Рябоконь Андрей Александрович : другие произведения.

Ах, этот дикий мясной голод!.. или Хлеб - всему голова...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из книг, рекомендованных "для чтения под партой" и для школьных (а также ИНЫХ) библиотек - "Сам себе травник, или Пищевые растения-целители" и "Прерии Арктики" Сетона-Томпсона (Киев, издательство братьев Капрановых "Зелений пес", "Гамазiн")

   ...Сегодня, друзья, предлагаю Вам прокатится в Канаду. Скажете, далековато?.. Ничего, силой интернета и силой мысли мы это сделаем запросто!
  
   ***
  ...В знаменитой книге великого путешественника, писателя, художника и учёного Э. Сетона-Томпсона "Прерии Арктики" (посвящённой смелому арктическому рейду 1907-го года, и переизданной киевским издательством в ознаменование СТОЛЕТИЯ путешествия Сетона) есть фрагмент, повествующий о диких муках голода, который испытывали индейцы вместе с белыми в том памятном рейде.
  
  ...Как ни странно, муки голода происходили при "катастрофическом" избытке мяса!!!
  
  Непонятно?.. В таком случае, слово предоставляется Сетону-Томпсону:
  
  "...Итак, мы веселились на голодный желудок, но никто не заговаривал о возвращении в форт. Впрочем, постойте - было и такое! Одна физиономия мрачнела всё больше с каждым днём и, наконец, мрачные мысли облеклись в слова, наш проводник-индеец заговорил. Недавнее угрюмое молчание сменилось открытым бунтом.
   - Я не голодать сюда приехал. Голодать я мог и дома! Меня уговорили пойти проводником, обещая много муки.
  Это была чистая правда.
   - Нам ещё полтора дня плыть до Баффало, - продолжал Безкья, - а там - плаванью конец, придётся топать через болота, постель и ружья тащить на себе, жить под открытым небом. Если нам не повезёт, то повезёт койотам и воронам..."
   (ключевое слово в этом отрывке - "мука", запомните хотя бы на пять минут)
  
  "...Пища наша состояла из лосиного мяса и чая. Ни сахару, ни соли не было и в помине. Тоска по хлебу становилась всё сильнее. Индейцы называют это чувство "мучным голодом". МЯСНАЯ ПИЩА ТРИЖДЫ В ДЕНЬ ВЫЗЫВАЛА ОТВРАЩЕНИЕ. Безкья снова взбунтовался, да и мои сторонники мрачнели с каждым днём..."
  
  Вот, вот оно! - "...МЯСНАЯ ПИЩА ТРИЖДЫ В ДЕНЬ ВЫЗЫВАЛА ОТВРАЩЕНИЕ" - да, друзья, именно так, запомните НАВСЕГДА: мясо вовсе НЕ СПАСАЕТ ОТ ГОЛОДА... поверьте великому Сетону.
  
  "...Всю ночь лил дождь. Утро настало унылое, туманное. Всё угнетало дух - особенно мысль о неудаче...
  Однообразная пища - мясо лося и чай - подрывала силы. Появилась дрожь в ногах. Я опасался, что не выдержу голодания, настолько ослаб..."
  
  "...Дождь лил всю ночь. На следующее утро солнце напрасно пыталось пробиться сквозь тучи, они ещё плотней затянули небо, снова заморосил дождь. На нашу беду, непогода затянулась. И без того докучливая и мучительная, она мешала фотографировать.
  После "восхитительного, вкусного, бодрящего" завтрака - лосиное мясо без соли и пустой чай - мы двинулись дальше по курсу наименьшего сопротивления - домой, к хлебу..."
  
  Вы скажете, в таком случае надо было называть всю эту "канитель" по-иному.
  Например, глава "Хлебный голод" или как-то наподобие (собственно, индейцы, кажется, и называли подобное явление что-то вроде "мучной голод").
  Согласен. И всё же, "карты спутались" намеренно - я хотел привлечь Ваше внимание именно к соотношению хлеба и мяса на столе. Или, точнее, к тому факту, что без мяса прожить модно - а без хлеба никак НЕЛЬЗЯ!..
  
