В связи с тем, что семья в современных США - основной генератор информации (См.: Резникова Е.Е. О роли информации в современных США. // http://samlib.ru/r/reznikowa_e_e/) напрашивается вывод, что в современном информационном обществе в основном протестантская семья в Америке отошла от генерирования капитала. Что же тогда - происходит ли отчуждение капитала от информации в Соединенных Штатах или нет? И если да, то будет ли это похоже сколь-нибудь на социализм?
На фоне монетаристски-разобщенного общества США американская семья выглядит как своего рода информационный вирус, генерируя информацию. Семья в американском обществе "неуловима", и ее саму генерирует американская политическая культура. Последняя зиждется на идее свободной страны и, следовательно, свободного умственного, интеллектуального развития в ней. В современных США складывается довольно романтическая ситуация: ведется обмен семейных ценностей (информации) на деньги, а оценщиком информации является государство, ее главный производитель. Следовательно, американское государство сегодня - "государство сделки", а из этого, в свою очередь, следует, что современная низовая американская демократия - это интеллектуальный продукт.
Итак, в США идут процессы вытеснения денег информацией через государственный обмен, деньги становятся сами носителями информации и приобретают знаковость. Общество Америки постепенно теряет свое капиталистическое лицо, буржуазная демократия становится информационной надстройкой над обществом. "Средний класс" Америки, ее простые граждане, становятся (в силу вытеснения информацией денег из сознания) бессознательными носителями идеологии "третьего пути".
Если американская семья генерирует информацию, а та на государственном уровне обменивается на деньги, то, значит, современный бизнес США адаптирован к нуждам общества. Следовательно, теория "третьего пути" - это своего рода современная идеология идеологий, апеллирующая к самому разуму американцев. Это же - и закономерный итог развития социал-реформизма. Соединение ценностей социалистической и неоконсервативной мысли в идеологии "третьего пути" придает американской демократии интеллектуальный облик в силу богатства собранных здесь идей.
В то же время интеллектуальная демократия в США, покоящаяся на творчестве лишь немногих по определению интеллектуалов в политике, стремится к сужению власти. Сужение сферы приложения власти в США связано с информационным давлением, которое испытывается страной прежде всего изнутри. Так, власть информации "перебивает", как было замечено выше, власть денег, и итогом этого является рост демократических тенденций в США. Последние выражаются: 1) в укреплении власти, помимо федеральной, уже на местах, 2) в росте социальной функции государства, 3) в увеличении роли образования и просвещения в американском обществе. Идеология "третьего пути" соединяет идеи рынка и социальной опеки государства над гражданами и таким образом делает все больше и больше шагов навстречу идеологии информационного общества. Последняя заключается, как представляется, в соединении идей глобализации (установилась после распада СССР в 1991 г.) с идеями социальной справедливости для всех, таким образом создавая идеальный образ взаимозависимого и бурно развивающегося мира, отличающегося толерантностью и свободой, допускающими многоформатное видение мировых проблем.
Информационное общество и интеллектуальная демократия в США подпитываются "притоком мозгов": интеллектуалов в мире немного, и Америка стремится их привлечь в свои пределы. Так, современная демократия в США немыслима без индивидуального человеческого фактора, и она поэтому с точки зрения вектора действия государственной власти разнонаправлена. Таким образом, современная Америка, экспортируя свою модель демократии, противоречива в своих действиях: например, ее в этом сдерживает политика повышения жизненного уровня ее населения за счет государственного бюджета. И также взаимодействие интеллектуальной демократии США с остальным демократиями в мире - это прежде всего информационное давление первой, имеющее целью укрепить ведущие американские политические ценности - свободу предпринимательства и социальную справедливость. Так "американский мессианизм" испытывает сегодня будто бы "второе рождение", давая картину американоцентричного мира, что, в действительности, сужает понимание Америкой глобализации до понятия основной сферы внешней политики страны.