Аннотация: Рождественско-Новогодние праздники уже в прошлом, но так хотелось записать об этом. И сейчас ведь снова Новый Год (китайский...)
Что означает слово Dundurn и откуда оно пришло к нам?
Это слово пришло к нам от кельтов, от кельтской народности гэлы, которые традиционно жили в горной Шотландии и на Гебридских островах. Общее количество носителей гаэльского языка в нынешнем мире - меньше ста тысяч человек. Число носителей в Шотландии - немногим больше 57 тысяч человек, в Канаде - от пятисот до тысячи человек (там возник собственный диалект, распространённый в провинции Новая Шотландия, преимущественно на острове Кейп-Бретон). Небольшие сообщества носителей языка сохранились в США, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканской Республике.
"Dun" означает "крепость на холме", "dorn" (durn) - "кулак". Следовательно, Дандурн означает "крепость на холме в форме кулака". Кто-то уверяет, что Дандурн с гаэьского переводится как "форт на воде". Но я думаю, что люди уже на самом деле основательно подзабыли и кельтов и кельтский язык, а вот замок поблизости от Burlington Bay (озеро Онтарио) в Гамильтон (Онтарио, Канада) остался. Dundurn Castle.
Особняк в неоклассическом стиле площадью 1700 квадратных метров строился три года, строительство было завершено в 1835 году.
Замок с сорока комнатами был оснащен новейшими удобствами - газовым освещением и водопроводом (в те времена даже в Белом Доме отсутствовал водопровод).
Замок был построен архитектором Робертом Чарльзом Уэзереллом по просьбе Сэра Аллана Макнаб, приобретшего земельный участок у Ричарда Бизли, одного из первого поселенцев Гамильтона. Тот испытывал финансовые трудности, потому и продал землю в таком великолепном месте.
Замок Дандурн был построен на фундаменте кирпичного дома Бизли.
Здесь часто устраивали пышные приемы. Среди гостей были и первый премьер министр Канады Сэр Джон Александр Макдональд и король Объединенного Королевства Эдуард VII (старший сын королевы Виктории и принца Альберта).
Колонны и портик были добавлены архитектором Робертом Уэтераллом в 1855 году в процессе подготовки к свадьбе дочери Аллана Макнаба Софии.
_________________________________________
А кто такой владелец замка Сэр Аллан Макнаб и каким образом он оказался в Канаде? Сначала я думала, что он был одним из переселенцев из Европы, из Англии. Но оказалось, что он родился 19 февраля 1798 года в Ньюарке (ныне Ниагара-на-озере) в семье Аллана Макнаба и Энн Нэпьер .
Его отец был лейтенантом 71-го полка Королевских рейнджеров под командованием подполковника Джон Грейвс Симко. Мать - дочь капитана Питера Уильяма Нэпьера, комиссара порта и гавани Квебека.
Аллана крестили в англиканской церкви прихода Святого Марка в Ньюарке.
После того, как Рейнджеры Королевы были распущены, семья перемещалась по стране в поисках работы и в конце концов поселилась в Йорке (ныне Торонто), где Аллан получил образование в гимназии.
Будучи четырнадцатилетним мальчиком, он участвовал в войне 1812 года.
Англо-американская война 1812-1815 годов (англ. War of 1812, "война 1812 года" - вооружённый конфликт между США и Великобританией в период наполеоновских войн).
После участия в войне 1812 года Аллан изучал право в Торонто, на что ему понадобилось почти вдвое больше необходимого для изучения времени, вследствие его пробелов в образовании и предпочтений к активной деятельности. В итоге Макнаб в 1824 году был принят в коллегию адвокатов, а в 1826 году переехал из Йорка (Торонто) в Гамильтон, где основал успешную юридическую контору, но свое состояние он заработал главным образом на спекуляциях землей.
В те времена в Гамильтоне еще не было англиканской церкви, поэтому Макнаб посещал пресвитерианскую. До тех пор, пока в 1835 году в городе не была основана англиканская Церковь Христа.
Успешный предприниматель и политик Макнаб вместе с торговцем из Глазго Питером Бьюкененом отвечали за строительство Великой Западной железной дороги Онтарио. Макнаб также входил в состав советов директоров нескольких советов, в том числе в качестве члена совета директоров лондонской компании Beacon Fire and Life Insurance Co. вместе с известным финансистом Томасом Кларксоном.
Также мае 1830 года Аллан Макнаб был назначен подполковником 4-го полка ополчения Гора.
Разбогатев, Макнаб решил обзавестись собственными владениями, землей.
