Глава 1. Внешнеполитическая сущность российского центризма.
Параграф 1. Центризм в России.
Спокойный политический центр - благоприятная область для того, чтобы делать деньги. Центризм в РФ - политический долгожитель, и политические конъюнктуры, которые проистекают из нескольких источников финансирования, не способны его сломить. Политические конъюнктуры взаимно перетекают в России, так как здесь есть массовая индивидуальность. По сути, политические конъюнктуры, отражающие (по-западному) экономическую конъюнктуру, в текущий мировой экономический кризис в РФ не стало. Они преобразовались в потребление. Потребители в РФ - основная масса для классообразования буржуазного общества, что подкрепляется массовой индивидуальностью в текущий кризис (попытки проявить себя и отсюда - стремление к лучшему трудоустройству). Бизнесменам ничего не остается, как открывать новые рабочие места, чтобы не упустить местную, квалифицированную рабочую силу. В этом - особенность мирового финансово-экономического кризиса для России.
Государство становится надклассовым арбитром: пирамида власти в РФ содержит его внутри себя. В этот мировой кризис, первый кризис глобализованного технотронного общества, государство в РФ - не более или не менее, как круг лиц, которым доверяют. Основная его функция в кризис - контроль сразу над несколькими сферами жизни (при столь высокой социальной активности населения): социально-политической, духовно-нравственной, социально-экономической, идеологической. Государство в РФ, где замечена массовая индивидуальность, становится универсалом и преодолевает проблему, связанную с понятием современного "свободного рынка" - с государством или без него. Роль В.Путина, президента РФ и ярчайшего представителя политического центризма, в укреплении государственной власти, огромна: он непосредственно занят государственно-политическим регулированием экономической политики и вкладывается в нее (его действия по формированию прежде всего государственного бюджета).
Итак, взаимно перетекающие политические конъюнктуры в России в конечном счете перетекают в потребление. Потребление, причастность к нему - это карт-бланш в политику. Сегодня именно политический центр регулирует потребление - так, чтобы оно не захлестывало саму социально-экономическую сферу, которая покоится в РФ на принципе приоритета государственной собственности. Государственная собственность на углеводороды и на их продажу за границу составляет решающую долю всей государственной собственности.
Центр не является руководящей силой потребления, так как у него - совсем другие, чисто государственные задачи и прежде всего - укрепление и централизация власти на огромных просторах России. Потребление "живет" как бы обособленно, оно же - политические конъюнктуры. Политическим конъюнктурам (потреблению) свойственно в РФ антигосударственное начало. Центр в РФ - политический долгожитель (блок "Единая Россия" был создан в 1996 г.), выходит из народных глубин и поэтому, будучи глубоко общественным явлением, развивается по спирали. Политические конъюнктуры же (потребление) в меняющемся мире, на фоне массовой индивидуальности, имеют линейное развитие - тем более, что классообразование в современной России "сметает" потребление как форму жизни в экономике со своего пути.
При линейности политических конъюнктур (потребления) в РФ классобразование здесь есть ценообразование: ведь каждому участнику массовой индивидуальности есть цена. Процесс установления цен, таким образом, в России идет изнутри общества, и государство "пропадает" как ценообразователь. Меняющееся российское общество стремительно движется к собственному "свободному рынку" на основе импортозамещения, однако, государственные инвестиции от продаж энергоносителей создают и будут создавать прочную основу для госсобственности в России. Государственно-политическое регулирование экономики переходит на новый уровень - особенно если принять во внимание отсутствие сколь-нибудь солидных буржуазных тенденций в линейном потреблении (политических конъюнктурах), что ведет к широчайшему межпартийному консенсусу в стране вокруг государственной власти.
28 сентября 2015 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент РФ В.Путин произнес речь, в которой призвал добиваться интеграции интеграцией. Следовательно, в контексте мирового глобалистического развития, интеграция - собственностью, и таким образом ментальность - ментальностью. Президент России как бы предсказал, что глобализация будет мультикультурна и что ее распространение в обозримом будущем не потребует больших материальных затрат. Новая внешняя политика РФ - оружие против "двойных стандартов".
Действенным оружием против "двойных стандартов" внешняя политика России становится только в дни после указанной речи Путина. 30 сентября 2015 г. Совет Федерации России дал ему единогласное согласие на использование только ВВС РФ в Сирии - по просьбе президента этой страны Б.Асада. США выступили в ответ с инициативой дискуссии об этом готовящемся шаге российского правительства, а примерно через неделю снова перешли на позиции "двойных стандартов" по отношению к ИГИЛ. Государственническая инициатива В.Путина во избежание "вакуума власти" на Ближнем Востоке, который заполняется экстремистскими и террористическими силами, продолжает привлекать внимание легитимных государственных структур на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Как представляется, это будет предметом заботы всей глобализации как мирового процесса. Глобализация, в 1990-е годы достигнув огромной России, является непрерывным процессом, и начало массированной борьбы с терроризмом (в Сирии, усилиями РФ) только ее ускорит и расширит.
Очевидно, что ментальность ментальностью в России - это концепция цен ценами (на фоне царящей здесь массовой индивидуальности). Ценообразование в РФ, с другой стороны - это классообразование (на том же фоне). Следовательно, потребление как политические конъюнктуры - вещь далеко не народная, привнесенная извне. Общественный консенсус, установленный в первой половине 2000-х гг. при социальной посредничестве В.Путина как национального лидера, все больше и больше притягивает взоры политических аналитиков как основа российского центризма. Действительно, власть в России по-прежнему принадлежит народу - как это было в критические для партэлит бывшего СССР годы "развитого социализма" (1964 - 1985 гг.). Этот феномен не только российский, но он свойственен и бывшим советским республикам - например, сегодняшним Белоруссии и Таджикистану.
Итак, центризм в РФ - это средние цены на товары повседневного пользования. Если интеграция, по Путину, интеграцией, то цены - ценами, а антикризис - кризисом. Следовательно, во внешней политике самые большие расходы - на информацию. Мировой финансово-экономический кризис стал сам себя подавлять, и "информационные" деньги во внешней политике стоят, скорее всего, столько, сколько и "нефтяные". Нефть в обозримом будущем будет дорожать, и расходы на оборону у РФ снизятся.
