Аннотация: Книга 2 Повести Вадима Редькина "Фантастическая быль"
Книга II
Глава 1
Лука был крепким русоволосым юношей высокого роста. Карие глаза, выразительный прямой нос, крупные губы, высокий лоб. Сильные руки.
Его отца уже не было в живых. Мама принадлежала к нашей общине. Лука смело вызвался быть моим спутником в непредсказуемой дороге. Он был подмастерьем в нашей кузне и ещё при Деде попросил меня стать его наставником в жизни - отцом, старшим братом. Я не возражал. Мы дружили, я знал его с детства, как и Ани.
Мы жили в римской провинции Азия, в области Кария. Нам предстоял путь на восток, вдоль главной римской дороги, вдоль побережья территории, которая позднее стала называться Малой Азией. Изумрудно-синяя даль Внутреннего моря иногда просматривалась в нашем гористом пути, это добавляло сил и поднимало настроение.
В те времена на дорогах империи, особенно в восточной её части, не так уж редко встречались проповедники, вестники, пророки грядущих перемен, вещающие об откровениях, которые были явлены им свыше. Встречались и апостолы - посланники с определённым поручением, миссией. Мне подходили все перечисленные названия: пророк обычно является и проповедником, и вестником, а в апостолы меня определил Иоанн. Я был его апостолом - посланным им вестником о Рабби, имел прямое благословение последнего и любимого, как называли Деда в восточных общинах, ученика Христа.
Как я выглядел... Попробую обрисовать. Мне исполнилось двадцать девять лет. Ани была моложе меня на одиннадцать лет. Они с Лукой, кажется, были ровесниками. Мой рост был немногим выше среднего, тело крепкое, как того требовала кузня, но гибкое, так что бежать мог быстро. Чуть вытянутое лицо, удлинённое ещё и чёрной густой бородой, которую я иногда ровнял ножом. Волосы - средней длины, одного с бородой цвета.
Обычно мы с Дедом стригли друг друга. Процесс стрижки был прост: одной рукой собираешь волосы в пучок, другой - обрезаешь их ножом. Так же стриглась и борода, и чёлка, когда она уже явно закрывала глаза. Мы с Лукой были кузнецами, поэтому наш инструмент был изготовлен из стойкой стали и чаще обычного затачивался. Укоротить волосы можно и самому, но друг сделает это лучше...
К портрету. Глаза - серо-голубые, Ани называла этот оттенок "цветом неба". Уточню: цвета дневного летнего жаркого неба - оно больше серое, чем голубое. Нос был немаленьким и широким. Губы - обычные, среднего размера, нижняя губа побольше верхней. Они естественным образом плотно сжимались в сложных ситуациях, но чаще улыбались. В общем, обычные губы... Необычными они были у Ани. Конечно, я думал о ней часто, чувствовал рядом (наверное, она тоже часто думала обо мне), вечерами образ её возникал первым в молитве.
Шли с Лукой от селения к селению налегке. Начиналось лето - конец апреля там был уже летом. Редко задерживались в одном селении больше трёх дней. Обычно двух дней хватало, чтобы несколько грамотных жителей могли (желательно без ошибок) переписать те тексты, которые мы имели с собой. Но давать ли тексты для переписывания, я решал после встречи с жителями селения. На таких встречах я рассказывал о Рабби, Слове Отца, явленном нам Господом, о заповедях Любви, принесённых Учителем, о Судном Времени и его признаках, о Новом Пришествии Учителя. Рассказывал и о чудесах, исцелениях, изгнании бесов. А если среди слушающих оказывался одержимый, то его неизбежное освобождение от беса почти всегда приводило к принятию рассказанного нами. В доме, где мы останавливались, я обычно подлечивал хозяев, а главное, детей, молитвой с наложением рук. Второй день был посвящён лечению от недугов детей селения: молитвой, добрым словом, благословлённой водой, простым объяснением причин болей и травм. Некоторые взрослые принимали водное крещение и определялись верующими, ступившими на путь Спасения.
Третий день, если он виделся нужным, был посвящён решению самых острых конфликтных вопросов. Такое происходило, если возникало доверие к рассказанному мною в первый день. А Лука тем временем торопился проверить качество работы переписчиков, но не всегда успевал это сделать. Утром нового дня мы уходили дальше на восток, забрав с собой те оригинальные евангелия и послания, с которыми вошли в селение. Весть Иоанна я не оставлял нигде для переписывания, в отдельных случаях, видя взволнованное Истиной сердце, давал для прочтения на то время, пока мы находились в селении. Так мы поступали в тех местах, где не было общин.
В любом случае, продолжая путь, мы брали с собой только еду, обычно хлеб и солёный сыр, воду и тёмное вино, которое разбавляли водой - и для утоления жажды, и для хорошего хода в жаркий день. Монеты мы не брали, как бы нам их ни предлагали. Таково было правило Деда со времён Рабби. В такие правила не закрадывались исключения. А моё любопытство само нашло ответ: серебро притягивает соответствующие испытания, опасности...
Из писаний взял в дорогу немногое. Кроме Вести Деда, о чём уже упомянул, в моём дорожном мешке были евангелия от Марка и Матфея, письмо Иакова. Здесь потребуется небольшое пояснение - постараюсь, чтобы оно было небольшим.
В то время по христианским общинам ходил немалый объём текстов писаний Нового договора. Я взял с собой только названные тексты по той причине, что написанное там было близко мне и соответствовало, на наш с Иоанном взгляд, Духу Рабби, Духу Слова, тому, что Он говорил когда-то.
Первые евангелия, арамейское и от Марка, появились спустя тридцать - тридцать пять лет после ухода Святого. Арамейское не сохранилось ко времени, из которого пишу сейчас. Оно было базовым для евангелия от Матфея на греческом языке.
Евангелие от Марка, как говорил Иоанн, скорее всего представляет собой рассказ Петра, записанный кем-то из его учеников, может быть, и Марком. Уж кому, как ни Иоанну, знать, как нёс весть его близкий друг, в каком стиле он это делал?
Я привожу известные всем названия евангелий - они относятся к текстам, канонизированным вселенской церковью в IV веке. Но канонизированные тексты, которые я имею перед собой в настоящем времени (из которого пишу), отличаются от текстов с теми же названиями, с которыми мы с Лукой шли на восток. И если тогда нас отделяло от ухода Рабби почти семьдесят лет, то из настоящего времени - почти две тысячи лет.
Те, кто умеют, кто научились чувствовать Дух Слова, найдут сами все эти вставки и искажения. Здесь не стану приводить анализ и сопоставления, это займёт много времени. Желающий может сделать это сам. Но некоторые вещи упомяну в помощь повествованию.
В том варианте евангелия от Матфея, которое я имел тогда с собой в заплечном мешке, Иосиф ещё оставался отцом Иешуа, а Пётр не имел ключей от рая и ещё не был той "скалой" или "камнем", на котором Христос возведёт свою церковь...
А в евангелии от Марка не было и ещё лет сто не будет стихов с девятого по двадцатый в шестнадцатой главе: о том, как Мария Магдалина сообщила плачущим ученикам о воскрешении Учителя; как Он, воскресший, явился вкушающим за столом одиннадцати ученикам и упрекнул их за неверие и слепоту сердец, поскольку они не поверили тем, кто видел Его воскресшим; о том, что Он призвал учеников возвестить Благую Весть по всему свету и сказал, что те, кто не поверят и не примут крещения, будут осуждены, а знаком, по которому узнают поверивших, будут сопровождающие их (поверивших) чудеса и говорение на новых языках. Написано в этих стихах и о том, что, сказав это, Господь Иисус вознёсся на небо и воссел по правую руку Бога...
