Аннотация: Важно определиться с жанровой принадлежностью художественного произведения.
"The Godfather", фильм Франсиса Форда Капполы (1972, 1974, 1990)
Важно определиться с жанровой принадлежностью художественного произведения. Это помогает придать некую организацию размышлениям над прочитанным, увиденным или услышанным и, соответственно, разглядеть то, что изначально может быть трудно различимым.
Среди современных фильмов много драм, триллеров, боевиков, комедий и т.д. Трагедии встречаются редко. По определению Аристотеля, трагедия - это вид драмы, в которой главный герой поражён некой трагической характеристикой, например, гордыней.
"Крёстный отец" - это фильм-трагедия. Главный герой поражён самим фактом своего рождения в семье коза-ностры. Это его "родовое проклятье" лежит на поверхности, но есть также и другое, более значимое обстоятельство: в какой-то момент герою приходится принять решение, согласен он подчиниться "родовому проклятью" или не согласен. Если он соглашается, душа его переходит во владение дьявола.
Если судьбу Майкла считать предрешённой самим фактом рождения в семье Вито Корлеоне, то этот фильм следует также считать греческой трагедией. Это есть греческая трагедия и по величине страдания, которое выпадает на долю членов клана Корлеоне.
Лицо Вито Корлеоне искажено гримасой с самого начала фильма. Не берусь дать чувственную характеристику этой гримасе (усталость, сожаление, надменность и т.п.), но, в любом случае, она выражает душевный разлад. Он давно не получает удовольствия от того, чем занимается. Но сделать ничего нельзя - такова судьба, которую он выбрал с самого начала. Это родовая травма семейства Корлеоне, которая будет переходит от одного родственника к другому, подобно родовому пятну, грозя образованием опухоли - иногда доброкачественной, но чаще раковой. В этом трагедия жизни Вито Корлеоне.
Ещё большая его трагедия состоит в том, что он должен передать титул "крёстного отца" своему младшему сыну и, тем самым, обречь его на продолжение трагедии - таковы правила игры, не он их придумал. Он понимает, что из всех сыновей только Майкл способен взять на себя роль нового "крёстного отца" - хотя именно Майкла он хотел спасти, оградить от этой "почётной", а, по сути, гибельной обязанности.
После того, как Майкл берёт семейное "дело" в свои руки, с его лица тоже не сходит печать отчаяния или сожаления. Он может добиться успеха, процветания и славы, но никак не счастья, ни даже подобия счастья. Вначале он не хочет участвовать в этом "бизнесе", но представления о том, что такое семейная честь и как её следует защищать, берут верх над стремлением оградить себя от грехопадения. Он понимает, что становится похожим на своих преступных родственников, но надеется успеть выскочить из болотной трясины, что оказывается в итоге невозможным. Он не может оценить, до какой степени он погряз в этой трясине, пока не наступает момент невозврата. А когда приходит ясность, он находит утешение в том, что рано или поздно его бизнес станет "легитимным", то есть легальным, и тогда прошлые грехи и потери будут оплачены - ради всё той же семьи. Но, увы, так не бывает, грехи нельзя выкупить у дьявола. Дьявол не возвращает нажитого добра. После первой сделки с дьяволом, Майкл не может распорядиться судьбой на своё усмотрение. Всё предрешено за него. В этом греческая трагедия.
Что бы Майкл ни делал, к чему бы ни прикасался, всё обращается в горе и смерть. Так гибнет его молодая сицилийская жена Аполлония, даже не узнав своего мужа поближе, даже не поняв, что, собственно, произошло. В этом смысле Майкл и вся семья Корлеоне напоминает царя Мидаса - всё, к чему тот прикасался, превращалось в золото, которое и погубило его. Семейство Корлеоне тоже достигло баснословного богатства, за которым по пятам следовала смерть - ещё одно указание на присутствие греческой трагедии в этом фильме.
У Майкла Корлеоне могло быть трое детей. Младшему из них не суждено было появиться на свет не из-за болезни, не по причине несчастного случая, а из-за ненависти, которая проснулась к Майклу у его жены. Из чувства ненависти она сделала аборт. Дочь Майкла погибла нелепой смерть в результате бандитской разборки между мафиози. В её смерти косвенно виноват отец. Единственного взрослого сына Майкла зовут Энтони. Характером он пошёл в отца, он self-made man. Он не хочет идти той дорогой, которая написана у него на роду. Он добивается успеха на оперной сцене. Но его первое большое выступление заканчивается великой трагедией. Сможет ли Энтони, преодолевая личное горе, не поддаться притяжению чёрной дыры, презреть проклятие рода Корлеоне и продолжить свой собственный жизненный путь? Развязка драмы Энтони Корлеоне произойдёт по ту сторону экрана, она оставлена драматургом на усмотрение зрителя.