Code 424: Failed Dependency
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: сказка про безымянного архивиста (оммаж Пелевину) ко Дню седой старины в "Заповеднике сказок"
|
e5xiU4tWqtwY: привет
custos: привет
...
custos: а что значит e5xiU4tWqtwY?
e5xiU4tWqtwY: ничего
custos: серьезно?
e5xiU4tWqtwY: ага
custos: что, просто случайный набор символов?
e5xiU4tWqtwY: ну, какой выдали
custos: похоже на автоматически сгенерированный пароль
e5xiU4tWqtwY: ага
custos: а зачем ты его в качестве ника используешь?
e5xiU4tWqtwY: а что, нельзя?
custos: да, нет, просто любопытно
...
custos: а ты точно не бот? :)
e5xiU4tWqtwY: бот?
custos: такая программа, имитирующая человека на форумах или в блогах
e5xiU4tWqtwY: демоны интернета?
custos: ну, типа того
e5xiU4tWqtwY: да, это про меня :)
custos: у ботов нет чувства юмора :)
e5xiU4tWqtwY: у меня тоже, я очень серьезный бот :)
custos: ха-ха
...
e5xiU4tWqtwY: ты меня из-за фоток зафрендил?
custos: угу
e5xiU4tWqtwY: серьезно?
custos: ну, да
e5xiU4tWqtwY: из-за тех самых?
custos: ага :)
e5xiU4tWqtwY: блин!
custos: а что так сразу? :)
e5xiU4tWqtwY: блин!!! какие же вы, люди, предсказуемые
custos: давай колись. твои фотки? :)
e5xiU4tWqtwY: мои, а чьи же еще!!!
custos: дык, респект! :)))
e5xiU4tWqtwY: в смысле, я снимал
custos: ой
e5xiU4tWqtwY: вот именно!!!
custos: ладно, не обижайся. я не в том смысле. правда ведь, хорошие фотографии.
custos: в смысле, хорошо снимаешь.
e5xiU4tWqtwY: ты, знаешь, у меня просто нет слов, насколько вы предсказуемые
custos: да, нет. ты вообще очень хороший фотограф. пейзажи у тебя хорошие. листики-цветочки - так вообще супер
custos: но фрагментированное тело все равно лучше :)
custos: не обижайся
e5xiU4tWqtwY: она тебе нравится? я не про фотки, я про девушку
custos: а она тебе кто?
e5xiU4tWqtwY: никто. просто модель
custos: не твоя девушка?
e5xiU4tWqtwY: нет
e5xiU4tWqtwY: так ты мне скажи, нравится или нет? как на твой взгляд, она красивая?
custos: ну, судя по тем фрагментам тех частей тела, что у тебя там в нарезке... :)
custos: да. думаю, в живую она должна быть очень красивой
e5xiU4tWqtwY: это хорошо
e5xiU4tWqtwY: можно я тебе еще пару фоток на почту скину? мне важно знать твое мнение
custos: кидай
custos: ага, вижу
e5xiU4tWqtwY: ну так что?
custos: да, целиком гораздо интереснее. только почему лица нигде не видно?
e5xiU4tWqtwY: над лицом я пока работаю
custos: понятно. а это точно одна девушка? выглядит как несколько разных?
e5xiU4tWqtwY: одна-одна
custos: то есть это такой визуальный эффект?
e5xiU4tWqtwY: ну, типа
custos: просто за счет света и ракурса?
e5xiU4tWqtwY: не только. можно я не буду сейчас вдаваться в детали?
custos: нет, правда, классно снято
e5xiU4tWqtwY: так, скажи мне, пожалуйста, вот из тех цветных
custos: где в кимоно?
e5xiU4tWqtwY: ага. как тебе цветовая гамма? не раздражает?
custos: да нет, экзотичненько так
e5xiU4tWqtwY: хорошо... а вот из черно-белых какой вариант больше нравится?
custos: 3, 5, 11 и 19
e5xiU4tWqtwY: ага. ладно, пускай будет 5. как думаешь, ноги не надо подлиннее сделать?
custos: чего?
e5xiU4tWqtwY: ну, сделать так, чтобы они казались длиннее?
custos: э-э-э....
e5xiU4tWqtwY: грудь не слишком маленькая?
