Аннотация: Бестиарий для профессиональных ведьмаков. Игра "Песни бардов", 1994.
Ты, кто взял в руки сей бестиарий, помысли: чего ради же-
лаешь ты постичь сокровенные тайны тварей земных? Коли целью
твоей стало благо человеческое, не пора ли тебе обратить взор
свой ко храмам светозарным и там искать ответа на вопрошения
твои? Ибо там вернее отыщешь ты путь ко благу, нежели в точных
науках и искусствах ведьмачьих. Коли желаешь ты вкушать живот-
ную плоть и упиваться победами своими над чудовищами, дабы
прельщать юных дев обманчивым могуществом, не лепо ли тебе
стать воином наемным, дабы страсти свои обратить в богатство и
оружие подымать токмо супротив достойных поединщиков? Коли от-
верг ты благие советы умудренного волхва и далее желаешь пос-
тигать запретные науки, то знай: чары зело огромные источают
страницы сего бестиария, чары супротив магии скоморошьей, коя
тварей намалеванных к жизни поднимать умеет. Тому же, кто в
магии не сведущ, грозит сие болезнями страшными и муками
смертными. Дабы избегнуть ловушки каверзной должно тебе пробо-
дить сосуды рук твоих и кровью своей напоить змия, что на
крышке книги, а после того челом ему бить трижды и целовать
его в ясны очи. И коли милостив будет змий, отверзнется книга
и дозволит тайны свои постичь.
Бестиарий
О тварях живых неразумных.
Твари страны нашей разделяются на детей водных с кровию
холодной, детей воздушных с кровию холодной, детей воздушных с
кровию горячей, детей земных с кровию холодной, детей земных с
кровию горячей и детей подземных с кровию холодной. Иные дети
земные в воде живут пропитания ради, однако влага скоро осту-
жает кровь их, и дети земные выходят на землю, их породившую.
Ученые мужи спрашивают волхва: кем счесть тех тварей, что в
воде рожаются, дабы после в воздухе царить? Тому есть ответ
истинный: ибо не в воде зачаты твари сии, но в воздухе, и в
свою среду вернуться им должно. Подобно тому и многие дети
водные на сухую твердь идут, дабы икру или яйца в песке схоро-
нить; однако зачатые в воде в воду стремятся, едва прободят
оболочку яйца. Сим определяет волхв бытие всякой твари.
Дети водные.
Многие рыбы, жабы, лягушки и тритоны ведомы каждому. Иные
пригодны в пищу для рода человеческого, иные отравою будут,
коли вкушать их неумеренно, иные вовсе запретны, ибо смерть
сулят скорую одним прикосновением. Дабы узнать имена и свойс-
тва этих тварей, возьми мирской бестиарий, коими храмовые хра-
нилища наполнены. Сия же книга повествует о тварях редких, зе-
ло лепых алебо опасных, кои рабами верными могут быть волхвам
да ведьмакам.
Первый из детей водных - змий морской. Бела кожа его и
светится слизью придонной, яд источают зубы змия, и нет на
земле спасения от того яда. Один токмо способ есть скверну ис-
целить: сжечь змия морского и в золе той больного извалять. А
ест тот змий рыбу всякую и детей земных да воздушных, что в
воде оказываются, ища пропитания либо жажду утоляя. Человеком
не брезгует, коли случится дитя украсть у глупой матери, что
вздумает в море купаться. Противу других змиев сей яиц не кла-
дет, но рожает живых детенышей, кои с измальства ядом напитаны.
Дабы убить змия, достанет двух ударов добрым мечом.
Другая тварь водная - медуса бледная. Аки змий морской
бела она и светится слизью. Многие волосы ея плывут округ, и
горе тому, кто коснется их, ибо яду в них более, чем в аспидах
земных. Неспешна медуса бледная, и легко уплыть от нее, коли
она едина; токмо часто правят они охоту стаями, тогда смерть
плывет с ними в волнах. Коли ожегся кто волосьями медусы,
должно того немедля пиявками обложить, дабы отсосали черви
водные отраву; а коли не сделать того, умрет человек. Медусу
мечом рубить бесполезно, ибо нет ни плоти, ни костей у нее,
кои рассечь можно; токмо огнем победить ее можно.
А вот еще рыба драконова, та умеет ходить по тверди зем-
ной на плавниках своих, ибо те уподоблены ногам ящера, токмо
перепонами вершатся, аки лапы лебединые. Хвост ея толст, но
рыбным плавником вершится. Люд простой говаривает, что удача
тому сопутствует, кто изловит драконову рыбу и съест ея, ибо
начнет понимать язык тварей неразумных и править ими сможет.
