Интервью с безумным Гамлетом или Грани Существования.
Введение.
Литература как известно есть зеркало жизни. Одна из интерпретаций этой
сентенции состоит в том, что меняется жизнь (бытие) - меняется и литература.
Утверждение несомненно верное, однако пользуясь диалектикой, мы можем
его развить. Именно, то, что в литературе остается неизменным со временем, вероятно и составляет суть жизни (бытия).
В настоящей работе сделана попытка выявить такого рода "инварианты" на основе аналитического сравнения текстов разных авторов, относящихся к различным эпохам и литературным направлениям. Для удобства восприятия изложение ведется в форме диалога-обсуждения между автором и его собеседником.
О методе анализа.
Говорят, что компьютер может научиться распознавать авторство текста, например отличить Пушкина от Некрасова. Процедура эта длительная и сложная, она требует не только создания изощренного математического алгоритма, но и научения его (компьютера) большому числу текстов разных авторов посредством введения этих текстов в память машины в специальной (компьютеризированной) форме.
Я верю, что человек неизмеримо совершеннее компьютера. И мы, люди, можем сравнивать между собой тексты разных авторов, не столько с тем, чтобы утвердить различия между ними, но с тем, чтобы выявить то общее, что пронизывает их все.
Разумеется, индивидуальное мнение субъективно. Отдельно взятый кусок авторского текста может подтвердить любую идею. Более глубокий и беспристрастный анализ невозможен без всестороннего обзора авторского творчества. Создатель настоящей работы не может претендовать на достаточный уровень знаний такого рода. Однако он рискнул сделать шаг в таком направлении, готовый к критическому разбору и полемической дискуссии.
Интервью с безумным Гамлетом.
Я клевал носом в блокнот для записи важных высказываний и на словах Дэнниса
"У меня степень по физике, почему я должен заниматься сваркой двери реактора?"
окончательно заснул.
Я оказался на крутом морском берегу. Шум внизу извещал об извечной борьбе волны и скал. Ветер пас в небе облака, море было раскрашено буро-серо - зелено-синим.
Невысокий пухлый человек в черном, расшитом серебром камзоле стоял на самом краю обрыва и смотрел вдаль.
Затем он повернулся ко мне и сказал:
- Я - Гамлет, принц датский. Изволите ли спросить, безумен я или нет?
--
Что Вы, принц, я готов придумать вопросы более интересные.
--
Так Вы от Лондонского Театрального общества? Я давно Вас ждал, и пришли Вы кажется вовремя. Видите ли, Лаэрт и король уже в пути, и времени остается совсем немного. Извольте начать спрашивать, и я буду Вам отвечать по мере моего ума, или вернее сказать, безумия.
Тема первая. Отец.
--
Скажите, принц, справедливо ли то мнение, что природа вашего безумия и вашей мрачности имеет причины иные, нежели тайна, открытая Вам Призраком вашего покойного родителя?
--
Разумеется Вы правы, судите сами, еще до встречи с Призраком я произнес:
"О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует. До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить их
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица. О небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
От насыщения. А через месяц -
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не износив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык!"(27)
Однако ж смерть отца уже присутствует тут главным мотивом. Но нет, она лишь повод, последняя капля, переполнившая чашу сознания.
- Хотите ли Вы сказать, принц, что краски мира померкли для Вас еще до всех этих событий?
- Что мир, и что все его краски? Жизнь сера и безрадостна, а в конце всех нас ждет смерть! Но пока был жив мой отец, что-то оставалось для меня - некий смысл. Сказать по правде, мне он не уделял много внимания - его все время занимали государственные дела. И все же он был для меня как могучий непоколебимый утес посреди бурного моря. Увы, с его смертью все, кажется, рассеялось в прах, и лишь отчаяние и никчемность расцвели бурным цветом на пустыре жизни.
