Настоящая работа явилась плодом культурологических исследований и размышлений автора, проведенных им в 2001-2003 годах во время пребывания в одном из центров "цивилизации мегаполисов", "постиндустриального общества" и "зарождения нового мирового порядка" - городе Чикаго, штат Иллинойс, Соединенные Штаты Америки.
В работе рассматриваются понятие свободы, ее проявления в литературе, философии и укладе обычной жизни человека, концепции взаимодействия личной свободы и социума, путей освобождения личности в социуме и моделей "свободного общества". Обсуждаются противоречия между личной свободой и цивилизацией, и как апогей этих противоречий в эпоху глобальной суперцивилизации возникновение "виртуального мира" - поддерживаемого средствами связи, телекоммуникации и масс-медиа единого информационного пространства, призванного заменить собой модель реального мира с целью управления человеком социума и подавления вредных для цивилизации проявлений человеческой природы, в частности стремления к идеальной личной свободе. Указывается на тенденции саморефлексии личности и общественной мысли по поводу ограничения глобальной суперцивилизацией личной свободы и возникновения фрагментарного "антивиртуального мира", призванного воплотить исконные стремления человеческой сущности.
Автор благодарен Фрэнку Матсумото и Стэнли Кадои, инструкторам Чикаго кендо доджо, за подробное ознакомление с основами японской культурной традиции и философии, а также за помощь в сравнительноим анализе западной и восточной философских систем.
I really appreciated for Mr. Frank Matsumoto and Mr. Stanly Kadoi Chicago Kendo Dodjo chief instructors who help me a lot to study basics of Japanese Culture and Philosophy and to compare Eastern and Western points of view.
Я также благодарен Кену Козлару и Волтеру Кунцу, менеджерам Института Газовых Технологий в городе Чикаго, которые на деле показали мне, что такое настоящая Америка и настоящие американцы. Такие люди создали Америку, и на них она держится до сих пор.
I also appreciated to Mr. Keneth Kozlar and Mr. Walter Kunc, GTI people, who had showed me what is real America and real American People. USA was made by that kind of people and based on them now.
Я благодарен сотрудникам Чикагской Городской Библиотеки и Чикагского Института Искусств за помощь и гостеприимство.
I have to say "Thank You very much" for Chicago Public Library people and Chicago Art Institute people for help and nice communication.
Я также благодарен моим друзьям, филологу Недялко Овчарову (Болгария), специалисту по эзотерическим знаниям и спортивной медицине Александру Стецюку и к.ф.-м.н. Дмитрию Буланову, дискуссии с которыми оказали на меня большое влияние.
Я благодарен моему брату Романцу Роману за обсуждения и помощь в этой работе.
Моя особая благодарность Леониду Владимировичу Костюкову за критические замечания и руководство дипломным проектом.
--
Что такое свобода
Свобода - слово, сладкое для человечества. Часто стоит оно рядом с другим не менее сладким словом - Любовь. Любовь и Свобода - две мечты, обретающие полное воплощение в легендах и преданиях, да еще в краткие особые мгновения человеческой жизни. Немногие люди, чья жизнь состояла из мгновений свободы целиком, сами стали легендой. Жизнь их была короткой словно сияние падающих звезд, сгорающих без пепла, без остатка. Вожди восстаний, певцы освобождения, поэты борьбы - имена их остались в веках.
Что есть Свобода? В чем суть ее? Непросто ответить на этот вопрос. Более полезны здесь не определения, а переживания людей, движения их душ. Недаром говорят : " пьянящее чувство свободы". Именно чувство. И в древних легендах и сказаниях, и в произведениях авторской литературы через череду событий и переживаний, через атмосферу всей жизни ( и часто смерти) героев мы начинаем проникаться чувством свободы, и в высшей, кульминационной точке оно заполняет нас всецело.
Свобода есть неотъемлемое, глубинное стремление души человеческой.
Она не подчиняется серой логике будней, напротив содержит в себе парадокс, содержит тайну. И Эзоп предпочитает умереть свободным, чем жить рабом.
Она граничит с безрассудством, выводя нас за пределы обычного, к новым недосягаемым вершинам. И Икар, сын Дедала, направляет свой полет к Солнцу, плавятся восковые крылья.
Она идет рука об руку с мужеством. И Спартак вместо трусливого спасения своей жизни ведет отряды восставших рабов на Рим.
Она презирает смерть и не приемлет отречение. И Уильям Уоллес погибает на плахе со словом "Свобода", а не "милость".
Она ведет человека к жертве за других. И сердце Данко горит у него в руке.
Она противостоит абсолюту властителей и неразрывна с любовью к людям. И Прометей, презрев кару богов, приносит на землю огонь.
Итак, чтобы ответить на вопрос "Что есть свобода?" нам необходимо прежде всего, опираясь на наши знания из литературы, философии и науки, и также на личный жизненный опыт, описать те ее проявления, которые касаются жизни каждого человека, которые неотделимы от его существования, то, к чему вели людей вожди и герои, и то, к чему, пусть в малом, стремится каждый из нас. Возможно здесь мы отыщем ответы и на другой важный и интересный вопрос, на деле неразрывно связанный с первым - как соотносятся свобода личности и свобода общества.
2. Личная свобода и ее проявления
Прежде всего "свободный человек" мыслится хозяином себя самого. Он делает то, что хочется. Идет туда, куда считает нужным. Он может отдать свою жизнь за Родину. Он может посвятить себя служению людям. Он может есть одни только сырые овощи. Но сам, лишь он один. Тот кто решает. Тот кто разрешает.
Механизм этот очень глубокий. На самом нижнем своем уровне, там где безудержно копошатся социальные дарвинисты старых и новых формаций, он связан с необходимостью для каждого животного некоего свободного пространства, потребного для поддержания своей жизнедеятельности. Это же верно и для человека, но помимо пространства физического ему необходимо и пространство социальное. Ведь человек осознает свое существование, свое "я" через взаимодействие с окружающим миром, через возможность что-то изменять в нем. Будучи ограничен в этом или же начисто этого лишен, он начинает терять свое самосознание, свое я. Либо оказывается в положении томящегося узника, "узника бытия". Поистине кризис экзистенции.
Итак, личная свобода неразрывно связана с осознанием своего существования. В различных гранях этого существования она ищет и находит свое воплощение.
Свобода - это свобода действовать. Свобода распоряжаться своей жизнью. Свобода любить. Свобода творить. Оставить след своего существования во Вселенной. Построить дом, посадить дерево, воспитывать детей.
На первый взгляд столь обычные, хотя и без сомнения важные вещи, не много имеют общего с борьбой и восстаниями, с вождями и героями. Но вспомним, что все восстания, вся борьба за свободу начиналась именно с попрания этих обычных, обыденных проявлений свободы личной. Скажем более - человек социума уже несвободен. Известно, что философия родилась, когда ушла в прошлое эпоха Софии. Также и с оформлением самого раннего социума идеальная личная свобода перешла в мир легенды и мечты. И даже в легенде и мечте свобода есть лишь финал борьбы за нее. Победа в этой борьбе есть не финал усилий, а скорее награда стремлению. Плывет по морям земным хитроумный Одиссей, сын Лаэрта. Он - герой из героев. Штормы и бури встречает он лицом, не отступает перед опасностями, и даже из подземного царства мертвых живым возвращается. Но плывет и сражается он по воле олимпийцев. Мощь богов безмерна, и думается, что они проявляют снисхождение лишь к неукротимому стремлению героя. Что же получает Одиссей в награду? Лишь возможность вернуться к тихой и обычной жизни своей на родном острове в кругу семьи.
Свобода - это свобода действовать. Чтобы иметь такую свободу надо быть героем.
"Когда сеешь зерно, демоны трепещут. Когда собираешь зерно, демоны в ужасе. Когда печешь хлеб - демоны бегут прочь". Так говорил Зороастра. Свобода творить, построить дом, посадить дерево. И снова свобода эта проявляется в стремлении к ней. Тот, кто сам сеет свой хлеб, менее зависим от мира и от судьбы. Я вижу, как летят в меня лопаты и мотыги, ибо я говорю, что люди России - огородники-рабочие, огородники - пенсионеры, огородники - инженеры, учителя и врачи, и даже мелкие предприниматели, - те, кто копает картошку на своих земельных участках, более свободны, нежели люди Запада, покупающие картошку в супермаркете.
