Аннотация: Заметки о нескольких рассказах на конкурсе. К сожалению, наверное, о всех не успею. ( Сам я в конкурсе не учствую, если что :) )
"Вы приходите с одной историей, а уходите с другой"
"Вы приходите с одной историей, а уходите с другой"
Так можно переиначить для конкурса слоган, к акции по обмену прочитанными книгами.
Приходите со своим детективом, читаете несколько других.
Нашли уже Холмса в портрете Белоснежки? А как же. ))
Еваиадам_Много непокою
- Слушайте, уважаемый автор, а не могли бы вы меня, читателя, немножечко обмануть?
Вот когда начинается предыстория с имени Ева, возникает мысль, что эта предыстория будет та самая, из Библии.
Просто автор расскажет это своими словами, читатель купится, а потом писатель, окажется, обманул автора и Эдем - это просто школа, а туповатый Адам - не единственный туповатый Адам в жизни.
Происшествие в центре расследования - похищение общака ОПГ, в данном случае Организованной Психологической Группировки.
Прикидывая ходы решения задачки, приходишь к грустному выводу о том, что умыкнуть денежки из сейфа мог только тот, у кого был от сейфа ключ. Такая простота решения сразу настраивала на грустный лад.
Психологический практикум был интересен. Где можно спрятать файлы с деньгами в ограниченном пространстве кабинета так, чтобы их никто не нашёл? Автор тонко, время от времени, обращал наше внимание на кофе, какой кто предпочитает. Трое пьют чёрный, один вообще нарзан, и только шеф - с молоком.
Открываем холодильник, достаём пакет с молоком, который у всех был на виду, отгибаем по линии сгиба наверху - открывается склеенный скотчем шов. Вскрываем пакет - там свёрнутые в трубочки файлы с долларами, непромокшие, сухие и надёжные.
Вот как можно поймать психолога - он будет играть на психологии - прятать там, где по его расчётам, не будут искать - у всех на виду. Обычный человек спрятал бы за панелью холодильника, поработав отвёрткой, но мы-то имеем дело с психологом! Да и за холодильником паутина с засохшими мухами - явно там давно никого не было. Кроме паука восьминогого.
- Но что это? Деньги оказались в морозилке! Замороженный вклад? Это уже насмешка над психологами! Шеф наверняка просто тестировал способности команды к мозговому штурму холодильника.
Сама задачка не даёт большого простора для игры. Рассказ удивительно эклектичен и чуть не заставил одного читателя грохнуться головой об стол от такого в лоб положительного финала. Саша замахнул стакан минералки и женился.
Автор демонстрирует диапазон действительно блестящих ироничных находок, вроде "эффекта солёного огурца, которому, хочет он, не хочет, но от окружения под шкурку соль-таки достается" и "одноразовой высокопрофессиональной разводки, аналогичной цыганским, привокзальным, из серии "позолоти ручку, судьбу предскажу". И вместе с тем ряд таких упрощённых ходов и штампов, что задумываешься - а может и тут автор проявляет иронию?
В общем, из этого рассказа при желании можно сделать просто конфетку - интересная среда и материал - все эти профессиональные штучки психологов. Специи, ингредиенты, сокращение времени для выпаривания читателя, чуть большего жареного, побольше меткой иронии, которая у автора присутствует. И побольше уверенности в себе. Тогда читатель ухватится за этот рассказ, даже без конкурсной программы.
Джой_Без видимых причин
Печальная история. Пытаясь угадать, что лежало в основе преступления, видео чат как версия возникал. Предположение, что её заставляли делать нечто, по сравнению с чем, смерть для неё была не так страшна.
Учитель биологии не вызвал у меня особых подозрений, в отличие от школьного психолога. Психолог беседовал с девочкой в момент, когда она была в поиске способа помочь матери. Я бы обратил внимание всё же на психолога, на его контакты с Павловым, на его другие контакты
Биолог же находясь в Таиланде, получается, принялся, вместо посещения местных жриц продажной любви, сидеть у компьютера в поиске клубнички. Какова вероятность, что он случайно наткнулся в иностранном чате на Соню?
В школе работает мало мужчин, как правило, они доверительнее общаются друг с другом, чем с женским коллективом. Мог психолог за перекуром поделиться с Павловым о беде девочки и что она ищет способ найти деньги на лечение матери? Тоже вариант.
