ВНИМАНИЕ. Материал выложен здесь не полностью. Ознакомиться с полной версией, а также оставить свои комментарии, вы можете здесь - Александр Воробьев - Огненный след
Автор: Александр Воробьев
Название: Огненный след
Аннотация: Земля давно не знает войн, но романтичные юноши все еще идут поступать в десантные училища. И если на родную планету позарится раса чужаков, они прикроют ее на дальних рубежах. Межзвездная война закрутила в своем водовороте курсанта-десантника Дениса Демина, и в считаные месяцы призванный на флот юнец стал командиром тактического корабля. Одна за другой следуют схватки с врагом в космосе и на поверхности планет...
Демину всегда не везло в любви. Повезет ли ему в жесточайшей схватке с превосходящими силами противника, ставка в которой - существование Земли?
Рецензия
В продажу поступили фальшивые елочные игрушки.
Они блестят как настоящие, только радости не приносят.
Александр Воробьев обратил на себя внимание фантастическим боевиком "Ронин" написанным в соавторстве с Романом Злотниковым. Произведение вызвало неоднозначную реакцию, но так или иначе автор продолжил свою карьеру. Уже сольно.
Недавно в свет вышел его новый роман "Огненный след".
Люблю я космическую фантастику - далекие миры, сражения между звездами, многоходовые планы флотоводцев. В "Огненном следе" все это есть. Казалось бы, чего еще, читай и получай удовольствие. Но что-то постоянно мешает.
Давайте попробуем разобраться, в чем тут дело.
Кубики, из которых собирается боевая фантастика давно и хорошо известны. Множество писателей, талантливых и не очень, уже тасовали их всевозможными способами и практически нереально изобрести на этом поле что-то оригинальное. Я имею в виду ситуацию, когда автор пишет не о людях в необычных обстоятельствах (тут даже самую затертую мысль можно повторять тысячи раз), а именно о космических стрелялках. Здесь очень велик риск прослыть эпигоном.
Многие читатели романа в комментариях вспоминали Хайнлайна и его "Звездную пехоту". Со всей ответственностью заявляю - вспоминали зря. "Огненный след" никак не связан с культовой работой старого милитариста. Однако при чтении постоянно возникает ощущения дежавю. Очень быстро на ум приходит Дэвид Марк Вебер, американский писатель давно и успешно работающий на ниве военной фантастики. А если точнее книжка "Галактический шторм", далеко не лучшая вещь в творчестве Вебера, но не о ее достоинствах сейчас речь. Важнее то, что при сличении "Галактического шторма" с "Огненным следом" сходство видно невооруженным глазом.
Нет, я не буду никого обвинять в плагиате, для этого нет достаточных оснований, но то, что кто-то кому-то задолжал бутылочку хорошего вина для меня очевидно.
Сюжет романа привлекает внимание, прежде всего неряшливостью. Я не буду ругаться конфликтом, перипетией, кульминацией и другими нерусскими словами. Обратимся к тому, что лежит на поверхности.
Прежде всего, в романе множество совершенно ненужных эпизодов. При небольшом объеме произведения это создает впечатление, что никакого романа и вовсе нет, а есть просто набор историй собранных под одной обложкой.
Мне всегда казалось, что все элементы произведения должны иметь смысл и работать на поставленную писателем задачу. Автор "Огненного следа" очевидно, имеет на этот счет собственное мнение.
Проходит приблизительно треть романа прежде чем герой приступает к активным действиям. До этого за него суетились другие персонажи, к основной истории имеющие непонятно какое отношение.
В прочем они и потом суетились параллельно. Из всего текста протагонисту отведена едва ли половина.
Многие эпизоды "Огненного следа" в рамках книги не имеют никакого смысла. Понятно, что автор имел в виду продолжение, но даже в этом случае читателю нужно предоставлять целостный роман который можно читать сам по себе, а не обрубок текста где половина сюжетных линий ведет из ниоткуда в никуда.
Зачем героя сделали десантником? Зачем ввели довольно объемный эпизод учений?
Ведь в дальнейшем герой действовал во флоте, никуда не десантировался. Даже никому в морду не дал.
Для чего потребовался здоровенный нудный отрывок гражданской жизни, который я мысленно озаглавил "у солдата выходной"?
Из него я вынес только то, что в двадцать седьмом столетии солдаты отдыхают точно также как и в двадцать первом. Вот только денежное довольствие у них значительно больше.
Единственная примечательная сцена - встреча героя с подружкой, которая далее по тексту не упоминается ни разу. Потрясающе.
И что можно сказать о романе, в котором эпизоды можно переставлять местами, а то и вовсе выкидывать, причем читатель этого даже не заметит?