custos: э-э... чувак, ты там вообще чем занимаешься?:))
e5xiU4tWqtwY: не, ну скажи! мне, правда, нужно знать твое мнение
custos: слушай, нормальная девка! нормально снята! не надо ничего переделывать :))
e5xiU4tWqtwY: хорошо. не буду
Это определенно была лиса. Нарисованная несколькими уверенными движениями - пусть стилизованная, но узнаваемая. Та же, что и вчера. Только теперь она была на другой странице. За двадцать лет службы он привык ожидать от рукописей каких угодно причуд, вроде отсутствия в нужный момент в нужном картоне листов или наличия двух взаимоисключающих дат в одном документе. Но в том, что нарисованные лисы не должны переходить с одной страницы на другую, он был уверен... По крайней мере, до сего дня... Девушка, напротив, была никакая не нарисованная, а вполне себе полноценное 3D. Или даже все 4D, если учесть исходивший от нее армат духов, трудно отождествимый и еще несколько минут назад совершенно непредставимый в этом пространстве. Впрочем, эти самые несколько минут назад - до того, как он открыл дверь и услышал слова "к вам посетительница" - она сама в этом вестибюле была совершенно немыслима и невообразима.
Белое, точно присыпанное мукой лицо. Маленький, ярко накрашенный рот цвета спелой клубники. Черный изгиб бровей в форме боевого лука. Широченная, того же черно-бархатного оттенка и той же формы подводка вкруг глаз. Сами глаза - с таким длинным и узким разрезом до самых висков, что белков из-под мохнатых ресниц было почти не видно. Черные, как вороново перо, волосы, собранные на макушке султаном наподобие конского хвоста, перетянутого у основания лиловой лентой. Длинная белая шея не то с повязкой, не то с ошейником ярко красного цвета. Огромные серебряные серьги в виде католических крестов с тонкими гранеными перекладинами. Треугольный разрез глубокого, чуть ли не до середины груди декольте, которому, впрочем, было почти нечего открывать, кроме родинки у правого края. Черные кожаные штаны в обтяжку, со шнуровкой от щиколотки до бедра, где-то - неизвестно где именно - переходящие в кожаные ботфорты, все с той же шнуровкой и высоченными каблуками на высоченной платформе. Все черное, ярко красное или лиловое - кожа, бархат и шелк - со строгим соответствием линий и оттенков цвета, несмотря на разницу фактур. Такое впечатление, что каждая деталь костюма была не просто заботливо подобрана одна к другой, а выдумана заранее как непременная составляющая облика и изготовлена одновременно со всеми остальными элементами гардероба.
Такую девушку невозможно было представить ни на улице, ни в театральной ложе, ни даже - сквозь стекло - в ювелирном бутике торгового центра. Только на рекламном постере из какого-нибудь глянцевого журнала. Ну, или на подиуме. Или посреди красной ковровой дорожки под молниями фотовспышек. На худой конец - в художественном фильме. То есть опять-таки на экране телевизора или компьютера, внутри плоскостного изображения. Но вот поди ж ты!.. Она была тут, облеченная в плоть и запах, прямо в этих ожидающих капитального и косметического ремонта стенах, сидела на древнем советском стуле с вытертой и потрескавшейся клеенкой, из которой только что не торчал поролон. И даже вскочила при его появлении, уронив при этом элегантную лиловую сумочку. Обычно девушки на него так не реагируют. Такие - тем более... Ну, что ж, как всегда, когда происходит какой-то сбой в реальности, самое главное вести себя так, как будто ничего не случилось. Глядишь, реальность опомнится, и все снова встанет на свои места. Вот распишется он сейчас за ключи, поднимет голову, а никакой девушки рядом и нет....
И только ощутив на своей шее ее взволнованное дыхание, когда ему пришлось подойти к ней почти в плотную, чтобы расписаться в книге выдачи ключей, он вдруг понял, что шокирующий эффект от ее присутствия вызван скорее окружающим пространством, нежели ее обликом. Потому что не далее как час назад они столкнулись с ней в вестибюле метро перед входным турникетом, когда он не спеша вытаскивал из внутреннего кармана карточку. Она едва не налетела на него, стуча каблуками и размахивая сумочкой, и ему даже пришлось посторониться, пропуская ее вперед себя. И если от красного зонтика он сумел вовремя увернуться, то концами своего конского хвоста, пробегая мимо, она задела таки его по лицу. Из-за чего во время спуска по эскалатору он еще долго ворчал про себя в адрес приезжих провинциалов, не умеющих себя вести в больших городах, но почему-то уверенных, что их сиюминутные дела и заботы важнее жизни обычных горожан. И вот на тебе, оказывается, они ехали в одно и то же место к одному времени...