.Вообще же, кто виноват в доведении до самоубийства, вопрос скорее переходит в нравственные категории, тут уже тема для исследования в духе Достоевского. Только подонок шантажист виноват в этой смерти?
Была ли эта девочка одержима страстями? Непохоже.
Вытекала ли её смерть из безнравственных кокетств с невидимыми мужчинами?
Или виноваты в этой ситуации чиновники здравоохранения, благодаря которым вместо положенной бесплатной медицинской помощи, людям приходится искать непомерные деньги. Нет у нас 'негодяев в кабинетах из кожи', которые своровывают миллионы при покупке томографов, и заказывают в Минздрав мебель из дорогих пород дерева, вместо лечения людей?
Ну а в целом, эта история о подлости не только одного взрослого человека, а многих.
Ромашечка_Слишком много цветов
Вступление в рассказе показалось поначалу необязательным, но к финалу выяснилось, что оно пригодилось как повод для обсуждения расследования и событий - уже дистанционно. Переход на историю на мой вкус несколько резковат, и с использованием скорее литературного оборота, чем разговорного:
А вот начиная с предложения: 'Студентки не шумели, не пытались отстать от поезда, не бегали на остановках по платформам в поисках бабушек с пивом' - я уже начал получать от истории удовольствие, как от литературного произведения. Исчезли обязательные пояснения как таковые, а появилось ироничное, занятное повествование с интересными деталями. Случилось попадание в атмосферу - с весёлым ужасом представил, какая именно атмосфера дышалась в вагоне с геологами - ничем не выветриваемый стойкий запах воблы, в сочетании с духотой вагона. Страшно захотелось воблы с пивом. Особенно с таким, какое принято употреблять у них на юге, в условиях жаркого климата - там пользуется популярностью их водянистое на наш вкус пиво, но в эту жару, в сочетании с солёной рыбой, отлично компенсирует потерю организмом жидкости и соли.
У Автора получилось перенести меня, подопытного, в Волгоградские степи, заставить почувствовать раскалённый на солнце воздух и речную свежесть, приносимую порывами ветра от Ахтубы. Ивы на берегу, трава на скудной почве и дерево шелковицы с потрескавшейся корой. Местные жители называют её тутовником, птицы и дети охотно лопают эти ягоды со своеобразным привкусом. Леди и джентльмены, если будете поблизости от такого дерева, запомните две вещи - первое, из этих ягод варится отличный кисель, своеобразный привкус ягод в компании с крахмалом исчезает. Второе - если сок этих ягод попадёт на одежду - отстирать его практически невозможно...
Но что это такое лежит под деревом? Как на картине прерафаэлитов с мёртвой Офелией, в тени деревьев, на берегу реки, тело бедолаги подростка. Ужасное сочетание молодости и смерти. Тело на суглинистой почве, которая в промежутках между редкой травой покрыта цветными пятнами от упавших и раздавленных ягод - красных и фиолетовых. На лице подростка тоже пятна, фиолетовые, и на нём тоже лежат упавшие ягоды. Поэтому сначала кажется, что эти пятна на лице - от тутникового сока. Но ягоды лежат, как упали, почти целые, не давленные, не поклёванные птицами.
Значит, это гематомы. Был избит? Лицо сильно опухшее, глаза заплыли, опять же левый глаз заплыл от синяка. Но так лицо может опухнуть только прижизненно, воспаление, как реакция живого организма. Тогда между избиением и смертью должно было пройти часов шесть - восемь. Отчего наступила смерть? Внутреннее кровоизлияние в мозг? Запросто. Значит должен был быть очень сильный удар. Судмедэкспертиза установит было ли кровоизлияние в мозг.
Но одно уже сейчас не укладывается в картину. Почему так опухла шея. Почему отёк на лице такой равномерный, губы не разбиты, но опухли.
Пуговицы на рубашке оторваны, не удивительно. Цепочка сыпи на опухшей шее. Сыпь на талии.
Что может выглядеть, как избиение, но не быть им? Да и если бы это было просто избиением, стало бы это темой для детективного рассказа?
Отравление?
