В современной России, ко второй половине 2010-х гг., политическое давление сильного государства на население представляется более слабым, чем, скажем, в 2000-е гг. ("тучные годы"), поскольку, на фоне мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в стране примерно в 2008 г., государство несколько отошло от своей революционизирующей роли, ярко проявившейся в 1990-е гг., с началом демократических реформ. И, если политика и политическое в ведущих державах мира (прежде всего евроатлантических), с их веками устоявшейся экономикой и уровнем жизни вообще, это уже своего рода вид развлечения "на любителя" (обыватели часто - политики), то в современной России государство как бы "дает в долг" рядовым гражданам, ослабляя политический напор, так как отдыхать в РФ часто труднее, чем работать. Рост экономики РФ, согласно официальным данным, более пятнадцати последних лет продолжается, причем на буржуазной основе и под покровительством сильного государства, и таким образом можно сказать, что, даже притом, что свежесть восприятия людьми в России той же "команды" В.Путина у власти, исчезла, она ассоциируется с "настоящей" политической силой, которая в первую очередь нацелена на сохранение всего постсоветского социального распорядка, построенного на сочетании советской и постсоветской политической традиций (прежде всего традиции сильной централизованной власти).
Представляется, что на волне современного российского духовно-религиозного подъема особую социальную уверенность гражданам России придает именно "семейная политика", которая, при интенсивности информационного потока извне и изнутри страны, является соединением общественного и частного, государственного и личного. Так, указанное выше "умение отдыхать" прочно увязывается в современной РФ не только с обеспеченностью, но и с душевным комфортом, и прежде всего в семье. В этой ситуации проявляется новое явление в русле развития государственной власти - гуманизм по отношению к населению, которое оно защищает, прежде всего в социально-политическом смысле, и вне, и внутри страны. Государственная политика РФ вместе с тем является вполне самодостаточной величиной, поскольку она направлена в первую очередь на защиту внешнеполитических интересов страны, в частности выдвигая тезис и о возможности развития практически совершенно независимой ее экономики. Но также представляется и то, что государство в современной России точно не знает, какие активы имеются в руках населения, поскольку, особенно в связи с развитием новой по сравнению с советским временем "семейной политики" ("внутрисемейной политики") эти активы тратятся, как думается, в основном на частные нужды и пока мало соприкасаются, по мере развития буржуазных отношений, с еще существующей государственной собственностью (в том числе и "смешанной" собственностью).
Политический строй СССР унаследовал традиции сильной централизованной государственной власти, а вместе с ней и развитую бюрократию. "Битое" социально-экономическими и политическими перипетиями, начиная с 1990-х гг., постсоветское общество в России - это умное общество, поскольку оно год от года занимает прочные, независимые позиции среди наций и народов мира, в эпоху развитой глобализации. Сказанное выше означает и определенную бюрократическую культуру современной России, но, однако, надо отметить, что сама по себе мировая глобализация мало согласуется с естественным накоплением (хотя бы за 100 лет с Октября 1917 г.) "критической массы" политического в стране, и поэтому развитие бюрократии в РФ как части механизма власти немыслимо без ее тесного контакта с населением - особенно имея в виду тезис государственной власти о необходимости максимально независимого развития, причем принимая во внимание евразийский характер России. "Обиделся" ли российский XXI век на XX-й, век Октябрьской революции 1917 г. и мировых войн? Представляется, что в советскую эпоху, особенно в годы так называемого "застоя", большинство населения СССР считали государственную власти если не полностью народной, то вполне справедливой, хотя и не верили по большому счету в коммунистические идеалы того времени, и это позволяет говорить о доверии населения РФ институтам государственной власти и сегодня, во второй половине 2010-х гг.
На кого в большей степени работает современной российское общество - на себя или "на дядю"? У этого общества преимущественно мужской, военизированный характер, но даже и здесь можно сказать, что при общей бедности населения России (по сравнению со странами Запада) рядовую, рутинную работу здесь "тянут" женщины, а при сегодняшнем духовно-религиозном подъеме в стране и развитии индивидуализма под влиянием мировой глобализации как угрозе прежде всего семье, "дядя" как основной работодатель в РФ просто не существует в массовом смысле. Возможно, в связи с этим в стране крупные (и не очень крупные) капиталы предпочитают вывозить за границу. Итак, та же государственная политика ориентируется в России на "мужское" общество, а "мужское" общество еще вдобавок и умное, значит, знание жизни и жизненный опыт (в том числе и в труде) вполне может основываться при такой ситуации на знании определенных текстов. Это означает, в свою очередь, что политика в РФ является преимущественно "чистым" делом, связанным с переработкой и последующим накоплением интеллекта, что само по себе предполагает высокий уровень и престиж ведущих российских политиков в мире, который является результатом развития глобализационных процессов в "информационном обществе"