И ещё небольшой пример для любящих Дух Святой, чтобы самим определять присутствие Слова Отца.
В настоящее время стих 45 в десятой главе евангелия Марка звучит так: "Ведь и Сын человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней". Думаю, здесь несложно увидеть позднюю вставку "...и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней".
Из писем учеников мы имели с собой только письмо Иакова. По той причине, что в этом письме встречается Слово Рабби, а это большая редкость для писем учеников, как реальных, так и вымышленных. В своё время мы с Дедом и соседом-иудеем перевели это письмо с арамейского на греческий.
Канонизированный вариант этого письма тоже отличается от оригинала, в первую очередь, завершающей главой, которая не существовала в таком виде в пору нашей дороги на восток.
Письма и послания Павла мы с собой не взяли, хотя они были самыми читаемыми в христианских общинах, возможно потому, что другие ученики писем и посланий не писали, кроме одного-двух спорных. И письма Павла продолжали приходить в общины со стороны римской церкви, хотя Павла уже давно не было в живых.
Я не видел в письмах Павла, в его учении, Духа Рабби (возможно, ошибочно) и воспринимал взгляды Павла как отдельную школу (секту) внутри иудаизма, как попытку привести язычников к Богу Израиля собственным путём Павла. А я, Евсей, будучи язычником, хотел прийти к отцу Любви дорогой, принесённой Рабби, и видел Его Путь к Любви единственно верным. И мы шли с Вестью о Слове Божьем, а не об учении Павла. И за то, что говорил ближним, отвечал только я сам, с благословения Иоанна...
Спустя почти луну нашего пути, когда после ухода Иоанна из тела прошло около сорока дней, он явился мне утром. И это был не сон.
Дед как будто обнимал меня и, возможно, прощался: "Сынок, любимый. Береги в себе Дух Святый, Дух Рабби. Не забудь, родной, это твой труд, твои усилия. Это не чудо с Неба, от которого становишься Свят, и не разноязыкое говорение. Это твои усилия на пути исполнения Слова Господа!"
...В летней дороге вдоль берегов Внутреннего моря мы дважды останавливались в селениях, где существовали христианские общины, которые основал Иоанн вместе с Прохором. Эти общины сохраняли принципы взаимодействия, подобные иерусалимской общине прямых учеников Христа: общий стол, общее имущество, общие трапезы с причастием, собрания с раскрытием друг перед другом своих грехов и ошибок и прощением друг друга. Всех объединяла единая молитва, оставленная для учеников Словом. Молитва творилась трижды в день как обязательное для верующего таинство.
Вот некоторые из основных принципов жизни такой общины:
"Разделяй всё с братьями и сёстрами своими; не говори: "Вот это моя собственность", ибо если имеете общение в бессмертном, не большее ли это, чем смертные вещи?"
"Если кто возьмёт у тебя что-то твоё, не требуй назад, ибо ты не можешь так поступать".
"Просящему у тебя давай, но не требуй назад - Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого".
"Блажен дающий, ибо он неповинен".
"Если берущий имеет нужду в том, что берёт, он неповинен; если берёт, не имея нужды, он повинен".
"Не будь протягивающим руки, чтобы получить, и убирающим их, когда нужно дать".
"Не причиняй раскола, а примиряй спорящих".
"Если ты оказался в тяжёлых обстоятельствах, принимай их как благие, ибо без Бога ничего не бывает".
"Не отнимай руки от своих детей, с детства научай их Слову Божьему".
"Исповедуй грехи пред ближними и не приступай к молитве с нечистой совестью".
"Не оставляй заповедей Господних, а береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая".
Один из основных принципов верующего христианской общины: "Возлюби ближнего, как самого себя, и не делай другому ничего, что не желал бы для себя".
Конечно, все эти принципы Иоанн услышал от Рабби, как и другие прямые ученики, знавшие живого Учителя, во плоти и крови. Возможно, в этих принципах-заповедях есть словесные неточности, но в них есть Дух Учителя.
За хозяйственные вопросы отвечал избираемый совет диаконов или один диакон. Диакон - это слуга, служитель. В общине побольше мог избираться в совете диаконов старший, присматривающий за хозяйством - епископ. В такой совет избирались общим решением собрания общины достойные Господа мужи - несребролюбивые, правдивые, кроткие и испытанные.
По правилам общин мы с Лукой не могли задерживаться в них больше двух дней. Я считался и воспринимался апостолом, пророком-проповедником. А такому человеку нельзя было задерживаться в одном поселении дольше, чем на два дня, он должен был идти дальше, иначе он - лжепророк. Но братья и сестры хотели более долгого общения с нами. Поэтому с третьего дня пребывания в общине мы с Лукой становились кузнецами и трудились во благо общего стола. А вечерами продолжали свой рассказ о Слове Божьем.
Верующим не должно было испытывать пророка: действительно ли он пророк или апостол. Но при этом не всякий говорящий в духе считался пророком, а только тот, кто имел нрав Господень, только по нраву своему пророк признавался настоящим. Пророк, обучающий истине, но сам не исполняющий её, воспринимался лжепророком, и такая информация отправлялась почтой-путником в ближайшую общину и далее по цепочке.
Если пророк просил для себя денег на дорогу или чего-нибудь ещё, то не следовало ему это давать, даже если он настоящий пророк. Если он просил для неимущих, то надо было дать, если такая возможность имелась.
Конечно, мы с Лукой строго придерживались этих правил и всегда имели в дороге еду и питьё. И нас ждали на обратном пути...
Глава 2
В трёх- или четырёхдневном переходе до следующего селения, когда солнце пекло сильно, а вода встречалась редко, мы увидели четырёх путников, идущих нам навстречу. Ощущения от их приближения были тревожные и отдать им было нечего, кроме одежды, которая была на нас, да остатков воды и хлеба. А в моём заплечном мешке был самый ценный наш груз - писания о Свершении.
- Жди команды, - сказал я Луке. - Если побежим, то только вперёд.
Спокойный Лука молча кивнул.
Путники, приближаясь к нам, заранее взялись за ножи, все четверо: это заставляло думать, что они не предполагают разговаривать с нами о Боге. Двое центральных, один из которых был главным (это читалось по выражению лица), подошли к нам на расстояние вытянутой руки, двое других стали обходить нас, стараясь зайти за спины.
Я смотрел в глаза главному. Увидел, как мелькнула его правая рука с ножом в сторону моего горла. Я не сделал шаг назад, а нырнул с уклоном влево под его руку. Инерция удара по воздуху немного развернула его, он открыл передо мной свой бок, в который я и толкнул его обеими руками, резко выпрямляя полусогнутые ноги. Толчок получился сильным, в правильном направлении. А Лука невозмутимо вытянул ногу. Главарь, падая, ухватился за своего соратника и сбил его на землю.
- Бежим! - крикнул я Луке зачем-то очень громко.
Двое заходящих за наши спины бросились за нами, наверное, возбуждённые внезапностью схватки.
Бежали мы быстро, долго, не разговаривая, слушая танец своего сердца.