  И теперь приступаем к цели нашей сегодняшней встречи, ради которой "заварили всю кашу" - мы подошли вплотную к хлебу :
  
   "И поле сизое холодного овса..."
  Даже в стихах и песнях можно встретить хорошие добрые слова об этом растении. Недаром самая полезная каша называется геркулесовой - словно богатырскую силу древнегреческого героя дарит она! Кстати, интересно - ел ли Геркулес на самом деле овсяную кашу? Перед глазами появляется картина - к сидящему за столом герою подходит бородатый дворецкий и говорит: "Овсянка, сэр!.."
  
  Даже если Геркулесу и не довелось полакомиться "геркулесовой кашей" - не беда. Мы с вами запросто можем наверстать упущенное древними греками.
  
  ОВЁС посевной
  (укр. - овес посiвний, звичайний)
  Avena sativa L.
  Семейство Злаки (Poaceae)
  
  Травянистый однолетник 60-100 высотой, с голыми листьями, обладающими синеватым отливом в зелёной окраске. Цветёт на протяжении всего лета. Все цветки (их два или три) в крупном колоске, сжатом с боков, не сочленены с осью и при созревании не осыпаются. Впрочем, ость присутствует лишь на чешуях нижних цветков; встречаются и совершенно безостые формы. Колосковые чешуи по краям перепончатые и без киля. В цветке (мелком и невзрачном, потому что ветроопыляемом) три тычинки. Нижняя цветочная чешуя ланцетная, на верхушке двузубчатая, около 20 мм длиной. Количество цветков с остями может варьировать в зависимости от агротехники и степени влажности. Колоски собраны в раскидистой, до 25 см, метёлке. Плод - зерновка, покрытая по всей своей поверхности мягкими прижатыми волосками.
  
  Культура овса настолько древняя, что однозначно ответить на вопрос о его родине однозначно очень трудно. Например, учёный-биолог Декандоль считал, что овёс не был известен ни древним египтянам, ни древним евреям. Но в остатках озёрных построек Швейцарии - правда, лишь в позднем, бронзовом их периоде - археологами овёс был найден.
  В древности овёс был известен и в северных районах Греции, и на севере Италии. Плиний Старший сообщал, что древние германцы возделывали овёс и варили из него кашу. Гален упоминал, что овёс сеяли в Индии. Диоскорид не только упоминал о нём, но и применял овёс в своей медицинской практике - овсяную слизь против кашля, зерно овса для разнообразных компрессов, а кашицу из зерна от расстройства кишечника.
  Так что и древние греки, и древние римляне, как говорится, были в курсе дела.
  
  Даже филологический сравнительный анализ позволяет признать - и, более того, утверждать - очень раннюю, давнюю, культуру овса. У древних кельтов (происхождение современных грузин, по всей видимости, подобно ирландцам, а также баскам в Испании, именно кельтское), у славян и в германских племенах англов и саксов это растение имело сходные названия: ирландское "корка" и грузинское "кари", баскское "ольба" и "олоа", славянское "овизу" или "овесу", английское oats.
  
  Тот же Декандоль доказывал, что, поскольку овёс дичает легче других злаков (так что иногда кажется дикорастущим, хотя настоящий дикий овёс посевной не известен), и особенно в Австрии, а также на территориях к востоку от неё, наиболее вероятным центром его происхождения следует считать область умеренного климата восточной Европы.
  
  Угадать родину овсяной культуры и родоначальника культурного овса совсем не просто. Овёс выращивают в северных странах, но и в южном направлении эта культура тоже продвинулась. Есть овёс и в Аргентине, стране почти субтропической, и в США, Венгрии, а в Корее и Туркменистане его возделывают в горах на такой высоте, где уже плохо вызревают иные культурные злаки.
  Некоторые учёные склоняются к мнению, что овёс следует считать растением западной Азии. Г.Танфильев считал, что овёс "был впервые взят в культуру, вероятно, там, где овсюг (сноска внизу страницы, ред. - *сорняк, близкородственный овсу вид) особенно обилен, а именно в степях южной или юго-восточной России". Надо отметить, что многие западноевропейские биологи разделяют мнение, близкое к мнению Танфильева, о европейском происхождении культурного овса.
  
