Достижения и открытия современных социальных наук в большей мере работают на обман и манипуляцию массовым сознанием, чем на правду и утверждение доверительного сотрудничества между людьми. Прагматическая цель данной работы - определение и простое изображение механизма функционирования общественной системы сотрудничества и вражды, иными словами, механизма функционирования хорошей и плохой жизни. И это изображение должно ослабить путы полупонимания, сковывающие современного человека с его разнообразной информированностью. Глубокая наука неудобоупотребительна, плоские трактования заблуждают. Хотелось найти язык разоблачения зла. И не думаю обойти спецумы и спецзнания, мое удовольствие - приходить к реальным выводам проще и однозначней.
Элементарные, основные истины индивидуальной и общественной жизни человека уже давно все определены. Ничего не надо открывать, все уже открыто словами, достаточно как можно лучше объяснять существующие слова-понятия. Мало кому действительно не достаточно существующих слов. Открыть можно лишь новые эффективные способы упрощения целостного объяснения происходящего в обществе. Все главное в жизни человека и общества просто и достаточно двух основных понятий- благо и вред, чтобы это главное объяснить."Добро и зло" (диз) есть теория общего понимания ситуаций и обстоятельств деятельности, универсальный алгоритм рассуждений. Диз-теория не придумывает иной реальности, она объясняет существующую реальность. В теории диз не может быть больших неопределенностей, поэтому я хотел ограничиться разбором инвариантных правил поведения существа разумного.
Моей задачей было выбрать правильный формат правды. Из-за обилия рассматриваемых предметов рассуждения иногда свелись к перечню готовых выводов, поэтому получился текст не для одноразового прочтения. Итак, я делаю свой выпад в сторону зла.
Часть 1. Характеристика субъекта и объекта деятельности.
1.Основные понятия.
Объект есть то, с чем субъект взаимодействует в своей деятельности.
Предмет - это нечто существенное для субъекта , находящееся в объекте. Объект является носителем предметов. Для большей конкретности будем пользоваться и понятием вещи, т.е. объекта, который каким-то образом уже определен субъектом, т.е. является для него носителем определенных предметов. Итак, вещь- это определенный объект.
Благо - это предмет, имеющий положительное значение для субъекта, т.е. носитель его способен удовлетворить реальную потребность этого субъекта путем определенного взаимодействия с самим субъектом или с другими объектами.
Вред - это предмет, имеющий отрицательное значение для субъекта, т.е. при взаимодействии его носитель может разрушать существующие блага субъекта.
Добро - это действие, создающее благо в объектах, а зло - действие, создающее вред в объектах. Никакие внешние или внутренние признаки не делают действия добром или злом, но лишь итоги его. С точки зрения субъекта, всякий объект является носителем множества благ и вредов (бив) для него, всякое действие, движение объектов есть добро и зло (диз) для него. За всяким добром стоит носитель блага, за всяким злом- носитель вреда. Понятия добра и зла(диз), блага и вреда(бив) -это универсальные абстракции разума, способ самоопределения субъекта деятельности (сд) в окружающем мире, в себе и своих действиях. Благо и вред, как абстракции вещей, объектов не существуют отвлеченно, но лишь внутри отношения субъект-объект потребности. Носитель бив существует сам по себе, но бив как таковые существуют через отношение субъекта потребности к этому носителю.
Субъектом деятельности будем называть разумное существо , которое способно определять собственные потребности и выбирать способ их удовлетворения, т.е. являться субъектом оценки объектов на их бив -содержание для себя и других сд. Субъект деятельности, с точки зрения интереса поддержания и улучшения собственного существования, представляет собой систему носителей внутренних и служебных бив. Носитель служебных бив сд - это объект, основное назначение которого в удовлетворении определенных потребностей этого сд. Субъект деятельности, с т.зр. других сд, является носителем способности к определенным видам добра и зла для них.
Благо и вред-это оценка, которую субъект дает объекту исходя из совокупности своих потребностей и вытекающих из них ценностей. Бив не существуют на пустом месте. Бив, как оценка существующих объектов и предметов, получает содержание при определении сд своих потребностей и способов их удовлетворения. Сколько субъектов восприятия объекта, столько и бив-образов этого объекта.
Ценность есть способ определения предмета через бив-содержание его носителей для субъекта потребления. Благо и вред, таким образом, являются двумя первичными, основополагающими ценностями.
Двоичное бив(или диз-)-исчисление субъектомдеятельности всего происходящего вокруг и внутри него есть важнейший компонент его сознания. Все остальные ценности суть производные от ценностей бив, взятые применительно к определенной ситуации или определенным объектам.
Итак, для самой общей, ценностной ориентации субъект деятельности, как носитель определенных потребностей и интересов, вводит двоичное бив-исчисление окружающего для оценки содержания объектов своего внимания, а для оценки протекающих движений и процессов - двоичное диз-исчисление, т.е. какое добро и зло несут для него эти движения. И бив- и диз-оценка - это одна и та же оценка происходящего, только в первом случае оцениваются итоги, а во втором-движения и процессы, ведущие к этим итогам. Добро и зло - производные, вспомогательные понятия к понятиям блага и вреда, поэтому они будут использоваться в данной работе значительно реже, чем понятия блага и вреда.
Деятельность субъекта протекает во внешней и внутренней сфере. Благо, носитель которого - сам субъект, является внутренним благом этого субъекта. Все иные блага для субъекта являются внешними, служебными. По бив-оценке субъект - это система носителей его внутренних бив. Но нас интересует не сам по себе субъект, но он как субъект деятельности, т.е. вместе со своими служебными благами.
Чтобы к оценке происходящего подобрать соответствующие координаты отсчета диз, надо определить основные параметры действия, а именно: кто инициатор действия, какие цели преследует, основные участники действия. Не осилив эту неопределенность, сд не сбросит с себя бремени обмана и иллюзий, ибо оценке подлежат не столько элементарные действия и поступки сд, сколько способы и итоги достижения целостных замыслов различных участников действия. Одни и те же элементарные действия с успехом служат противоположным по знаку целям в зависимости от того, в какой блок деятельности они встроены.
В процессе анализа деятельность субъекта расчленяется на элементы, фрагменты и блоки. Блок деятельности -это определенным образом организованная совокупность действий сд, которая должна обеспечить сд достижение конкретной цели, разовой или постоянной. Блок деятельности состоит из фрагментов и отдельных элементов деятельности.
Элементом деятельности будем называть отдельное действие, самую малую, элементарную частицу деятельности, до которой в данном случае есть смысл делить жизнедеятельность субъекта. Итогом осуществления элемента деятельности должно стать достижение элементарной промежуточной цели. Критериев элементарности действия выходит два: с т.зр. осуществления действия - это единичное усилие сд, с т.зр. итогов действия - достижение-недостижение элементарной промежуточной цели. Какой из критериев более удобен в данном случае, такой и применяется.
Фрагментом деятельности будем называть определенным образом организованную совокупность элементов деятельности сд, осуществление которых должно обеспечить сд достижение промежуточной цели. Одни и те же фрагменты деятельности могут входить в различные блоки деятельности, точно так же как одни и те же элементы деятельности могут входить в различные фрагменты деятельности.
В случае повторяющихся потребностей блок деятельности каждый раз воспроизводится с вариациями в фрагментах и отдельных элементах. С содержательной стороны блок деятельности будем рассматривать как определенный способ действия. Способ действия содержит обязательные , вариативные и произвольные элементы.
