Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

О "пирамиде власти" в сегодняшней России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Застойные времена" 1964 - 1985 гг. дали миру первую "пирамиду власти". С выдвижением иудеохристиански ориентированного ислама (в период "исламского возрождения", с 1960-х гг.), то ислама "обогащенного" в век научно-технической революции и научно-технического прогресса, в СССР ощетинилась и перестроилась советская государственно-бюрократическая система. Новая духовная идеология, родившаяся на Ближнем Востоке, привела к духовной революции в Азии, и последняя начала смещаться на Запад. СССР в результате этого перестал быть похож на социалистическую "феодальную вотчину" одной партии (КПСС), там зародилась современная демократическая "пирамида власти" - в ответ на наступления всего цивилизованного, а теперь уже и во многом бывшего колониального мира, против марксизма-ленинизма.
  
  "Пирамида власти" в СССР была первой, а также первой элитарной, поскольку у власти находились по тем временам старики, а молодость и старость - это возраст элитарного бытия, предрасположенности к усвоению и накоплению знаний. Так, вследствие элитарности, в СССР не произошел за 1960- - 1980-е гг. "круговорот элит", власть оказалась в целом народной, родственной власти в народно-демократических республиках социализма, и социализм утвердился в СССР окончательно. Действительно, в 1960-е - 1980-е гг. в стране имел место "реальный социализм" - с уравнительным распределением доходов при минимуме материальных благ. Наступление исламской идеологии породило невиданный в XX веке взрыв просвещения (в СССР, например, было "самое читающее метро в мире"). Просвещение в СССР времен "застоя" даже допускало известные отступления от марксизма-ленинизма и тем самым повышало социальную роль интеллигенции - в первую очередь московской и ленинградской, столичной. В вузах в обязательном порядке преподавались диалектический и исторический материализм, а также научный атеизм, вбиравшие в себя к 1980-м гг. очень многое из бурно развивавшейся тогда в русле НТР и НТП мировой науки. Целью такого преподавания было не только воспитание верноподданных советских граждан, но и какая-то компенсация отрыва СССР от цивилизованного мира, от которого страна была закрыта "железным занавесом". Несмотря на пожилой возраст генерального секретаря ЦК КПСС Л.Брежнева и его сподвижников по Политбюро ЦК КПСС, нельзя было сказать, что они не заботились о просвещении и образовании в стране: развивая еще сталинский тезис о том, что "кадры решают все", "геронтократы" из верхушки "пирамиды власти" пеклись о том, чтобы массированная идеологическая советская пропаганда об исключительности в мире "первой страны социализма" ложилась на подготовленную голову. В постсоветские годы пропаганда на территории бывшего СССР сильно деградировала, СМИ захлестнула мода на скандалы и чрезвычайные происшествия, а также пропаганда национальных (вплоть до националистических) идей.
  
  "Пирамида власти" в СССР опиралась на самые широкие демократические слои, армию, а также была прочно скреплена дружбой народов. Ее историческое значение, как представляется, заключалось в том, что она представляла все без исключение население одной шестой земной суши - население, во многом разделявшее взгляды "вождей" на то, что оно - сила и претендент на ведущее в мире место и даже на мировое господство. Последнее обстоятельство порождало волну протеста и даже ненависти к СССР со стороны власти в буржуазных странах, и в первую очередь в США. Там образ СССР преподносился как медвежьи трущобы с нищим, обалваненным советской идеологией населением, способным только на отправление физиологических потребностей, размножение, работу из-под палки государства. К тому же советское население представлялось на Западе агрессивно настроенным и всегда готовым безоговорочно отдать свои жизни за "коммунизм". Вместе с тем на Западе находились и такие советологи, которые отнюдь не считали население СССР просто организованным и запуганным сбродом, а реальной силой мировой политики, вооруженной советскими наукой и военным производством до зубов. В этом была доля истины: советские люди гордились, что они граждане великой (считалось, что величайшей) державы, потихоньку подтрунивая над оголтелыми коммунистами. Диссидентское движение против советского строя и идеологии было также единичным явлением. Лидеры страны по мере дряхления Л.Брежнева испытывали прилив новых сил: это была верхушка советских спецслужб, хорошо осведомленных об истинных военно-политических отношениях СССР с окружавшим его миром. Последнее обстоятельство не могло не подпитывать советскую "пирамиду власти" некоторым скептицизмом по отношению к радужно преподносившейся в идеологии коммунистической перспективе. Спецслужбы СССР к середине 1980-х гг. подмяли под себя пропаганду и СМИ, они позже пошли вслед за генсеком М.Горбачевым, столкнувшимся с необходимостью отступления во внешней политики с проигрышем США гонки вооружений.
  