Свобода любить. Свобода любить снова означает борьбу, борьбу против общества, против мира, против судьбы. Она противостоит социальному укладу, она противостоит экономической целесообразности. Цена за нее часто сама жизнь. Лишь на пороге смерти отрешившийся от всего земного человек получает этот дар. Здесь есть момент пересечения с идеями религиозными, о чем мы скажем ниже.
Великий Гете поведал нам о страданиях юного Вертера. Причиной страданий была любовь, а финалом их явилась смерть. Однако вдумчивое прочтение текста показывает нам, что несчастная любовь явилась лишь сублимацией противоречий между тонким внутренним миром юного Вертера и жестокой и бездушной реальностью. Не видя смысла продолжать противостояние, не имея к этому сил, Вертер уходит из жизни. Его трагическая судьба подтверждает, что человек может стремиться к свободе различными путями, но достичь ее - значит овладеть ей целиком, во всех ее проявлениях. Нет и не может быть искусственно созданной, ограниченной свободы. Настоящая свобода сама является для человека мерой качества его жизненного пространства, полноты его жизни.
3. Что такое свободное общество
Итак, личная свобода есть прежде всего борьба за нее, ибо и мир, и социум ей противостоят. В силу этого социальная (общественная) мысль с давних пор поставила вопрос о свободном обществе - сообществе свободных людей, а также о путях его создания. Все множество идей можно отнести к трем основным направлениям.
Первое направление - революционное. Главный ход здесь - обозначить новое в виде красочных привлекательных выражений и лозунгов и убедить во имя этого призрачного нового сломать до основания старое, то, что мешает. В революциях до сих пор много загадочного. Само восстание, сама ломка есть в известном смысле лишь перестройка оболочки, в то время как ядро, сущность уже изменилась по своим неизменным законам. И возникшее новое при детальном рассмотрении есть не противоположность старого, а лишь его модификация. Так крестьяне в сталинской России были на положении крепостных, так в обществе коммунистической идеологии с инакомыслием велась борьба не менее жестокая, чем в обществе капитализма с зарождавшимися коммунистическими идеями. И в большинстве известных из истории случаев революции лишь драматически высвобождали энергию противоречий, но не вели к их разрешению.
Второе направление суть путь эволюции, постепенного социального реформирования. Эту идею можно представить как поиск компромисса между свободой личности и ограничениями социума. Практическое воплощение предстает здесь как создание социальной структуры, состоящей из клеток. Внутри каждой клетки сидит человек и он свободен. Еще он может петь и иметь свое мнение. Несколько другой вариант того же самого описал в своем произведении "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле. В монастыре, основанном Монахом как просветительское учреждение нового типа, все всегда делали то, что хотелось в данный момент одному. Не следует думать, что такой вариант обязательно обозначает принуждение, нивелировку индивидуальных желаний и стремлений, "причесывание под одну гребенку". Вовсе нет! Но здесь мы с необходимостью должны постулировать существование некоего универсально истинного взгляда на мир, идеальной концепции, свободной от противоречий. Коль скоро люди постигнут эту концепцию, то и противоречия взаимозависимостей и ограничения свободы исчезнут сами собой. Будучи принадлежащими одной и той же концепции миропонимания, люди будут свободно ходить строем и все делать то, что хочется одному, ибо это будут истинные и освобожденные действия.
Предположим, концепция истинно свободного общества существует. Осознание ее подобно религиозному просветлению, ибо до сих пор нет ни одного варианта, основанного до конца на строгих логических рассуждениях. Следовательно основная масса людей за исторически реальное время не будет в состоянии воспринять концепцию освобождения. И значит, их следует привести к свободе насильственно, либо с помощью революционных методов, либо используя ресурсы социальной иерархии и государственной машины.
Итак, практическое воплощение эволюции представляет собой процесс сложный и неоднозначный. Вдобавок необходимо определиться с ее (эволюции) направлением. Существует ли требуемая концепция на самом деле? И если она существует, то как ее найти?
На помощь приходит здесь третий подход, призывающий ко внутреннему изменению человека. Он пытается использовать преимущественно религию, философию и мистику.
Религиозные идеи направлены к освобождению души, к свободе в ином, лучшем мире. Ведущая роль в таком освобождении отводится Всевышнему, а человеку предписывается вера. Мистика ищет внутренне освобождение посреди течения обычной жизни через овладение особыми состояниями. Философия размышляет о свободе как о категории, пытается выявить присущие ей связи и закономерности. Она говорит о свободе выбора, свободе воли, свободе познания мира и человека.
И религия, и мистика, и философия в процессе поиска истины часто вступают в сложное, противоречивое взаимодействие.
Религия и мистика соприкасаются и даже проникают друг в друга. Неоднократно различные источники подчеркивают нам, что зарождение будущего свободного мира происходит в мире нынешнем, несвободном. С другой стороны мистические переживания открывают не только иной взгляд на наш мир, но и указывают путь в мир запредельный.
Философия, пытаясь придать всему этому строгость научного знания, сама попадает в сети экзистенциальных рассуждений. Отказываясь от Бога как ограничителя личной свободы, как от того, кто навязывает мораль и образ жизни, человек теряет и свободу в самом исконном ее смысле, свободу своего бытия.
Вся эта противоречивая динамика находит отражение в произведениях литературы.
"Какая гнусность! Какая гнусность!" - закричал я и встряхнулся, стараясь освободиться от этой липучей гнусности, но справиться с ней было нелегко, ее было слишком много, тонны и тонны существований, без конца и края, и я задыхался в глубине этой неохватной тоски. И вдруг парк опустел, словно все провалилось в какую-то бездонную дыру, мир исчез так же, как появился, а может, я проснулся - так или иначе, я его больше не видел; вокруг меня была только желтая земля, из которой во все стороны торчали мертвые, сухие ветви." [5]
Идея освобождение человека через познание мира и себя в нем, воплощение гуманных идеалов человека науки, человека прогресса и знания, неожиданно наталкивается на разрушительное осознание возможности существования мира как случайности, возможности, вполне допускаемой наукой.
"А если все не так? Если имитировать нечего? Если мир - не разложенная перед нами головоломка, а всего лишь бульон, где в хаотическом беспорядке плавают кусочки, иногда, по воле случая, слипающиеся в нечто единое? Если все сущее фрагментарно, недоношено, ущербно, и события имеют либо конец без начала, либо середину, либо начало? А мы-то классифицируем, вылавливаем и реконструируем, складываем это в любовь, измену, поражение, хотя на деле мы и сами-то существуем только частично, неполно. Наши лица, наши судьбы формируются статистикой, мы случайный результат броуновского движения, люди - это незавершенные наброски, случайно запечатленные проекты. Совершенство, полнота, завершенность - редкое исключение, возникающее только потому, что всего неслыханно, невообразимо много! Грандиозность мира, неисчислимое его многообразие служат автоматическим регулятором будничного бытия, из-за этого заполняются пробелы и бреши, мысль ради собственного спасения находит и объединяет разрозненные фрагменты. Религия, философия - это клей, мы постоянно собираем и склеиваем разбегающиеся клочки статистики, придаем им смысл, лепим из них колокол нашего тщеславия, чтобы он прозвучал одним-единственным голосом! А на деле это всего лишь бульон..."[9]
Таким образом глубокое продвижение в третьем направлении вызывает к жизни вопрос - а есть ли вообще свобода в нашем мироздании, есть ли она в принципе?
Третье направление смыкается со вторым, предполагая изменение общества через духовное обновление каждого человека. Внутренне выступает здесь как двигатель, как мерило для происходящего вовне.
Возможны, однако, и иные решения. Герой великого Гете, Фауст, с помощью духа Мефистофиля пытается совершить непосредственный переход от внутреннего к внешнему, от созерцания к действию. Многие идеологи современности, те, кто пытается быть властителями человеческих судеб, не идут ли они вослед Фаусту?
Среди мыслителей и философов распространено стремление найти путь к свободе в древних мифах. Так Ницше равнял с землей христианскую цивилизацию на основе своего собственного понимания идей зороастризма. В наши дни находятся апологеты неоязычества как истинного пути для России.
