В западных странах на дни рождения, свадьбы и другие праздники иногда дарят деньги. Вот и мне на недавно случившееся прибавление в возрасте старый приятель из Испании прислал 100 евро. Превратившиеся по дороге в 123 доллара. И 1 цент. Из-за которого разгорелся весь дальнейший сыр бор.
Алекс сделал перевод через банк Western Union, в Москве работающий с Мастер банком. В мейле Алекс радостно телеграфировал, что оплатил все расходы по переводу, и мне остаётся только зайти в удобное для меня время в удобное для меня отделение и забрать деньги. Сразу после отправления им платежа. Это замечательное свойство банка Western Union: получатель не ждёт прихода денег на свой счёт, а забирает их в любой момент после их отправки плательщиком.
В моём Южном Бутове отделений банка Western Union нет. Поэтому я пошла в офис Мастер банка на улице Сергия Радонежского, дом 29/31. Офис работает до позднего вечера, и мне было удобно зайти туда после работы в школе на Авиамоторной.
Меня встретила миловидная офис-менеджер в зелёной водолазке, а вежливая блондинка-кассир предложила заполнить квитанцию получателя. В помещении было довольно просторно, посетителей было мало, я тихо радовалась подарку, и кассир за стеклом уже оформляла мои бумаги.
Но вдруг оказалось, что выдать мне 123.01 доллара долларами банк никак не может. Цента в кассе нет, и кассир вынуждена продать мне рубли на 1 доллар 1 цент. Я не сопротивлялась, взяла деньги из поддона и просто пересчитала. 122 доллара 24 рубля и несколько медных монет по 10 копеек. Держа в руке 24 рубля, я с удивлением стала разглядывать вывешенные над кассой цены продаж, где за один доллар обещали 26 рублей.
С некоторых пор монеты в один рубль я складываю не в кошелёк, а в карманы верхней одежды и раздаю бабушкам в метро. Из-за этого я постепенно начала испытывать невероятное почтение к рублёвым монетам. Смешно сказать, но если бы в банке с меня попросили лишнюю десятку, а тем более сотню, возможно, я бы так и ушла домой, думая привычное "Банки обдирают на бабки". А тут - не обдирают. Стреляют на пиво.
Я попросила кассира выдать мне доллар долларом, ничего не продавать, а на 1 цент я напишу банку дарственную. "Удивительно, что такая миловидная девушка занимается такими мелочами," - ответила мне кассир, - "Я выдала Вам 26 рублей..." "24," - поправила я. Изменившись в лице кассир подтвердила: "24, у нас комиссия с продаж 2 рубля", что оказалось напечатанным на бумаге в углу кассы. Я спросила, почему, чтобы выдать мне больше денег (доллар и цент), мне выдают меньше (доллар и цент в рублях минус комиссия). И всё это против моего желания.
Кассир, служащая в зелёной водолазке и высокий солидный мужчина с широкой улыбкой и бейджиком на груди втроём заговорили со мной о программе Western Union. Виноват не банк и не кассир, программа создала этот цент, а не отдать его мне невозможно - не закроется касса. "Куда я один цент дену?" - риторически спросила кассир. Отдать его центом тоже не получается: цента в кассе нет.
Меня всегда радуют эти удивлённые вопросы, мол ну что вы паритесь, вы же теряете всего лишь (два рубля, пятнадцать минут...) Милый мой, я парюсь, потому что я теряю. Если бы теряли вы, я бы не парилась совершенно. Разьве что только из человеколюбия.
Страсти накалялись. Девушка в зелёном велела кассиру аннулировать перевод "по мотивам недовольства клиента". Мне пришлось заметить, что отправитель заплатил за перевод, а клиент всего лишь не соглашается на дополнительную, не связанную с переводом операцию покупки рублей.
Я предложила служащим банка выдать мне из своих 2 рубля, потому что я не больше, чем они, виновата в работе программы Western Union. В этот момент девушка в зелёном стала звонить шефу, и я очень обрадовалась предоставляющейся возможности тоже с ним поговорить. Предложить, например, в подобных случаях округлять сумму до долларов. Или держать в кассе центы. К сожалению, Вячеслав Павлович так и не услышал моего голоса. Трубку мне не дали, просто с его согласия выдали мне 1 доллар из некоей общей кассы. И на моё любопытство относительно дальнейшей судьбы команды добавили: "У Вас тяжёлый случай, девушка". Спасибо. Мне уже докладывали.
Учитывая оперативность работы банка и удобство офисов, мне немного грустно оказываться в положении крыловской хрюшки, роющей корни кормильца. Я не знаю, сколько заплатил банку за перевод мой приятель. Я не хочу писать Алексу подробностей моего получения денег, а он не хочет сообщать мне подробности отправки подарка. А всё же очень обидно, когда из вашего кармана не спросясь стреляют на пиво. И занимается этим банк с международным именем и филиалами в разных странах. И ещё обиднее, когда рядом стоящие служащие и клиенты просят вас не волноваться, ничего не меняя по сути. Ведь любой из них мог просто протянуть мне свои два рубля со словами: "Да ладно, банк. У них правда программа механическая, она не может измениться."