Аннотация: Если Вы ещё не посмотрели этот фильм - искренне рекомендую.
Жанр биографии, возможно, является самым трудным в художественном творчестве. Всему виной "предсказуемость сюжета": с последним легко ознакомиться ещё до прочтения книги / просмотра фильма, заглянув в соответствующий справочник (да хоть в википедию). В отдельных случаях, когда речь идёт о человеке, жившем сравнительно давно, можно сыграть на загадках, белых пятнах биографии. Но как быть с известной певицей, большая часть жизни которой прошла на виду у миллионов людей разных стран?
Добавлю, что раньше никогда не был поклонником Анны Герман, а её репертуар у меня отнюдь не вызывал положенных восторгов.
Забегая вперёд, замечу, что авторы фильма не только справились со своей задачей, но по непредсказуемости сюжета обошли многие детективы.
Правда, первые серии этого не предвещали. При всей омерзительности того, что вытворяла советская власть вообще и при Сталине особенно, история гибели отца Анны и мытарств других членов семьи Герман отдаёт шаблонностью. Это можно было бы поставить в минус сериям, если бы фильм состоял только из них. Однако эта самая шаблонность, словно подтверждающая предсказуемость, обеспечила неправдоподобный контраст с последующими сериями, усилив впечатление от них.
Вообще, чем более известный отрывок из биографии героини служит основой для соответствующей серии, тем труднее предсказать её ход. Апофеозом стала заключительная серия, которая, казалось бы, с очевидностью должна была завершиться смертью Анны. А что - Анна Герман действительно умерла? Вроде да. Во всяком случае, она сама говорит именно так.
Если формально жанр фильма биография, то фактически это очень изящное, деликатное сочетание многих жанров: истории, боевика, детектива и даже мистики. Последняя ставит убедительный крест на остатках предсказуемости.
Непредсказуемость сюжета, в действительности, отражает нечто более значимое: отчаянную борьбу героини со злым предначертанием, за себя саму и своих близких. Это подвиг артистки, певицы, дочери, жены и матери, которая до последнего сражается не только с недугом, наступающим со всех сторон, но и с навязчивым вниманием советских вождей на грани травли - "Я твоя родина, а ну к ноге, отщепенка!"
Песни, которые ещё в брежневскую эпоху приелись, а точнее говоря - осточертели, внезапно зазвучали совершенно непривычно, незнакомо, не уступая лучшим из новых шлягеров. "И даже в краю наползающей тьмы" - случайно ли написал поэт или предвидел, при каких обстоятельствах Анна споёт это?
После всего сказанного, остаётся добавить банальное: фильм выполнен с удивительным мастерством всех участников съёмочной группы. Ни одного лишнего кадра на весь сериал.