Изучение мифов интересно и поучительно. Мифы многих народов прославляют свободу и освобождение. Как правило в них действует тот или иной герой, который после ряда своих героических поступков приводит к освобождению простых людей. Особое место здесь занимают германо-скандинавские мифы. Скандинавские боги, асы, свободны изначально. Они встречаются и воюют с равными им, и также свободными, ваннами (предками славян и скифов по версии некоторых исследователей). И асов, и ванов отличает от других изначальная свобода, которая есть следствие прежде всего глубокого понимания мира вещей, знания наперед, мудрости. Недаром Один висит на Мировом Ясене пронзенный копьем в жертву себе же, и ему даруются руны - символы мудрости. Недаром в честь заключения мира асы и ванны создают человека - Квасира - мудрейшего среди всех живущих. Его кровь - это напиток мудрости.
Мудрость и свобода - вот две воистину неразделимые вещи. И дарующая свободу истина внутреннего мира - это не набор фактов со взаимосвязями между ними, а высшая, исходящая из природы самой вселенной, система анализа всех вещей и любой череды событий в подлунном мире.
Жестокий завоеватель, персидский царь Дарий, казалось, вынудил непокорных скифов принять бой. Построили свои ряды два войска друг напротив друга. И вдруг, все скифы, на виду у противника, кинулись ловить пробежавшего зайца. Свобода принадлежала им по праву.
Мы видим, что варианты освобождения, предлагаемые рефлексирующей общественной мыслью в ответ на ограничение обществом личной свободы, не являются независимыми и обособленными, а представляют собой триединую систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга концепций. Можно сказать, что в любой конкретной исторической реализации личного освобождения присутствует не одна какая-либо из этих концепций, но все три, взаимосвязанные и исходящие одна из другой.
Ни эволюция, ни революция не представляются возможными без изменения внутреннего мира. Для революции внутренний мир, в котором расцвела свобода, является двигателем, для эволюции - целью, путеводным маяком.
Как ни постепенны и неторопливы второй и третий пути, при их практических реализациях все время возникает соблазн использования революционных методов.
4. Цивилизация и свобода
В еще большей степени чем сам социум, свободу человека ограничивает развитие социума, его прогресс. Ибо прогресс социума невозможен без слаженного действия его составных частей. Максимальное воплощение прогресса социума - это цивилизация. Цивилизация ограничивает свободу человека. Вместе с тем вопрос о свободе и на уровне личности, и на уровне общества является для устойчивого существования цивилизации одним из важнейших. Цивилизация по природе своей насильственна. Свобода, воплощенная в движении человеческих масс, зачастую дика и необузданна. Каждая цивилизация неизбежно создает свою модель свободы личности и свободы общества. Не стоит удивляться, что все реализации в основном используют сочетания второго и третьего направлений, и лишь в ограниченном объеме первое, революционное направление.
Следует отметить, что важная роль во всем этом принадлежит системе экономических отношений. Даже будучи предоставлен сам себе, например на необитаемом острове, человек несвободен от поддержания своей жизнедеятельности. В обществе с разделением труда люди оказываются связаны друг с другом экономически. Идея создать экономически справедливое и сбалансированное, и тем самым свободное общество лежит и в основе марксизма, и в основе противостоящей ему концепции либерального общества с экономикой в форме свободного рынка. Как и всякое упрощенное одностороннее решение, такие концепции не вполне состоятельны.
Борьба за свободу на экономическом фронте была напряженной во все времена. Деньги как средство обмена товара на товар поистине являются символом экономической свободы. Действительно, если у человека есть деньги, неважно как они у него оказались, то он может себе купить нечто в пределах той суммы, которой он располагает. Во все времена государство стремилось ограничить и поставить под контроль такого рода свободу. С давних времен существовали и существуют изощренные налоговые системы, необходимые для сбора средств на поддержание функционирования власти и государства. Протестантская Голландия вела войну за свободу распоряжаться своими средствами с Папским Престолом. Орден Тамплиеров был уничтожен французским королем несмотря на их заслуги в крестовых походах. Король не мог терпеть у себя под боком финансовое состояние большее, чем то, которым располагал он сам.
В современном мире деньги все более теряют свою безличность, которая и делает их основой свободы экономической. Кредитные карточки, электронные деньги, банковские счета. Деньги делаются неотделимы от их владельца. Налоговые декларации и кредитные истории. Деньги, попавшие к вам на счет, приобретают свою историю. Все больше и больше размер вашего банковского счета является не мерой вашей предприимчивости, трудолюбия, таланта или авантюризма, а мерой того, сколь хорошо вы вписываетесь в существующую систему, оценкой за ваше хорошее поведение.
Далеко не все согласны с таким положением дел, да и сама жизнь имеет в себе моменты безудержной стихии, стремящейся разрушить порядок. Западный мир не может уже существовать без дешевой рабочей силы из мира развивающегося. И тут наличные деньги снова берут верх, играют важную роль. Возникает параллельная экономика, поистине либеральная. Там оплата всех видов услуг производится за наличные, там огромные территории заброшенных заводов в южном Чикаго превратились в поистине свободные рынки, где можно купить и продать за наличность все, начиная от сапог из крокодиловой кожи и до сотовых телефонов, плазменных дисплеев и компьютеров.
И все же свободные деньги - это еще не свобода. Истинная свобода лежит в мире духовном. В нутрии социально-общественной структуры она определяется отношениями между людьми. Экономическая формация задает базис. Общественный менталитет формирует сознание человека во всех его многообразных проявлениях.
Сделаем обзор основных реализаций моделей свободы в рамках различных цивилизаций, не претендуя, разумеется, на полноту.
Прежде всего, практическая реализация моделей свободы использует то обстоятельство, что свобода может быть относительной. Именно, человек чувствует себя по сравнению с одними людьми менее свободным, но более свободным по сравнению с другими. На этом была основана (и во многом основана и сейчас) модель общества с иерархической социальной структурой, с разделением людей на группы, классы, находящиеся друг с другом в определенной системе отношений подчинения. Как правило необходимо существование самого низшего класса отверженных, рабов, неприкасаемых, которые стоят ниже всех остальных, всеми презираемы, и служат как абсолютный ноль в отсчете свободы, счастья и благополучия в сознании людей. Неудивительно, что среди отверженных зачастую появлялось (появляется) свое разделение и свои отверженные. Рабы хотят иметь своих рабов - это облегчает их существование.
Социальная иерархия поддерживается силами государства (властью), идеологией и религией. Важнейшим моментом стабильности системы является постоянная пропаганда невозможности изменить существующее положение дел, существующую структуру, ибо:
- она ниспослана свыше;
- она поддерживается властью;
- она единственно возможная система мироустройства, проверенная веками, оптимальная для выживания общества, позволяющая противостоять внешним врагам.
В последнем моменте (противостояние внешним врагам) содержится большой потенциал - возможность стабилизации общества посредством вовлечения его в процессы перманентной войны и экспансии. Здесь также открывается полезная возможность отождествления отверженных с врагами или "иноземцами", деление мира на "римских граждан" и "варваров".
Наконец в случае, когда возможности экспансии исчерпаны, возможно разделение общества на противоборствующие группировки и инспирирование внутренней борьбы между ними. Каждая группировка считает другую (другие) препятствием на пути к собственной свободе. Принцип "разделяй и властвуй" известен уже в течении тысячелетий. И в наше время он находит новое воплощение в идеях "концепции управляемого хаоса", разрабатываемой идеологами буржуазного мира на основе теории перманентной революции Троцкого. Важнейшим критерием эффективности такого подхода должно служит отделение социальной структуры от движения в ее рамках людских масс. Люди меняются - структура остается. Одно из крайних воплощений эта модель находит в безудержной пропаганде личного успеха в "обществе равных возможностей", когда положение человека в социуме постулируется целиком зависящим от его личных качеств, усердия и шустрости. Тем самым каждый человек представляется живущим в пространстве свободной конкуренции с другими людьми.
Интересное описание структуры современного американского общества было предложено болгарским филологом Недялко Овчаровым. Американское общество делится на:
- элиту ("мутанты");
- основных производителей и потребителей (в одном лице) материальных благ ("клиенты");
- людей провинции, оказавшихся за гранью индустриальной цивилизации ( "фермеры", "красные шеи", их количество в США с населением 250 млн. человек составляет почти 100 млн. человек);
"Мутанты" названы так потому, что всем своим видом и образом жизни они должны отличаться (и отличаются) от "простых людей". В противоположность им "клиенты" ведут простую жизнь, во многом опирающуюся на традиции, жизнь с простыми радостями и целями. Мир мутантов иной - он сверкает ночными огнями небоскребов, он доступен взору клиента лишь сквозь огромные витрины центральных авеню. Есть немало клиентов, которые хотели бы для своих детей карьеры "мутанта". В разговорном сленге существует специальный оборот "to be on the twenty fifth floor" - "быть на двадцать пятом этаже". Выше тебя только облака, а мелкие люди копошатся внизу, в лабиринтах улиц. И неважно, что ты всего лишь младший клерк. Важно то, что у тебя есть белая рубашка, синий галстук и табличка с фамилией. "Ты, конечно, не такой как все - ты работаешь в офисе."
