Представьте себе ситуацию: вы уселись перед компьютером, чтобы немного поработать - проверить почту, посетить пару интересных сайтов, ответить на сообщения по ICQ - и тут за вашим плечом нарисовывается коллега. Коллега набирает воздух в лёгкие, открывает шлюзы - и изливает на вас поток своего красноречия. Который вам, как вы сами понимаете, совершенно ни к чему.
Как вы поступите в такой ситуации? Если недоработки воспитания не позволяют вам сразу же послать оратора на БАМ или ещё куда подальше, то, скорее всего, вы постараетесь от него отвлечься, периодически согласно хмыкая и вставляя "угу" и "ага" в паузы, когда, очевидно, ваш коллега ждёт от вас ответа, - а сами займётесь своей работой, постаравшись изобразить спиной возмущение тем фактом, что вас от работы отвлекают.
Попросту говоря, вы включите автоответчик.
На самом деле, люди пользуются автоответчиками куда чаще, чем сами о том подозревают. Автоответчики могут быть весьма "продвинуты", могут быть снабжены большим словарным запасом и набором стандартных реакций - однако же этот запас и этот набор априори ограничены, и в разговоре с человеком, "включившим" (часто даже неосознанно) такой автоответчик, возникает ощущение, что говоришь с роботом. Стандартные ответы, дежурные фразы, общие реакции - хорошо натренированный автоответчик почти не потребляет ресурсы мозга, позволяя своему хозяину заниматься собственным делом, а вам - упражняться в бессмысленном сотрясании воздуха.
Простейшие примеры у всех на виду. "Привет, как дела?" - "Нормально, а у тебя?" - "Тоже ничего" - "Куда идёшь?" - "Да вот, на работу бегу" - "А где работаешь?" -... И так далее, этот список может быть весьма длинным - а человек-то на самом деле с первой фразы включил автоответчик, и думает лишь о том, как от вас отвязаться. Вы тратите время на разговор с автоответчиком - право же, весьма бесполезная трата.
Автоответчиков у каждого человека масса - может быть по одному для каждого его знакомого и ещё с дюжину дюжин для различных жизненных ситуаций. "Алло, компания "Всё для мозга", слушаю вас" - "Здравствуйте, меня зовут Иван Сидоров, я представитель фирмы "Петров и Ч", мы занимаемся корпоративными расстрелами. Могу я поговорить с вашим директором?" - "Не можете, потому что сейчас вы пойдёте туда, где солнца не бывает, а наш директор там тоже не бывает" - короткие гудки. С виду поговорили два человека, а на деле - два автоответчика, ибо что у одного, что у второго собеседника был просто заготовленный набор фраз, который они выдавали в соответствии с ситуацией. Важные дела, требующие полного внимания и сосредоточения - пасьянс на компьютере и чёртики на полях блокнота - при этом ничуть не пострадали.
В общем-то, автоответчики бывают достаточно удобны, как в описанном в начале статьи примере, но они быстро (ещё в детстве) становятся привычкой, и эволюционируют в нечто новое - в интерфейс "человек-люди", а все последующие сконструированные человеком автоответчики становятся лишь пристройками к этому интерфейсу.
В чём же разница между автоответчиком и интерфейсом, и что это вообще такое - интерфейс "человек-люди"? Разница в том, что автоответчик - это способ отгородиться от окружающего мира, оставить его за пределами сознания, отдать на откуп автоматическим реакциям. Интерфейс же - это средство взаимодействия, и информация по нему идёт в обе стороны: люди<->их интерфейсы<->интерфейс человека<->человек. Люди (на самом деле, как мы понимаем, их интерфейсы) общаются не с человеком, а с его интерфейсом, и то же происходит в обратном направлении. Интерфейсы же, построенные на автоответчиках, чьей целью является отгородить сознание человека от окружающего мира, мягко говоря, не способствуют взаимопониманию.
На этом этапе вам, должно быть, всё ещё не слишком понятно, что же за смысл я вкладываю в понятие "интерфейс" в случае с человеком и людьми. Проще всего это будет понять, если рассмотреть, как частные автоответчики превращаются в общий интерфейс.