К маю 1832 года Макнаб владел около 2000 акрами диких земельных угодий в районах местного Лондона (Онтарио), Gore and Newcastle. А к 1835 году Макнаб захватил большую часть лучших земель в центре расширяющегося Гамильтон. Он продавал одни земли, приобретая новые, и делал на этом свой капитал.
В ноябре 1832 года Макнаб приобрел участок земли, расположенный в Burlington Heights у Ричарда Бизли дороже изначальной предполагаемой стоимости. Очень уж ему хотелось приобрести эту землю, на которой рисовался замок его мечты, символ его социального статуса.
Современники Макнаб уверяли, что большим доверием будущий владелец замка не пользовался, верить на слово ему было нельзя, была у него привычка не возвращать взятые в долг деньги.
__________________________________________
После англо-американской войны 1812-1814 годов правительство Верхней Канады (южная часть нынешней провинции Онтарио) находилось под влиянием богатых землевладельцев, известных под названием "Семейный сговор". Одним из наиболее спорных вопросов в Верхней Канаде в начале XIX века был вопрос о распределении земельных участков.
Значительная часть земель считалась "резервами Короны", подлежавшими использованию и распределению в основном в пользу священников англиканской церкви. Оставаясь необработанными, эти земли ухудшали положение соседних ферм, поскольку изолированные небольшие участки обрабатывались менее эффективно, чем если бы их удалось объединить. Эта система землепользования считалась излишне бюрократизированной по сравнению с землепользованием в соседних США.
Хотя формально земли резервировались и для протестантских священников, "Семейный сговор" поддерживал исключительно англиканских священников, исключая из распределения земель священников протестантских конфессий и тем более католиков.
В 1837 году в Верхней Канаде вспыхнуло восстание. Это было восстание малоземельных поселенцев Верхней Канады, в основном протестантов шотландского происхождения, против колониальных властей Британии.
Ещё одной проблемой для Верхней Канады стало распространение республиканских идей из США. Британские власти учредили на территории Канады колониальное правительство в надежде, что в будущем удастся подавить республиканские идеи и в США; в результате, однако, произошло обратное - идеи американской демократии стали проникать в Канаду вместе с группами американских иммигрантов-лоялистов, которые привели к росту требований реформ.
Лидером радикального крыла реформистов был Уильям Лайон Маккензи.
Макнаб выступал против реформаторского движения в Верхней Канаде, которое возглавлял Уильям Лайон Маккензи. Когда Маккензи возглавил восстание в Верхней Канаде в 1837 году, Макнаб был среди британских регулярных войск и ополчения, которые выступили против Маккензи 7 декабря в Торонто, разогнав повстанцев Маккензи менее чем за час.
В 1838 году Макнаб был посвящен в рыцари за рвение в подавлении восстания; а в 1860 году был назначен почетным полковником Британской армии и адъютантом королевы Виктории.
Также Макнаб сумел сделать и политическую карьеру, являясь представителем города Гамильтон в Парламенте с 1830 года до его кончины в 1862 году. Но против него были открыты и судебные процессы, связанные со спекуляциями землей.
Еще Аллан Макнаб лишь придерживался идеологии тори в Канаде и не был представителем религиозной элиты. Он поддерживал все конфессии, получая равную долю доходов из резервов духовенства. Будучи англиканцем, часто посещал пресвитерианскую церковь. Также, будучи англиканцем, после смерти первой жены повторно женился на католичке.
Титул баронета Макнаб получил по протекции со стороны сэра Эдмунда Уокера Хода в июле 1856 года.
_________________________________________________
Аллан Макнаб был женат дважды.
Первая жена Элизабет Брук умерла 5 ноября 1826 года, скорее всего от осложнений после родов. У них было двое детей.
Вторая жена Мэри была католичкой, дочерью Джона Стюарта шерифа округа Johnstown, Онтарио. У них родились две дочери - София и Минни, воспитанные католической церковью.
Мэри умерла 8 мая 1846 года.
Старшая дочь София родилась в Гамильтон и вышла замуж в замке Дандурн 15 ноября 1855 года за виконта Уильяма Кеппела. У них родилось девять детей.
Один из их сыновей Джордж Кеппел был женат на Алисе Кеппел, любовнице короля Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, императоре Индии Эдуарда VII.
Алиса Кеппел является прабабушкой королевы Камиллы, жены Карла III.
Сэр Аллан Макнаб умер в своем замке Дандурн (Гамильтон) 8 августа 1862 года в возрасте 64 лет. Буквально на смертном одре 7 августа 1862 года он пожелал обратиться в католицизм. Во что никак не могли поверить протестанты.