Когда дыхания в такую жару уже стало не хватать и начало прихватывать бок в районе селезёнки, я обернулся. За нами бежал, не отставая, один человек, остальных не было видно. Когда я обернулся, бежавший выбросил нож в сторону.
- Стой, Лука!
Мы остановились, обернулись навстречу бежавшему. Дыхание его было ещё более тяжелым, чем моё. Он резко остановился, поднял руки вверх, показывая, что в них ничего нет. Потом наклонился, упираясь руками в колени, пытаясь привести дыхание в порядок... Мы дали ему и себе отдышаться.
- Чего ты хочешь? - спросил я. - Мы вряд ли сможем чем-то помочь тебе.
- Сможете, - сказал человек. - Возьмите меня с собой!
Неожиданное предложение привело к небольшой паузе в начавшемся общении.
- Зачем? - спросил я его.
- Просто так, - ответил человек. - Хочу идти с вами, а не с ними.
- А почему? - продолжал уточнять Лука.
- У вас глаза добрые... И убивать людей из-за куска хлеба больше не могу... Ходить один не хочу. Возьмите меня. Буду работать на вас просто так... И не бейте меня... Ем я мало.
Его звали Ала́н, он был перс, беглый раб. Не так давно Алан ушёл из родной Мидии в поисках счастья в сторону великого Рима. Быстро попал в рабство. И быстро, хотя и поздно, понял, что счастье надо было искать в родных местах. Его дважды перепродавали с прибылью для предыдущего хозяина. А потом он бежал и примкнул к таким же беглым рабам-бродягам...
Так нас стало трое. Алан был рыжеволос, желтоглаз, в нём текла кровь одного из воинов Александра Македонского, более четырёхсот лет назад ненадолго завоевавшего Персию. О наличии в теле Алана толики греческой крови ему рассказала его прабабушка. Алану был двадцать один год.
- Больше не могу и не хочу идти по пути зла, - сказал Алан.
Он чтил древнюю веру персов, так как воспитывался в авестийской традиции. Уже почти четыреста лет не существовало великой Персидской империи. Но на этих территориях возникло не менее великое Парфянское царство, правила которым уже не древняя династия из царства Парс, а династия царей полукочевых арианских племён, пришедших на эти земли с севера. Арианцы завоевали греческую сатрапию, а потом увеличили свои владения до восемнадцати царств - от Месопотамии до Индии. Цари арианских (иранских) племён считали себя родственной ветвью предыдущей династии парсов. И подтвердили это тем, что остались верны авестийской вере, принесённой пророком Заратустрой почти за тысячу восемьсот лет до Рождества Христа. Парфия продолжала чтить веру во Всеблагого Творца Мира Ахура Мазду, Владыку мудрости, а значит, и хранила жречество храмов Огня...
Алан не был исполняющим законы древней веры, которую он называл Благой Верой. Но настал час, и Алан возымел сильное желание изменить направление пути, на который ступил, уйдя из дома, на противоположное. Его терзала совесть, на индоарианском наречии "чиста".
Алан был необыкновенно чистоплотен. Если позволяли обстоятельства, он омывался пять раз в день, но при этом не заходил в речку или ручей, встречающиеся в пути. Он имел с собой кожаный мешок, которым набирал воду из ручья, шепча молитву. Омывался в стороне от ручья и от чьих-либо глаз.
В его вере огонь и вода были святыми творениями, не подлежащими осквернению. Костёр в дороге разводил теперь Алан, он не мог позволить, чтобы огонь соприкасался с водой. Дрова теперь использовались чистые и обязательно сухие, чтобы капли влаги от сырой древесины не попали в пламя. Ведь огонь - это образ Благого Творца Мира, оставленный человекам через пророка.
Алан ел немного не потому, что не хотел - он не употреблял в пищу мясо с кровью. Кровь должна быть правильно удалена. Но даже если кровь удалена правильно, он ел не всякое мясо. При таком подходе у него порой не было большого выбора питания в дороге. Может, поэтому он был крепок, лёгок, вынослив и смог долго преследовать нас, когда мы убегали от разбойников.
Увидев, что мы творим обязательную молитву три раза в день, он стал творить молитву пять раз в день по суточным часам, вставая на молитву и в предрассветные часы. Алан прилагал усилия к возвращению в свою веру. Нам он сказал:
- Я когда-то выбрал путь зла. Это плохо. Я пошёл за Владыкой демонов, но Всеблагой милостив, вся хвала Ему, Он дал мне встречу с вами, а я смог увидеть ваши глаза. Есть надежда: когда душа моя окажется у Моста решений, мои благие дела будут хоть на волосок превышать злые, и я попаду в Дом Песен...
- Алан, что главное в жизни твоей? - задал я вопрос.
- Я же не священник, я человек простой - а вопрос непростой, - улыбнулся Алан.
- Попробуй ответить, - попросил я. - Мы же решили идти вместе... Для меня вот важно научиться любить ближних, как самого себя, какие бы неприятности ни приходили от них. А ты что скажешь?
- Ты поставил себе очень трудную задачу. Тогда я тоже замахнусь! Хочу победить силы зла, которые не дают мне быть счастливым в этом красивом мире. Тогда я точно не попаду в ад... И тогда в ад не попадёт больше никто. Я хочу быть счастливым всегда, вечно, и ничего не бояться...
- А как победить силы зла?
- Это знает у нас каждый, кто избрал путь Благой Веры. Надо жить с добрыми мыслями, добрыми словами и добрыми делами. Хотя это очень трудно. Но любой человек, и я тоже, имеет совесть. Совесть, если её слушать, определит добро и зло. И надо сделать добрый шаг, даже если мне этого совсем не хочется... Я знаю, ты мне в этом поможешь - это видно в твоих глазах, ты твёрд в добрых шагах, и этот большой юноша тоже... Поэтому я и бежал за вами...
Глава 3
В одном большом селении в провинции Киликия мы задержались больше месяца. Там уже жила Весть о Христе и появились верующие. После встречи первого дня и рассказе о жизни общины Иоанна к нам подошли пять человек и попросили помочь становлению общины в их селении...
Мы сразу включились в Божье дело: организацию общих трапез с причастием и проведение собраний с исповеданием пред ближними и радостью прощения. На первом таком собрании Алан показал пример смелости и открытости: рассказал о своей жизни дорожного грабителя и о том, что вместе с такими же бродягами, как он, хотел убить меня и Луку. Алан встал на колени, попросил прощения у Всеблагого, потом у меня и сказал пред всеми, что не желает больше идти по пути смерти, что приложит все силы стать человеком добрых дел и добрых мыслей. Потом он заплакал, а глаза его светились чистотой...
Собранием пока ещё небольшой общины мы выбрали достойного диакона. Одного доброго, ответственного, активного, честного человека было достаточно для организации общих трапез, сбора и распределения общих средств.
Лука вскоре начал пропадать в местной кузне - у него появилась возможность обогатить свои навыки и поделиться приобретёнными. Уже скоро два местных кузнеца, мастер и подмастерье, наслушавшись историй Луки, пришли вступать в общину и принимать веру. Алан был рядом со мной, сам попросил об этом: он хотел слушать, что я говорю, и видеть, что делаю. Мне удалось поработать в кузне только последнюю неделю нашей жизни здесь.