Удовлетворение потребности сд происходит путем потребления им искомого блага, т.е. путем определенного взаимодействия с носителем этого блага. Основная проблема в процессе удовлетворения потребности состоит в производстве (поиске) носителя искомого блага, само потребление - вопрос второстепенный. Именно поэтому цель - это образ искомого блага, а не образ сд своего удовлетворенного состояния. Последнее - это функция мечтаний, из сферы переживаний.
Субъект деятельности по своей природе очень динамичен, постоянно меняется его внутреннее состояние (в т.ч. его актуальные потребности) и внешние обстоятельства деятельности, поэтому нет фиксированого вещества бив в объекте. Не может быть благо больше актуальной потребности в нем. Аналогично и для действий: одно и то же действие не является каким-то постоянным добром или злом, все зависит от внутренней и внешней ситуации для субъекта потребления.
В зависимости от назначения, т.е. способа использования, одна и та же вещь, объект являются для субъекта потребления носителем бесконечного ряда потенциальных благ и вредов. Здесь я вынужден ввести множественную форму понятия вред - вреды. Вред - такая же полноценная категория, как и благо. Благо и вред имеют идентичные формы существования.
Блага и вреды имеют две формы существования - активную (актуальную) и пассивную (потенциальную). Активная форма означает, что бив, через свои носители, непосредственно участвуют в происходящем действии, они употребляются и в итоге возникают новые бив, производные от употребленных.
Когда носитель активно участвует в происходящем, это еще не означает, что все содержащиеся в нем бив принимают активную форму. Объект ,как носитель бив, может иметь множество применений и каждое применение актуализирует свое подмножество потенциальных бив данного объекта. Нельзя придумать такой способ применения объекта, чтобы актуализировать все его потенциальные блага.
Бив пассивной формы присутствуют в объектах, которые находятся в зоне происходящих действий, но не употребляются участниками действий и не влияют на итоги этих действий.
Изменение способа использования объекта немедленно переводит одни бив из пассивной формы в активную, а другие наоборот- из активной в пассивную. Угроза перехода вреда объекта из пассивной формы в активную сама по себе есть вред активной формы, ибо она влияет на поведение участников действия. Иными словами , вред(благо) активной формы-это зло(добро) происходящее, вред (благо)пассивной формы- зло(добро) возможное, потенциальное.
В реальности сд взаимодействует с целостным объектом, а не с абстракцией бив. Нельзя выборочно употреблять блага объекта и не употреблять его вреды. Сд может лишь выбирать способ взаимодействия с носителем бив и каждый способ активизирует свое подмножество бив данного носителя, которое и потребляется сд.
Ценность есть абстракция второго порядка, сд смотрит на объект и видит в нем определенную ценность или, если внимание поподробнее, то ряд ценностей. Ценность в этом случае суть способ использования объекта. Далее для удобства лексики введем понятия носителей чистых и грязных ценностей (благ). Носителем чистых благ для сд будем называть объект потребности, при использовании которого по назначению сд употребляет из него только блага. При использовании носителя грязных благ сд употребляет из него, наряду с искомыми благами, и вреды , находящиеся в этом носителе. Конечно, носителей абсолютно чистых благ в реальности не существует, весь вопрос в том, насколько существенны и значимы активные вреды в объекте потребления. Всегда есть предел загрязнения объекта потребления вредами активной формы, превышая который, использование объекта в качестве носителя искомого блага становится бессмысленным, бесполезным.
Объекты потребления делятся на живые и неживые. Живые объекты имеют динамическую внутреннюю среду, определенный механизм функционирования. Целостное функционирование живого объекта поддерживается путем внешнего потребления. В итоге , живые объекты обладают способностью к воспроизводству своих внутренних благ. Неживые объекты не обладают способностью к восстановлению своих благ, для их сохранения нужны лишь определенные внешние условия. Жизнь имеет множество форм: механическую, электрическую, электронную, биологическую, душевную, общественную. Живым благом и вредом будем называть бив, носителем которых являются живые объекты. Особенностью живых объектов является то, что они могут находиться в рабочем и нерабочем (заряженном-разряженном) состоянии и носителями живых благ они являются только в рабочем, заряженном состоянии. Другая особенность - живой объект является носителем как живых, так и неживых благ, т.е. после перехода в неживое состояние этот объект остается носителем определенных благ для субъекта потребления. Здесь мы останавливаемся лишь на тех моментах, которые будут иметь существенное значение в дальнейшем анализе проблем бив. Есть два вида жизни: с субъектом(душевная, общественная) и без субъекта(все остальные формы). Далее будем говорить о первом виде жизни, т.е. с субъектом.
Жизнь в бив-терминологии - это способ существования системы носителей внутренних благ субъекта , заключающийся в сохранении целостности этой системы путем определенных взаимодействий между этими носителями , а также с внешними объектами, являющимися носителями искомых благ для носителей внутренних благ субъекта жизни. Все внутренние и внешние действия субъекта жизни суть производство и потребление его носителями искомых благ и сопутствующих вредов. Никакое действие сд не в силах выпрыгнуть из рамок этого определения. Внутренние действия сд- суть одновременно производство одних искомых благ и потребление других искомых благ носителями внутренних благ сд.
По установленному циклическому способу функционирования сд, всякий носитель внутренних благ потребляет блага одних носителей и производит блага для других носителей. Назначение всякого элемента системы -принимать добро от одних элементов и делать добро другим элементам системы, притом не тем, от кого получаешь, а по цепочке. Цель функционирования сд - поддержание в благостном(заряженном) состоянии системы его внутренних носителей, что включает в себя и нейтрализацию действия активных внешних и внутренних вредов.
Путь жизни сд - это путь обретения, использования, развития и утраты им своих внутренних и служебных благ, т.е. накопление и использование своей собственности. Цель жизни сд в стремлении к лучшей жизни через наиболее эффективное функционирование и рост своей собственности с тем , чтобы росла внутренняя и внешняя ценность этой собственности. Иными словами, цель жизни в обретении больших благ и избавлении от деструктивных вредов. Смысл жизни- понятие производное по отношению к цели жизни. Смысл в жизни имеет то, что имеет значение для достижения целей жизни.
Вне целей нет смысла, вывод категории смысла жизни выше орбиты реальных потребностей сд делает эту категорию беспредметной и толкает к выводу о полной бессмысленности жизни или к поиску каких-то ассоциированных форм жизни сд ( т.е. к вере в нечто сверхценное). Жизнь есть главное благо сд, она включает отдельные блага существования, а именно: удовлетворенности, равновесия, соответствия, гармонии. Жизнь протекает как непрерывный потоки добра и зла, сливающихся воедино и создающие-разрушающие простые и сложные, мимолетные и долговечные образования бив субъекта жизни.
Теперь возвратимся к понятию субъект деятельности. Субъект деятельности - это носитель живых благ, обладающий разумом и волей, т.е. теми особыми благами, которые позволяют ему определять и регулировать собственное поведение. Разум и воля превращают их носителя из источника предопределенного действия в источник вероятностного действия. Будем различать простых субъектов деятельности (сд) и обобщенных субъектов деятельности (осд). Простой субъект деятельности - это отдельно взятое разумное существо, человек, носитель душевной формы жизни.