Тут где-то что-то зарыто. Букет цветов в нескольких метрах от происшествия. Значит здесь метод дедукции следует сменить на методологию 'Шерше ля фам'? И ещё - подсказка в самом названии рассказа, много цветов. Вот про лютики сразу подумалось - мелкий и не самый удобный цветок для букетов. Не в нём ли подвох? Нажмём ctrl F и вставим слово 'лютик'. Дальше по тексту этот цветок часто упоминается. Избежав соблазна посмотреть финал, принялся гуглить лютики. Интересное растение, оказывается. Одно народное название чего стоит - 'нарыв'.
Ядовитых и местнораздражающих компонентов в лютиках, оказывается, целый набор. Но чтобы м отравиться, его надо было бы съесть, а зачем, спрашивается, пусть и трудному, но неглупому подростку-то цветы лопать? А вот сопутствующая сыпь на теле...
Новая версия начала уже смутно обретать очертания, когда читатель легкомысленно заглянул в комментарии и наткнулся на ответ раньшн времени - аллергический отёк Квинке. Блин.
Разгадал бы сам? - теперь уже не узнаю. Приложил к тексту - и вся интрига сложилась. У Сергея вещества содержащиеся в лютике вызвали воспаление по типу химического ожога, не сработало с Владимиром. Два организма - две разные реакции - у Вовки Комаровского воспаление пошло по аллергическому типу - сыпь крапивницы и, по самому тяжелому - отёк Квинке. Мягкие ткани лица и что, самое страшное - горла, в течение нескольких минут воспаляются и перекрывают дыхательные пути. Человек погибает от удушья.
Таким образом здесь в задаче дан ложный след, или раздвоение следа - химический отёк в одном случае и аллергический, в другом, при общих исходных.
Могла быть при такой картине иная причина смерти чем отёк Квинке?
Предположим - механическая асфиксия, от попадания инородного тела в дыхательные пути. Тогда будет одутоловатость на лице, но выраженного отека тканей лица не будет.
Смерть могла наступить в случае укуса пчелой или осой в язык. Тогда он разбухает и может полностью перекрыть дыхательные пути.
А если это была не одна пчела, а несколько, то сопутствующий отёк лица был бы похож. Но при этом был бы распухший язык. А при отёке Квинке язык остаётся нормальных размеров. Плюс, скорее всего не проявление крапивницы на теле, а ещё пчелиных укусов.
Так что отёк Квинке - похоже, единственно возможная причина смерти в данном случае.
Картина при отёке Квинке с точки зрения судмедэкспертизы есть вот здесь: http://www.forens-med.ru/book.php?id=1553
Картина происшедшего получается такая - Вовчик, житель города, склонный к аллергии, но раньше видимо не имевший контакта с лютиками. Первичная сенсибилизация произошла здесь, в Волгоградской области, во время втирания сока в кожу или раньше. При вторичном контакте, возможно это была пыльца, начала развиваться быстрая аллергическая реакция немедленного типа, отёк Квинке, возможно в сочетании с крапивницей. Я ша нанёс Вовчику пару ударов ещё до того, как её симптомы сильно развились. Повлиял ли стресс на ускорение реакции и уменьшение содержание кортизолов в крови трудно сказать. Но факт, когда Владимир немного очухался, процесс зашёл уже так далеко, что это было вопросом минут. Что случлось бы, если б он успел добраться до лагеря? Успел бы студент четверокурсник принять быстрое решение и дрожащими от волнения руками применить 'внутривенную трахеостомию' - 90 мг преднизолона в 10 мл 40% р-ре глюкозы? Или что, надёжнее, но психологически труднее - сделать коникотомию, прокол в районе кониковидного хряща - там где на кадыке под пальцами чувствуется стык и вставить туда любую трубку, хоть обломок шариковой ручки. Такое может провести не обязательно медик, как, например это сделал бывший солдат в фильме Тиля Швайгера 'Босиком по мостовой'.
Тогда бы дыхание восстановилось, подросток остался жив, а детектив был бы без разгадки смертельного случая.
Какие плюсы и минусы рассказа, на взгляд подопытного читателя:
Все герои получились живые, характеры определены действиями, ярко и в суть. Разве что Макс Иванов, как-то выпал на периферию зрения.
Лаконично, но точно передана атмосфера и дух времени.
Великолепная игра в детектив. Возможность по ходу рассказать, узнать что-то новое и подумать.
