Аннотация: Рассказ писался под впечатлением экологической теории устойчивого равновесия...
Эксперимент
- Учитель, очень занятная ситуация, - проговорил Ученик, склонившись над емкостью и внимательно рассматривая через видеоадаптер плавающий там маленький шарик.
- Сейчас подойду, - ответил ему тот, надевая защитные очки. В центре емкости очень ярко светила лампа. - И что в этот раз?
- Смотрите, Учитель, - Ученик протянул записи. - Здесь приведен расчет, что в системе, - он кивнул в сторону шарика, - уже давно превышен максимум устойчивого равновесия, и по всем подсчетам должны начаться необратимые изменения.... Но этого не наблюдается.
Ученик протянул ему прибор, выполнявший функции микроскопа с одновременной видио- и аудиозаписью, что давало возможность наблюдать и точно фиксировать происходящее.
Учитель приблизил видиоадаптер к глазам.
- Теперь посмотрим, что у них там... Так... так... большие скопления живых организмов в отдельных точках... Так... а это что?.. А это ледяные массивы... Очень хорошо, если я не ошибаюсь, они значительно увеличились за последнее время...
- Да именно так.
- Так. Что еще... суша... вода...- Учитель оторвался от бинокля и повернулся к своему Ученику. - В общем-то, конечно, есть кое-какие расхождения с расчетами, НО устойчивого равновесия, действительно, не наблюдается. Живые существа сделали свой не самый разумный выбор по использованию и расходу невозобновимых энергетических запасов...
- Так, как Вы думаете, Учитель, они смогут изменить существующее положение, или придется еще раз повторить эксперимент?
Учитель снова перевел взгляд в видиоадаптер. В этот раз он долго смотрел и молчал, принимая решение:
- Вот это, как раз очень трудно прогнозировать, - прозвучал, наконец, его ответ. - Но для чистоты эксперимента предлагаю тебе подключить дубликатор... И задай в нем альтернативные возможности... Было бы интересно рассмотреть возможные пути решения данной проблемы...
- Вас понял, учитель... Надеюсь, я успею продублировать исходные данные. Мне бы не хотелось всю работу проделывать заново.
Учитель улыбнулся:
- Да, жаль, что первая попытка была завершена так неудачно. Возможно, те существа были бы более удачной разработкой.
- Может быть... - Ученик поковырялся в каком-то приборе. - Вот, опять временник плохо подключен, - он наклонился, чтобы поднять с пола выскользнувший из рук проводок, и тут прибор зажужжал. От него отлетела заклепка. Металлический предмет устремился в емкость.
Учитель увидел, как в шарик врезалась блестящая деталь, произошла легкая вспышка. Шарик медленно завалился на бок.
Когда Ученик выпрямился, Учитель посмотрел на него с укоризной и покачал головой:
- Вторая попытка тоже обернулась неудачей.
Ученик резко обернулся и увидел изменившуюся ситуацию.
- Да... очень жаль...- он посмотрел на Учителя. - Учитель, а как Вы думаете, если попробовать заселить его энергетическими субстанциями? А?
...Огромный астероид возник рядом с планетой никем не замеченным. Ни одна из противометеоритных систем планеты не успела среагировать.
Сильнейший взрыв потряс Европу. В одно мгновение половина стран была стерта с лица Земли.. Под воздействием сокрушительных землетрясений полярные шапки пришли в движение. Угол наклона планеты резко изменился.. Вода Мирового океана тут же устремилась в образовавшуюся пустоту. Огромная волна опоясала планету, сметая все и накрывая собой материки. Человечество даже не успело что-либо понять...
...Грозовые облака закрывали небо, сверкали молнии, гремел гром. Несколько электрических разрядов поразило воду. А еще несколько - превратились в небольшие искрящиеся облака энергии, медленно плывущие над океаном...