Обобщенный субъект деятельности - это особый субъект деятельности, который возникает из совместной деятельности простых субъектов деятельности. Обобщенный субъект деятельности- носитель общественной формы жизни.
Простые субъекты деятельности с целью более эффективного производства и присвоения носителей искомых благ создают обобщенные субъекты деятельности, по отношению к которым сами они являются участниками, элементами, носителями внутренних бив этих осд. Совокупность отношений участия простого сд в деятельности осд будем называть принадлежностьюсд к осд.
Осд возникают тогда, когда между простыми сд появляется совместная цель, т.е. когда между ними возникает взаимозависимость, когда действия одного сд влияют на достижение целей другим сд. Даже самое мимолетнее отношение между сд образует осд, такое же мимолетнее и поверхностное, как и само отношение.
В осд могут участвовать не только простые сд, но и другие осд. Осд состоит из участников (простые сд и осд) и носителей служебных благ осд. Среди осд будем выделять такую его разновидность как главный осд(госд), т.е. государство.
Благо и вред , добро и зло не самоочевидно, они требуют познания. Сд должен обладать таким внутренним благом, как способность определять бив (диз) для себя и других сд в вещах и происходящих действиях. Ту часть деятельности сд, которая направлена на познание себя и окружающего мира будем называть идентификацией бив, или просто идентификацией. А вообще, деятельность сд протекает по циклу "идентификация-идеализация-реализация" (ири), где идентификация-познание бив, идеализация- поиск и определение целей, идеалов деятельности, реализация- производство и потребление искомых благ.
2. Характеристика благ и вредов.
Нет блага вообще, нет блага неконкретного. Благо является таковым только в силу своего соответствия существующему вреду, т.е. потребности. Вред никому не нужен, благо нужно всем. Сд всегда ищет наилучший способ присвоения носителей блага и избавления от носителей вреда. Поэтому существование блага тяготеет к открытости, а вреда - к скрытности.
Бив бывают активные-пассивные, конструктивные-деструктивные. Пассивные бив - это бив, которые реально существуют, но на данном этапе деятельности не задействованы, не употребляются, поэтому их существование не приносит новых бив. Активные бив - это бив, которые употребляются по ходу текущего действия и являются причиной возникновения при этом новых бив.
Вред бывает конструктивным и деструктивным. Конструктивный вред- это полезный вред , уничтожение которого создает искомое благо. Убегая от конструктивного вреда, мы уничтожаем собственные блага. В итоге употребления конструктивного вреда возникают искомые блага. Деструктивный вред- это бесполезный вред , уничтожение которого ничего дополнительно полезного не создает.
Всякий носитель и предмет существует и может существовать лишь в ограниченном пространстве определенных условий и обстоятельств. Крах предмета не обязательно совпадает с крахом носителя и наоборот. Носитель блага как носитель исходной потребности может находиться в состоянии заряженности, разряженности и деструкции. В состоянии заряженности носитель содержит искомое благо, т.е. способность проявлять определенное добро для своего собственника. Переходя от состояния заряженности к состоянию разряженности, носитель постепенно теряет способность проявлять искомое добро, но сохраняет возможность восстановить эту способность после подкормки, т.е. после употребления необходимых благ. Состояние деструкции носителя благ означает наступление в нем внутренне необратимых изменений, вследствие которых он теряет способность содержать в себе искомое благо. Состояние деструкции или разрушения носителя наступает вследствие употребления им гибельного для себя вреда (напр. длительного отсутствия необходимой подкормки) либо старения носителя, т.е. постепенного разрушения внутренней структуры носителя.
Чтобы иметь носитель в заряженном, работоспособном состоянии, нужны, в 1-ю очередь, своевременные ему подкормки, зависящие, в конечном итоге, от своевременного и полноценного употребления сд внешних по отношению к нему предметов потребления. Это своевременное и полноценное потребление стимулируется механизмом побудительных потребностей, а именно: переход носителя исходной потребности в заряженное состояние является искомым благом для носителя соответствующей побудительной потребности, переход носителя исходной потребности в разряженное (деструктивное) состояние является вредом для носителя побудительной потребности. Где-то на полпути между состоянием полной заряженности и полной разряженности носителя исходной потребности в носителе побудительной потребности состояние удовлетворенности сменяется состоянием неудовлетворенности, которое обостряется по мере приближения носителя исходной потребности к разряженному состоянию. Благодаря опережению возникновения побудительной потребности над исходной потребностью субъект потребления имеет время для поиска и употребления необходимых благ без ущерба для работоспособности носителя искомого блага (он же носитель исходной потребности). Прискорбно, когда разум употребляет свою силу для уничтожения механизма побудительного оповещения грядущих проблем в угоду своим частным сиюминутным выгодам и удовольствиям.
Внутренние вреды в сд имеют форму деструкций и деформаций. Деформации - это злокачественные изменения в носителях внутренних благ сд вследствие употребления ими ранее деструктивных вредов. Деформация-это деструктивный вред, ассимилированный сд. Сд, возможно, уже и не воспринимает свою деформацию как вред по незнанию или по привычке, ибо к нему уже приспособлено внутреннее действие сд.
Деструкции - это внутренний вред сд, воспринимаемый им как неприемлемый вред, т.е. имеет место его диссимиляция. При длительном сохранении внутренняя деструкция перерастает во внутреннюю деформацию, т.е. внутренняя структура сд приспосабливается к существованию негативного и неподвластного обстоятельства, отчего внутреннее напряжение падает, но возникают новые внутренние проблемы. Само по себе прекращение употребления вредов, вызвавших деформацию, не может привести к исчезновению деформации.
Освобождать сд от деструкций - дело приятное и благодарное. Достаточно удалить носитель деструктивного вреда или предоставить сд необходимые для этого блага. Обыденно это называется оказывать помощь. Все сказки построены на освобождении героев от деструкций. Совсем иное- освобождение сд от деформаций, это дело трудное, длительное и отнюдь не гарантирующее получения вознаграждения даже при успешном исходе дела. Для избавления от деформаций нужно прекратить приток вредов, питающих эту деформацию и произвести новую нарезку внутренних и внешних действий, подвергшихся деформации, т.е. восстановить носители внутренних благ и внутренние связи между носителями. Вопрос о возможности и способах исправления конкретной деформации - это вопрос предметного знания.
Далее определим основную ось анализа бив: потребность-бив-цели-ценности. Иными словами, это ось " внутренние вреды-необходимые блага-образ искомых благ, взятый вместе со способом их достижения-агрегатированные бив сд и осд, взятые в единстве с их носителями и формами их существования".
Соответственно этой оси будут строиться и последующие пункты работы, а именно:
Потребности - это анализ системы внутренних бив сд;
Производство-потребление - это анализ процессов возникновения-исчезновения бив;
Цели рассматривает в связном виде процессы достижения сд искомых благ;
Ценности рассматривает бив на синтетическом, агрегатированном уровне существования.
В процессе идентификации и идеализации внимание сд передвигается, прыгает по этой оси, придерживаясь определенных принципов познания существующего (идентификация) или создания нового (идеализация), например: от простого к агрегатированному (и, наоборот), от исходного к конечному (и, наоборот).
