Резников Кирилл Юрьевич : другие произведения.

Слой Шестой. О Народах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    14. О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ. О предрассудках вообще. Национальные предрассудки. Расовое отталкивание. Историческая память. Предрассудки у русских. 15. О РУСОФОБИИ. Истоки русофобии. Борьба с русской цивилизацией. Национальная совместимость. Русофобия по англо-американски. Русофобия в постсоветских республиках. Русские вне России. Русофобия в РФ. Русофобия у русских.16. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. Тема, которую избегают умные люди. Евреи вне России: Диаспора, Израиль. Евреи России: русский вопрос в вопросе еврейском, проблемы российских евреев, сионизм - мнимая проблема России, нужна ли русским евреям сильная Россия?

   ГЛАВА 14. О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ
  
   О предрассудках вообще

  

Мнение, что предрассудки безусловно плохи - само есть предрассудок, вдолбленный за 250 лет в головы европейцев и американцев просвещенными философами и либералами. По-другому относился к предрассудкам отец консервативной мысли (не путать с современными консерваторами) Эдмунд Бёрк. В ответ на прогрессистский вызов философов 18-го века и последовавшую за ним революцию Бёрк написал "Размышления о революции во Франции". В этом труде, наряду с развенчанием индивидуализма и идей прогресса, Бёрк отметил важность для здоровья нации сохранения ее традиционных ценностей - обычаев, сказаний, склада мышления, норм морали и предрассудков. О предрассудках Бёрк пишет: вместо отбрасывания всех наших старых предрассудков, мы очень дорожим ими и, что усугубляет наш стыд, мы дорожим ими потому, что они предрассудки... Предрассудок превращает достоинство человека в его привычку, а не в ряд несвязанных поступков. Именно через предрассудок долг человека становится частью его натуры.[1].
Что же такое предрассудки? Под предрассудками я понимаю сложившийся в данной культуре стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Предрассудки могут быть со знаком плюс и минус - нести положительный или отрицательный заряд. Предрассудки избавляют от необходимости думать, но обеспечивают быстроту реакции, ее эмоциональную силу, результативный автоматизм решений и поступков. Предрассудки помогают людям одного народа понимать друг друга и чувствовать свою общность.
"Посмотришь на русского человека острым глазком...Посмотрит он на тебя острым глазком....И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем".
   Узнаете? Ну конечно, Розанов [2].

  

   Национальные предрассудки

  

Предрассудки переходят в достоинства нации. Восхищаются, например, гостеприимством грузин. За этим стоит предрассудок, что не принять гостя стыдно и плохой хозяин позорит себя, свой род и Грузию. То, что восхищает иностранцев в народе, ценит и сам народ, который считает себя по этому качеству выше соседей. Немцы ценят свою аккуратность, французы - умение жить, итальянцы - музыкальность и так далее. Все они уверены, что превосходят в этом соседей. В целом, народы верно видят свои достоинства. Другой вопрос, насколько справедливо возвышение над соседями. Немцы действительно аккуратны, а французы умеют жить, но небрежны ли французы и обделены ли удовольствиями немцы?
Народы зорки к недостаткам соседей, хотя склонны их преувеличивать. Доля истины тут опять есть. Тема предрассудков со знаком минус страшно пугает либералов, которые считают, что само обсуждение темы провоцирует распространение предрассудков. Спору нет, национальная неприязнь играла и играет страшную роль в истории народов. Но никогда еще замалчивание не приводило к исчезновению проблемы. Полезнее разобраться в существе дела. Ниже я даю мое понимание, почему устойчива расовая и национальная неприязнь.

  

   Расовое отталкивание

  

