Наше телевидение все больше проникается духом "ретро". Один за другим прокручиваются старые фильмы - про колхоз, про завод... Или про ударную стройку и образцовую казарму.
Персонажи, простые советские люди, самоотверженно трудятся. Крепко дружат, нежно друг друга любят. Конечно, случается и так, что "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет". Но, ближе к финалу, бдительная общественность и доблестная милиция обязательно наводят порядок.
Вполне вероятно, демонстрация этих кинонетленок - проявление заботы о пенсионерах. Надо же хоть как-то компенсировать старикам их мизерные пенсии, отсутствие надлежащей медицинской помощи. Посмотрят ветераны красивые картинки, вспомнят свои юные годы... И, глядишь, потеплеет у них на душе.
В жизни раз бывает восемнадцать лет... Молодость, даже проведенная в тяжелые времена, - самая счастливая пора. Пусть сценаристы и режиссеры подслащивали и приукрашивали суровую действительность - все равно приятно окунуться в прошлое.
Иначе реагирует на выуживаемые из архивов ленты теперешняя молодежь. У нее-то, чтобы "воочию" увидеть прежнюю нашу жизнь, других возможностей нет. А нехватка опыта и незрелость ума нередко приводят к тому, что волшебные киносказки воспринимаются как быль.
Как хорошо, как богато жилось в чудесной стране Совдепии! - думают молодые. Поди объясни им, что если бы все и вправду было так безоблачно, коммунистическая власть не рухнула бы пятнадцать лет назад. А продолжалась бы до сих пор.
Кто не знает (либо не помнит) дня минувшего, тот, естественно, не замечает, как это самое ВЧЕРА прокрадывается тихой сапой в наше СЕГОДНЯ. Упомянутый выше стиль "ретро" захватывает не только кинопоказы, но и информационные программы.
НОВОСТИ несут на себе явный отпечаток СТАРОСТИ. Парадность, помпезность, показушность выползают, подобно зомби, из (казалось бы) быльем поросших агитпроповских могил. И позируют, жизнерадостно осклабясь, в рамке экрана.
Главные телеканалы выставляют на первый план одни и те же (зачастую второстепенные) события. Другие же события отодвигаются на периферию общественного внимания, а третьи вовсе замалчиваются... Происходящему - какую кнопку ни ткни - даются, как правило, одинаковые оценки.
Голоса оппозиции не слышно. То ли она вообще приказала долго жить, то ли настолько неразумна, что предоставлять ей слово нет смысла. Как в анекдоте про школьную учительницу Мариванну. Которая разрешает отвечать на задаваемые вопросы только хорошим детям. Каждый раз приговаривая: "А ты, Вовочка, молчи!"
Нужно придавить к ногтю какого-нибудь вконец оборзевшего олигарха - вся телевизионная рать дружно поносит его и бранит. А если, наоборот, необходимо обеспечить восхождение новоявленной политической звезды, светлый ее образ начинает маячить в телеящике двадцать пять часов в сутки.
Изо всякой информационной мухи в мгновение ока раздувается пропагандистский слон. Видели: свара из-за трех редисочных грядок в Бутово изображается как важнейший геостратегический конфликт?.. И - бесконечной чередой - мелькают кадры собраний, заседаний, совещаний. С соответствующими докладами, рапортами, приветствиями и т.п.
А ведь сколько копий (совсем недавно еще!) было сломано в борьбе за плюрализм! То есть за возможность мирного сосуществования - и свободного соревнования - различных точек зрения. Что, снова будем сами себя стричь под одну гребенку?
Тогда уж проще все государственные каналы объединить в один. Большие деньги, собранные с налогоплательщиков (нас с вами), будут сэкономлены. А то какой резон дублировать одни и те же изображения и мнения? Да еще показывать тех же самых невеселых комиков (и гомиков) и ту же самую осточертевшую рекламу?
Беда советской власти заключалась отнюдь не только в отсутствии элементарных продуктов и промтоваров. Самое гадкое было в другом: публично критиковать советскую власть за эти безобразия запрещалось.
Что разрешалось, так это горячо одобрять, громко аплодировать и провозглашать здравицы. А - при таком положении вещей - как можно было справиться с торговым дефицитом? И решить множество других, не менее острых проблем?
Никогда не забуду ноябрьский парад на Красной площади в конце шестидесятых. По брусчатке, ревя моторами, проезжают танки, бронетранспортеры, ракетные установки... За ними, наяривая бравурный марш, шествует сводный духовой оркестр...
А с громадного плаката, выставленного на фасаде Исторического музея, народу машет рукой добродушно прищурившийся Ильич. "Правильной дорогой идете, товарищи!", - напутствует продолжателей своего дела основатель первого в мире социалистического государства.
Так вот шли, шли - и пришли, ехали, ехали - и приехали... В черную дыру, в прорыв, в провал. Боюсь, если мы воспримем привычку двигаться "единственно верным" путем, не подлежащим обсуждению маршрутом, в той же самой яме опять и окажемся. До чего ж обидно будет: столько сил потратили, чтобы выкарабкаться оттуда!