Все вышесказанное приводит к выводу, что основным принципом внешней политики мировых держав будет глобализация глобализацией. Это означает убыстрение внешнеполитических событий после кризиса 2007 - 2015 гг. и одновременно эволюционность развития внешней политики именно России. Так, после смены вектора (после событий вокруг Ирака 2004 - 2005 гг.) она превратилась в действенную силу - и не только на континенте Евразия. Внешняя политика РФ оставила за собой один из важнейших приоритетов в глобазационных процессах в мире, то есть она опирается на почти 140 млн. голосов в "сердце мира" - (российском) Хартленде. Центризм как ведущая политическая идеология страны, уже ставшая пятнадцатилетней традицией, объединяет понятия внешнеторговых цен на нефть и газ с понятием политической воли большинства населения РФ. Эту идеологию подхватывают бывшие советские территории, согласившиеся на интеграцию. Сейчас концепция национальных интересов России, как и в 2004 - 2005 гг., связана в первую очередь с борьбой с терроризмом, разъедающим живую ткань социально-экономической и политической жизни страны извне. Это - не совсем внешняя опасность, но еще и внутренний враг - на фоне глобализации и углубления национальных интересов России в исламскую Азию. Интеграция евразийского постсоветского пространства приведет к выравниванию нефтяной и газовой "ценовой ткани", что обеспечит глобализацию в регионе - тот ее уровень, который по связям с мировыми державами и общественностью позволит успешно бороться с терроризмом.
В России отмечается массовая индивидуальность как явления на пути становления русской буржуазной нации. На индивидуальном уровне она перерастает в то, что мы бы назвали индивидуальной массовостью (то есть индивидуальной мультиформатностью, индивидуальной многоплановостью видения и действия). Человек в России не свободен от "толпы". Последняя разбивает его индивидуальные представления и заставляет его... общаться с заграницей (где в основном нет русскоговорящих). Индивидуальная массовость - черта каждого русскоговорящего, что теснейшим образом связано со СМИ. Вытеснение индивидуальной массовостью индивидуалистических свойств характера человека находит воплощение в политическом центризме, который вот уже пятнадцать лет является реалией России. Политический центризм "держит" все постсоветское пространство, настраивая его на интеграцию, и таким образом в мире, связанном с Хартлендом, Россией, возрастает мультимедийность. Мультимедийность же в самой России столь же мультиформатна, как и полиградусна: она бесконечно разнообразна в своих деловых зримых проявлениях. Мультимедийность в РФ - отражение как идеологии народного центризма, так и такого явления, как индивидуальная массовость. Внешняя политика России в мире будет, как думается, представлена в основном мультиформатностью и полиградусностью ее национальных интересов, развитие которых имеет весьма долгосрочную программу.
Учитывая российский феномен массовой индивидуальности, можно сказать, что над РФ надувается своего рода "русский деловой пузырь". Его характеризует высота, деловая активность выбрасывает людей из России за границу в поисках прежде всего навыков приобретения собственности. На время их там останавливает чужая частная собственность и чужая деловая активность. Так, развивается русская деловая экспансия в мире - по пятам кризиса во внешней политике страны 20075- 2014 гг. (от событий в Ираке до "Крымского кризиса"). Вместе с Китаем Россия возглавляет деловую и внешнеполитическую экспансию на Запад. Для России это прежде всего страны на ее границе с НАТО - Украина и Белоруссия. Для Китая - азиатские страны и прежде всего освоение морских просторов и прибрежных рынков. Экспансия Китая не затрагивает Россию: он - ее стратегический партнер. Китай "упирается" на востоке в США, и тут экспансияю он может осуществлять только через ЕС. Страны Евросоюза не страдают от евразийской экспансии: они втайне мечтают отменить санкции, наложенные на РФ и вновь проникнуть на российский рынок (для них это - "свежая кровь" в экономике). Америка же сопротивляется этой экспансии: ей грозит потерять Евросоюз после экономической интеграции Евразии. Страны Востока стремятся к России: они помнят помощь СССР развивающимся странам в XX веке и сейчас хотят участвовать в интеграции и получать российские средства.
Два "пузыря" - российский и китайский создают в Евразии ситуацию, когда идет не интеграция интеграцией (по В.Путину), а интеграция интеграцией интеграцией. Это - кубический, нелинейный процесс, а, следовательно, народный по своему характеру и цикличности. Евразийская интеграция на Запад имеет, таким образом, демократический характер и несет демократическое обновление всему миру.
Демократическая экспансия Евразии дает "отдачу": "русский деловой пузырь" (с новыми технологиями, полученными на Западе) превращается в индустриальный. В Евразии, таким образом, два "индустриальных пузыря" - китайский и российский, и их взаимодействие и взаимопроникновение должно представлять большой интерес у стран Запада. Это, по всей очевидности, мирное сосуществование двух развитых теперь уже экономик, а подобные черты стали свойственны именно в годы мирового финансово-экономического кризиса 2007 - 2015 гг. на волне национального возрождения.
Демократическое "вливание" в жизнь Запада обостряет кризис, созданный финансовыми группами и прежде всего в США. На пути евразийской демократической экспансии встает стена непонимания и холодности, а также боязнь исламизации. Однако, на Западе есть силы, которые принимают указанное выше явление: это - простые трудящиеся, среди которых по отношению ко всему населению более 10 процентов мигрантов. Подвижность социальных структур этих сил вкупе с привлекательностью освободительных лозунгов евразийской демократической экспансии создают, например, в США, благоприятную среду для сотрудничества на общественном уровне и одновременно - для втягивания в такое сотрудничество американского "среднего класса". Действительно, уже не лозунги экономических либертианцев, а тезисы о скорейшем новом витке глобализации на мировом уровне, межрыночное сотрудничество привлекает в ряды сторонников партнерства в первую очередь с Россией. Однако, СМИ Запада кричат о российской внешнеполитической угрозе, и обыватель в тех же США не понимает, где же конец и начало целой, как ему они подают, серии "холодных войн". Но время лечит, и непримиримая позиция РФ по борьбе с международным и внутренним терроризмом, ее действенные меры в этом направлении на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии со временем перебьют антироссийские настроения как общедемократический вариант политических и социально-экономических своего рода санаций глобализованного гуманитарного сообщества.