Можно выделить два уровня расового и национального отталкивания. Один из них определяется ощущениями, а другой воспитанием, то есть, предрассудками. Ощущения - глубиннее, биологичней. Связаны они с генетическими запретами на смешение видов и далеких рас. В животном мире разные виды неспособны к скрещиванию или дают бесплодное потомство. Если вид состоит из нескольких подвидов или рас, то скрещивание между ними возможно, но предпочтение обычно отдается особям своей расы. Стоят за этим гены, которые приводят к различиям в обмене веществ, иммунных реакциях, внешнем виде и поведении. Особое значение имеют различия в молекулах запаха - феромонах. Феромоны регулируют половое поведение большинства животных - от мухи до слона, сообщая о пригодности партнера для брака [3, 4].
Человек оценивает мир преимущественно глазами, а не носом. Но нос важнее, чем мы думаем. Обонятельные сигналы часто поступают в мозг незаметно, а мы потом удивляемся, почему нас к одному человеку влечет, а от другого отталкивает. Человеческие запахи ощущаются нами и вызывают различные реакции - от полового влечения до отвращения. В запахах - одна из причин отталкивания далеких рас - они взаимно неприятно пахнут. Запах негров многократно описан в американской литературе прежних времен. Вспомните, например, Фолкнера. Знакомый таксист из Торонто утверждал, что запах негра - сладкий и гниловатый, не противнее, чем у иного белого, но специфический. В свою очередь, запах белых отнюдь не ласкает обоняния черных. В Сенегале считают, что белый человек, наряду с обезьянами, собаками и кошками, пахнет мочой. Мать внушает ребенку: "Не пойдешь мыться - будешь пахнуть мочой, как белый" [5].
Зрение значит для людей несравнимо больше, чем обоняние. Мы воспринимаем мир в картинках. Первичная наша оценка основана на зрительных образах. Мы придаем огромное значение внешнему виду людей. При первой встрече люди близких рас приятнее друг другу, чем люди далеких рас. Это связано с заложенными в подсознание ограничениями на смешение с чуждыми расами [6]. Физический облик народа влияет на формирование предвзятых мнений, где в одно целое объединены его физическая, психическая и нравственная оценка. Так, колонисты Австралии оправдывали истребление аборигенов тем, что они "обезьяноподобны" и не могут считаться людьми. В то же время, воинственные, перебившие кучу колонистов и британских солдат, маори Новой Зеландии внушали страх и уважение. Я не сбрасываю со счета их более высокой культуры, способности осваивать технические и военные достижения европейцев, исключительной храбрости, но важно и то, что маори, как все полинезийцы, были эстетически приятны англичанам и не воспринимались как "недолюди".

  

   Историческая память

  

Притяжение и отталкивание людей разных рас является лишь эмоциональным фоном. Более сильные эмоции связаны не с расовыми чувствами, а с исторической памятью и реальной жизнью. Еще в детстве ребенок слышит истории, которые создают представления о своем и других народах. В основе предрассудка может лежать эпизод или серия эпизодов из отдаленного прошлого народа. Но народы нередко пользуются доброй или дурной славой за качества, которых у них уже нет. Изменились воинственные и высокомерные немцы. Насколько глубоко и необратимо? Это другой вопрос. Что говорить о русском народе? Последнее столетие он терял, а не приобретал. Сейчас его корежит куча подонков, немалая часть которых вышла из русской среды. За их спиной стоит правящая миром трансатлантическая элита, стремящаяся всех уравнять и лишить души. В число мер, направленных на "исправление" русского народа, входит высмеивание его предрассудков, таких, как вера в русскую стойкость, широту души, удаль, отзывчивость, доброту. Качества, может, не слишком сегодня типичные, но реальные как идеал русских, необходимый для сохранения народа и, я хотел бы надеяться, его возрождения.

  

   Предрассудки русских

  

Добавлю еще одно. Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим (подобных высказываний немного среди поговорок, собранных Далем), тем более не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь заботящие русских фашистов.
Еще раз хочу вспомнить Константина Леонтьева. Леонтьев пишет: Племя, разумеется, - явление очень реальное. Поэтому племенные чувства и сочувствия кажутся довольно естественными и понятными. Но и в них много необдуманности, модного суеверия и фразы. Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? Но кровь ведь, с одной стороны, ни у кого не чиста, и Бог знает, какую кровь иногда любишь, полагая, что любишь свою близкую. И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное! Все великие нации очень смешанной крови. [7]
Здесь выступает одна из важнейших черт русского сознания, которую поддерживают сложившиеся традиции и предрассудки. Имя ей - государственность. Для русского народа естественная и единственно возможная форма существования - это государство Российское. Не будет России - не будет русского народа. Или он будет, но такой, что лучше ему и не существовать.

