет навстречу: "Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:7-8).
   Второе Послание Апостола Иоанна содержит всего 13 стихов и является самой короткой книгой Библии. Часто случается так, что коротким книгам Библии уделяется намного меньше внимания, чем другим, более объемным. Конечно, если сравнить это Послание и послание к Евреям или к Римлянам, то станет очевидным различие этих Посланий по объему духовных истин, содержащихся в каждом из них. Но разве ценность духовных истин определяется их количеством? Разве не бесценно любое познание, приближающее человека к Богу? Разве то, что говорит о лжеучителях Иоанн, менее ценно, чем то, что говорит о них Павел? Дети Божии теряют очень многое, обкрадывают самих себя, когда прочитывают короткие книги Библии как бы мимоходом, не размышляя над ними. Разве не Дух Святой руководил людьми при написании этих книг? И если Бог определил этим книгам быть, значит истины, содержащиеся в них, важны для нас, потому что Дух Святой не мог вдохновить Апостола на написание чего-либо малозначащего.
   Первое, что обращает на себя внимание при чтении Послания - форма обращения Апостола - "избранная госпожа". То, что Апостол не случайно употребил слово "избранная", - очевидно. Что хотел он подчеркнуть этим? С какой целью он употребил именно это слово, а не другое? Является ли это просто проявлением вежливости со стороны Апостола? Чтобы понять это, нам придется выяснить, каково значение этого слова. Вспомним, что говорит Бог об Аврааме, отце всех верующих: "Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать? Ибо Я избрал его" (Быт.18:17-19). Избрание, в его библейском понимании, есть всегда действие Бога, а не человека. Бог открывает Свои планы тому, кого Он избрал. Перед Своими избранными Бог ставит ясную цель и дает им Свою благодать как средство для ее достижения. Избранные люди имеют привилегию постоянно общаться со своим небесным Отцом, знать Его волю и исполнять ее. Избранный - это совершенно особый человек, не принадлежащий этому греховному миру и являющийся гражданином и представителем Небесного Царства, причастником Божеского естества. Апостол Иоанн вкладывает в слово "избранная" глубочайший смысл, а не употребляет его ради вежливости. Для него важны не только личные качества человеческого характера, но для него гораздо важнее положение человека во Христе: "Отныне мы никого не знаем по плоти; если даже и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:16-17). Иоанн полностью разделяет этот принцип Апостола Павла. Между детьми Божьими может иметь место только общение по духу, а не по плоти, а для этого, важно не только то, какие слова мы говорим друг другу, но и то, кем мы почитаем друг друга в своих сердцах. "За кого почитают Меня люди?" - спросил однажды Христос своих учеников и именно исповедание Его Сыном Божиим и определило их дальнейшие взаимоотношения с их Учителем. Так и наши взаимоотношения напрямую зависят от того, кем мы почитаем друг друга.
   В своем Послании Апостол Иоанн преподает определенное наставление, но он не начинает Послание с общих фраз. Иоанн не стремится возвысить себя над людьми, опираясь на свой Апостольский авторитет, но для него важно, чтобы люди, к которым он обращается, прежде всего знали, кем они являются для Апостола. Прежде, чем учить их чему-либо, он обращается к их сердцам, открывая их, как ключом, своей любовью. Наше отношение к другому человеку может произвести такое воздействие на человека, что он может или укрепиться в вере, или упасть; обрести мир в своем сердце, или утратить его. Многим нравиться поучать других, но не все способны увидеть в тех, кого они учат (или пытаются учить) таких же, как и они сами, грешников, искупленных Иисусом Христом. Бросив мысленный взгляд на свою поместную церковь, мы увидим все знакомые нам лица: брата такого-то, сестру такую-то. Кто-то выглядит духовным, кто-то нет. Кто-то пошатнулся или даже вовсе то и дело падает и еле-еле продвигается вперед, а кто-то твердо идет по избранному пути вслед за Господом. Иоанн же видит избранных Богом людей. Для него Церковь одно целое - "избранная госпожа".
