Принимая во внимание то, что в России еще советская власть ставила задачу "выращивания" кадров науки (и культуры), а также известный упадок науки в 1990-е гг., следует отметить, что в сегодняшнем российском "сетевом" мире не может не существовать целый "преподавательский корпус офицеров от науки", служащих, как и раньше, прежде всего идее. Представляется, что идея может рождаться и у большинства интернет-пользователей на уровне простого замысла, поскольку, например, человек использует "почтовые сайты" во многом как "пишущие машинки", становясь "фильтром" всего там публикуемого там и проявляя затем тягу к письменному творчеству в тех же социальных сетях. Такое, массовое творчество не может быть не втиснуто в удешевляющие ту же "мягкую силу" страны, вполне схоластические рамки - задаваемые не столько детерминирующими возможностями Сети, но характером массовых понятий о законности, журналистском труде, истории и даже политологии, которые выдерживают человека в рамках в первую очередь государственных интересов. Само блогерство как сегодняшнее яркое явление культуры и даже отчасти науки потенциально создает удешевляющий эффект в море сетевой информации, будучи способно строить "цепочки" единомышленников, собирать сообщества, "команды" и проч. И при этом повышается значение и ценность (даже материальная) оригинальных и полезных научных наблюдений и идей - ведь, как было сказано выше, интернет способен "локализоваться" вокруг способных аналитиков, не всегда желающих стать "самими себе командой", желающих прославиться в мире как можно раньше в роли оригинальных мыслителей, да и, кстати говоря, "самому себя открыть" в "цепочках" единомышленников. Однако, тут же можно сказать, что могут существовать и "народные медиа-школы", поскольку интернет сегодня является абсолютно демократическим явлением, опирается во многом на массовый союз граждан с государством, и такой союз выражается, например, в том, что та же реклама по российскому ТВ "дублирует" обычных людей - скорее, чем навязывает гражданам "вкусы толпы". Думается, что даже в безграничном в своей многоформатности интернете возможен окончательный, а именно политический, "формат" новой идеи-открытия, поскольку государство уже не ощущает себя (в противоположность тому, как это было в СССР) хозяином значимых "ноу-хау" и поскольку даже первая публикация такой идеи становится фундаментальным событием, ярко выделяясь из общего, государствомобразуемого в РФ дискурса. Последнее напрямую связано с таким форматом, как "человек-политическое время" (это явление рождается от тесной, ежеминутной связи человека с Сетью): ведь "политического времени" гражданину для освоения политической информации в Сети хронически не хватает, а научное открытие как формат может человеком манипулировать - поскольку он уже давно вписан в многоформатное мировое сообщество и стремится к совершенствованию хотя бы условий собственной жизни на базе "высоких технологий".
Удешевление политического бытия рядового человека в РФ невозможно без эстетизации мира политического и соответственно приближения его, "мира небожителей", к массовому потребителю информации, "внешне такому же, как и эти господа". Показанная, скажем, по ТВ, отдельная личность политика, принимая во внимание сетевой характер мирового информационного потока, попадая в народ, становится политической реалией - в частности способствуя совершенствованию личности рядовых людей в смысле грамотности, широты взглядов и т.д. Можно также говорить о научном характере своего рода "многоформатной оптимизации" населения РФ, связанной с всеобщим просвещением людей, во главе которой стоит де-факто научная общественность (притом не только, видимо, граждане РФ, но также представители "русского мира" вообще). И такая "оптимизация", принимая во внимание упрощение языка подачи той же гуманитарной информации в СМИ и проч., в большей степени рассчитана на молодежь, которая тем более начинает считать себя наиболее "цивилизованной" частью общества страны. Однако пропагандистко-педагогические "хитрости", применяемые в сфере информации в адрес молодежи, не свидетельствуют о полной "оптимизации" самого образовательно-просветительского процесса - поскольку такие "хитрости" сродни простой изобретательности профессионалов, а вот носители информации (гаджеты и проч.) - это уже, в глазах молодых людей, находится на уровне фундаментальной научной идеи, для них уже во многом почти "безликой" и "вечной", хоть и рукотворной. Последнее, как представляется, позволяет говорить о том, что философско-политологическое мышление у людей словно бы "накладывается" на существующее и развивающееся многоформатное общество России, у которой, в глазах многих, свой научный статус, у которой не "женская", а "электронно-книжная" душа, открытая людям, которая сама по себе - "незыблемый формат" и вообще своего рода "буфер" против горя, отчаянья, плохого настроения, и проч.