  

   Источники и примечания

1. Burke E. Reflection on the revolution in France. 1790. Hackett Pub. Co.,
Indianapolis, Ind.: 1987. - Бёрк мало известен в России, но он один из умнейших людей XVIII
века,
мыслителями не обиженного (хотя бы Кант). О прогрессистах, воюющих с предрассудками,
он пишет: "You think you are combating prejudice, but you are at war with nature." (Reflections
on the Revolution in France, 1790).
2. Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. Современник, М.: 1992.
3. Agosta W.C. Chemical communication : the language of pheromones. Scientific American
Library. Distributed by W.H. Freeman, New York: 1992.
4. Hughes H.C. Sensory exotica : a world beyond human experience. MIT Press, Cambridge,
Mass.: 1999.
5. Сlassen C., Howes D. and Synnott A. Aroma: the cultural history of smell. Routledge, London;
New York: 1994.
6. Lambert D.M. and Spencer G.H. eds. Speciation and the recognition concept: theory and
application. Johns Hopkins University Press, Baltimore: 1995.
7. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М.: 1876. Собрание сочинений K. Леонтьева. Т.
5. M.: 1912. С. 110-260.

  

   ГЛАВА 15. О РУСОФОБИИ
   (май-июнь 1999 г.)
  
   Истоки русофобии

  

Русофобия - явление западное. На Востоке русофобии не было: было неприятие христиан, европейцев, но не прицельная ненависть к русским (сейчас она есть у афганцев - печальное следствие брежневского маразма). Особый случай Кавказ, хотя Кавказ - не природный Восток: Грузия, Армения принадлежат христианскому Средиземноморью. Речь идет о горцах, из которых осетины, кумыки и часть кабардинцев никогда не были враждебны России. Русофобия кавказских горцев проявлялась в форме газавата, священной войны против христиан, но была борьбой за независимость и за свободу набегов на равнинные русские селения.
Русофобия народов Запада, то есть западных европейцев, а позднее американцев, сложилась из нескольких составляющих. Наиболее древним и глубинным было пренебрежение к славянам вообще и восточным славянам, в частности, как к людям темным и бедным, не затронутым цивилизацией. В той или иной мере это клеймо остается на славянских народах по сей день. Восточные славяне отставали культурно и экономически от западных народов, развивавшихся на территории распавшейся Римской империи, и использовавших ее потенциал цивилизации. Особенно проигрывали русские - в силу сурового климата - длинных холодных зим и недостаточно влажного лета. Возможности земледелия в России много ниже, чем в Рейнской долине или в благословенном Провансе. Добавьте изнурительную борьбу с воинственной Степью, длившуюся до XVIII века. Затем последовали основанный на перенапряжении народных сил рост Российской империи, а затем - Советской империи. Не приходится удивляться, что русские, в массе своей, были всегда беднее западноевропейцев, а по культуре достигли их уровня только в XX веке.
Для европейского и американского мещанства богатство есть главный критерий достоинства человека и народов. По этому параметру русские не могли и не могут удостоиться уважения в "цивилизованном сообществе". Однако случилось так, что русские, широко расселенные по своим малоплодородным землям, со временем распространились еще шире и достигли могущества, возмутившего и напугавшего Запад [1]. C середины XIX века неприязнь и боязнь России привели к постоянным антироссийским кампаниям в европейских газетах. Видное место в этих кампаниях занимали набиравшие силу либералы. Крайней русофобией и презрением к славянам отличались статьи и высказывания основоположников "научного коммунизма" Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

  

   Борьба с русской цивилизацией

  