   Нам иногда непросто воспринимать некоторых из своих братьев и сестер как избранных Божиих, - такой у них бывает сложный характер (хотя чаще всего наше негативное отношение к другим верующим является следствием именно наших внутренних, глубоко скрытых от других, проблем). Общение с теми, кто нам не очень нравится, становится для нас сущим мучением и хочется избегать общения с такими людьми. Хочется пройти мимо, делая вид, что не замечаешь их. Но нельзя забывать о том, что если мы не всегда способны найти общий язык с кем-либо из своих братьев или сестер, то это не значит, что они не являются избранными Божьими. Даже избранные иногда могут быть довольно неприятными людьми по той простой причине, что все мы проходим путь духовного возрастания, хотя и находимся на разных отрезках этого пути. Мы не можем подгонять других людей, чтобы они быстрее продвигались вперед, заключать их в свои рамки, но должны сами менять свое отношение к людям. Церковь - непорочная невеста Христова и одно из величайших чудес Божьей благодати заключается в том, что эта церковь состоит из нас. Господь даровал нам способность видеть друг друга Его глазами, и мы не должны давать своему плотскому зрению возможности действовать там, где должно быть зрение духовное. Да и кто знает, не эти ли самые люди, чувствуя наше неприятие, возносят больше всего молитв Богу о нас, исполняя этим заповедь Христову (Мф.5:46)? На основании собственного духовного опыта каждый из нас знает, что значит борьба и искушения, поражения и победы, и именно этот опыт учит нас понимать и поддерживать друг друга напоминанием о привилегии быть Божьими избранниками.
   Не менее важен этот принцип и по отношению к христианской семье. Что для нас, родителей, значат наши дети? Воспринимаем лм мы их как перечень необходимых обязанностей и связанных с ними трудностей, разбавляя иногда этот горький "коктейль" сиропом нежных чувств и умиления? Способны ли мы проявлять к ним уважением и развивать с ними взаимоотношения как с принадлежащими прежде всего Богу, и только потом - нам, родтелям? Каким образом мы хотим научить их относиться к нам как к духовным наставникам? Воспринимают ли они нас как избранных Божьих или же они знают о нас нечто такое, чего не знают другие и что лишает нас авторитета в их глазах?
   Апостол неподдельно искренен в выражении своих чувств; он говорит "я люблю" именно потому, что любит, а не ради вежливости. Именно способность человеческого сердца любить других и есть тот отличительный признак, по которому определяется степень познания человеком Иисуса Христа. В своей жизни мы часто встречаемся с употреблением слова "любовь". О ней говорят, пишут, мечтают. Любовью называют даже то, что любовью назвать никак нельзя. Весь мир наполнен подделками сатаны - он извращает любые понятия, показывая их в ложном свете. И слава Богу за то, что Он дает Своим детям разумение того, что есть истинно, а что ложно. Какую силу и власть имеет Слово Божие, способное действием Духа Святого просветить человека и открыть ему глаза, чтобы он мог видеть все в истинном свете! Ведь не напрасны же слова Апостола: "я люблю по истине и ради истины".
   Давая Своим ученикам заповедь любить друг друга, Сын Божий дал им также и Свое учение. Истина произошла через Иисуса Христа (Ин.1:17) и без познания Его истины невозможна подлинная любовь. В своем другом Послании Апостол Иоанн говорит: "Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Ин.3:18).
   Что это значит - любить по истине? Разве недостаточно теплых чувств и доброго расположения друг к другу, приветливых улыбок? Но ведь мы понимаем, что ни чувства, ни доброе расположение не обладают долговечностью и способны изменяться в зависимости от воздействующих на нас обстоятельств. Поэтому для подлинной любви необходима более прочная основа, не подвергающаяся изменениям, а это значит, что основание для любви и ее источник не может находиться в нас самих, ибо в нас нет и не может быть ничего постоянного. Сын Божий сказал: "Я есмь истина" (Ин.14:6), а это значит, что основой для взаимной любви детей Божьих является Он Сам, Его личность. И когда мы неустанно возрастаем в познании Его любви по отношению к нам самим, то через это познание и действие в нас Духа Святого (Рим.5:5) и мы становимся способными к тому, чтобы любить других.
   Истина - это также и Слово Божие, которое учит нас, утверждает и приучает к постоянству. Поэтому только те, кто познал Иисуса Христа и живут по Его учению, способны любить подлинной любовью, той, которую заповедал Господь Своим ученикам.