Итак, очевидно, что внешнеполитическая и одновременно антитеррористическая, а также антиэкстремистская деятельность России рассредотачивается на текущий 2015 год по треугольнику - Ближний Восток, Центральная Азия и пограничные с НАТО у РФ страны, Украина и Белоруссия. Компактность этого геополитического треугольника обуславливается российским противостоянием с США. Противостояние этих стран как ведущих ядерных держав дает известную ожесточенность и закрытость их отношениям, однако указанный треугольник для США не доступен: на Ближнем Востоке - кризис государственной власти, в Центральной Азии - пророссийская, добровольная интеграция, на Украине и в Белоруссии сильны те пророссийские силы, которые против вступления обеих стран в НАТО. Итак, антинатовский российский треугольник сам выводит РФ за свои пределы и создает благоприятную среду для распространения российской "мягкой силы". Сама "мягкая сила" России аккумулируется внутри указанного треугольника за счет: 1) поддержанной полмира антитеррористической активности РФ, 2) терпимым, толерантным отношением РФ к мигрантам, среди которых весьма много мусульман, 3) активной миролюбивой пропаганды через СМИ РФ. Составной частью "мягкой силы" РФ является ее научная и образовательная направленность - совсем в духе активности ее предшественника, СССР эпохи "развитого социализма" 1964 - 1985 гг. Именно это позволяет, в свою очередь, аккумулироваться общедемократическим началам ее внешней политике в рамках евразийской демократической экспансии на Запад. Это же позволяет "мягкой силе" России совершать безболезненные для политики страны интерполяции с "мягкими силами" других мировых держав. Миролюбивое, творческое, научно-аналитическое содержание "мягкой силы" РФ прогрессивно и, как представляется, всецело отвечает ее национальным интересам, углубление которых направлено прежде всего на усиление именно ее оборонной сферы. Углубление национальных интересов за счет включения в них национально-религиозного компонента - это последнее "ноу-хау" идеологии России, позволяющее ей привлекать к себе все цивилизованное сообщество.
Российский внешнеполитический треугольник Ближний Восток - Центральная Азия - Украина и Белоруссия - внешнеполитическая пирамида, в вершине которой - российский центризм В.Путина. У РФ - главная часть части демократии, и ее государственническое начало распространяется на весь мир. Эта пирамида - естественная геополитическая преграда на пути евразийской демократической экспансии, позволяющая регулировать накал последней. Российский центризм, таким образом, выполняет интегрирующую и консолидирующую роль во всей Евразии, что стало заметно даже на фоне текущего мирового финансово-экономического кризиса.
Параграф 2. Государственно-внешнеполитическое сознание РФ.
В обществе Российской Федерации с его массовой индивидуальностью, на волне национального русского возрождения, усилившегося в текущий мировой финансово-экономический кризис, отсутствуют сколь-нибудь серьезные источники обогащения населения. Создается впечатление, что в общинах-пирамидах русских имеет место некий "плавающий быт" - явление, корнями которого является взаимопомощь. Так, как представляется, начинается процесс "выталкивания" людей из постсоветского общества. В общинах-пирамидах часть части быта, следовательно, часть части симпатии, определяющей характер внутренних взаимосвязей в русском этносе. Вероятно, был прав русский философ В.Соловьев, считавший русский народ в наибольшей степени способным на любовь, в том числе любовь к богу!
Концепция "выталкивания" из постсоветского общества наталкивает на мысль о том, что при создании после вышеуказанного процесса мощного национального политического единения возникают межнациональные революционные связи. Это и есть характеристика государственно- внешнеполитического сознания - то есть сознания нации (в отличие от просто государственного сознания). Оно может быть преобразовано и в государственно-внутриполитическое сознание, но само государственно-внешнеполитическое сознание первично, оно понятнее и доступнее, рожденное самим обществом России. В связи с последним можно сказать, что примат внешней политики в государственном сознании россиян обнаруживает примат армии и власти и делает все общество "мужским".
Имеются ли аналоги государственно-внешнеполитическому сознанию в других странах? Безусловно, да, это - прежде всего страны исламского возрождения, а также Латинской Америки и Африки. Государственно-внешнеполитическое сознание, правда, там выражается по-иному, чем в РФ: это - упрощенные по сравнению с российской ситуацией требования общественного богатства и "передела национального пирога" в пользу политического большинства.
Часть части государственной политики пирамидальной системы российской государственной власти неизбежно попадет в государственно-внешнеполитическое сознание. Там она становится новым аккордом жизненно важных в первую очередь для русского этноса внешнеполитических инициатив. Это - 1) укрепление границ, 2) повышения уровней безопасности и обороны страны, 3) построение толерантной политики по отношению к другим народам - вне и внутри России. Последнее усугубляется внутренними взаимосвязями русского этноса на основе симпатии всех его членов друг к другу. Речь, конечно, не идет о растворении в русском этносе других народов, но - о продлении многовековой традиции дружбы народов - на основе политики многовекторности и полицентричности, идущей от государственной власти России.
Безусловно, в какой-то степени государство, на волне русского национального возрождения, становится инструментом государственно-внешнеполитического сознания, и последнее опережает его действия. В частности, это сказывается в требованиях общества в адрес центристского государственного руководства страной национального благосостояния и его сохранения и преумножения. Во имя успокоения населения государство в России лишает чиновников страны собственности и активов за границей, повышает уровень безопасности и правопорядка, пересматривает свое отношение к такому социокультурному (в России) явлению, как религия, во многих случаях служащей консолидирующей силой национального возрождения, и т.д. Российский менталитет поэтому, вследствие ломки постсоветской системы общественных взаимосвязей становится революционным носителем государственно-внешнеполитического сознания в адрес всего глобализированного мирового сообщества. Уникальность сегодняшней исторической ситуации в России - ее особое революционизирующее влияние на страны и народы мира как событий самого Хартленда.
Для построения государственно-внутриполитического сознания России, как представляется, характерен принцип внешнеполитического заказа. Внешнеполитический заказ (на идеологию) делается внутри страны всем консолидированным на основе национального возрождения русским обществом, а сам процесс такого формирования новой внешнеполитической идеологии выливается в процесс формирования государственно-внутриполитического сознания. Итак, внешняя политика - всеобщий консолидирующий фактор в Хартленде, причем еще и фактор развития - ведь революционное значение "выталкивания" русского этноса из постсоветского общества "подтягивает" весь мир к проблемам Хартленда, а, следовательно, всей Евразии.
Подобная энтропия событий современной внешнеполитической истории России явственно обозначилась именно во второй половине 2015 г. и вылилась в широкомасштабную сирийскую кампанию (с 30 сентября 2015 г.) как переход к массированной борьбе с терроризмом в мире. По просьбе президента союзной России Сирии Б.Асада ВВС РФ осуществляют точечные удары по объектам ИГ. С точки зрения национальных интересов России это необходимо для того, чтобы деятельность террористов не перекинулась на ее территорию (в частности, Северный Кавказ). Сотни убитых террористов, уничтожение их вооружения, бегство боевиков, спасение жизней мирного населения и, как итог, наступление сирийской армии против зачинщиков гражданской войны в стране были следствием начала российских авиаударов 30 сентября 2015 г. Сирийская кампания, вызвавшая неоднозначные оценки со стороны США и его союзников по коалиции против ИГ, обернулась победой законного президента государства еще на этапе, когда она была не закончена.