Аллан Макнаб считался двенадцатым предводителем клана Макнаб.
Имя Макнаб происходит от шотландского гэльского Mac An Aba, что означает "дитя настоятеля". Согласно традиции, прародителем клана был Абраруад, который был аббатом. Абраруад предположительно был младшим сыном Кеннета МакАльпина, первого короля Шотландии.
Одна из самых ранних записей о семье Макнаб находится в грамоте 1124 года.
К концу жизни Аллан Макнаб испытывал финансовые трудности, наследника мужского пола у него не было (его единственный сын Роберт умер в 1834 году).
Когда Макнаба не стало, то какое-то время поместье использовалось как приют для глухонемых. В 1872 году замок купил Дональд Макиннес. В 1899 году он продал замок Дандурн городу Гамильтон. 1 июня 1928 года Дандурн Замок был открыт для публики.
В память об Аллан Макнаб были названы улица MacNab Street и средняя школа сэра Аллана Макнаба в Гамильтон, Онтарио.
Также его именем был назван корабль, но он далеко не уплыл, был слишком тихоходным.
А в замке Дандурн теперь проводят экскурсии. Гиды в костюмах Викторианской эпохи проводят посетителей по дому, иллюстрируя повседневную жизнь 1850-х годов.
Камилла, королева Канады, жена Карла III является покровительницей замка Дандурн.
Комнаты были прекрасно отреставрированы в 1855 году, когда их владелец сэр Аллан Нэпьер Макнаб, 1-й баронет был на пике своей карьеры. И потом более чем через сто лет.
Вот и мы посетили в итоге замок Дандурн в местном Гамильтон. Поблизости от которого еще и королевский ботанический сад расположен.
Направляемся к замку, огибаем метровый заборчик и упираемся взглядом, такое впечатление, в высокую часовенку, на трапециевидной крыше которой в аккуратном порядке рядами расположены странные аккуратные домики, напоминающие скворечники или домики для птиц.
Удивительно - что это такое, зачем и почему?
Как потом уже рассказал наш гид, на крыше башенки находятся домики для голубей. Оказывается, голубей специально выращивали и откармливали, чтобы однажды приготовить из них блюдо к столу. Во время экскурсии по замку все больше и больше понимаешь, насколько была важна роль повара в замке Дандурн. Роль отменного повара, проживающего здесь на привилегированных условиях.
___________
Мы входим в замок через боковой вход. Есть еще центральный парадный вход через арку с колоннами.
Гид Майкл, ведя нас по открытому красивому коридору под навесом указывает на милый в лучших французских традициях дворик слева и рассказывает, что у обитателей дома были свои территории. Женская половина дома была слева, мужская справа. У детей были свои комнаты поблизости от женской части дома. Слуги не пересекались с хозяевами, размещались в подвальном помещении, где, однако, все было благоустроено. С маленькими детьми в холодное время года обычно гуляли именно в этом дворике.
__________
Входим в помещение, прихожая, справа вешалки. Гардеробная комната, где можно оставить верхнюю одежду, слева. Вот и мы полноправные гости замка Дандурн.
Когда-то замок славился насыщенной светской жизнью, в нем часто принимали гостей. Наряжен замок и сейчас - рождественские и новогодние праздники еще не закончились. У хозяев была традиция отмечать зимние праздники на протяжении двух недель - от Рождества и до Рождества.
На протяжении двух недель ежедневно замок посещали гости и устраивались праздничные обеды.
Повар и его помощники демонстрировали высоты кулинарного искусства.
Люди собирались за большим овальным праздничным столом, пили, ели, общались. Коротали лютые зимние вечера в небольшом заснеженном канадском городке и не пугал их пронизывающий ветер, дующий со стороны Burlington Bay (со стороны озера Онтарио).
__________
Место для строительства города и замка было отменным - прямо под боком находился морской путь Святого Лаврентия, позволяющего океанским кораблям проплывать из Атлантического океана до североамериканских Великих озер. Река Святого Лаврентия связывает озеро Онтарио и Атлантический океан. Также эти места славились богатыми земельными угодьями и пушниной.
На протяжении тысячелетий до появления переселенцев из Европы здесь жили коренные народы (First Nations, метисы и инуиты). Ирокезские войны, случавшиеся в 17 веке, привели к миграции коренного населения на юго-запад озера Онтарио. Войны происходили в основном по причине установления контроля над торговлей мехом.
В наше время в здешних местах осталось не более двух процентов от всего коренного населения.
__________
Мы входим в парадную залу замка Дандурн. Потолок с лепниной, массивная люстра c шестью смотрящими вверх плафонами, картины с морскими сценами на стенах. На подоконнике вазон с рождественским букетом. Камин.