Общие трапезы с причастием обычно заканчивались беседами об Учителе, о Его Слове - явленном Им Пути Спасения. Бывало, мы вместе читали Весть Иоанна, бывало, я отвечал на вопросы, которых было немало.
В первую неделю один день посвятили лечению детей и очищению от одержания. По селению полетели слухи: апостол Христа исцеляет болящих и выгоняет бесов так, что они горят красным пламенем. И народ, конечно, повалил к нам. Со второй недели я занимался исцелением через день. Превратил эти дни в общение о вере, о жизни. Человека исцеляет не чудо, а вера. Она освещает путь. Двигаясь по пути веры, человек однажды перестанет болеть. А Сила для движения берётся в молитве, которую дал Спаситель... И людей не требовалось убеждать в силе веры и молитвы, они видели эту силу в действии тут же, при очищении от одержания.
- Когда будем учиться благодарить Отца, друг друга, желать ближним добра, говорить только правду друг другу, тогда боли уйдут и перестанут приходить, - повторял я эту мысль на каждой встрече.
Те, кто начинали творить молитву и учились благодарить и не врать, почувствовали результат сразу. И делились этой радостной вестью с ближними. И многие пошли принимать крещение.
Через селение текла быстрая прозрачная речка. Там и свершилось таинство с троекратным погружением в воду во Имя Отца, Сына Его и Духа Святого, изливающегося ко всем, открытым к Нему...
- Евсей, хочу принять крещение! - сказал Алан.
- Рад этому, Алан, - ответил я в ожидании продолжения.
- Спрошу несколько вещей: что я могу делать и что не могу после крещения. Ведь приму в себя твою веру.
- Ты вступишь в новый договор с Господом.
- Я могу молиться пять раз в день, если ты молишься три?
- Молись, сколько увидишь нужным, молитва даёт Силу...
- Мне надо будет изменять своё питание и есть, как вы с Лукой? - торопился дальше спрашивать Алан.
- Как решишь сам. Ты же знаешь, засоряет не то, что съел (хотя, конечно, съесть можно столько всего, что будет очень плохо), засоряет то, что ты думаешь, говоришь, делаешь. Поэтому питайся как хочешь. Только чтобы это не создавало сложностей в нашей дороге... Но ты можешь остаться в этом селении и сделать много благих дел. Здесь будет добрая община. И однажды с чистой совестью войдёшь в Дом Песен.
- Если ты скажешь остаться, останусь. Если позволишь, пойду с тобой.
- Я не против, чтобы ты был рядом. Лука, думаю, тоже... Новый Завет Отца - это и новые заповеди, новые действия, новая молитва... Ты готов это взять, чтобы мы и в сердце были вместе?
- Я должен начать творить новую молитву?
- Не должен. Ты сам определяешь свой путь. Всегда есть выбор... Чтобы идти со мной, надо быть вместе. И жить одной верой. А в ней есть одна молитва. И она соединяет нас вместе... А ещё со мной идти опасно: Владыка демонов будет мешать. Недавно охотником был ты, теперь охотиться будут за тобой.
- Демоны всегда мешают, когда выбран путь Блага. Участвовать в твоём сражении - значит, наверняка попасть в Дом Песен. Мне надо идти с тобой и победить его... А как быть с молитвой? Всеблагой, вся хвала Ему, дал главную молитву моему народу через своего пророка, Слово Своё - Заратуштру, хвала Ему. Заратуштра явил Авесту, Первую Весть. Нельзя убавлять и добавлять Учение Заратуштры, хвала Ему. Оно неизменно.
- Всеблагой Отец снова послал Слово Своё с Новой Вестью, с Новым Заветом, Договором... Разве Заратуштра говорил, что он последний пророк Всеблагого?
- Заратуштра сказал, что спаситель придёт три раза.
- Он пришёл, принёс Учение. Решение за тобой. Новый договор - новая молитва! Крещение даст очищение и силы идти по выбранному пути. Но надо идти и исполнять договор: выбирать чистый шаг в дарованных мгновениях. Тогда сила будет расти. Примешь крещение и отложишь исполнение - сила уйдёт. Вера без дел мертва, как тело без духа. Возьмёшься за исполнение Нового - и прежнее будет исполнено.
- Хочу идти с тобой и дальше. Дай мне молитву. Прости меня, что заставил тебя убеждать. Я должен был услышать сказанное тобой, - Алан прижал ладонь к сердцу и низко поклонился...
Дом, который принял нас, путников, стоял у реки. Я разровнял рукой влажный прибрежный песок. Подумал, глубоко вздохнув: "Деда нет, теперь надо самому становиться дедом и самому принимать решения". Написал на песке молитву вдоль течения реки.
- Постарайся выучить, пока песок держит написанное, - улыбнулся и ушёл в дом.
Алан вернулся быстро. Рассказал без остановки молитву. Удивил.
- Молодец, Алан. Что за секрет? Как выучил так быстро?
- Я не учил слова - запомнил твой рисунок. И как рядом с ним бежит речка. И жука помню, который медленно ползёт в конце молитвы. А вначале молитвы пробежала ящерица. А на другой стороне речки пела птица... Наставник, - продолжил Алан, помолчав, - позволь, Евсей, буду называть тебя так - это нужно мне, чтобы не свернуть с этой узкой тропы...
- И наверняка попасть в Дом Песен, - засмеялся я и обнял Алана. - Зови как хочешь, лишь бы это было тебе в помощь.
Я чувствовал, понимал, что в нём живёт сейчас вопрос о воде. Верующий перс не может позволить себе ступить в живую воду и осквернить святое творение Целостности. Я видел это переживание в нём. И искал, как помочь. Думал об Оливии, она помогла бы мне сейчас. Представил её ясно, даже почувствовал прикосновение к моей руке. Увидел её улыбку, услышал: "Помогу".
Мы вышли из дома к реке. Я на всякий случай взял с собой деревянное ведро с ручкой из лозы - для воды...
У реки стояла девушка, конечно, красивая, и смотрела на написанную на песке молитву.
- Ты видишь девушку у воды? - спросил я.
- Где? - встрепенулся перс.
- Перед нами, она как будто читает молитву.
- Нет, не вижу. А она красивая?
- Очень! - сдержал я улыбку. - А персы верят, что у реки есть дух-хранитель?
- Конечно. Любой перс это знает. Это божества Целостности Всеблагого Ахура-Мазды.
Я согласно кивнул. Девушка подняла на меня глаза цвета предвечернего неба, пристально посмотрела в меня. Иссиня-чёрные вьющиеся волосы, губы с плавными изгибами, живые, как река...
- Приветствую тебя, друг Хозяев земель и вод! Сил и здоровья тебе и друзьям твоим на пути вашем! Меня попросила Оливия, подруга моя, помочь тебе. Я Хозяйка этой реки, Хранительница. На этих землях нас зовут Хранителями. Я буду звать тебя Другом Хранителей. Так мы называем тебя между собой... Меня зовут Чиста, так обращаются ко мне друзья - Алану понравится моё имя.
- Приветствую тебя, Чиста! Восхищён твоей красотой и мелодичностью твоего голоса, - сказал я вслух. - Мне нужна помощь твоя, прекрасная Хранительница вод! Ответ твой приму с благодарностью и уважением ко всем Хранителям Целостности. Если войду для омовения в твои чистые воды, могу ли я осквернить их?
Алан с большим удивлением и внимательно, слегка открыв рот, смотрел на меня.
