Винокур Роман : другие произведения.

Хазары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Научно-популярный очерк "Хазары" был впервые напечатан в Журнале "Вестник" в 2001 году, но потом дополнен и несколько изменён. Сохранилось мало исторических документов о когда-то могучем Хазарском Каганате (в основном по описаниям его противников - арабов и византийцев). Прочитав ряд трудов современных учёных (в частности Данлопа) и сравнив с историей других народов, живших рядом с хазарами, автор подготовил краткий очерк о том, кем же на сам деле могли быть "неразумные хазары", с которыми сражался вещий Олег. Здесь есть несколько предположений, которые звучат правдоподобно, но остаются спорными. Очерк занял второе место на конкурсе "Планета-Этно/2020") в разделе "Эссе" (http://samlib.ru/e/etno/10.shtml).

   В конце VII в. н.э. победоносные арабские армии попытались пересечь Кавказские горы, чтобы по северному берегу Черного моря прорваться к сердцу Европы и обратить в исламскую веру германские и славянские народы. Однако на перевалах они были атакованы полками всадников. Аллах и военное искусство помогли арабам разгромить этих лихих конников в нескольких сражениях, но в конце концов им пришлось отступить, хотя война в целом продолжалась около века.
   Хазары были тогда в основном язычниками, говорили на тюркском диалекте и прекрасно понимали другу друга, хотя внешне выглядели, как представители разных народов. Одни из них, рыжебородые и голубоглазые, имели богатырское сложение. Другие, так называемые черные хазары, лицами напоминали жителей Индии и были менее крупными, чем их "белые" соотечественники. Их государство, Хазарский каганат, включало обширные степные территории между Волгой и Днепром, а также Крым и Северный Кавказ.
   Главный правитель, каган, жил в столице, городе Атиль (в низовьях Волги), с 25 женами - представительницами 25 основных народов страны. В число "провинциальных" городов Хазарского каганата входили Киев и Тмутаракань (ныне - Тамань, на берегу Керченского пролива, воспетая М.Ю.Лермонтовым в "Герое нашего времени"). Верховный суд подчинялся первому беку и состоял из семи судей. Скорее всего, он был сформирован после того, как хазарская знать и их приближенные приняли иудейскую веру, так как помимо двух христиан, двух мусульман и одного язычника, среди судей были еще два иудея (хотя иудеев в Хазарском каганате было во много раз меньше, чем мусульман и христиан).
   Вероятно, первый бек играл в Хазарии примерно ту же роль, что первосвященник в древней Иудее. Закон иногда был сильней, чем сам каган, хотя престол обычно передавался по наследству. Так, кагана могли казнить, не только по истечению срока полномочий, но и за допущенные ошибки, по решению "Верховного" суда, утвержденному первым беком. Генерала (по-хазарски - бека), проигравшего сражение, наказывали изощренным способом. Он вызывался ко двору вместе со всей семьей, и на его глазах каган передавал его жен и детей в собственность другому знатному человеку.
   Хазары взимали регулярную дань с пограничных народов, но взамен защищали их от врагов и не нападали сами. Другим экономическим стержнем Хазарии была торговля, поскольку сильная центральная власть почти гарантировала безопасное прохождение купеческих караванов через свою территорию "из славян - в греки" и от Византии в Персию.
   После одного из неудачных сражений с рыжебородыми "дьяволами" арабы были вынуждены отступить, и тогда в их лагерь за помощью примчался пожилой мусульманин. В его деревню вошел отряд хазар, как говорится с песнями и навеселе. Командир отряда занял дом старика и заперся в комнате с двумя его дочерьми и кувшином вина. Эскадрон арабских витязей отважно поскакал на выручку прекрасных дам. Скрытно проникнув в комнату, они увидели, что кувшин пуст, мертвецки пьяный хазар спит, а девушки сидят у стены напуганные, но не подвергшиеся насилию. Арабские воины закололи спящего атамана, а затем, переходя от дома к дому, повторили ту же процедуру с его людьми...