Да, в нынешние времена можно найти дома и подороже, пороскошнее. Но именно этот замок передает дух жизни обеспеченного семейства той эпохи, фактически отражающей времена правления королевы Великобритании и Ирландии Виктории. Единственное - по мне можно было бы добавить во внутренний и уличный интерьеры несколько скульптур. Но хорошо накрытый стол в таких условиях все же был важнее, то было необходимым условием выживания и демонстрацией достатка.
Перед нами лестница, ведущая на второй этаж, с красным ковровым покрытием, перилами и балясинами из добротного дерева. Лестница находится поблизости от парадной двери. Но нам наверх пока не надо. Майкл приглашает пройти в парадную гостиную, в которой посреди сервированного для чая, накрытого бордовой скатертью небольшого круглого столика красуется нарядная елочка. Слева от столика уютный камин. Гостиная просторная с высокими окнами с бордовыми портьерами по бокам, пол устлан ковром с бордово-белым узором, на потолке великолепная хрустальная люстра.
__________
Пока гид рассказывает об общественных правилах празднования в те времена Рождества, рассказывает об истории появления Рождественской елки, мы с Наташей застреваем в дверном проеме. Потому что здесь при входе в гостиную в дверном проеме висит букетик с ветвями омелы. Нам нужно непременно потрогать! На счастье!
Веточка омелы олицетворяет гостеприимство и достаток. Также у многих народов западной Европы был обычай вывешивать ветви омелы над входом в жилища как оберег против злых духов и пожаров. Англичане обычно вешают ее на камин или в дверной проем для создания уютной атмосферы.
Также омела считается символом богатства, плодородия и вечной любви. Древние сказания разных европейских стран, упоминающие это священное растение, всегда связаны с его магическими силами.
Если, гуляя по лесу, вы заметите пучки ветвистого растения на кронах лиственных деревьев, знайте, это и есть омела белая. На самом деле омела - это вечнозеленый паразит, который пускает свои семена в растение-донор, формирует присоски, врастает и питается соками из стволов.
У жрецов древнекельтских народов была особая традиция, связанная со сбором омелы. Когда наступает шестой день новолуния, друиды облачаются в светлые накидки, забираются на деревья и срезают омелу. Причем, если верить поверью, срезать растение железным серпом запрещалось. Предпочтение отдавалось ножу из золота. Также нужно было стараться не уронить омелу на землю, когда слезаешь с верхушки дерева, - это считалось предвестником того, что омела утратит свои волшебные свойства. Кстати, особенной удачей считалось, если омела будет сорвана с дуба, так как дуб у кельтов считался божественным деревом.
Добытое растение древние народы Британии использовали и в лечебных, и в иных целях. Из его соцветий и листьев делали яды. Чтобы оградить свой дом от нечистой силы, несколько веточек омелы крепили к стенам или потолку. А девушки, которые мечтали забеременеть, не расставались с веточкой омелы ни на минуту.
В Норвегии, Швеции и прочих странах Скандинавии омела белая была символом мира. При виде данного растения все народы, ведущие междоусобные войны, складывали свои ружья, мечи и соблюдали перемирие до наступления следующих суток.
А в Древней Греции ходили легенды о том, что золотая ветвь омелы может стать путеводителем в Царство Мертвых и открыть двери перед живым человеком.
Но на христианской Руси эта традиция не прижилась. Ветвь омелы была признана дьявольским растением и категорически не допускалась в храмы.
Ну а здесь до сих пор существует рождественская традиция целоваться под ветками или букетиками из омелы, украшенными разнообразными гирляндами и игрушками. Эта традиция уходит корнями в Средневековье. После поцелуя, пара должна взять по одной ягодке с ветки себе.
Все, с этих пор мужчина и женщина считаются обрученными, а их свадьба обязательно состоится в течение следующего года. Также омела является символом плодородия, значит прибавление в семье молодоженов будет не за горами. А если под омелой поцелуются те, кто сейчас в ссоре, их примирение не заставит себя долго ждать: листья и ягоды на ветках растения растут попарно, а значит расставание - это не про них.
Вот и мы с Наташей застряли в дверном проеме, надеясь на помощь веточек омелы.
___________
А Майкл вещал: первое упоминание рождественской ели встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации.
Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: "пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества". Из пня проросла пихта, как символ христианства...
По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, приурочив его к Рождеству.
В XVII-XVIII веках обычай стал укореняться в городах: рождественские ёлки начали ставить у себя дома чиновники высшего ранга и состоятельные бюргеры.