Сд всегда стремится к максимально допустимой простоте в отношениях с объектом, естественно, без ущерба для содержания этих отношений. Действует принцип не интересоваться тем, чем можно не интересоваться. Благополучие в отношениях сворачивает их в простоту, в восприятие объекта как целостной ценности, неблагополучие принуждает к ведению развернутых отношений с объектом. Одновременное наличие в объекте значимых благ и значимых вредов больше всего раздражает сд, ибо вынуждает в любом случае нести потери либо на ассимиляцию, либо на диссимиляцию бив. При возникновении проблем в отношениях с объектом сд вынужден интересоваться внутренней структурой и механизмом функционирования данного объекта и формировать развернутое отношение к нему. В этом случае объект воспринимается по схеме множество носителей- множество предметов-множество бив.
3. Внутренняя и внешняя деятельность субъекта.
Деятельность субъекта подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя деятельность - это взаимодействие между носителями внутренних благ и вредов сд. Внешняя деятельность сд - это взаимодействие носителей внутренних бив сд с предметами окружающего его мира. Сфера внутренней деятельности субъекта простирается от момента употребления внешнего бив до момента проявления внешнего усилия. Продуктом внутренней деятельности сд является создание способности или неспособности к определенным внешним действиям, т.е. силы или бессилия. Сила и бессилие есть внутреннее бив субъекта.
Только внешняя деятельность сд имеет конечное значение для окружающих. Один осуществленный замысел сд важнее сотни его неосуществленных замыслов. Внутренняя деятельность сд, не отразившаяся во внешних его действиях, пропадает для окружающего мира безвозвратно и бесследно. Внутренняя деятельность сд сама по себе не является ни добром, ни злом для окружающих. Внешние действия сд являются определенным добром и злом для окружающих независимо от того, с какой целью они осуществляются.
Итог действия не зависит от того, с какой целью оно осуществлялось. Цель - внутреннее дело сд, цель, лежащая в основе действия, не может ни оправдать, ни опорочить содеяного.
Ст. зр. сд, его внутренняя и внешняя деятельность равноценны. Внутренняя деятельность сд не может подменить внешнюю и наоборот. Существование внутреннего блага может быть подтверждено лишь внешним его проявлением, как сущность может быть подтверждена лишь явлением. Недостающие внешние действия нельзя компенсировать избытком внутреннего действия, ибо это сферы соседствующие, но не пересекающиеся. Сколь бы ни были замечательны или ужасны внутренние бив сд, они ничто для других сд, пока не реализуются во внешней сфере его деятельности. Иногда самая важная для сд внутренняя деятельность реализуется во внешней среде в ничтожных для окружающих формах, а самый важный внешний результат его деятельности обеспечивается третьестепенными по субъективной значимости внутренними качествами. Первый и основной уровень анализа деятельности субъекта - это анализ его внешней деятельности, второго уровня, т.е. анализа внутренней деятельности субъекта, может и не быть.
Имеются свои особенности в разделении деятельности на внешнюю и внутреннюю в случае участия сд в осд. В этом случае одна часть внутренней деятельности сд является одновременно внутренней деятельностью осд, а другая часть выходит за рамки участия сд в осд, т.е. является существующим, но посторонним предметом для осд. С внешней деятельностью участника еще сложнее: она является частью либо внутренней, либо внешней деятельности осд, либо посторонней деятельностью для осд.
Внутренние бив не могут быть идентифицированы полностью ни самим сд, ни другими сд. Существование внутреннего блага может быть подтверждено лишь внешним его проявлением. Нет иного надежного способа удостовериться в наличии полного набора необходимых внутренних благ в сд, чем наблюдать внешнее проявление всех этих внутренних благ. Внешняя деятельность - критерий оценки внутренней деятельности субъекта.
Сила, или внутреннее благо сд способности к проявлению определенных внешних действий, является промежуточным благом по отношению к благу итога внешней деятельности. Между силой и ее реализацией много промежуточных инстанций и итогообразующих обстоятельств. Поэтому всегда остается открытым вопрос, будет ли реализована существующая сила сд, а если реализована, то каким образом? Никогда нет абсолютных гарантий, что промежуточное благо превратится в искомое и только искомое благо.
4. Потребности субъекта деятельности.
Жизнь сд мы будем рассматривать как непрерывный процесс удовлетворения им системы своих потребностей. Удовлетворенная потребность - суть полученное сд благо, неудовлетворенная вовремя потребность - суть употребленный им деструктивный вред. Для каждого носителя благ сд свой режим, свой цикл возникновения-исчезновения состояний потребности-удовлетворенности.
Возникшая в сд потребность есть вред отсутствия необходимых благ в составе носителя его внутренних или слу-жебных благ. Потребность есть внутреннее состояние, внутренний вред сд. Непрерывно меняется внутреннее состояние сд, так же непрерывно меняются и его актуальные потребности. Если существует внутренний вред активной формы, значит, существует и реальная потребность его уничтожить. Вред пассивной формы создает потребность потенциальную.
Проблема полной идентификации актуальных потребностей сд неразрешима ни им самим, ни другими сд. Сд постоянно действует в условиях неполного знания и каждая новая значимая информация вызывает изменения в составе его осознаваемых потребностей. Познавая бив, мы изменяем свои потребности, а они, в свою очередь, изменяют наши цели.
Актуальные потребности (их содержание, способ удовлетворения, ранг значимости) не более инерционны, чем знания о них, вопрос стоит не о полной идентификации, а об успешной идентификации актуальных потребностей. Если употребление искомого предмета не приносит удовлетворения, перед сд встает вопрос, в чем он ошибался - в определении состава потребности или в способе ее удовлетворения? Всякое внутреннее благо является источником потребности для сд в поддержании существования носителя этого блага, т.е. чем больше благ в составе собственности сд, тем больше у него потребностей.
Потребность-это явление, это состояние носителя внутренних благ сд и оно заключается в необходимости определенных взаимодействий с другими носителями бив для перехода к искомому состоянию. Внешняя потребность (т.е. во внешнем благе) сд всегда промежуточная, служебная по отношению к внутренней потребности сд. Своевременное утоление потребности путем употребления порции определенных благ восстанавливает тонус, т.е. благостное состояние носителя внутреннего блага, без дополнительных потерь. Гармония жизни - это гармония возникновения и удовлетворения потребностей сд исходя из ритма функционирования носителей его внутренних благ. Носители внутренних благ сд имеют свою природу и эта природа не поддается диктату внешних сил. Внутреннее обладает свойством приспосабливаться к обстоятельствам внешнего, однако природа, сущность носителя при этом не преобразуются или исчезает сам носитель бив.
Наряду с реальным состоянием носителя благ, сд определяет идеальное состояние носителя благ. Процесс реализации-это движение от реального к идеальному, это всегда процесс удовлетворения каких-то потребностей. В реальности для сд существуют лишь его потребности и их удовлетворение-неудовлетворение. Вне своих потребностей для сд нет ни значимости, ни смысла. Главный акт внутреннего закрепощения сд - это определение им своих потребностей и их важности для себя. Недозволенность и вседозволенность - две стороны одной медали, а не две противоположности.
В зависимости от того, какой - деструктивный или конструктивный вред лежит в основе потребности, определяется и характер потребности - нормальный или аномальный. Нормальная потребность предполагает, что сд занимается ее удовлетворением до того, как образующий потребность вред с пассивного превратится во вред активной формы. Пока потребность нормальная, сд не несет потерь от ее существования. Лишь только внутренний вред принимает активную форму, потребность его уничтожения приобретает аномальный характер. Аномальная потребность сужает маневр сд, заставляет побыстрее удовлетворить ее, ибо идет процесс внутреннего разрушения сд и помимо цены удовлетворения потребности сд прийдется заплатить и за нейтрализацию этих разрушений. Порядок - это состояние сд (осд), когда он (его участники) занимается удовлетворением нормальных потребностей, т.е. ликвидацией конструктивного вреда. Возникновение аномальных потребностей указывает на слабость или внешнее неблагополучие сд, выражающееся в появлении деструктивных вредов.
