На мой взгляд, любая. Самое лучшее в природе - перемены. От холода к теплу, от солнца к дождику, от поры цветения до поры урожая. И потом снова наступит пора увядания, за которой последует зимняя спячка, непременно заканчивающаяся весенним пробуждением.
Сейчас мы в поре Урожая. Золотистые сжатые поля с валиками скрученного сена, высокие душистые травы, милые полевые цветы на обочинах, ароматная малина на кустах. А крыжовник нещадно ободрали суслики. И совсем скоро, уже вот-вот наступит пора яблок. Три Спаса впереди.
14 августа - Медовый Спас или Маковый Спас или Спас на воде.
Считается, что название Спаса дано в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). Слово "спас" означает "спасать себя", употребляя в пищу мед, яблоки, хлеб.
"Спасаться", запасая урожай на долгую зиму.
История Медового Спаса началась еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. Праздник начали отмечать еще в Константинополе в IX веке.
Подумать только - Константинополь - название Стамбула до марта 1930 года или же Новый Рим - столица Римской империи (330-395), Восточной Римской (Византийской) империи (395-1204 и 1261-1453), Латинской империи (1204-1261) и Османской империи (1453-1922).
Византийский Константинополь, находившийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.
И вот традиция Медового Спаса дошла и до нас.
К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - "сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания". Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.
Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост, который всегда приходится на одни и те же дни - начинается 14 и заканчивается 27 августа.
Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.
И, конечно, это пора, когда созревает мак. Созревшие головки мака в этот день украшают букеты цветов и освящаются в церкви.
19 августа - Яблочный Спас или Спас на горе.
Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.
В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.
С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. "На Второй Спас и нищий яблочко съест", - утверждали в народе.
29 августа - Ореховый, Хлебный Спас или Спас на холстах.
В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.
В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.
"Третий Спас - хлеба припас"
День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.
Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. "Коль хорош третий Спас - зимой будет квас". Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.
В нынешние времена городские люди часто перестают ценить, казалось бы, обычные плоды, что приносит нам урожай. Но я давно не городской человек. С утра пораньше открываю дверь, выхожу на улицу и любуюсь солнечными бликами, танцующими на ярко-зеленых виноградных листьях, обвивающих загородку. В специальном садовом ящике спеют помидоры, рассаду которых я в шутку посадила в мае, не надеясь, что что-то вырастет, а теперь удивляясь такому красивому и вкусному урожаю.
Точно так прикопала рассаду огурцов в большие уличные цветочные горшки. Тоже не надеясь. И тоже все выросло, растет и радует. Вот здесь огурчики среди неприхотливых солнечных бархоток, а вот здесь среди огненно-кирпичных настурций, у которых, надо заметить, и листья, и цветы, и стебельки тоже съедобны и полезны и могут служить украшением любого салата.
Спасибо Лету за его плоды! Спасибо людям за Урожай! Спасибо за их Труд!
Представьте только - сколько нужно трудиться в жаркую летнюю пору, собирая дары полей, садов и огородов.
Вот я лакомлюсь вишней, купленной в магазине, а кто-то ведь собирал ягодка за ягодкой при жаре плюс тридцать, когда мои соотечественники на исторической родине преимущественно думают об отдыхе, море, красивом времяпрепровождении.
Но это они там думают об отдыхе или отдыхают, здесь фактически каждый что-то делает, чем-то занимается, служа этим другим людям и живым существам. Отпуска у большинства не такие и длинные - всего две недели. Но зато все рядом, под боком - и леса, и великолепные прозрачные озера и те же раскинувшиеся поля, на которых женщины с утра пораньше до наступления изнуряющей жары собирают морковку, свеклу, брюкву, капусту, кабачки, огурцы, помидоры, лук, салат, перец, редиску, чеснок, петрушку, укроп.
Самые обычные овощи и зелень, что выращивали и на древней Руси.
Все аккуратно складывается в ящики и в корзины, чтобы тут же отправить в местные супермаркеты да и в импровизированный магазин при ферме. На обочине вывеска, указывающая дни и часы работы магазина. Здесь все самое свежее, только-только собранное.
Заходишь в подобный магазинчик, размещенный в сельскохозяйственном ангаре, и хочется поклониться до земли тем, кто так трудился для всех нас. И так смешно читать, что вот в России такой богатейший ассортимент продуктов питания, не то что у них, на Западе.
На каком Западе? Здесь все так как и на Руси тех времен, теперь уже почти забытых. Нужны ли все эти полуфабрикаты, когда можно отварить молодую картошку, добавить сливочное масло (спасибо пасущимся коровам!) и щедро посыпать сверху душистым укропом. И что может быть вкуснее нежнейших огурчиков и сочных налитых помидор?
Пусть мы живем почти как дикари, но мед в сотах; яблони, усыпанные яблоками; хлеба и орехи - это точно про нас. И золотистые сжатые поля в обрамлении великолепных величественных зеленых сосен. И купания в озере под проливным дождем. Когда капельки дождя крошечными серебристыми зонтиками отскакивают от поверхности громадного водоема. И это так весело и прекрасно!
Единственное, эта страна не для слабаков. Здесь все что-то делают, чем-то занимаются. Потому и результаты обычно радуют. Урожай восхищает.
Как известно - "без труда не выловишь и рыбку из пруда".
И мои предки подмосковные тоже трудились. Прабабка Мария Яковлевна примером для меня служит. Наверное, немного таких людей в нынешней России осталось.
Люди стали жить лучше, стали избалованнее, запросы выросли. Ну а здесь люди не избалованы, знают цену труду и цену Урожаю. Но, получается, Господь не с ними, коли столько работают. Господь, значит, с Россией и с российским народом и с братоубийствами, что те творят. Тоже вот.... пора Урожая. Убивают людей, разрушают города и села, места, где когда-то была мирная жизнь, где когда-то в эту пору на полях работали зерноуборочные комбайны и все дышало миром и хлебом, урожаем.
Ну а Россия живет легко и жирует, денег много. Бог на их стороне. Получается, что так.
Правда, я до сих пор не знаю - такие шальные и легкие деньги от кого - от бога или от не бога?
Может, деньги - испытание для России? Поживем-увидим.
Ну а я здесь и теперь уже точно не жалею о том, что я здесь, наблюдая отсюда свою воцерковленную историческую родину.
Да, надо трудиться. Но это ведь честно и для всех, не только для себя. Все живут для всех.