- Лучше попробуй её увидеть, - сказал я ему и указал перед собой.
- Евсей, друг мой, - улыбалась Чиста. - Ты можешь омыться в этих водах, ничего не выражая словами - благодарность, внимание и уважение есть в твоём сердце! Ты же знаешь, девушки всех возрастов, как и все люди, ждут уважения и внимания. А я молодая девушка всегда - когда-то люди захотели видеть меня такой. А молодые девушки ждут ещё больше внимания и заботы... - Чиста была в игривом настроении красивой горной речки.
Я подумал, что хорошо было бы Алану слышать и видеть всё это. Чиста продолжала свою мелодию более бурным течением:
- Я Хранительница благого творения Высшего Отца в помощь всему живому на Земле. Мне можно принести неудобства, осквернить на какое-то время мои воды - но лишь на какое-то время. Пока это лишь мгновения. Чьё-то безрассудство - это большие неприятности для самого безрассудного. Я не могу исчезнуть, погибнуть, пока есть Земля. В моих водах всё живое, я живу для живого, жизнь не может осквернить меня...
Человек умеет творить, он не Хранитель. Если он решил, что может осквернять мои воды кровью живого, грязными мыслями и словами - это безрассудство. Такому человеку не надо омываться в моих водах...
Человек, подойди ко мне с чистыми мыслями и словами, с вниманием, уважением, благодарностью! Ты же имеешь красивые, сильные молитвы, очищающие тебя и мир вокруг тебя. Обрати доброе внимание на живущих со мной рыб, птиц, змей, улиток, бабочек: они никогда не оскверняют меня, они не умеют этого. И тогда я рада принять тебя в свои воды и наполнить тебя чистотой и силой - я живу для этого.
Иначе я, девушка, вынуждена буду бороться с человеческой грязью, вымывать её. Это утомительное занятие. И болезненное для человека...
Мы рождены все в одной Колыбели. И хранить её нам, она - наш Дом...
Евсей! Друг Хранителей! Всегда рада помочь. Мои сёстры и братья - всегда вам в помощь. Это не только ваша битва с Тьмой за чистоту, но и наша - за жизнь!
Алан пока не видит меня. Моё приветствие ему. Он хороший человек. Умеет слышать жизнь внутри себя. Это принесёт ему счастье.
Прошу тебя, Друг Хранителей, омойся в моих водах, принеси мне радость! - Чиста улыбнулась дыханием моей мамы, прикоснулась к моим стопам. Слёзы потекли тихо из моих глаз - омовение началось. Я не смог в присутствии Чисты снять с себя лёгкий хитон... Возблагодарил Отца за дарованную жизнь, опустившись на колени у воды. С благодарностью прикоснулся рукой к живой воде. Дотронулся влажной рукой до лба. Поднялся и зашёл в воду. Неспеша три раза погрузился в ласковую речку, представляя льющийся на меня со всех сторон свет. Мысленно проговорил: Во Имя Отца, Сына и Святого Духа!
После третьего погружения Чисты уже не было. Рядом со мной в воде стоял Алан.
- Я всё понял, наставник. Желаю принять крещение через твои руки.
Я помог Алану лёгким прикосновением трижды погрузиться в реку Чисты. Мы вместе проговорили заветные слова. Так мы с Аланом однажды приняли крещение...
Тогда я ещё подумал, что такое таинство можно свершать не раз в жизни. Ныне я так и делаю. Да и в то время свершал это чудесное омовение там, где встречалась живая вода,...
Несколько строк о молитве. Она отличалась от современной одной фразой, остальные отличия были несущественные, связанные с нюансами перевода.
Но эта фраза несла в себе существенное отличие. Ныне молящийся просит Отца не вводить во искушение, но избавить от лукавого. Эта странная фраза входит в противоречие с тем, что когда-то сказал Рабби: "Отец никогда никого не искушает. Он любит".
И в каноническом тексте письма Иакова, брата Господнего, сохранились строчки: "И пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: "Это меня Бог искушает" - Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает! Но каждый человек искушает себя сам: его увлекают и манят собственные желания. А желание, зачав, рождает грех. Грех же, созрев, производит на свет смерть".
Нет цели исследовать, откуда появилась странная строка в молитве. Да это и не важно. Просто скажу, как звучала во времена той моей молодости эта строка. Это будет перевод древнегреческого языка на современный русский: "...оберегай нас от искушения и защити нас от зла".
Глава 4
В один из вечеров после активного дня, посвящённого лечению детворы, к нам в дом заглянул человек. Я уже видел его на наших встречах. Невысокого роста, весь круглый, добродушного вида, с большими близорукими глазами и небольшим количеством волос на голове. Звали его Марк. Он хотел отдельного разговора.
Весь городок знал его как зажиточного хозяина, имеющего рабов и много серебра. Марка тронула Весть, сердце его взволновалось. Он видел в услышанном Свет и Силу. Его родственник был очищен от многолетнего одержания. Марка терзали противоположные чувства: он был богат и очень хотел быть в общине, причащённым к Слову Божьему. Коротко о нашем долгом общении.
- Что мне делать, Евсей? Посоветуй! Хочу быть в общине, участвовать в общей трапезе, в причастии. Я знаю, у членов общины имущество общее. Да, нищих не должно быть, мы должны помогать друг другу... Но как это - раздать богатство нищим? Кто-то ведь сам выбирает такую жизнь, не хочет работать! Как это раздать? И твои слова на встрече: скорее верблюд пройдёт через игольное ушко, чем богатый в Царствие Небесное... Помоги найти выход - меня разрывает!
- Слова не мои, Марк. Так Учитель говорил. Выход? Брат, я не проживал такую ситуацию. Мне нечего отдать, кроме сердца и мастерства. Как я буду советовать тебе? Твоё испытание, твой выбор. Буду молиться за тебя.
- За молитвы твои благодарю! Но подожди. Представь, что ты мой родной старший брат. Мне плохо... Ты ведь можешь сказать, как бы ты поступил, чтобы у меня внутри был мир? А ты - брат, который знает, что говорил об этом Учитель.
- Давай рассуждать вместе. Оба богатства не сохранить, как не сесть на двух лошадей сразу - ноги разъедутся. Одно богатство умрёт в нежданный час вместе с твоим телом, ну или сгниёт чуть позже. Другое, которое в сердце собираешь, останется с тобой на Небесах, там ничего не сгниёт и не испортится. Но второе богатство собирается, когда исполняешь Божье. Что выбираешь, брат? Только твой выбор! Советовать не буду.
Марк почесал лысину, вздохнул несколько раз, вспотел.
- Раз уж к тебе пришёл... И раз вопрос ребром... Рискну! Выбираю то, что не потрогаешь, но что не гниёт на Небесах!
- Важный выбор. Согласен с тобой... Теперь нам надо пройти через игольное ушко. Это возможно, если ты станешь небогатым. Богатый не пройдёт, а у небогатого должно получиться. Но тогда богатство надо раздать, отдать. И не просто нищим, а нуждающимся. Готов дальше говорить? Будешь делать такой шаг?
- Буду, - Марк был весь красный от напряжения. - Только скажи, как это сделать?
- Рассуждаем дальше. У тебя есть деньги, их нельзя давать в рост, а надо дать тому, от кого ты их не возьмёшь обратно. Нуждающемуся. И в то же время - пусть запотеет даваемое в твоих руках, пока не будешь знать, кому даёшь.