Мечет икру она в раковины перловицы, и те икрины, что мертвы
остались, обращаются в перлы дивной красы, коими короли одежи
расшивают. На ту рыбу и единого удара достанет.
Есть такоже скользец мокрый, кой ни ног, ни плавней не
имеет, токмо тулово зело длинное и скользкое. Подобен он червю
земному, однако же цвету белого и длиной в два локтя, не ме-
нее. Ежели со скользеца шкуру, кипятком окатив, снять, да на
щит натянуть, то когда шкура та высохнет, щит тверже булата
станет. А вкусом тот скользец подобен молочному поросенку, ту-
шеному в молоке своей матери. Скользец двужилен, руби его
дважды.
Дети земные с кровию холодной.
Среди этих первым назвать надобно псевдодракусов, иначе
малых драконов, кои от больших своих соименников отличны тем,
что разумом зверям подобны, не человекам. Однако же люди прос-
тые, неученые, часто обманываются, псевдодракусов за драконов
принимая, и наговаривают на последних напраслину, дескать,
драконы жен да детей таскают, поля жгут да скот жрут. Токмо
больших драконов уже лет сто как не видывали, одни псевдодра-
кусы неразумные. Огонь у них слабый, дабы овцу опалить али
птицу с ветви сбить. Шкура малых драконов цветов всяких быва-
ет, боле всего синих да алых, тонка аки змиев выползок и ядом
полна аки жабья кожа. Коли голой рукой псевдодракуса хватить,
после рука язвами покроется, что на все тело перейдут и муче-
ния смертные учинят на всю жизнь. А коли тот яд в очи брызнет,
не видеть боле света белого. Мясо псевдодракусов жестко, го-
речью отдает, однако же съедобно и весьма сытно. Живут псев-
додракусы в пещерах да ямах, там и кладези поганые делают, где
всякого хламу сыскать можно. Однако же тварей сих убить неп-
росто, потому ударов шесть сделай, дабы увериться в смерти
псевдодракуса.
Другой зверь странный - саламандр. Он ящеру подобен, од-
нако огнем дышит аки дракон. Саламандр живет в болотах да ча-
щах непролазных, а питает плоть свою гнилыми телами, потому то
священники наши и разводят саламандров, чтобы те неупокоенных
мертвецов отлавливали да пожирали. Тварь сия полезна и безв-
редна, разве только кто нападет на нее али на детенышей ее -
тогда саламандр бороться будет не на живот, а на смерть. Ей
такоже шести ударов достанет.
И есть еще тварь прехитрая, жаба-перевертыш. Сия скотина
голос имеет подобный дитяти плачущему, а то и девицей закри-
чит. Самки той жабы даже обликом умеют подобие сотворить. Все
это для того, чтобы людей в болото заманивать да пожирать. Ко-
ли дотронется та жаба до голой кожи, вмиг человек столбом ста-
нет, ни слова ни молвить, ни пальцем шевельнуть. И тогда жаба
его живым и съедает. Убить ея зело трудно, ибо три сердца име-
ет. Кровь ее зелена, и пальцы завсегда зеленые имеет, даже
когда в девицу али дитя перекидывается. Руби ее с двух ударов.
Дети земные с кровию горячей.
Таковых неразумных превеликое множество имеется, ибо в
предверии мира боги их на забаву себе создавали, а такоже дабы
отогревать свои замерзшие в вечной пустоши тела. Когда же сот-
ворили боги Страну, опричь Короля вступили на землю дети зем-
ные с кровию горячей, дабы согреть Страну. Иные столь много
тепла отдали, что утратили чувства живые и уподобились нежити,
хотя таковой не являются. Другие не пожелали делить тепло кро-
ви своей со Страной и злом переполнились противу сынов и доче-
рей ея. Были и те, что служили и служат земле своей, детей ея
отвергая, а иные и человекам покорились, почитая их богами
Страны. Окромя двух последних родов, твари сии зело опасны,
плотоядные и травоядные равно. Доброму ведьмаку же опасаться
всякой твари следует, ибо многие коварному искусству оборотни-
чества обучены.