Поверьте мне, мой друг, человек счастлив до тех пор, пока живы его родители. Нежная и любящая мать сотрет любую слезу с глаз ребенка. А отец... Отец - это центр всего мира. Никакие бури не могут его поколебать. Он будет тебе маяком в штормах ранней юности. Он даст тебе опору в разочарованиях молодости. И в первую пору зрелости, когда ты поймешь, что в мире есть смерть, а жизнь, вероятно, бессмысленна, ты посмотришь на твоего отца, который старше тебя, пережил несомненно и не такие сомнения, но все еще спокойно и мудро взирает на мир. И живет. Будешь жить и ты. А потом создашь свое потомство. И будешь отцом для своих детей. Таков цикл жизни. И он для человека - верная дорога.
Одиссей - сын Лаэрта - отец Телемаха .
"Вовсе не бог я. Зачем меня хочешь равнять ты с богами?
Я твой отец, за которого ты в воздыханиях тяжких
Муки несешь, подчиняясь насильям людей обнаглевших".
Сына он стал целовать. Покатились со щек его слезы
На землю. Он их упорно все время удерживал раньше.
Но Телемах не поверил, что это отец его. Снова
Он Одиссею в ответ слова окрыленные молвил:
"Не Одиссей ты, о нет, не отец мой! Меня обольщает
Бог какой-то, чтоб после я больше скорбел и крушился.
Смертному мужу никак не возможно все это проделать
Собственным разумом! Бог лишь один, появившись пред смертным,
Может сделать себя молодым или старым, как хочет.
Только что здесь ты сидел стариком в неопрятных лохмотьях,
Нынче ж похож на богов, владеющих небом широким!"
Так Телемаху в ответ сказал Одиссей многоумный:
"Не подобало б тебе, Телемах, раз отец пред тобою,
Больно много дивиться и в сердце своем сомневаться.
К вам Одиссея сюда никакого другого не будет:
Это сам я таким - исстрадавшийся, много блуждавший -
В землю родную сюда на десятом году возвращаюсь.
А превращенье мое - Афины-добычницы дело.
Было на это желанье ее. Ведь все она может.
То меня сделала вдруг похожим на нищего, то вдруг
На молодого и крепкого мужа в прекрасной одежде.
Очень легко для богов, владеющих небом широким,
Сделать смертного видным иль сделать его безобразным".
Так произнес он и сел. Телемах, заливаясь слезами,
Сердцем печалясь, отца обнимать благородного начал.
И у обоих у них поднялося желание плакать.
Плакали громко они, еще непрерывней, чем птица,
Коршун иль кривокогтый орел, из гнезда у которых
Взяли крестьяне птенцов, не успевших еще опериться.
Так же жалостно слезы струились из глаз у обоих."(9)
--
То-то, друг мой принц, Вы призывали прекрасную Офелию уйти в монастырь.
"Уйди в монастырь; к чему тебе плодить грешников? Сам я скорее честен; и все же я мог бы обвинить себя в таких вещах, что лучше бы моя мать не родила меня на свет; я очень горд, мстителен, честолюбив; к моим услугам столько прегрешений, что мне не хватает мыслей, чтобы о них подумать, воображения, чтобы придать им облик, и времени, чтобы их совершить. К чему таким молодцам, как я, пресмыкаться между небом и землей? Все мы - отпетые плуты, никому из нас не верь. Ступай в монастырь. Где ваш отец?
Офелия
Дома, принц.
Гамлет
Пусть за ним запирают двери, чтобы он разыгрывал дурака только у себя.
Прощайте." (27)
--
Что взять с меня, я безумен.
--
Сейчас или тогда?
- "Я безумен только при норд-норд-весте; когда ветер с юга, я отличаю сокола от цапли." (27)
--
Итак, мы с Вами достоверно установили, что отец для человека - это твердь в океане хаоса Бытия.
--
Да, такими уж мы созданы.
--
Но что Вы можете сказать про тех людей, у кого отцов не было?
--
Возможно ли такое?
--
Извольте.