   Впрочем, спасти удавалось далеко не всех мусульманских женщин, и многие из них стали хазарскими женами. Дети пленных мусульманок уже относились к Аллаху по-другому, чем их отцы-язычники. Постепенно южные хазары перешли в мусульманство. То, чего не удалось осуществить мечом, было достигнуто лаской и колыбельными песнями. Конечно, сыграли роль и другие факторы. В первую очередь, более высокий хозяйственный и культурный уровень арабов, продемонстрированный их астрономами, врачами, математиками и ремесленниками.
   В то время как юг Хазарского каганата тяготел к мусульманству, хазарские племена, жившие на западе и севере страны, стали принимать христианскую веру. Энтузиазм был настолько велик, что новые христиане сжигали не только языческих идолов и священные деревья, но и самих шаманов. Однако степные кочевники в душе оставались язычниками, продолжая подспудно поклоняться силам природы, от которых они зависели больше, чем от мало понятных афоризмов, напеваемых проповедниками. Единственное, что они усвоили более или менее твердо, это идею Верховного Бога, творящего мир для живых и правосудие для мертвых. Примерно такой же, наверное, была религиозность простых хазар-мусульман.
   Впрочем, языческие традиции были сильны и в более поздние времена даже у оседлых народов (вспомните плач Ярославны в "Слове о полку Игоревом", где она, тоскуя о пропавшем без вести муже, просит помощи у солнца и ветра)...
   Религиозная ориентация всегда была важна, поэтому противоречия между народами Хазарского каганата стали углубляться. Страна оказалась под угрозой раскола, и тогда каган пригласил в Атиль мусульманских, иудейских и христианских идеологов для участия в диспуте, основной целью которого был выбор государственной религии. Выслушав разные мнения и аргументы, он отдал предпочтение раввинам. Один мусульманский летописец объяснил проигрыш своей команды тем, что якобы евреи через наемного убийцу (!) отравили лучшего арабского теолога на пути в Атиль. Естественно, что ему не поверили даже тогда. Христиане воздержались от комментариев, но зато два века спустя одержали победу в аналогичном диспуте при дворе киевского князя Владимира.
   Обе легенды, несомненно, имеют в основе реальные случаи, хотя, скорее всего, каган (как и потом князь Владимир) исходил главным образом из политических соображений. Принятие христианства повлекло бы отторжение мусульманского юга и его союз с арабами. Переход в ислам означал бы неизбежную конфронтацию с Византией, поддержанной северными хазарами-христианами. Что же касается иудейской веры, то она была праматерью как христианства, так и ислама, и могла примирить враждующие стороны. Кроме того, за спиной раввинов не стояла ни одна из враждебных супердержав. Возможно, что каган выбрал иудейство, как меньшее из трех зол.
   Примеру кагана последовал его двор, а также многие знатные хазары. В страну стали прибывать еврейские беженцы из Византии, где их пытались насильно крестить и откупиться на этот раз было нельзя. Они поселялись главным образом в Крыму и в столице, Атиле. Евреи, жившие в мусульманских странах, не спешили с выездом на постоянное жительство в Хазарию, ибо ислам диктовал более мудрую государственную политику по отношению к иноверцам: "Коран, выкуп или меч" (то есть можно было сохранить свою религиозную принадлежность и не быть убитым, за счет более высоких, чем для мусульман, налогов). Кроме того, хазары не соблюдали всех положенных иудейских обрядов и догм, поэтому для евреев они были, скорее, коллегами, чем братьями по вере. Тем не менее каган стал рьяным защитником иудеев. Узнав, что мусульманские фанатики убили раввина и разрушили синагогу, он приказал в отместку снести ближайшую к тому месту мечеть и казнить муллу. Восток есть Восток, но мера подействовала...
   После долгого (почти два века) периода относительно стабильного существования страны, религиозные и межнациональные разногласия усилились, и контроль над окраинами был потерян. Армия, подчиненная центру, сократилась количественно и не могла обеспечить сбора дани. Торговля свелась почти к нулю из-за невозможности гарантировать безопасное прохождение купеческих караванов.
