Аннотация: Впервые статья была написана в 2010 году. После этого отредактирована
"Перестройка" подтолкнула народы в стремлении к территориальному и национальному обособлению, выделению. И большинство их не избежало перегибов при разработке "своей" истории в попытке доказать правомерность своих претензий. Будучи очень далеки от понимания демократических начал жизни общества, народы СССР восприняли демократию не как возможность установить гражданский суверенитет, а как право на решение судеб других народов, живущих с ними рядом: это и Прибалтийские республики с "захватчиками" своей страны, и узбеки с турками-месхетинцами, и армяне с азербайджанцами, и грузины с абхазами и осетинами. Масла в огонь подливают всевозможные "реабилитированные народы" огульно получившие права "законно перемещаться" на земли где когда-то жили их предки (до какого колена?) изгоняя тем самым население живущее на этой территории в настоящее время.
Предки подавляющего большинства народов жили когда-то в других местах. Современные народы это результат смешения множества племен, и их название нисколько не отражает их, так сказать, генетического, или племенного происхождения. Так какой же признак следует ставить во главу угла при определении вопроса, о национальной принадлежности человека: гены, язык или культуру. Ведь именно все вместе эти признаки в достаточной мере определяют этнос. Так болгары названы по имени тюркского племени "булгар=волгар"; по языку они - славяне, а "по крови" и антропологически принадлежат, к фракийской племенной группе. В свете таких фактов вопросы о том, кто пришелец, кто коренной житель данной территории, решить, по-видимому, почти невозможно. С какого времени нужно проживать в конкретном месте, чтобы считаться "коренным" жителем: 10, 50, 100 лет, 1 тысячелетие или более?
В VII веке до нэ, когда черноморские эллины впервые высадились на земли, ставшие их родиной, не было ни Греции, как государства, ни тем более России, Литвы, Латвии, Грузии, Абхазии, Армении, Азербайджана и большинства др.государств земного шара. Более того, в то время не существовало еще народов, населяющих нынешние страны. В то время люди различались не по национальности, а по способности быть полезным другим людям. Признанием этих способностей было право быть гражданином государства. Жители местных племен Таврии (Крым) тавров, скифов и киммерийцев получали права гражданства и могли селиться прямо в городе, становясь эллинами. И наоборот, в случае, если человек наносил вред своим согражданам, он мог потерять гражданские права и быть изгнан.
Вокруг прибрежных полисов развивались сельскохозяйственные поместья - клеры. Большая часть клера обычно была занята под виноградники; были тут и сады, и поля, засеянные хлебом. Занимались и скотоводством. Значительное место в хозяйственной жизни полисов Причерноморья, занимало рыболовство (недаром многие названия рыб Черного моря имеют греческое происхождение: кефаль (от "кефал" - голова), лифарь, луфарь ("лифос" - камень); возможно, ставрида, сарган - игла-рыба, катран - черноморская акула).
Во II-III веках, в эпоху гото-аланских войн, начинается заселение Таврии северокавказскими Русаланами и балтийскими Готами. Первыми были Готы, вытесненные из Балтии венедами. Готы заняли гористую местность Южного берега. Прокопий (VI в. н.э.) уже писал о них, как о давних насельниках этих мест и отмечал, что "в военном деле они превосходны и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны".
Потом пришли Русаланы и смешали свое имя с Готами. Аланы заняли степи Таврии, где охраняли подступы к Херсонесу. " Близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана города", - писал о них епископ Феодор в XIII веке.
Еще в XV веке, по свидетельству веницианского купца Иосафато Барбаро, в Крыму жили готы, говорившие на своем языке: "...за Каффой по изгибу берега на Великом море, находится Готия, за ней Алания...в виду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви".
С началом возникновения Византии (IV в. н.э.) все Причерноморье (территории Европы, Кавказа и Малой Азии) находится либо в составе империи, либо в зоне ее влияния. Грек по-персидски,-арабски, -афгански, -турецки и т.д. называется "юнан", т.е. "иониец", а понтийский (черноморский) грек - "урум" от "ромей", т.е. житель Римской империи. Начинают вырисовываться будущие границы современных государств, а их население начинает закрепляться в этих границах и закреплять их за собой. Но впереди еще были 15 веков перемещений народов прежде, чем закрепление было признано всеми и можно было говорить о чувстве общности у людей, населяющих данную территорию и выработавших здесь некоторые правила общежития.
По Российской традиции, все тюркские народы, хотя этнически и разные, назывались татарами, как то Сибирские, Казанские, Крымские, Астраханские, Горские, Закавказские и т.д. В XIV веке, во времена войн Тамерлана, в Таврию вошли татары. Именно готский Мангуп, приемник Херсонеса, разрушенного татарами в 1399 году, стал последним оплотом сопротивления и независимости Крыма. Прообраз будущего Севастополя. После войны татарские кочевья разместились в степи рядом с аланскими.
XV век начался бурно. По Византийской традиции кочевые племена пришедшие с востока (тюрки начали свое движение с IV в.н.э. но особенно бурным оно было в Х-ХI вв.н.э) назывались турками. Турки-сельджуки захватили Константинополь, прибирая к рукам и Причерноморские земли Византии.
Конец XV века ознаменовался уничтожением последней в Крыму византийской государственности - гото-греческого княжества Феодоро, с падением Мангупа в 1475 г. Одновременно было покончено с генуэзским владычеством на Черном море, в XIV веке получивших особые права торговли у Византии.
