|
|
||
Судьба этих записей - такая же замысловатая, как и жизненный путь их автора - ветерана двух войн Александра Кузьмича Резяпкина. Мы, его дети и внуки, хорошо помним, как он мог часами увлеченно рассказывать о коллективизации, голоде 20-х годов, войне с белофиннами, и, конечно же, о Великой Отечественной, которую он прошел с первого до последнего дня. А. К. Резяпкин принимал непосредственное участие в таких важнейших событиях, как сражения под Уманью и под Ржевом, переправа через Вислу и освобождение Варшавы, штурм Зееловских высот и Рейхстага. Всю войну он урывками записывал свои впечатления на отдельных клочках бумаги в короткие моменты затишья, в госпиталях, в дороге. Само по себе это было непросто в то время, но, будучи работником политотдела, он позволял себе эту роскошь, за которую мог понести суровое наказание. После войны все эти записи послужили основой для написания полного текста дневника, который долгое время хранился в сундуке и лишь изредка попадался на глаза, просто чудом уцелев до нашего времени. Сохранилось несколько вариантов дневника, которые местами существенно отличаются друг от друга (не совпадают даты и трактовка некоторых событий). Не совсем ясно почему - может быть, автор сознательно намеревался умолчать о щекотливых деталях или просто что-то путал. Иногда просматривается мотив приукрасить действительность, например, в случаях, когда он давал характеристику некоторым известным людям (в пассаже об Илье Эренбурге). За основу публикации взят наиболее полный текст дневника, а вставки из других версий, которые дополняют основной текст или противоречат ему, выделены курсивом. Условно этот дневник можно разделить на две основных части - с июня 1941 по июль 1943, и с июля 1943 по май 1945 года. Первая часть писалась работником политотдела, вторая - командиром полка (после соответствующего приказа Сталина в 1943 году все политработники моложе 35 лет были переучены на командные должности). В первой части очень сильно чувствуется доминирование официальной идеологии, из-за чего автор постоянно пишет с "оглядкой" - должность политработника не позволяет ни на градус отклониться от линии партии. Вторая часть гораздо больше насыщена яркими детальными описаниями конкретных боевых действий. Однако, этот документ интересен не столько как источник информации о боевом пути отдельных частей Красной Армии, сколько как книга, подробно воссоздающая психологическую атмосферу того времени, характеры и мотивы поведения действующих лиц, рисующая в мелких деталях суровый военный быт. Описания поступков героев повествования дают возможность судить о господствующей в той ситуации непримиримой идеологии по отношению к врагу (например - приказ обстрелять немецкую кухню у источника). Изначально эта книга была адресована нам - поколению внуков, которые еще помнят своих дедов и могут передать дальше ощущение их непобедимой силы, доброты и мудрости. Мы и они - уже очень разные люди, поэтому нам трудно понять, как они жили и что чувствовали. На наш взгляд, они полны противоречий - наивные как дети в своих суждениях, а в каждодневных поступках - герои. И вместе с этим, невозможно отрицать, что их натуры - более цельные, пронизанные стержнем веры. Веры в Победу. Даже в самых критических ситуациях Красная Армия просто была запрограммирована победить, не взирая ни на какие жертвы, при минимальных возможных ресурсах. То, в каких условиях наши деды сражались, в современных головах просто не может уложиться. Как могут их понять те рейнджеры, которые отказались идти выполнять задачу, получив на завтрак не подогретые гамбургеры? Одни боролись за победу, другие сегодня борются за свои права и качество сервиса. Поэтому рейнджеры не понимают комиссаров, а комиссары - рейнджеров. Это - два полярно противоположных подхода к пониманию мира. Поколение, познавшее на вкус войну, считает мир наивысшей ценностью, но, увы, уже не умеет жить в мирных условиях, оставаясь в своих воспоминаниях о прошлом, и мечтая о светлом мирном будущем своих детей. Они забывают о том, что нужно жить здесь и сейчас, созидая. А новое поколение, не прошедшее таких испытаний, не ценит того, что дано без борьбы и легко идет на поводу у тех, для кого война - прибыльный бизнес. Если безоговорочно принять, что война - абсолютное зло, то такие книги - живые свидетельства прошлых войн - просто необходимы для того, чтобы человечество научилось делать выводы из истории и перестало слепо следовать за своими харизматическими лидерами, которые стремятся самоутвердиться силой оружия. Сегодняшняя война - война информационная, по существу она возвращает нас в первобытные времена, когда племя завоевателей прежде всего пыталось осквернить чужие святыни, скинуть с пьедестала статуи чужих богов и расколоть их, лишив души. Сегодня, как и прежде, идет борьба за символы, и Наша Победа - один из наиболее ценных для нас. Поэтому у нас нет другого выхода, как драться за него так же, как они дрались за нашу землю, если мы хотим остаться русскими... |
Резяпкин А.К.
Дневник Великой Отечественной войны