- Я к вам приехала из другого региона и вот уже полчаса жду...
Вот и видно, что "из региона"... Нет, это все-таки надо уметь, чтобы вот так вот буквально одной фразой уравнять бывшую столицу с провинцией!.. На такое даже москвичи не способны.
- Я сюда еще вчера утром приходила, вам даже звонили домой, и мне сказали, что сегодня вы будете ровно в одиннадцать. И еще попросили не опаздывать. Я уже начала беспокоиться, правильно ли я поняла, и не придется ли мне опять весь день где-то болтаться...
- Да-а, девушка-то вас давно дожидается... Уже извелась вся... - ласково вставила свое слово вахтерша.
Только тут до него дошло, что на самом деле она оправдывается, как школьница, извиняясь за свое присутствие в вестибюле. Он еще раз оглядел ее с ног до головы, всю ее невысокую фигуру анарексичной девочки-подростка, но почему-то у него все равно осталось впечатление, что перед ним женщина-вамп, у которой просто есть еще одно дополнительное амплуа.
- Так вы в архив приехали? Тогда должны быть в курсе, что мы храним документы, начиная с 12 века. Здесь, в этом учреждении, какие-то полчаса ничего не решают.
И он снова вернулся к журналу записи ключей. Перелистнул страницу назад, по нижнему краю листа бежала точно такая же лисица. Ага, все-таки их две!... Ну, хоть что-то прояснилось...
- Вы в курсе, что все сотрудники в отпусках и до сентября мы закрыты?
- Э-э... ну, да! Я вообще-то на практику.
Он еще раз оторвался от журнала, чтобы снова окинуть ее взглядом и насчитать по меньшей мере пять причин, по которым ее нельзя было вести сегодня в хранилище перекладывать картоны и, скажем, протирать полки. Высокий султан на голове, который не закрыть никакой косынкой; длинные пряди, черными струями ниспадающие на лицо, которые будут лезть в глаза; чудовищно длинные ногти на пальцах - все того же цвета спелой клубники, которыми никакую коробку будет не удержать; неизвестно где заканчивающиеся ботфорты с каблуками, которые так просто не переоденешь; покрывающий лицо, шею и грудь слой белил или пудры, с которого архивную пыль не стряхнуть, так что ее придется смывать вместе с макияжем.
- Бумага есть?
- Да. Вот, пожалуйста.
Письмо было самым что ни наесть обычным. Новосибирский государственный университет просит, рекомендует, обязуется, ну и так далее, все как положено...
- Мы с вами списывались по электронной почте.... в конце мая... Вы сказали, что можно будет приехать на две недели.
Да, он вспомнил. Очень вежливое и обстоятельное было письмо, настолько обстоятельное, что он дал слабину и, умилившись тому обстоятельству, что автором была какая-то влюбленная в Штейндорфа второкурсница, позволил ей приехать, решив для себя, что это будет хороший повод провести, наконец, постоянно откладываемую проверку наличия. Единственно, что он не смог найти ее имени-отчества (рядом с непривычной фамилией стоял только инициал) и вынужден был обратиться к ней "сударыня".
- Паспорт?
- Вот, пожалуйста.
Инари Кицуне. Отчества не было. В графе "пол" стоял прочерк. Даже перейдя на принтеры и клавиатуры, советские паспортистки остались советскими паспортистками.
- Давно так живете? - он ткнул ногтем в графу, не предполагавшую третьего варианта.
- Всю жизнь, - неожиданно улыбнувшись, сказала она.
Глядя на то, как преобразилось ее кукольное личико, он и сам непроизвольно ей улыбнулся.
- А вы в курсе, что документ в таком виде недействителен?
- Конечно, - еще шире улыбнулась она, впрочем, не показывая зубы.
- Ну, ладно, пойдемте. Так и быть, найду вам какое-нибудь занятие...
Уже на лестнице он как бы между прочим поинтересовался, откуда у нее такое имя и такая фамилия.