  Последнее слово в этом вопросе принадлежит, похоже, Н.И.Вавилову, который в книге "Центры происхождения культурных растений" достаточно чётко "разложил всё по полочкам":
  "Европейские овсы представляют собою в настоящее время группу весьма разнообразных рас, отличающихся по окраске цветочных чешуй, форме зерна, форме листьев...отношению к паразитным грибкам; многие из этих рас свойственны только северной и средней Европе. Однако наряду с европейскими расами мы имеем ещё и группы средиземноморских рас, резко обособленных от европейских... В северной Африке своя большая группа культурных овсов, характеризующихся в общем иммунитетом к европейским формам головни и ржавчины /грибковые заболевания растений/. Группа эта примыкает, по-видимому, к диким видам...растущим в северной Африке... Как североафриканские, так и западные овсы не скрещиваются с формами обыкновенного овса Avena sativa или же дают при этом большой процент бесплодия".
  Вавилов также указывал на своеобразие особой группы китайских овсов, а именно овсов с голыми крупными зёрнами - Avena nuda L., что говорит о существовании особого китайского или китайско-монгольского центра возникновения овсяных культур.
  
  Генезис культурных овсов, считал Вавилов, связан с дикими и сорными видами Avena fatua L., A. Ludoviciana Dur., A. sterilis L., A. barbata Pott - причём ближе всего стоят к культурному овсу первые два, дающие с ним плодовитые гибриды, а первый из них распространён на огромном протяжении от северной Европы до Гиндукуша.
  Конечно, связывать историю формирования культурного овса только с Европой было бы крайне ошибочно.
  Кстати, совершенно оригинальной группой овсов обладает Эфиопия - они очень сильно отличаются и от азиатских, и от европейских.
  
  На основании всех этих фактов следует признать, что культурные овсы не имеют единого географического центра - их происхождение, как принято говорить, полифилетично. Вавилов определил пять центров происхождения культурного овса: Средиземноморье, Эфиопия, северная и северо-западная Европа, обширные просторы Азии от Закавказья до Китая и, наконец, сам Китай.
  Впрочем, для группы сортов овса посевного (Avena sativa) Вавилов определил четвёртый, закавказско-китайский, центр.
  
  Завершая "исторический поиск", следует упомянуть о том, что происхождение овса оставалось бы и сегодня неясным, если бы в 1916 году во время путешествия по Ирану Н.И.Вавилов не наткнулся на поля полбы (Triticum dicoccum) около Хамадана. Посевы эти оказались сильно засорены обыкновенным овсом, Avena sativa, ведь его совершенно не культивируют ни в Иране, ни в сопредельных странах, и найти его можно только среди полбы.
  При этом овёс, засоряющий полбу, принадлежит к нескольким самостоятельным расам, входящим в видовой цикл Avena sativa, и вне полбяных посевов нигде не повторяющимся. Исследования полбяных полей на Пиренеях у басков и в Болгарии, в Поволжье и Прикамье, в Закавказье и Малой Азии, в Крыму и, наконец, в Эфиопии - словом, всюду, где разводилась полба - убедительно показали, что овёс является её непременным спутником, выявляясь при этом в оригинальных расах, которых Вавилов насчитал два десятка.
  
  Видимо, с продвижением к северу или с подъёмом в горы, попадая в более суровые условия, овёс одолевал основное растение и образовывал - при благоприятном стечении обстоятельств - самостоятельные посевы. Естественно, при самом непосредственном участии человека.
  Так возникла культура овса во многих регионах Евразии.
  
  Итак, на планете сегодня культурных овсов несколько, а не один. И культивируемый овёс не есть особый вид, а группа культурных форм, которые произошли от совершенно различных дикорастущих видов, иные формы которых являются злостными сорняками.
  
  Поскольку всходы овса могут выдерживать кратковременные весенние заморозки (до -9 градусов по шкале Цельсия), его культуру можно продвигать ещё дальше на север - за Полярный круг, в Норвегии до 65 градусов северной широты, а в США (на Аляске) и Канаде - до 70 градусов с.ш.
  В южном полушарии потомки переселенцев из Европы овёс тоже выращивают, но всё же это преимущественно культура северного полушария.
  
  Овёс является важной продовольственной и зернофуражной культурой. В его зерне содержится до 23 % белков, богатых незаменимыми кислотами, до 6,5 % жира, крахмал (до 55 %) и другие безазотистые вещества, эруковую, малоновую и щавелевую кислоты, витамины (А, Е, группы В), а также полезные минеральные вещества.
  