Минусы:
Чего мне хватило в рассказе. Наверное того же, что и Автору - времени, чтобы отполировать текст. Мне не хватило боле подробного рассказа Яши о деталях происшедшего. Сам процесс объяснения ближе к финальной части рассказа носит преимущественно фактический характер. Не хватает характерности, которая присутствует в первой половине рассказа - в диалогах, в поступках, стильность повествования, с оттенками добродушной улыбки.
В игре в детектив не хватило точности в исходных данных:
Сыпь на теле Владимира, точно какая она ? - в одном случае описывается, как мелкая, в другом как сильно выраженная с пузырьками. Цвет кожи на лице погибшего. Ягоды шелковицы на лице и гематома на глазе не даёт ясной картинки. Будет ли по цвету отличаться гематома глаза от удара, от последующего фиолетового цвета кожи на лице, каковой, вероятно, был или нет?
Деталь с вмятиной на лице, предположительно от удара, заставляет задуматься. Если удар нанесён до аллергической манифестации, почему он не выровнялся с отёком? Значит удар был нанесён позже, уже когда отёк Квинке случился. Или Яша пришёл и добавил, или сам Вовчик ударился обо что-то когда шёл к лагерю.
Сильно помогло бы в картине точное указание времени, когда в последний раз видели целого и здорового Вовчика и точное время, когда его нашли. Это поможет в решении задачи.
Мне кажется внимание читателя можно обратить на сильный и яркий отёк губ, который всегда выражен при Квинке, настолько, что можно обыграть эту картину, в контексте ожидаемого им свидания.
Выражаю уверенность, что это можно улучшить. Хороший 'деревенский детектив', и редкий, если не единственный, представитель жанра 'стройотрядовского детектива'. :) У Виля Липатова, как пример, тоже детективная линия - повод для рассказа о людях.
В целом получил удовольствие и от тренировки извилин над загадкой, от полученной новой информации и от симпатичной истории, напомнивший запах кустов томата на разогретом в жару поле. За что Автору спасибо.
Лох Нес_Таким образом...
Свинговое начало и динамичное продолжение на протяжении всего рассказа. Разве что первый абзац, а он создаёт начальное впечатление, мог бы быть немного компактней.
Создавать такое увлекательное чтение - признак мастерства, только лишь динамичным действием внимания читателя не удержишь, здесь на удержание внимания работает всё и успешно. Чуть замедление ритма создаётся в эпизоде с засадой, но оно позже оказывается оправданным - для внесения фактов, которые в дальнейшем помогут понять ход следствия.
Что касается детективной игры, то раз уж это игра, у меня тоже 'Все факты неторопливо кружились... и сами собой приходили в зацепление то одним, то другим краем, пока вдруг не срастались, становясь крупными блоками ... стало понятно, что все случилось не случайно, а по воле...'
Возможно, моя цепочка рассуждений где-то неверна, но на то и игра. И так такой этюд акварелью:
Разумеется, рассуждения отталкиваются от деталей, здесь детали важны по определению, для расследования.
Возникают естественные вопросы
1. С пистолетом в руке Баториной - она бы выстрелила в капитана, если бы тот продолжил фривольное ощупывание женских прелестей? И тем самым обнаружила бы группу? Ведь она умела и неплохо зарядить и без оружия?
2. Вырубая долотом молодняк Мухин совсем не вызывает шума? Не демаскирует ли он своё присутствие?
3. Когда по лесу идёт Гиндин, слышен даже треск веточки. Значит и остальные шумы различимы.
На эти вопросы есть логические ответы, но они приходят не сразу. Вот что нарисовалось:
Капитан Мухин остаётся с радистом один на один и прижимает его рот подушкой.
'Судя по расширенным зрачкам, внезапной бледности и скулежу, радист плохо переносил боль'.
Поначалу был соблазн предположить, что капитан просто придушил радиста подушкой, может у него зрачки вообще перестали реагиаровать на этот свет? :)
Именно Мухин звонит руководству и назначает место и время прибытия группы захвата. После или в результате чего
группа прибывает, только на вторые сутки. Этого времени оказалось достаточно, чтобы ликвидировать группу парашютистов и убрать все концы, которые могли бы вести к резиденту немцев в наркомате путей сообщения. Именно Мухин, напомним, задал место и время прибытия группы захвата.