Можно сказать, что и современная историческая память России - это "согласие" граждан в науке, роль которой связывается с государственными научными структурами и представляется непререкаемой. Тем более, говорят даже, что "учатся по телевизору", и также, разумеется, уже имеется обширная практика обучения учеников в школе "по удаленке". Вообще, скорее всего, именно труд ученика будет более фундаментальным вкладом в мировой дискурс, чем учителя, поскольку у учеников тяжело, но рождается своя методология познания и они по результатам - большие "практики" в сфере обработки информации, чем профессиональные педагоги, которые скорее "информационно разбавляют" сетевой мир, хотя и систематизируют его. Смысловой и стилистический, хотя и прозрачно-призрачный "номер" любого обработчика информации в дискурсе как "рассеянии", то есть человека, который пишет в социальных сетях, позиционирует уникальный труд человека и позволяет ему строить те межличностные отношения, которые во многом диктуются желанием познавать мир дальше, ставить себе творческие цели в работе, заводить полезные связи и проч. Однако, насчет того, что пользователь социальных сетей и интернета в целом хотя бы сначала "выдумывает" себе особый мир, словно бы заново обживаясь в наполняемой новыми, полученными из Сети реалиями собственной квартире, можно сказать, что, вот, мир в XXI в. настолько же космополитичен, как и в XX-м веке, и поэтому Сеть существует, многие десятилетия выдерживая политические потрясения и порождая, вероятно, даже "историческую политологию". Кроме того, чтобы не анализировать бесконечно в Сети, человек, чтобы быть интересным и иметь личностный рост, вынужден сегодня начинать с "пика" своей карьеры, а не с "самых основ" трудовой интеллектуальной деятельности - то есть "перекладываться" как позиционирующий себя в интернете субъект на более трудные участки такой деятельности. И при этом для дальнейшего развития он должен уметь "купить" нужную информацию в многоформатной Сети, при этом экономя время, интеллектуальные запасы и творческую энергию, при этом став "сильным" по "сильным" ценам - ведь интернет делает жизнь в основном прозрачной. Конечно, такая "аналитическая встреча" зависит от образования пользователя, от степени фундаментальности такого образования, то есть в конечном итоге от того, использует ли носитель образования, выступающий в Сети, понятие "вечных истин и идей" и настроен ли он при первой же "аналитической встрече" сдать публично и хорошо экзамен по специальности. Но вот "сдать экзамен" по работе в самой Сети - это как раз задача "несетевого" порядка, поскольку она больше связана с "живым" общением и знанием людей, а, следовательно, собственной способностью человека приложить полученную во время обучения информацию к реальной жизни, научно "легитимируя" во времени не информацию в конечном итоге, а задачи и цели гуманитарного сообщества. И, если при не отрицаемой никем власти интернета гуманистические идеи в политике и экономике мира сохраняются, можно сказать, что никакие "подкасты-домашняя-обстановка", "подкасты-люди-на-улице" не существуют, потому что человек - постоянно развивающееся существо, существо социальное, к тому же владеющее относительно новым, "немым" языком науки, который самими людьми вычленяется из мирового дискурса. Обращение к близстоящему человеку, к его душе - это сегодня почти то же по объему переживаний и впечатлений, что выучить и сдать курс всемирной истории как "истории толпы", а гуманитарное сетевое пространство должно критически редактировать любые источники и историографию, выходящие в Сети под грифом учебных материалов - с точки зрения политического характера и соответствия принципу историзма.