О том, какую красавицу установили в центре Нюрнберга в Рождество 1795 года, сохранились воспоминания одного летописца: "На каждой ветке и каждом суку висели вкусные кондитерские изделия, ангелы, куклы, зверушки - все из сахара... А еще висели позолоченные фрукты, так что под этим деревом ощущаешь себя словно на продуктовом складе". Кроме того, на дереве, "что в небе звезды", горели восковые свечи. Летописец подытоживает, что сделана была вся эта красота отнюдь не для детей, а для взрослых, а точнее - для "больших, взрослых детей".
В Великобритании именно принц Альберт, супруг королевы Виктории, сделал традицию украшать елку на Рождество популярной.
Следуя обычаям родной Германии, принц в 1841 году приказал установить первую рождественскую ёлку в Виндзорском замке и украсить её немецкими рождественскими декорациями. Елочка была небольшая и была установлена на чайном столике.
Пока мы продолжали любоваться гостиной с елочкой на чайном столике, картинами на стенах, диванами-канапе, эркерными окнами, все устремились дальше, в соседние комнаты - в библиотеку и по соседству с ней в комнату для курящих. Мы попали в мужскую часть дома, женщинам курить не позволялось. Более того, заходя в комнату для курящих, мужчины переодевались в другие костюмы, используемые только в этой комнате.
___________
Ну а дальше нас ожидала роскошная и убранная к Рождеству столовая. Ежедневно во время Рождественских праздников ожидалось до двадцати четырех гостей, поэтому на стол ставили двадцать четыре блюда. Повар и помощники старались вовсю, стараясь разнообразить стол и проявляя свое мастерство. Ежедневно оставалось громадное количество остатков со стола. Остатки похуже отдавали в свинарник. Остатки получше раздавали слугам и малоимущим людям, проживающим в окрестности. Кормили всех, не только гостей замка.
В те времена не было холодильников, поэтому еду сохраняли в сушеном виде, перед готовкой продукты замачивали в воде.
Апельсины привозили специально к Рождеству из Португалии. Один апельсин стоил столько, сколько обычные люди в среднем зарабатывали за один день. Это сейчас мы не задумываемся, какую ценность имели апельсины на рождественском столе тогда. По их присутствию в качестве угощения можно было понять, что достаток этой семьи весьма высокий. И, конечно, в каждом семействе обязательно на серебряном блюде во всем своем великолепии красовался рождественский пудинг.
Пудинг - классический пример британской еды, над которой так часто посмеиваются. Внешне неказистый, безысходно-коричневый, он таит массу вкусов и способен удивлять. В рождественском пудинге не меньше 15 ингредиентов. В начале XX века их привозили из разных частей колониальной Британии, так что десерт был больше, чем просто знаковым блюдом праздничного стола - он был символом сплочения нации и гастрономическим воплощением могущества империи, "над которой солнце никогда не заходит".
Особенный статус пудингу придает еще сам процесс приготовления - многочасовой и подчиняющий себе всю кухню. На замешивание теста уходит полчаса, а потом пять-восемь часов надо следить, чтобы не выкипела вода из кастрюли, в которой варится пудинг (да, пудинг не пекут, а варят).
Настоящий рождественский пудинг должен быть приготовлен за несколько недель до праздника и лежать на холоде; чем дольше он выдерживается - в разумных пределах, конечно, - тем вкуснее бывает.
Обычно рождественский пудинг подается в завершении праздничного ужина.
В Англии с помощью пудинга гадают: обнаружить в своем куске кольцо - к свадьбе, пуговицу или наперсток - к холостяцкой жизни, птичью косточку - к удаче и путешествиям, монету - к богатству и благополучию.
Пудинг пропитывают ромом и перед подачей к столу поджигают! Такова Традиция!
Пиршества и праздники были частью жизни, поводом для общения. Еще так же широко в замке праздновали Пасху.
____________
Но мы идем дальше, в детскую часть дома. У детей свои рождественские игры. У них собственный рождественский пудинг с запрятанными в нем сокровищами. Еще такая забавная (и небезопасная!) игра под названием "ухватить Дракона": изюм, насыпанный в миску, заливают бренди. Потом выключают свет и поджигают содержимое. Главная задача - по очереди хватать изюминки и отправлять их в рот! Кто нахватает из миски больше изюма - тот и победил!
Рождество удалось на славу, если наутро дети просыпаются с волдырями на руках и с обожженным небом.
И, наконец-то, нам рассказали, когда показывали спальни обитателей, откуда появилась традиция Boxing Day, следующий день после Рождества.