Аллогичность и зверства терроризма на Ближнем и Среднем Востоке не вызвали массированной борьбы в мире - за исключением российских усилий в сирийских делах. В политике западных держав по-прежнему действуют "двойные стандарты", которые сокрушают сами основы всеобщего мира для гуманистического сообщества. На фоне мировых событий государственно-внешнеполитическое сознание России эволюционирует в сторону обращения от общественных сил к инициативам государства по защите его национальных интересов. Роль государственного начала в системе взглядов массового, государственно-внешнеполитического сознания неуклонно и неустанно повышается. Так, по мере заполнения вакуума государственной власти на Ближнем Востоке законной и легитимной государственной властью снова, можно сказать, что роль российской внешней политики в мире повышается - и прежде всего на широком общественном уровне. Идеалом внешней политики России становится тот тип политического общественного менталитета России, который будет задавать тон (и уже его задает) в глазах гуманистического сообщества.
Помимо остальных геополитических полей есть еще и биохимическое геополитическое поле. Этого термина не было в трех указателях, даже на biochemical geopolitic field. Однако, такое предположение может основываться на том, что при бесконечном росте количества диалогов в коллективе пользователей - друг с другом и каждого из членов такого коллектива с компьютером (по схеме "более двух человек и более одного компьютера") человечество может вырабатывать такие знания о мире, при которых компьютер может в будущем и вовсе не понадобиться. Я могу пояснить: более двух человек - это интерполяция двух, скажем, биополей и так далее, а при росте количества компьютеров (в частности, с Интернетом) в коллективе пользователей РС сам этот коллектив пользователей может только увеличиваться - до бесконечности, поскольку справиться с волнением и тревогой после знакомство с виртуальным миром человеку чепомогают "живые" знакомства. Следовательно, множество компьютеров ведет к множеству пользователей - и часто не только в арифметической, но и в геометрической прогрессии (то есть растет на порядок/порядки).
Биохимия же - неотъемлемое свойство человеческой, так называемой, энергетики. А биохимическое геополитическое поле - это совокупное поле какого-либо identity, если верить в то, что во всем мире - нации-государства. Если в это не верить, то identity - это какая-либо привязка населения того или иного государства к границам - например, в пределах бассейна рек, горной системы, равнины, пустыни и т.д.
Биохимическое геополитическое поле - наверное, поле любого identity, а количество identities зависит от количества "центральных" компьютеров в коллективе пользователей. "Центральный" или "общий" компьютер - это ядро своего рода аналитического центра из индивидуумов, расположенных в пределах звуковой досягаемости (например, звука сотового телефона). Таким образом, понятие identities - это понятие интернационального двигателя развития человечества - даже в преиндустриальные эпохи, ведь компьютер дешев и доступен для работающего, например, в РФ и даже пенсионера. "Ключ" к биохимическому геополитическому полю страны-identity находится, как кажется, в правительстве такой страны - так как последнее - наиболее известный коллектив пользователей PC в мире, обладающий наиболее квалифицированной информацией, поскольку имеет дело с большинством документов, издаваемых в стране.
Данная гипотеза о биохимическом геополитическом поле оправданна, поскольку identity в той же современной России означает принадлежность к разным политическим течениям, пользующимся своими компьютерами-координаторами, а биохимическое геополитическое поле, скажем, политического identity - это прежде всего эмоциональное и энергетическое (силовое) наполнение основного сегмента населения - трудящихся, которые находятся на работе, в офисе целым коллективом. Последствия мирового экономического кризиса, как представляется, будут заключаться в том, что будут уничтожены "центральные" компьютеры в наиболее малочисленных коллективах пользователей. Выход из кризиса видится также в росте государственного регулирования экономики - параллельно с процессом перехода населения России от индустриального к постиндустриальному обществу. Последнее приведет к индустриальным identities и в частности, к зарождению новых национальных интересов Российской Федерации.
Итак, идеализм и долготерпение русского этноса (народа) порождает известную разряженность политического климата в РФ, а рационализм политических структур от общинных до государственных - примат государственно-внешнеполитического (по сути армейского) сознания. Этот объективный идеализм характеризует современный менталитет русского народа и говорит о том, что в России - по сути западное общество, для которого характерна отчужденность человека друг от друга. Ее поможет преодолеть только быстрое, ускоренное построение новой инфраструктуры, которая будет являться переносчиком массовой информации и поможет формировать средние цены, характерные для российского центризма. Цены будут иметь тоже массовый, переходный характер и характеризовать в сущности торговлю прежде всего качеством продукции импортозамещения. Государственно-внешнеполитическое сознание в России, таким образом, неуклонно вбирает в себя и внешнеэкономический компонент. Россия становится хозяином у себя дома, а затем будет выносить свою свободную экономическую политику на просторы всего материка Евразия.
Глава 2. О возвращении России в мировую политику.
Параграф 1. Государственное регулирование в РФ и политика "благосферы" в мире.
Говоря о российской демократии, нельзя забывать, что демократии вообще присуще многоплановое (мультиформатное) видение, отсюда - политический плюрализм и соревновательность. Мультиформатность в посттоталитарную эпоху в России, принимая во внимание бурное развитие ее экономики, диктует еще одно обстоятельство: мультистоимость международных отношений. То есть, в процессе складывания мультистоимости, в эпоху 30-летнего посттоталитарного развития, бурно развиваются товарно-денежные отношения, и результирующая такой мультистоимости - интеллектуальная адекватность индивидуумов. Так как в процессе складывания мультистоимости растет широта мировосприятия, совершенно новые для России товарно-денежные отношения чрезвычайно эффективны.
Интеллектуальная адекватность порождает добровольное делегирование власти государству, и, следовательно, демократия в РФ имеет линейный характер. Евразийская по духу, но европейская по структуре и характеру, демократия в России воспитывает сильных людей, способных выносить такую двойственность: у РФ - очень сильная и боеспособная армия.
Внешняя политика РФ - силовая. Она основывается на: 1) военно-морской мощи, 2) патриотизме, 3) военной доктрине "отбрасывания" угроз. Наследие тоталитаризма окончательно преодолено за тридцать лет существования соревновательности политических идей в российском обществе, следовательно, произошло укрепление оборонно-промышленного комплекса и появились новые рабочие места для высококвалифицированных специалистов. Такой ОПК будет в ближайшем будущем развиваться на самобытных, новейших достижениях науки, в рамках модернизации. Представляется, что все вышесказанное означает, что в России наконец-то складывается собственная цивилизация с собственной духовной основой жизни.