Начинается оккупация Крыма турецкими войсками. Наступило 300-летнее господство турко-татар. Политическое образование - Крымское ханство (основанное в начале XV века), со дня завоевания его турками находилось в вассальной зависимости от турецкого султана.
Турко-татары оседали почти исключительно в южном Крыму - в районе городов Феодосия, Старого Крыма (Солхата), Судака, Керчи, Бахчисарая, в местах со старым греческим и огреченным населением - носителем древней земледельческой культуры. Поселяясь рядом с коренным населением, подчиняя его себе, налагая на него многочисленные поборы, турко-татары, тем не менее, менялись сами, перенимали обычаи и хозяйственные приемы. Даже традиционное общинное землепользование здесь не было разрушено приходом татар. Последние переняли у греков и сельскохозяйственную технику, особенно традиции виноградарства и плодоводства, ремесла, форму и планировку жилищ и т.п. Имеются разрозненные сообщения, что и готы в 16-17 веках еще сохраняли свой родной язык, этническое самосознание и православную веру. Татары именовали их татским илем, т.е. нетатарским народом, инородцами. Бахчисарайские ханы считали доблестную готскую дружину главной опорой своего недисциплированного войска.
Но сказывалось и обратное влияние, которое в обстановке господства турок, осуществлявших политику омусульманивания местного населения Крыма, вело к ассимиляции местного населения. Оно постепенно отатаривалось, забывало родной язык и, переходя в мусульманство, пополняло ряды вчерашних завоевателей. Единственными очагами греческой культуры, препятствующими окончательной ассимиляции греков, стали в это время греческие христианские монастыри, особенно в районе Бахчисарая, которые в XVI-XVII в.в. поддерживало Российское государство. Известны четыре таких монастыря: в Салачихе (название спорно), Федора Стратилата и Иоанна Предтечи (все близ Бахчисарая) и Георгиевский - вблизи Балаклавы. Не исчезли в это время еще и греческие полупещерные монастыри в Инкермане, Чилтере и Шулдане.
В политическом плане приемницей Византийской империи была Трабзонская (южное побережье Черного моря), после падения которой эстафету приняло княжество Феодоро (Крым), в свою очередь передавшее свои права Великому княжеству Московскому. Весь христианский мир того времени признал преемственность Московских государей на наследство Византии, в т.ч. территориальные.
Победой России в 1-й русско-турецкой войне 1768-1774 г.г. признано право защиты турецких христиан.
В 1779 г. по предложению русского правительства понтийские греки перешли с территории Крымского ханства на побережье Азовского моря, став русскими подданными и основав г. Мариуполь и еще 20 поселений. Их называют мариупольскими, азовскими, донецкими греками, хотя сами себя они называют также как и остальные черноморские (понтийские) греки, еще живущие и в Турции, и в Закавказье, и в Крыму - ромеями, т.е. в переводе с греческого "римлянами", потомками подданных Восточной Римской империи. Попытки возводить современных бахчисарайских татар к готам и грекам выглядят наивными (если не сказать, политически злонамеренными)
"Соизволяем, - сказано в жалованной грамоте от 21 мая 1779 года на имя преосв. Игнатия, митрополита готфийского и карайского и всего общества крымских христиан греческого закона, - не только принять всех вас под Всемилостивейший наш покров, но и как любезнейших чад успокоив под оным, доставить вам жизнь столь благоденственную, сколь желание смертных и беспрестанное наше о том попечение простираться могут ..."
Полной ассимиляции греков и готов помешало только присоединение Крыма к России 9 апреля 1783 года. Право на это Россия отстаивала в 5-ти остальных русско-турецких войнах, остановив экспансию и отвоевав лишь половину Причерноморских территорий Византии.
Оставим же Константинополь-Стамбул нынешним туркам - видит Бог: мы не хотим войны. Но вновь заселять Крым этими самыми "новыми туркам" под видом "реабилитации народов" - большего "ляпа" придумать трудно, разве что передать его в состав нынешнего государства Украины. Даже по американским законам, государство выходит из состава Соединенных Штатов лишь с той территорией, с которой входило в них. Административно территориальные передвижки проделанные Н Хрущевым должны иметь силу только внутри Союзного государства. По тем же принципам должны решаться и другие территориальные претензии государств вышедших из Союза, в частности в Закавказье.
Так кого же считать аборигенами Крыма? Эллинов, построивших Херсонес Таврический? Балтийских германцев, основавших княжество Феодоро? Турок Крымского ханства, завладевших землями Второго Рима? А может древних скифов, основавших Неаполь Скифский, или киммерийцев, владевших Боспорским царством? Все эти народы приходили, развивались, крепли и со временем растворялись в истории, оставаясь "коренными" крымчаками.
Нынешняя проблема крымских татар - не более чем политизированный рейдерский захват территорий. Восстанавливая порядок на полуострове без учета исторических перипетий, правительство Украины наверняка в очередной раз наломает дров - в стиле горячо ненавидимого ими СССР. Но ведь Закон, по идее, должен уравнять права и притязания всех народов. Только так можно остановить беспредел передела собственности, доставшейся Украине по наследству от развалившегося Союза.
По моему глубокому убеждению, хозяевами земли должны считаться люди живущие на этой земле. Те кто приносит пользу существующему на ней гражданскому обществу. Собственно, это и выражалось в демократических принципах организации греческих городов с незапамятных времен.
Все прочие "проблемы" должны решаться на общих основаниях, установленных Законом и Конституцией страны.