Смесью пренебрежения и страха не исчерпывается гамма чувств западных людей по отношению к русским. Существует еще культурный и религиозный раскол. Начался он со времен Римской империи, разошедшейся на латинскую и греческую половины. Русские - духовные дети восточной половины империи - Византии. С IX по XIV век в Юго-Восточной и Восточной Европе существовало сообщество народов, объединенных православной религией, греческой письменностью и церковно-светской византийской культурой. Его можно назвать византийским союзом народов [2]. Сейчас существуют жалкие остатки этого сообщества. Многие народы ушли в сторону, приобретя гибкость слабых, но живучих, готовых всюду идти за богатыми и сильными. Другие сохранили свое лицо - лицо православной цивилизации, отличной от католической (и лютеранской) Европы. (Эти другие - русские, сербы, белорусы и пока еще - восточные украинцы).
В глазах средневекового Запада православные были раскольниками (схизматиками), нарушавшими единство христианства. Борьба против православия привела в 1204 году к погрому Константинополя крестоносцами IV Крестового похода, направлявшимися якобы освобождать Гроб Господень. Русским также приходилось неоднократно отражать крестоносцев Ливонского ордена. Носильное обращение в католичество и издевательства над русской Верой подняли православную Украину Хмельницкого и воссоединили восточно-украинский и русский народы. Сейчас религиозные страсти утихли, но водораздел между православными и западными христианами остается и западные (особенно протестантские) миссионеры трудятся на православной ниве, стремясь превратить "заблудших" русских в "истинно верующих".
Культурные и психологические отличия русских от народов Запада, позволяют говорить о самостоятельной русской цивилизации на территории Евразии [3]. Эти отличия усугубились за 70 лет существования Советского Союза с иным, чем на Западе, общественным строем и человеческими отношениями. За этот период западная пропаганда внедрила в сознание европейцев и американцев образ жестоких и коварных монстров - советских русских - главной опоры "Империи зла". Если западные пропагандисты признавали иногда достижения Советского Союза, то они соглашались приписать их заслугам советского правительства, преимуществам тоталитаризма, вкладу нерусских жителей СССР, но только не таланту русского народа. В то же время, все негативное, что существовало в Советском Союзе, объясняли не дефектами коммунистического строя, а пороками русской натуры.
Особую популярность приобрел миф об "агрессивности русских", составляющей якобы основу политики России и СССР. О его лживости писали многие, в том числе и я [4]. Тогда я вслед за А.И. Солженицыным противопоставил политику царской России политике СССР, недопонимая, что после Великой Отечественной Войны политика Советского Союза была больше оборонительной, чем наступательной. Сейчас мы видим во всей красе тот лагерь, который десятилетиями раздувал миф о 'советской угрозе' - миролюбивых поборников "прав человека", дружно навалившихся девятнадцать к одному на маленькую Сербию, засыпавших ее бомбами и заливших мир потоками редкой по наглости лжи. Но жизнь идет. И русским приходится жить и нередко зависеть от тех, кто хорошо заквашен на дрожжах русофобии. Рецептов тут быть не может - все индивидуально и нет одинаковых ситуаций. Но следует уважать себя. Как ты относишься к себе, так и к тебе будут относиться. Уважение к себе включает уважение к своему народу и Родине. Жалко выглядит тот, кто поддакивает более сильным, стесняется своей "русскости" или извиняется за Россию. К счастью, таких с каждым годом - все меньше.

  

   Национальная совместимость

  

Русофобия в немалой мере зависит от совместимости русских с другими народами. В целом, русские - удивительно уживчивы и не их вина, если отношения не налаживаются. Совместимость народов не означает сходства или духовной близости. Поляки - славяне, генетически и по характеру близки к русским, но именно поэтому существующие различия воспринимаются как ущербность характера, чего не случается при общении с более чужими народами. Взаимная совместимость не всегда объяснима. Кельты, включая романизированных галлов, эмоционально ближе к русским, чем германцы. Но французы не врастали в русскую почву, как немцы. Совместимость немцев и русских лучше определяется словом комплиментарность, понимаемым как взаимная дополняемость, при которой выигрывают оба партнера. Честные деловитые немцы были комплиментарны русским и, я не побоюсь сказать, - часто в качестве господ. Положительных эмоций тут не было, по крайней мере, со стороны русских. Скорее, - раздражение, но немцы были нужны. Со своей стороны, немцы, при всем высокомерии, оказались удивительно склонны к ассимиляции и превращению в русских. Лучший вариант для России - это полностью обрусевшие немцы. Таких перед Октябрьской революцией был целый пласт. Сейчас он утрачен и это - одна из невосполнимых потерь русского этноса.

  

   Русофобия по англо-американски

  

Из западноевропейских народов наиболее последовательными русофобами издавна были англичане. Англосаксонское неприятие русских трудно объяснимо, поскольку русские не соприкасались с англичанами особенно тесно и за всю историю воевали только один раз - в крымскую компанию 1853-1854 г.г. Возможно, дело было в патриархальном и "соборном" складе большинства русских и либеральном индивидуализме англосаксов. Русофобия англичан перешла за океан к другому англо-саксонскому племени - американцам. Носителем ее стал американский истеблишмент - от университетской интеллигенции до миллионеров-сенаторов. Для нас важно то, что русофобия вошла в число геополитических постулатов мировоззрения американской элиты. Простые американцы по натуре изоляционисты и мало беспокоятся о международных делах. Но не народ, а элита правит Соединенными Штатами. Поэтому Америка, со всей ее мощью и союзниками, является сегодня центром мировой русофобии и представляет угрозу существованию России.