Среди потомственных мутантов распространена рефлексия - многие дают сверкающему миру иную оценку. Тем не менее никто из них не желает отказаться от тех благ, которые позволяет их положение. Элита также несвободна, она осознает свою несвободу, свои ограничения, свою взаимозависимость, но это компенсируется осознанием избранности по сравнению с другими, а также доступностью материальных благ. В любом устойчивом обществе элита должна быть пассивна. Революционеры "наверху" способны наломать серьезных дров.
Существование "красных шей" еще более архаическое, чем у клиентов. Отсутствие финансовых средств отменяет какие бы то ни было цели и стремление к ним. Та же их часть, которая может зарабатывать деньги (собственно фермеры) столь сильно вовлечена в производственный сельскохозяйственный процесс, что не представляет собой существенно активную социальную силу.
Что касается "отверженных", то это быстрорастущая по численности категория. "Цивилизация мегаполисов" уже не может обходиться без их дешевой рабочей силы и дешевого сервиса. Они - единственные в обществе безудержного потребления, кто может накапливать средства и покупать, а не жить в кредит. Нередко ныне можно встретить мексиканца или черного на двадцать пятом этаже. Что он делает там? Моет окна? Доставил пиццу? Готовит революцию?
Итак, мы видим, что свобода цивилизации не нужна, даже вредна, но в целях обеспечения своей стабильности она создает модель свободы:
- создавая неравенство между людьми, и тем самым относительную свободу одних относительно других;
- подменяя свободу якобы борьбой за нее, а на самом деле противоборством различных группировок;
- создавая иллюзию свободы через овладение сознанием человека.
Цивилизация пожирает Свободу и обращает ее в Несвободу. Она обращает идеи свободы в мифы и иллюзии, а затем реализует их в виде прямой противоположности изначальному. Так христианство было обращено в идеологию подавления, в оправдание завоеваний и порабощений народов. Марксистские идеи о равенстве всех людей обернулись тоталитарными режимами, сравнимыми по жестокости с тираниями древних времен. Концепция свободы, демократии и универсальных человеческих ценностей на наших глазах превращается в воплощение невиданной ранее системы тотального контроля за всеми и каждым.
Вместе с тем, цивилизация играет и положительную роль. Именно, она создает стабильность для развития внутреннего, и создает материальные ресурсы для реального воплощения нового. Так католическая Европа возродила и развила античную науку и философию, позднее средневековье подарило нам эпоху Возрождения. Примеры эти можно множить. Каждый раз увеличивались знания человека о мире, возрастало самосознание. Как мы отмечали выше, в развитии знаний, в накоплении мудрости возможно и состоит истинная свобода. Цивилизация порождает элиту, но элиту иную, духовную и интеллектуальную. И все же цивилизация пожирает свои добрые плоды. Элита эта слишком немногочисленна, чтобы иметь социальный вес, а добытые ими знания идут на потребу власти, на упрочнение системы подавления. По-видимому эта парадоксальная двойственность цивилизации вводит в заблуждение некоторых мыслителей, и они с упорством начинают отстаивать старое перед новым, говоря, что язычество лучше христианства, католический догматизм лучше идей Возрождения и гуманизма, и устройство царской России следует принять за образец.
Эти два полюса внутри одного целого и обеспечивают развитие, движение вперед. Немного бы стоила свобода в ее первобытной реализации. Тем не менее мы по всей видимости живем в эпоху, когда баланс, столь необходимый, может быть нарушен.
Нынешняя цивилизация претендуют на приставку "супер-" и эпитет "глобальная".
Действительно, мир необычайно уплотнился. Каждый человек знаком с любым другим через цепочку из четырех людей. Уплотнился мир, уплотнились и его противоречия. И проявляются новые свойства, которые мы действительно можем назвать глобальными.
Так подавление личной свободы приобретает новые формы.
Прежде всего, в цивилизации мегаполисов нет и не может быть свободной территории для жизни особи. Перенаселенность цивилизованного мира, гигантская плотность людей вызывает к жизни тяжелые стрессы и другие невиданные, неизученные еще последствия. Посмотрите на ночную жизнь больших городов. Она является искаженным отражением дневной жизни. Все эмоции, которые люди накопили за день, выплескиваются в ночь. Ночь - это день навыворот. Запах табака и гашиша, оглушительная, скрежещущая, не похожая на музыку, музыка индустриального стиля. Что это за черно-белые тени мечутся и извиваются внутри большой металлической клетки? Да это же наши друзья-мутанты с 25-го. И их мало на что похожие подруги. Вы говорите - деградация, упадок культуры, они должны были бы читать что-нибудь классическое (вслух) под прослушивание чего-нибудь классического. А еще лучше сами музицировать. Будьте осторожны с высказываниями! Это не сумасшедшие развлечения сумасшедших. Здесь идет борьба, здесь готовится революция.
Свобода - это свобода любить.
Свобода поехать в Сибирь вслед за мужем-декабристом. Свобода украсть принцессу под покровом ночи и умчать ее на быстром коне. Все это возможно, если любовь имеет некую ценность, если жизнь с любовью ценнее, чем жизнь без любви. Если же любовь всего лишь химия тела, набор правильной косметики и дезодорантов, да еще нескончаемый поток советов в глянцевых журналах, то это и не ценность вовсе, а нечто сродни погоде или атрибутам быта. Нечто в ряду между Мак Дональдсом и маникюрным салоном, нечто, что бывает после ужина как альтернатива просмотру телепередачи. И этому свобода не нужна. Оно есть как бы само по себе, иногда хуже, иногда лучше (читайте советы в глянцевых журналах). Нечто.
Свобода творить, построить дом, посадить дерево.
Ты можешь посадить дерево, если купишь себе землю. Ты можешь построить дом, если у тебя есть достаточно денег. Но скорее всего ты до самой старости будешь жить в доме, который принадлежит банку. Хочешь дерево? Фирма "Братья-мексиканцы, добрые католики" привезет тебе то, что надо и посадит. Никаких кредитных карточек, оплата только наличными.
Свобода - это свобода действовать.
"Красношеий" свободен действовать - если у него есть доллар, он может купить себе пиво. Еще более свободен черный - он может поиграть в баскетбол.
"Клиент" несвободен, но он действует, в который раз подменяя свободу борьбой за нее. Он весь проникнут жизнеутверждающим мышиным шевелением - новая машина, новый пиджак, новая жена.
Хуже всех приходится мутантам. Машины, пиджаки и домашние кинотеатры идут как бы сами собой, благодаря высоким доходам. И действия нет. Есть перепечатывание кучи ненужных бумажек, перезванивание по куче ненужных телефонов. Но нет действия. И они пытаются его создать. Они пытаются быть героями.
Вы видите небоскребы родного Даун Тауна? Но почему небо над ними столь зловеще красное? Что за пронзительный скрежет и вой раздаются поблизости? Что сжимает рука менеджера? Это не "паркер" и не сотовый телефон, это - многозарядная винтовка разрушительной силы. Город во власти жутких монстров. Цивилизация погибла. Злобные твари разжевали кости твоего босса до мелкой кашицы. Ты остался один - последний герой. Винтовка и гранатомет - вот твоя надежда. Добраться до 31 уровня - вот твоя цель. Иди вперед и оставляй за собой куски свежей монстрятины. А если монстры одолеют... придется перезагрузить игру. Это DOOM - "предзнаменование", "судьба", "рок", полигон для героев, трехмерная компьютерная игра в действие. В свое время DOOM был запрещен в корпорации IBM после того, как интенсивная одновременная игра сотни сотрудников испортила корпоративную компьютерную сеть.
Далее следуют компьютерные салоны с лазерным оружием или пэйнтбол в лесу. Тут ты уже бегаешь по-настоящему и стреляешь в живых людей - своих собратьев.