- В рост давать не буду, - быстро ответил Марк.
- Хорошо. А кто будет тем нуждающимся, кому ты дашь и не будешь ждать обратно?
Марк перестал краснеть, задумался.
- Я бы не дал денег тому, кто сам не работает, кто их пропьёт или потратит на грешницу.
- Я поступил бы так же, - сказал я. - Но тебе надо кому-то отдать своё богатство, чтобы протиснуться в ушко.
- Вдове с детьми дал бы. Да и вдове без детей, если трудолюбивая. И детям бы на еду дал в семье, где детей много и мужик трудится, но не справляется...
- Молодец, Марк. А мастеру, у которого мастерская сгорела, дал бы? А юноше, который хочет мастерскую поставить? А женщине с детьми, у которой муж к другой ушёл и не помогает?
- Да, всем бы им помог. А мужу, который ушёл, морду бы набил. Знаю о ком говоришь. Если не сам, то работников попросил бы набить...
- Ещё важный вопрос: а рабов отпустил бы? Останутся, так останутся... Но выбор дал бы им такой?
- Ну, Евсей, подожди! А если они все уйдут?
- Значит, такой ты хозяин... Но не беда! Знать правду будешь о себе. И ушко иголки пошире будет видеться.
- Да, отпустил бы. И правду о себе знать хочу!
- И добавлю, брат: наверное, ты был бы рад, если бы все перечисленные нами люди были, как и ты, устремлены к Божьему?
- Да! Мне было бы легче отдать. Я бы знал тогда, что отдаю не в пустоту... Да, был бы этому рад - после пережитого в разговоре с тобой!
- Мы можем сейчас оставить этот разговор. Вернёмся к началу... Ты решаешь за себя. Я молюсь за тебя.
- Я уже сделал шаг внутри себя. И, кажется, догадываюсь о следующем... Скажи, что ты имел в виду. Я хотел бы научиться рассуждать и принимать решения, как ты. Ты ведь скоро уйдёшь дальше.
- Не во мне дело. Рабби говорил: тот, кто жаждет пить из Его уст, станет, как Он, и тайное откроется жаждущему... Выражу словами, к чему ты пришёл... хорошо, мы пришли. Мы пришли к общине в твоём городке. К общине устремлённых к Свету, христианской общине, подобной той, что создали прямые ученики в Иерусалиме. Ты со всем своим богатством и с теми рабами, которые стали свободными, но не ушли от тебя, приходишь в общину... хотя приходить уже никуда не надо. Ты - хозяйственная часть общины, хлебная основа. У тебя уже нет твоего богатства. Ты вошёл в игольное ушко. Но ты не устраняешься от дел, ты - старший диакон. По сути, ты будешь делать то же, что делал раньше. Но вся трудность будет в том, что ты не один будешь принимать решения, а вместе со всеми, на равных. Здесь и будет школа Света. Ты будешь принимать решения вместе с братьями, вы будете обсуждать, учиться слушать, приводить доводы: как накормить вдов и детей, сколько зерна вырастить, какие мастерские поставить, как распределить выращенное, куда деть излишки, если они будут, где взять то, чего не хватает, кто из подрастающих мальчишек чем будет заниматься... Дел будет очень много. А ещё организовать общие трапезы, причастие, организовать женщин для подготовки трапез... Одному справиться с этим не получится, да и нет такой задачи, нужен будет совет способных к этому мужчин - ответственных, без корысти, хороших хозяев своих домов. Ну вот, остальное узнаешь во многих делах. Мой брат Марк, другого пути к счастью и Свету не вижу...
Марк крепко обнял меня:
- За этим, брат Евсей, я и пришёл к тебе! Был ещё вопрос, но уже нет. У меня есть лучший раб... работник Назир. Он из Александрии. Один раз я отпустил его на встречу с тобой. Он потом взмолился: "Отпусти меня, Марк, с ним. Тебе воздастся. Я теперь должен быть его слугой". Назим в юности знал кого-то из апостолов и мечтал о встрече с таким человеком вновь... Подмога будет тебе в пути настоящая, он всё умеет - и морду набить, если что, руки у него сильные! И не один он пойдёт с тобой. Есть ещё у меня Юния, работница. Любит она Назира сильно, а он не похоже, что любит... Не может она без него! Чтоб толк от неё был, даю ей работу рядом с ним. Пусть тоже идёт с тобой. Проворная, добрая, еда у неё вкусная получается...
Утром нового дня Марк, Назир и Юния приняли водное крещение в реке, которая текла рядом с нашим домом. На мгновенье показалась Чиста, улыбнулась глубиной густо-синих глаз.
Назир был черноволос, бородат, смугл. Моего роста, с чёрными, как смородина, глазами. Сильное тело, быстрый улыбчивый взгляд, орлиный нос. Юния была небольшого роста, красивая и добрая. Глаза одного цвета с моими - серо-голубые.
Марк был в хорошем настроении, чистые близорукие глаза лучились. Улыбался - он сделал выбор.
- Брат! - обнял я его. - Учитель когда-то сказал: "Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, но тот, у кого есть сила, пусть откажется". Это про тебя, Марк. И ещё: "Тот, кто нашёл самого себя, мир не примет его".
Приближался день продолжения пути. Мы с Лукой выковали для Марка короткий меч. Сталь получилась добрая, с красивым рисунком. Делали от сердца и с молитвой.
Что для мужчины, особенно в те времена, могло быть лучшим подарком, чем качественный нож? Механические хронометры тогда ещё не изобрели. Да и страны с названием Швейцария тогда ещё не было. По тем территориям проходила граница великого Рима, там жили германские племена, сильные и склонные к организации, уже тогда посматривавшие в сторону Рима...
Когда прощались с новыми друзьями, сказал им держать связь с уже опытной общиной в десяти днях пути на запад.
- Восточные общины, которые встретим на пути, тоже свяжем с вами. Постараюсь быть у вас, если будет на то Воля Вышняя, на обратном пути.
Вспомнил слова Рабби и передал их друзьям, как это делал Дед: "Не связывайтесь с миром, но связывайтесь словами и делами своими с Господом, чтобы то, что порождаете, было подобно не миру, а Господу".
Глава 5
Нас стало пятеро: Лука, Алан, Назир, Юния и я, Евсей. Юнии было семнадцать лет. Она родилась рабыней. Её мама, иудейская девочка-подросток, была продана в рабство римским воином после разрушения иерусалимского храма. Кто её отец, Юния не знала. Мама дала ей латинское имя, думая, что с таким именем в империи жить безопаснее.
История Назира более долгая и сложная. Он не родился рабом. Он был сыном пастуха, а значит, пастухом. У него были отец и мать, два брата и две сестры. Жила семья недалеко от Александрии. В их селении расположилась лагерем римская центурия. Провидение распорядилось так, что Назира полюбила дочь командира центурии. А Назир всем сердцем полюбил её. Было им тогда по шестнадцать лет.
Девушка находила любой предлог, чтобы увидеть любимого. Стала послушной дома и часто бегала за молоком и брынзой в семью Назира, чтобы накормить любимого отца. И путь её за молоком получался гораздо более длинным, чем расстояние до дома Назира. В этих походах за молоком девушка и юноша признались друг другу в любви и поклялись никогда не расставаться.