- Имя японское, в честь богини плодородия. Фамилия тоже, означает "лиса". Отец был японцем. Так что на самом деле я полукровка.
- Так это вы лисичку в журнале выдачи ключей нарисовали?
- А разве это не книга записи посетителей?
Он с интересом оглядел ее и, поскольку она ждала ответа, отрицательно помотал головой. Но вообще надо будет сказать дежурным по вахте, чтобы лучше следили за посторонними. А то как-то это уже ни в какие ворота...
- У японцев фамилия идет впереди имени, я правильно помню?
- Да, совершенно верно.
На повороте она вдруг остановилась, поклонилась по-японски и, опустив глаза, проговорила быстрым шепотом с неясным ударением "Кицунэ Инари". И вновь ему показалось, что это моментальное перевоплощение в покорную служанку, изменившее в одном единственном движении и пластику, и манеру, и интонацию, есть лишь еще одно дополнительное амплуа, которое иногда может быть просто удобно этой чересчур непосредственной девочке-студентке. О женщине-вамп он к этому моменту уже благополучно забыл.
- Как к вам обращаться?
- Ну, мы в России. Поэтому, можно просто по имени.
- Тогда, если позволите, задам вам еще один неприличный вопрос. Почему вы пришли в архив столь странно одетой?
- Работа такая.
- Уже работаете? И что за работа?
- Доставлять удовольствие.
Вот прям вот так вот... Он даже остановился, чтобы оглянуться и еще раз внимательно посмотреть на нее. Нет, все по-прежнему, та же непосредственная улыбка на невинной мордочке.
- И много зарабатываете?
- Зависит от обстоятельств, - все с той же улыбкой, как нечто само собой разумеющееся. Грустно. Ну да, впрочем, его это не касается, до сегодняшнего дня он ее даже в глаза не видел.
- А зачем, позвольте спросить, вам при такой работе архивная практика?
- Ну как? Вы же видели мое отношение. Там сказано, что я студентка, а значит, официально имею право пройти архивную практику в любом соответствующем этому профилю учреждении. А еще там сказано, что я пишу работу про Штейндорфа и архивное наследие Януса. Так что одно к одному...
"Студентка"... Обычно так себя рекламируют молодые девицы в разбрасываемых по ночным перекресткам книжицах. Впрочем, на страницах такого рода печатной продукции представить ее было невозможно. Параметры, мягко говоря, не те. Видимо, это какой-то другой класс услуг.
- Гейшей работаете?
- Когда гейшей, когда наложницей. Бывает, если нужно, могу и замуж выйти. И быть верной женой до гроба. Если повезет, то и детишек нарожать...
- Так... Инари, - он снова остановился, медленно повернувшись к ней всем корпусом. - Я должен вас предупредить. Я, в силу своей профессии, человек, не отягощенный чувством юмора. Поэтому если вы будете и дальше шутить в том же роде, будьте готовы к тому, что я могу принять ваши слова за чистую монету.
- Ну, это же прекрасно! Это лишь выдает в вас серьезного исследователя!
Да, этой палец в рот не клади.... Уже готовые произнестись слова извинения застряли у него в горле. Поэтому он только вздохнул и, жестом пропустив ее вперед, сосредоточился на возможности беспрепятственно поразглядывать ее змееподобные затянутые в черную кожу ноги.
В рабочей комнате он усадил ее за компьютер, вручил ей для набора коробку с карточной описью, а сам принялся разбирать переписку одного из штейндорфовых учеников. Когда через полтора часа он проверил ее работу, то поразился тому, насколько все было сделано точно и аккуратно. Хотя на его неопытный взгляд, печатать с таким маникюром было едва ли возможно. Она без каких бы то ни было затруднений разобрала все имена и топонимы, написанные неразборчивыми почерками архивистов старшего поколения, и даже кое-где предложила более адекватный вариант их переложения на кириллицу. В очередной раз за сегодняшний день он вынужден был признать, насколько первое впечатление было ошибочным.
- Да, Инари, я, видимо, должен перед вами извиниться за сегодняшний разговор на лестнице. Я неверно вас понял. Дело в том, что люди, которые здесь работают и которые приходят сюда в качестве читателей, редко настолько заботятся о своем внешнем виде. Я просто не был готов к тому, что такое тоже возможно.