"Из всех искусств кино покатит больше остальных!" - сказал Квентин Тарантино. Ныне фабрика грез - Голливуд - выходит на новый рубеж. Специальные компьютерные звуковые и видео- суперэффекты, ускорение и замедление съемки - киноиндустрия вплотную подошла к созданию видеонаркотика. Зрителям предлагается идиомоторная тренировка в кинозале. Челюсти, жующие поп-корн, то замирают, то начинают работать быстро-быстро. Зрители погружаются с головой в неистовое экранное действо. На очереди - трехмерное голографическое кино.
Ты любишь динамический сюжет - придай своему внутреннему миру динамику посредством наркотических средств. Путеводители от Кастанеды до Кастанеды - в твоем полном распоряжении.
Есть в американском обществе небольшая категория людей, которые осознанно видят свою свободу в создании материальных вещей своими собственными руками. Они варят и скручивают тяжелые трубы и месят бетон. В противоположность подавляющему большинству клиентов отправиться работать в офис для них подобно наказанию. Таким образом они противостоят цивилизации, которая желает рассматривать всех людей как свои собственные шестеренки.
Большинство видов деятельности в постиндустриальном обществе предполагает использование умных шестеренок, чего-то среднего между людьми и роботами. Работа слишком сложна для роботов, но утомительна и тосклива для людей. Люди испытывают постоянный стресс. Они активно или пассивно отказываются быть шестеренками. Они присоединяются к движению хиппи - реально или виртуально (в своих мыслях, в своем поведении). Они начинают принадлежать потоку происходящего с ними безо всяких попыток выбраться, притормозить, повернуть.
Понятие карьеры приобретает почти что сакральный смысл. У тебя настолько мало возможностей для маневра, что ты должен все сделать на отлично и с первого раза. Ты должен иметь хороший рейтинг. Ты должен идти проторенной дорожкой и не пропустить нужный поворот.
Цивилизация окружила человека своими слугами - приборами бытовой техники, средствами транспорта, атрибутами удобного быта. Да, именно так, все эти вещи не слуги человека, они слуги цивилизации, они помогают ей держать человека под контролем, "в руках". Принтер ломается именно в тот момент, когда ты идешь на совещание к директору. Виноват ты сам - надо была напечатать документы еще вчера вечером. Вчера вечером ты ходил в театр "Глобус"? Ты дружишь с Шекспиром? Дружи-ка ты лучше с принтером!
Все, что было сказано выше, относится в основном к Америке. Что касается нашей страны, то в чем-то она похожа на Америку, в чем-то имеет свои особенности. Америка и Россия - как два полюса, противоположные и соприкасающиеся, перетекающие друг в друга в одно и то же время. В Америке человек волен делать что хочет, но будет делать то, что позволит ему оставаться шестеренкой в гигантском механизме цивилизации. В России человек может делать что ему вздумается, но большинство его усилий окажутся бесплодны и бессмысленны. Россия выстраивает подобие Западного мира, но это лишь пустая оболочка, лишенная всякого содержания. В то же время законы выживания определяют реальность, превосходящую по абсурдности и жестокости любую компьютерную игру. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Что же мы видим? Мы видим брокера, увлеченно играющего в "стрелялку" DOOM, клерков, заедающих экранную кровь поп-корном, молодых людей - цвет нации - пляшущих в клетке под воздействием наркотического дурмана. Все они ищут свободу! Куда мы попали? Добро пожаловать в виртуальный мир!
5. Виртуальный мир
Как уже было сказано выше, суперцивилизации нужны люди-роботы.
Суперцивилизации нужны послушные люди-рабы.
(Следует отметить, что здесь мы говорим об индустриальном и даже постиндустриальном обществе. Как уже отмечалось выше, процессы экономической глобализации все больше смещают границу между постиндустриальным обществом и развивающимся миром из области географических границ между странами и континентами в область социального разделения людей. В одной и той же стране, будь то страна западного мира или развивающегося, представлены ныне прединдустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, в разных, разумеется, в зависимости от конкретной страны, соотношениях. Подходы цивилизации к управлению прединдустриальной, развивающейся фракцией мы обсудим ниже. Характерным отличием индустриального и особенно постиндустриального общества является развитая система средств связи и телекоммуникаций, а также масс-медиа, формирующих единое информационное пространство. Наличие такого пространства необходимо для реализации того, о чем говорится в данной главе.)
Как их создать? Наиболее эффективным признается в настоящее время триединый подход:
- создание людей-роботов в реальном мире;
- подконтрольное массовое использование психотропных и наркотических средств с целью контроля и ослабления негативных для цивилизации выплесков энергии, в перспективе возможное использование дистанционных методов управления и контроля;
- создание виртуальной реальности, владеющей и управляющей сознанием людей.
Создание людей-роботов всерьез рассматривается Пентагоном и Уолл-Стритом - чего стоит статья владельца одной из компаний в Силиконовой Долине "Почему мы не нужны Будущему в том виде, в котором мы есть сейчас". Но несмотря на ряд успешных опытов по вживлению чипов и подсоединению электродов к мозгам, технические проблемы здесь все еще очень сложны, хотя и делаются интенсивные попытки их решения. Человек со своей высшей нервной деятельностью оказался непростым орешком!
С точки зрения серьезной науки перманентный симбиоз человека и электромотора невозможен без разрушения и уничтожения человеческого организма. Искусственное сердце существует уже несколько десятилетий, однако до сих пор не выявлены и не изучены до конца все разнообразные варианты ритмов сердца естественного. Что же говорить о мозге с его миллионами нейронов. Да, возможно составлена карта соответствия между мозговой и физиологической активностью. И все же мы по-прежнему очень мало знаем о процессе мышления, о зарождении и развитии эмоций. А реакции нашего тела, которые несомненно оказывают обратное воздействие на мозг. А жизнь души? Если мы декларируем, что сердце бьется строго периодически, это не значит, что пациент с подсоединенным к нему насосом будет жить долго и счастливо. Если мы попытаемся исключить душу из нашей практики, это не значит, что мы сможем в реальности это сделать.
Известный американский миллионер, создатель линейного принципа организации оперативной памяти электронных машин, Форестер выдвинул на основании результатов своих работ по компьютерному моделированию сложных систем так называемый принцип контринтервенции. Он сформулировал идею о противодействии сложной системы однонаправленному примитивному воздействию извне. Конструкторов человека-робота ждет впереди еще немало неожиданностей и сюрпризов.
Однако истинный смысл обсуждаемой сейчас в определенных кругах идеи сингулярности представляется все же не в предсказании будущего как такового, а в узаконивании в сознании людей его определенного образа.
"Сингулярность" - это момент в будущем ( и будущем по мнению приверженцев этой идеи недалеком ), когда все нарастающий темп разнообразных научных открытий и разработок в области электроники, увеличение объема информации и экспоненциальный рост скорости компьютерных вычислительных устройств, а также иерархическое усложнение компьютерных сетей, приведет к возникновению и неконтролируемому развитию саморазвивающихся компьютерных или человеко-компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта, а лучше с самим этим самым искусственным интеллектом непосредственно. И человек обычный уйдет в прошлое, а остатки будут уничтожены роботами или погибнут сами, не вписавшись в новую реальность.
Будет сингулярность или нет, ее пропаганда похожа на рекламную компанию неизбежности абсолютно несвободного общества.
Другое направление в переделке человека - бионическое. Использование хирургии и генной инженерии должно позволить подправить (сначала слегка, а потом и более значительно) биологическую эволюцию человеческого организма. Если оставить в стороне истерию вокруг так называемого клонирования, то следует признать, что этот путь является весьма перспективным в лечении сложных заболеваний, а также в лучшем понимании, что собственно есть человек как биологическая система. Более того, положительные результаты в этой области с неизбежностью демонстрируют синергетическую природу человека, единство его во всех проявлениях, в противоположность концепции ящика с деталями, удобной для "киборго-строителей". Вдобавок, успехи бионического подхода служат скорее освобождению человека, чем его порабощению.
Что касается наркотиков и психотропных средств, то они позволяют лишь перераспределять психическую энергию и грубо управлять ей. Есть, разумеется, синтетические средства специального действия, такие как ЛСД и его производные, прошедшие широкую апробацию в армии и специальных службах США. В результатах этих испытаний удивительно не столько существенное совпадение галлюцинаторных видений людей с различными типами нервно-психической деятельности, образованием и культурным базисом, сколько повышение многими из них после проведения опытов уровня личной самооценки и самоценности как личности в системе нашего мироздания.
Поэтому третий подход является на данный момент ведущим и наиболее перспективным.