Наипервейший из тварей неразумных - единорожец, коих три
вида бывает: белый, черный да призрачный. Белый травой себя
питает и к роду человечьему превеликое почтение имеет, хотя по
весне женолюбив и оттого драчлив необычайно, коли ревность во-
зымеет. Простолюдины говорят, что единорожец не токмо к своим
самкам склонность питает, но и на жен человеческих поглядыва-
ет; оттого по весне крестьяне не дозволяют женам и дочерям
своим гулять в одиночку. Однако свойство сие скорее черному
единорожцу пристало, ибо плотояден он и кротким видом своим
детей и жен неразумных подманивает и в чащу уносит, дабы пож-
рать их во тьме. Призрачный же страхом людским питается и сам
страх тот насылать может. Ежели дитя малое с призрачным едино-
рожцем повстречается, то помрет от ужаса; взрослый же обмирает
либо памяти лишается. Первым двум по четыре удара добрым мечом
достанет; призрачного убить можно токмо волшебным клинком с
двух ударов али ведьмачий амулет в ход пустить.
Другой сын земной - лис златоглазый. Тот не токмо кур во-
рует, но такоже кровь пьет теплую из человеков. И дабы ближе к
ним быть, умеет псом прикидываться и подчас год али два верно
служит тому, кого жертвой избрал, а после его и семью его под-
ло убивает. Лиса руби дважды и после сожги, дабы не воскрес он.
Еще дитя земли - тигр, тварь силы немалой, что с одного
удара человека убить может. Пришли эти звери издавна, когда
двери в мир джунглей отворены были. Могла Страна их убить, да
пощадила за красоту и силу. Так эти кошки великие место себе
нашли и стали плодиться и размножаться, врагов себе не видя,
кроме человека. Однако же ведьмакам завет положен тигров оди-
ноких истреблять, ибо одиночки опасны для рода людского. Мла-
дых же тигрят ведьмаки и приручить могут для благого дела.
Тигры сильны, убить единого можно лишь с четырех ударов.
Твари воздушные с кровию холодной.
В сем бестиарии названы будут токмо двое: псевдодракус
летающий да скарабей священный.
Летающий дракус - тварь прехитрая, телом подобная малому
дракону, однако огнем не дышит. Тех тварей чародеи вывели, ма-
гией своей сведя мышей летучих да псевдодракусов, дабы новые
создания могли кудесников носить по воздуху. Чешуя летающих
дракусов отливает серебром да золотом. Они, аки все твари ма-
жеские, умеют страх насылать и страсть немалую к золоту и все-
му блестящему имеют. Однако же мяса не едят, но пищей челове-
ческой питаются да отбросами. Тех летающих тварей убить можно
токмо волшебным клинком либо с помощью амулета ведьмачего с
четырех ударов.
Священный скарабей есть жук огромный, коего в храмах вы-
ращивают с той же целью, что чародеи летающих дракусов выво-
дят. Однако же сей жук ума невеликого, хотя силы немеряной,
потому много разрушений причинить может, коли без поводыря ос-
танется. Таковых тварей ведьмаки истреблять должны алебо укро-
щить чарами. Броня у скарабея столь крепка, что пробить ее
можно токмо с шести ударов, а он лапами своими с едного удара
человека свалить может. Однако же на скарабеев магические аму-
леты алебо вещи какие не действуют, потому их для перевозки
святых реликвий применяют.
О тварях живых разумных.
Сии твари не от Страны исходят, но явились сюда из иных
миров, когда врата отворялись алебо Страна, пятерых съединив-
ши, проходила чрез мир иной. Многия дети чуждых земель остава-
лись в лоне Страны, желая покорить ея али самим покориться.
Кого поглощала она, тот обретал новое житие и был Стране аки
сын родной; но боле всего чужие твари гибли, и тому положено
сроку от ста лет до пяти веков, дабы очистилась земля от чужа-
ков, коих Страна не приняла. Сих последних бестиарий не описы-
вает, ибо срок их и без ведьмачьей помощи исчислен. Иные твари
рожали от детей Страны алебо сами сочетались с ея дочерями.
Дети сих союзов бесплодны, хотя дологолетием дивным отмечены и
многими чудными свойствами обладают. Также демоны описаны в
сем бестиарии, каковые насильно кудесниками призваны из иных
миров и чарами удержаны в Стране, отчего она ни поглотить, ни
убить их не может.
