Судя по всему, Россию ожидает новая антиалкогольная кампания. Властями разработана "Концепция государственной политики по снижению масштабов алкоголизма в стране". О том, насколько широки сегодня эти масштабы, красноречиво свидетельствует официальная статистика.
По официальным данным, три четверти россиян употребляет алкогольные напитки. При этом 2,8 миллиона человек - то есть 2 процента населения - вовлечены в тяжелое, болезненное пьянство. Особую озабоченность вызывает пристрастие молодежи к пиву. Завлекательной рекламой которого переполнены ведущие телевизионные каналы.
Что следует предпринять, чтобы переломить сложившуюся плачевную ситуацию? Одно из предложений: разрешить продавать алкоголь гражданам не с 18 лет, а с 21 года. Тут, естественно, вопрос возникает: продавщицы или кассирши ПО ЛИЦУ или ПО ПАСПОРТУ будут возраст покупателей вычислять? Но это еще не всё.
На этикетках собираются делать отпугивающие надписи. Типа тех, что красуются на пачках сигарет: "СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД!..." А вот другое предполагаемое новшество: запретить бутылки со слабоалкогольными напитками объемом свыше 0,33 литра. И чтобы содержание спирта не превышало в них семи процентов...
Идея, вне всякого сомнения, ценная, хотя и не особенно оригинальная. Все новое - хорошо забытое старое. Нечто подобное уже было при коммунистическом режиме. Тогда тоже - в качестве панацеи - пытались уменьшить спиртовое содержание "веселящих" напитков. И вместимость стеклотары, в которую они разливаются.
Помнится, в советское время в продажу выпустили заменитель водки - горькую настойку "Стрелецкую" (в просторечии - СТЕРВЕЦКАЯ) крепостью 27 градусов. В дополнение к ней - аналогичные жидкости: "Степная", "Имбирная" и т.п. Изготавляют их кое-где и сейчас. Но как не пользовались они популярностью, так и не пользуются.
В Москве была создана обширная сеть "рюмочных". Водку в них отпускали дозами по 50 граммов. К каждой дозе в качестве принудительного ассортимента прилагался бутерброд с колбасой или сыром. Замысел бы такой: пусть народ пьет ЗА СТОЛОМ, а не (как это у нас принято) ЗА СТОЛБОМ. Да еще и закусывает.
Столы, правда, были высокими, так что выпивать за ними приходилось, как у тех же столбов - В СТОЯКА. Стулья не предусматривались. Оно и правильно: нечего тут рассиживаться! Принял, мужик, на грудь после напряженного трудового дня - марш домой укреплять сЕмью! Или иди культурно проводить дОсуг на филармонический концерт!
Только вот какая загвоздка. Мало кто из стоявших в очереди к прилавку брал одну рюмку: это ж как слону дробинка... Брали сразу по четыре, а то и по пять-шесть. И еще просили буфетчицу - бутербродов не давать. Не то что не были голодными, а просто в таком случае можно было немного денег сэкономить.
И водку в малых емкостях - 0,33 вместо 0,5 литра - тоже выпускать пытались. В обиходе такие сосуды назывались ЧЕБУРАШКАМИ. Кстати, думаю, не все знают, что слово это в русском языке - отнюдь не производное от имени популярного мультипликационного ушастика. Оно намного древнее.
Исторически чебурашкой называли ваньку-встаньку. Куколку-неваляшку, которую, как указывает Даль, "как ни кинь,.. сама встает на ноги". Символ несгибаемости русского человека, способного одолевать любые невзгоды. Но и Зеленый змий, заклятый его враг, тоже крепок и стоек. Сколько буйных голов ему ни отрубай, у него новые вырастают.
Поэтому вскоре все описанные выше паллиативные меры были охарактеризованы как внедрение в быт зловредного КУЛЬТУРПИТЕЙСТВА. И сурово осуждены. На Старой площади решили: если уж бороться с пороком, то подсекая его под корень. В 1985 году, при Горбачеве, фактически был введен СУХОЙ (полусухой) ЗАКОН.
Это было уже последней каплей, переполнившей чашу нашего традиционного долготерпения. Народ озлобился, вера в "перестройку" улетучилась. Рухнул госбюджет, державшийся, в значительной своей части, на прибылях от продажи дурманящего зелья. И - по "теории домино" - вскоре обрушилась и сама советская власть.
На ошибках учатся. Показательно, что нынешняя "Концепция" не ставит своей целью полную ликвидацию алкоголизма в стране. А лишь предусматривает СНИЖЕНИЕ МАСШТАБОВ этого национального бедствия. Замыслы благие. Но удастся ли на этот раз многократно уже проваливавшаяся инициатива?..
Как известно, пьют люди НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ. Можно предвидеть, что в пору экономического кризиса (если он действительно в полную меру у нас разразится) желание УТОПИТЬ ГОРЕ В ВИНЕ у россиян заметно возрастет. Безработица, дороговизна, обнищание, неуверенность в завтрашнем дне еще более усилит их тягу к спиртному.
Но, с другой стороны, этот же самый кризис затрагивает и производящую крепкие напитки промышленность. Делаются прогнозы о сокращении производства алкоголя. Из-за долгов и неплатежей розничной сети уже остановлены заводы одного из крупных холдингов отрасли. Не исключено, что та же участь ждет и его собратьев.
Трудно, как говорят, будет не только с водкой, но и с вином. Виноградарство - дело, требующее серьезных капиталовложений. Где их теперь взять?.. Впрочем, записным борцам с пьянством радоваться по этому поводу не стоит. Принцип "не было бы счастья, да несчастье помогло" тут не проходит.
Вся беда в том, что русский человек - если уж он твердо решил расслабиться, отвлечься и отключиться - всегда найдет для этого средства и возможности. Станут недоступными качественные напитки - тут же перейдет на самогон, а то еще и на разные убийственные для здоровья химические субстанции. И это самое страшное.