Между субъектом потребности и предметом потребления стоит побуждение к удовлетворению конкретной потребности. Носитель внутреннего блага субъекта потребления не в состоянии непосредственно выразить свои потребности, но лишь через механизм побудительных потребностей. Носители побудительных потребностей возникли внутри субъекта потребления для того, чтобы неотвратимо направлять поведение сд на удовлетворение существующих потребностей носителей его внутренних благ. Потребности сд делятся на исходные (основные) и побудительные (представительные). Поведение сд состоит в удовлетворении побудительных потребностей путем удовлетворения исходных потребностей. По идее создания, побудительная потребность должна адекватно отражать исходную потребность, т.е. удовлетворение побудительной потребности должно происходить лишь в итоге удовлетворения исходной потребности. Из-за действия внутренних и внешних деструктивных вредов соответствие побудительных и исходных вредов может нарушаться.
Побудительное ощущение возникшей потребности предупреждает сд о приближении истощения работоспособности носителя внутреннего блага. Это ощущение является благом для исходной потребности, как бы неприятно оно ни было само по себе, т.е. для побудительной потребности. Простое снятие этого неприятного ощущения - никак не решение проблемы неудовлетворенности. В определенных случаях есть смысл снять побудительный пресс над неудовлетворенностью, например, на период реальной невозможности удовлетворить данную потребность, но тогда следует включить другой тип стимулирования - умозрительный, иначе неудовлетворенность окажется немой, бесхозной. Побудительный тип стимулирования удовлетворения актуальных потребностей сд (т.е. с упором на эмоционально-чувственную структуру человека) - основной тип стимулирования для простого сд. Разум слишком легкомысленен, слишком плохо и необъективно он понимает свои нужды, чтобы успешно обеспечивать своевременное удовлетворение великого множества больших и маленьких потребностей собственного я. Осд не имеет органической побудительной структуры и поэтому в нем доминирует умозрительная стимуляция "правильного" функционирования.
Эмоции и чувства являются носителями побудительных потребностей. Функционирование побудительных потребностей превращается в игру маленьких потерь и обретений, которая подталкивает к достижению больших обретений и недопущению больших потерь в плоскости исходных потребностей. Каждый носитель исходной потребности имеет свой носитель побудительной потребности. В процессе идеализации каждая цель, как носитель определенных исходных потребностей, получает определенное побудительное сопровождение, мотив.
Изъяны в осуществлении цикла ири (т.е. производство вредов в процессе идентификации, идеализации, реализации) приводят к возникновению вырожденных потребностей, когда деформируется, исчезает либо один, либо оба элемента в связке исходная-побудительная потребность. Полезное достигается без приятности, либо приятное - в ущерб полезности. В итоге деструктивных деформаций в носителях исходных и побудительных потребностей сд теряет возможность пребывать в состоянии полной удовлетворенности, т.е. на исходном и побудительном уровне одновременно. Диссонанс между исходной и побудительной потребностью вызывает заблуждения для сд, т.е. достигается побудительное удовлетворение без удовлетворения исходной потребности.
Основа деятельности сд - удовлетворение его исходных потребностей. По мере благополучного разрешения этой проблемы растет значимость удовлетворения побудительных потребностей. Удовлетворение побудителных потребностей должно совпадать с удовлетворением исходных потребностей, иначе происходит дискредитация побудительной ценности. Приятное есть то, что дает максимум удовлетворения по побудительным потребностям, полезное- что дает максимум удовлетворения по исходным потребностям. Нельзя получать огромное удовольствие и не придавать этому существенного значения, это несерьезно. Путь обретения от отсутствия к наличию нужной вещи в составе своей собственности многократ значительней для сд, чем путь обретения от вещи менее совершенной к вещи более совершенной.
Сд не может обходиться без необходимых благ по определению. Поэтому он употребляет эти блага, даже если их носители слишком дороги или загрязнены деструктивными вредами. Нет проблемы отказаться от носителя явного и неприемлемого вреда, гораздо труднее разобраться с умеренно грязными благами, когда чистые предметы потребления недоступны.
Наличие носителя искомого блага в составе своей собственности еще не гарантирует его рациональное употребление. Способ потребления наличных благ не менее важен, чем способ производства и присвоения их носителей. Благо может быть употреблено без потребности, носитель блага может быть использован по меньшей ценности с разрушением всех остальных ценностей. Кроме того, сд может быть неспособен удовлетворительно определить предмет своей потребности. Благо потенциальное превращается в благо реальное лишь в момент надлежащего употребления его носителя, т.е. лишь в короткий миг настоящего.
Потребности сд возникают из его собственности. Всякая возникшая в сд потребность - это, по существу, запрос носителей его внутренних и служебных благ на подкормку, уход или самореализацию. Экономия на удовлетворении повседневных, насущных потребностей - самая обделяющая, разорительная. Нет проблемы удовлетворить отдельно взятую потребность. Проблема сд состоит в поиске оптимального способа удовлетворения всей системы актуальных потребностей, исходя из имеющихся ресурсов и собственности. Одно и тоже действие имеет значение для удовлетворения многих потребностей, поэтому субъект скован в выборе способа действия таким образом, что достижение удовлетворения основной потребности не должно уничтожать возможности удовлетворения им своих других потребностей.
Удовлетворение телесных потребностей наступает в результате взаимодействия их носителей с другими материальными предметами. Удовлетворение духовно-побудительных потребностей наступает в результате восприятия их носителем благоприятной информации. Духовные потребности сд зависят от их предыдущего удовлетворения, т.е. самонастраиваются. Фон ухудшения материальных основ жизни не лучший для усовершенствования его духовной жизни. Цель исходно-духовных внутренних благ состоит в обеспечении действий, приносящих удовлетворени духовно-побудительных потребностей. Попутно замечу, что сфальсифицировать вещество гораздо труднее, чем информацию.
Носителями духовно-побудительных потребностей являются чувства, эмоции, носителями исходно-духовных потребностей являются цели, идеи, идеалы. Счастье, радость- это удовольствия души. Поскольку духовная жизнь сд построена на соблюдении системы его высших ценностей, то духовное поведение участника осд намного сложнее и неопределеннее его экономического поведения, базирующегося на следовании одной ценности- материальной выгоды.
Сд, как система носителей внутренних благ, есть аппарат по производству носителей искомых благ, как товарных, так и для внутрисубъектного употребления. Внутренний деструктивный вред препятствует или делает невозможным производство определенных благ. Каждый носитель внутренних бив является субъектом потребностей, поэтому потребности разделяются на доброкачественные и злокачественные. В основе доброкачественной потребности лежит носитель внутреннего блага, в основе злокачественной потребности - носитель внутреннего деструктивного вреда. От признания потребности деструктивной она не перестает быть реальной и от этого не исчезает бремя ее неудовлетворенности. Это заблуждение, оценивать качество потребности единственно по привлекательности явления его удовлетворения. Способ удовлетворения потребности зависит не от диз-качества этой потребности, но от структуры и способа функционирования носителя данной потребности. Правда, истина не указ для потребности. Потребность суть система связей и отношений внутри сд и давление открывшейся правды далеко не всегда может уничтожить эту систему.
