Редькин Александр Александрович : другие произведения.

Международные валютные отношения, тенденции их развития в современной России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Коментарии законодательства + немного истории и аналитики. Очень немного. Доклад подготовлен по законодательной базе, актуальной на 2004 год.

   Начало формирования современной системы международных валютных отношений (МВО) обычно относят к концу XIX - началу XX в. В этот период сформировались достаточные объективные предпосылки для непосредственного участия государств в валютных отношениях. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений, валютные кризисы стали оказывать весьма ощутимое влияние на национальные и мировую экономики, вызывая серьезные социально-экономические последствия.
   Существенную роль на завершающей стадии этого процесса сыграл постепенный отказ к 30-м годам XX столетия большинства стран мира от применения золотого стандарта как стихийного регулятора валютного курса. Это было связано с негативным влиянием золотого стандарта на процессы международной концентрации и централизации капитала. Кроме того, золото стандарт служил препятствием покрытию всевозрастающих государственных расходов за счет дополнительной необеспеченной эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджетов.
   Дальнейшее прогрессивное развитие МВО, продолжающееся и в наше время, было обусловлено главным образом созданием мирового рынка товаров и услуг, колоссальным увеличением всемирного товарооборота, глобализацией систем связи транспорта, углублением международного разделения труд; и, как следствие, широкой интернационализацией хозяйственных связей и формированием мировой системы хозяйства.
   Одной из знаковых тенденций последних лет стал масштабный рост внешних займов российского бизнеса. Всего за два года приток заемного иностранного капитала в негосударственный сектор увеличился в восемь раз. В 2001 году он составлял 3 млрд. долларов, в 2002-м - уже 12 млрд., а в 2003-м достиг беспрецедентной для России величины - 23 млрд., долларов. Для сравнения: и 2002 году, согласно данным МВФ, совокупный приток заемных средств в негосударственный сектор всех стран с развивающимися рынками составил 59 млрд долларов. Отношение внешнего долга отечественных предприятий и банков к ВВП вышло на уровень 15%, сравнявшись с показателями таких стран, как Мексика и Польша. Вместе с участием в капитале отечественных компаний и реинвестированными доходами накопленный к настоящему времени объем иностранных вложений в российскую экономику достиг 40% ВВП, что соответствует уровню Японии.
   Интенсивное привлечение средств банками и корпорациями привело к тому, что совокупный внешний долг страны начавший было сжиматься в результате фактического отказа государства от новых заимствований, с 2002 года вновь начал расти. За последние два года он вырос на 21%, до 174 млрд долларов. При этом долг частного сектора более чем удвоился (с 29 млрд долларов в 2001 году до 67 млрд на конец 2003 года), а государства - сократился на 6%, до 107 млрд долларов на конец 2003 года.
   В Краснодарский край, за период с 1999-го, по 2002год включительно, инвестировано 217 млрд. рублей. По этому показателю мы на третьем месте после Москвы и Тюмени. Край входит в десятку лучших и по объёмам прямых иностранных инвестиций.
   В настоящее время термином международные валютные отношения обычно обозначают совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности, национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность.
   Несмотря на многовековую историю валютных отношений, тема валютного регулирования достаточно нова в науке права. В самом общем смысле под валютным регулированием мы понимаем комплекс целенаправленных действий государства по формированию или изменению сложившихся общественных отношений по поводу валютных ценностей посредством применения юридических и экономических мер воздействия. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики наряду с рыночным одновременно осуществляется и государственное регулирование международных валютных отношений.
   На валютном рынке формируются спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных валютопотоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредством ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии валютных операций.
   10 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), вступающий в силу в середине текущего года.
   Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Как и в соответствии с Законом от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1), он осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.
   Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Перечень агентов валютного контроля в новом Законе расширен. Ими являются: уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держатели реестра), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
   Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом распределены следующим образом: Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.
   Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти как органов валютного контроля между собой и обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
   Изменения по существу в сравнении с Законом N 3615-1 затрагивают следующие направления валютного регулирования.
   1. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Согласно Закону к валютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
   Понятие "внешние ценные бумаги" в Законе N 3615-1 отсутствует. Вместо него использовано другое понятие -"ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". При этом дается конкретный перечень таких ценных бумаг: платежные документы (чеки, векселя и др.); эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации); ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки); опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
   Такой же перечень ценных бумаг дается при определении понятия "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации". Вместо понятий "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации" и "ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте" Закон вводит понятия "внутренние ценные бумаги" и "внешние ценные бумаги".
   К "внутренним ценным бумагам" Законом отнесены эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в России, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Все остальные ценные бумаги, в том числе и в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом к внутренним, являются внешними ценными бумагами.
  
   2. В связи с изменениями в составе "валютных ценностей" и понятийном аппарате по-другому изложено и понятие "валютные операции". В соответствии с Законом к валютным операциям относятся следующие:
   -приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;
   -приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
   -приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также "использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
   -перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за рубежом;
   -перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории Российской Федерации, на другой счет, открытый на территории Российской Федерации;
   -ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг .
  
   3. В новом Законе уточнено и более четко сформулировано понятие "резидентство". К резидентам относятся:
   -граждане Российской Федерации, за исключением тех, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
   -юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
   -находящиеся за пределами территории Российской Федерации дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, консульские учреждения, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
   Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, если их отношения регулируются данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами. Нерезидентами являются:
   -физические лица, не относящиеся по указанным выше критериям к физическим лицам-резидентам;
   -юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств и имеют местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
   -их филиалы, представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации;
   -межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
   -аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства этих государств при межгосударственных и межправительственных организациях;
   -иные лица, не относящиеся к тем, которые указаны в перечне резидентов.
  
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"