   Кто же они, эти люди, познавшие истину и что отличает их от других людей? Прежде всего, это те, в ком слово благовествования обрело благодатную почву и, проникнув в самое сердце, приносит плод, все более и более возрастающий (Кол.1:5-6). Это те, кто через познание истины обрели свободу от рабства тлению, от обмана и блуждания во тьме (Ин.8:32). Это те, кто являются соучастниками в славе Христовой (1Пет.1:5). Это те, которым суждено вместе со своим Царем вести брань с силами тьмы и победить их (От.17:14). И поэтому становится понятным, почему только те, кто познал истину, способны любить истинной любовью. И даже более того, - они не могут не любить себе подобных в силу своей новой природы, ибо Сам Христос объединяет их в Себе. И, как следствие этого, человек, не имеющий любви к другим, совершенно отчетливо представляется человеком, не познавшим истины, не имеющим личного близкого и постоянного общения с Господом Иисусом Христом и пренебрегающим Его учением. Как хотелось бы, чтобы дети Божии осознавали, что именно наличие в сердце человека любви и есть тот индикатор, который показывает, насколько близок он к Иисусу Христу! Мир увидит в нас учеников Христовых только тогда, когда увидит, что мы действительно любим друг друга. Тех, кто живет по учению Иисуса Христа и любит Его, как магнитом притягивает друг к другу. А те, кто истины не познал, всегда вносят разлад в семью детей Божьих и таковых следует остерегаться и, более того, - удаляться от них (1Тим.6:3-5).
   Истинная любовь к другому человеку не есть что-то возникающее в глубинах нашего естества по нашей воле и затем развивающееся во все более и более совершенные формы. Следует сознавать, что в самих себе мы не имеем и никогда не сможем иметь что-либо истинное. На всем, что есть в нас, лежит отпечаток нашей плотской, адамовой природы, и потому любые ее проявления должны быть подавляемы с появлением в нашей жизни источника истины - Иисуса Христа. Мы любим своих братьев ради истины, пребывающей в них и в нас, потому что знаем, что эта истина - вечный дар, в котором все мы равно являемся соучастниками и наследниками.
   В жизни как отдельного верующего, так и церкви в целом есть то, без чего полноценно не может существовать ни отдельный человек, ни собрание верующих. Это - благодать, милость и мир, нисходящие свыше. Ни семья, ни церковь не предназначены для того, чтобы развиваться по произвольно установленным законам. Не может правильно развиваться семья на основе только лишь принятых в этой семье установлений, как и церковь не может жить полноценно, основываясь только лишь на сложившихся традициях. Должно быть нечто, что как цемент скрепляет людей, объединяя их во Христе. Об одном качестве мы уже говорили - это любовь между верующими, определяющая их взаимоотношения. Благодать же, милость и мир говорит об отношении к нам Бога и о плодах этого отношения в нас. Церковь предназначена для того, чтобы жить Иисусом Христом и Его учением, руководствуясь водительством Святого Духа.
   Мы не сможем жить без благодати, посылаемой нам свыше, хотя и можем иногда иметь видимость благочестивой жизни, но такая жизнь не будет исполнена силы. Благодать же есть доброе отношение к нам Бога, Его готовность всегда давать нам то, что потребно для жизни и благочестия. Благодать включает в себя прощение грехов и принятие в семью Божьих детей, а также возможность служить Богу теми дарованиями, которые мы имеем от Него же.
   Наилучшей иллюстрацией милости служит притча о блудном сыне (Лк.15:11-32). Как отец, горя любовью и состраданием к своему заблудшему сыну, принимает его без всяких условий, не упрекая нив чем, но радуясь его возвращению, так и наш Небесный Отец милостиво перечеркивает наше прошлое и меняет наши грязные лохмотья греха на праздничные одежды праведности Христовой. Разве это не милость? Разве кто-либо из нас достоин этого? Но Бог делает это не ради нашего достоинства, а ради Своей к нам любви и Своей славы. И именно Он первый предлагает нам мир, а не мы Ему. Мы примиряемся с Богом не потому, что нам надоедает грешить и мы принимаем решение прийти к Нему, а потому, что Он, возлюбив нас и отдав ради нашего искупления Своего Сына, привлекает нас к Себе Своей благодатью (Рим.5:6-10).