Перспективами развития российской цивилизации можно назвать формирование новой российской государственности (во внешней политике - опытного уже игрока на мировой арене). В основе внешней политики России лежит силовой волеизъявление народа, что свидетельствует о развитой гражданственности в стране и о том, что императив защиты ее национальных интересов исходит от самих граждан. Здесь также угадывается соборность - отражение в реальной политической жизни особенностей существования русской общины.
Нарастание энтропийности при самоорганизации российской политической системы шло с 1985/86 гг. (начало перестройки и Чернобыльская авария, затронувшая экологию полмира) и по 1998 г. (финансовый кризис в РФ, названный коллапсом). Затем начался спад энтропийности. Точкой бифуркации был 1998 г., когда произошел обвал рубля. Следующий "большой взрыв" будет, вероятнее всего, связан с формированием русского национального сознания. А это произойдет в связи с повышением цен на основные необходимые для человека товары, так как: 1) национальное сознание в эпоху бурного, посттоталитарного развития тоже имеет свою стоимость, 2) международные отношения, тоже имеющие свою стоимость, переходят из собственности в собственность в связи с непрерывно растущей деловой активностью граждан РФ. Демократия при этом будет только совершенствоваться, и российская цивилизация, по мере нарастания деловой Эпоха бурного роста российской цивилизации, как представляется, закончится с установлением в России правового равновесия (баланса) госсектора и частного сектора экономики в глазах государства.
Представляется, что именно в 2013 - 2015 гг. произошел огромный спад энтропийности и возрождение роли верховной государственной власти в РФ. Вероятно, регионы делегировали в посттоталитарную эпоху львиную долю своих полномочий центру, Москве перед лицом кризиса восточного славянства, связанного с распадом СССР и отношениями России и Украины. Происходящее в России и на Украине с момента начала "Евромайдана" в Киеве, думается, можно оценить как дебифуркацию славянского мира на фоне "экспорта" "цветных революций" США.
Помимо силовой внешней политики уже существует в РФ силовая экономика. Последняя нацелена на оборону - так же, как и на обеспечение населения страны необходимым по принципу импортозамещения. Импортозамещение в данном случае выступает как силовая акция, что придает силовой характер и экономике РФ. Речь не идет здесь о "подтягивании" экономики до уровня западных экономик, а о качественных хозяйственных переменах на чисто российской научной почве с использованием лучших образцов новейшей науки.
Силовая экономика рождает новый тип личности: чрезвычайно активной в деловых отношениях, патриотичной, сильной физически и морально. За всем этим стоят тридцать лет неустанного труда российского человека и борьбы за достойное место в мировой экономике и политике. Сильная и чрезвычайно боеспособная армия, как явствует из российских реалий, может участвовать и в мировой войне, но ее командование тщательно избегает такой перспективы, остановившись на доктрине "отбрасывания" угроз. Евразийский Экономический Союз - фактический плацдарм для испытания силовой экономики России, открывающей ей блестящие перспективы для работа на евразийском постсоветском пространстве.
Силовая экономика на евразийском постсоветском пространстве придает "силовую" окраску и демократии, основанной в РФ на жесткой, сильной, централизованной власти президента страны. Силовая демократия мыслится таковой, пока она развивается сбалансировано - одинаково завися и от государственного сектора экономики, и от частного. Сбалансированное развитие экономики РФ в эпоху ее бурного расцвета (почти за тридцать лет) - исторический феномен и, и, как представляется, он мог сложиться только в обществе соборности.
Как влияют потребительский и информационный бумы на "общество соборности"? Масштабность "общества соборности" такова, что оно воспринимает это явление как минимизированное, то есть информационно-потребительский бум. Таким образом, потребление (и его разновидность - информационное потребление) минимизируется в РФ - с помощью, в основном, государственно-политического регулирования экономики. В этом контексте, государственно-политическое регулирование касается всех сфер жизни российского общества. В перспективе, видимо, оно выйдет за пределы границ страны и привьется на территории стран Евразийского Экономического Союза - также наследниц распределелительной, микроуровневой экономики СССР. Следовательно, в РФ модернизация происходит в основном на микроуровне, то есть затрагивает интересы каждого конкретного человека. "Общество соборности" не испытывает угрозы со стороны современной российской модернизации, поддерживая ее во имя своих собственных интересов.
При бурном, модернизационном развитии РФ обращает на себя внимание то, что векторы минимизационной модернизации равнонаправлены. Это происходит потому, что внешняя политика разнонаправлена, то есть, ведя игру на мировой арене, Россия старается охватить все мировое развитие и доказать ведущим державам свое право тоже называться великой державой. Равнонаправленность векторов модернизации в РФ - результат чрезвычайной собранности внутренней политики страны на фоне в основном враждебного окружения Запада. В такой обстановке прошли два года внешней политики РФ, 2013 - 2015 гг., связанные с украинским государственным кризисом. Возвращение России в мировую политику в статусе великой державы происходит и сегодня.
В течение "петербургского периода" русской истории в России произошел "Русский Ренессанс" - становление национальной идеи. После распада СССР оставалась восточнославянская идея - идея мессианства восточнославянских народов, которые будут нести свет и духовность другим народам мира. Сегодня на территории восточнославянских земель (Украина) - кризис и межнациональная вражда, однако восточнославянская идея сумела сыграть свою роль в мировой политике: установилось открытое "историческое" время в РФ, которое свидетельствует об обращенности России к историческим ценностям и ее бурном, посттоталитарном развитии. Что касается открытого "исторического" времени, оно играет большую роль и в современных США, однако там популярна идея американской исключительности. Определенный идеологический застой в Америке из-за перегрузок, созданных бременем единственной сверхдержавы, а также исключительно быстрый и интенсивный социально-экономический прогресс в РФ, заставляют обе страны придерживаться общей тенденции переговоров.
Открытое "историческое" время порождает экономику и политику в РФ и США в постоянном движении, так что каждый компонент их политической системы имеет свою политику. При таком движении можно отметить всевластии переговорной процедуры во всем мире. Следовательно, в новейшей истории России не было никакой деидеологизации, а идеологические ресурсы поглощаются ее внешней политикой и в частности международными отношениями.
