Аннотация: первый параграф вводно-методологической части
Пользование интернетом делает рабочий день, на первый взгляд, менее "разорванным", но все же мнения и представления о жизни, складывающиеся в течение такого дня, скорее подвластны информационным трендам, чем сухому научному анализу. Так что перед исследователем-гуманитарием, в частности, встает проблема интеллектуального выбора, а также проблема главного материала, своего рода "материала материалов", а также нормативного материала в виде учебника. К тому же, в связи с тем, что "интеллектуальной слежки" в науки становится уже не так много (в связи со стандартизацией представлений о человеке и его быте в мире) цивилизация часто кажется стареющей, богатой всякого рода интеллектуальными повторами и заимствованиями. В известной степени руководителями создания интеллектуального потока являются СМИ, создающие своего рода легкий жанр в науке, и "учебники", разработанные в таком легком жанре, неизменно проверяются "улицей" - притом не захватывая ее целиком и оставляя возможность, используя плюрализм всех интернет-материалов, составить собственное мнение (мол, "мы не глупее глупого"). СМИ, как представляется, являются системной категорией - поскольку в формате, скажем, познавательной лекции для широкой аудитории, они могут содержать справочные данные и таким образом даже являться аристократом информационного потока. В процессе усвоения информационного потока важным является то, что, при кажущихся растущих нагрузках, создаваемых интернетом (даже перерывы в работе - утыкание в интернет и еще большая мозговая активность), работа как труд освобождается от смыслового влияния Сети, становясь ближе к человеку и даже его семье. "Прикрепление" к информации, таким образом, возможно в первую очередь через смену научно-интеллектуальной среды человеком, и подготовка к такому прикреплению косвенно зависит от "репетиторской" роли средств массовой информации - для всей, самой широкой аудитории. Расширение тематики гуманитарного знания через пользование интернетом дает, в частности, расширение знания исторического и даже навыки сравнительного анализа человеком из России, скажем, истории века девятнадцатого с историей начала века двадцать первого.
Обтекаемый и рассчитанный на широчайшую аудиторию характер стримлайнов по истории в интернете как правило компенсирует известную смысловую размытость колоритным, ярким языком. Однако, как таковой нормативный учебник имеет большую, чем стримлайн, интеллектуальную скорость и способен даже "продавать будущее" - в смысле прежде всего рекламы "мягкой силы" той или иной страны. Так, общество неуклонно взрослеет, повышается ценность так называемых академических материалов, удерживается и утверждается конструктивно-воспитательная роль образования, а знания, тем не менее, часто получают почти что в долг (поскольку с "продажей будущего" связан особо мощный нажим государства на научные кадры, производящие научную информацию).
Представляется, что с возможностью опубликовать свое мнение, оценку, суждение в социальных сетях обычный человек повышает свойство науки - не открывать, а скорее скрывать научные факты. В основе "пирамиды" современного, информационного общества - как раз такой, обыкновенный человек, который уже, думается, приспособился к высокой информационной скорости системных по своей природе СМИ и также делает интеллектуальную "мини-карьеру", и его публикации в соцсетях могут быть и публикациями прогресса с использованием своего рода, через интернет, "теле-" и "радиобумаги". В связи со свободой выражения мнения в интернете повышается значение учебника как своего рода методички: как себя вести, где границы дозволенного и что идет, что не идет в жизни тому или другому лицу нравственно и политически. Можно добавить, что нормативная учебная литература сегодня формирует научные интересы - даже обычного человека, неинтеллектуала, дает ему "живую методологию" библиотеки как центра интеллектуальной деятельности. Профессиональные же интеллектуальные центры, в частности кафедры, "на выходе" имеют историографические циклы, даже если это и не кафедры истории - в связи с тем, что гуманитарное знание в народе постоянно накапливается и систематизируется, постоянно давая ученым новые площадки для позиционирования в обществе.
Наилучшие, как представляется, научно-методологические материалы сегодня - это так называемые спецкурсы, поскольку они заведомо создаются с учетом нескольких поколений студентов, они к тому же, в студенческой "обработке", словно бы возвращают преподавателю-автору весь материал на экзаменах. Так возникают аналитические циклы в историографии - имея в виду науку историю. Развитие студенческой мысли ведется, конечно же, через интерпретацию: не случайно преподаватель советует перед экзаменом писать шпаргалки, а потом благополучно "забыть их дома". В пределах аналитической историографии той же истории России, с учетом приоритетов государственного сектора образования в стране, крупная научная тема тоже может принять форму "шпаргалки" и легко дойти до студенчества, которое, казалось бы, еще далеко до фундаментальных исследований и находится пока что в своего рода полузакрытом "интеллектуальном стационаре". Современное образование может и в дальнейшем иметь фундаментальный характер, поскольку способно уложить принципы и навыки обучения многим предметам в целостную педагогическую систему, тесно связанную с мыслью о прогрессе как идеей неуклонного развития (то есть здесь видится преемственность с общественно-политическими идеями девятнадцатого века).
Стоит заметить шутки ради, что если относительно автономная российская цивилизация способна подробно рассматривать евроатлантическую цивилизацию, и наоборот, евроатлантическая цивилизация - российскую, то, находясь в поле зрения друг друга, с учетом фактора качества жизни сегодня, люди и там, и здесь вынуждены "социально одеваться только по фигуре", то есть только в дорогостоящем месте - ателье. Так, можно сказать, что принцип заведомого удешевления товаров и услуг через комбинирование (см. тот же "комбо", то есть комплексный обед в закусочной, и т.п.) мог на этом фоне стать принципом подстраивания российского общества под общемировые - не то, чтобы правила, но вкусы. "Комбометодология" может явно выступать и как быстрый способ "разборки" интернет-материалов, поскольку формирует универсальные взгляды человека на неуклонно поступающие к нему данные мирового информационного потока (которые часто даже имеют форму источника-версии). Умение обрабатывать информацию становится сегодня особенно элитным качеством: так, работающий с несколькими классами учитель - это целый "комбосекретариат", если можно так назвать, при этом он обязан и работать, и воспитывать, и даже обеспечивать безопасность, словно бы дежуря. Также можно пошутить насчет того, что покупая книгу в интернете, ты словно бы создаешь себе временный участок работы с информацией, влияя на историографические аналитические циклы. Работая для других, таким образом, человек, часто сидящий в соцсетях, участвует в развитии системы безопасности, и часто он - интеллектуальный центр для нескольких своих знакомых и даже учитель (а учитель в сегодняшней России как правило женского пола). Если же у гуманитарной составляющей знания сегодня социальный характер - "по преимуществу женский", то можно говорить о совершенно адекватном восприятии обществом проблемы безопасности и о том, что здесь укрепляются консервативные тенденции (в том числе области потребления), а также о том, что циклы развития все больше и больше находят свое аналитическое применение в методологии управления и руководства обществом со стороны элит