   Благодать, милость и мир от Бога есть незаслуженный дар Божий человеку, достойному одного только осуждения. Дело не обстоит так, что мы получаем эти даяния только тогда, когда хорошенько об этом попросим. От нас требуется только одно - жизнь, наполненная уверенностью в том, что Бог любит нас, доказав Свою любовь делом, - жизнь веры. "Многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией" (Деян.13:43). Даяния Божьи всегда будут присутствовать с Его детьми, но мы можем пренебречь ими, совершая поступки, угашающие действие в нас Святого Духа. Ссоры, вражда, злословие лишают возможности пользоваться этими даяниями, потому что верующие становятся неспособными их принять и жить ими. Сохранять себя в состоянии непрестанного познания Божьей любви - вот в чем наша ответственность. А сделать это можно только одним способом - единодушно пребывая в истине и любви друг к другу. Жизнь по учению Иисуса Христа и любовь между собою - вот условия для того, чтобы постоянно воспринимать от Бога благодать, милость и мир, и жить ими.
   Как часто все-таки человеческое заслоняет в нас духовное! Как трудно порой бывает научиться ценить и хранить в своем сердце даруемое Богом из-за своих личных устремлений! Желание навязывать другим свое мнение, проявление явного недоброжелательства, злословие, - иногда это можно увидеть и в церкви. Люди, практикующие подобные отношения, сами лишают себя возможности духовного роста, познания Бога и возрастания в истине и любви. Но не такова о нас воля Божия. Он хочет, чтобы мы учились жить совершенно иначе, чем живут люди мира сего, - жить по Его стандартам, отвергнуть мир и все его ценности, а не приносить мирское с собой в церковь, навязывая другим. Видеть перед собой только Бога и полностью доверяться Ему - вот чего ждет Он от нас. И каким важным становится для нас погружение в Его учение и исполнение его на практике, когда мы глубже и глубже познаем, что для того, чтобы предоставить нам эту возможность, умер на кресте Божий Сын! Верность истине и наличие любви друг к другу показывает то, насколько мы в действительности ценим Его жертву. Можно ли жить иначе? Конечно, мы понимаем, что в Церкви могут быть и плевелы - случайные, не возрожденные люди. Но разве дух мира, действующий в них, сильнее, чем действующая в истинных детях Божьих благодать? Разве могут они лишить нас Божьей милости? Могут ли они лишить нас Христа, Который один есть мир наш (Еф.2:14)? Нет, конечно. И если в Церкви происходит что-либо не так, то это говорит только о том, что и сами дети Божьи осуетились и вместо того, чтобы жить единодушно во Христе, позволили опутать себя сетями мелких проблем, которые затем перерастают в большие, если вовремя не вернуться к тому, чтобы истина и любовь заняли первое место в сердцах верующих.
   Радоваться духовным успехам других может только тот, кто сам от всей души предан Господу. Это есть также отличительная черта истинно пастырского сердца. Радость Иоанна была радостью человека, всем сердцем любящего своего Спасителя. Видя своих духовных детей, пребывающих в истине, Апостол не мог не радоваться их успехам. Нет сомнения, что уже в те далекие от нас времена не все было благополучно с приверженностью истине некоторых из тех, кто называли себя христианами. И в апостольские времена не все было идеальным, и тогда были проблемы, схожие с нашими проблемами. Ведь не напрасно Господь в одной из Своих притч говорил о плевелах, выросших там, где сеялась пшеница (Мф.13:24-30) - и в то время приходилось решать схожие с нашими проблемы. Достаточно вспомнить Коринфскую церковь с ее проблемами, причиной которых было именно отсутствие любви среди верующих, чтобы убедиться, что и тогда не все было идеальным. Во все времена для верующих было необходимо быть чуткими к голосу Святого Духа и послушными Слову Бога. И то, насколько мы сегодня претворяем в жизнь эти два принципа, определяет то, насколько мы сильны духовно.
   О церкви в целом судят по людям, являющимся ее членами. Очень метко об этом сказал апостол Павел, говоря о том, что мы есть письмо Христово, узнаваемое и читаемое всеми окружающими нас людьми. Появление искренних в своей вере братьев (что могло быть причиной написания Послания) обрадовало Апостола не только потому, что он сам лично вложил много сил в дело проповеди Евангелия людям и видел плоды своего труда, но и потому, что он видел в этом исполнение заповеди Божьей о хождении в истине ("Если пребудете в слове моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин.8:31)). Тот, кто любит Бога, не может не радоваться при виде того, как другие люди (тем более, если это духовные дети) утверждаются, крепнут в своей вере, от сердца послушные учению Христову.