Итак, добро пожаловать в глобальный виртуальный мир.
Его структура сложна и разнообразна, она постоянно меняется так, что кажется за всем этим невозможно уследить. И все же ее ядро, ее основополагающие принципы могут быть описаны, ибо они основаны на работе с самой природой человека, основаны на разнообразных знаниях, включая социально-психологические науки и опыт религий и идеологий за последние тысячелетия.
Виртуальный мир - это единое информационное пространство, поддерживаемое в своем существовании мощной системой коммуникаций, средств связи и масс-медиа. Взаимодействуя с информационным и психическим полями человека на всех уровнях, от бессознательного до надсознательного (общественная мысль, общественный менталитет), виртуальный мир создает в сознании людей как можно более всеобъемлющую модель реальности, которая может быть легко изменена в интересах управления социумом и обеспечения стабильности цивилизации.
Вот список основных инструментов виртуального мира:
- телевидение с его мрачным миром фантомов;
- периодическая печать, насыщенная рекламными картинками и дешевыми бульварными статейками;
- киноиндустрия голливудского разлива;
- индустрия поп-музыки и развлечений, направленных на подсознание;
- идеология важности имиджа перед содержанием.
В реальном мире человек ограничен и несвободен.
Человек ищет свободу - виртуальный мир должен быть безграничен.
В нем должно быть все, что можно пожелать, все, что можно себе представить. Философии, религии и идеи, мудрецы и герои - все представлено в музее восковых фигур, на рынке виртуального мира. Нет различия между тем и этим, разве что этикетка с ценой. Но ничего сверхдорогого, все доступно. Однако все это должно вызывать сомнения, все должно быть шатким. Лишь нечто основное, наиважнейшее для стабильности - "общечеловеческие ценности" - должны просматриваться за всем этим. Только они верны и незыблемы. На самом деле эти ценности суть воплощение пассивности и нигилизма. На деле они ведут к обособлению людей и изоляции их друг от друга, к невозможности существования "сообществ духа", к нивелировке идей и стремлений, к примитивизму в отношениях между людьми.
Виртуальный мир - противник истинных знаний. Нужные ему знания могут быть представлены в виде совокупности ремесленных знаний и мифов. Объективные знания за рамками профессиональной области не нужны. Способность к анализу, а тем более синтезу недопустима. Образование должно быть подавлено. Должно быть создано информационное поле, хаотическое и неопределенное, через которое можно закачивать в людей нужную информацию. И снова игры с внутренним миром - от Кастанеды до нео-
буддизма - весь спектр оккультных удовольствий.
Виртуальный мир вовсю использует страсть людей к развлечениям и удовольствиям. Он подменяет стремление к свободе такими суррогатами как тщеславие, чувство превосходства над другими и т. д. Он превращает людей в эдаких инфантильных детей-переростков, "вечных студентов" безо всякой ответственности за последствия своих поступков. "To have fun!" - "Получай удовольствие!" - вот девиз сегодняшнего дня.
Виртуальный мир дружит с коммерцией, причем с коммерцией глобальной, с бизнесом транс-национальных корпораций, ибо он есть наиважнейший проводник рекламы товаров и услуг. Более того, как сказал один из деятелей "Нового мирового порядка" : "Легче нам изменить людей под наши товары, чем наши товары под людей". Поистине виртуальный мир незаменим при реализации такого подхода. Однако коммерция, которая с одной стороны дает виртуальному миру энергетическую подпитку и возможности для саморазвития, делает его в известном смысле самодостаточным и автономным, с другой стороны ухудшает его правдоподобность ибо с неизбежностью делает его образы менее реальными и убедительными, делает их подобными "картонным шаблонам". В результате многое в виртуальном мире выглядит примитивным и ненастоящим (однако лишь в том случае, если есть с чем сравнивать).
Последствия воздействия виртуального мира для науки, образования, культуры и искусства поистине драматические. Ибо и наука и искусство своими собственными путями всегда стремились к истине. Истины больше нет. Нет ее даже в вине, поскольку дешевое калифорнийское вино в супермаркете - это суррогат тросникового спирта с растворенным в нем сахаром и естественным черным красителем, сделанным из виноградной кожуры.
Что есть виртуальная "наука"? Это совокупность газетных заметок о чудодейственных диетах, клонировании, пришельцах из космоса и переложении на оккультный язык каких-то астрофизических идей. Так например, сообщение о поисках темной материи во Вселенной озаглавливается "Ученые ищут абсолютное зло. Они его уже почти нашли. Оно черное."
Культура понимается как набор определенных правил поведения, обеспечивающих пресловутую политкорректность. А на деле социальную пассивность и безразличие. Тому, что сверх этого - концепции, взгляды, дискуссии и конфликты идей - не стоит уделять внимания, ибо в виртуальном мире все это относится к области личного потребления, личных приоритетов, все эти вещи равны и отличаются друг от друга лишь этикетками с ценой. Каждый может выбрать по вкусу или не выбирать вовсе.
Особое отношение псевдокультура виртуального мира воспитывает к спорам и дискуссиям. "Как правильно вести дискуссию" - одна из главных тем при изучении английского языка в американских колледжах по программе для эмигрантов. Ты должен говорить "I see your point", ты должен говорить "based on well known view". Ты не должен говорить "I have to notify", ты не должен говорить "I disagree with you".
Виртуальный мир запускает щупальца политкорректности в образование. Никому неизвестный ранее филолог из Нью-Йорка обнаружил в произведении Хемингуэя "The Old Man and The Sea" 200 не политкорректных слов. В частности название должно быть кардинально изменено, ибо Old Man задевает пожилых людей, которым не нравится, что им напоминают об их возрасте, а Sea задевает тех людей, которые его никогда не видели.
Надо давать лишь ограниченную информацию. Надо создавать удобные справочники-путеводители. Из ограниченной информации можно как из мозаики складывать все что угодно, все, что нужно, любые картинки. Ядро виртуального мира - это изначально принципиально ограниченный понятийно-языковой аппарат, который содержит ровно столько понятий и языковых конструкций, сколько нужно для описания виртуального мира. Вот почему, пропагандируя свободу слова, виртуальный мир не приемлет ее в высшем смысле, в смысле творческого развития и осмысления языка как целостной самоценной сущности.
В плане искусства виртуальный мир любит самый авангардный авангард и сплетни о жизни звезд. На деле авангард превращается в оформительские плакаты, созданные с использованием новейших достижений психологической науки. А вся творческая деятельность Большого Театра например сводится к измерению и широкому обсуждению веса Анастасии Волочковой.
Виртуальный мир поглощает искусство. Поэзия почти умерла. Этот жанр плохо совместим с неоновыми вывесками. Проза представлена в основном бульварным чтивом.
Виртуальный мир забирает у тебя способность мыслить. Как отмечал в своей работе "Иметь или быть" Эрих Фромм, раньше человек говорил "I think", теперь он говорит "I have idea".
Куда бы ты не отправился, везде и всюду ты идешь по улице с неоновым освещением, на которой расположены кинотеатр с красочными афишами, супермаркет, дешевое кабаре и газетный киоск с глянцевыми журналами.
6. Перводвигатель виртуального мира
Аристотель, создавая свою картину мира, представил ее как совокупность взаимосвязанной системы двигателей, являющихся причинами событий. Все эти двигатели приводила в движение первопричина, названная Аристотелем перводвигатель. Что есть перводвигатель виртуального мира? И как этот виртуальный мир возник? Развивается ли он по объективным законам или здесь присутствует чья-то направляющая воля, замысел некой суперэлиты? Для столь сложной системы как мир, пусть и виртуальный, трудно выявить естественность или искусственность его первоприроды. Однако мы можем руководствоваться следующим соображением. Если нечто имеет в своей первооснове вместе с каждым составляющим элементом его противоположность, то следует предположить для него естественную природу. Если же нечто выделено не имеет противоположности, то можно ожидать происхождение по умыслу. Суперэлита несомненно существует и играет в этой "пьесе" свою важную партию, но все же первоисточник, "стержень" виртуального мира есть порождение не столько умысла, сколько определенного сплава религии и идеологии. Суперэлита, "сверхмутанты", наделенные властью и определяющие "оперативное" развитие, сама оказывается во власти первичных идеологических установок. В современном мире можно выделить три идеологических центра и три модели виртуального мира, каждая из которых подобна другой по внешнему облику, но отличается по внутренней сути и по направлению своей эволюции. Эти модели суть американская, европейская и азиатская (восточная). Каждая по отдельности они выглядят как произошедшее от умысла, и лишь в совокупности приобретают, вероятно, естественную целостность.