Она тихонечко захихикала, от чего ее личико стало похоже на мордочку какого-то смышленого зверька.
- Вот вы смеетесь, - сказал он со смущенной усмешкой, возвращаясь на свое место. - А я до сегодняшнего дня вообще не мог представить, что живые люди способны ходить на таких каблуках.
- Ну, правильно, я же не человек, - со смехом подхватила она.
Ну, вот... начнутся сейчас эти феминистские игры...
- А кто?... Андроид что ли?...
- Почему сразу андроид?.. Реплекант, - беззаботно возразила она, продолжив печатать.
- Реплекант... Какой из вас реплекант?...
- Ну, как? Обычный реплекант. Никогда раньше не видели?
Он оторвался от экрана и искоса посмотрел на ее сосредоточенное лицо в другом конце комнаты. Нет, она была совершенно необыкновенной. И то, как она моментально перевоплощалась, каждый раз создавая новое впечатление от своей, в сущности, довольно невзрачной фигурки, и то, как она с серьезным видом несла очевидную ахинею, все это делало ее еще более неповторимой.
- Не похожи вы на реплеканта...
- Это еще почему?
- У вас слишком нестандартная внешность.
Она остановилась и с интересом посмотрела на него.
- Дизайн не нравится?
- "Дизайн"?... - рассмеявшись, переспросил он. - Нет, что вы, "дизайн"... "Дизайн" прекрасный. Я имел в виду, только нестандартность. Видите, изготовление реплекантов должно быть слишком дорогостоящим, и если бы их научились делать, то начали бы с того, что наштамповали аналогов кукол Барби. Ну, или чего-то еще в этом роде. Так сказать, для удовлетворения обывательских вкусов...
- А если по индивидуальному заказу?
- Хм... Ну, тогда это должно быть очень дорого... Настолько дорого, что просто нереально.
- А если отечественного производства?
- Это с японской-то фамилией? - смеясь, уточнил он.
- Так по лицензии.
- А-а-а... Ну, тогда у вас должна быть надпись "Made in Japan".
- Есть.
На какой-то момент он снова, как и тогда с нарисованной лисой и во время этого злосчастного диалога на лестнице, почувствовал, что еще немного и он окончательно утратит связь с реальностью. Но все быстро разрешилось...
- Вот, пожалуйста, - она выудила у себя из сумочки небольшой серебристый шарик на красном шнурке. - Здесь хранится все самое важное.
- Ну, в том, что флэшь у вас японская, я нисколько не сомневаюсь.
- Так шар в комплекте. На мне только подпись разработчика дизайна.
- Какая еще подпись?!
- Вот здесь, - она повернула голову, отогнула левое ухо и продемонстрировала татуировку в виде какой-то надписи. Издали было не разглядеть, но скорее всего какие-нибудь иероглифы...
- Так, ладно, Инари, - со вздохом признал он свое поражение. - Хватит болтать, давайте работать дальше.
- А этот компьютер подключен к интернету? Могу я почту проверить?
- Да, конечно...
И то верно. Самое время ненадолго вылезти в жж или в чат, успокоить нервы...
custos: о, ты тут
e5xiU4tWqtwY: ага
custos: прикинь, сижу на работе, а рядом со мной сидит женщина-андроид
e5xiU4tWqtwY: с чего ты взял, что она андроид?
custos: ну, она сама мне это сказала
e5xiU4tWqtwY: да ладно! прям вот так и сказала? не верю
custos: ну, не прямо так... она сказала, что реплекант.
e5xiU4tWqtwY: вот, видишь! никакой не андроид
custos: а что, реплекант сильно лучше? :)
e5xiU4tWqtwY: смотря для чего
custos: то есть ты думаешь, что пугаться пока преждевременно?:))
e5xiU4tWqtwY: пугаться никогда не преждевременно. это в панику впадать вредно
e5xiU4tWqtwY: но ты подожди, не паникуй пока. давай рассуждать логически. реплекант, бот или там андроид не способен соврать, потому что он действует сообразно заданному алгоритму. так же как и демон. демоны никогда не врут, в отличие от людей. и никогда не нарушают данного слова.