   Для детей Божиих неестественно не пребывать в истине. Сама новая, возрожденная природа человека побуждает его, и даже повелевает ему жить в истине. И если человек пренебрегает этим повелением и идет наперекор побуждениям живущего в нем Духа, то это говорит о том, что он еще не приник всем сердцем к Иисусу Христу, не смирился в своей гордыне, не отверг полностью мир с его соблазнами. Мы все проходим путь духовного возрастания и никто из нас не застрахован от падений, но это не подразумевает наличия в сердце возрожденного человека любви ко греху. Любящий Бога, даже когда упадет, встает и идет дальше; не познавший же Его любви впадает в отчаяние и еще большие согрешения. Никто не способен сразу же, во всей полноте познать Господа Иисуса Христа и Его учение. Но полноту Духа (исполнение Духом) можно испытывать и в самом начале пути. И именно Дух научает нас, устремляет нас к Иисусу Христу, возбуждая в нас жажду к еще большим откровениям Слова Божьего. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф.5:6), - эти слова Господа не могут не исполниться, если человек испытывает постоянное чувство голода в отношении истины.
   Но есть в радости Апостола и другая сторона, о которой многие из нас не всегда задумываются. Как соработник Христов и пастырь душ человеческих, Иоанн радовался, видя плоды своего служения. Своим возрастанием в истине ученики доставляют радость своим наставникам, и нам необходимо всегда помнить об этом. Прежде всего, радуется наш Господь, видя, что Его подвиг приносит все новые и новые плоды - на подвиг души Своей Он смотрит с довольством (Ис.53:11). Также и те, кто наставлял нас, давал первые уроки духовной жизни, насаждал в наших сердцах Слово Божие, - они тоже радуются, видя то, как мы все более и более утверждаемся в вере, и поэтому мы никогда не должны забывать о своих наставниках (Евр.13:7). И наше послушание слову, проповедованному некогда ими, есть также и проявление любви к ним, как и их проповедование есть проявление любви к Богу и к нам, их духовным детям.
   Возможно ли хождение в истине без того, чтобы любить друг друга? Можно преуспеть в заучивании стихов из Библии, можно каждый день читать ее и другую духовную литературу, знать учение Иисуса Христа, молиться, и все равно это не будет хождением в истине, если будет отсутствовать любовь. Поэтому Апостол Иоанн настойчиво обращает внимание верующих на то, что хождение в истине обязательно должно быть подтверждено их взаимной любовью друг к другу - только такая поместная церковь может быть духовно сильной. Причем это не есть личное требование Апостола, не его нововведение, но это есть заповедь Господа Иисуса Христа, Который сказал ученикам: "Любите друг друга" (Ин.13:34).
   Нам иногда бывает сложно любить других людей. Наше сложная человеческая натура вообще такова, что мы гораздо охотнее выказываем свое расположение тем, кто хорошо к нам относится (несмотря на наши недостатки), а не к тем, с кем нам, по каким-либо причинам, трудно находить общий язык. Но дружеское расположение - это еще не любовь. Мы знаем, что должны любить и тех, кто нам не нравиться, но всегда склонны находить в себе оправдание (и находим его) для своего негативного отношения к другому человеку. Иногда это облекается в форму некоей сверхдуховности, когда одни люди берут на себя право решать, достойны ли их любви другие или же нет. И при этом совсем не обязательно открыто враждовать с человеком - достаточно с ним просто не разговаривать или разговаривать так, что он не может не почувствовать превосходства над собой и своей вины. Можно знать о каком-либо проступке человека и носить в себе едва скрываемое презрение по отношению к нему. Но любовь Иисуса Христа по отношению к любому из нас - это жертвенная любовь. Это - любовь к тем, кто ее недостоин. Слово Божие указывает нам на распятого Иисуса Христа и говорит: "Смотрите, какую любовь дал нам отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1Ин.3:1). Проявляя любовь к братьям и сестрам во Христе, мы, прежде всего, понимаем, что мы являем эту любовь именно к тем, кто ее недостоин точно так же, как и мы сами недостойны любви со стороны кого-либо. Мы не всегда понимаем, что значит любить и виним себя, когда не находим в себе тех чувств, которые, как мы