При необыкновенно возросшем количестве народонаселения мира в посттоталитарную эпоху резко возросла чувствительность людей к температурам. Поскольку Интернет занимает умы людей как авторитетный информационный ресурс, международные отношения в РФ имеют свою собственную политику управления, и, следовательно, здесь существует народная (непрофессиональная и полупрофессиональная) политика. Международные отношения, таким образом, могут включать в себя социальную политику. Политические отношения между политической системой и государством и есть разновидность международных отношений в эпоху посттоталитаризма. Такие международные отношения как составляющая входят в политическую систему и далее - в политический режим. Государственное устройство (политический режим) самоорганизуется при бурно развивающейся экономике, и международные отношения даже получают статус собственности. Самый главный собственник международных отношений - государство, от которого зависит их институционализация. Также среди собственников международных отношений - 1) политические системы, также их институционализирующие и 2) общество, строящееся на договорных отношениях. Так, с учетом последнего, можно сказать, что существует общественный вектор международных отношений, т.е. общественный вектор взаимодействия политической системы с государством. Складывается двухэтажная структура международных отношений, где в вершине - государство, а в основании - общество. Попробуем проанализировать сегодняшнюю политику международных отношений в РФ.
Отношения собственности на международные отношения диктуют и отношения купли-продажи их. В РФ, хотя и есть иллюзорный момент, касающийся примата государства в институционализации международных отношений, все обстоит не так просто. Дело в том, что в процессе бурного, посттоталитарного развития экономики страны высвобождается единая воля народа, который забирает львиную долю международных отношений в собственность. Следовательно, надо вычленить общественный вектор международных отношений, который идеологически прослеживается при анализе политической системы России. Это - тезис о безопасности, универсальной категории политической науки, применимый при изучении и внутренней, и внешней политики государств.
Социальная политика - политика государства, направленная на обеспечение социальных нужд его граждан. Представляется, что в РФ международные отношения следующим образом становятся частью социальной политики, поскольку социальная политика - это политика потенциальной (45%-й) адекватности; этого достаточно, чтобы жить семьей в отдельной квартире, в большом городе, где буквально никто никого не знает. В аграрных регионах 45%-я адекватность возрастает и приближается к интеллектуальной (99%-й) адекватности; следовательно, регионы России - более продвинуты цивилизационно, а цивилизация "растворяется" в городах. Это понятно на примере столь бурно развивающейся сегодня экономики, как российская.
Таким образом, можно предположить, что в постпереходный период в РФ рост экономики и рост народонаселения очень сильно стимулируют социальную политику, приоритетным направлением которой становится участие в построении гражданского общества. Взаимоотношения политической системы с ее центральным звеном (в России), государством немыслимы без социальной политики и позволяют сформировать такую "массу" международных, институционализированных и неинституционализированных отношений, которой хватит на формирование новой цивилизации постсоветского евразийского пространства.
В контексте достаточно самостоятельной политики международных отношений тезис Концепции внешней политики РФ (2013 г.) о желательности для России двустороннего и многостороннего сотрудничества в многополярном мире звучит совершенно понятно: исключительная подвижность российской экономики выплескивает ресурсы страны за рубеж и создает в целом здоровую конкуренцию за границей и на своем внутреннем рынке. Экономику сегодняшней России можно назвать "сетевой" - поскольку есть, например, сетевая дипломатия, то есть в обществе страны утвердились новейшие методы ведения народного хозяйства и бизнеса.
Высокие (в смысле качества идей) временные связи, как следует из уже сказанного, горизонтальные, а низкие - вертикальные. В РФ - крепкая "вертикаль власти", и сейчас акцент в развитии делается на первые. Это значит, что посттоталитарный механизм власти уже окончательно изжит и что политическая система России есть система ценностей суперсовременного капиталистического общества. Говоря о совершенствовании экономического и государственного механизмов, политические деятели имеют в виду ее саморазвитие, импульс чему был дан в перестройку 1985 - 1991 гг.
Саморазвитие - это качество, характеризующее и власть в РФ, и ее идеологию. Власть постоянно возрастает - но только в государственных масштабах, так как "вертикаль власти" - это есть историческая традиция, доставшаяся стране еще со времен Петра I. Саморазвивающаяся власть в России, согласно конституции, призвана прежде всего охранять человеческую личность и стоять на страже закона. Так, горизонтальный характер российского правового государства явствует из указанных выше качеств верховной власти. В правительстве РФ преобладают либералы-рыночники, а президент РФ широко представляет политический центризм как политическую идеологию нарождающегося российского "среднего класса".
Из сказанного выше можно сделать вывод: государство в РФ покоится на народной, сетевой экономике, которая сама себя воспроизводит народными усилиями и предохраняет от разрушения. Это - совершенно новый тип экономики, рожденный в РФ в начале XXI в., во время мирового циклического кризиса перепроизводства 2008/09 - 2015 гг. Горизонтальная ориентированность такой экономики свидетельствует о верности той оценки, которую В.Путин еще в 2000-е гг. дал политической ситуации: избавившись от олигархов, она будет беспрепятственно двигаться в направлении рыночных реформ.
Государственная идеология РФ, теснейшим образом связанная с ее внешней политикой, может на сегодняшний день включать в себя следующие тезисы:
1.Стремительно развивающаяся экономика РФ должна развиваться сбалансировано, ее основное назначение - вкладывать в человека, и далее - в безопасность общества и государства;
2.В области духовной культуры нужно обратиться к корням, сохранить и преумножить национальное достояние;
3.Демократия с правами человека - высшая ценность на Земле;
4.Сильная президентская республика - гарант безопасности РФ;
5.Решения в РФ принимает президент и правительство от имени многонационального российского народа;
6.В области внешней безопасности РФ ведет оборонительную сбалансированную политику;
7.Демократическая конституция РФ 1993 г. - гарантия прав и свобод личности и всего российского сообщества;
8.Президент и правительство на международной арене действуют во имя глобальных, а также внутренних интересов безопасности.
Так, в России, при известной разряженности политического климата научная составляющая идеологии особенно сильна - в том числе на фоне остальных стран мира.
Научная разработка идеологии РФ началась еще в 1990-е гг., но определенные формы приняла только в период первого президентства В.Путина (2000 - 2004 гг.). Прежде всего требовалось решить вопрос о сильной президентской власти. В.Путин предложил укреплять "вертикаль власти" и административными методами реорганизовать и централизовать управление в России. Вместе с тем им же было предложено укреплять федерализм в РФ, чтобы донести блага демократического процесса до регионов. Традиция сильной централизованной власти, подразумевалось тогда, вызвало к жизни консолидирующую народ России сильную президентскую власть.
Внешняя политика представлена в концепции внешней политики (2008, 2011 и 2013 гг.) сбалансированным развитием международных отношений, через укрепление многополярности в мире. Роль РФ на международной арене должна была быть, как задумывалось, стремлением к миру, содействие в установлении которого вменялось в обязанность президентской власти. Позже у власти появилась идея сетевой дипломатии как самого современного средства борьбы с сетевым терроризмом. Внешнеполитической угрозой считается на сегодня однополярность мира и в связи с этим жесткий диктат США по отношению к другим государствам.