Далее Мухин намеренно обращает внимание, что обитатели хутора и немецкие диверсанты убиты с помощью оружия с глушителями, и такого оружия у 'СМЕРШ'а нет. Но глушителей не обнаружили на хуторе и при аресте Баториной и Гиндина. Так где же они?
Известно, что в качестве глушителя можно использовать подручные средства, и все участники этих событий с обеих сторон в этом просвещены - могла быть использована, к примеру, свёрнутая телогрейка, через которую производили выстрел. Но на лице одной из жертв следы порохового заряда. Такое бывает при выстреле вблизи. Но если стреляли с помощью глушителя, пороховых следов не осталось бы. Следовательно, по крайней мере, один выстрел был произведён без глушителя и, если бы Мухин находился на посту, он мог бы его услышать. Но он об этом не упомянул.
Просто потому что его в это время на посту не было. Являясь немецким агентом, он прошёл ночью на хутор, вступил в контакт с диверсионной группой и инициировал ликвидационные мероприятия: в первую очередь ликвидацию украинцев, обитателей хутора , во вторую организацию заминированной закладки, и в третью - ликвидацию немецких парашютистов.
После чего вернулся и участвовал в осмотре хутора вместе с группой Газаева. Вполне естественно, что он смог избежать гибели от взрыва, хоть и рисковал, но снимал с себя подозрения. Однако цель закладки - убрать Баторину, как лишнего свидетеля, который видел немного, но что-то, у него не была достигнута чисто случайно.
Сам характер минной закладки говорит кое-что о том, кто её делал. В качестве приманки положен не один автомат, а целый арсенал - человек, который его закладывал, знал, что это оружие диверсионной группе уже не понадобится, группа парашютистов была обречена на уничтожение.
Далее с помощью своего помощника Перебейниса, Мухин организовывает дело так, что подозрения должны упасть на лейтенанта Баторину и её сержанта.
О чём и догадывается полковник с редкой для русских фамилий Березин, возможно это переделанная фамилия Берзиня из старой латышской гвардии.
Для меня версии, что Баторина агент абвера вполне уравновешивается версией, что агентом абвера является именно Мухин.
С неослабевающим интересом проглотил рассказ и получил удовольствие от тренировки застоявшихся мозговых мышц, за что Автору благодарен.
Макинтайр Боб_В ожидании лета
1. Есть и американские авторы вестернов, которые демонстрируют отдалённое представление о предмете, который описывают. Здесь же - полное владение темой, вплоть до мельчайших деталей.
2. Стилистика. Австралийцы выделяют такие произведения в особый жанр - 'ярн', устный рассказ, записанный на бумагу. К такой стилистике можно отнести рассказы Генри Лоуренса, Алана Маршалла и из американцев, конечно, О.Генри. Здесь, конечно, вдохновлённость от отца 'Сердца Запада' чувствуется. В этом и плюс и минус. Стилистика О.Генри уникальна, обусловлена его личностью и обстоятельствами - аптекарь, который по состоянии здоровья должен был поработать на ранчо среди ковбоев. Поэтому и язык его западных рассказов характерная ковбойская речь, украшенная замысловатостями образованного джентльмена. Здесь витиеватые обороты в сочетании с присущими разговорной речи многочисленными словами связками - превращаются в многословие. Поэтому начало рассказа встречается с искренним удовольствием, но постепенно энтузиазм к чтению заблуждается в зарослях слов. Что много слов? Это заразно :) Мне кажется, текст необходимо хорошенько подстричь, оставив суть, но и сохранив самые вкусные и меткие обороты, которые при сокращении будут более заметны, вроде таких симпатичных оборотов, как: '...мой вопрос оставался висеть в воздухе, он так и висел там, и лишь когда оттуда его принялся вытеснять табачный дым, Картер продолжил' или 'наставил на меня карандаш', ' я кивнул и улыбнулся парализованному карандашу' ( с карандашом в руках персонажа автор вообще великолепно справляется, этот предмет передаёт одновременно и характеристику действий героя, и его психологическое состояние). Но сокращать, на мой взгляд, надо, рассказ тогда обретёт ловкий и поджарый вид, присутствующий в рассказе юмор ярче заиграет, и тогда - читатель наверняка будет заарканен.