думаем, должны быть в нас. Но Бог есть любовь, а это значит - Христос есть любовь и, принятые Им и пребывющие в Нем, мы становимся способными принимать и других в свое сердце не потому, что они становятся достойными этого, а потому, что они нуждаются в нашей любви точно так же, как и мы - в их любви по отношению к нам. Любовь в сердце к человеку мы начинаем ощущать только тогда, когда ощущаем в себе самих Духа Святого и когда поступаем в отношении этого человека по духу, а не по плоти, то есть смиряем свое "я", проявляя послушание Господу и видя другого человека Его глазами: "Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых" (Рим.5:5-6). Только поступая так, можно найти в своем сердце именно ту любовь, которую невозможно иметь, когда ищешь своего, а не Божьего. Заповедь любить уже дана нам и нам остается только одно - поступать по ней. Кому-то придется смирить свою гордость, пересмотреть свое отношение к другому человеку, смириться и, главное, любовь невозможна без отречения от себя. Это будет мучительно больно и плоть будет всячески восставать против этого, но этот путь необходимо пройти, потому что другого не существует. Если позволять плоти брать верх над духом, если думать, что ты более прав, чем другой, если думать о том, как ты несправедливо обижен и имеешь полное право не открывать свое сердце для человека, - это будет означать, что еще не достигнут тот духовный уровень, который называется зрелостью, потому что только зрелый человек способен любить; дети же могут иметь только привязанности. Если мы ученики Господа не на словах, а на деле, то желание смирения станет для нас таким же необходимым, как потребность в воздухе для дыхания, потому что отсутствие смирения лишает нас благословений Божиих. Тот же, кто упорствует, обязательно потерпит кораблекрушение в вере. Нелюбовь - причина разделений внутри церкви и именно те, кто не имеют в себе любви, являются виновниками этих разделений.
   Помимо вышесказанного исполнение верующими заповеди любить друг друга важно не только для подержания правильных, угодных Богу взаимоотношений между верующими. Христианская община, спаянная взаимной любовью, намного лучше защищена от проникновения лжеучений, чем та, где присутствует масса проблем. Апостол Иоанн прямо указывает на взаимосвязь любви и защищенности Церкви от лжеучений: "любите друг друга, поступая по заповедям, потому что существует много обольстителей". Какое отношение имеет любовь, проявляемая верующими друг к другу, к защищенности церкви от лжеучений? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде выяснить, что за обольщение имеет ввиду Апостол. Он указывает на основную отличительную черту обольстителей: они не верят в то, что Божий Сын Иисус Христос жил на земле во плоти именно как человек. И не напрасно он называет таких людей антихристами - врагами Иисуса Христа. Если Христос не пришел во плоти, значит и не было страданий на кресте, - только видимость. Не была пролита кровь, не было смерти, а значит, - не было и реального воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых; не было искупления поверивших Ему, а следовательно - и прощения грехов и, таким образом, все христианское вероучение оказывается ложью. Отвергая пришествие Иисуса Христа во плоти, эти люди делают лжецом самого Бога - именно поэтому они враги Иисуса Христа. Но какое отношение имеет к этому любовь?
   Во-первых, община, пребывающая в любви и истине, является настолько открытой для действия Духа Святого, что лжеучение сразу же выплывет наружу: "Из посторонних же никто не смел пристать к ним" (Деян.5:13). Во-вторых, обольстители, хотя они и утверждают, что они христиане, все же не знают Иисуса Христа, а значит, не могут иметь в себе истинную любовь ни к Нему Самому, ни к Его ученикам. И как бы они не пытались изобразить в себе любовь, подделка всегда будет видна для того, кто ее в себе имеет. Сплоченные вокруг Господа верующие имеют способность распознавать и отвергать ложь, которая с течением времени приобретает все более и более изощренные формы. Нечистые на руку люди всегда любят "ловить рыбку в мутной воде". Так и обольстителям легко действовать там, где нет единодушия, где есть разногласия и вражда. Но там, где дети Божии едины, - там им не находится места.
