Резников Кирилл Юрьевич : другие произведения.

2. Значение понятий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о терминах и понятиях, встречающихся в книге.


   2. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  

Миф - это то, чего никогда не было и

никогда не будет, но что всегда есть.

Саллюстий, IV в. н.э.

  
  
   2. 1. Историческая мифология
  
   Миф, mythos, по-гречески означает повествование, сказание, предание, сказка. В современных европейских языках слово миф имеет два значения: 1) вымысел, искажение фактов, ложное представление; 2) народное творчество, обобщенно отражающее окружающий мир в виде сказаний о богах и героях. Второе значение понятия миф используется в науке мифология, изучающей мифы, их источники, смысл и причины возникновения. Мифологией также называют систему мифов у разных народов. В мифологии мифы подразделяют по темам: о возникновении богов, о сотворении мира, о строении мира, о сотворении человека, о спасении человека и т.д. Немало создано мифов о происхождении народов и их истории. Следует иметь в виду, что мифы не есть вымысел. Они отражают реальность в преломлении людей, творящих мифы, и сами влияют на реальность, входя в историческую память и воздействуя на сознание.
  
   Для мифов характерно изображение природных явлений и жизни людей с помощью образов, позволяющих символически обосновать общие идеи об окружающем мире и человеке. К их числу относятся идеи, лежащие в основе этнического или национального самосознания. Мифология является важнейшим её компонентом. В книге "Этническое происхождение наций" Энтони Смит пишет:
  
   "Я постараюсь доказать, что суть этничности ... зиждется на квартете "мифы, память, ценности и символы". ... Особое внимание обращено на так называемый "мифосимволический комплекс", и особенно на "мифомотор" или основополагающий миф этнической общности; оба они показывают жизненную роль мифов и символов, ... которые хранители этничности сохраняют, распространяют и передают следующим поколениям".
  
   Тут следует отметить, что тяжеловесный термин мифосимволический комплекс не вносит нового в представления о мифологии. Давно известно, что мифы существует в разных формах (словесных и в виде символов). Символы не существуют отдельно от мифов. Река Волга и символ России, и комплекс мифов с ней связанных. То же можно сказать о святых монастырях, о чудотворных источниках или о Пушкинских местах в Михайловском. Применительно к мифам об истории этносов и государств, я предпочитаю понятия историческая мифология и исторические мифы.
  
   Исторические мифы устойчивы, но всё же меняются во времени. С изменением психического склада этноса (нации) старые мифы заменяются новыми либо меняются сами. Изменения мифов не проходят гладко. Их смена показывает, что мифы взаимно не нейтральны, а между ними происходит конкуренция за место в памяти народа. Конкуренция отражает борьбу интересов различных групп общества. В развитых этносах, тем более в государствах, всегда есть группы с разными интересами. Они находятся в состоянии скрытой или открытой борьбы, иногда даже гражданской войны. "Группы интереса" часто создают противоположные по содержанию мифы. Отсюда следует важный вывод о полярности исторических мифов.
  
  
   2.2. Утверждающие и кризисные мифы
  
   Исторические мифы противоположным образом влияют на национальное самосознание. Истоки противостояния лежат в изменчивости общественного сознания, смене фаз духовного подъёма и спада. Но полярное состояние духа - лишь производное от полярности в организации мира, отображённой в мифологии в виде космоса (греч., "порядок") и хаоса. В "Эдде" космос возникает из хаоса и в хаос же обращается после гибели мира. Для христиан борьба порядка и хаоса выступает в пророчестве апостола Павла. Предрекая приход антихриста, Павел обращается к гражданам Фессалоник со словами:
  
   "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели ... Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят удерживающий теперь". (2Фес. 2:3, 2:7).
  