3. Следствие. Для попытки читатели дойти до всего своим умом, предполагается внимание к деталям. В них то частенько и спрятана отгадка детектива. Поэтому здесь особенно тяжело детали отслеживать, внимание рассеивается из-за количества лишних слов и информации. Я не дотумкал, просто силы воли не хватило.
В целом рассказ-то больше, чем средне хороший. Убрать всё лишнее и он заблистает. Так что пока весна в рассказе, как и в его, несомненно, удачном настроении названия - в ожидании лета. ))
Режиссер-2015_Сказ о шипящих яблоках
Я попался на название, оно манило и интриговало, заставляло думать о вкусном, шипучем и прохладном яблочном сидре. Это вот уже такое - предвкусие перед рассказом.
Эпизод первый позволяет понять, что действие это имело место быть во времени старинном, неторопливом, а значит и рассказано будет не спеша, и с расстановкой. Но слова у персонажей самые обыкновенные, художеств от староманерной речи особенных нет. Ожидания стали сдержаннее.
Очень много малозначительных фраз в диалоге до прояснения ситуации. Если б речь имела художественные особенности, как например, у Гоголя, или же иных классиков, можно было читать увлекаясь самой живостью и красками этих разговоров, а так они, к сожалению, несли неотвратимо проходной характер.
Объёмную картинку рассказ начинает давать с момента встречи господина Терещенко с Матрёной Тимофеевной. И дальше уже это объёмное видение читателем персонажей всё более укрепляется. Герой становится живым, а не механическим, кляксы становятся бисерными, а картинка восприятия художественной. (Чего не было заметно в начале)
Кимоно Мичико сан... Автор коварен! Он заставил меня искать в сети японский сказ о шипящих яблоках. Я познаю этот сказ и познаю, куда пропал режиссёр провинциального театра!
... Шипящий и фырчащий читатель не нашёл ни одного обгугленного шипящего яблока, кроме как упоминания в русских сказках о молодильных яблоках. А может, она и не японка вовсе? И ведь у нас как передразнивают японцев - 'холосо, холосо!'. А чтоб они мурлыкали ... Подозрительная японская дама.
Теперь вот меценат говорит 'Да, у нас с Кириллом были разногласия...'. Ничего особенного, что 'разногласия', а вот 'были' - заставляет задуматься. Почему он не сказал есть? Проговорился? Значит, одно из двух - или больше нет разногласий, или нет больше Колбасюка.
Почему Прима мнёт в руках платок? Она перед этим плакала?
Итак психологический расклад:
Колбасюк пришёл домой, и скрытно покинул дом, очевидно, предполагая также незаметно вернуться. Но не вернулся ни скрытно, ни явно. Забрал с собой документы.
Предполагалась скрытная деловая встреча? Или побег? Мотивы для побега из представленного не видны. Предстоит прьемьера, для режиссёра это как на скачках - шанс пополнить бюджет. Побег как-то маловероятен. Скрытность могла говорить о встрече или с любовницей или о тайной деловой операции, на которую нужны документы. Или для оформления брака, например?
Мичико сан не является японкой, она играет японку, она актриса или по жизни, или по профессии, но не участвует в труппе.
Могут быть ссоры с Березнером у колбасюка из-за спектакля? Или этому есть личные причины? Нет ли чего ни будь родственного между меценатом и Мичико, кроме любви.... К ярким разноцветным халатам?
В целом впечатление виртуозно разыгранной постановки, с разбросанными по тексту интригующими зацепками, гладкое качественное литературное повествование. Интересное. Пожелания обГоголить первый диалог является в некотором роде гиперболой.
но ...
Но - в теле завязки не даётся тех фактов, на основании которых читатель может сыграть в детектив и решить задачу. Про перстень рассказывает Терещенко только в развязке, про парный портрет мецената с режиссёром тоже, их сходство нельзя обнаружить по описанию внешности героев. Множество интересных деталей никак не сыграли на детектив. А факты, на основании которых сыщик сделал свои выводы, скрыты от читателя до самого конца.
Что сказать... Чувство, что меня провели. Но провели так легко и симпатично, что и не обидно. )
('Всё разрешено' - Великолепный подзаголовок для второго эпизода. Но почему не всём всё разрешается? - Одна загадка осталась неразрешённой, что спрятана в тексте - почему Золотисто-алый дракон на кимоно Мичико-сан никак не мог заставить себя смотреть девушке в глаза?) ))