Рюмин Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Взвой, о Муза...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читайте новый роман Дэна Симмонса? (рецензия на книгу "Илион")


  

Взвой, о Муза...

(на книгу Дэна Симмонса "Илион")

  
  
   Гнев.
   Взвой, о Муза, о новом писателе, войну под стенами Трои живописующем! Ибо то не графоман Вася Пупкин, голливудского блокбастера насмотревшийся, но сам Дэн Симмонс, великий и ужасный, "Гипериона" автор, а также истории о падении оного, после семилетнего перерыва вернулся на полки книжных магазинов новою книгой.
   Десятый уж год ахейцы осаждают великий город Илион, и десятый же год схолиаст Хокенберри, в Америке наших дней умерший, но богами Олимпа к жизни возрождённый, записывает для них хронику этой осады.
   На Земле далёкого будущего, населённой лишь несколькими сотнями тысяч человек "старого образца", безбедно и праздно живущих под присмотром переселившихся в небеса постлюдей, команда авантюристов в составе местного чудака, желающего продлить свою жизнь дольше положенного по закону столетнего срока, пресыщенного развлечениями плейбоя и двух девиц приятной наружности (но тоже желающих странного) отправляется в путешествие к бывшему Средиземному морю, где, по слухам, стоит заброшенный, но чудом избежавший разрушения в постигшей мир тысячелетие назад катастрофе город.
   На спутниках Юпитера моравеки - разумные киберорганические создания, чьи предки тысячи лет назад были созданы людьми Земли для освоения непригодных для жизни миров - планируют экспедицию к Марсу, где в последние десятилетия, вопреки всем мыслимым прогнозам, "вдруг" сформировалась атмосфера и, предположительно, обосновалась некая цивилизация, чей уровень развития превосходит всё, известное раньше.
   Такова завязка новой книги живого классика американской фантастики, недавно изданной АСТ. Я покупал её со смешанными чувствами надежды и боязни разочарования одновременно. После провального "Восхода Эндимиона" не верилось, что ушедший в сочинение жутиков-ужасников Симмонс напишет вновь нечто, с первым "Гиперионом" сравнимое. Но можно было и надеяться на то, что после столь длительного перерыва автор накопит сил и...
   Смешанное впечатление осталось у меня и от самой книги. Созданному автором миру порой не хватает логики и не хватает оригинальности: скажем, главы, посвящённые Земле и её обитателям, "людям старого образца", вызывают в памяти некоторые моменты из бесподобного "Города и звёзд" Кларка. Зато он (мир) изобилует "дырами" и "белыми пятнами". История появления постлюдей (а равно и то, чем же эти "посты" от людей обычных отличаются) автором не освещена вовсе. Как не говорится практически ничего о цивилизациях моравеков на спутниках Юпитера и роквеков, жителей Пояса астероидов. О том, откуда появился на Земле будущего второй Одиссей, помнящий уже окончание Троянской войны, всё ещё идущей в мире Хокенберри. Не объясняет автор и происхождения войниксов на Земле и "маленьких зелёных человечков" на Марсе, а равно и Калибана, и многорукого, как бог далайна, Сетебоса, ограничившись короткой фразой в приложении - "происходят не из нашей Солнечной системы".
   Хуже того, местами автор противоречит сам себе, к примеру, вначале упорно именуя богов Олимпа постлюдьми (нашедшими, видимо, новую забаву в постановке "Илиады" Гомера с живыми homo sapiens в качестве актёров-солдатиков и фишек на игровой доске одновременно), затем же вдруг сообщая, что оные боги суть овеществлённое законами квантовой неопределённости воплощение... Ладно, хватит об этом.
   Хромает и стиль: скажем, что боги Олимпа, что греческие (и троянские тоже) герои то изъясняются цитатами из "Илиады" (что в данной ситуации естественно), то вдруг переходят на посконно-гамбургерный звёздно-полосатый американский сленг, в русском переводе изрядно приблатнённый.
   Финал, где все сюжетные линии - все три - сплетаются в единый узел, оставляет больше вопросов, чем ответов. Последние эпизоды, где путешественники-земляне уничтожают покинутый орбитальный город постлюдей вместе с монструозным шрайкоподобным Калибаном (1), а ахейцы вместе с троянцами и армией боевых моравеков идут на штурм Олимпа (мочить богов в сортире!), выглядят скомканными и малоубедительными. Сама же финальная сцена высадки моравечьего десанта под стенами Илиона, где объединённые греко-троянские войска уже почти разгромлены спустившимися с Олимпа богами, и вовсе глубоко вторична по отношению к "Атаке клонов".
  
   Итак, гора родила мышь. Упитанного такого семисотстраничного мышонка, больше похожего на хомячка. Не дохлого однако, а вполне жизнеспособного. Потому как -

TO BE CONTINUED

  
   интересно, а как оно будет называться? "Падение Илиона"? или "Восход Одиссея"?
  
  

06.02.2005

   (1) Да и сам Калибан хиловат в сравнении со стариком Шрайком; как говорится, "труба пониже и дым пожиже".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"