"Что касается меня, я знал своего отца около шести лет, но я ничего не помню. Мой отец заводил новую семью в новом городе каждые шесть лет. Это было похоже не столько на семью, сколько на демократические выборы.
То, что ты видишь в бойцовском клубе - это поколение мужчин, взращенных женщинами."(20)
--
Ужасающе. Ничто не может оградить их от Вселенского Хаоса. С малых лет они познают сумасбродство окружающего нас мира, и нет им защиты.
--
Вы правы, они превращаются в настоящих психов.
"Три недели и ни минуты сна. Три недели без сна и жизнь превращается в опыт "выхода из тела". Мой врач говорит: "Бессонница - это только симптом чего-то большего. Найди, что на самом деле не так. Слушайся своего тела." (20)
"Мой врач сказал мне жевать корень Валерианы и побольше заниматься. Возможно, мне удавалось уснуть.
Синяки под глазами, мое лицо, увядающее, как старый фрукт - вы бы решили, что я уже мертв."(20)
- Друг мой, возможно, чтобы постичь нечто, надо стать безумным с неизбежностью. А для начала хотя бы, как вы изволили выразиться, психом. И ты увидишь стены темницы, в которую заключен.
Тема вторая. Тюрьма.
"В тюрьму, принц?
Гамлет
Дания - тюрьма.
Розенкранц
Тогда весь мир - тюрьма.
Гамлет
И превосходная: со множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших.
Розенкранц
Мы этого не думаем, принц.
Гамлет
Ну, так для вас это не так; ибо нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым; для меня она - тюрьма.
Розенкранц
Ну, так это ваше честолюбие делает ее тюрьмою: она слишком тесна для вашего духа.
Гамлет
О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и считать себя царем бесконечного пространства, если бы мне не снились дурные сны.
Гильденстерн
А эти сны и суть честолюбие; ибо самая сущность честолюбца всего лишь тень сна.
Гамлет
И самый сон всего лишь тень.
Розенкранц
Верно, и я считаю честолюбие по-своему таким воздушным и легким, что оно не более нежели тень тени.
Гамлет
Тогда наши нищие суть тела, а наши монархи и напыщенные герои суть тени нищих. Не пойти ли нам ко двору? Потому что, честное слово, я не в силах рассуждать." (27)
--
Вы, принц, утверждаете, что весь мир - тюрьма. Но при этом признаете сами, что таковым ее делает ваше воображение. И ваше честолюбие. Честолюбие быть может в ином, высшем смысле. Вы не хотите смириться с тем, чтобы быть обычным человеком. Обычным датским принцем, а затем и датским королем. В конечном счете, устранение вашего дяди - вопрос технический...
--
Не имеет никакого значения, друг мой, хочу я быть обычным или не обычным. В известном смысле все люди равны между собой, вовлеченные в круговорот мирозданья.
"Да что ж, если он не сгнил раньше смерти - ведь нынче много таких гнилых покойников, которые и похороны едва выдерживают, - так он вам протянет лет восемь, а то и девять лет; кожевник, тот вам протянет девять лет.
Гамлет
Почему же он дольше остальных?
Первый могильщик
Да шкура у него, сударь, от ремесла такая дубленая, что долго не пропускает воду; а вода, сударь, великий разрушитель для такого собачьего мертвеца." (27)
"Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио;
человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь - как отвратительно мне это себе представить! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. - Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом; посмеши ее этим."(27)
"На какую низменную потребу можем мы пойти, Горацио! Почему бы воображению не проследить благородный прах Александра, пока оно не найдет его затыкающим бочечную дыру?
Горацио
Рассматривать так - значило бы рассматривать слишком пристально.
Гамлет
Нет, право же, ничуть; это значило бы следовать за ним с должной скромностью и притом руководясь вероятностью; например, так: Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину, и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?
Державный Цезарь, обращенный в тлен,
Пошел, быть может, на обмазку стен.