  

   Русофобия в постсоветских республиках

  

Несколько слов о русофобии в республиках бывшего СССР. Истоки этой русофобии различны. Есть классическая, западного типа русофобия в Прибалтике, усугубленная боязнью прибалтов оказаться меньшинством в своих государствах. Патологична по степени антирусского накала русофобия украинских националистов. Как у прибалтов, в этой ненависти русским, изображаемым в виде скуластых азиатов, противопоставлены истинные европейцы, в данном случае, украинцы - "самые чистые славяне" и даже "последние беспримесные арийцы Европы" [4]. Западный тип русофобии распространен также среди грузин и молдаван (армяне в массе своей не русофобы). Грузинские и молдавские националисты утверждают, что они европейцы с древними традициями, долго страдали от русских "варваров" и теперь, наконец, получили возможность вернуться в лоно Европы.
Русофобия в мусульманских республиках бывшего Советского Союза имеет иную основу, чем в Прибалтике, Молдавии или в Грузии. Эта русофобия близка к антиколониальным и антиевропейским настроениям народов Ближнего Востока и Ирана. Но есть разница - исламский фундаментализм пока не получил признания среди правящей элиты стран Средней Азии и Азербайджана. Многие из этой среды настроены просто переиграть доильных коров, поменяв обанкротившуюся Россию на богатые долларами страны Запада.

  

   Будущее русских вне России

  

Несколько слов о будущем русских в странах бывшего СССР. Сначала о Прибалтике. Трудно рассчитывать, что прибалты переменятся. В то же время, перспективы у прибалтийских русских есть и, если они проявят больше самоорганизации и настойчивости, то смогут добиться равноправия. Совершенно неясно будущее русских на Украине. Неясно, в первую очередь, потому, что неизвестно, как сложатся отношения Украины и России. Лично я - пессимист и не верю в воссоединение трех народов русского корня. Дай Бог, чтобы произошло, наконец, объединение России и Беларуси! Что касается Украины, то она скорее всего пойдет своим, все более прозападным, путем. Тем не менее, русских на Украине слишком много, чтобы их ассимилировать, и украинским властям придется с ними считаться. Для русских в Средней Азии и Азербайджане, наиболее разумным кажется постепенное переселение этих людей в Россию. Русские могут терпимо жить в Армении, с трудом выживать в Грузии, но их нормальная жизнь в Абхазии зависит от будущего этой республики.

  

   Русофобия в РФ

  

Поговорим о России. Русофобии в Российской Федерации достаточно. В первую очередь, она распространена на Северном Кавказе и не только среди чеченцев и ингушей, но в той или иной пропорции среди всех мусульман-горцев (особняком стоят верные России осетины - арийцы и в большинстве христиане). С Чечней с самого начала все делали по наихудшему варианту. Псевдопобеда Чечни над Россией, достигнутая общими усилиями продажной политической и финансовой элиты, либеральных СМИ, спецслужб США и по-настоящему храбрых чеченцев, играет для России роковую роль. Чеченцы ведут себя, как победители. Русские во всем уступают. Увидев ничтожество России, американцы ждут своего часа. Сегодня они отрабатывают сценарий "Россия" в Югославии. Завтра защитники "прав человека" объявятся с бомбами и ракетами, чтобы прекратить "неимоверные зверства русских" где-нибудь на Кавказе или в Татарстане.
Еще до начала чеченской войны Солженицын советовал отделить Чечню, но без казачьего Терека. И сейчас надо не робеть, а сделать именно так. Много крови это не потребует, а граница по реке удобна для обороны и исторически справедлива. (Писалось это весной 1999 года. С тех пор утекло много крови. Чечня встала на путь прямой агрессии и проиграла. Русские солдаты и офицеры спасли Российскую государственность. Сейчас предоставить Чечне независимость преступно, ибо все повторится сначала. Но умиротворение чеченцев нереально без изменения их психического склада, а это потребует десятилетия, если вообще возможно. Остается раcсчитывать на медленное снижение пассионарного перегрева чеченцев).
С Татарстаном и Башкирией России велено жить вместе. Велено географией и историей. Хотелось бы думать, это задача посильная, все-таки между татарами, башкирами и русскими до самого недавнего прошлого была хорошая психологическая совместимость. Сейчас делается все, чтобы эти отношения пошли по пути, проложенном чеченцами. Запись татарских добровольцев в косовскую албанскую армию, чтобы воевать там против русских добровольцев - лишь первая ласточка. Татарскую карту США будут разыгрывать уже в XXI веке.
Мне очень хочется надеяться, что отношения русских с финскими и тюркскими христианскими народами России будут успешно развиваться, ведь обо всем можно договориться и Россия нужна всем им. Так же хотелось бы думать о нехристианских народах Сибири, в первую очередь, бурятах. Кстати, буряты имеют один из самых больших на земле объемов мозга, что вполне соответствует их умственным качествам. Есть сильная русофобия у тувинцев, но я недостаточно знаю обстановку в Туве, чтобы это комментировать.
О евреях я написал отдельное эссе. Здесь кратко остановлюсь на статье И.Р.Шафаревича "Русофобия" [6]. Статья известна концепцией о "малом народе", возникающем в определенный период истории как субэтнос, отделяющий себя от основного этноса и действующий против его интересов. Применительно к современной России, представления о "малом народе" соответствуют прозападным московско-питербургским либеральным кругам, среди которых много евреев. Шафаревич делает упор именно на евреях, что послужило основанием для обвинений его в антисемитизме. Обвинений, перешедших в травлю, но пропустивших единственно реальный недостаток работы. Шафаревич справедливо пишет о русофобии "малого народа", но не указывает, что немалая часть российских евреев не либералы и не русофобы (этот промах был им в исправлен в следующей публикации [7]). В статье "Русофобия" есть также подборка антирусских высказываний писателей евреев. Высказываний подлых - ведь еврейские авторы претендуют, что представляют русскую культуру, а сами разрушают ее изнутри. Беда только, что не все гладко с настоящими русскими.