custos: чё, правда что ли? :)
e5xiU4tWqtwY: правда-правда. это я тебе как бот говорю:)
custos: а я думал, что демоны только тем и занимаются, что обманывают людей
e5xiU4tWqtwY: не-не, они не обманывают. они либо не договаривают, либо, наоборот, говорят лишнее. а дальше человек обманывается сам. люди же привыкли к тому, что сами все время лгут. поэтому когда они общаются с демоном, они постоянно ищут везде скрытый смысл. вот и выдумывают себе под видом "правды" какую-нибудь приятную, ну или просто привычную ложь.
custos: интересно
e5xiU4tWqtwY: так вот давай рассуждать логически. если она сказала тебе правду, то это только лишний раз доказывает, что она действительно реплекант. а если она врет, то она - точно человек.
custos: ага, скажи еще, что из этого следует вероятность 50 на 50 :)
e5xiU4tWqtwY: ну, не :) на такое я не способен
custos: ты мне лучше посоветуй, что мне теперь делать! :)
e5xiU4tWqtwY: ну, скажи ей, что ты наследник великого хранительского рода, призванного оберегать культурное наследие человечества от разного рода нелюдей
custos: ну ты даешь!.. не могу же я прямо вот так вот взять и сказать ей всю правду! :)))
e5xiU4tWqtwY: о, сразу видно истинного неподдельного человека! не то, что я :)
- Пойдемте обедать.
Она беспрекословно закрыла программу, встала из-за компьютера и потянулась с такой непосредственностью, какая бывает свойственна только детям, собакам и кошкам. По лестнице она сбежала так, словно и не было на ней никаких каблуков, а по улице шла чуть ли не вприпрыжку, вовсю улыбаясь и размахивая дамской сумочкой. Так что когда они дошли до проспекта, он уже чувствовал себя этаким старшим братом-занудой, которого родители попросили забрать из школы младшую непоседу-сестру. Спрашивается, с какой это радости ему пришли на ум подиум и софиты, когда он ее только увидел?... Он вспомнил, какое она произвела на него тогда впечатление, и порадовался, что реальность оказалась совсем иной. Ту воображаемую гостью он бы никуда пригласить не решился... Чуть помедлив на перекрестке, он уверенно повел ее по направлению к бистро. Вести человека с японской фамилией есть удешевленные суши, было как-то уж совсем глупо...
В очереди с подносами она, не глядя, схватила какой-то салатик, сырники, заказала себе рис в качестве гарнира, а потом с самым сосредоточенным видом замерла над котлетами по-киевски.
- Неужели фигуру бережете? - съехидничал он, но в ответ удостоился такого мрачного взгляда из-под нахмуренных бровей, что тут же пожалел об этом.
- Ладно, давайте рыбное что-нибудь, - сурово сказала она официантке, - а то, когда я ем курицу, вечно горло кому-нибудь перегрызть охота.
- Правильно, чем меньше мяса, те меньше агрессии, - с ласковой наставительностью, несмотря на заметный акцент, поддержала ее та. Ну, еще бы! Филе форели стоит дороже. Тем не менее кошелек он ей достать не позволил.
- Я вас сюда затащил, мне и расхлебывать, - и тут, когда она наклонилась застегнуть сумочку, он разглядел надпись у нее за ухом. Диплом по Штейндорфу, говорите...
Когда они уселись за стол, она выудила из сумки черный чехольчик с красными, увязанными в сложные узлы кисточками и достала оттуда длинные красные палочки. Потом исполнила с их помощью какой-то особый минипоклон, произнеся какое-то неизвестное слово, и только после этого принялась за еду.
- Да, и вам тоже приятного аппетита, - сообразил он.
Еду она уписывала за обе щеки, и он в очередной раз за сегодняшний день подумал, что, пожалуй, самое в ней притягательное, это то, что она упорно не желает себя вести притягательно, и даже хоть сколько-нибудь женственно. Но так даже проще. С ней можно было держать себя так, как он и привык, не боясь вызвать обычное со стороны женского пола раздражение...
- Что у вас написано за ухом?
- Мое настоящее имя, - ответила она с легким ехидством во взгляде.
Ах, да... Истинное имя. Не иначе как что-нибудь эльфийское.
- Из кодекса Штейндорфа? - спросил он, улыбнувшись.
- Ну да...
Нет, ну детский сад просто...
- А почему вас это так веселит?