Автоответчик - это набор слов и фраз (а также невербальных проявлений) и поступков, которые под управлением определённого алгоритма выдаются собеседнику. Это нечто вроде виртуальной рефлекторной дуги - сигнал приходит извне, обрабатывается алгоритмом, и ответный сигнал несётся наружу. А вы тем временем думаете о вечном. При всём своём удобстве, автоответчик имеет очевидное функциональное ограничение - он может реагировать лишь на то, на что он настроен. В лучшем случае, при столкновении с неизвестным автоответчик подаст своему хозяину "сигнал тревоги", тот включит в разговор своё сознание и попытается разобраться в ситуации. Но это вряд ли - чаще всего автоответчик отделывается какой-нибудь "фразой по умолчанию" и фильтрует всё, что не вписывается в схему, пока не станет слишком поздно.
"Я тебя люблю" - "Я тебя тоже". Первый раз это (хочется надеяться) произносят люди, на сотый - наверняка уже болтают автоответчики. Вы только подумайте: чтобы искренне сказать "Я тебя люблю", нужно посмотреть на человека (или представить его себе в его отсутствие), вызвать в сознании все ассоциации, связанные с ним, получить гормональную реакцию своего организма на вызванный образ и воспоминания, пережить чувства, и лишь потом оформить их в заявление. Это всё прекрасно, действительно прекрасно, вот только человек - существо ленивое. Он очень быстро усваивает, что в таких-то ситуациях подходящей фразой будет "Я тебя люблю", а правильным ответом - "Я тебя тоже", и передаёт дело автоответчику. Он, может быть, действительно любит, только больше не даёт себе труда задумываться над этим всякий раз, когда это говорит.
Однако же, всё это работает, и все довольны - пока не начинаются неприятности. А они, разумеется, начинаются всегда. В ворковании влюблённых голубков начинают проскакивать фразы, на которые автоответчики просто не настроены - и они фильтруют их, зачастую отделываясь усвоенным универсальным "Я тебя люблю". Это поддерживает коммуникацию, но не устраняет проблем, и они накапливаются - пока не реализовываются в виде катастроф. Люди при этом пребывают в шоке - как?! откуда?! ведь ничто не предвещало! - напрочь забыв о том, что как раз-таки всё предвещало, просто всё это было отфильтровано. Суть и беда автоответчиков в том, что они реагируют на слова и поступки, а не на их причины - именно поэтому они спокойно могут отфильтровать то, что действительно важно, и именно поэтому они не позволяют человеку не только решить проблему, но даже увидеть её. Ведь всё это время он доверял общение своему интерфейсу, не задумываясь, что стоит за словами и делами собеседника.
И вот тут-то люди демонстрируют нам, каким же образом их автоответчики давным-давно преобразовались в интерфейсы. Люди не пытаются уладить проблему, устранив её причины (даже когда они, как им кажется, пытаются разобраться в причинах, они анализируют лишь слова и действия, а не то, что за ними стоит - и не затем, чтобы понять, а затем лишь, чтобы прореагировать) - вместо этого они пытаются модернизировать интерфейс. "Я тебя люблю" уже не котируется? Ладно, попробуем другие фразы или поступки - цветы, например. О, вот это, кажется, сработало - закрепляем в автоответчике и живём дальше. С виду проблема улажена - нужные слова сказаны, нужные действия совершены, ситуация разрешилась - однако же слова сказаны и поступки совершены автоответчиком, ничуть не приблизив человека к пониманию сути проблемы - и к её решению.
Вы увидели это? Человек общался не с другим человеком, стараясь его понять, - он общался с собственным автоответчиком, пытаясь его настроить. Автоответчик стал интерфейсом - он не только отвечает другим людям, он ещё и становится для самого человека проводником в мир. Хочешь получить нужный эффект от людей - соответствующим образом наладь интерфейс.