По поводу национального вопроса президентская власть не расходилась с мнением политической элиты 1990-х гг.: он должен решаться на основе всеобъемлющего национально-культурного развития всех народов России - но в рамках глобализации как ведущего мирового социально-экономического и политического процесса. Централизация управления в стране не должна мешать углублению развития национальных культур.
Наиболее трудным является вопрос о месте РФ в судьбах демократии во всем мире. Так, суверенитет и независимость России признавались плодами демократического развития страны еще с момента их обретения в 1991 г. Особенностями российской демократии признавались сильная президентская власть, и именно тезис о демократии российского типа, хотя западные страны обвиняли Путина в авторитарных методах правления, называя автократом. Быстрое вхождение РФ в процесс глобализации, подразумевалось в 2000-х гг., усилило практически полное ее вхождение в русло мирового социально-экономического и политического развития, за чем должно последовать всестороннее развитие социально-экономических ценностей и наработку благ для граждан России - прежде всего в области социальной политики. Государственная власть РФ в демократическом процессе показала пример новых инициатив стратегического сотрудничества и партнерства в мире.
После президентства Д.Медведева государственная идеология все более сплотилась вокруг идеи централизации власти. Однополярность, наступившая в мире после многополярности, укрепила российскую президентскую власть во мнении, что для этого требуются всесторонняя борьба за безопасность и стратегическое сотрудничество на собственных границах и укрепление российского ВПК. Идея роста ВВП осталась в арсенале президентской власти, и эта составляющая роста экономики стала в третье президентство В.Путина одной из основных составляющих военной политики страны, направленной на евразийское стратегическое и партнерское сосуществование - в первую очередь со странами бывшего СССР.
Рождение международных отношений, влияющих на идеологию, в современной, бурно развивающееся России происходит, как представляется, следующим образом: политическая (потенциальная, 45-процентная) адекватность, через Интернет, создает эти отношения. Международные отношения - организующая сила общества со стремительно развивающейся экономикой. Поэтому строить их помогает даже столь низкая адекватность индивидуумов. В других странах, с менее разряженным политическим климатом, организующим общество центром по-прежнему является государство. Международные отношения - не анархическая категория, как считал политолог Моргентау, они - плод взаимодействия наций - как на индивидуальном, так и на групповом уровне, источники идеологии для РФ, которая призвана направлять Россию по пути многоформатного и взаимовыгодного сотрудничества, в том числе "поверх границ".
Параграф 2. РФ в мировой политике в 2013 - 2015 гг.
В связи с резким увеличением народонаселения Земли в посттоталитарную эпоху (1990/91 - 2015 гг.) увеличилась чувствительность людей к температурам. Так, в резко континентальном климате постсоветского евразийского пространства - меньше политическое размежевание населения, чем, скажем, в США. Единственная сверхдержава однополярного мира страдает от нагрузок в процессе "вершения судеб" в мировой политике и незримо проигрывает России в деле политической консолидации. США позиционирует себя как источник (единственный и исключительный) истинной демократии, не заботясь о возможной скорой смене партии у власти.
История США - это история "старой демократии". История России - это история монархических режимов, довольно поздно сменившихся демократией. Цивилизационное разнообразие характерно для обеих стран. Вместе с тем, к настоящему моменту в обоих государствах развито сельскохозяйственное и промышленное производство, они сами себя обеспечивают. Политическое устройство обеих стран - демократическое, то есть обе страны мультиформатны: многоплановость видения проблем мирового развития составляет в них стержневой момент политической системы. Гражданское взаимное противостояние гораздо сильнее, как уже говорилось выше, в США; там двухпартийная система создает равновеликий баланс сил в обществе, обеспечивая соревновательный, не авторитарный, характер правящего режима. В такой обстановке кризис 2007 - 2015 гг. в Америке является дополнительной причиной для усиления гражданского размежевания; первый циклический кризис перепроизводства посттоталитарной эпохи переворачивает в сознании всего мира категории политических и экономических прав и свобод, которые, из-за усиления государственного регулирования в мировой экономике, кажутся попранными.
В Америке, перегруженной ролью и обязанностями единственной сверхдержавы, в ближайшем будущем могут обозначиться пределы экономического роста. Гражданское размежевание там велико, и поэтому, можно сказать, что США просто предрасположены к переговорным процедурам в отношении той же проблемы европейской безопасности. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще американским президентом Б.Обамой на рубеже 2000-х - 2010-х гг. ("перезагрузка" отношений США и РФ). Позже, в течение украинского кризиса (ноябрь 2013 - по начало 2015 гг.) Обама стал врагом России, угрожая задушить ее санкциями (приняты в 2014 г.) и американской военной гегемонией. Не исключено, что последнее было сделано в преддверии будущей президентской избирательной кампании, в пользу партии демократов. Таким образом, по мере эскалации мирового экономического кризиса предрасположенность США к переговорам (в частности, с РФ) все же возрастает, и можно надеяться на удачное для ведущих мировых держав разрешение проблемы безопасности в Европе и затем во всем мире.
Таким образом, новое противостояние РФ и США - уже не рецидив "холодной войны", а развитое демократическое детище XXI века. Вместе с тем, накопленный за XX век, век мировых войн, опыт решения мировых проблем позволяет говорить о приближении потепления отношений РФ и США, хотя их противостояние, действительно, является реальной угрозой. Удачное решение вопроса об урегулировании кризиса на Украине, которое принималось в ночь с 11 на 12 февраля 2015 г. "нормандской четверкой" в Минске, может стать предтечей сотрудничества и в паре РФ-США. Однако, шаги США (президента Б.Обамы) в направлении вооружения Украины за американский счет и вообще в направлении дальнейшего продвижения НАТО на восток, маскируют явную на наш взгляд, благоприятную ситуацию ведения российско-американских дел сегодня.
Удивительная способность США договариваться сказывается в том, что на них стянут весь мировой переговорный процесс. Поэтому конфронтация этой страны с какой-либо еще ведет к угрозе миру и прогрессу. Так, новое политическое противостояние США России не дает завершиться новому, закономерному витку строительства здания европейской безопасности, а также всемирного здания ядерной безопасности. Гегемония США в мире была несколько поколеблена "нормандской четверкой", подписавшей 12 февраля 2015 г. Минские соглашения о перемирии в гражданской войне на Украине. Тем не менее, позиции США остаются прочными, и в будущем, как представляется, им предстоит взять на себя основную тяжесть переговорного процесса по поводу всех мировых угроз. Начало организованной борьбы с последними и будет той лептой, которую американская демократия может внести в строительство общемировой безопасности.