   Верующие должны непрестанно наблюдать за собой, а это опять же означает, что они должны следить за тем, чтобы не отойти от истины и не утратить любовь. Это еще раз обращает наше внимание на то, что мы лично несем ответственность за наше духовное состояние. Если человек не будет следить за тем, чтобы сохранять истину в своем сердце, то понапрасну будут потрачены усилия пастырей и учителей, трудящихся для воспитания в верующих подлинно христианских качеств. Важно также помнить и о том, что в вопросе получения наград от Господа и пастыри, и научаемые ими зависят друг от друга. Верующие, теряя свою награду из-за того, что не наблюдают за собою, делают бесплодным труд пастырей, лишая их тем самым их полной награды. При этом пастыри лишаются возможности видеть плоды своего труда в тех, кого они наставляют, что всегда является для них неоценимой поддержкой в их нелегком труде. И как важно, понимая это, наблюдать за собою не только ради своей собственной пользы, но и из любви к своим духовным наставникам, желая для них полной награды от Господа, и практиковаться такое отношение может только в такой общине, которая сильна любовью, где верующие думают друг о друге больше, чем о себе. Как бы преобразились многие церкви, если бы верующие практиковали именно такое отношение к своим духовным наставникам!
   Всякий человек, не следящий за свои духовным состоянием, рано или поздно неминуемо отойдет от истины, выйдет за рамки Христова учения, будет жить не им, а своим пониманием этого учения, а это означает, что он не сможет пребывать в этом учении. Не следить за собою очень опасно по той причине, что если человек не относится к учению Иисуса Христа должным образом, пренебрегает им, то это означает, что он не имеет в себе любви к Богу, что было бы невозможно, если бы он был рожден свыше. Вопрос пребывания или непребывания в учении не является вопросом большей или меньшей полезности для нашего духовного состояния - это вопрос пребывания в вечности. Пребывающий в учении находится в гармонии с Богом; он имеет и Отца, и Сына, а значит, имеет и Духа Святого и, как следствие этого, он не может не иметь в себе духовного плода. Не пребывающий в учении легко подпадает под влияние различных лжеучителей - противники Иисуса Христа могут легко обольстить такого человека. Поэтому тот, кто, называя себя христианином, пренебрегает учением и не живет по нему, кто не наблюдает за собой должным образом, - должен исповедовать свой грех (а это именно грех), раскаяться в нем во избежание вечного проклятия, так как пренебрежение учением Иисуса Христа может указывать и полное на отсутствие рождения свыше. В этом случае необходимо молить о новом сердце, способном воспринимать истины Божьи и ценить их как плод Христова дела - Его Голгофской жертвы.
   Как же поступать в отношении тех, кто, появляясь в наших домах или в наших собраниях, не несут с собою истинного учения Христова? Апостол говорит, что необходимо полностью отделять себя от таких людей. Для некоторых бывает сложно поступать таким радикальным способом из-за нежелания кого-либо обидеть. Но важно понимать, что люди, не несущие с собой (в себе) учения Христова, несут другое, чуждое христианству учение. Они - враги Господа, потому что заменяют истину Божью ложью. У христианина не может быть ничего общего с такими людьми и им нечего делать в общении тех, кто любит Господа.
   Необходимо также понимать и то, что приветствие друг друга не является просто рукопожатием и обменом улыбками. Приветствуя своих братьев и сестер, мы тем самым показываем, что мы едины с ними, что сердца наши открыты друг для друга и что, приветствуя их, мы приветствуем и их веру, которую разделяем. Приветствовать же врагов Христовых - разделять с ними их убеждения, отойти от истины и одобрить их вражду по отношению к истине.
   В конце Послания Апостол вновь не упускает случая, чтобы засвидетельствовать о своей любви. Не так-то просто, наверное, для девяностолетнего старца, каким был Апостол Иоанн во время написания этого Послания, решиться отправиться в путь, но его любовь была сильнее его немощи. Желание доставить радость другим говорит не только о его любви к людям, но и о его полной посвященности Богу. Именно ради Него, как Его раб, Иоанн до конца готов отрекаться от себя, от своих личных удобств и покоя и идти туда, где он нужен и где он встретится с теми, кого любит. Дал бы Господь и нам иметь такое любящее сердце и такую преданность Иисусу Христу!
   В конце Послания мы видим пример единства всех христиан, несмотря на то, что они находятся в разных местах и по большей части незнакомы друг с другом. Они приветствуют друг друга как возлюбленные братья и сестры и это говорит об их единении в Господе, основой которого для них и была Его любовь и Его истина.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"