- Да нет, просто забавно... Сколько всего читать про него приходится, но первый раз вижу, что бы кто-то так делал.
- Ну, да, вы правы, - немного подумав, серьезно согласилась она. - На это не каждый решится.
Нет, что ни говори, эта сумасшедшая девица нравилась ему все больше и больше...
- А когда мы с вами займемся тем, что по правилам надо делать вдвоем?
Вот те на!...
- Ну, помните, вы мне сами тогда еще в письме написали?... - ага, первая же своих слов и смутилась.
- Вы имеете в виду проверку наличия?
- Ну, да... а могут быть еще варианты?
- Могут, - он выдержал нужную паузу. - Выемку и раскладку по правилам тоже положено производить вдвоем. Только это уже лет двадцать никто не соблюдает, потому что людей нет.
Пауза, впрочем, не произвела на нее никакого эффекта. Зря старался.
- Так когда?
- Не терпится в пыли повозиться?
Она с готовностью закивала, впервые широко распахнув ресницы. Все бы на это так реагировали!... Глаза у нее неожиданно оказались золотисто-карими.
- А... А кодекс? На него можно будет посмотреть?
- Даже потрогать.
- О!... Какой вы великодушный человек!...
- Вот ту коробочку с описью доделаете...
Она опять энергично закивала. Надо ли говорить, что после этого она набросилась на еду с удвоенной энергией, а потом, не скрывая своего нетерпения, сидела и ерзала на стуле, ожидая его.
- Ошибок там, смотрите, не наделайте лишних, - бросил он ей, когда она с тем же нетерпением уселась за клавиатуру и начала набирать карточки.
- Не-не, если я за что-то берусь, то делаю это хорошо...
В конце дня он решил над ней сжалиться. Предложил пойти с ним в хранилище прямо сейчас, но она помотала головой.
- Нет-нет, я должна сначала доделать.
- Тогда заканчивайте и идите домой. И так вы тут уже почти целый рабочий день сидите.
- Как?! Вы же обещали!
Да, отказать ей сейчас было бы все равно, что ребенка ударить. Ему даже пришлось отвернуться, что не видеть этого сраженного мировой несправедливостью лица.
- Ладно, заканчиваете коробку. Спустимся потом ненадолго.
Все равно ему надо было идти запирать хранилище, а перед этим отнести туда картон с личным фондом. Да и работала она, надо отдать ей должное, на совесть. Энтузиазм надо иногда поощрять...
В хранилище он поставил на место картон с недоописанными письмами, и достал из шкафа с застекленными полками дорогущее факсимильное издание кодекса, выполненное испанцами на американские деньги. Она небрежно его полистала, примерно так же, как это делают его студенты на занятиях по музейной и архивной практике. Ну, с тех-то что возьмешь?.. Им что Штейндорф, что Войнич, что дрезденский кодекс майя - одинаково ничего не говорящие имена и названия... Она отложила книгу на стол.
- Да, забавная поделка. А где настоящий?
Ага, отличаем, значит, пергамен от специально изготовленной под пергамен бумаги... Он выдвинул ящик стола, достал из него гигантский устрашающего вида ключ, открыл сейф. Достал оттуда картонный футляр и выгул из него на стол невзрачную книжечку в простом пергаменном покоробленном переплете и размером чуть больше ладони. Каждый раз, беря ее у руки, он поражался, насколько в целом она выглядела менее привлекательно, чем сделанное с нее факсимиле...
- Вообще это, конечно, чудовищная несправедливость. У нас есть гораздо более ценные и более красивые вещи. Но кодекс - это единственная рукопись, для которой сами собой нашлись издатели, и единственная единица хранения, ради которой для нас освободили особый сейф из отдела кадров. И все оттого, что вот уже больше века ее никто не может прочесть... Хотя пора бы уже успокоиться, и понять, что не все тайны должны быть непременно раскрыты.
- Как у вас его датируют?
- Ну, как везде... Серединой - второй половиной 16 века. Хотя в последнее время возобладала тенденция рассматривать его как подделку, выполненную по заказу или чуть ли даже не самим Штейндорфом. Поэтому мы во всех последних каталогах и обзорах в скобочках указываем "художественная имитация конца 19 в. - под вопросом".
- Какой же это девятнадцатый век? - воскликнула она.
- Ну, вот я тоже считаю, что никакой...