Внимательный и любящий отец, опытный воин, конечно, увидел состояние дочери и попросил её прекратить отношения с юношей не её сословия - а если она не прислушается к просьбе отца, то у юноши будут большие неприятности. В общем, отец посоветовал дочери позаботиться о жизни любимого - оставить его.
Влюблённые решили бежать. Назир хорошо знал, где находилась община коптов, египетских христиан. Он был знаком с пожилым человеком по имени Марк, который основал эту общину. Марка называли апостолом и говорили, что он был учеником Петра.
Бывало, Назир оставлял овец на зелёном склоне и убегал на весь день к Марку. Апостол рассказывал о Царстве Божьем: там царит любовь, нет войны и рабства, люди равны и заботятся друг о друге. Царствие это надо строить в себе и рядом с собой. Для этого предстоит учиться любить ближних как самого себя; не делать им того, чего бы ты не желал, чтобы случилось с тобой; делать добро даже тем, кто тебя ненавидит; молиться за тех, кто тебя гонит и преследует... Назир мечтал жить вместе со своей любимой среди таких людей, которые учатся любить друг друга. Он хотел строить Царствие Божье на Земле. Назир ещё не познал тогда мир, в котором родился и жил, но запомнил слова Учителя, пересказанные Марком: "Тот, кто познал мир, нашёл труп, кто нашёл труп - мир недостоин его..."
Побег влюблённых укрывала короткая летняя ночь. Дойти до общины им не удалось. Отец с отрядом конных воинов настиг беглецов... Убивать Назира не стал. Юноша был закован в кандалы и брошен в темницу. Его ждала смертная казнь за покушение на жизнь гражданки Рима, которой была его возлюбленная. В темнице Назир научился подолгу молиться и полагаться на Волю Отца. У него появилась возможность молиться за того, кто его гонит - за отца своей любимой. И он молился за него, за неё, за своих родителей, братьев и сестёр.
Девушка сказала отцу своему, что если Назир умрёт, то и она жить не будет. Центурион продал Назира на рынке Александрии перекупщику рабов за небольшую цену с условием, что юноша будет переправлен через море и там продан. На прощание воин сказал Назиру: "Благодари дочь мою, что остался жив".
Сегодня Назиру было двадцать три года. Он всё ещё любил дочь центуриона, хотя и понимал, что Царство будет строить без неё. А Юния заботой, преданностью, спокойным терпением потихоньку отогревала его мужественное сердце.
Наша дорога была, конечно, сугубо мужским делом. Она не могла быть смыслом, домом для женщины. Но судьбу не выбирают, её проживают, желательно с благодарностью. Юния умела быть благодарной за дарованные дни. Она была счастлива дорогой с нами. Родиться рабыней, быть рабыней и вдруг оказаться свободной, рядом с любимым - какой бо́льший подарок можно ожидать от судьбы?
Дни перехода до предстоящего селения совпали у Юнии с естественным девичьим ежемесячным недомоганием. Она переносила это легко, на ногах и в хорошем настроении, лишь иногда отлучалась от нас и просила подождать её. Подошло время остановиться у большого ручья на ужин и ночлег. Четверо молодых мужчин были голодны.
Алан, как обычно, отвечал за костёр. Лука и Назир пошли к ручью за рыбой, там возблагодарили Отца, выразили внимание и благодарность силам земли, ощутив дозволение взять желанные дары, оставили часть лепёшки на прибрежном камне, другую часть раскрошили в ручей, прикоснувшись с уважением к воде. Небольшой сеткой из конского волоса перегородили русло. Взяли необходимый, уже знакомый, объём рыбы, остальную отпустили.
Ужин был сварен быстро. Юния умела готовить легко и вкусно. Она без труда выучила молитву, творила её не только три раза в день, но и перед приготовлением пищи. Готовила еду в лёгком настроении, напевая простые мелодии восточного рисунка. Она умела быть довольной жизнью и без труда находила вокруг себя поводы для такого состояния...
Благословлённый ужин был съеден без промедления. Но за трапезой чувствовалось напряжение. Когда закончили с едой, я посмотрел на Алана:
- Говори, что случилось. Напряжение между нами не годится. В следующий раз, если сам не справляешься, говори своё переживание до ужина.
Я догадывался, что возникшая ситуация связана с воспитанием Алана, с отношением к особенностям женщины в той традиции, в которой он вырос.
- При ней не могу, - сказал Алан.
- Говори, Алан, если только разговор не о том, о чём мужчина и женщина никогда друг с другом не говорят.
- Не могу оценить, можно ли при ней, - ответил Алан.
Юния без напряжения, с улыбкой отошла от нас. Алан проговорил мне на ухо тревожащее его, тема оказалась немаленькая и была связана с ограничениями для женщин, принятыми мужчинами в законах древнего времени. Я подумал и всё же решил позвать Юнию.
- Друзья, - начал я издалека, - короткая история от Деда Иоанна из того времени, когда Учитель вместе с учениками, среди которых были и женщины, возвещали Слово Божье, переходя из селения в селение. Может быть, женщины и не считали себя учениками Рабби, они просто создавали домашний уют в дороге для тех, кого любили, кто им был дорог. Но они учились у Рабби жизни вместе с мужчинами. И Он уделял им внимание в общении у костра так же, как мужчинам, когда у них, женщин, находилось время, свободное от многих дел.
Пётр сначала ревниво относился к женщинам рядом с Учителем, особенно к Мариам из Магдалы: "Пусть Мариам отойдёт от нас, - сказал как-то Пётр у костра. - Женщина есть женщина, пусть занимается своими делами, незачем ей слушать наши мужские разговоры..."
"Смотрите, друзья мои, - сказал Рабби Петру и ученикам. - Я направляю её и буду направлять, как направляю и вас, мужчин, чтобы она тоже стала духом живым. Ведь женщине до́лжно, подобно вам, стать духом живым, чтобы войти в Царствие Небесное. Да, у неё есть женские дела, как у вас есть мужские. Но она не может быть хуже вас, как не может быть и лучше. Вынашивающая детей ваших отличается от вас. Но она равный вам человек перед Отцом".
Вот Пётр и учился быть другим, по-новому видеть женщину. Скрипел, но старался делать так, как говорил Рабби, учился уважать женщину, видеть в ней равного себе человека, имеющего немужское предначертание. И когда после ухода Рабби настало время нести Благую Весть, Пётр иногда, как рассказывал Дед, даже брал с собой в дорогу жену...
Потом свой щекотливый вопрос проговорил, краснея, Алан. Мы обсудили его вместе, в присутствии Юнии. Перс считал, исходя из понимания, с каким вырос, что женщина становится нечистой в те дни, когда ежемесячно недомогает. Тогда ей нельзя находиться рядом с мужчинами, общаться с ними, попадаться им на глаза, прикасаться к воде, подходить к всегда святому огню. И, тем более, ей нельзя готовить пищу, так как в такие дни она оскверняет всё, к чему прикасается.
- Друзья, есть ли что сказать? И как будем поступать дальше в такие дни? Они могут длиться неделю, - сказал я.
Лука решился:
- Учитель к мёртвым прикасался и к больным, и к прокажённым... И не осквернялся. Важно, думаю, не то, к чему прикасаемся, а что из сердца выходит. Ну и что, что Юния в эти дни пищу готовит? Она ж не больная, не прокажённая, не заразная. Сердце у неё доброе, песни поёт. И еда вкусная получается - я так не смогу приготовить. Трапезу мы благословили, Отца возблагодарили. Если Юнии в такие дни не трудно, пусть готовит. Буду есть с удовольствием и благодарностью.