  Представляется, что "пирамида власти" в СССР 1964 - 1985 гг. родилась как слепок с крестьянской общины и именно по инициативе "социалистической государственности". Действительно, в холодном климате той же России крестьянство всегда видело в государстве защитника и получало от него помощь - даже во времена крепостного права 1649 - 1861 гг. "Социалистический эксперимент" 1930-х гг., руководимый генсеком И.Сталиным, так и остался "социалистическим экспериментом": только после сплочения всего народа СССР в результате победы в Великой Отечественной войне над нацизмом оказалось возможным рождение хотя бы той же поддерживаемой в основном всеми трудящимися массами страны социалистической идеологии. Так, крестьянская по своему происхождению (социализм - "уравниловка") идеология прижилась с 1945 г., года Победы, - и именно в СССР, оставшемся аграрно-индустриальной страной. Консервативная по своей сути, социалистическая идеология "лепила" в массах советских людей преданность режиму и, в частности, верность принципам его внешней политики. Исследования советского общества, в корне его крестьянского, подсказывали партии и правительству какие слои населения слушать больше, но народную суть власти отражали лучше всего великолепные по своему содержанию и социально выверенной направленности советские СМИ, которые, пусть и намеками, говорили о народном характере самой культуры, тем самым приближая на деле не город к деревню, как считалось официально, а деревню к городу.
  
  Крупнейшим просчетом дряхлевшего руководства СССР было традиционное ленинско-сталинское недоверие к крестьянам, "крепким хозяевам", а также то, что рабочий класс продолжал считаться вождем, гегемоном трудящихся масс (а рабочий класс Страны Советов - гегемоном в мировом масштабе). Указанные постулаты опрокинули реформы А.Косыгина, который ввел хозрасчет и тем самым пытался интенсифицировать производственные отношения и производительные силы в масштабе страны; дополнения и изменения к этой реформе полностью "зашикали" саму ее суть - дать людям заработать. В постперестроечные годы Б.Ельциным и Е.Гайдаром, на волне радикально-демократических настроений (в основном в столичном обществе) был начат либеральный эксперимент, вторгавшийся в самое тело оставшейся от СССР "пирамиды власти". Так, было в 1990-е гг. введено умеренное государственное регулирование экономики, а после, уже при В.Путине как президенте страны, созрел на ведущих ролях сильный госсектор. Сегодняшняя Россия движется по пути обновления - прежде всего социально-экономического, а также идеологического; это заметно по расцвету русского национализма и нового, более смелого отношения к власти бизнеса. Тем не менее, страна демократизируется (не без влияния западных либеральных ценностей), у власти сейчас стоят центристы во главе с В.Путиным, который достойно лавирует между прежде всего коммунистами и либералами. Однако здоровый крестьянский консерватизм российского населения ищет сегодня союзника на Западе (последний признается наиболее высокоразвитым регионом мира), а также на Востоке (в Евразии) - и находит его в среде неоконсерваторов и даже в США. Монетаризм, политика массированного разгосударствления госсобственности, то есть реальный рычаг обогащения "среднего класса" - вот то, на что реагируют консерваторы из сегодняшней России, под какими бы политическими знаменами они не выступали. Сама "пирамида власти" СССР-РФ осталась очень устойчивой, демократизация по-ельцински (чисто по-американски) не прошла, а народ России стал ближе к земле и к народным корням. Как представляется, не русский национализм, а здоровая экономическая доктрина приведет сегодняшнюю Россию к выходу из текущего мирового финансово-экономического кризиса и даст ей первотолчок к обретению самостоятельного места в мировой политике. Таков будет итог смены социалистической государственной доктрины буржуазной - в результате социально-политической революции (перестройки 1985 - 1991 гг.), которая была направлена против засилья во власти партэлиты.
  
  Элитарность "пирамиды власти" СССР была нарушена в постсоветские годы: КПСС была устранена как руководящая и направляющая сила общества. Вместо элитарности ей на смену пытались придти олигархи, но здесь они соперничали с профессиональными военными. Последние в схватке, прежде всего за результаты передела собственности в стране, победили. Деревня и город исподволь в 1990-е гг., находясь на грани нищеты, наблюдали происходящее. Но, по мере развития многополярности в мире, также по мере развития глобализации и интернетизации на всем постсоветском пространстве, в среду постсоветского общества проникала новизна: деловые навыки и представления о необходимости совершенно самостоятельной внешней политики новой демократической России. Быстрота перемен, проникновение в страну целого "вала" новых западных технологий (и тем самым частичное преодоление научно-производственной отсталости) создают перспективу возникновения новой элитарности "пирамиды власти", уже не властной самой по себе, а научно-технической, опирающиеся на сверхобразованные в результате объективного исторического развития и обмена кадры специалистов. По мере развития последнего процесса Россия будет сохранять и развивать свое прогрессивное значение во всем мире - как в свое время и СССР, и уже на самой широкой и современной демократической основе, в условиях долговременного стратегического и социально-экономического взаимодействия с окружающими странами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"