Из ныне живущих чужаков следует назвать соловьев-баньши,
кои гнезда вьют на дубах высоких и свистом диким путников
умерщвляют. Хотя и бывало так, что спускались они к людям и
сделки торговые вели, однако же большей своей частью злобны
они и роду человеческому всякого горя причиняют. Не летают
они, хоть соловьями и кличутся, а телом во всем людям подобны
и умирают обкновенно. А кровь у них теплая и черная аки смола.
Знахари ту кровь уваривают и готовят из оной яды супротив крыс
али хорей лесных.
Далее известны всем хафлики-коротышки, мирное малое пле-
мя, кое ногами волосатыми красно. Пришли они с элвами дивными,
однакоже нет в Стране места элвам, и потому сгинули дива, ос-
тавив рабов своих хафликов норы копать да земли возделывать.
То коротышки зелье табачное взрастили да людей к нему приучи-
ли. Они же пиво хмельное варить стали, коим нынче всякий трак-
тир славен. А превыше всего хафлики любят покой да дары малые,
и к злату страсть великую имеют. Однакоже злато дурно для них,
ибо от него заболевают они черной лихорадью и облик меняют,
обращаясь в поганого ящера, весьма злобного и разума едва име-
ющего. Один такой долго над кладом сидел, изничтожая прохожих
людей, доколе другой хафлик не вызнал изъяна в его броне и не
привел доброго ведьмака, что избавил нас от нечисти. Здоровый
же хафлик не более живуч, чем человек.
Такоже гремлины, племя кочующее, дивный народ. Тайны мно-
гие им ведомы былого и грядущего, силу великую в разуме своем
они имеют, токмо рождение им неведомо. Гремлины уже взрослыми
в мир приходят, с картами гадальными али костями игральными в
руках. Таковыми себя и числят. Ничто боле о гремлинах неведо-
мо, кроме как то, что во лбу у них вечно блестящий камень го-
рит, да смерть к ним токмо извне приходит: от оружия али ког-
тей звериных. Негоже гремлина убивать, ежели только он глазами
алыми не сверкает, ибо в тот момент злоба гремлином овладевает.
Маний следует назвать, дочерей человеческих да чужаков
злобных. Мании страхом питаются да болью человеческой, они ча-
рами людей оплетают так, что те в их власти оказываются, а за-
тем ведут зачарованных на верную гибель. Притом чем боле соп-
леменников зачарованный уничтожит, тем сильнее мания; потому
безумных воинов, что все крушат да убивают без разбору, маниа-
ками называют. А с виду мания вроде девы человеческой и подле
жертвы своей всегда ходит, словно верная подруга. Узнать можно
ее по знаку в уголках глаз, навроде стрелочек сияющих. Коли
убить ее, чары спадут мигом, и маниак успокоится. Манию руби
трижды колдовским мечом алебо ведьмачий амулет в ход пусти.
Шебу есть еще, вроде быка с головой человеческой. Рук нет
у них, да крылья зато сильны. Шебу из малых демонов, что к лю-
дям ни добра, ни зла не питают. Исцеляют сии быки больных да
увечных, токмо разницы не видят меж мертвым и живым, потому и
нежить убитую вновь поднять могут. Чарам человечьим не подда-
ются, однако же клинком волшебным можно их ранить. Подобно же
всяким демонам, смерть обрести они могут токмо в обряде хитром.
Другие демоны сабаалами прозываются. Сих тварей вызвали
чародеи, дабы через них иной мир узнать. Не было тогда еще
ведьмаков в Стране, потому кудесники токмо на свои силы надея-
лись, да напрасно, ибо не в их власти было всех сабаалов удер-
жать. Демоны те обликом схожи с людьми, хотя доподлино ведомо,
что и иной вид принять могут. По сию пору чародеи в плену дер-
жат деву сабаалову, а та им сказывает новые чары да варит
зелья диковинные, что в ее мире бывали. Других ведьмаки по ле-
сам да болотам вылавливали да волшебными мечами рубили, дабы
изничтожить демонов; токмо позже узнали они, что демонов обря-
дом убивать следует, а иначе воскресают твари. Сабаалы, те жи-
вучи впятеро противу человечьего века, а после десяти ударов
падают аки мертвые. Тут и совершай обряд благой.
Еще демоны сильные - азероты огненные. Чешуей красной
покрыты они и раскалены аки железо в горниле. Касанием столь
тяжкие язвы они человеку учиняют, что тот без должной помощи
вскоре скончаться может. Однакоже чародеи приметили, что огонь
противу огненного демона славно действует, потому чарами свои-
ми многих демонов погубили, а иных в Гадес бросили, в пламя
вечное. Ведьмаку же противу тех демонов делать нечего, ибо не
берут азеротов ни мечи чудесные, ни амулеты ведьмачьи.
