'Я описал фиалку, и теперь каждый может подумать, что сущность фиалки это плёвое дело'.
Джон Дина, американский каменщик.
Мне часто снится один и тот же сон, будто я не сдал экзаменов на получение диплома. Все сокурсники сдали, а я нет. Я брожу по родному институту, заглядываю в аудитории и пытаюсь сообразить, что мне делать, но сообразить ничего не могу. Завтра защита, а предложить дипломной комиссии мне нечего. Даже во сне, подспудно я понимаю, что происходит что-то не то, что-то не вяжется и не стыкуется. Я давно уже не студент, мне под пятьдесят и у меня вроде бы уже есть диплом, как помнится, синего цвета. Но сейчас он куда-то делся, и как мне быть завтра на экзамене, я не знаю.
Я пытаюсь сосредоточиться в этом своём сне и найти какой-то выход, но у меня ничего не получается. Не помогают даже явно видимые нестыковки.
И главная из них - я не могу понять, сколько мне лет: двадцать два, или сорок восемь?
Говорят, что когда путаешься и не можешь определить, где сон, где явь, надо поглядеть на свои руки. Если их не окажется, то ты непременно проснёшься. Я начинаю рассматривать те места, откуда должны расти руки, но их там нет, а я всё равно не просыпаюсь.
Одновременно с этим в голове у меня начинают проявляться эпизоды моих предыдущих снов. Они запутывают меня ещё больше.
Усилием воли я их останавливаю и пытаюсь повнимательнее разглядеть. Я вижу эпизоды яркие, красочные, они застревают в моём мозгу, словно кадры старой киноплёнки. В них, правда, для меня всё заканчивается благополучно. Это радует. Но в то же время сон этот явно не похож на предыдущие. Плёнка в нём хоть и старая, но цветная, и действую я в нём не один, а с моими друзьями: Лёшей и Борей. Вместе с ними хожу по институтским коридорам, вместе с ними что-то обсуждаю. В отличие от меня, они спокойны и уверены в себе, потому что им бояться нечего, у них всё есть: и диплом, и пояснительная записка. Ничего нет только у меня. Я напрягаюсь, пытаясь вспомнить хотя бы лицо преподавателя, которому завтра предстоит отвечать, но... но у меня не получается и этого.
От напряжения нервы мои сдают, и прямо во сне я начинаю кричать. Я кричу, кричу, широко раскрывая рот, но звуков никаких не издаю. Я хочу проснуться и отделить, наконец, явь от сна.
Это надо сделать прямо сейчас, или это не произойдёт никогда...
Я срываюсь с места и пружинистой походкой иду по коридору к ближайшей аудитории. Мне в неё нужно непременно попасть. Там разгадка всему....
По пути я энергично размахиваю руками и уже не удивляюсь тому, что они у меня опять есть. В конце коридора неожиданно сам собой нарисовывается какой-то шустрый студентик с учебной методичкой под мышкой. Он идёт в мою сторону, а за ним неспешно следует профессор Медведев.
'Ага, - говорю себе я, - вот кому мне нужно завтра сдавать, значит не всё ещё потеряно'.
Поравнявшись со студентиком, я останавливаюсь, он тоже. Мы стоим какое-то время в нерешительности, потом студентик решается и суёт мне методичку в руки. При этом он говорит:
'На, читай. Тут всё написано'.
Потом он куда-то исчезает, или растворяется в воздухе - это уже неважно, потому что меня уже ничто не удивляет, а я хватаю методичку и начинаю её судорожно листать. Жёлтые выцветшие страницы, от руки начертанные диаграммы.
'До завтрашнего утра мне ничего тут не выучить, - мелькает у меня в голове, - здесь столько всяких непонятных формул...'.
Я открываю брошюру на последней странице и читаю внизу подпись -
Джон Дина, американский каменщик.
Подпись сделана чёрными чернилами и выведена ровным каллиграфическим почерком.
'Эту методичку писал не профессор Медведев, - соображаю я, - это сделал американский каменщик. Но он ведь человек простой, а потому написал всё простым и понятным языком.... Ура, эврика, - кричу я, - я выучу этот конспект до завтра'.
Я открываю методичку в самом начале и читаю первую фразу:
'Я описал фиалку, и теперь каждый может подумать, что сущность фиалки это плёвое дело...'.
Что-то опять не то, и что-то опять не так, что-то снова не вяжется. Я пристально вглядываюсь в непонятные мне формулы, и буквы начинают расплываться в моих глазах.
Я опускаю методичку и, не успев ничего сообразить, начинаю проваливаться в темноту. Я лечу всё быстрей и быстрей, дух захватывает от стремительного падения, и появляется чувство, будто у меня не раскрылся парашют. Через мгновение я просыпаюсь....
'Слава Богу, - думаю я, - я по-прежнему живой. И диплом у меня есть - он синего цвета, получен тридцать лет назад, и это теперь меня нисколько не волнует'.
Мне даже не обидно, что теперь мне не двадцать два, а почти пятьдесят.
'Кто он такой, - думаю я, - этот таинственный Джон Дина?
Жил ли он когда-нибудь на белом свете, или это плод моего болезненного воображения'?
Но в целом я рад, что всё так кончилось. Сбросив с себя остатки сна, довольный, я потягиваюсь и улыбаюсь, потом смотрю в окно и вижу там воробьёв. Они чирикают, деловито разгребая навозную кучу, и они счастливы. Я тоже. Бог с ним, с моим синим дипломом и с быстро пролетевшим временем. Пусть всё идёт так, как идёт. Обыкновенный ход вещей - не худшее, что с нами происходит в этой жизни.
Из моего сна я извлеку пользу. Я запишу его, а потом опубликую. И начну его так:
'Я описал фиалку, и теперь каждый может подумать, что сущность фиалки это плёвое дело'.
И внизу поставлю подпись:
'Джон Дина - американский каменщик'........
На трезвую голову такой сон вряд ли приснится. Вероятно, мне пора уже заканчивать с выпивкой. Тем более, выпивать я давно не люблю. Любил когда-то ещё в институте, курсе на четвёртом-пятом, но времена те давно прошли. Тогда выпивка мне помогала, она расцвечивала мои мечты. Теперь она мне мешает. Я люблю теперь мечтать на трезвую голову. В принципе, я всегда любил мечтать, но сейчас мне это делать легче. Мечты уже не кажутся сбыточными. Я могу смотреть на них со стороны, со стороны ими любоваться. Обладать мечтою, как женщиной, я уже не хочу. И то и другое приносят, зачастую, лишь разочарование....
Август 2007 г.
P.S.
Недавно я смотрел в Интернете, есть ли кто-нибудь там с фамилией и именем Джон Дина. Нашёлся один американец, актёр пятидесятых годов, Джон Дин, очень талантливый, успевший сняться в фильме 'К востоку от рая' и подававший большие надежды. Он разбился на спортивном автомобиле 30 сентября 1955 года в возрасте 24-х лет. (Приписка сделана автором 13 мая 2015 г).