Власть связана с международными отношениями через живой интеллект: она - приводной ремень к человеку, и международные отношения строятся живым человеком, а не программируются властью при быстром посттоталитарном росте экономик обеих стран. Власть и живой человек (индивидуум) в либеральной, демократической политической системе разделены. Личность при демократии имеет самое большое значение, те политические деятели, которые вкладывают в личность, выигрывают в XXI в. Дело в том, что в XXI в. главная угроза - порабощение личности со стороны 1) власти, усилившейся в результате падения идеалистического по своему характеру тоталитаризма, 2) научно-технического прогресса, 3) международного и внутреннего терроризма. Личность - носитель живого интеллекта, и именно она должна быть организующим центром любой политической системы сегодня.
Природа восточнославянского кризиса, проявившегося в 2013 - 2015 гг. на Украине, - посттоталитарная. Если в РФ признается существование многонационального российского народа, то в Киеве говорят о некоем украинском "монолите", судьба которого была исторически, якобы, связана с Западом, а не с Россией. Украина начала входить в состав России в 1654 г. (Переяславская Рада), общая судьба государств включает множество событий, говорящих о братской дружбе и сотрудничестве, об общности культур. Судьба их при тоталитаризме была непохожей. Если РСФСР была организующим центром, то Украина - одной из западных окраин Советского Союза. Украина во времена СССР (1922 - 1991 гг.) играла роль житницы всей советской империи. В момент распада СССР Украина осталась в составе СНГ, не желая рвать с Россией, с которой она была связана исторически, в том числе через экономическое сотрудничество.
На Украине населения меньше, чем в России, оно национально компактно расположено. Следовательно, на долю украинца приходится большая доля общеславянской идеологической "обработки", и "цветная революция" тем более кажется привнесенной извне и искусственной. Под лозунгами "истинной демократии" на Украине от США исходит ошибочная политика, которая грозит снова ввергнуть ее народ в тоталитаризм. Воспитывая украинских националистов, Америка будто бы отрицает необходимость там современного правового государства.
Указанная природа восточнославянского кризиса проливает свет на его структуру. Основными положениями идеологии украинского национализма являются: национальная исключительность, исконная приверженность к европейской цивилизации, ненависть к русским "поработителям", демократизация - только для этнических украинцев, почитание памяти фашиста С.Бандеры. Такой слабый набор тезисов говорит прежде всего о неподготовленности украинского народа к восприятию концепции национальной исключительности. В начале XXI в. действительно идет речь о глобализации, терроризме как угрозе мировому сообществу, идет также речь о мировом демократическом процессе, а Украина к началу 2015 г. погрузилась в мрачные времена существования фашистской Германии. За основу новой идеологии Украины берется XX век, век мировых войн с его межцивилизационными конфликтами и отметается перспектива мирного развития в веке XXI-м.
Восточнославянская идея - идея мессианской помощи восточнославянских народов всему миру. Восточнославянский идеологический кризис, во-первых, это кризис идеологической политики власти на Украине, которая не признает у себя в стране особой цивилизации. Во-вторых, это и кризис посттоталитарного массового сознания украинцев: им не нужен в середине 2010-х сложный комплекс идей, а нужна максимально общая и утопическая идея, которая в их сознании заменила бы прежние коммунистические и социалистические чаянья и надежды. Национализм на Украине, в редакции времен С.Бандеры, очень старая идеология, которая не отвечает реалиям начала XXI в. Восточнославянский кризис вообще - это кризис не массового сознания, а поверхностной, верхушечной идеологии, которая была выработана украинской и российской элитами еще в 1990-е гг. Тогда говорили о полной интеграции Украины и РФ в демократический порядок всей этнической Европы. Таким образом, переплетение анархистских и государственническо-централизаторских тенденций в идеологии обоих государств налицо. Ни Украина, ни Россия не идут по этому пути, хотя за него и расплачиваются - к сожалению, человеческими жизнями.
Таким образом, в украинском кризисе перепроизводства угадывается кризис в мировых масштабах как кризис перепроизводства программного продукта. Действительно, промышленно-торговая система Украины сильно повреждена, а экономика (особенно аграрная) продолжает стремительно развиваться. Во всяком случае, в середине 2010-х наступил конец политической системе 1990-х гг. радикально-демократического толка на евразийском постсоветском пространстве. На ее место должна придти демократия евразийского типа: сильная президентская власть и цетрализованное управление по вертикали и по горизонтали.
Политические системы современных России и Украины - это прежде всего президентско-правительственные режимы. В обстановке, которая может предшествовать украинскому национальному коллапсу, именно государственный порядок (режим, устройство) заменяет собой политическую систему как систему национальных политических ценностей и институтов власти. Таким образом, П.Порошенко на Украине и В.Путин в РФ - антиподы в восприятии национального кризиса на Украине как части общемирового кризиса (В.Путин склонен считать, что на Украине пришла к власти именно своя, проамерикански настроенная националистическая клика). Сравнительная молодость политических демократических систем обеих стран указывает на их абсолютную подготовленность к любой трагической развязке событий с ноября 2013 г. (начало акции на Евромайдане в Киеве).
Государственная идеология РФ, теснейшим образом связанная с ее внешней политикой, может на сегодняшний день включать в себя следующие тезисы:
1.Стремительно развивающаяся экономика РФ должна развиваться сбалансировано, ее основное назначение - вкладывать в человека;
2.В области духовной культуры нужно обратиться к корням, сохранить и преумножить;
3.Демократия с правами человека - высшая ценность на Земле;
4.Сильная президентская республика - гарант безопасности РФ;
5.Решения в РФ принимает президент и правительство от имени многонационального российского народа;
6.В области внешней безопасности РФ ведет оборонительную сбалансированную политику;
7.Демократическая конституция РФ 1993 г. - гарантия прав и свобод личности и всего российского сообщества;
8.Президент и правительство на международной арене действуют во имя глобальных, а также внутренних интересов безопасности.
Так, в России, при известной разряженности политического климата научная составляющая идеологии особенно сильна - в том числе на фоне остальных стран мира.
Научная разработка идеологии РФ началась еще в 1990-е гг., но определенные формы приняла только в период первого президентства В.Путина (2000 - 2004 гг.). Прежде всего требовалось решить вопрос о сильной президентской власти. В.Путин предложил укреплять "вертикаль власти" и административными методами реорганизовать и централизовать управление в России. Вместе с тем им же было предложено укреплять федерализм в РФ, чтобы донести блага демократического процесса до регионов. Традиция сильной централизованной власти, подразумевалось тогда, вызвало к жизни консолидирующую народ России сильную президентскую власть.