И вот новые демоны малые, лиананши прозываются. Обликом
схожи с человеками али другими разумными тварями и пропитание
себе в искусстве находят. Коли такой демон заставит скомороха
песню петь али сказку сказывать, то скоморох никогда боле той
песни али сказки не вспомнит и силу свою терять станет. А коли
полностью опустошит его демон, то и помрет скоморох. Тако же и
с живописцами и прочими искусниками, хотя те много дольше тво-
рить могут противу музыкантов да певцов. Коли долго лиананши
искусника сыскать не могут, то за других людей берутся, опричь
всего за кудесников да жрецов. Добрый ведьмак завсегда демона
распознает по когтям зеленым да глазам раскосым. Руби его
трижды волшебным мечом али ведьмачий амулет используй - тогда
демон силу потеряет и в твоей власти будет. Тогда на него и
чары власти подействуют, дабы не тащить на себе демона туда,
где обряд над ним свершить можно.
Твари неживые неразумные.
Тех всяк опознать умеет: скелеты ходячие али трупаки гни-
ющие да духи бестелесные, что клады стерегут. Скелетам али
трупакам четырех ударов простым клинком достанет, супротив ду-
хов двояко поступить можно: алебо отогнать их талисманами ос-
вященными да амулетами ведьмачьими и после клад вырыть - тогда
рассеются духи,- алебо рубить их дважды волшебным мечом али
ведьмачий амулет применить.
Твари неживые разумные.
Те разные бывают. Иной живой человек, умереть не успев,
тварью подобной становится, дабы расплатиться за науку али ка-
кие злые деяния. А боле всего нежити выводится из тех, кто по-
мер от чар али обрядов колдовских али вурдалаками высосен.
Сильнее прочих тварей неживых лич, что государем нежити
зовется. Он и силу свою, что при жизни была, блюдет, и новой
набирается. Чары доступны ему будто колдуну могучему и вол-
шебство не берет его, опричь огня да адских врат. Токмо ведь-
маку, коли мужества ему достанет сразиться с тварью, можно ли-
ча погубить, ибо защищен ведьмак силой амулета. Руби его с де-
сяти ударов волшебным мечом али через амулет, а после тело
сожги и жреца проси, чтобы землю ту освятил. Иначе воскреснет
тварь, что обликом скелету подобна, однако камень блистающий
во лбу имеет.
Иной злыдень - вампир. Он обликом подобен человеку и час-
то мыслит как человек, потому помогать многим способен и бла-
гие дела вершить. Однако же кровью теплой питаясь, убивает он
нещадно и тем дела благие перечеркивает, ежели таковые име-
лись. Опасен он не менее лича, ибо хотя после жизни своей но-
вому научиться не может, но получает силу туманом становиться.
Трудно зело словить упыря; есть, однако, тайное убежище у не-
го, где спит он сном непробудным по несколько часов - то место
волхвы гробницей зовут, а ведьмаки - могилой, хотя то может
быть и домом крепким. Там можно и мечом упыря рубить, и кол
вбить в сердце его. Однако часто вампиры чарами берут в рабс-
тво людей, дабы те убежище сторожили - то опасно весьма, хотя
можно чары снять обычным способом, покуда спит хозяин. Всего
достанет упырю четырех ударов волшебным мечом али четырех ог-
ненных стрел колдовских.
Такоже духи бывают бесплотные, кои сохраняют разум и па-
мять, а многие и силу чародейскую блюдут. Опричь последних,
духи безвредны, ибо нападать на человеков не в их обычаях. Те
же, кто волшбой скрашивает небытие свое, могут и злобу затаить
супротив своих обидчиков. Всего им мало чар дозволены: страх
да сон, но и того довольно бывает, чтобы вред немалый учинить.
Тем и другим духам достанет двух ударов волшебным клинком али
воспользуйся амулетом ведьмачьим.
Аще бывают призраки, кои таковыми становятся в силу
проклятия, по злобе да волшбой наложенного. Стеная и проливая
слезы незримые бродят те призраки у стен городских, смущая лю-
дей и причиняя им скорби душевные, а боле того - умножая бо-
лезни. Коли где явится такой дух - жди чумы али оспы; потому
ведьмаки опричь всего за плакальщиками охотятся. Тем также
двух ударов волшебным клинком достанет.