"Охота на пиранью" или "Кирилл Мазур под развесистой
клюквой"
Можно поздравить отечественный кинематограф с выходом
добротного боевика, сработанного в лучших традициях Голливуда. Причём
соответствие голливудским канонам настолько полное, что в заглавных титрах
можно написать "по мотивам А.Бушкова и А.Голливуда". Во время просмотра меня
постоянно терзало смутное дежавю. Вот сцена: мчится поезд. На крыше вагона
сражаются герой и злодей. Поменяйте на заднем плане тайгу на Скалистые горы,
поменяйте хорошо узнаваемые лица отечественных актёров на хорошо узнаваемые
лица американских и можно смело менять фамилии режиссёра и операторов. Все это
тайные агенты, тайные лаборатории, "о-о-очень" опасное оружие массового
поражения, злые торговцы этим оружием и злые покупатели арабы - всё это
"о-о-очень" по-американски.
Мне могут возразить: "Зато это будут смотреть миллионы".
Возможно, наши зрители так привыкли к американскому кинофастфуду, к этому
"Гербалайфу", что уже не смогут переварить иную "пищу для глаз"? Отнюдь! Посмотрите
ещё раз "Свой среди чужих, чужой среди своих". Это несомненный боевик. Но его
смотрят с удовольствием даже ярые противники боевиков. Потому что актеры там не
марионетки. И сопереживаешь им, как в жизни. Кстати, и "дикая российская
природа" там представлена очень хорошо и реалистично. Когда я читал книгу про
"пиранью", то мне запомнился эпизод: голого человека привязали к дереву, вскоре
его тело почернело от гнуса, тысячами слетевшегося на свежую кровь. Во время
фильма мне не раз вспоминалось это место из книги, когда актёры в одних маечках
бегали по тайге. Наверное, снимали в павильоне. Или всех комаров распугал
мегафон режиссёра. Кстати, эти маечки можно использовать при рекламе
дезодорантов. Догадайтесь, почему? Весело было смотреть на героев после болота.
Кто хоть раз ходил в наших болотах по пояс, тот поймёт. Есть и явные киноляпы.
Например, в начале фильма восьмилетний мальчик выныривает посреди озера. Потом
камера взмывает ввысь, и мы видим маленькое озерцо посреди многих километров
тайги. И ни дорожки, ни домика. Бедненький, как он до школы добирался. Или у
него были каникулы?
Чем ещё наполнен фильм, кроме голливудских сцен? В нём много
компьютерных спецэффектов! Таких, которые более привычно видеть в музыкальных
клипах. После "Турецкого гамбита" это стало весьма распространено в нашем кино
(если бюджет позволяет). Прямо, клипомания. Порой складывается впечатление, что
весь фильм - лишь рабочий материал к одноимённому клипу. Можно поздравить
монтажёров. Без работы они не останутся.
Когда не было компьютеров, некоторые операторы мастерски
владели камерой. На крупном плане можно было увидеть всю гамму человеческих
чувств на лицах актёров. Теперь не лица - а маски суперменов. Что на крупном,
что на среднем плане - всё одно. По этому монтажёры работают не с планами и
лицами, а с ускорениями и искажением цветов.
Правда, в фильме есть два эпизода, где крупно показаны лица
героев. Причём на лицах читаются и мысли, и эмоции. Первый, когда маленький
Проша смотрит на гибель химиков. Второй, когда Прохор рассказывает об этом
Ольге. Сильные кадры. Можно сказать, акценты в начале и конце ленты. Всё
остальное, - и Мазур, и тайга, и Шантарск, - лишь задники к этим двум сценам. И
о чём нам хотели сказать создатели фильма? Бедный Прохор - жертва "системы"?
Вот мы и перешли плавно к сценарию. Читая лет десять назад
книгу, я думал: "Хорошо бы снять по ней фильм! Какой шедевр мог бы получиться!
Не чета американским стрелялкам." Чувствовалось, что автор не только мастерски
владеет пером, но и глубоко понимает тему. При чтении было полное погружение в
глубины психологии, глубины тайги и глубины падения России середины девяностых.
Увы, из этих глубин через десять лет всплыл лишь Прохор.
Отморозок-психопат, к которому в книге не испытываешь никакого сочувствия. А
Мазур, этот потомок гордых шляхтичей, этот боевой пловец с железными мускулами
и истерзанной душой, превращается в холодного терминатора, с улыбкой
отвинчивающего головы, как пробки с пивных бутылок. "Теперь нам не нужна открывалка!"
После чтения книги возникал вопрос: "Как жить в этой стране, если даже
спецназовец не мог спасти свою любимую?". В кино через десять лет даётся ответ:
"Удар надо отрабатывать".
Вот и всё. Можно было бы много добавить и про стерильную
тайгу, и про старообрядцев, в исподнем бегающих по деревне, и про то, что
"теперь заинтересуются и книгу прочтут" - плохой довод. Я же хочу добавить
ложку мёда.
Очень порадовала компания борьбы с пиратством. Точнее не
сама компания (сколько их уже было?), а её методы. Лицензионный фильм по цене
пиратской копии! Не перевелись ещё на Руси умные головы в киноиндустрии. Ведь
лучше бороться с пиратами их же оружием, то есть ценами. И хотя дешёвая версия
имеет только стереозвук, а полнозвучная на порядок дороже, так и те, кто готов
выложить больше пяти тысяч за домашний кинотеатр, могут себе позволить более
дорогую версию. Главное, есть выбор. И реальная политика цен в стране, где не
всякий может себе позволить купить DVD-плеер. Вот бы и
русифицированный софт продавали по тем же принципам... Эх, мечты!