Основные свойства субъекта потребления- прочность, чувствительность и чистота. Прочность субъекта потребления характеризует его способность потреблять деструктивный вред из объекта потребления без саморазрушения путем нейтрализации этого вреда. Чувствительность субъекта потребления характеризует меру легкости, с которой он определяет и воспринимает бив из объектов потребления. Очевидно, что невозможно совместить одновременно чувствительность к благу с бесчувственностью к вреду в одном и том же взаимодействии. По развитию меры чувствительности будем различать потребителя грубого и тонкого. Чистота субъекта потребления характеризует размер присутствия в нем внутреннего вреда, препятствующего надлежащему употреблению благ из объекта потребления. Грязным, с т.зр. существующей потребности, является не только объект, но и субъект потребления. В итоге, оптимальным для процесса потребления является вариант, когда, с т. зр. нормативных ценностей, мера чистоты субъекта и объекта потребления совпадает.
Исходя из трех основных характеристик субъекта потребления определим его сильный и слабый тип.
Сильный тип субъекта потребления обладает прочностью, чувствительностью и чистотой. Ему не страшны грязные объекты потребления, он легко усваивает самое ценное из них и не несет потерь от внутренней неполноценности.
Слабый тип субъекта потребления непрочен, слабочувствителен и грязен. Круг его потребления сужен повышенными требованиями к чистоте предметов потребления. Для восприятия и употребления единицы блага из предмета потребления ему приходится тратить гораздо больше усилий, чем сильному типу. Кроме того, внутренний вред дезорганизирует процесс потребления, вынуждает нести дополнительные затраты на нейтрализацию попутно произведенных вредов. Итого получается, что один и тот же объект потребления при одинаковой потребности для сильного потребителя является носителем большего блага чем для слабого потребителя. Другое дело, что потребитель корректирует потребности в соответствии со своей силой-слабостью, поэтому потребности сильного и слабого различны по содержанию. Неизбежны моменты, когда сила потребителя может восприниматься как слабость и наоборот, т.е. и отказ, и приверженность к предмету потребления можно оценивать двояко. Отказ от потребления объекта не обязательно озачает слабость потребителя как и потребление объекта не обязательно означает силу потребителя.
Слабый отказывается от носителей благ, которые ему не под силу очистить от деструктивного вреда. Сильный отказывается от того, что оказалось псевдоблагом, сколь бы ни стоили ему все предыдущие заблуждения. Слабый не может отказаться от псевдоблага, на которое он истратил основную свою силу и собственность. Остаток сил он увлечен истратить на новый виток самообмана, чтобы старое псевдоблаго представить себе каким-то новым благом. Сильный не хочет отказаться от грязного блага, если он считает выгодным для себя его очистить. Список таких ситуаций можно продолжить, а вывод следующий: чтобы определить, сила или слабость являются источником решения, необходимо выяснить, где находится главный вред - в субъекте или объекте потребления.
Среди перегруженных деструктивным вредом сд самая популярная ценность - не ощущать никаких потребностей. Защищаясь, слабый демонтирует в себе те понятия и ценности, которым он не соответствует и не имеет перспективы соответствовать, сколь бы прекрасны они сами по себе не были. Слабые предпочитают заниматься теми видами деятельности в осд, которые наименее подвержены активным деструктивным вредам.
5.Ценности субъекта деятельности.
Ценность - это способ определения, объектов реальности (предметов, явлений, событий) ст.зр. их бив-содержания для субъекта оценки (сд, осд) в качественном и количественном измерении. Все существенные, повторяющиеся элементы, коллизии, ситуации в процессе достижения сд своей выгоды получают свои ценностные наименования, имена. По замыслу, ценности- это агрегатированные бив. Итогом формализации бив есть ценность.
Ценность есть продукт упрощения и сращивания вещного и содержательного определения объектов, элементов реальности. По ходу действия субъект имеет дело с объектами, явлениями, другими элементами реальности, которые в зависимости от уровня беглости внимания к ним могут восприниматься как отдельные или агрегатированные ценности. Для субъекта внимания есть два основных определений объекта - функциональное и ценностное, зачастую они совмещаются в одном наименовании. По форме ценности суть представление, эти представления циркулируют в сферах идентификации, идеализации, изображения параллельно с инструментальными данными о происходящем. В итоге создается ценностная и функциональная картина происходящего или мироощущение сд.
Функциональное и ценностное познание реальности протекает параллельно, сд в действии одновременно оперирует продуктами обеих познаний. Отсюда возникают коллизии подмены, смешивания функциональной и ценностной логики. Простейший пример таких ошибок - когда ценностями в рассуждениях оперируют как реальными вещами, их прибавляют и отнимают, множат и делят простым соединением, разъединением или совмещением их носителей. Но ценность привязана к ситуации, а не к отдельному объекту и добавление в действие носителя определенной внутренней ценности еще не означает, что эта ценность станет общим достоянием участников действия. Введение в ситуацию нового, существенного элемента вносит множество изменений в отношения между участниками действия, меняются их расчеты выгоды, одни общие ценности перестают работать, другие появляются...
В пользовании ценности выступают как целостное бив-определение, бив-образ объекта, предмета, ситуации, явления, события, т.е. любого интересующего нас элемента реальности. Ценности выполняют функцию бив-языка для объяснения происходящего в цикле ири. Хорошо сформированные ценности содержат в себе все самое важное, характерное, что присуще данному элементу реальности. Это именно то, что необходимо сд для оперативной оценки происходящего по ходу действия. На большинство объектов взаимодействия субъект навешивает ярлыки общепринятых ценностей и лишь отдельные объекты подвергаются детальному анализу в разрезе конкретных бив. Именно удобство заставляет пользоваться ценностями, а не определениями отдельных бив, но там, где общепринятого содержания недостаточно, включается учет конкретных бив т.е. создается конкретизированная ценность.
В фазе активного существования ценности выполняют функцию точечных идеалов, эталона, норматива, определителя искомого блага. В пассивной фазе своего существования ценность суть поиск удобной формы выражения бив-содержания элементов реальности. В сверхактивной фазе своего существования ценности становятся самодовлеющими, их ложное саморазвитие продолжается за счет разрыва системных связей с реальными потребностями сд, с реальным множеством бив. Устойчивые, серьезные ценности формируются многоэтапно. Главный элемент этого процесса- определение, познание элементарных бив. По мере накопления знания об отдельных бив выстраивается общая структура ценности.
Как правило, ценности - очень емкие понятия. В этом залог эффективности их применения, с1-й стороны, и бремя, соблазн искаженных трактовок, использований, с 2-й стороны. Чтобы защитить ценность от лжетрактовок, она всегда должна быть готова к демонтажу на бив-составляющие. Это естественно, что у каждого участника свои особенности в трактовке общих ценностей, но если им непонятен смысл и механизм функционирования данного осд, то эти ценности играют не прямую, но какую-то перевернутую роль в осд.
Ценности в осд повязаны функциональным смыслом, а не произволом разума или предписанием. Иногда в осд возникает иллюзия существования множества самостоятельных ценностей, которая рассеивается, когда вершится расчет главной выгоды и все ценности сносятся к своему бив номиналу. Ценность в осд существует не сама по себе, но лишь как итог функционирования всей системы отношений осд. Озвучивание, объявление, оглавление, декларирование ценности - лишь десятая доля необходимых усилий для ее оживления или уничтожения.