- Согласны, братья? - переспросил я.
Назир и Лука решительно кивнули.
- Как скажешь, наставник. Как решите, так и будет, - сказал Алан.
- Веселей, Алан! Отпускай своё прошлое отношение, пусть растворяется в благословении Отца... Разве может Всеблагой сотворить что-то нечистое? Как может женщина быть нечистой в какие-то дни? Тогда и мужчина нечист, ведь женщина из него сотворена. Ты же знаешь, перс, что нечистыми нас могут сделать только наши собственные мысли, слова, дела. Вот за этим и продолжаем смотреть, славя Господа... А по еде решим так. Если Юния в такие дни чувствует себя хорошо, в сердце у неё легко, напевает песни, то мы ждём от неё хотя бы ужин. Если ей трудно, самочувствие не очень, она предупреждает меня, и мы готовим еду сами или не готовим совсем. В любом случае даём Юнии отдохнуть и предлагаем ей ту пищу, которую будем иметь сами.
На том и остановились (Алан смиренно согласился), а принятые друзьями решения подлежат, как известно, исполнению.
Обговорили и ещё одно правило нашей дорожной жизни. Когда женщина готовит еду у очага, не надо отвлекать её разговорами, давать советы без её просьбы. Можно лишь сделать то, в чём она попросит помощи для приготовления пищи. Женщине же не надо подсказывать мужчинам, как и какую рыбу ловить, как охотиться. Вспомнили слова Учителя: "Готовь и принимай трапезу в благости. Ибо что думаешь и что говоришь - то и будет в пище твоей".
Осенние ночи уже стали прохладными. Как-то раз на ночлег остановились на взгорке у небольшой оливковой рощи, там было теплее - роща отдавала тепло солнечного дня. Я засыпал последним, думая об Ани, чувствуя запах её волос, слушая её мысли, рассказывая ей о прошедшем дне...
Вдруг как будто прошелестел коротким порывом ветер. Я открыл глаза: передо мной, в двух-трёх метрах, стоял человек. Я закрыл глаза, снова открыл: он продолжал стоять. На правильном лице лёгкая улыбка. Я поднялся на ноги. Открывай, закрывай глаза - человек запечатлелся во мне чётким объёмным рисунком. Через него не просвечивал ни лес, ни звёздное небо, он был даже слишком реальным. Красивый статный мужчина средних лет, хотя затрудняюсь назвать возраст. Большие необычные тёмно-синие глаза (непонятно, как я ночью определил цвет), проницательный глубокий взгляд - я понимал, что он без затруднений читает моё состояние и мысли. В его чёрных волосах и аккуратной бороде серебрилась редкая седина. Высокий лоб, прямой тонкий нос, правильно очерченные брови. Одет во всё светлое. Хитон длиною до колен тонко расшит белым золотом. Рисунок шитья был одинаков и на планке хитона, и на столбике воротника, и на рукавах вокруг кистей рук, и на канве вокруг колен. Это был набор одинаковых окружностей, соединённых в спираль. Головной убор, невысокая шапка с плоским верхом, был расшит тем же узором. И ещё на планке хитона было пять небольших пуговиц матово-белого золота.
Я никогда прежде не видел этого человека - ни во снах, ни наяву. Мужчина кивнул мне, не опуская взгляда, с той самой лёгкой улыбкой на губах, и произнёс спокойным баритоном:
- В ближайшую деревню тебе лучше не заходить - незачем рисковать жизнью, она ещё пригодится. В восьми днях хода на восток дорога разветвляется на три тропы. Ваша левая. Идите по ней днём. Там есть большая тайная община - будете полезны. Лучшего места для зимовки уже не найдёте. И отряд твой сохранится, даже умножится.
- Кто ты? - спросил я.
- Как-нибудь потом скажу, - сказал незнакомец и просто исчез.
Глава 6
Утром рассказал друзьям о видении и предупреждении. Посовещались. И всё же решили идти в эту деревню. Уже несколько дней были в пути, требовалась небольшая передышка, а главное - нужен был хлеб. В деревне, оценив обстановку, мы сможем просто попросить ночлег и заработать на хлеб своими руками...
В селении уже знали о нас. Весть о пророке, возвещающем о Судном времени, и его учениках долетела сюда из того городка, где мы помогали создавать общину. Об этом рассказала женщина-эллинка, которая дала нам приют в своём доме. Она была вдовой с двумя детьми-подростками, мальчиком и девочкой. Её дом стоял первым при входе в деревню. Хозяйство было небогатым, но зерно в доме имелось. Я попросил кров на две ночи, сказал, что поможем по хозяйству, подлечим детей и пойдём дальше. Женщина поведала, что в селении большая иудейская диаспора, синагога, священник и старейшины - все они ждут встречи с пророком Судного времени.
- Вряд ли у вас получится пойти дальше, не поговорив с ними. Все уже знают, что вы остановились у меня.
После её слов что-то сжалось у меня под ложечкой.
Был полдень. Мы уединились на молитву в разных местах подворья. После молитвы обсудили предстоящие действия. Решили помочь вдове по хозяйству, уделить внимание детям, остаться на ночлег, а рано утром уходить дальше.
Назир занимался домашней мельницей - заменил жернов, в хозяйстве нашёлся запасной. Лука и Алан латали амбар, проявляя смекалку. Юния, напевая, помогала хозяйке готовить обед и пекла лепёшки нам в дорогу. Я вправил детям животы, показал их маме, как это делать. Научил их короткой молитве. Раскрыл простые тайны: как жить, чтобы не болеть. Попросил детей повторить мне эти тайны, запомнить их и делиться со своими друзьями.
Когда солнце собралось уходить за гору, в дом заглянул улыбчивый юноша. Это был сын священника.
- Достопочтенный пророк! Все уже собрались у синагоги и ждут вас. Я провожу и буду помощником в ваших просьбах.
Решили идти все вместе, Юния с нами. Хозяйка осталась дома, готовить еду нам в дорогу. Площадь перед синагогой была заполнена людьми. Старейшины сидели на деревянной скамье, священник стоял рядом с ними. Взаимные приветствия, знакомство.
Мне предназначалось место рядом со священником и старейшинами. За спиной - синагога и неширокий проход. Передо мной полукругом много людей. Лука, Алан, Назир и Юния расположились в первом ряду среди местных, в основном это были иудеи. У меня ещё не было опыта общения с теми, кто немало веков живёт в ожидании Машиаха.
Начал говорить. Представил народу себя, своих друзей, сказал, куда идём и для чего. Рассказал о своём учителе, иудее Иоанне, который прожил долгую жизнь и был одним из близких учеников Того, кого многие в Иудее, а ещё больше - в языческих землях, считают Машиахом, Помазанником Божьим.
Тронул и не самую любимую мною тему в таком общении - Давидову ветвь Рабби. Среда древнего закона и пророков требовала доказательств. Привёл родословную Сына Человеческого.
Потом стал говорить о чудесах и исцелениях, которые творил Рабби. Вперемешку с этим рассказывал о новых заповедях, данных Господом через Сына Своего. Я не стал приводить противопоставление с Древним законом, просто говорил о Новом. Заметил по характерным проявлениям, что в толпе есть бесноватый.