   Примерно в конце X в. великая когда-то страна прекратила независимое существование, хотя хазары упоминались в разных исторических документах еще примерно два-три века. Что потом произошло с хазарами? Кто их потомки? Каковы были их отношения со славянами?
   Теснимые воинственными германскими племенами, а потом - венграми славяне когда-то давно ушли на восток, к границам Хазарского каганата, в том числе к городу Киеву. Иллюстрируя причины исхода, историки указывают на аналогию слов "раб" и "славянин" в германских диалектах (например, в английском: "slave" и "Slav"). Достоверно известно, что славяне долго оставались под защитой хазарских клинков, платя вполне умеренную дань. За это время численность восточных славян и их благосостояние заметно возросли. Хазары "предупредили" венгров и нанесли серьезные поражения другим опасным врагам славян, печенегам, оттеснив их далеко за Днепр. Однако когда каганат пришел в упадок, участились разбойные набеги степных "джигитов", в том числе и хазарского происхождения, и славяне обратились за помощью к варягам, которых они называли Русью. Так возникла Киевская Русь. Интересно, что и славяне, и варяги были тогда язычниками, а многие из "джигитов" - христианами.
   С.М.Соловьев пишет: "...поляне, северяне и другие племена платили дань козарам (так славяне называли хазар. - Р.В.) по белке с каждого дома... Сперва Олег воевал с древлянами и заставил их давать дань по черной кунице... Послал их к радимичам спросить: Кому даете дань?" Они отвечали: "Козарам". Олег сказал: "Не давайте козарам, а давайте лучше мне". Радимичи согласились".
   Итак, куница вместо белки... Что это - результат инфляции? Речь в отрывке идет о том самом вещем Олеге, о котором мы впервые узнали из стихотворения А.С.Пушкина. Русичи (варяги и славяне), в середине X в., неоднократно спускались вниз по Волге в Каспийское море, чтобы пограбить персидские владения. Хазарский каган разрешал им пройти мимо Атиля - якобы за половину будущей добычи. Однако есть основания полагать, что у него в то время уже не было достаточно сильной армии, способной победить в открытом бою 50 тысяч хорошо вооруженных и умелых северных воинов (500 судов, по 100 человек - на каждом). В конце концов один из таких "экспедиционных корпусов" под началом князя Святослава (помните его знаменитое "Иду на вы"?) атаковал и разрушил Атиль. Русичи также захватили Тмутаракань и удерживали ее больше века. Киев разросся и стал столицей русских земель.
   Но в жизни Киевской Руси продолжали играть важную роль северохазарские племена - половцы. Конечно, они устраивали набеги на русские села и города, но и русские князья занимались тем же. Часто брат шел против брата, наняв для поддержки знакомых половцев. Связь между двумя народами усилилась после крещения Руси (в 988 году), поскольку многие половцы тогда были уже христианами. Русские князья охотно женились на дочерях половецких ханов, которые были их единоверками.
   Угодив в плен к половцам (в конце XII в.), князь Игорь жил совсем неплохо. Хан Кончак приставил к нему сторожей, которые, скорее, исполняли функции слуг и телохранителей. Когда Игорь полюбил степную охоту, хан подарил ему своего лучшего сокола. Он также разрешил Игорю пригласить священника из Руси. В конце концов половец Лавор помог Игорю бежать. В чем причины такого сердечного отношения к захваченному в плен врагу? Предполагается, что хан Кончак был не только единоверцем, но и родственником князю Игорю... Полвека спустя половцы в союзе с русичами пытались отбить татаро-монгольское нападение, но потерпели сокрушительное поражение.
   Многие половцы и центральные хазары, спасаясь от захватчиков, ушли тогда в Болгарию и Венгрию. По-английски Венгрия - Hungary, то есть страна гуннов (Huns), однако проживавшие там гунны уже давно дезинтегрировались как нация, и королевство было создано венграми (или иначе мадьярами, племенами не тюркского, как хазары, а угро-финского происхождения). Венгры когда-то жили на территории Хазарии и знали поэтому хазарский язык. Они охотно приняли бывших соотечественников, забыв былые распри (было не до того - надвигались монголы). Венгры называли хазар "гузарами" или "гусарами", и в королевском войске появилась "гусарская кавалерия". Возможно, отсюда получили свое название "летучие" гусары. В Венгрии монголы встретили мощный отпор и, хотя в основном преодолев его, в конце концов повернули назад...
