Аннотация: Кто такой литературный герой? Давайте разберёмся.
Литературные Герои: Традиции и Стереотипы
Понятие литературного героя является одним из самых широко употребляемых в критике. Вместе с тем, оно довольно-таки размыто. Давайте попробуем разобраться в нём, основываясь в первую очередь на литературной классике.
Прежде всего, начнём с понятий.
В литературоведении существует некоторая путаница в отношении того, кто должен считаться героем произведения. Есть по крайней мере три варианта определения:
1) Литературный герой - персонаж, который по ходу действия совершает нечто героическое (что должно считаться героическим, мы обсудим ниже);
2) Литературный герой - это главный, центральный персонаж произведения;
3) Литературные герои - все сколько-нибудь заметные персонажи, хотя бы называемые по имени.
Согласно словарю Литературоведческих терминов, ГЕРОЙ произведения - одно из главных действующих лиц произведения (в отличие от персонажа). Развитие его характера, показанное во взаимоотношениях с другими действующими лицами, играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции, в раскрытии темы и идеи произведения. ЛИТЕРАТУРНЫЙ герой - образ человека, чью жизнь или её отдельные эпизоды изображает автор в произведении.
При всём почтении к составителям названного Словаря, такое деление действующих лиц сюжета на героев и персонажей очень проблематично. К примеру, у Чехова практически нет участников действия, которые бы не были решающими для развёртывания сюжета. Впрочем, у этого автора и лишних элементов антуража почти нет: притчей во языцех стало чеховское ружьё на стене. Похожая ситуация и в произведениях многих (а возможно, всех) классиков. Кого из заметных персонажей можно, без фатального ущерба для сюжета, убрать из таких произведений как 'Гамлет' или 'Макбет' Шекспира, 'Коломба' или 'Кармен' Мериме, 'Капитанская дочка' или 'Выстрел' Пушкина, новеллы Мопассана о франко-прусской войне, 'Приключения Гекльберри Финна' Твена? В сущности, отсутствие персонажей-мебели вообще нормально для классической литературы. Чем выше уровень автора, тем меньше у него действующих лиц, которые, согласно Словарю Литературоведческих терминов, могут быть названы персонажами. А поскольку критерием разумности терминов следует считать прежде всего приложимость их к классике, приходится усомниться в указанном определении.
Не лучше обстоит ситуация с другим термином - 'литературный герой'. Исходя из определения, данного в Словаре, литературными героями следует считать практически все действующие лица романов-эпопей. Потому что жизни практически всех тех, кто упомянут в начале романа-эпопеи, показаны на протяжении всего сюжета (будь то, например, 'Война и мир' или 'Тихий Дон').
Таким образом, определения, данные в Словаре, неприемлемы для анализа литературной классики, а значит, нам нужно подобрать другие, более подходящие для этой цели.
Рассуждая здраво, заметим, что для действующих лиц, играющих различную роль в сюжете, есть эквивалентные понятия: главные персонажи, второстепенные персонажи, эпизодические персонажи.
Итак, будем исходить из того, что литературный герой является аналогом реального героя. Он совершает нечто героическое, какой-то подвиг. При этом, теоретически, литературный герой не обязательно является главным персонажем. Вместе с тем, в произведении может быть несколько героев, тогда тот из них, кто играет более значительную роль в сюжете, может считаться главным героем. Заметим, что для исторического романа литературный герой (в том смысле, как рассмотрено выше) очень часто является реальным героем. Примеры такого дублирования литературного и реального героизма - произведения, посвящённые Спартаку, Гарибальди, Жанне Дарк.
Что же считать героизмом? Будем исходить из следующего определения: героизм, подвиг - спасение одного или нескольких людей (или животных, а то и фантастических персонажей) с риском для себя, своей жизни. Такое определение вполне соответствует вышеприведенным примерам реальных героев, ставших литературными: Спартак пытался спасти рабов от рабства, Гарибальди спас Италию от раздробленности, а Францию - от полного поражения в войне с Пруссией, Жанна Дарк спасла французов от жестокостей английской оккупации и ужасов продолжительной войны. Основываясь на этих примерах, можно назвать и других литературных героев: д'Артаньян и три мушкетёра (спасли Анну Австрийскую от позора, пытались спасти Карла Первого от казни), Шерлок Холмс и доктор Ватсон (спасли многих людей от гибели или ложного обвинения) и т.д. Вместе с тем, героиней является также леди Винтер (спасла Францию от английского вторжения). Таким образом, мы сразу получаем парадокс: герой вовсе не обязан быть положительным персонажем. Ведь мушкетёры и миледи по разные стороны баррикады. Кого из них считать положительным - тема отдельной дискуссии (к примеру, я в основном на стороне миледи: её подвиг гораздо убедительнее, а большинство обвинений в её адрес шиты белыми нитками).
Другой пример отрицательного героя - Пугачёв ('Капитанская дочка'). Безусловно герой, спасающий Марью Ивановну, да и Гринёва. Вместе с тем, многие его действия симпатии не вызывают. Заметим, что и Гринёв герой: всё-таки он проявил инициативу в спасении Маши.
А что с Марьей Ивановной? Можно ли считать её героиней? Вообще - как насчёт литературных героинь? Обычно героиня произведения сама никого не спасает, но вдохновляет на подвиг героя. Получается, что без неё подвиг не состоялся бы. А значит, она в определённом смысле является героиней. Да и поведение Капитанской Дочки вполне соответствует традиционным представлениям о героизме.
Выше мы отметили, что герои не обязательно являются положительными персонажами. Существует даже мнение, что абсолютно положительные герои неинтересны. Вот с этим трудно согласиться. К примеру, Гаспар Арнери и Суок ('Три толстяка') абсолютно положительны, но при этом вполне интересны и привлекательны. Даже Мальвина ('Золотой ключик...') может считаться интересной героиней: что останется от сказки, если оттуда будет удалён этот 'белый и пушистый' женский персонаж, вдохновляющий Буратино, Пьеро и Артемона на самые настоящие подвиги?
Также отметим, что герой не обязательно умён и интеллектуален. Классическим примером этому является Иван-Дурак (русский вариант героя типа Трикстера, т.е. своеобразного разрушителя, способного, однако, направить свои деструктивные наклонности в созидательное русло).
В заключение хочу поблагодарить оппонента, который представился как Ledanika, за полезную дискуссию, способствовавшую ряду изменений в тексте настоящей статьи.