Универсальных ценностей осд так мало, что никто не в силах добавить хотя бы одну для всех, и так много, что никто не в силах хотя бы одну из них отнять вообще. Ограниченность - обратная сторона гармонии, органичности. Так, экономическое поведение подчинено ценностям однообразным, поэтому оно проще, предсказуем ей поведения эмоционально-волевого.
Распад, локализация системы общих ценностей в осд ведет к резкому сужению множества на только актуальных благ, но и актуальных вредов для участника. Окружающее пространство пустеет в ценностном отношении и наполняется существованием бесполезным и незначительным для сд. Скучно и тоскливо жить в мире недоступного и невозможного. Сам по себе участник не обладает способностью производить искомые блага в осд, разлад между производством и потреблением искомых благ - самое серьезное последствие опустошения системы ценностей в осд.
Деньги есть сгусток конвертируемых ценностей и никому никогда их с пьедестала ценностей не снять. Чем хуже функционирует осд, тем ниже приверженность участников к высшим ценностям осд и тем выше статус денег и благ, которые они предоставляют.
Смысл жизни сд состоит в поиске потребностей для себя и достижении их удовлетворения. Старение, ослабление телесно-побудительных потребностей вызывает в сд расширение поисков в сфере духовно-побудительных потребностей.
Важность - это категория сферы идеализации, значимость - сферы идентификации. Важность предмета для сд - это эмоционально-чувственно воспринятая значимость его. Значимость предмета для сд имеет реальную и представляемую составляющую. Непризнанное значимое входит в состав бытия, равно как и признанное значимое. Признание элемента реальности значимым, сущностью есть мостик к установлению серьезных отношений с этим элементом.
Для сд имеется осознанная и неосознанная форма потребления блага из носителя. При неосознанной форме потребления сд не видит и не выделяет из объекта предметы, являющиеся искомым благом для него. Он лишь знает, что данный фрагмент деятельности приносит ему определенное благо, но какие конкретно взаимодействия при этом необходимы, а какие -пустой балласт - этого он не знает. Момент осознания значимости для себя конкретного предмета (объекта) открывает для сд целую эпоху познания данного предмета (объекта).
Часть 2. Цикл ИРИ (идеализация-реализация-идентификация).
--
Введение в цикл ИРИ.
Деятельность субъекта мы будем рассматривать как взаимодействие субъекта и объекта. Субъект, как разумное существо, обладает способностью к идентификации и идеализации окружающих его объектов. Идентификация - это процессы внутреннего восприятия объекта взаимодействия как носителя интересующих его предметов. Идеализация - это процессы определения искомых предметов и способов их производства -потребления в объекте. Реализация- это процессы производства-потребления искомых предметов в объекте.
Идентификация протекает от исходного реального итога до исходного идеального итога. Идеализация протекает от исходного идеального итога до искомого идеального итога. Реализация начинается от искомого идеального итога и продолжается до достижения искомого реального итога. Процессы идентификации и идеализации протекают преимущественно в сфере внутренних действий сд, процессы реализации- в сфере внешних действий сд. Сд взаимодействует с окружающими объектами непрерывно, процессы ири протекают многопотоково и одновременно, как центральные, так и периферийные. Далее введем понятие успеха деятельности как меры совпадения идеального и реального итога деятельности, как степени достижения цели. Искомый реальный итог предыдущего этапа деятельности одновременно является исходным реальным итогом для последующего этапа деятельности сд.
Предмет - это форма представления субъекта об объекте. И эта форма должна быть удобна для процессов идентификации-идеализации, с 1-й стороны, и способствовать успеху в реализации, с 2-й стороны. Иными словами, предмет, как абстракция, должен правильно отражать реальные свойства объектов, т.е. его носителей. Между различными объектами существуют как подобия, так и различия, т.е. они являются носителями как одинаковых, так и различных предметов. Наличие подобия среди объектов сокращает путь познания конкретных объектов. Для удобства процессов идентификации-идеализации предмет может быть сформулирован конкретным или обобщенным, простым или агрегатированным. В итоге, множество объектов становится носителями одного и того же предмета. Каждый предмет есть сам себе эпоха.
Объект является носителем множества предметов, их сущности и явления, а носителем конкретного предмета может быть множество объектов. Всякий объект является носителем бесконечного множества актуальных и потенциальных предметов для сд в зависимости от того, в каком отношении к другим объектам он его интересует. При конкретном взаимодействии с объектом субъект , в силу его собственной ограниченности в отношении внимания, потребностей, способностей, вынужден принимать во внимание очень ограниченную совокупность предметов этого и других задействованных объектов, пользуясь при этом рассмотрением предметов агрегатированной формы, т.е. предмет-выводов о системах более простых предметов. Простой предмет для сд -это тот, о котором ему достаточно иметь лишь общее представление и для которого нет нужды или возможности анализировать по составляющих.
Следует различать идеальные и реальные предметы. Идеальные предметы есть продукты разума, сознания, их носители одновременно являются носителями этого сознания, разума. Сознание есть особая сфера внутреннего действия сд, она обслуживает процессы идентификации и идеализации. Сферы идентификации и идеализации обслуживают внешнюю деятельность субъекта, поэтому сознание создает в себе структуры подобия вещей и явлений внешнего мира - образы, а во внешнем мире- структуры подобия сознания - изображения.
Обычно разум интересует взаимодействие предметов, хотя в реальности взаимодействуют объекты, но действует упрощение. Познание субъектом объекта происходит как познание предмета, который его интересует и носителем которого является данный объект, т.е. как познание внутреннего содержания данного объекта. На определенном этапе познания внутреннего содержания объекта в сд возникает общее представление об этом объекте, т.е. возникает новый агрегатированный предмет, отражающий объект как целостность. Представление об этом новом предмете развивается по мере дальнейшего познания внутреннего содержания данного объекта. Процессы идентификации и идеализации оперируют образами, предметами, а не объектами, поэтому процесс конкретной идентификации не может считаться завершенным, пока все существенные стороны объектов рассмотрения не будут хотя бы самим примитивным образом не опредмечены.
Главное противоречие между идентификацией и идеализацией , с 1-й стороны, и реализацией, с 2-й стороны, в том, что первые оперируют только предметами, а вторая- только объектами. Какими бы полными не были наши представления об объекте, при реализации замысла все равно сохранится недоучет каких-то существенных предметов данного объекта. В реальную ситуацию нельзя ввести предмет или сущность, но лишь носитель данного предмета, являющийся одновременно носителем множества других предметов, зачастую нежелательных для нас. В итоге получается грязное взаимодействие с искомым предметом.
Перед рассмотрением производства и потребления бив посмотрим на структуру объекта деятельности, а также на структуру предмета. С т.зр. сд, всякий объект есть носитель совокупности предметов. Самопроизвольно, либо под влиянием внешних воздействий, всякий объект непрерывно изменяется, в итоге одни предметы в нем исчезают, другие возникают. Одни изменения протекают настолько медленно или настолько быстро, что ими можно пренебречь, другие требуют от заинтересованного субъекта периодического внимания.