Персть, целый мир страшившая вокруг,
Платает щели против зимних вьюг!"(27)
--
Вот что происходит с человеком, как только он умер. Пока же он жив - он волен идти куда угодно. Но нет различия - везде одно и то же.
--
Позвольте, я готов предположить, что Дания может надоесть своим однооборазием, но ведь есть же еще Париж, Лондон. Хорошо, Вы бывали и там. Но бывали в качестве принца. Можно избрать для себя и другой опыт. Мир столь разнообразен, столь безграничен...
--
Мой друг, перемещения тела разнообразны. По своей или чужой воле, Вы можете обнаружить свое тело в различных местах и положениях. Но истинные движения происходят в душе. Внешние перемены при всем своем разнообразии отражаются там единообразно. И очень скоро душа ваша начинает различать неразличимость того, что происходит и находится вокруг Вас. И в какой-то момент, когда душа ваша не может увидеть ничего нового, Вы осознаете, что Вы - в тюрьме. Вы в тюрьме потому, что душа ваша не может увидеть уже ничего нового.
--
Ужасно, но что следует за этим?
--
О, каждый ведет себя по разному. Есть люди, я называю их дуракми, однако возможно они счастливцы. Они и близко не подходят к стенам. И гонят от себя саму эту мысль. С головой уходят в водоворот жизни, заводят семью, растят детей, строят города, занимаются политикой, изнуряют себя удовольствиями, рассуждают обо всем цинично, ставят воздержание от излишеств главной добродетелью, пьют вино безо всякой меры. Если бы их не было, то думаю, сам род человеческий давно бы прекратил свое существование.
" Офелия
О, помоги ему, всеблагое небо!
Гамлет
Если ты выйдешь замуж, то вот какое проклятие я тебе дам в приданое: будь ты целомудренна, как лед, чиста, как снег, ты не избегнешь клеветы. Уходи в монастырь; прощай. Или, если уж ты непременно хочешь замуж, выходи замуж за дурака; потому что умные люди хорошо знают, каких чудовищ вы из них делаете. В монастырь - и поскорее. Прощай." (27)
--
Какова же иная категория людей?
--
Другие, будучи от природы наделены известными способностями, довольно быстро достигают стен темницы, но их слабый дух не в силах дать им тут поддержку. И они как бы тоже сходят с ума, хотя безумие их отлично от моего. Они начинают скрести ногтями стену, рассматривать ее мелкие детали.
"Со мной что-то случилось, сомнений больше нет. Эта штука выявилась как болезнь, а не так, как выявляется нечто бесспорное, очевидное. Она проникла в меня исподтишка, капля по капле: мне было как-то не по себе, как-то неуютно - вот и все. А угнездившись во мне, она затаилась, присмирела, и мне удалось убедить себя, что ничего у меня нет, что тревога ложная. И вот теперь это расцвело пышным цветом.<...>
<...> Могу сказать только, что ни в том, ни в другом случае не было того, что обыкновенно называют "событием". В субботу мальчишки бросали в море гальку - "пекли блины", - мне захотелось тоже по их примеру бросить гальку в море. И вдруг я замер, выронил камень и ушел. Вид у меня, наверно, был странный, потому что мальчишки смеялись мне вслед.
Такова сторона внешняя. То, что произошло во мне самом, четких следов не оставило. Я увидел нечто, от чего мне стало противно, но теперь я уже не знаю, смотрел ли я на море или на камень."(23)
- Их ощущение мира и себя в мире претерпевает изменения. И это неудивительно: ты думал, что ты свободен, на самом же деле ты в тюрьме.
"Например, что-то новое появилось в моих руках - в том, как я, скажем, беру трубку или держу вилку. А может, кто его знает, сама вилка теперь как-то иначе дается в руки. Вот недавно я собирался войти в свой номер и вдруг замер - я почувствовал в руке холодный предмет, он приковал мое внимание какой-то своей необычностью, что ли. Я разжал руку, посмотрел - я держал всего-навсего дверную ручку." (23)
--
Да, друг мой принц, Вы склонны связывать такого рода изменения с осознанием темницы. Но мне доказательства ваши представляются не вполне убедительными.