  

   Русофобия у русских

  

У русских писателей русофобские высказывания нередки. Из них тоже составлены подборки. Такая подборка есть у Бунина. Один из "белых" эмигрантов - Владимир Сергеевич Варшавский (русский и православный, почти в одиночку защищавший французский форт в 1940 году и переживший немецкий плен) писал по поводу русских русофобов: Не будем забывать: Розенберг свою погромную характеристику русского народа обосновал, главным образом, на цитатах из русских авторов [8]. В этом - боль проблемы: русофобия среди самих русских. Более того, никто не нанес столько вреда России, как люди, называющие себя русскими, но по глупости, корысти или "идейным" мотивам разрушающие Россию. Русским следует понять, что им не на кого надеяться, кроме как на себя, и что нужно сделать все, чтобы стать сплоченным народом и выстоять тяжелую годину, которая грядет в наступающем тысячелетии.
  
   Источники и примечания

1. За последние годы либералы почти уговорили русских, что надо думать не о сильной России,
которой больше нет, а о хорошей жизни. Беда только, что хорошей жизни не случилось, а без
сильной России с русскими начинают вытворять такое, что не снилось им со времен Смуты
2. Obolensky D. The Byzantine commonwealth; Eastern Europe, 500 - 1453. Praeger
Publishers, New York: 1971.
3. К русской цивилизации, кроме русских, принадлежат белорусы, восточные украинцы, карелы,
веспы, мордва, мари, коми, удмурты, чуваши, христианские народы Сибири, русские греки,
обрусевшие и смешавшиеся с русскими группы немцев, евреев, армян, грузин, часть православных
латгальцев и эстонцев.
4. Резников К.Ю. 1996. Украинцы и русские: идеология противостояния. Журнал "Москва",N
4, 128 - 154.
5. Коваленко О. 1994. I сiьогоднi Украiна надiйно защищена вiд нацiоналзму. Украiна,
1/2
6. Шафаревич И.Р. 1989. Русофобия. Наш современник. N/N 6, 11.
7. В дальнейшем, Шафаревич провел границу между еврейским народом и еврейской частью "малого
народа". (Шафаревич И.Р. Русофобия: десять лет спустя. Неизвестные страницы русской
истории: 1998). В "Русофобии" эта граница размыта.
8. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк: 1956.

  

   ГЛАВА 16. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

  

   Тема, которую избегают умные люди

  

Подняв тему о евреях, ничего хорошего не жду. Еврейский вопрос - один из главных в стаде священных коров, которых, если не подносишь цветы, лучше обходить за километр. С другой стороны, не могу порадовать антисемитов. Одним словом, занимаюсь напрасным привлечением огня на себя. Для кого тогда я пишу? Пишу для нормальных людей, спокойно относящихся к евреям. Писать я склонен тоже в спокойных тонах, избегая мистических толкований и жертвенного дрожания голоса.