В зависимости от состава актуальных для сд потребностей, один и тот же объект в различные моменты и для различных сд является носителем различных совокупностей предметов для них, т.е. имеет различное бив-содержание. Бив-содержание объекта для субъекта есть одна из разновидностей его предметного содержания, его оценочный, ценностный аспект. Разнообразие и разновременность возникновения -исчезновения потребностей в различных сд делает невозможным существование чистоблагостных либо чистовредоносных объектов для всех субъектов. С другой стороны, в рамках общих целей и вопросов один и тот же объект должен признаваться носителем одних и тех же предметов.
Процесс идентификации протекает не только в разрезе отдельных объектов и явлений, но и в разрезе реальной ситуации в целом, т.е. по всей совокупности актуальных обстоятельств. Одновременно сд идентифицируется и положение. Реальные измененния в сфере внешнего и внутреннего действия сд происходят непрерывно, изменения самоопределения сд в ситуации происходят прерывисто, отсюда возникает проблема совмещения прерывных и непрерывных процессов. Рассматривая внутренние и внешние действия субъекта в целом, будем пользоваться понятием положения и понятием ситуации. Положение- это состояние всех значимых элементов системы действия в определенный период времени. Ситуация- это то же состояние, только в определенный момент времени.
Предварительные решения принимаются с учетом реального положения, непосредственные решения- с учетом как положения, так и ситуации. Использование понятия положения имеет то преимущество, что оно учитывает характер измененний в элементах системы с течением времени или с изменением условий в ней. Понятие ситуации имеет то преимущество, что учитывает мимолетние возможности-невозможности, наиболее конкретно учитывает реальное состояние вещей. Ситуация потребления реальных бив всегда конкретна, никакие ухищрения не избавят сд от обязанности содержать элементы живой, непосредственной идентификации объектов взаимодействия.
По ходу реального действия сд лишь незначительную долю необходимой идентификации осуществляет в форме конкретной идентификации, т.е. идентификации с нуля. Вся остальная идентификация осуществляется в форме общей идентификации, как перенос на новые объекты ранее произведенной идентификации (собственный опыт и знание) и как считывание существующих изображений объекта, т.е. как потребление итогов произведенных другими сд идентификаций этих или подобных объектов. Идентификация ситуации не может быть полной без самоидентификации сд, т.е. без определения состава его актуальных потребностей, способа его действий и того, что сд считает за бив для себя. Самопознание- это ситуация, когда объектом внимания становятся носители внутренних бив сд. В этом случае носители внутренних бив суть объекты первой реальности, познание которых порождает стандартную цепочку реальностей.
Жизнь сд функционирует по циклу ири и первичной в этом цикле удобно принять сферу реализации как таковую, что задает подавляющую долю новаций в деятельность. Сколь ни самоценны сферы идентификации и идеализации, но цикл ири существует для удовлетворения потребностей сд, которое происходит в сфере реализации, т.е. главные события жизни происходят в сфере реализации.
Если сферу реализации принять за 1-ю реальность сд, сферу идентификации за 2-ю его реальность, то сфера идеализации является 3-й реальностью, эмоционально-чувственное отражение бытия сд , или сфера переживания является 4-й реальностью, а сфера субъективного изображения - 5-й реальностью. Каждая из вышеперечисленных сфер функционирует с помощью систем носителей, есть носители функций идентификации, идеализации, переживаний и т.д. Цикл ири продуцирует постоянное воспроизводство идентификаций, идеализаций, желаний и изображений объекта. При этом одна реальность вступает в противоречие с другими реальностями объекта лишь через несовпадение предыдущей и последующей версии того же элемента реальности. Всякий спор и доказательство должны завершиться в рамках единой реальности, иначе они не имеют доказательной силы. Одно изображение может быть побеждено лишь другим изображением, один идеал - лишь другим идеалом. Если новый идеал повергает старое изображение, но не продуцирует новое изображение, то вырождается как идеал, так и изображение. Разрушительство старого и усеченное строительство нового- пример нарушения принципа исполнения полного цикла ири. В условиях слабости или враждебности участников осд по исполнению ими полного цикла ири, между ними возникают вырожденные противоречия. Поиск и достижение новой общей реальности - истины, есть искомый итог невраждебного спора.
Процессы ири протекают в определенной последовательности: определение идеала (цели)-реализация цели-выяснение и переживание произошедшего, происходящего и определение перспективы. В реальной деятельности субъекта одновременно протекает множество процессов ири, в итоге получается, что на определенный момент в сфере идеализации центральное внимание занимает один предмет, в сфере реализации - другой, в сфере реализации - третий, в сфере переживания - четвертый.
. Вступая во взаимодействия с объектом, т.е. элементом первой реальности, сд отражает его во всех остальных реальностях. И каждое из этих отражений имеет свою самостоятельную сущность, свое значение в механизме принятия и осуществления решений сд. Пока внимание сд обращено на объект взаимодействия, отражение этого объекта субъектом является элементом энной реальности. Но как только внимание сд перемещается на сами носители данного отражения, последние становятся элементами первой реальности, т.е. предметом вторичного отражения. Нет ничего из реально существующего, что нельзя было бы поставить в положение первой реальности.
Предмет, объект для сд и осд всегда пребывает в четырех измерениях: в категории реального (т.е. сфера реализации), в категории представляемого (т.е. сфера идентификации), в категории должного (т.е. сфера идеализации), и в категории желаемого (т.е. сфера переживания).Всяк предмет имеет в цикле ири свою базовую форму, т.е. форму, где он наиболее явственен и развернут. При этом нельзя прекращать существование предмета в неявной форме, иначе он не восстановится в своей явной форме. Предмет существует то в форме носителя, то изображения, представления, идеала, желания. Любое существенное явление или событие в одной сфере деятельности сд обязательно получает отпечаток, образ, проекцию в смежных и остальных сферах деятельности. Уничтожить или создать предмет легче в неявной форме, а надежней- в явной, базовой форме.
С т.зр. цикла ири, деятельность субъекта суть непрерывный процесс определения и удовлетворения им своих потребностей, т.е. формирования цели, ее практического воплощения и оценки полученных итогов. Главный критерий оценки работы цикла ири - его объективная состоятельность, т.е. способность привести своего носителя к достижению реальных целей. Увлечение сд одной сферой в ущерб другим неизбежно оборачивается потерями, триединый цикл требует упорядоченности и внутренней согласованности. В фазе максимальной реализации циклы идентификации и идеализации отстают неизбежно и это является источником потерь и ошибок. Ослабление потока реализации дает возможность активизировать процесс идентификации, а вслед за этим подогнать к новым обстоятельствам и идеализацию. Продвижение в сфере идентификации создает последующий натиск на сферу идеализации, новации в сфере идеализации затем довлеют над реализацией. Этот переток энергий можно сделать и растущим, и затухающим в зависимости от качества и интенсивности работы этих сфер.
Внутренняя согласованность цикла ири означает, что определенный предмет при прохождении через все стадии цикла возвращается на свое исходное место. Пример внутренней согласованности цикла ири - устойчивое заблуждение. На уровне внутрисубъектной деятельности сд должен обеспечивать состоятельность на всех стадиях цикла ири, именно отсюда тяга к близким отношениям с другим сд для образования осд, проводящего компенсацию субъективных изъянов в цикле ири участников. Есть внутреннее действие сферы ири и есть внешний продукт этой сферы, который потребляется другой сферой. Бурное внутреннее действие сферы еще не означает, что его итогом станет столь же мощный внешний продукт.