Именно этому посвящены почти все тренинги по "личностному росту", "коммуникациям", "успешному менеджменту", "эффективным продажам"... да практически по чему угодно. Они не учат человека понимать других людей - они лишь указывают, как нужно настроить свой интерфейс, чтобы провоцировать людей на определённые слова и поступки, и чтобы самому правильно на них реагировать. Даже "психологические тренинги" идут тем же путём - пытаются настроить ваш интерфейс определёнными упражнениями. Они "тренируют", а не приближают к пониманию.
Ну а поскольку интерфейс всё так же построен на автоответчиках и всё так же имеет внутреннее ограничение, автоответчикам присущее, то, сколько бы тренингов вы ни прошли, вы всё равно будете постоянно сталкиваться с ситуациями, когда усвоенные приёмы вам не помогают. Именно потому, что это приёмы, а не понимание.
Но людям нравятся их интерфейсы, ведь они, как с виду кажется, значительно облегчают жизнь. А интернет стал той благодатной почвой, что позволила расцвести интерфейсам пышным цветом. Люди в интернете имеют дело даже не со словами и поступками собеседника, а всего лишь с буквами - и алгоритмизировать свой интерфейс стало проще простого. Настолько просто, что люди теперь могут выделять из своего основного интерфейса (который, естественно, находится у них в головах) дополнительные суб-интерфейсы с собственными специфическими реакциями, плодя виртуалов на просторах сети.
И если интернет - это плодородная почва, то онлайновые ролевые игры стали удобрениями, на которых интерфейсы отдельных людей просто гипетрофировались - и вышли за пределы черепа. По сути, игры ещё более облегчили задачу "программирования" своего интерфейса - ведь большинство параметров задано изначально, в персонаже, нужно лишь добавить некоторые детали. Очень просто, и при этом - в яркой и красивой упаковке. Такие интерфейсы стали настолько привлекательны, что люди начали использовать их в качестве основных.
Фанат онлайновых ролевых игр в реальности практически некоммуникабелен. Вовсе не потому, что не умеет общаться с людьми сам (он никогда этого не умел) - а просто потому, что за пределами игры он лишён полноты своего интерфейса. Очень сложно нажать "1" для продолжения загрузки компьютера, не обнаружившего при этой самой загрузке клавиатуру. Даже если вы знаете, что нужно сделать - без клавиатуры, без этой части интерфейса "человек-машина", вы ничего не поделаете. Зато, если дать фанату в нагрузку пяток его товарищей, их общение между собой быстро наладится. "Я - Пупыркин, паладин 45-го уровня" - и все обращаются с ним соответственно. Интерфейс-то по-прежнему в голове, но теперь получил знакомые зацепки, чтобы начать работать.
Различного рода асоциальные типы на самом деле - самые искренние и открытые люди из всех. Они не озаботились "посредником" - и, общаясь с таким человеком, вы можете быть более ли менее уверенными, что говорите с ним, а не с его интерфейсом. Главное, не забыть при этом выключить собственный, ибо стандартные интерфейсы не рассчитаны на общение с асоциальными типами. И лечат их, собственно говоря, тем же методом - не учат понимать людей и выражать себя, а просто прикручивают интерфейс. Фаната онлайновых игр адаптировать достаточно просто - например, отправив его в армию перед институтом - интерфейс-то у него уже есть.
Разумеется, фанаты онлайновых игр - это крайний случай, большинство же людей всегда "носит" свой интерфейс во всей его полноте с собой. Но это не отменяет самого факта его наличия, и люди продолжают общаться интерфейсами, вместо того, чтобы общаться друг с другом и пытаться друг друга понять. С одной стороны, это беда - даже если вы умудритесь выдрать с мясом свой интерфейс и сами возьмётесь за общение, включив в него своё сознание, свой ум, своё сопереживание и весь свой организм, вы лишь наполовину сократите расстояние, разделяющее вас и вашего собеседника. Но с десяти метров гораздо проще докричаться до человека, нежели с двадцати.
Ну а с другой стороны, вооружённые сознанием того факта, что большинство людей общаются с окружающим миром посредством интерфейсов, имеющих очевидные ограничения, вы можете, подключив фантазию вместо отключённого за ненадобностью собственного интерфейса, отменно напакостить врагам - или же создать отличную команду подчинённых. Вполне эффективный инструмент в деле порабощения мира.