  

   Евреи вне России

  

   Диаспора

  

Эта непростую тему удобнее подразделить на две темы и рассмотреть отдельно проблемы евреев, живущих вне России, и еврейский вопрос в России. Вне России демографическая ситуация складывается против еврейства диаспоры и в пользу евреев Израиля. В США больше половины евреев заключают браки с неевреями [1]. В этих смешанных браках в трех из четырех случаев супруги венчаются по христианским обрядам и их дети пополняют ряды американских христиан. Сходные процессы происходят в странах Европы, где живет большинство остальных евреев диаспоры. Религиозные барьеры между евреями и христианами ослабли и еврейский молодой человек или девушка имеет несравненно больше шансов наткнуться на подходящего партнера для брака среди численно преобладающего нееврейского окружения. Национализм и влияние родителей умеряют тенденцию, но не настолько, чтобы процент смешанных браков не нарастал с каждым десятилетием. Дети от этих браков, как правило, предпочитают примкнуть к преобладающему этносу и религии. Даже если еврейство сохраняется при первом смешении, корни его ослаблены и при повторном смешении победа почти всегда достается преобладающей нации.
В результате смешения численность евреев в Северной Америке и Европе постепенно снижается и, за исключением нескольких фанатичных еврейских сект, обещает стать весьма скромной к концу XIX века. Происходит процесс, о котором мечтали еврейские сторонники ассимиляции, и который был прерван Холокостом. Оценка этого процесса зависит от отношения к смешению евреев и неевреев и от принадлежности к еврейству. Для неевреев ассимиляция евреев процесс скорее положительный. Евреи относятся к числу влиятельных меньшинств в западных государствах, а каждая такая группа лоббирует, стремясь выкроить себе кусок из общего пирога, что чаще всего бывает за счет основного населения страны. Существенно также, что ассимиляция евреев не есть упрощение разнообразия мира, поскольку европейские и американские евреи утратили собственную культуру. Культура европейских евреев ашкенази с языком идиш, своеобразным бытом и юмором уже не существует ни в Европе, ни в Америке. В Израиле идиш и местечковая культура с самого начала подавлялись и большинство израильтян так же далеки от героев Шолом-Алейхема, как средний поляк или украинец.

  

   Израиль

  

В противоположность ассимиляции евреев диаспоры, в Израиле происходит развитие ивритоязычного израильского народа. В этом народе много и становится все больше нееврейской крови. Последняя волна эмиграции из СССР принесла в Израиль массу людей смешанного либо нееврейского происхождения. Все они поглощаются по той же схеме слияния с основным населением страны, что работает в обратном направлении для евреев диаспоры. Для Израиля плюсом нееврейской эмиграции является не только дополнительное наращивание численности израильтян, но внесение разнообразия в генофонд еврейского населения, что ведет к снижению частоты наследственных заболеваний, распространенных среди ашкенази. Народ Израиля - молодой этнос, и он может рассчитывать на долгую жизнь, если она не будет насильственно прервана.

  

   Евреи России

  

   Русский вопрос в вопросе еврейском

  

Еврейский вопрос в России подобен "матрешке" и содержит в себе несколько вопросов. Самый важный из них - не еврейский, а русский вопрос - противостояние внутри русского народа. В современной России понятие "еврей" утратило этнические границы и приобрело идеологическое и профессиональное звучание. Соответственно, возросло число людей, причисляемых к евреям. В этом я вижу наиболее опасную грань еврейского вопроса в России. Страна может пережить, хотя это нежелательно, противопоставление нескольких процентов населения всем остальным, но нельзя раскалываться в отношении 80 и 20% - это раскол нации. В России действительно живет много людей с долей еврейской крови, что неудивительно для страны, где более 70-и лет не поощрялись церковных браков. Вместе с русскими родственниками они составят те самые 15 - 20%, о которых шла речь. Поэтому непонятно, зачем политикам, утверждающим, что они думают о России, называть в числе евреев русских людей с дедом или бабкой еврейского происхождения.

  

   Проблемы евреев России

  