   Часть хазарских племен ушла в Болгарию, где их тоже встретили радушно. Дело в том, что еще в VII в. н.э. болгары, родственные хазарам тюркские племена, ведомые ханом Аспарухом, достигли Дуная, где слились с местными славянами. Это объединение оказалось взаимовыгодным. Пришельцы были умелыми и храбрыми воинами и помогли славянам отразить натиск венгров и византийцев. Так возникло Болгарское царство.
   Что же произошло с хазарами, оставшимися в родных степях? Одни частично смешались с захватчиками, а частично дали начало многим современным народам Северного Кавказа. При этом значительная масса хазар-христиан и хазар-иудеев приняла ислам.
   А как те, что сохранили свою веру?
   Здесь были выдвинуты две гипотезы. Первая - о происхождении казаков, вторая - об этнических корнях восточно-европейских евреев. Есть основание полагать, что первые казаки были тюркского, а не славянского происхождения. Потом к ним стали присоединяться русичи, бежавшие от своих собственных или иностранных угнетателей. По одним данным, новые пришельцы в конце концов стали количественно преобладать, по-другим, казаки (особенно, донские) принимали инородцев только для участия в военных действиях, но селиться на своей земле запрещали. Даже в середине XIX в. женщины-казачки, жившие в станицах на Дону и Северном Кавказе, плохо говорили по-русски и предпочитали общаться на "татарском" языке. Мужчины говорили по-русски хорошо, так как проходили службу в русской армии. Естественно, что царское правительство было не заинтересовано в афишировании тюркских (и хуже того - хазарских) корней казачества. Предположение о том, что казаки обычно захватывали себе жен, как пленниц, во время набегов на татар и турок (так, например, считал Н.В.Гоголь), вряд ли является верным, хотя таких браков, наверное, было немало в раннюю эпоху казачества.
   Считается, что слово "казак" происходит от тюркского "вольный всадник", однако, возможно, что говоря о "вольных всадниках", имели в виду кочующих хазар-христиан (монголы называли хазар "коза" или "коса", а с другой стороны, тюркские христиане имели основание жить на воле, то есть отдельно от мусульманского большинства). В конце концов это объясняет, почему беглецы из России и Украины присоединялись к казакам, а не к мусульманским кочевникам-воинам... По некоторым данным, прямыми или дальними потомками хазар являются около 60 миллионов нынешних русских, украинцев и казаков.
   Гипотеза о хазарском происхождении восточно-европейских евреев выглядит гораздо менее вероятной. Сторонники этой версии полагают, что древние евреи, давшие миру Библию и Иисуса Христа, давно вымерли, а нынешние не имеют к "избранному Богом народу" никакого отношения. Конечно, возникает вопрос, куда делось богатырское сложение, типичное для многих хазар.
   Сомнения вызывает также то, что идиш имеет гораздо большее сходство с южногерманскими, чем с тюркскими диалектами. Кроме того, число хазар-иудеев, и без того сравнительно малое, еще больше сократилось после перехода многих из них в ислам. Конечно, не стоит категорически возражать против того, что небольшая часть евреев является потомками хазар ( в конце концов, как сказал, кажется, Юлий Тувим, родство евреев - не по той крови, что текла в жилах, а по той, что текла из жил), однако для распространения этой гипотезы на большинство восточно-европейских евреев - нет убедительных оснований...
   Материалы статьи не претендуют на полное соответствие реальности. Вообще, история тех древних времен - скорее закрытая, чем открытая книга. Сохранившиеся документы - малочисленны и нередко противоречивы.
   Работая над статьей, автор использовал ряд монографий, включая "The History of the Jewish Khazars" (D.M.Dunlop), "The Slavs in Europian History and Civilization" (F.Dvornick), "Чтения и рассказы по истории России" (С.М.Соловьев) и др.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"