Американская модель наиболее утилитарна, ее идеология сборно-синтетическая, хотя в ней есть фрагменты весьма древние, выдержавшие испытания веками. Европейская модель основана на постхристианстве - синтезе западно-христианского догматизма и эллинской культуры на основе критической мысли нового времени. Восточная модель находится в стадии формирования, пытаясь уловить сверхбыструю современность в сеть фундаментальных философских учений.
Несмотря на доминирование американской модели на современном этапе, все три разновидности виртуального мира находятся в сложном взаимодействии. Приведу без доказательства то мнение, что европейская модель более сбалансирована и жизнеспособна, в то время как в исторической перспективе верх с неизбежностью одержит восточная модель. Действительно, внутри американской виртуальности вызревают мощные противоречия, связанные с примитивизмом этого подхода и недостаточным вниманием к сущности человека. Это неизбежно приведет (и приводит уже сейчас) к разнообразным всплескам революционной активности. Кроме того остается открытым вопрос управления "варварскими территориями", развивающимся миром, который полон противоречий и неподконтрольной энергии. Что предлагает американская модель? "Концепция управляемого хаоса" - все та же известная тысячелетиями схема "разделяй и властвуй", надежда на то, что противоречия подавят друг друга в локальном порядке. Но вместе с тем это и признание необходимости существования вместе с самим элементом его противоположности как условие естественного и непротиворечивого хода событий. Инь и янь образуют колесо мирозданья.
Перводвигатель виртуального мира, представленный в виде упакованной в сети религиозно-идеологических догм суперэлиты (организованной преимущественно по принципу наследования власти от поколения к поколению, людей со стороны там почти нет; вопрос - "почему все будущие президенты США учились в Йельском университете?"; ответ - "потому что там они заранее знакомились с будущими министрами и конгрессменами"), в большей степени воплощает идею самостоятельно существующего кибернетического организма, чем все вместе взятые фантазии "сингулярологов". Перводвигатели виртуальных миров - это самостоятельно существующие почти разумные существа. Они борятся за свое выживание, используя имеющиеся в их распоряжении колоссальные материальные, технические, интеллектуальные, финансовые и информационные ресурсы. Важным моментом в их текущем сегодняшнем существовании является то, что наука напрямую поставила вопрос об их дальнейшем материальном существовании, причем вне прямой зависимости от бунта компьютеров и нанороботов.
В начале 70-х годов прошлого века, когда арабо-израильский конфликт впервые наглядно показал зависимость развитого мира от поставок нефти из мира развивающегося, семь европейских мультимиллионеров основали организацию "Римский Клуб", целью которой было прогнозирование возможных путей развития цивилизации. Американский инженер и миллионер Форестер откликнулся на их призыв и, вместе с группой сотрудников, с помощью новейших для того времени компьютеров фирмы IBM построил ряд моделей развития цивилизации, получивших впоследствии общее название "Мировая динамика". Первая модель была достаточно примитивной, но ее результаты настолько потрясали, что были изысканы средства для продолжения исследований. Вся поверхность земли была разделена на пятьсот секторов, более тысячи компаний и институтов поставляли для группы Форестера информацию. Результатом исследований явилось предсказание коллапса цивилизации и сокращение численности населения Земли к 2038 году до 10 - 15 млн. (!) человек. Такой финал предсказывался вне зависимости от сценария активных действий правительств стран мира. Так экономическое развитие стран азиатского и африканского регионов приводило согласно модели к многократному возрастанию экологической нагрузки на природную среду и быстрое истощение природных ресурсов. Ограничение индустриального развития вело к голоду и снова к сокращению населения Земли.
Результаты этих исследований вызвали к жизни не только горячую полемику в различных кругах, но и ряд вполне конкретных международных программ и соглашений. В частности по договору между странами Запада и СССР развивающимся странам в течении почти двух десятилетий оказывалась дотационная помощь, призванная ограничить их потребности в экономическом развитии. В СССР эта помощь представлялась в виде бескорыстной помощи братским отсталым народам, хотя США помогали не меньше. Программа погибла вместе с распадом СССР и концом коммунистической системы.
Было принято и много других интересных и важных решений на самых различных политических уровнях. Методика Форестера стала орудием политической борьбы. Так "аргентинская модель" на основе этой методики породила (укрепила, научно обосновала) концепцию, популярную у значительной части политических кругов Латинской Америки. "Пусть загнется Север, а Юг процветает!" - вот ее краткое изложение.
На настоящий момент динамика основных параметров мировой экономики, состояния природной среды и человеческой популяции не выходит за рамки прогнозов, представленных в модели Форестера.
Это обстоятельство служит оправданием быстрых темпов глобализации с целью поставить весь мир под единый контроль, неоколлониальных политических идей, развития и воплощения на практике так называемой "концепции золотого миллиарда", дальнейшего развития системы контроля за личностью и ограничения личных и общественных свобод.
7. Конструкции и конструкторы виртуального мира.
Как уже отмечалось выше, идеальный виртуальный мир должен быть таков, что, хотя он и ограничен в отличие от мира реального, никто об этом не должен догадываться. Интересное решение данной проблемы предложено в фильме "13 этаж", который по праву можно считать предвестником знаменитой культовой ныне кинотрилогии "Матрица". Там люди не знали, что они живут в виртуальном городе просто потому, что сам ход их жизни никогда не требовал от них этот город покидать.
Повторим снова - виртуальный мир должен поражать своим разнообразием, однако на деле это разнообразие не должно выводить человека за определенные ему пределы. Это подобно разнообразным блюдам, сделанным из папье-маше с небольшим добавлением сахара. Это подобно геометрии Римана, когда двигаясь по римановой сфере и достигая бесконечно удаленной точки, ты снова оказываешься в начале своего пути. Виртуальный мир замкнут подобно черной дыре. Душа человека в глубине своей не желает с этим мириться.
Через управление образованием, через создание системы мифов виртуальный мир разделяет людей на группы, которые никогда не будут друг с другом пересекаться. Люди должны быть друг от друга изолированы. Для каждого - своя отдельная виртуальная реальность.
Человек в виртуальном мире находится в одиночестве. Все другие существа, которые его окружают - это фантомы, герои рекламных плакатов или заводные механизмы из идеологической лавки. Этим виртуальный мир похож на сон. И подобно сну, все персонажи виртуального мира - это отражения самого человека.
Здесь имеет место важнейший момент - виртуальный мир состоит из образов, которые взяты от самого человека, из его сознания и подсознания. И лишь потом они переработаны и спроецированы на экран заново великим кинопроектором цивилизации.
Рекламный плакат - один из фундаментальных элементов виртуального мира. Проведем сравнительный анализ картины художника и рекламного плаката виртуального мира.
На картине художника персонаж может быть наделен каким-либо гипертрофированным свойством, однако здесь нет отрыва от реальности. Все остальные его естественные свойства также представлены, обо всех о них позаботилась кисть мастера. Персонаж рекламного плаката обладает только тем набором свойств, которые необходимы для его функционирования. У него нет начала и конца, прошлого и будущего. Он гиперфункционален и подобен в этом плоской оболочке. Далее весь замысел картины представляется нам через некий ее центр, вокруг которого динамически расположены ее части. Все вместе это составляет вселенную авторского замысла, открывающуюся нашему сознанию. В рекламном плакате нет никакого центра, а есть персонажи и объекты, расположенные в соответствии с некоторой функциональной иерархией. Каждый независим от другого и выполнен максимально лучшим образом в соответствии с присущим ему функциональным индексом. Каждый объект непосредственно внедряется в сознание потребителя, и уже у него в голове различные объекты собираются в некую структуру, предназначенную для достижения тех целей, ради которых рекламный плакат и создан.
Здесь проявляется непреодолимый, пожалуй, дефект виртуального мира - отсутствие смысла, отсутствие цели его существования с точки зрения единственного реального его жителя.
Есть ли цель и смысл у реального мира - неизвестно. Экзистенциалисты говорят о покинутости существования. Религиозные концепции придают миру высшие цель и смысл, хотя тут они сходны с идеями театра. Смысл мира-театра - быть сценой для спектакля -действия, спектакля-истории.
У виртуального мира нет и не может быть цели.