   Павел говорит о "беззаконии" - аномии, т.е. общественном хаосе, и "удерживающем" - катехоне, препятствующем приходу антихриста. В православной традиции под Удерживающим понимается православный царь и православная империя. В других вариантах удерживающим является вообще государственная власть. Иными словами, катехон утверждает и охраняет порядок в государстве, а силы хаоса стремятся к его разрушению. Представления древних о порядке и хаосе оказались востребованными во второй половине ХХ в. в связи с развитием синергетики (науки о самоорганизации и развитии сложных систем), включающей теории хаоса и катастроф. Понятия "порядка" и "беспорядка" стали использовать при описании биологической эволюции и исторических процессов. В национальном самосознании "порядок" и "беспорядок" выражается в форме утверждающих и кризисных исторических мифов.
  
   В настоящей работе рассмотрены утверждающие и кризисные исторические мифы с начала возникновения русской государственности по создание могучей Российской империи Петра I. Времена, казалось, отдалённые, но именно тогда сложились основополагающие исторические мифы - мифомотор этноса, дающие русским людям представление о себе и своём месте в мире. Представления эти бесценны, ибо без них погаснет национальное самосознание. Неудивительно, что сегодня, в непростые времена для русского народа и государства, вокруг этих мифов идёт яростная полемика, и далеко не только среди учёных.
  
  
   2.3. Этнос и нация
  
   При рассмотрении роли исторических мифов в этническом и национальном самосознании важно определение этноса и нации. Понятие этнос означает устойчивое человеческое сообщество, объединенное общим происхождением (иногда воображаемым), кругом брачных связей, стереотипом поведения, языком и культурой, и осознающее свою общность (имеющее этническое самосознание). У этносов биосоциальная природа, что означает их биологическое воспроизводство путем внутриэтнических браков и социальную передачу языка, культуры и самосознания. Представления о чисто социальной природе этносов,,, и об их воображаемой природе, ориентированы на глобалистский проект слияния этносов. Эти "политкорректные" идеи индийский антрополог Парта Чаттерджи назвал изощренной формой колониализма.
  
   Лев Николаевич Гумилёв отмечал, что этническое разнообразие затрудняет выделение признаков, позволяющих различать все этносы. Таким признаком не является язык. Многие этносы имеют общий родной язык - те же англичане, американцы и австралийцы или бывшие югославы - сербы, хорваты и боснийцы. С другой стороны, киевляне говорят по-русски, а львовяне по-украински, что не мешает тем и другим быть украинцами. Недостаточны такие этнические определители как раса, место жительства, религия, национальность (гражданство). Единственный признак общий для всех этносов - признание людьми данного этноса своих отличий от других этносов, то есть этническое самосознание. Это положение Гумилёва представляется совершенно справедливым. Важно и его представление об иерархии этнических систем, которые включают консорции и субэтносы, этносы и суперэтносы.
  
   Консорцией является группа людей, связанных единой целью и исторической судьбой. В настоящей книге они не рассматриваются. Субэтнос - этническая система, выделяющая внутри этноса устойчивым стереотипом поведения, отчасти языком, бытом, и самосознанием. Члены субэтноса считают себя частью этноса. Субэтносами в России были казаки, поморы, сибиряки ("чалдоны"), старообрядцы. Наконец, суперэтнос или цивилизация объединяет группу этносов, имеющих сходный психический склад, систему ценностей и базовую культуру и отличающих себя от других суперэтносов. Примером является русский суперэтнос, включающий большинство народов России и некоторые сопредельные этносы.
  
   Философы и историки, от Платона до Гумилёва, развивали идеи о циклах жизни "организмов", существующих в виде этносов и культур.,,,, Я не буду заниматься сравнением, поскольку важна общая идея - наличие особого уровня организации человеческих сообществ, которые проходят стадии жизненного цикла - рождение, детство с молодостью, зрелость, старение, смерть. Отмечу лишь спорность идей Гумилёва, считающего, что этносы живут около 1200 лет и последовательно проходят фазы этногенеза. На деле, этносы имеют разную продолжительность жизни, а последовательность фаз жёстко не фиксирована. Впрочем, реальность всегда сложней и разнообразней самой блестящей теории.
  
   Если этнос является биосоциальной единицей человеческих сообществ, то нация является гражданской общностью, то есть, единицей политической. Понятие нация имеет различные толкования; из них наиболее распространённое, что нация есть исторически сложившаяся политическая, экономическая, культурная и духовная общность людей, объединенных в рамках одного государства. В России роль российской нации, всегда исторически выполнял русский народ. Вхождение других этносов в российскую нацию определяется степенью близости с русскими и лояльностью к России. Российская нация ещё складывается и не все народы, населяющие Россию, вошли в неё.
  