  Овсяный суп и отвар крупы с мёдом (хорошее общеукрепляющее средство) издавна в народе использовали при туберкулёзе и золотухе, овсяный кисель - при заболеваниях желудка и кишечника (в том числе при острых воспалениях) в качестве лёгкого слабительного и обволакивающего средства. Водный настой соломы или зелёного овса может применяться при лечении болезней почек и водянке, поскольку обладает мочегонными и ветрогонными свойствами. Жаропонижающие свойства этого настоя ещё более расширяют сферу его применения.
  
  Настой зерна использовался в народной медицине при камнях в мочевом пузыре, метеоризме, потливости ног. Спиртовая настойка из надземной, зелёной части растений может использоваться при бессоннице, вялости, переутомлениях (и не только физических, но и вызванных чрезмерной деятельностью мозга, истощением нервной системы) для поднятия тонуса, общего укрепления организма человека.
  
  Овёс давно признан различными традиционными медицинскими системами, в том числе болгарской и тибетской медициной. Возникшая относительно недавно на Западе гомеопатия также включила овёс в арсенал своих лечебных средств - спиртовая настойка из верхушек, собранных в фазе молочной спелости семян, используется как седативное (успокаивающее) средство при бессоннице и неврастении.
  Солому овса (измельчённую) включают в фитосборы со створками (высохшей шелухой) фасоли для лечения диабета. Ванны из свежей соломы весьма эффективны при некоторых заболеваниях суставов.
  
  В Индии недавно обнаружили антиникотиновое действие зелёной травы овса - точнее, при использовании (внутрь) препарата из надземной зелёной части растения у заядлых курильщиков снижается тяга к табакокурению, что облегчает процесс излечения от этой вредной привычки.
  
  В чистом виде зерно скармливается лошадям (особенно в периоды напряжённой работы) и является для них незаменимым концентрированным кормом.
  Люди же потребляют ценные продовольственные продукты из обработанного зерна - овсяные хлопья (геркулес, толокно, мюссли, галеты) и овсяную крупу. Овсяную муку используют для приготовления различных диетических и прочих пищевых продуктов, и в том числе - обволакивающего киселя.
  Продукты питания из овса способны снижать уровень липидов и холестерина в крови, что важно при лечении и профилактике атеросклероза.
  
  При хроническом отравлении свинцом (и некоторых других токсикозах) в диету больным обязательно вводят овсяную крупу, точнее кашу из крупы, приготовленную без молока. И, поскольку белки овса способны оказывать липотропное действие, продукты питания из овсяной крупы могут использоваться в диетическом питании при лечении не только сердечно-сосудистых заболеваний, но и болезней печени.
  
  При целом ряде заболеваний, а также в период выздоровления после тяжёлых болезней, взрослым больным и детям диетолог может разрешить потребление тёплого молока с овсом. Для приготовления этого диетического продукта следует всыпать овёс во вскипячённое молоко (полстакана крупы, геркулеса - на ¾ стакана молока) и поместить в духовку (или в термос) на полтора часа. Такой продукт более питателен и, как правило, легче воспринимается ослабленным организмом.
  **************
  Смесь для "сыроедов".
  Толчёную смесь из четырёх столовых ложек размоченного и отжатого геркулеса, десятка измельчённых ядрышек грецкого ореха, натёртого на мелкой тёрке яблока, чайной ложки изюма и столовой ложки мёда, а также чайной ложки лимонного сока - скатать в шарики. Затем обсыпать шарики толокном. Блюдо готово! Приятного аппетита!..
  
  Мюссли.
  Столовую ложку геркулеса залить небольшим количеством (3-4 столовые ложки) кипятка. Через несколько часов, когда геркулес хорошо набухнет, натереть около 200 г яблок, и размешать, чтобы масса не темнела так быстро. Добавив столовую ложку мёда и лимонный сок (выжатая - или мелко нарезанная - половинка лимона), столовую ложку измельчённых грецких орехов, столько же мелко нарезанных и запаренных кипятком изюминок с курагой, ещё раз перемешать и - можно приступать к полезной и приятной трапезе!..
  
   ***
   P.S. опубликовано на сайте fudz.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"