Можно ли в современной России "заказать" политическое здоровье или же надо надеяться на то, что сегодня, в переходный идеологический период, сработает фактор, скажем, антропологическо-национальной исключительности у людей и настанет своего рода "сезон" удачи в реализации требований и чаяний народа в области политики? И действительно, сделать тот же научный перевод материалов из интернета на бытовой русский язык можно лишь тогда, когда читатель интернета прокручивает листаж интернет-материалов в голове и притом учитывает фактор массового сознания - ведь без учета фактора массового сознания даже самое основное содержание Сети, в виде ее принципов, не может быть понято. "Делать" и "сделать" информационный материал для Сети - это, как представляется, несколько разные вещи: первое - исходя скорее из полученного, фундаментального образования, рассчитанного на долгое время бытования в обществе, а второе - исходя из возможности и опыта преподавания, преподавания изначально "всего чего угодно", основываясь на часто мимолетных данных мирового информационного потока. Конечно, переводя себя в "режим листажа", читатель интернета со временем обращается к "картинкам", эдакому вполне аристократическому способу разгрузиться и отвлечься от напряженной аналитической работы, но при этом существуют еще и своего рода "люди-лекции", которые доносят до читателя заведомо обработанные данные, что создает, в частности, альтернативу профессиональным СМИ. Так, сама по себе "учеба по интернету" (в смысле самообразования) становится часто праздником - в отличие от творчества человека, который, скажем, решил сделать собственный интернет-материал и сообразуется при этом со многими факторами - вниманием к нему прессы, читателей, издателей и т.д. Непрофессионал-гуманитарий, думается, лучше, внимательнее прочтет в интернете современную научную классику, поскольку у него есть собственная программа прочтения, и при этом такой человек будет двигаться, по мере обработки материалов из интернета, к их качественному обобщению, привлекая данные каждодневного обзора окружающей жизни и словно бы двигаясь на уровне сознания, от идеологии, скажем, к политологии.
В современных российских СМИ находит отражение раннедемократическая, русскоинтеллигентская по своему происхождению, традиция образования, которая, несмотря на известную политическую нейтральность, имеет на себе печать сомнения, рефлексии - и это все, как ни удивительно, несмотря на растущий консерватизм взглядов всего российского общества, консерватизм, который имеет место именно в силу развития этого общества, развития не благодаря, а вопреки ситуации в мире. Пресса РФ подобна аристократии, узкому кругу элиты, где каждый "под уровень" и тесно зависит от других, и сама пресса, в связи с необходимостью оперативности работы, удерживает драгоценный материал, в обязательном порядке обмениваясь друг с другом информационными данными, а если материал нуждается в метаморфозах, то это уже делают "чуть-ли-не-изгои" из этой аристократической среды - но здесь уже не маргиналы, а скорее "иностранцы" - интерпретаторы-переводчики, которые , переводя и переиначивая, позволяют оперативно выиграть время в целях выгодных публикаций. И, если эмоциональный "замок", позволяющий читателю, зрителю или слушателю СМИ остановить и расчленить информационный поток для удобства усвоения данных, превращается в важное дело, то и в самой продукции СМИ срабатывает незримый "выключатель" - а значит, и там человеку, из принципа, "дают отдохнуть". Представляется, что определенная легкость содержания того, что прогоняют по ТВ и другим СМИ в современной России, это продукт не сколько аналитической работы, а постоянного переписывания каждодневной истории - как истории страны, так и истории ее идеологии. Не это ли напоминает то, что десятилетиями было, скажем, в той же Ленинской библиотеке (РГБ) в Москве - стоит титан, а человек со своим чаем или кофе, и нередко и со своим стаканом, может бесплатно разжиться кипятком и будет совсем дешево! Возможно, такие послабляющие населению "наливалки" есть и в масштабе всей экономики - например в области торговли съестным, а также в сервисе: вышибить хоть какие-либо деньги из клиента, но, так сказать, нежно, это скорее "антираспильное" искусство, а не запрещенные приемы. Описанный человек делает покупки, выгодно, словно стремясь сохранить и усовершенствовать свою "профессию покупателя", "одеться" за счет экономики и скрыть тем самым свою наготу бывшего "совка", а бытование его новых навыков формирует, думается, устойчивое "окно в мир в области социального сервиса" - и словно бы новые принципы жизни. Такое "тезисное потребление" современного россиянина не исключает того, что он, скажем, может отказаться от информации, имеющей федеральное происхождение, но поскольку в РФ централизованная адаптация человека к новым социально-экономическим условиям - это есть следствие самого дешевого способа информирования со стороны власти, то есть образования и просвещения, человек все равно "варится" в государственной идеологии и сообразуется с государственной волей.
В современных вузах, учитывая концепцию с практику ЕГЭ, можно было бы отметить новый, особый вид так называемого "школярства": студенты имеют право и навыки свободного обсуждения научно-учебной информации. Но это - все же студенты, а значит, тем более, коллегия преподавателей пишет для них централизованно - что, конечно же, находит свое отражение как в области общественного мнения, в СМИ, так и в государственной идеологии, создавая феномен, скажем, "постепенной историографии" как способа оформления хроники текущих событий. Упомянутая историография - это и напоминание о необходимости фундаментальных научных знаний (а не только глубоких знаний по узко понимаемой специальности), это и "массовый след" в современной науке - в стране, где жива память об иллюзиях социализма и коммунизма, которые тоже есть прошлое. И если Сеть (интернет) - это "сеть принципов", то именно она не дает ни "просто положить ученую степень в карман", ни также "просто переложить ученую степень из кармана в карман", сдерживая таким образом отрывающиеся от фундаментальной научной ткани тезисы и повышая своего рода "реактивность" в развитии науки - и именно за счет современной гуманитаристики.