   Нация соответствует этносу в мононациональных государствах, что приводит к путанице понятий, но гораздо чаще границы наций и этносов не совпадают. Важным признаком наций является национальное самосознание, то есть воспоминания и мифы, связанные с общей историей, чувство территориальной общности и чувство патриотизма - привязанности к своей стране и готовность принести жертвы для её защиты. Итак, существуют русский этнос, российская нация (в лице русских и близких им народов) и русский суперэтнос (цивилизация). Соответственно, есть этническое, национальное и суперэтническое самосознание. Для русских этническое и национальное самосознание были неразделимы с момента создания Российского государства. Ситуация изменилась в 1991 г., когда 25 млн. русских людей, сами того не желая, оказались за пределами России.
  
   В книге используется предложенное Гумилёвым понятие пассионарность, понимаемая как способность и стремление к изменению окружения, как страстное стремление к цели и готовность жертвовать собой и другими ради этой цели. Пассионарность - явление реальное, хотя природа его не изучена. Ясно лишь, что пассионарность, как черта характера, определяется наследственностью, но объяснение Гумилёва, что она возникает в результате мутации (под воздействием космических излучений) выглядит, мягко говоря, сомнительно.
  
   В работе также используется менее знакомое читателю понятие асабия, введенное в историографию биологом Петром Турчиным, создателем новой дисциплины - количественной истории или клиодинамики., Термин асабия, предложенный в XIV в. арабским историком Ибн Халдуном, означает коллективную солидарность. Асабия, проявляющаяся в сплоченности, воодушевлении, сознании своей правоты, близка по смыслу, но не совпадает с пассионарностью Гумилёва. Возможны ситуации, когда этнос имеет высокую пассионарность и низкую асабию, или наоборот. В русской истории такие ситуации встречались и будут указаны по ходу изложения.
  
  
   Государство обозначает политическую систему власти, установленную на определенной территории. Хотя понятия государство и страна часто выступают как синонимы, между ними есть разница. Страна - это историческая территория и население там проживающее. Страна может принадлежать разным государствам. Государство может состоять из нескольких стран. При объединении русских земель Московским княжеством страна и государство совпадали. В XIX в. Российская империя присоединила совершенно чужие страны и понятия страна и государство разошлись.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  
   Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.
   Smyth A.D. The ethnic origin of nations. Oxford: Blackwell, 1986.
   Ионин Л.Г. Социология культуры...
   Малер А.М. Катехон и Аномия: Два образа имперского будущего // http://www.katehon.ru/html/top/idea/katehon_i_anomija.htm.
   Ризниченко Г.Ю. Стадии эволюции сложных систем // http://nonlin.ru/node/109.
   Armstrong J. Nations before nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982.
   Park R.E. Race and culture. New York: The Free Press, 1950.
   Allport G.W. The nature of prejudice. Cambridge, MA: Maddisom-Walsley, 1954.
   LИvi-Strausse C. The race question in modern science. Paris: UNESCO, 1952.
   Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford: Blackwell, 1983; Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991
   Anderson B. Imaginated communities: reflection on the origin and spread of nationalism. London: Verso, 1983.
   Чаттерджи П. Воображаемые сообщества: кто их воображает? В кн.: Нации и национализм. М., 2002, с. 285.
   Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
   Там же.
   Field G.C. The philosophy of Plato. London: Oxford Univ. Press, 1956
   Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Изд. 6-ое. СПб: Глаголъ. Изд-во С.-Питербургского Университета, 1995.
   Шпенглер О. Закат Европы. Т. I. Образ и действительность. М.: Изд-во А.Д.Френкель, 1923.
   Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990.
   Turchin P. Historical dynamics: Why states rise and fall. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 2003.
   Turchin P. Ibid.
   Turchin P. War and peace, and war. The life cycles of imperial nations. New York: Pi Press, 2006.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"