--
Извольте, доказательств хоть отбавляй.
"Это было трудно найти.
Геликон. Что именно?
Калигула. То, что я хотел.
Геликон. Что же ты хотел?
Калигула(так же просто). Луну.
Геликон. Что?
Калигула. Я хотел луну.
Геликон. А.
Молчание. Геликон подходит к Калигуле.
Зачем она тебе?
Калигула. Зачем? Это одна из тех вещей, которых у меня нет.
Геликон. Само собой. А теперь что ж - все в порядке?
Калигула. Нет. Я не смог овладеть ею.
Геликон. Это печально.
Калигула. Да, и именно из-за этого я так устал.
Пауза.
Калигула. Геликон!
Геликон. Да, Кай.
Калигула. Ты думаешь, что я сумасшедший.
Геликон. Ты же знаешь, я никогда не думаю. Для этого я слишком умен.
Калигула. Да. И все же. Но я не сумасшедший, более того, я никогда не был так разумен, как сейчас. Просто я вдруг почувствовал потребность в невозможном. (Пауза.) Вещи, такие, как они есть, не устраивают меня.
Геликон. Это довольно распространенная точка зрения.
Калигула. Верно. Но я не знал этого раньше. Теперь знаю. (Так же просто.) Этот мир, такой, как он есть, невыносим. Следовательно, мне нужна луна, или счастье, или бессмертие, что угодно, пусть даже безумие - но не от мира сего."(11)
- И они принимаются все это рассматривать в подробностях, да потом еще и описывают плоды своих изысканий. Сколько листов бумаги употребил господин Хайдегер на описание "чашечности чаши"!
"Пожалуй, лучше всего делать записи изо дня в день. Вести дневник, чтобы докопаться до сути. Не упускать оттенков, мелких фактов, даже если кажется, что они несущественны, и, главное, привести их в систему. Описывать, как я вижу этот стол, улицу, людей, мой кисет, потому что ЭТО-ТО и изменилось."(23)
"Я поскоблил каблуком черный коготь: мне хотелось слегка его ободрать. Просто так, из вызова, чтобы на дубленой коже появилась абсурдная розоватость ссадины, чтобы ПОИГРАТЬ с абсурдностью мира. Но, убрав ногу, я увидел, что кора осталась черной.
Черной? Я почувствовал, как слово выдыхается, как оно стремительно теряет смысл. Черный? Корень НЕ был черным, не чернота была на этом куске дерева, на нем было... было что-то другое. Черное, так же как круг, не существовало." (23)
--
Но, быть может, мы имеем здесь дело с неким потрясающим откровением?
--
Несомненно, хотя откровение это не приносит радости. Будучи изначально уверенным, по меньшей мере, в свободе своего духа, человек вдруг понимает, что дух то его как раз и заточен.
"Какая гнусность! Какая гнусность!" - закричал я и встряхнулся, стараясь освободиться от этой липучей гнусности, но справиться с ней было нелегко, ее было слишком много, тонны и тонны существований, без конца и края, и я задыхался в глубине этой неохватной тоски." (23)
--
Глубокие истоки этой драмы состоят в том, что человек привык размышлять о себе, как о центре Вселенной. Все для него в этом мире! Он рожден, чтобы жить! Он живет прежде всего сам по себе, сам для себя, он сам - своя главнейшая ценность! Он - хозяин мирозданья!
--
Это то, что мы можем назвать эгоцентризмом...
--
Слово мне незнакомо, но с точки зрения языкознания я могу разобрать его смысл, и, пожалуй, Вы правы. Так вот, человек был в центре Вселенной, теперь же он оказался между многочисленными и не имеющими к нему отношения вещами, само существование которых необъяснимо.