Аннотация: Размышления о романе Толстого после просмотра сериала-римейка
Недавно по российскому ТВ прошёл сериал "Хождение по мукам" - не старый, в котором роль Даши сыграла Алфёрова, а новый, с Чиповской и Снигирь в главных ролях. Однако нижеследующая статья посвящена не так сериалу, как исходному роману.
Сериал немало пинают, главным образом за отклонения от романа. Замечу, что такие отклонения нормальны для хороших экранизаций, кто в этом сомневается - вопросы к Голливуду. В данном случае для расхождений имелись очень веские основания, о которых сказано ниже.
Не углубляясь в детали, замечу, что роман Толстого содержит два фатальных изъяна: неисторичность и авторский произвол в отношении поступков персонажей. Неисторичность романа Толстого прежде всего бросается в глаза при описании Махно и Гуляй-поля. Если верить Толстому, то Махно - просто бандит, хотя и крупного калибра, и его армия - не более чем большая банда. "Красный граф" не упомянул одно из главных изобретений Гражданской войны - пулемётную тачанку. Изобретателем её явился никто иной как Махно.
Не будучи евреем, Толстой не мог оценить тот факт, что армия Махно в наименьшей мере (по сравнению не только с белыми и петлюровцами, но и с красными) уличена в антисемитизме. И "виноват" в этом опять-таки Махно, свирепо расправлявшийся с погромщиками, рубивший их самолично шашкой.
Понятно, что положительно написать о Махно Толстой не мог: советская цензура не допустила бы. Но зачем же врать? Мог просто обойти Гуляй-поле молчанием.
Другой фатальный недостаток знаменитого романа, опять-таки обусловленный цензурой - отправка всех главных персонажей в светлое советское будущее. При том, что по своему происхождению и взглядам все четверо (не исключая Телегина) намного логичнее смотрелись бы либо в Париже, либо в расстрельной тюрьме ЧК, все они вдруг оказались охвачены безмерной любовью к советской власти, причём взаимно.
Как результат, персонажи оказались просто исковерканы. Каким образом вчерашний инженер Телегин вдруг превратился в крутого командира? А вот так захотелось автору. Про Рощина, которому светила пуля если не от махновцев, то от красных, для которых он был не только классовым врагом, но и предателем, и говорить нечего.
В заключение добавлю, что авторский произвол коснулся и второстепенных персонажей - например, Николая Ивановича. Он то трус, то герой, то благородный, то подлец, то умный, то идиот - в зависимости от эпизода, который для него написал автор.
Спору нет, Толстой мастер пера. Откровенная чушь написана так же талантливо и увлекательно, как "Золотой ключик" или "Гиперболоид инженера Гарина" - кстати, тоже жуткая чушь, и отчасти опять-таки "благодаря" необходимости отличиться перед властью. Однако нас никто не заставляет превращать талантливо написанную чушь в фетиш и руководство к действию.