В следующей "матрешке" находятся сами евреи и еврейские проблемы. Проблемой, общей для всех евреев диаспоры, является отношение к национальности будущего супруга, то есть, по существу, решение вопроса о сохранении еврейства. Другой общееврейской проблемой является принятие решения относительно возможности переезда в Израиль. Российской спецификой является решение евреями вопроса о лояльности к России. Все хотят гордиться величием и богатством своей страны, а не быть гражданином униженного и нищего государства. Чтобы это преодолеть, нужна любовь, идущая не из разума, а из сердца. Такая любовь связана с ощущением приобщенности к народу, создавшему страну и ее культуру. У евреев чувство приобщенности к России, как правило, слабее, чем у русских. Ситуация усугубляется сильнейшим давлением антироссийских кругов Запада, желающих иметь в евреях пятую колонну в России, и выпадами антисемитов и просто хамов. Поэтому глубокого уважения со стороны русских заслуживают евреи, которые по-настоящему выбрали Россию и ей верны (таким человеком для меня был Лев Рохлин).
Среди российских евреев есть две влиятельные группы, которые безусловно вредны России и деятельностью своей пробуждают антисемитизм. В первую очередь, это дельцы, захватившие огромные куски национальных богатств России. Не секрет, что доля евреев среди "хозяев жизни", наживших грабительские капиталы, непропорционально высока. Ни один народ, думающий о сохранении своего государства, такое допустить не может. Значит, в той или иной форме, но передел собственности неизбежен (если думать о России как о самостоятельном государстве).
К другой группе принадлежит немалая часть еврейской интеллигенции, которая активно участвует в либеральных движениях. Прозападные либеральные движения ничего хорошего России не принесли и не принесут. Элита западных стран, в первую очередь, США, далеко не всегда в восторге от собственных либералов, часть которых нередко действует вразрез с национальными интересами [2]. Но одно дело - свои либералы, а другое дело - либералы страны, которую надо ослабить. Поэтому российские либералы пользуются стопроцентной моральной и материальной поддержкой извне. Для еврейского интеллигента диаспоры психологически проще примкнуть к либеральным кругам, чем к патриотическим, поскольку либералы ставят интересы личности выше интересов государства и космополитизм выше национализма. Здесь истоки либеральной ориентации многих известных деятелей российских СМИ.

  

   Сионизм - мнимая проблема России

  

Следующая "матрешка" - далека от интересов России, хотя вызывает много шума. Речь идет об Израиле и сионизме. Шум вокруг этих тем сродни шуму в информатике. Он отвлекает внимание от реальных российских проблем и переводит его на проблемы неблизкого государства, которое не враждебно России [3]. То же можно сказать о сионизме. Сионизм, в его классической форме, - это национальное движение, ставящее целью переселение евреев в Израиль. Сионисты - противники идей космополитов о глобализации мира, стирании границ и слиянии государств. Россия их интересует в той мере, в какой она выпускает евреев в Израиль и не вооружает арабов.
Есть и другие сионисты - еврейские международные круги, которые прикрываются лозунгами сионизма для осуществления весьма далеких от интересов Израиля планов. Лозунги о борьбе с антисемитизмом и фашизмом прикрывают проталкивание своих и захват власти в наиболее важных и доходных профессиях, особенно, в производстве фильмов, теле- и шоубизнесе, СМИ, адвокатуре, и лоббирование интересов еврейских политиков и финансистов. Сионисты подобного типа многочисленны в Америке, Европе и России. Израиль для них недостаточно доходен.
Следует понимать, что сегодня США, а не Израиль, реальная опасность для России. Американский истеблишмент симпатизирует идее распада России. По этому вопросу у американских политиков - евреев и неевреев, нет существенных расхождений (почитайте высказывания о России Киссинджера и Бжезинского).

  

   Нужна ли русским евреям сильная Россия?

  

В последнее время в зарубежных СМИ все чаще выражают беспокойство о будущем евреев в постельцинской России. Думаю, это цветочки: ягодки созреют, если к власти в России придет правительство, неугодное международному капиталу. Что касается евреев, то в современной России реальная угроза их безопасности все же не больше, чем в США. Налицо сходные факторы риска: от маньяков, ненавидящих евреев, до обычных подонков, жаждущих раздобыть деньги на наркотики и выпивку. Другое вопрос, что любое по-государственному мыслящее правительство постарается прекратить разграбление России и омрачит красоту жизни еврейским (и нееврейским) дельцам, часть из которых даже рискует потерять украденное. Не исключено также ухудшение условий для процветания откровенно антироссийских СМИ и команд их обслуживающих (тут и следует ждать обвинений в нарушении прав человека и антисемитизме). Но основная масса российских евреев выиграет от наведения порядка в стране.

 

   Источники и примечания

  

1. North American Jewish Data Bank. 1990 National Jewish Population Survey.
Mandel L. Berman Institute. New York: 1990. 
2. В свое время Сталин успешно использовал западных либеральных интеллигентов, например, Леона Фейхтвангера, Бернарда Шоу, Роберта Опенгеймера, супругов Розенберг.
3. Израиль проявил сдержанность во время агрессии НАТО в Сербии, чем вызвал раздражение в США.

  



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"