Аннотация: статья для каталога выставки "100 лет модернизма". откроется в Бобруйске 25 ноября. добро пожаловать.
Все суета сует и томленье духа - этот гимн кошки поют по ночам. Человек, не знакомый с кошачьим языком, слишком заносчивый, чтобы слушать чьи-либо заветы, кроме своих собственных - томится. Суетится. Ищет того самого смысла, той самой формы - они может и дадут ответ. Кто я? Зачем я? Что мне? Придумал себе философию - науку препарирования духа и жизни. Но искусство не вписывается в философию, оно больше, шире, глубже - оно само создает философию, играючи подбрасывая дрова вопросов.
Модернизм - очередное бревно, сырое и не колотое - шипит и гасит огонь философии. Потому что сам - все ответы на свои же вопросы. Потому что 20 век - дитя модернизма. Все в нем - психоанализ, теория относительности, квантовая механика, аналитическая философия, структурная лингвистика, кибернетика - над привычной логикой, вне академичной реальности. Добро и зло, прекрасное и ужасное - относительные понятия. Этика больше не имеет смысла. Этика - что это?
Словари говорят: "Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности" - но как же?! "Крик" Мунка - не совершенное ли погружение в действительность личности? Модернизм провозглашает - не слушайте физиков, физическая реальность - условность, декорация, стилизованная под всеобщее понимание. Квантовые физики подхватывают стройным хором - реальностей столько же, сколько пар глаз в мире. Модернизм растет из действительности - это непосредственное отражение реализма, бытовухи, эмоций, мимолетного движения мысли. Но отражение - пережитое, прочувствованное, а значит - увиденное изнутри. Реальность, испытываемая и видимая в калейдоскопе эмоциональности. Горшок, вычувствованный, не вылепленный. Мазок на холсте - колебание вздохов и выдохов. Слово - застывшая капля души. Такой - модернизм, жестокий в требовательности настоящего. Такая его реальность - ощущаемая всеми шестью чувствами.
Словари анализируют: "Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века" - но эта деформация - созидание. Это неправильный, натуральный изгиб трещины в стене между смыслами. Это рваные края - неправильные, нелогичные, не продуманные - вокруг дыры в полотне формальной реальности. Идея взяла реванш над формой. Идея торжествует. Кант в обнимку с чувственностью пляшет на выпавших осколках. Гегель им на пан-флейте поет. Идея стала стихией. Концепт - что твой пожар в разгар августа - пожирая труху, освобождает место для роста молодой секвойи. А как иначе?
Кто первым в модернизме? Грюневальд с гипертрофированной эмоцией? Эль Греко, видевший струящуюся душу? Гойя, заблудившийся среди шепотков демонов? Отверженные, что открыли свой салон в Париже? Постимпрессионисты, что ушли в реальность сна? Малевич - сжег мосты в формальную реальность? Ступени на пути к освобождению, где Казимир - мальчик-глашатай с ворохом манифестов - своих и будущих. Барабанщик, поднявший флаг высоко - так что мы, будущие, видим его колыхание.
И мы не склоняем головы - мы приветствуем флагами своих холстов, гимнами своих стихов это новое видение, "новую оптику". Она - тот пепел, что стучит в сердце. Из-за этого неспокойного ритма, в каждом - свои демоны, и нимфы, и призраки, и цитаты, и образы. Как не рассказать об их дивных, страшных легендах? Как не поделиться - если взорвешься - не высказав?
Модернизм сказал: человеческий разум самодостаточен, не надо его в душную камеру аксиом. Разум сам - творец. Сам - История. Идеология - искусства ли, политиков ли, этноса - все массовое, навязанное - ложное сознание. Противовес ему - личное сознание, всегда правдивое, потому что Я - единственное верное знание. Другой - конечно, соавтор; конечно, со мной - со-зритель. Свою правду, свое понимание вносит - так работа живет. Каждого вдохновляя на движение мысли, каждого заражая - работой духа.
Модернистская эстетика - алхимия души. Производство возможных миров, которых столько - сколько пар рук в мире. Сколько в мире голов - кельи мыслей - столько пространств. Сколько опытов - столько символов. Как запереть их все в одном художественном учении? Модернизм - роза ветров, не одно направление. Южный - сюрреализм. Северный - экспрессионизм. Западный - кубизм. Восточный - лучизм. А сколько еще ветров? Столько и -измов. Мир широк и кругл - всем ветрам хватит морей, полей, лесов и тенденций.
Найти себя - вот лозунг модернизма. Все остальное - чушь и детский лепет. Постоянно находить себя - вот вам секрет философского камня. Вечная молодость духа - вечный поиск вопросов. Ответы Музы принесут в зубах - как свора верных борзых, огрызаясь друг на друга, кость - только если докажешь, что творец. Что - достоин поклонения, уважения всех великих горних миров. Пусть бунт - только бы не остановка развития. Пусть эпатаж - только бы не равнодушие. И если разрыв с Гениями неизбежен - что ж, у Модернизма один кумир - Свобода мысли и духа.
Человек сам собой управляет. Бог - стрелочник, переводит стрелки на путях жизни, но пути выбирает человек сам. И если его поезд - модернизм - человек - не пассивный пассажир от станции до станции.
Что там кошки поют про суету сует? Модернистам кошки не указ. Успокоившийся дух - как колибри, которого заставили не летать больше 20 минут - умирает.