Это замечательным образом иллюстрирует творчество культового американского режиссера Квентина Тарантино. Созданные им фильмы - динамическая анимация рекламных плакатов, но эти плакаты, воплощая в себе все технически лучшее и новейшее, ничего не рекламируют. Они иллюстрируют. Иллюстрируют динамику действия. И убедительно демонстрируют для этого действия бесцельность и бессмысленность.
Чтобы мышь не скучала в замкнутом пространстве, давайте двигать клетку. Реализация виртуального мира на новой ступени - это не фрагментация людей на группы, а распределение их по потокам сознания. Большинство этих потоков, управляемых идеологическим перводвигателем, пролегает по внутреннему миру.
И тут, в работе виртуального мира над миром внутренним, возникает новое явление - текст (картина, плакат, музыкальное произведение, эстрадное шоу, кинофильм) выступает не как носитель информации, интеллектуальной или эмоциональной, а как резонатор, проводник к определенному полю эмоций, соединитель с одним из потоков виртуального мира. Этот поток состоит из мутных образов, однако в первооснове, в основании потока должно быть нечто гениальное. Так например сочинение Карлоса Кастанеды породило целую индустрию на рынке внутренних миров.
Такого рода гениальный первоисточник есть воплощение стремлений людей, быть может подсознательных, увидеть, почувствовать нечто, в чем они испытывают потребность. Такова динамика виртуального мира. Он как бы предугадывает желания людей и воплощает их своими средствами, на своем языке, подчиняя в совокупности своим целям.
Не вызывает сомнений, что у истоков рекламы, шоу-бизнеса, поп-музыки, Голливуда стояли (и стоят до сих пор) люди поистине гениальные, глубоко понимающие (или чувствующие) природу человека. Я думаю, многое станет нам понятно в будущем, при детальном изучении эволюционных (или революционных) процессов в американском обществе 30-40 годов ХХ и их последействий в годах 60-70.
--
Восставший киборг или антивиртуальный мир
Во многом виртуальный мир уже победил и достиг своих целей. Вот идет человек по улицам мегаполиса. Он жует жевательную резинку, он пьет кока-колу. В его сознании проблема клонирования, страх перед черной материей, разъедающей Вселенную и набор телепередач - программ новостей и занимательных популярных шоу. Он не имеет своего четкого мнения, его мнение - это то, что говорили в последнем выпуске любимой передачи с очаровательным ведущим. Он смотрит на мир телевизионными глазами. Он жаждет дешевых развлечений и развлекающей информации. Он может прикупить забвения на рынке внутренних миров и наркотиков.
Безо всяких вживленных микросхем киборг уже создан.
Но человек восстает.
Все же в человеке есть нечто, что нельзя подавить, некая сила, заставляющая его противостоять насилию и несвободе. Из глубин человеческого существа в противовес организованному виртуальному миру восстает фрагментарный и раздробленный антивиртуальный мир. Он позволяет человеку вернуться к реализации тех изначальных, неотделимых потребностей его души, которые попирает мир виртуальный. Опишем здесь лишь некоторые, быть может наиболее драматические проявления антивиртуального мира.
В восьмидесятые годы люди, которые еще не разучились думать и искали свободы, возлагали большие надежды на Интернет. Интернет мыслился как арена правды, "информация - значит свобода". Ныне он в основном -эмоциональное пристанище затерянных в виртуальном мире. Люди через общение в "чатах" и на "форумах", через поиск безопасных во всех смыслах "виртуальных" друзей бегут от "виртуальной реальности" в мир "рафинированной виртуальности". Интернет-виртуальность мыслится как нечто высшее по сравнению со всепроникающей виртуальностью реальной. И главное - в отличие от мира виртуального, в Интернет-мире люди неодиноки, хотя и разделены бесконечностями кибер-пространства. Но нажатие клавиши собирает их вместе в призрачных Интернет-городах, в кибер-вселенной свободы. Не следует ли нам ожидать появления Интернет-культов? Не возникнет ли идея запредельного ублаготворяющего Интернет-мира?
Интернет-пространство предоставляет также широкие возможности для борьбы. Хакеры и создатели вирусов, портящие компьютерные сети, взламывающие коды, уничтожающие информацию корпораций и военных ведомств. Они уже стали людьми легенды, бунтари новой формации в мире абсолютного контроля.
Итак, мы должны отнести Интернет к миру антивиртуальному.
Интренет-мир - не единственный вариант объединения потерянных душ. Есть еще мир баров (для более старшего поколения) и мир дискотек для поколения молодого. Неважно, зачем ты здесь и что ты здесь делаешь. Здесь нет даже общения как такового, в его привычном смысле обмена информацией, пусть самой пустяшной. Ты просто пришел туда, где есть люди, живые люди. Ты можешь побыть среди них. Как будто Данте с Вергилием зашли на лужайку, где сидят греческие философы и мудрецы, которым, в противоположность всем остальным в девяти кругах, позволено сидеть тут вместе.
Следом в антивиртуальном мире идет "антиимидж" - абсурдная противоположность "имиджу" во всем, начиная от одежды и заканчивая манерой поведения.
Типичное явление современности - сочетание "имиджа" и "антиимиджа" в одних и тех же людях. Мутанты-хамелеоны днем носят белые рубашки, а ночью рвут их на себе в неудержном экстазе в ночном клубе "Экстази". Днем Сэм и Джон обсуждали проект договора между своими компаниями на важном совещании в офисе. Вечером они встретились вновь и пообщались в менее вежливых словах и выражениях. Ведь Сэм возглавляет группировку мотоциклистов - "всадников ночи" - на скоростных японских "Судзуки" и "Хонда", в то время как Джон и его друзья остаются верны старым добрым "Харлей-дэвидсон".
"Антиимидж" - это не просто противопоставление имиджу. Вновь и вновь это попытка заплатить дань миру виртуальному, оставив себе нечто свое.
Среди "клиентов" явление "антиимиджа" на первый взгляд распространено слабо. На самом деле многие клиенты также ведут двойную жизнь, побеждая за закрытыми дверями ограничения своей "клиентской" морали.
"Красные шеи" и "отверженные" снова ближе к свободе. У них нет нужды вести с имиджем особые игры. Они естественны.
Далее на очереди экстремальный спорт. Желание вернуть себе собственность на свою собственную жизнь - признак свободы. В этом же ряду как более жестокие, маргинальные проявления, следует по-видимому рассматривать спонтанные проявления необъяснимой необузданной жестокости, убийства и самоубийства. Школьники, месяц до выпускного вечера тренировавшиеся в стрельбе из обрезов, а в сам выпускной убившие несколько своих одноклассников и учителей, а потом застрелившиеся сами.
Такие экстремальные проявления антивиртуального мира - в основном удел молодежи. Именно молодое поколение остро чувствует наличие трещин между виртуальным миром и реальностью. Не здесь ли следует искать причины противостояния мира молодых миру взрослых, причины отчужденности, закрытости, превосходящей все возможное непонятости молодого поколения, которое в одной из дискуссий Владимир Борисович Микушевич метко назвал "поколением молчания".
Конечно, эту трещину ощущает и более старшее поколение, но, погруженные в заботы, они уже смирились с её существованием и способны порассуждать о ней за кружкой пива в пятницу вечером. Заполнению этой же трещины служат и наркотические и психотропные вещества, о которых неоднократно упоминалось выше.
Антивиртуальный мир не встанет в полный рост до тех пор, пока он не займет определенное существенное место в общественном сознании. Путь для этого только один - используя "классические" (невиртуальные) культуру, науку и искусство как метод, как краски и кисти, создать картину современного мира во всех его реальных и виртуальных проявлениях, со всеми сложными и противоречивыми взаимосвязями меду ними. Правдивость такой картины будет мерой её конкурентоспособности в борьбе за сознание людей.
Да, есть ещё истинный театр, есть шедевры киноискусства, есть литературные произведения с попыткой критического осмысления происходящего. Вопрос состоит в том, являются ли они последними участками суши перед наступлением девятого вала виртуального мира или же первыми освободившимися после того, как он начал (в соответствии с непреложным законом перемен) отступать. Хорошими примерами, над которыми можно поразмышлять, являются здесь литературные произведения американских авторов конца XX - начала XXI веков, такие как роман Чарльза Буковски "Макулатура" (1993 год) и Чака Поланика "Бойцовский клуб" (2001 год) и "Уцелевший" (2003 год).